стим у аутистов что это
Что такое стимы при аутизме
Одним из характерных симптомов у аутистов является самостимулирование, которое выражается в однообразных, многократно повторяющихся движениях тела. Как правило, такие движение бессмысленны и в медицине имеют термин – стимминг или стереотипия
Стимминг может наблюдаться и у здорового человека, но в легкой форме. У аутистов он проявляется регулярно и многократно. Стимы характерны для детей в возрасте от 1-го года, поэтому являются признаком раннего детского аутизма, синдрома Аспергера и других форм расстройства.
Ребенок занимается самостимулированием для того, чтобы получить определенные ощущения, воздействуя на сенсорные точки. Таким способом он получает психоэмоциональную разгрузку. Однако стимминг имеет не только это назначение. В зависимости от ситуации, аутист самовыражается при помощи стереотипии, привлекает внимание окружающих.
Какие бывают стереотипии при аутизме? Специалисты выделяют следующие категории:
1. зрительный. Проявляется в виде неотрывного взгляда на статические изображения, картинки, лампочку или часы на стене. Или же ребенок старается найти определенные геометрические узоры на обоях или ковре
2. слуховой. Характерной является эхолалия, когда ребенок повторяет однообразные фразы и слова, подолгу щелкает пальцами в такт, поет одну и ту же песенку
3. тактильный. Это кручение пальцев, разжимание кулаков, перебирание камушков, игра с тряпочкой и другие характерные действия
4. вестибулярный. Проявляется в однообразном покачивании из стороны в сторону, хождение по кругу или переминание с ноги на ногу.
5. вкусовой. Облизывание, пробивание различных предметов на вкус
6. обонятельный. Обнюхивание предметов.
Стимы при аутизме можно использовать, чтобы отвлечь ребенка, поручив ему выполнять какую-нибудь несложную задачу. Однообразное действие поможет заострить внимание только на одном предмете.
Личный опыт. Стереотипии у детей с аутизмом
Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий
У каждого из нас есть двигательные стереотипии. Когда я говорю с подругой, я накручиваю волосы на палец. Может быть, вы начинаете грызть ногти, если нервничаете или скучаете. Может быть, у вас есть привычка стучать пальцами или ручкой по столу, когда вы задумываетесь. У меня был знакомый, который любил жевать палочки корицы, и я знаю человека, который совершает необычные движения глазами.
Есть люди, которых я узнаю издалека по характерным для них движениям. Мы все знаем людей с раздражающими стереотипиями, например, привычкой хрустеть костяшками пальцев каждые 5 минут, часто повторять одну и ту же фразу, или такими социально неприемлемыми стереотипиями как ковыряние в носу или кусание руки.
Что такое стереотипия
Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».
Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».
В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.
Неверный вопрос
«Как прекратить стереотипии?» Обычно это первый вопрос, который задают родители, когда маленький ребенок открывает для себя стимминг. И это неверный вопрос.
Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.
И самое важное — ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать у ребенка желание избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.
Верный вопрос
«Почему мой ребенок прибегает к этому поведению?» Всегда лучше начинать с поиска причины и понимания мотивации поведения. Вот несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:
Чрезмерная стимуляция: Стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.
Недостаточная стимуляция: Стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.
Уменьшение боли: Повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.
Управление эмоциями: Как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.
Саморегуляция: Некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.
Не так давно я читала в блоге одной мамы, что она не понимала, почему ее сын прикрывает уши руками во сне. Он начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. Так что он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.
Когда необходимо уменьшить стереотипии
Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.
Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.
Как уменьшить стереотипии
Вот несколько идей о том, как можно уменьшить время, посвященное стереотипиям, и одновременно развивать навыки общения:
— Медицинское обследование, чтобы исключить физические причины стереотипий, например, ушные инфекции, хронические боли, мигрени, отслоение сетчатки.
— Улучшение сенсорной и эмоциональной обстановки, чтобы ребенку было комфортнее и потребность в самоутешении уменьшилась.
— Спорт, физические упражнения и другие интенсивные физические нагрузки уменьшают стереотипии. Возможно, это связано с тем, что при физических нагрузках освобождаются бета-эндорфины, как и в результате стереотипий.
— Продолжайте общение, даже если возникли стереотипии. Джеймс МакДональд предполагает, что люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипики скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. МакДональд рекомендует выполнение различных занятий по очереди, при этом не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.
— Создание положительной ассоциации между стереотипией и социальным взаимодействием. Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Джулия Мур считает, что если выделять запланированное время на стимминг после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.
— Присоединитесь к стереотипии! В некоторых подходах взрослым предлагается присоединиться к самостимулирующему поведению, чтобы инициировать общение. Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним. Мой сын «стимился», поднимая руку и разговаривая с ней, как будто смотрелся в зеркало. Он был в восторге, когда я начинала делать это вместе с ним!
Затем вы можете добавлять к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.
Другими словами, чтобы уменьшить стереотипии, предложите замену, которая будет более привлекательной!
Стимы при аутизме
Самостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).
В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.
В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.
Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.
То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).
Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.
ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ
Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:
Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.
Визуальный
Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:
Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).
Звуковой
Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:
Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.
Тактильный
Среди признаков тактильного стимминга:
Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.
Вестибулярный
Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.
Вкусовой
Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.
Обонятельный
У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.
Стим у аутистов что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами.
Бесплатные занятия с логопедом
Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Чаще всего подобного рода поведение можно наблюдать у людей, страдающих РАС.
Стимминг (стереотипии, навязчивые и стереотипные движения и действия) у аутистов подавляет навык концентрироваться, следовательно, негативно влияет на образовательный процесс. Пациенты с РАС рассматривают стереотипии как полезное занятие, именно по этой причине отучить их от них достаточно сложно. Важно не просто устранить цикличные движения и действия, а определить связь между причиной и поведением и подобрать альтернативное действие.
Важно: часто дети занимаются самостимуляцией (стиммингом) со скуки, следовательно, рекомендуем подобрать для ребенка с аутизмом функциональные виды деятельности.
Виды стереотипий при аутизме
В ходе многочисленных исследований и наблюдений были определены следующие виды стереотипий:
Как остановить стереотипии у аутиста – практические советы
Первый совет
За ребенком или взрослым с РАС необходимо внимательно наблюдать и вести дневник. В дневнике записываются время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения необходимо описывать максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия.
Второй совет
Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельность?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?».
Третий совет
Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением. Если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т.д.
Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно включить яркие мультфильмы или использовать игрушки.
Если ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым).
Рекомендации и предупреждения
Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.
Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:
Когда необходимо уменьшить стереотипии
Стимминг часто оказывает препятствия в образовательном процессе ребенка и в процессе социальной адаптации. Некоторые разновидности самостимуляций могут наносить вред как самому ребенку, так и окружающим.
При первом проявлении стереотипных движений рекомендуется пройти полное обследование, так как они могут быть результатом определенных медицинских проблем: головных болей или иных дискомфортов в организме, о которых пациент не в силах (за счет своих особенностей) рассказать окружающим.
Как уменьшить стереотипии
Уменьшить появление стиммингов можно несколькими способами:
Иными словами, хотите побороть стимминг, предложите соответствующую альтернативу.
Стереотипии при аутизме: отзывы
В процессе борьбы со стереотипными движениями и действиями родители ищут разнообразные техники и методики, эффективность которых обсуждают на интернет-форумах, в блогах и социальных сетях. Ниже приведены примеры отзывов, которые были взяты со следующих интернет-платформ:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/573678459/ и
https://www.babyblog.ru/theme/stereotipiya-pri-autizme.
Положительные | Отрицательные |
Корректировать стереотипии важно, ведь от них нарушается навык концентрации, они замыкаются в себе в период так называемой «медитации», уходят как в космическое пространство. Мне лично очень страшно было наблюдать, когда сын садился посреди комнаты и перебирал платочек наблюдая в одну точку. Мы боролись с таким поведением полгода, пока постепенно не научились переключать на иные виды занятий. Сейчас стимы для нас очень редки, и это радует. Знаю точно, игнорировать их нельзя. (Марина) | Вообще не рассматриваю наличие стимов как проблему, стимы есть не только у людей с аутизмом, но и у взрослых, я, например, когда нервничаю кручу волосы, муж у меня при работе стучит карандашом. И таких примеров много. Если подобное поведение помогает деткам успокаиваться и расслабляться, почему бы и нет. (Тамара) |
В течение дня не наблюдала за дочерью стереотипных движений, а вот в период укладывания спать она всегда мурлыкает один и тот же звук и перебирает пальцы рук. Психологи в один голос твердят, что в нашем случае стимы полностью безобидны, и от них можно не избавляться. (Таисия) | Ни один из существующих методов так и не помог нам убрать вкусовой стим, мы все грызем, ВСЕ. Уже просто отчаиваться начала. Приходится постоянно наблюдать за дочерью, и забирать опасные предметы с рук принудительно, что провоцирует ужасную истерику. (Светлана) |
Я начала на каждую стереотипию включать громко музыку или на компьютере ускоренно мультфильм – помогает, отвлекается быстро, и переключается тут же на другие занятия. (Алиса) | |
Правду говорят, стимы возникают от безделья. Я после того, как насытила движением каждую минуту сына, мы забыли о стереотипии напрочь, и засыпать стали легче, так как он невероятно уставал. (Оля) | |
Игнорировать стимминг нельзя. И чем раньше с ним начать бороться, тем проще будет добиться результата. У нас тактильная самостимуляция преобладала, так нам очень помогли мягкие игрушки разной текстуры и величины и массажные движения в ванной лоскутами тканей. Со всем можно справиться, если иметь желание и терпение. Удачи всем. (Юля) |
Вывод
Стимы чаще всего проявляются у детей с расстройством аутистического спектра. Полное погружение в стереотипные движения негативно влияют на способность пациентов овладевать социально важными навыками.
Сегодня существует большое количество способов и методик борьбы со стереотипией. Помните, чем раньше определить причины и типы стимминга, тем проще и без стрессов для ребенка можно с ним справиться. Подобрать методику поможет детский психиатр и психоневролог.
Стимы при аутизме: что это такое и для чего они нужны?
Многие аутичные дети совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы. Действия эти зачастую сильно пугают родителей. Мамочки не понимают, почему их ребенок ведет себя так неадекватно, теряются, не знают что делать.
Одна мамочка со слезами на глазах жаловалась на консультации:
– Сын всё время корчит гримасы, кусает губы, порой до крови, дергает себя за нижнюю губу, и даже не замечает этого. А ведь ему уже 7 лет. Поведение дурацкое. Детки над ним смеются. И еще бьет себя кулаками в живот. Вижу, сильно прямо лупит. Страшно даже, что повредит что-то. А ему как будто нравится. И вижу, что он это делает автоматически, неосознанно. Что за мазохизм такой?!
Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции).
Возможно, вы будете удивлены, но в той или иной степени, подобные поведенческие реакции присущи всем нам — то есть, даже вполне здоровым взрослым людям.
Когда вы, к примеру, постукиваете костяшками пальцев по столу, теребите ухо или кончик носа, облизываете губы, «хрустите» пальцами или накручиваете на палец волосы, ритмично притопываете, – это те же самые стимы – неосознанные действия с целью самостимуляции.
Стимы при аутизме — более интенсивные, необычные, эмоциональные.
Давайте разберемся, какую роль в жизни аутиста играет стимминг.
С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами. И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную, осязаемую.
У ребенка должна сформироваться система сенсорной связи с миром. То есть мир должен быть «знакомым на ощупь». Вот почему малыши вечно все хватают и тянут в рот. Они получают информацию о предметах доступным им способом.
Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Так маленький человечек узнает возможности своего тела. Однако, он еще плохо запоминает ощущения от данных действий.
Это связано с тем, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром. То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти.
И именно поэтому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит.
Он ходит на цыпочках, бегает вприпрыжку, раскачивается при ходьбе, ковыряет в носу… И каждый раз получает от этих действий удовольствие. Ведь так он ощущает свое тело.
Взрослый здоровый человек не нуждаются в таком стимулировании, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился.
Однако в минуты тревоги, напряжения, ожидания, плохого настроения, многие взрослые начинают барабанить пальцами по твердым поверхностям, покачиваться из стороны в сторону, теребить волосы. И это тоже стиминг.
Так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме.
Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром дает сбои. В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны.
Сколько, бы он ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, какие бы другие повторяющиеся действия ни совершал, каждый раз он делает это как будто впервые. То есть, будто бы он родился совсем недавно. И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он умеет делать то-то и то-то, что он живой. Кстати, это бывает связано с переплетениями с абортированными членами рода — на несколько поколений старше вашего ребёнка.
Вот и получается, что странные способы самостимуляции при аутизме ярко проявляются.
Стимы становятся заметны, когда маленький аутист начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне. Подросшие дети по-прежнему сосут пальцы, как младенцы, выполняют массу странных для их возраста действий, непонятных телодвижений. И это выглядит уже асоциально.
Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно. Собственно говоря, эта привычка, доведенная до автоматизма, помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире, в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой.
Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им удовольствие.
Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, могут свидетельствовать о сильной боли, которую он испытывает. Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует. Так, например, при кишечных болях аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы.
Надеюсь, понимание приведенной выше схемы возникновения самостимулирования при аутизме поможет мамам убрать свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка.
Что же делать со стимами у аутистов?
Конечно, меры помощи ребенку необходимы.
Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей. Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту.
На детской площадке ребенок-аутист легко может напугать, зацепить или ударить других детей. Некоторые особые дети кусаются, царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения.
Запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно. Вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его потенциально опасные стимы.
Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним. Если вы заподозрили, что он собрался ударить или укусить кого-то, постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное. Если он царапает себя, носите с собой мини-аптечку.
Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему. Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку.
Интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим. Например, у него сильная истерика или плохое настроение. Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу.
Самостимулирование происходит на подсознательном уровне. А вот агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер. Их нужно пресекать по возможности мягко, но решительно.
И все же родителям аутичных деток стоит понять, что стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист. Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит слишком беспокоиться из-за них.
И подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию.
Старайтесь периодически организовывать малышу поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться, накачаться на нескольких качелях подряд. Можно установить в доме, детский спортивный уголок.
Чтобы ребенок меньше расковыривал себе кожу, дайте ему альтернативу — например, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки. Если ваш малыш мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп.
Также важно знать, что стимы и эпилептические припадки при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими. Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии.
И, конечно же, делайте всё, чтобы исцелить своего ребенка от аутизма.
Наш курс «Победим аутизм» поможет вам убрать вредоносные родовые программы, которые лежат в основе большинства случаев заболевания аутизмом. В нашей программе работа ведется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С МАМАМИ, но в ходе работы экспериментальной группы в 100 % случаев были отмечены явные улучшения состояния детей.
Присоединяйтесь к курсу прямо сейчас.
Тщательно подобранные, надежные проверенные практики помогут вам и вашему ребенку достичь видимых результатов уже в первые недели занятий.