стигма что это в медицине
Стигма
Сти́гма (от др.-греч. στίγμα — «знак, клеймо, татуировка, пятно, отметина»):
Содержание
В истории и религии
В медицине
В биологии
Стигматизация
Примечания
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Стигма» в других словарях:
стигма — СТИГМА, стигмы, ж. и СТИГМАТ, стигмата, м. [греч. stigma – пятно]. 1. Клеймо, ставившееся на теле рабов или преступников в древней Греции (истор.). 2. В средние века – кровавая язва, появлявшаяся на теле верющего в припадке религиозного экстаза в … Словарь иностранных слов русского языка
стигма — глазок, дыхальце, метка, пятно, клеймо Словарь русских синонимов. стигма сущ., кол во синонимов: 7 • глазок (10) • … Словарь синонимов
СТИГМА — (от греч. stigma укол пятно),1) дыхальце, отверстие органов дыхания на поверхности тела некоторых членистоногих.2) Жаберное отверстие в глотке асцидий.3) Светочувствительный глазок, или глазное пятно, у окрашенных одноклеточных организмов.4) В Др … Большой Энциклопедический словарь
СТИГМА — СТИГМА, стигмы, жен. (греч. stigma пятно). 1. Клеймо, ставившееся на теле рабов или преступников в древней Греции (ист.). 2. В средние века кровавая язва, появлявшаяся на теле фанатика в припадке истерического религиозного экстаза в связи с его… … Толковый словарь Ушакова
СТИГМА — (от греч. stigma метка, пятно), глазное пятно, глазок, светочувствит. органелла у окрашенных представителей класса жгутиконосцев. С. состоит из скопления зёрен каротиноидного пигмента на переднем конце тела. Служит для восприятия световых… … Биологический энциклопедический словарь
СТИГМА — (от греч. stigma клеймо) англ. stigma; нем. Stigma. 1. В древности метка или клеймо на теле рабов или преступников. 2. Знак бесчестья, налагаемый на индивида другими индивидами или соц. группами любая негативная санкция или неодобрение чьей либо… … Энциклопедия социологии
стигма — стигма/т; ы; ж.; (от греч. stígma клеймо, пятно) 1) В Древней Греции: клеймо на теле раба или преступника. 2) Кровавые язвы, струпья, выставляемые напоказ религиозным фанатиком. 3) только ж.; спец. Общее название различных кожных язвенных… … Словарь многих выражений
стигма — стигма, ж., род. стигмы и устарелое стигмат, м., стигмата … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Стигма — – особенность, расходящаяся с общепринятыми нормами или СТЕРЕОТИПАМИ, приписанными индивиду или группе и, следовательно, нежелательная. Термин «стигма» происходит от древнегреческого слова «клеймо»; клеймо наносили на человека, чтобы отметить… … Словарь-справочник по социальной работе
стигма — ы; ж.; СТИГМАТ, а; м. [от греч. stigma клеймо, пятно] 1. В Древней Греции: клеймо на теле раба или преступника. 2. Кровавые язвы, струпья, выставляемые напоказ религиозным фанатиком. 3. только ж. Спец. Общее название различных кожных язвенных… … Энциклопедический словарь
Стигмы дизэмбриогенеза ( Малые аномалии развития )
Стигмы дизэмбриогенеза – это малые врожденные дефекты, которые в отдельности не оказывают существенного влияния на функционирование организма, но в совокупности могут служить маркерами различных наследственных патологий. К ним относятся аномалии черепа, лицевых костей, челюстей, ушных раковин, лица, полости рта, скелета, кожи и пр. Обнаруживаются при физикальном осмотре. Дополнительные обследования (рентген, томография, УЗИ, генетические исследования) зависят от выявленных дефектов. Хирургической коррекции требуют только те стигмы дизэмбриогенеза, которые отрицательно влияют на функцию органов или являются значимым косметическим дефектом.
МКБ-10
Общие сведения
Стигмы дизэмбриогенеза, или малые аномалии развития (МАР) – это незначительные врожденные отклонения в строении различных частей тела. Единичные МАР встречаются примерно у 15-20% здоровых новорожденных и не влияют на последующее развитие ребенка. Некоторые из них ассоциированы с определенной расовой принадлежности (например, эпикант у азиатов). Другие МАР могут сопровождаться негативными последствиями для здоровья. Присутствие 5-7 и более стигм дизэмбриогенеза у одного ребенка, как правило, указывает на наличие определенного генетического синдрома.
Причины
Дизэмбриогенетические стигмы формируются внутриутробно под влиянием различных повреждающих факторов. В зависимости от срока воздействия эти факторы могут обладать мутагенным потенциалом (вызывать дефекты в генетическом материале) или тератогенным эффектом (повреждать формирующие в этот период системы органов). Причинами, приводящими к МАР, выступают как экзогенные влияния внешней среды, так и эндогенные воздействия материнского организма:
Стигмы дизэмбриогенеза возникают по тем же причинам, что и «большие» пороки развития. Однако в случае МАР этиофактор либо имеет меньшую интенсивность, либо действует не в столь критический период развития. Более половины МАР имеют мультифакторную этиологию.
Патогенез
Эмбриотоксичные вещества, поступающие в организм плода, изменяют нормальный ход биологического развития. Особенности фетального кровообращения обусловливают прямое повреждающее действие потенциальных мутагенов и тератогенов на органы плода. В ранние сроки гестации (период эмбриогенеза) нарушается деление, дифференцировка, пролиферация клеток, эмбриональная индукция, органогенез и другие процессы формирования эмбриональных зачатков. В более поздний период повреждающие факторы вызывают изменения в первично правильно сформированных тканях и органах.
Следствием этого служит появление различных дисгенезий костной системы, кожных покровов, внутренних органов. Поскольку сроки формирования различных анатомических структур совпадают друг с другом по времени, то некоторые микроаномалии образуются одновременно. Так, например, дефекты глазных щелей, ушных раковин, пальцев рук и черепа чаще всего сочетаются с врожденной патологией почек. Также отмечена корреляция дисплазии кожи и скелетных нарушений с малыми аномалиями сердца.
Классификация
Стигмы дизэмбриогенеза классифицируются с учетом локализации в той или иной части тела. Это деление весьма условно и используется исключительно для удобства систематизации многочисленных аномалий:
Кроме этого, существует выделение 3-х групп стигм дизэмбриогенеза: измерительные, описательные и альтернативные:
Стигмы дизэмбриогенеза при различных синдромах
В клиническом отношении важное имеют два момента: уровень стигматизации и определенное сочетание малых аномалий развития. Высоким уровнем стигматизации считается присутствие у одного пациента 5 и более МАР. Такие случаи требуют тщательного диагностического обследования.
Некоторые единичные стигмы могут присутствовать у абсолютно здоровых детей (лопоухость, эпикант и пр.), часть из них склонна к исчезновению по мере роста ребенка (гемангиомы, сандалевидная щель т. д.).
Другие аномалии практически никогда не обнаруживаются у здоровых людей и с высокой долей вероятности указывают на наличие генетических заболеваний. К их числу относятся крыловидные складки на шее при синдроме Шерешевского-Тернера, односторонняя аплазия соска грудной железы при синдроме Поланда, вертикальные складки на мочках ушей при синдроме Беквита–Видемана, клинодактилия мизинцев при синдроме Расселам–Сильвера.
Кроме количества и специфичности стигм, при постановке клинического диагноза учитывается комбинация МАР у одного пациента. Так, патогномоничными признаками синдрома Дауна служит сочетание у детей эпиканта, азиатского разреза глаз, поперечной ладонной складки, клино- и брахидактилии, сандалевидной щели. Для синдрома Варденбурга характерно наличие телеканта, гетерохромии радужной оболочки, седой пряди волос в области лба, тугоухости.
Сочетание некоторых малых стигм дизэмбриогенеза указывает на наличие больших врожденных пороков. Например, наличие орбитального гипертелоризма, аномального прикуса, готического неба, деформаций ушей и клинодактилии обычно сочетается с врожденными аномалиями почек.
Присутствие антимонголоидной глазной щели, эпикантуса, высокого небного свода, борозд на языке, плоскостопия, неправильной формы черепа и ряда других признаков часто ассоциируется с тетрадой Фалло. Такие признаки дизэмбриогенеза полости рта, как готическое небо, тремы, диастема, могут указывать на пороки сердца – пролапс митрального клапана, добавочную хорду желудочка.
Осложнения
Большое количество стигм свидетельствует о тяжелых нарушениях эмбриогенеза и всегда сопряжено с более сложной патологией у ребенка. Наличие фенотипических особенностей в области лица и головы может быть ассоциировано с задержками психического развития, умственной неполноценностью. Множественные МАР нередко сочетаются с тяжелыми пороками сердечной, мочевыделительной, опорно-двигательной системы.
Даже единичные малые аномалии могут иметь долгосрочные последствия для здоровья. Патологии прикуса обусловливают раннее развитие пародонтоза и артроза ВНЧС из-за неправильного распределения жевательной нагрузки. Кожные образования связаны с риском малигнизации. Аномалии скелета чреваты развитием подросткового остеохондроза.
Диагностика
Стигмы дизэмбриогенеза обычно заметны сразу после рождения или обнаруживаются в первые месяцы жизни. Специалистами, которым первым приходится диагностировать подобные отклонения, являются педиатры, детские стоматологи, траматологи-ортопеды. Для подтверждения данных внешнего осмотра, а также в целях выявления сопутствующей патологии внутренних органов больным может назначаться:
Лечение стигм дисэмбриогенеза
Большинство МАР не требуют лечения, если они не вызывают нарушения функций органов и не представляют собой грубого косметического дефекта. Тем не менее, некоторые стигмы нуждаются в коррекции. В частности, аномалии прикуса могут потребовать ортодонтического лечения с помощью комбинированных аппаратов, брекет-систем или хирургических методов (компактостеотомии).
При врожденных деформациях грудной клетки выполняются реконструктивные вмешательства. Удаления требуют кожные новообразования с высоким риском озлокачествления. При синдактилии для улучшения функции руки осуществляется разделение сросшихся пальцев. Косметическую направленность носят операции по коррекции мочки уха, лопоухости, формы носа.
Прогноз и профилактика
Одиночные стигмы дизэмбриогенеза не ухудшают качества и не укорачивают продолжительности жизни. Множественные МАР, особенно ассоциированные с пороками жизненно важных органов, являются прогностическими неблагоприятными. Профилактика предполагает исключение всевозможных эмбриотоксических влияний в период гестации. Будущим родителям целесообразно заранее планировать зачатие и перед наступлением беременности пройти скрининговое обследование. При наличии отягощенного семейного анамнеза по наследственным патологиям необходима консультация генетика.
Стигмы дизэмбриогенеза и развитие ребенка
Стигмы – очень небольшие пороки развития, которые появляются в результате неблагоприятного воздействия вредных факторов на плод. Их очень много, но необходимо знать о самых распространенных. Если их более 6-7, то это говорит о неполноценности генетического материала, о том, что следует ожидать от ребенка каких-то отклонений в здоровье, а также — что родителям с таким ребенком следует обратиться к генетику.
Самые распространенные стигмы
В области черепа: особая форма черепа, в том числе асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок.
В области лица: скошенный лоб, монголоидный и антимонголоидный разрез глаз, гипо- и гипертелоризм, седловидный нос, уплощенная спинка носа, асимметрия лица. Необычная форма челюстей, недоразвитый подбородок, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок.
В области глаз: эпикант, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, двойной рост ресниц, разный цвет радужной оболочки, неправильная форма зрачков.
В области ушей: большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разные по размеру и форме уши, низкое расположение ушей, различный уровень расположения ушей, аномалия развития формы завитков и противозавитков, приращенные мочки ушей, добавочные козелки.
В области рта: большой или маленький рот (микростомия, макростомия), «карпий рот», высокое и узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, раздвоенный язык.
В области шеи: короткая или длинная шея, кривошея, крыловидные складки.
В области туловища: туловище длинное или короткое, грудь вдавленная или килевидная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, расхождение прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи.
В области кистей рук: короткие и толстые пальцы, длинные и тонкие (паучьи) пальцы, синдактилия, поперечная борозда ладони, короткий изогнутый V палец, искривление всех пальцев.
В области стоп: брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга.
В области кожи: депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы.
Дети с аномалиями в области черепа и лица часто страдают головными болями, которые особенно усиливаются в период интенсивного роста ребенка.
Обнаруженные стигмы в области лица у новорожденного могут предупреждать родителей и врачей о возможном нарушении нервно-психического развития ребенка, отставании речевого развития, патологических проявления высшей нервной деятельности ребенка в дальнейшем.
С таким ребенком обязательно следует заниматься с самого рождения, использовать в его воспитании развивающие методики на каждом возрастном этапе.
Что такое стигма, стигматизация, самостигматизация и как ее избежать.
Стигма (stigma – лат.) означает «признак», «клеймо позора». В современном мире этот термин употребляют в значении «ярлык», «метка». Стереотипное представление о тех или иных явлениях часто необходимо для определения того, к какой группе относится человек или явление. Стереотипы помогают тем, что обладают обобщенной частью информации о различных явлениях. Тем не менее, рядом со стереотипными представлениями всегда стоят мифы и предрассудки.
Представление о психических заболеваниях и душевнобольных уходит своими корнями еще к тем временам, когда больных не лечили, а содержали в приютах для буйных больных. С этим связано явление стигматизации – восприятием людей с психиатрическим диагнозом (любым!) в соответствии с представлением о «типичных» психически больных. Между тем, явление стигмы, или социального клейма, представляет большую проблему. В обществе психически больных с презрением называют «псих», «больной на голову», «дурак» и т.п., психиатрическую больницу называют «психушка», «дурдом».
Жить и иметь высокое качество жизни, возможность сохранения семьи и работы в таких условиях достаточно сложно. К сожалению, чаще всего к душевнобольным относятся, исходя из многочисленных предрассудков. Рассмотрим самые распространенные предрассудки, касающиеся психических заболеваний и больных.
1. Психически больные опасны, совершают преступлений больше, чем обычные люди. Такое представление раздуто различными видами СМИ. Преступления, совершенные психически больными, подробно и долго смакуются на экранах телевизора и в газетах. Кроме того, в случаях совершения тяжелых преступлений, все окружающие тут же задаются вопросом «А не страдает ли преступник психическим расстройством?». В нашем обществе принято объединять понятия «преступление» и «психическое заболевание».
Во многих случаях к психически больным общество относится как к людям непредсказуемым, вызывающим настороженность, опасность, ненадежность и бесполезность. Их считают людьми, которые не могут отвечать за себя, иметь свободу мнения и действий. В итоге общество ставит собственную безопасность выше личной свободы и прав больного. Это приводит к стремлению ограничить больных в их правах и дистанцироваться от них.
Сюда же относится и миф о психотропных препаратах – «Психотропные препараты вредны, «зомбируют», подавляют его волю, вызывают зависимость». Подавляющее большинство психотропных препаратов зависимости не вызывает, исключение составляют транквилизаторы, назначаемые кратковременными курсами. В то же время у препаратов имеются неприятные побочные эффекты, которые поддаются коррекции. Современные препараты имеют меньше побочных эффектов, и они менее выражены.
3. В любом обществе существуют индивидуумы, которые активно, агрессивно, вплоть до жестокости, не принимают тот факт, что психически больные люди имеют одинаковые права на жизнь вместе с другими гражданами. По их представлению психически больные люди, абсолютно все и не зависимо от диагноза, наделяются следующими качествами: низкий интеллект, отрицательные черты характера, тенденция к дегенерации. Такое отношение приводит к стремлению к любым репрессивным действиям. Пример такого отношения – Адольф Гитлер, который в годы войны, как в Германии, так и в других странах, уничтожил сотни тысяч психически больных.
4. Шизофрения неизлечима. Больные шизофренией должны всю жизнь проводить в больнице. Такое представление также берет начало со времен отсутствия лекарственной терапии. В то время больные действительно большую часть жизни проводили в больнице.
5. Психические заболевания – чаще это результат безволия, слабого характера, признак таланта, пробуждения особых способностей, наказание за грехи. Неоднократно все мы слышали высказывания примерно такого содержания: «Вперед, на уборку картошки! И никакой болезни не останется!», «Достаточно просто взять себя в руки», «Все гении – сумасшедшие!» и т.п. В данной ситуации отрицается сам факт биологической природы заболевания. На больного невольно накладывается вина и ответственность за собственную болезнь, и контроль над ее симптомами.
В жизни каждого человека нет никакой гарантии, что он никогда не заболеет психическим расстройством. Между тем, у каждого человека есть свое представление о психических заболеваниях. И, заболев, человек начинает относиться к себе, исходя из прошлого опыта отношений. Т.е., проще говоря, как он относился к психически больным, так он и будет относиться к себе, имея психическое расстройство, и многие его проблемы будут вытекать из явления под названием «самостигматизация».
Человек с психическим расстройством замечает, что его возможности снижаются. Меняется его самооценка: он чувствует себя в каком-то отношении «хуже» окружающих. Перед больным возникает вопрос: болезнь снизила его компетентность лишь по сравнению с конкретными людьми (или относительно его самого до болезни) или он перестал соответствовать нормам общества в целом? От ответа на этот вопрос зависит, будет ли больной по-прежнему считать себя представителем «нормального», «здорового» общества, пусть и в другой роли, или встанет на позицию изгоя.
Какие существуют формы самостигматизации? Перечислим ниже:
1. Пациенты этой группы, переживая чувство вины за свою болезнь, начинают преувеличивать свою несостоятельность и постепенно снижают требования к себе. Жизнь таких пациентов начинает протекать под девизом: «Нужно себя беречь, ведь я же тяжелобольной!» либо «Буду бороться с болезнью до конца!». Пациент безо всяких на то оснований оставляет трудовую деятельность или обучение, начинает вести образ жизни с минимальными энергозатратами. В выраженных случаях его общение сводится к минимальному кругу помогающих родственников. «Оздоровительные мероприятия» занимают все его время, не оставляя места ни на что другое. Чувство вины вытесняется таким патологическим «смыслом жизни», как борьба с болезнью, что помогает больному чувствовать себя нормальным членом общества.
2. Пациенты этой группы отличаются тем, что из-за непереносимости для них осознания своего заболевания, они начинают преуменьшать тяжесть своих симптомов и состояния в целом. Подчеркивая то, что им «до психического заболевания далеко», они противопоставляют себя другим пациентам: «я совершенно здоров по сравнению с этими психами!». Такие пациенты заняты стигматизацией других пациентов. Они крайне неохотно посещают лечебное учреждение, приходят на прием к врачу, а если и посещают отделения дневного пребывания, то скорее под предлогом того, чтобы «помочь другим» и т.п.
3. Пациенты этой группы приходят к убежденности в том, что среди здоровых им места нет, что их место – в среде психически больных. Образ психически больных индивидуален у каждого пациента, зависит от собственного склада личности и проблем. Пациент представляет других пациентов такими, каков он сам, с точно такими же проблемами. В таком обществе ему не так одиноко. В последующем, все свои неудачи и промахи такой пациент связывает со своей болезнью и вытекающей из нее несостоятельностью. Например, пациент может считать, что ему невозможно познакомиться с женщиной для близких отношений (найти работу, научиться пользоваться компьютером, самостоятельно проживать и т.п.), т.к. он – психически больной. Все эмоциональные реакции окружающих такие пациенты также принимают на свой счет и объясняют тем, что «к психически больным плохо относятся». Реальные причины неудач или недоброжелательного отношения упускаются из виду, не анализируются.
К сожалению, второй и третьей формам самостигматизации нередко способствуют лечение в психиатрических больницах и диспансерах. Происходит это, потому что учреждения обладают полномочиями накладывать социальные ограничения, связанные с болезнью. А это, в свою очередь, легализует «стигму».
Сочетания определенных черт характера и проявлений болезни формируют особые комбинации описанных компонентов, создавая типы самостигматизации.
В каждом из них можно обнаружить в явном или скрытом виде обвинение и оправдание, которые могут быть направлены как на себя, так и на других людей.
I. У лиц, заболевание которых протекало в виде отчетливых обострений, перемежавшихся значительным улучшением состояния, чаще всего наблюдались два противоположных типа самостигматизации.
1. Замкнутые, неуверенные в себе люди в состоянии обострения заболевания оправдывали свою несостоятельность болезнью. В ремиссии они считали себя «типичными» психически больными. На этом основании больные необоснованно снижали требования к себе, а недостаточно позитивное, по их мнению, отношение окружающих считали предвзятым и несправедливым.
2. Общительные и жизнерадостные люди, напротив, в обострении оказались склонны объяснять свои проблемы предвзятым отношением окружающих. В ремиссии же они оправдывают проявлениями болезни свою иждивенческую позицию.
II. У лиц с длительными и выраженными проявлениями болезни.
1. Больные со сниженной самооценкой и склонностью к подозрительности принимали собственные негативные чувства к окружающим за предвзятое отношение окружающих к ним, как к обладателям психиатрического диагноза.
2. Больные шизофренией со сниженным настроением и ярким чувством измененности своей психики испытывали вину перед окружающими за свою болезнь и считали, что люди их обвиняют в том, что они больны. Таким же они считали отношение окружающих и к психически больным в целом.
3. Недавно заболевшие люди пожилого возраста были вынуждены менять представление о себе. В период разрушения существовавшей до болезни самооценки и формирования новой такие люди оказывались между двух социумов: они уже не относили себя к здоровым людям, но еще не отождествлялись с больными. Четкое представление о нормах, которым они должны соответствовать, также временно отсутствовало. Результатом такой самостигматизации являлась сосредоточенность на болезни, не обязательно тяжелой, неуверенность в себе.
4. Активные, жизнерадостные, уверенные в себе люди в периоды плохого самочувствия склонны обвинять окружающих в негативном отношении к себе как к психически больным.
Можно заметить, что людям данной группы свойственна оппозиция по отношению к окружающим.
III. Больные относят себя к определенному сообществу, воспринимая его как источник поддержки.
Как правило, люди с такими типами самостигматизации отличаются от остальных общительностью, эмоциональностью, высокой потребностью быть в центре внимания. Их расстройства, как правило, в виде тревоги и депрессии, неглубоки. Три приведенных ниже типа самостигматизации отражают противоположную позицию описанным выше двум группам.
1. Больные с длительными состояниями подавленности и вины относили себя к социуму психически больных.
2. Люди в тревожном и длительном астеническом состоянии склонны относить себя к здоровым людям и дистанцироваться от психически больных.
3. Больные, демонстративный склад характера которых, достигает патологической дисгармонии, связывают с заболеванием лишь те проблемы, в решении которых они Опасность самостигматизации состоит в том,она маскирует от больного его истинную проблему, направляя его усилия по ложному пути. Поэтому для достижения наибольшего успеха в преодолении болезни и выстраивании полноценной жизни, необходим процесс, который называется дестигматизация. Основная цель больного в этом процессе — осознать себя как личность, от болезни не зависящую. Психическая болезнь является серьезной проблемой, она может причинять много тягостных переживаний и нередко диктует свои условия жизни. Но — именно условия, а не цели и ценности, личность характеризующие.
Процесс дестигматизации имеет несколько этапов:
Начальный этап — осознание того, что и при наличии болезни личность человека продолжает существовать. Нередкой ошибкой пациентов является установка-ожидание: вот вылечусь — заживу…Важно понять: живу уже сейчас, каждый день, каждую минуту. Лечение — не цель, а условие, облегчающее состояние, дающее возможность жить, наполняя жизнь своим, желаемым содержанием.
Этап принятия себя — осознание пациентом того, какая он личность, принятие своей системы ценностей. Это определяет направление будущих изменений. На этом этапе больной осознает границы своей личности, иными словами, учится различать, где сфера его влияния, а где — нет.
Это очень важный и трудный этап, в значительной мере определяющий будущее. Пациент может осознать, что роль беспомощной жертвы гарантирует ему в его представлении безопасность, ограждая от ответственности за самого себя. Осознав это, пациент делает выбор: принять на себя ответственность за свои проявления и жить по возможности полной жизнью или продолжать придерживаться роли «больного».
Финальный этап — осмысление пациентом роли и места болезни в его жизни, что открывает возможности его преобразования, адаптации и реабилитации. Больной в этот период может уже отделять себя и болезнь, учится управлять процессом своей жизни.
Проблема самостигматизации оказывает влияние на то, что у больного растет чувство вины перед родственниками и близкими за все проблемы, которые болезнь привнесла в их жизнь. Если больной знает, что у его родственников достаточно сил и ресурсов для того, чтобы справиться с этой психологической ношей, что у них тоже есть своя жизнь и интересы, то чувство вины может постепенно исчезнуть.
Семья несет тройное бремя стигмы, к нему относится то, что:
· Все члены семьи вольно или невольно переживают предвзятое отношение к ним со стороны окружающих.
· Семья исполняет роль посредника между больным родственником и обществом.
· Члены семьи также подвержены самостигматизации, испытывают чувство вины за «переданную наследственность», «неправильное воспитание или обращение с больным», «создание неподходящих условий».
Развитию самостигматизации членов семьи также способствуют чувство вины перед больным из-за беспомощности перед его болезнью, затрудненного контакта с ним, частыми обвинениями в их адрес со стороны больного и необходимостью создавать определенные условия для его жизни (а это не всегда возможно или невозможно в полной мере). Какие же наиболее распространенные реакции на эти переживания бывают у членов семьи? К таким реакциям относятся:
— Дистанцирование от больного: происходит полное игнорирование его, как личности со своими потребностями и желаниями. Это, в свою очередь, ведет к непониманию друг друга, неправильному реагированию на поведение больного родственника. И это вновь увеличивает чувство вины, образуя порочный круг.
— Гиперопека: с больного снимается практически вся ответственность за поступки и действия, в каком бы состоянии они не происходили. За больного начинают решать все его проблемы, тем самым постепенно делая его все беспомощнее перед жизненными реалиями.
— Неприязнь к родственнику: в адрес больного сыплются постоянные критические замечания и Родственники, если желают помочь своему близкому, должны за болезнью видеть личность, его стремления и желания, признавать его право на собственную жизнь. Не стоит требовать от него невозможного. Имеет смысл признавать и подчеркивать его возможности и личностные ресурсы, помогать ему их использовать самостоятельно.