стигматизация месячных это что
Новости#PadManChallenge: флешмоб против стигматизации месячных
Знаменитости призывают не стесняться менструации
В Сети набирает обороты флешмоб #PadManChallenge против стигматизации менструации, запущенный по случаю выхода фильма «Пэдмен», рассказывающего о жизни индийского предпринимателя Аруначалама Муруганантама, разработавшего в конце 1990-х автоматы для продажи недорогих гигиенических прокладок в отдалённых районах Индии. «Да, в моей руке прокладка, и в этом нет ничего постыдного. Это естественно! Точка», — написал активист в твиттере. В рамках флешмоба участники выкладывают в соцсетях фотографии с прокладкой в руке, призывая своих друзей сделать то же самое. К акции уже присоединились многие болливудские знаменитости, а также Наталья Водянова, пригласившая принять участие во флешмобе моделей Эмили Ратаковски, Даутцен Крёз и Алексину Грэхэм.
Yes that’s a Pad in my hand & there’s nothing to be ashamed about. It’s natural! Period. #StandByHer
Copy, Paste this & Challenge your friends to take a photo with a Pad!
Thank you for tagging me @murugaofficial
Yes, that’s a Pad in my hand & there’s nothing to be ashamed about. It’s natural! Period. #PadManChallenge
Copy, Paste this & Challenge your friends to take a photo with a Pad!
Thank you for tagging me @murugaofficial
Yes, that’s a Pad in my hand & there’s nothing to be ashamed about. It’s natural! Period. #PadManChallenge
Copy, Paste this & Challenge your friends to take a photo with a Pad!
Menstrual hygiene is a necessity for every woman, period.
Yes, that’s a pad in my hand & there’s nothing to be ashamed about. Join me in the #PadManChallenge and watch @PadManTheFilm! #PadMan@akshaykumar @mrsfunnybones pic.twitter.com/V6N7VlRhY9
Тем не менее у флешмоба появились и противники: например, индийские комедиантки Суприя Джоши и Маллика Дуа призвали поклонников «не тратить прокладки на глупые маркетинговые уловки». С ними согласилась журналистка Сай Сайладжа Сешадри. «Было бы куда лучше, если бы знаменитости раздавали средства гигиены тем, кто не может себе этого позволить, вместо того чтобы фотографироваться с прокладками для продвижения самих себя», — написала она.
I’ll be more impressed when celebrities donate sanitary products to those who can’t afford it than when they post pictures with pads that only really just gets themselves more publicity #PadManChallenge
Women in villages will not have instagram/twitter accounts to see #padmanchallenge is. In stead of posing with a pad use your time&energy to create menstrual hygiene awareness among women in remote areas. That will be an achievement and not this good for nothing bloody promotion.
Period — красный цвет против стигматизации месячных
Компания Pantone показала в инстаграме оттенок красного цвета Period. У слова Period в английском не одно значение, но в данном случае речь о менструации. Подобранный оттенок должен послужить делу дестигматизации месячных.
Создать позитивный образ менструации, в том числе с помощью разработанного совместно с Pantone оттенка, стремится шведский бренд товаров женской гигиены Intimina — в рамках кампании Seen+Heard.
«Несмотря на то, что у миллиардов людей есть менструации, исторически к этому явлению относились как к чему-то, что не следует обсуждать или видеть. И если мы рассмотрим популярную культуру, примеры изображения месячных варьируют от дико неточных и нелепых, до шуток и насмешек. Хватит, сейчас 2020 год», — комментирует коллаборацию с Институтом цвета Pantone бренд-менеджер Intimina Данела Чагар.
Бренд Intimina выступает против ставшей мемом «голубой жидкости» в рекламе товаров для женской гигиены.
Заявления представителей Pantone и Intimina довольно экспрессивны:
«Активный и авантюрный красный оттенок «Менструация» вдохновляет тех, у кого есть менструации, гордиться тем, кем они являются», — говорит вице-президент Pantone Лори Прессман.
По её словам, новый оттенок «призван говорить спонтанно и открыто об этой чистой и естественной телесной функции».
О том, насколько открыто и спокойно говорить о менструации готово общество, можно судить по обсуждениям везде, где опубликована новость о получившем необычное имя оттенке. Тема, судя по всему, задевает людей за живое. В комментариях к посту Pantone и ко многим постам в соцсетях, где новость обсуждается, пользователи отмечают, что дизайнерский оттенок не похож на цвет реальной крови. Люди также заметили, что менструальная чаша на картинке расположена не там, где на самом деле должна находиться. Недоумение вызывает и то, что в тексте презентации ни разу не прозвучало слово «женщины», а употреблено осторожное выражение «люди с менструацией» (последнее, впрочем, в русле свежих тенденций: словосочетание «менструирующие люди» исключает женщин, которые по тем или иным причинам не менструируют, и включает трансмужчин, у которых есть месячные; по поводу отношения к этому выражению уже несколько месяцев гремит скандал, в центре которого — известная писательница Джоан Роулинг).
Табуирование темы месячных — давняя традиция, до сих пор отравляющая жизнь многим миллионам женщин. Журналисты CNN напоминают нам, что в ряде стран, например, в Индии, сохраняется понятие «нечистоты» менструирующей женщины. Во многих современных этнокультурных сообществах женщин с месячными даже отселяют в специальные «нечистые» хижины, в частности такая архаичная практика сохраняются в Непале, хоть официально и запрещена.
Будет наивно ожидать от рекламной кампании европейского бренда глобальных социальных изменений, вряд ли она окажет заметное влияние на ситуацию в Непале. Но, как отмечается в публикации CNN, и в развитых странах не всё хорошо — каждая пятая девушка в США имеет проблемы с обеспечением средствами гигиены. Опрос показал, что стресс и стыд — самые частые эмоции, которые американские девушки связывают с менструацией.
Стыд своего тела: путь к снижению стигматизации месячных
Менструация — необходимая биологическая функция, которая присутствует у большой доли населения планеты. Казалось бы, что тут такого? Тем не менее процесс подвергается большому уровню стигматизации, с которой все еще стараются бороться.
Безобидные термины
Стигма подтверждается множеством эвфемизмов, существующих для этого термина в разных языках по всему миру: «эти дни», «женские проблемы», «период». Международное здравоохранение в ходе своего исследования обнаружило, что есть около 5000 жаргонных слов, используемых для обозначения менструации на 10 разных языках. Хотя их использование может показаться безобидным на первый взгляд, оно показывает широкую отрицательную тенденцию в отношении к менструальному циклу.
Это огромный общий опыт всех женщин. По всему миру они понимают, каково это — впервые испытать одни и те же симптомы. Конечно, это тема, о которой людям по какой-то причине неудобно говорить, и ее принято обсуждать только за закрытыми дверями. Так происходит, потому что в обществе все еще присутствует пагубное представление о менструации. Из-за этого табу, которое живет и расцветает, существует значительный пробел в освещении темы. Именно невежество и нехватка знаний питают мифы, способные унижать женщин и заставлять их чувствовать себя некомфортно.
Цикл стыда
Помимо перепадов настроения, стресса, сильных болей, гормональных сбоев, женщины вынуждены молча страдать от предвзятости и негативного отношения. В некоторых странах все еще присутствуют опасные традиции, которые наносят сильный вред психическому здоровью. Например, менструальные хижины в Непале: они оскорбительны, а в некоторых случаях смертельны. Там женщину, у которой начались месячные, следовало выгнать из дома на улицу во временный «бункер». Смягчающим обстоятельством не считалась даже минусовая температура за окном. Девушки замерзали, страдали, а иногда и умирали. В масштабе всего мира подобные мифы и суеверия не позволяют некоторым участвовать в мероприятиях, в частности в спортивных соревнованиях.
Эти ограничения, которые бывают порой строже, чем можно себе представить, не позволяют людям обращаться за помощью и поддержкой. Исследование Plan International UK показало, что почти половина девушек в возрасте от 14 до 21 года стесняются менструации. Порой стыд продолжает сопровождать их во взрослой жизни. Компания ActionAid провела опрос и выяснила, что 20% английских женщин точно так же чувствуют себя некомфортно, обсуждая менструацию, как тяжело им дается этот период, — даже с близкими, не говоря уже о посторонних. Опыт в этой проблеме трансгендерных людей так же непрост. Они сталкиваются с этими вопросами и переживают дополнительный стресс из-за использования общественных туалетов и дискриминации.
В Венесуэле многие женщины в период месячных вынуждены спать в отдельных помещениях, а в сельских районах Ганы им запрещено готовить еду и входить в дом, где находится мужчина. Естественно, в менее развитых странах девушки вынуждены бороться с отсутствием доступа к гигиеническим принадлежностям, из-за чего они пропускают, например, школьные занятия. Более того, они на 70% чаще подвержены инфекциям. В Кении девочки в среднем пропускают около 20% учебного года. Мужчины смотрят на женщин свысока из-за их менструации, подвергают их дискриминации и унижениям. Это происходит из-за того, что этот процесс воспринимается как форма слабости, а не как необходимая биологическая функция.
Менструация: разрушая стигму
На протяжении длительного времени активисты проводили специальные кампании, которые освещали вопросы менструального здоровья. И тем не менее интерес к теме государств и СМИ стал набирать обороты относительно недавно.
Конечно же, есть несколько ключевых истин, которые помогут снизить уровень стигматизации в обществе:
Прежде всего нам следует более свободно говорить о менструации и работать над тем, чтобы избавить девушек от стыда, который на протяжении многих поколений держал их в неведении относительно собственного тела. Именно благодаря расширению образования, прав и возможностей, предоставлению дополнительных ресурсов и поощрению разговоров о женском здоровье менструация однажды перестанет быть табу. Наоборот, ее отметят естественным опытом, которым она и является.
Стигматизация менструации
Поделиться:
Для того чтобы разобраться, с чем связан такой всплеск активности, надо чуть копнуть. Дело в том, что на киноэкраны вышел фильм «Пэдмен», рассказывающий о жизни индийского предпринимателя Аруначалама Муруганантама. В конце 1990-х годов этот человек разработал автоматы для продажи недорогих гигиенических прокладок в отдаленных районах.
Учитывая, что далеко не во всех регионах страны есть доступ к чистой воде, проблема стигматизации менструаций достаточно серьезна. Именно поэтому инициаторами флешмоба стали болливудские знаменитости. Среди индусов отношение к затеянному флешмобу далеко не однозначное. Многие высказывают мнение, что это просто не слишком удачный маркетинговый ход.
Отношение к менструациям как к чему-то постыдному характерно для многих культур. Исторические источники донесли до наших дней бесценную информацию о том, что в присутствии менструирующей женщины прокисает вино, не всходит зерно, погибают пчелы, у самок животных случаются выкидыши.
Индонезийкам запрещалось в этот период выходить на табачные и рисовые поля — мог пропасть урожай, нельзя было присутствовать при ловле рыб и на охоте.
Ведущий британский психиатр в 1874 году писал про женщин: «Одну неделю каждого месяца она более или менее больна и не способна выполнять тяжелую физическую работу, а также становится интеллектуальным инвалидом». В XIX веке один из шотландских гинекологов-новаторов придерживался схожих взглядов: «Молодые девушки не должны играть музыку и читать серьезные книги, потому что это все равно получается плохо в связи с их менструациями».
Читайте также:
Менструальная чаша: рекомендовать не стыдно
Во Франции и Германии женщин не принимали на винные и пивоваренные заводы — считалось, что в критический период у них прокисает продукция. На юге Франции полагали, что даже от дыхания менструирующих дам портится вкус майонеза.
В начале прошлого века австрийский гинеколог Б. Шик сообщил о своем открытии: во время менструаций на ладонях женщин появляется вещество, от которого вянут розы. Он назвал его «менструальным ядом». Но в 1950-х годах физиологи подтвердили данные Б. Шика. Этим «ядом» оказались гормоны простагландины, которые вполне могли оказывать реальное воздействие на окружающую среду. Правда, вовсе не фатальное.
В США в 1960-х годах считалось, что женщина не может занимать ответственный пост из-за ее менструаций. 30 лет назад, по данным опросов, подавляющее большинство американцев считали разговоры о менструации недопустимыми, особенно в присутствии мужчин, даже среди членов семьи.
Впрочем, теоретики и практики феминизма бросили немало усилий на борьбу с менструальным табу. Дизайнеры из США Даниэла Хильсанс и Райан Мерфи даже разработали настольную игру о менструациях «The Period Game», состоящую из игрового поля, рулетки, карточек и фишек.
Игроки прокручивают рулетку в форме яичников и матки до тех пор, пока не выкатятся четыре шарика. Три прозрачные шарика позволяют игрокам продвигаться дальше по полю, а красный шарик сразу переводит игрока в секцию с месячными. В ходе игры подростки получают карточки, из которых узнают о природе менструального цикла и разных средствах гигиены. По замыслу авторов, эта игра поможет девочкам избежать неловких ситуаций, связанных с менструальным циклом. В 2016 году игра получила награду Red Dot Design Award.
Несмотря на то что реклама гигиенических прокладок и тампонов заполонила наши СМИ еще в конце 1980-х, феминисток раздражает, что вместо красной жидкости используют голубую, а менструацию называют «критическими днями» или «этими днями». В России флешмоб подхватила известная модель Наталья Водянова, пригласившая принять участие а акции других моделей — Эмили Ратажковски, Даутцен Крус и Алексину Грэхэм.
Актуальна ли тема стигматизации менструаций в России? Ох, не уверена. Во всяком случае, украшать себя цветами нашим женщинам можно в любые дни. С точки зрения женского врача, никакой особенной травли менструирующих женщин в нашем обществе нет. Прокладки и тампоны продаются совершенно свободно, в соцсетях оценивают преимущества и недостатки менструальных чаш и одноразовых диафрагм «Флекс», большинство моих юных пациенток ведут менструальные календарики на смартфонах и спокойно обсуждают эту тему на приеме.
На смену грубым эвфемизмам 1990-х пришли вполне ласковые определения менструаций — «месики» или «месюшки». Началу менархе (первой менструации) современные девочки, как правило, радуются. Обильные и болезненные менструальные кровотечения современная медицинская наука лечит, существенно повышая качество жизни. Так что я, безусловно, сочувствую женщинам в сельских районах Индии, но не вижу смысла в #PadManChallenge в русскоязычном сегменте интернета. Гораздо полезнее поговорить о гигиене, здоровом образе жизни и защите от инфекций, ответственном отношении к материнству и грамотном использовании современных методов контрацепции.
1. Suneela Garg, Tanu Anand. Menstruation related myths in India: strategies for combating it. // J Family Med Prim Care. 2015 Apr-Jun; 4(2): 184–186.
2. Тора (Левит 15:19-30).
Товары по теме: [product strict=» прокладки женские»](прокладки)
О стигматизации менструаций
Любите ли вы флешмобы так, как не люблю их я?
В соцсетях набирает обороты #PadManChallenge. Что это такое? О, об этом стоит рассказать подробнее. Участники выкладывают на своих страничках в соцсетях фотографии с гигиенической прокладкой в руках и призывают всех друзей и подписчиков сделать то же самое. Хорошая новость в том, что прокладка чистая. Плохая — ощущение, что мир снова сходит с ума.
Для того чтобы разобраться, с чем связан такой всплеск активности, надо чуть копнуть. Дело в том, что на киноэкраны вышел фильм «Пэдмен», рассказывающий о жизни индийского предпринимателя Аруначалама Муруганантама. В конце 1990-х годов этот человек разработал автоматы для продажи недорогих гигиенических прокладок в отдаленных районах.
Удивительно, но в Индии тема менструальных кровотечений до сих пор невероятно табуирована. В этот и без того непростой период цикла женщины считаются «нечистыми». Культурные традиции запрещают им готовить пищу (даже заходить в кухню!), посещать храм, украшать себя цветами, спать днем, заниматься сексом, принимать ванну, громко разговаривать. Вместо привычных для нас гигиенических прокладок 77 % индийских женщин используют тряпочки, старые газеты, сухие листья, шелуху и даже песок![1]
Покупают ли мужчины в вашей семье женские средства гигиены (тампоны, прокладки, прочее)?