стерео варио что это
Стерео варио что это
Сейчас на рынке стерео-варио печати много предложений от различных компаний. Но к великому сожалению иногда Заказчики не знают, как должно выглядеть просто хорошее стерео-варио. Не говоря уже вообще о возможностях стерео-варио технологии.
Как минимум среди тиражных технологий есть 2-а совершенно разных по получаемому результату способа производства стерео-варио продукции:
Для понимания ответа на данный вопрос возьмем простой пример: Делаем подготовку под 3D из плоского изображения (т.е. стерео эффект). Чем больший объем стерео-варио изображения мы хотим получить, тем дороже будет подготовка. Поскольку требуется более тщательная работа дизайнера над всеми элементами стерео-варио изображения (больше объем – больше смещение изображения, соответственно больше дорисовывать за объектами, больше слоев, сложнее сделать корректные карты глубин, чтоб объект выглядел естественней при его большой объемности. Ведь при большой объемности Вы сможете, как бы осматривать объект с разных сторон).
Соответственно при печати стерео-варио изображения напрямую по пластику подготовка будет дешевле, при печати по бумаге с прикаткой к растру – дороже. При соблюдении условий, что Вам делают хорошее изображение. Т.е. реально объемное.
ИТОГ: меньше объемность – меньше цена подготовки. Чем больше объемность, тем дороже подготовка. + добавление различных эффектов увеличит стоимость
В работе хороших мастеров ВЫ не найдете таких моментов. Вы даже вряд ли поймете, как сделано такое стерео-варио изображение: что это? : многоракурсная стерео фотосъемка, 3D модель, или изображение сделанное из плоского. Результат будет один, и он будет впечатляющим.
Относитесь к этому внимательней, ведь Вы делаете не дешевую продукцию, это лицо Вашей компании, Посмотрите стерео-варио работы в интернете, все взвесьте и обратитесь к профессионалам. А лучше – посетите ШОУ-РУМ и посмотрите работы стерео-варио вживую. Поверьте – это того стоит. У настоящего производителя стерео-варио продукции Вы увидите огромное количество образцов, сможете оценить качество и объемность изображения.
Чего только не увидишь на рынке стерео-варио…. Иногда удивляешься, как это можно сделать…
Пример 1.: Варио магнит на холодильник. Т.е. 2-е картинки, одна сменяет другую при изменении угла обзора. Линза параллельна горизонтали. Т.е в данном случае, если использовать данный магнит по назначению, для того, чтоб увидеть варио эффект (смену изображений) – надо приседать. Присел – одна картинка, встал – другая…) Хотя может быть мы не правы – и это новый способ для похудения? Поприседал, насладился варио эффектом и с чистой совестью в холодильник )
Пример 2.: В интернете можно увидеть образцы сразу с 4-5 параллаксами на картинке…. Т.е в данном случае просто не протестировали линзу (не определили линиатуру линзового растра)
Пример 3.: Иногда неправильно расположены планы в пространстве. И задний план вылезает на передний план…. Просто взрывая мозг)
Пример 4: Неправильный дизайн в варио картинках: учитывая то, что к варио есть определенные требования, а многие ими пренебрегают, можно увидеть и такие моменты: Допустим 2-а лица, одно меняется на другое. Но лица находятся на разном уровне и в связи с небольшим просвечиванием одного изображения через другое…. – получается лицо с 4-мя глазами…. Или 2-мя ртами….
Список можно продолжать… Будьте внимательней. Даже дизайн по стерео-варио лучше доверять специалистам или создавать дизайн под стерео-варио консультируясь со специалистами в данной технологии.
Стерео варио что это
Факультет вычислительной техники и информатики
Кафедра электронных вычислительных машин
Специальность: «Компьютерные системы и сети»
Тема выпускной работы: «Разработка методов и структур зондового поиска неисправностей на базе HDL & FPGA-технологий»
Научный руководитель: к.т.н. доц. Зинченко Юрий Евгеньевич
Стерео и варио изображения
Многие из нас понят еще с совтских времен открытки, которые при изменении угла обзора меняли изображение, и открытки, глядя на которые создавалось впечатление, что перед нами действительно находиться объемный объект. И многие задавались вопросом: «Как это работает?».
Стерео варио изобpажения это графические картины, пpи рассмотрении котоpых видны pазличные эффекты. Для просмотра растровых стерео варио изображений не требуется никаких дополнительных устройств или напряжения глаз. Изображение состоит из линзооптического растра и размещенного под ним кодированного изображения, нанесенного на бумажную (или иную) основу. В зависимости от кодирования возможна реализация различных визуальных эффектов. Линзооптический растр представляет собой прозрачную полимерную пластину толщиной около 0,5мм, одна из поверхностей которой состоит из ряда цилиндрических линз. Линзы растра, создавая различные эффекты преобразуют кодированное изображение.
Существует несколько независимых направлений стереоскопии, каждое из которых отличается способом создания изображения и его просмотра человеком.
В одном случае для наблюдения стереоэффекта требуются специальные очки. Первооткрывателем этого метода считается архитектор Чарльз Уэтстон, который в 1833 г. продемонстрировал первый стереоскоп. До изобретения фотографии стереопары были рисованные. Впоследствии наряду со стереоскопами появились цветные анаглифные очки, поляризационные стереоочки и другие способы просмотра стереоизображений.
В 1896 г. француз Бертье возродил метод Буа-Клэра. Одновременно с Бертье в том же году идею применения решетчатого растра высказал Лизеганг.
В 1940 г. в Москве был сконструирован первый в мире стереоэкран с проволочным светопоглощающим растром. В 1941 г. кинозал открыли и зрители могли видеть стереофильм «Концерт» без очков и каких-либо дополнительных приспособлений.
Габриэлю Липпману (1845-1921 гг.) принадлежит идея использования сначала сферических, а потом и цилиндрических линз для получения стереоэффекта: каждая линза формирует только небольшую часть изображения, и эти части складываются вместе в единое целое. Морис Бонне (1907 г. р.), французский изобретатель и фотограф-любитель, заинтересовался способом получения объемных изображений с помощью гофрированных пленок, описанным Липпманом. Разработанная им схема создания подобных стереоизображений используется и по сей день.
В 80-х гг. началось массовое производство стереооткрыток и календариков. [4]
# Классификация стерео и варио изображений
Можно выделить 3 основных типа:
3D-стерео (стереосъемка) | Стерео (3D моделирование) | Псевдостерео (2D-3D преобразование) |
Вариоэффект имеет множество проявлений из которых принято выделять следующие:
Флип | Зум | Анимация | Морфинг |
Подробнее о варио-эффектах см. здесь.
Возможно совмещение эффектов в одном изображении: объема и анимации, зума и морфинга и т.д. [3]
# Физика линзовых растров
Преломление через линзовый растр
Модель работы линзового растра
Аналогично тому, как любое плоское изображение может быть представлено с некоторой точностью набором пикселов, объемное изображение представляется набором объемных точек, вокселов.
Воксел есть множество лучей света (от произвольно удаленных источников), проходящих через точку пространства с заданными координатами.
Объем воспроизведения – ограниченный участок пространства, в любой точке которого может быть воспроизведен с заданной точностью образ воксела, видимый в заданном диапазоне углов.
Зоны воспроизведения через линзовый растр
На рисунке воксел P1 отвечает условию объемного воспроизведения, а воксел P2 – нет, поскольку в секторе обзора, заштрихованном красным, его не будет видно. Самый удаленный воксел P3, для которого еще выполняется условие угловой видимости, будет расположен в вершине треугольника. [2]
# Получение стерео и варио изображений
Для стереофотосъемки используются или несколько фотоаппаратов, или многообъективная фотокамера, или одна видео- или фотокамера. Стереосъемку можно выполнять двумя способами:
Также для создания последовательности стереоракурсов можно использовать программы трехмерного моделирования. Наиболее популярна 3D Studio Max. Ракурсы получают последовательным «рендерингом» сцены, видимой камерой (или камерами) из разных положений.
На втором этапе из набора подготовленных файлов необходимо создать полосовое изображение (так называемое кодирование). Суть этого процесса в следующем: каждое исходное изображение разрезается на полосы, и затем из этих полос формируется готовое для печати изображение, в котором присутствуют все исходные ракурсы (или кадры). Для реализации этой задачи создано множество программ, например PhotoProjector (автор Е.Вазенмиллер), MrTwister (компания Triaxes) и др.
Третий этап, завершающий, заключается в совмещении закодированного изображения с линзовым растром. Изображение распечатывается на струйном принтере или плоттере, совмещается с растром при помощи прозрачного двухстороннего скотча и ламинируется. Для производства сувенирной продукции или интерьерных панно печать производится на бумаге; если требуется изготовить световой короб со стерео- и вариоизображением, печатают на специальных пленках, предназначенных для работы на просвет (Backlith, Duratrans и др.). Данный способ по производительности и стоимости применим для сувенирной продукции или POS-материалов, выпускаемых небольшими тиражами (от 100 шт. до 10 тыс. шт. в месяц) и хорошо зарекомендовал себя при производстве рекламных постеров и крупноформатных щитов (от единичных тиражей до 200 шт. в месяц).
Идея формирования объемного изображения при помощи набора сферических микролинз была предложена Габриэлем Липпманом в начале 20 века. Было разработано множество вариантов данной технологии. Все помнят объемные календарики, которые производилась в 70-80 гг прошлого века. Хотя базовые принципы остаются неизменными, технология продолжает совершенствоваться.
Стерео варио календарь, постер, открытка
Рассматривая линзовый растр под разными углами, наблюдатель видит исходные изображения, последовательно сменяющие друг друга. Отсюда термин «варио».
Если исходные изображения получены путем облета камерой объекта съемки, левый и правый глаз видят разные кадры, являющиеся стереопарой. Наблюдатель видит объемное (3d, стереоскопическое) изображение.
Характеристики линзовых растров.
Особенности и параметры растровых изображений.
Известен прием, когда добиваются совпадения крайних ракурсов последовательности, полностью устраняя «перескок». Однако, такой подход накладывает серьезные сюжетные ограничения.
Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Для лентикулярных стереоизображений характерна небольшая ГРИП, которая в первую очередь ограничивается разрешением устройства, печатающего кодированное изображение. Лентикулярное стерео напоминает макро, с узкой зоной резкости и сильно размытым задним и передним планами.
Параллакс. Величина смещения между крайними ракурсами объекта, измеряется в мм. Это количественный параметр, своеобразная «мера стереоскопичности». Чем больше параллакс, тем сильнее ощущение объема. Говоря о технических требованиях к исходным кадрам, обычно разделяют предельно допустимые параллаксы для резких и размытых (фоновых) объектах. Разделение условно, более точно взаимосвязь параллакса и степени размытости описана в статье. Чем выше разрешение печати, тем больше допустимые параллаксы, больше объем.
Стерео-варио печать
А помните ли вы такие объемные календари и открытки из детства — мы сейчас про детство исторически недавнее, 70-90 гг XX века, — где изображения как будто переливались, и одна картинка сменяла другую? они еще были немного ребристые на ощупь.
Стерео-варио печать — это относительно новая уникальная печатная технология, которая позволяет увидеть эффект движения или реального объема на плоской поверхности.
Что такое стерео-варио?
В начале XX века Габриэль Липпман предложил идею формирования объемного изображения при помощи набора сферических микролинз. Эта идея легла в основу технологии стерео-варио, или создания полноцветных объемных изображений. По оценкам экспертов, стереоизображения в сознании потребителей отпечатываются в среднем в 3 раза сильнее, чем традиционные статические. Применение в рекламе изображений с различными визуальными эффектами увеличивает объем продаж на 51%*, что открывает дополнительные возможности для рекламного рынка.
Эта технология нашла применение в полиграфическом производстве и в сфере дизайна. Стерео-варио используют в дизайне ночных клубов, казино, в наружной рекламе и полиграфии. «Живые» календари, открытки, фотографии и различные сувениры гораздо привлекательнее традиционных.
Наша типография использует этот прием при печати каталогов и подарочных изданий.
Принцип работы и виды стерео-варио
Стерео-варио изображения выглядят в буквальном смысле иначе, они гораздо выразительнее за счет эффекта глубины, движения и анимации. Если взять несколько плоских изображений, порезать на полоски и перетасовать в специальном приложении, получится так называемое кодированное изображение. Чтобы его «раскодировать» и вновь увидеть исходные изображения, на него накладывают линзовый растр — специальный прозрачный пластик, на поверхности которого сформированы цилиндрические линзочки или лентикуляры. Рассматривая линзовый растр под разными углами, мы можем видеть исходные изображения, последовательно сменяющие друг друга.
Стерео изображения имитируют объёмность, и условно разделяются на:
При подготовке стереоизображений используется специальное ПО для 3D-моделирования или стереосъёмка. Левый и правый глаз видят разные кадры, являющиеся стереопарой, и в итоге мы видим объемное — 3D, стереоскопическое — изображение.
Варио изображения — несколько изображений, последовательно сменяющих друг друга в зависимости от угла наблюдения. В отличие от стереоизображений они подразделяются по наблюдаемым варио эффектам. Среди наиболее популярных эффектов вариоизображений выделяют следующие:
Технология стерео-варио
Попытаемся кратко описать, что же собой представляет технология стерео-варио или создание полноцветных объемных изображений. Чтобы получить картинку, меняющуюся в зависимости от угла зрения, необходимо выполнить три этапа: съёмку, кодирование, затем распечатку и фиксацию на основе.
Чем тщательнее выполнена съёмка, тем меньше коррекций потребуется.
Создание многослойной стереофотографии используется как еще один вариант имитации объёма: основное статичное изображение дополняется движущимися объектами, самому изображению устанавливается нулевой параллакс, без искажений, а объектам — разные степени удалённости (0-5 единиц — фактически, они задают карту глубины). Сначала создаётся анимация, когда объекты смещаются на разную величину в зависимости от назначенного параллакса, затем на экране оценивают результат и вносят необходимые коррекции.
Среднее количество изображений, используемых в анимации, около 30. Именно столько снимков позволяют получить качественное, плавное воспроизведение. Конечно же, многое зависит от линиатуры и разрешения печатающего устройства.
Для получения изображения по полосам существует множество коммерческих и бесплатных программ, причём многие функции можно выполнять самостоятельно, используя штатный инструментарий Photoshop. Как правило, подготовленный файл распечатывается на струйном настольном или широкоформатном принтере. Для производства сувенирной продукции или интерьерных панно печатают по бумаге, для светового короба со стереоизображением — на специальных светорассеивающих плёнках. Напечатанное изображение наклеивается на плоскую часть лентикулярной пластины и ламинируется. Ламинатор должен иметь точную регулировку нагрева валов: склеивать рекомендуется при небольшом нагреве для удаления пузырьков воздуха из-под растра.
Совмещение пластины с подготовленным изображением — это ключевой момент. Если линзы не совпадут с полосками изображения, стереоэффекта не будет!
Где применяется стерео-варио печать?
Стерео-варио печать идеально подходит для сувенирной продукции и POS-материалов, выпускаемых небольшими тиражами — от 100 до 1000 в месяц, — и при производстве рекламных постеров и крупноформатных щитов — от единичных тиражей до 200 шт. в месяц. В силу дороговизны используемых материалов процент заказов элементов стерео-варио продолжает оставаться невысоким.
Современные технологии стерео-варио печати
Еще буквально 10 лет назад каждое изображение подклеивали вручную под линзу с помощью двустороннего скотча. Но помимо серьезных ограничений по времени добиться хорошего совмещения — а значит и глубины эффекта — было очень сложно.
Современные технологии изготовления стерео-варио основываются на печати по лентикулярным растрам или печати по пластику, где задается линиатура, сравнимая с традиционным офсетом (100–150 lpi). Используются фолиевые краски, которые требуют сложной сушки, или краски с УФ-отверждением. При толщине пластика не более 700 мкм малые форматы печатают на офсетных машинах, причем точность приладки и стабильность температуры остаются обязательными условиями. Лентикулярный пластик достаточно дорогой, поэтому крайне важна не просто точность приладки, но минимальная приладка сама по себе.
Офсетные тиражи становятся выгодными при запечатке не менее 1500 листов, а минимальный тираж составляет 500 листов.
Большие форматы печатаются иначе: такие листы намного толще, до нескольких мм, и гораздо жёстче, поэтому для печати используют широкоформатные УФ-принтеры — планшетные или гибридные, — позволяющие печатать по жёстким материалам.
Стерео/варио для начинающих
В последнее время популярность технологии стерео/варио растёт: если раньше количество наружных инсталляций можно было пересчитать по пальцам одной руки, то за последний месяц, например, в киевском метро прошли целых две компании с использованием таких изображений. Двигаясь на эскалаторе, можно было наблюдать последовательную смену двух картинок при разном угле обзора. По оценкам специалистов, стереоизображения гораздо сильнее отпечатываются в сознании потребителей, чем традиционные статические (в среднем, в 3–4 раза). Несмотря на относительно высокую стоимость изготовления и материала, заказчики используют нетрадиционные подходы. Кроме световых рекламных панно, у таких изображений есть ещё одна ниша — рекламно-сувенирная продукция и визитки.
Классификация
Изображения условно делятся на 2 типа — стерео (имитирующие объёмность) и варио (плоские, последовательно сменяющие друг друга в зависимости от угла наблюдения). К первой группе относят 3D-стерео — объёмное изображение, обладающее эффектом оглядывания (используется ПО для 3D-моделирования или стереосъёмка), и многоплановое стерео — иллюзия объёма достигается специальными преобразованиями над плоской картинкой. Изображение может быть получено в графическом ПО либо в некоторых утилитах-«улучшайзерах» (см. Publish № 4, 2012; http://www.publish.ru/publish/2012/04/19898846/). Вариоизображения могут быть: флип (последовательная смена нескольких изображений), морфинг — плавное превращение одного объекта в другой, анимация — движение объектов. При этом флип, как самый простой эффект, используется в 90% случаев.
Технология
Чтобы получить изображение, меняющееся в зависимости от угла зрения, нужно тщательно выполнить три этапа: съёмку, кодирование и самый ответственный — распечатку и фиксацию на основе. Чем тщательнее выполнена съёмка, тем меньше коррекций придётся выполнять.
Для получения качественного результата необходимо, чтобы предметы были неподвижны, а съёмку проводят на штативе, при этом камеру вращают относительно центрального объекта сцены. Изменение параллакса имитирует объём (рис. 1). Профессиональный подход подразумевает специализированные цифровые камеры.
На втором этапе кадры отбирают и, для более плавного эффекта, формируют промежуточные результаты. Затем из набора подготовленных файлов создают полосовое изображение. Среди основных параметров процесса — количество изображений (напрямую зависит от линиатуры растра и разрешающей способности принтера) и расстояние, с которого будут смотреть на результат. Суть процесса в том, что каждое исходное изображение разрезается на полосы, а затем из них формируется готовое для печати изображение, на котором присутствуют все исходные ракурсы (рис. 2 и 3).
Такая технология необходима, т. к. для получения стереоэффекта используются полоски из цилиндрических линз (лентикуляр), а изображения делятся на полоски с шагом, кратным линиатуре (шагу) лентикуляра. При хорошем совмещении каждая линза формирует только свою небольшую часть изображения, а зрительным аппаратом человека эти части воспринимаются как единое целое. Рабочие углы, при которых наблюдается эффект, составляют 30–55° (чем меньше угол, тем сильнее эффект).
Ещё один вариант имитации объёма — создание многослойной стереофотографии: статичное основное изображение дополняется движущимися объектами, например, обрамляющими рамками или листьями. Самому изображению устанавливается параллакс, равный нулю (без искажений), а объектам — разные степени удалённости (0–5 единиц — фактически, задают карту глубины). Сначала создаётся анимация (объекты смещаются на разную величину в зависимости от назначенного параллакса), на экране оценивают результат и вносят необходимые коррекции.
В зависимости от линиатуры и разрешения печатающего устройства количество изображений, используемых в анимации, достигает 30-ти, что позволяет получить качественное, плавное воспроизведение. Для получения полосового изображения есть множество коммерческих и бесплатных программ, причём многие функции можно выполнять самостоятельно, используя только штатный инструментарий Photoshop.
Затем подготовленный файл распечатывается, как правило, на струйном настольном или широкоформатном принтере, неплохо зарекомендовали себя цифровые мини-фотолаборатории. Для производства сувенирной продукции или интерьерных панно печатают по бумаге, для светового короба со стереоизображением — на специальных светорассеивающих плёнках.
По стоимости способ подходит для сувенирной продукции и POS-материалов, выпускаемых небольшими тиражами (100–1000 в месяц), и хорошо себя зарекомендовал при производстве рекламных постеров и крупноформатных щитов (от единичных тиражей до 200 шт. в месяц).
Напечатанное изображение наклеивается на плоскую часть лентикулярной пластины и ламинируется. Ламинатор должен иметь точную регулировку нагрева валов: склеивать рекомендуется при небольшом нагреве для удаления пузырьков воздуха из-под растра. Очень ответственен процесс совмещения пластины с изображением: в случае несовпадения линз с полосками изображения стереоэффекта не будет.
До недавнего времени технология была ручной: каждое изображение подклеивали под линзу с помощью двустороннего скотча. Но так очень сложно добиться хорошего совмещения, а значит, и глубины эффекта, да и скотч ухудшает качество.
Новые технологии изготовления стерео/вариоизображений дают очень высокое качество, ведь печать идёт напрямую по пластику, что позволяет задавать линиатуру, сравнимую с традиционным офсетом (100–150 lpi). Малые форматы (при толщине пластика не более 700 мкм) печатают на офсетных машинах. При этом нужно обеспечить высочайшую точность приводки и стабильность температуры. В некоторых случаях умельцам удаётся перенастроить оборудование под более толстый запечатываемый материал, сохранив качество.
С учётом высокой стоимости лентикулярного пластика офсетные тиражи становятся выгодными при запечатке не менее 1500 листов (минимальный тираж — 500 листов). На каждый лист помещается 16 открыток 10×15 см или 36 календариков. Для печати используются фолиевые краски, которые требуют сложной сушки, или краски с УФ-отверждением.
Важно, чтобы машина обеспечивала максимально точную приводку и минимальную приладку (материал дорог). Поэтому одна из самых популярных моделей для печати по лентикулярным растрам — KBA Genius 52 UV. Сочетание офсета без увлажнения, планетарной схемы, короткого красочного аппарата без зональной регулировки и УФ-красок оптимально для печати по пластикам.
Большие форматы печатаются иначе: такие листы намного толще (до нескольких мм) и жёстче, поэтому для печати используют широкоформатные УФ-принтеры — планшетные или гибридные, позволяющие печатать по жёстким материалам. Поскольку процент заказов стереоизображений невелик, целесообразно привлекать контрагентов со своим оборудованием. При любой cтруйной печати важно выбирать режим печати в одном направлении, а не в двух, а также посылать на лентикулярную печать только изображения с разрешением, кратным разрешению принтера (чтобы его драйвер не использовал собственный алгоритм интерполяции и не нарушал содержимое полосок).
Питч-тест
Из-за температурных колебаний и погрешностей технологического процесса производства физическая линиатура линзового растра может колебаться относительно заявленного в паспорте значения. Но для получения качественного результата требуется абсолютное совпадение ширины линз растра (шага растра) и ширины полос изображения. Более того, оптическая линиатура (видимая, важна именно она) несколько отличается от физической, поскольку зависит от расстояния, с которого изображение будет рассматриваться. Процедура определения необходимой оптической линиатуры носит название «питч-тест» и проводится один раз для каждой марки принтера, для каждого типа бумаги, настроек принтера и под каждый тип, а также партию линзового растра.
Тест представляет собой набор полос, причём в каждой кодовые штрихи следуют с определённым шагом lpi (70,0; 70,1; 70,2 и т. д.). Для определения реальной линиатуры распечатывают тест на том устройстве и бумаге, на которых будет печататься кодированное изображение. Сначала проводят тест с разницей шага полос 0,1 lpi, а при необходимости проводят уточняющий питч-тест с шагом 0,01 lpi.
Процедура предельно проста: линзовый растр накладывают на лист с отпечатанным тестом так, чтобы штрихи тестовых полос совпали с линзами растра. Отодвинувшись от листа на расстояние, которое будет отделять готовое изделие от аудитории (для фото и сувенирной продукции — примерно 30 см, для интерьерных работ — от 1 м), и перемещаясь вперёд-назад, определяют полосу, которая меняет свой цвет одновременно по всей длине. Соответствующее ей значение является искомым.
Используя результаты теста (оптическую линиатуру, расстояние до объекта), в любой из выбранных программ формируют готовый к печати файл.
Выбор ПО
Сначала нужно определиться, что целесообразнее: подготавливать файлы самостоятельно или переложить задачу на типографию? Техническая сторона вопроса не так уж и сложна, и для типовых задач вполне можно обойтись без приобретения специализированного ПО: достаточно знать Actions/скриптинг в Photoshop или выполнять всё вручную. При создании стерео/вариоизображения гораздо важнее художественная составляющая, поскольку от мастерства дизайнера во многом зависит результат.
Специалисты в этой области сходятся во мнении, что для создания простых эффектов вроде флипа (а это около 90% заказов) можно положиться на дизайнеров на стороне печатника (достаточно предоставить изображения). В более сложных случаях (имитация объёма) часть процесса проще переложить либо на своих специалистов, либо задействовать опытных фрилансеров.
Рынок специализированного ПО узок. Среди разработчиков, продвигающих комплексные решения, выделяются российские «Триаксес» и 3D Mix.com, а также израильская HumanEyes. Среди решений класса утилит отметим Lenticulator interlacer, функциональность которой ограничивается созданием вариофлипов. Особо рекомендую бесплатный японский Stereo Photo Maker, который позволяет создавать все виды 3D-изображений — от стереокарт до анаглифов — из имеющейся стереопары, а также делать все нужные коррекции, создавать псевдообъёмную анимацию в формате GIF, изображения для всех видов 3D-систем.
Как правило, ПО имеет несколько версий (от начальной до профессиональной без ограничений на запечатываемую площадь) и состоит из узкоспециализированных программ. Основные — кодирование изображений, расчёт стереобазы, преобразование плоских изображений в стерео, обработка стереопары. Вспомогательные (вроде Lenticular Photo Capture) — упрощение фотосессий, чтобы управлять параметрами съёмки и корректным именованием файлов в процессе переноса их из камер в компьютер. Незаменим при профессиональном подходе, когда используются специальные камеры Fujifilm FinePix Real 3D (аналогичные есть и у Panasonic).
Возможности ПО, в целом, однотипны, поэтому рассмотрим их на примере уже упоминавшегося «Триаксес». Основных интересующих нас продукта два — 3DMasterKit и StereoTracer (все программы поддерживают создание изображений для использования в специальных 3D-очках разных типов, что выходит за рамки этой статьи). Первый предназначен для создания лентикулярных растров, воссоздающих реалистичный эффект объёма и анимацию. Вариантов установки — целых шесть (!), что позволяет выбрать наиболее оптимальную конфигурацию (цена варьируется от 2100 до 30 100 руб.).
Второй позволяет имитировать объём на основе карты глубины (чёрно-белое изображение, в котором белым обозначены более близкие области, чёрным — более далёкие). Цены — от 2500 до 12 900 руб.
Если объекты снимались в обычных условиях (без спецоборудования), то наверняка потребуется выполнить их совмещение (чтобы исключить смещения вверх-вниз, непроизвольные скачки, что снижает эффект). В качестве опорной точки (с нулевым параллаксом) выбирают определённую часть предмета, по которой и проводят выравнивание остальных кадров. Во всех без исключения редакторах есть инструментарий для кадрирования, смещения, масштабирования и поворотов (при ручной съёмке, как правило, нарушается параллельность камеры относительно линии горизонта).
В ПО предусмотрено приведение к одинаковой цветовой палитре (полезно, если фон был освещён неравномерно) и общая цветовая коррекция (Гистограмма). К сожалению, в большинстве не реализовано добавление текста (приятное исключение — бесплатный Stereo PhotoMaker), поэтому его предварительно создают в Photoshop и импортируют. Ничего особенного в подготовке файлов нет — практически все операции, которые предлагают коммерческие решения, с успехом можно выполнить в Photoshop (см. врезку). Кстати, он понадобится и для создания карты глубины, если планируется использовать многослойную стереофотографию.
Для просмотра результата есть режим анимации. Результат (GIF) можно размещать в интернете. Опять же, анимация легко выполняется средствами Photoshop (панель Animation).
Очень удобна японская Stereo PhotoMaker — занимая крохотный объём (около 2 Мбайт), кроме основных возможностей по созданию стереоизображений (3D-видео не в счёт), она выполняет дополнительные преобразования, например, убирает искажения, вносимые короткофокусной оптикой (эффект рыбьего глаза), добавлять текст (полный набор средств форматирования), краевые эффекты, водяной знак. Для удобства при выравнивании снимков программа позволяет перейти в режим Outlines (пороговое значение регулируется), что значительно упрощает сведение изображений. При выравнивании повёрнутых снимков предусмотрена коррекция перспективы, а для удобства оценки отличия в изображениях (без специальных очков) используется метод, применяемый в астрономии.
Из коммерческого ПО крепкие позиции занимает HumanEyes Technologies с набором приложений: HumanEyes Capture3D (200 долл.) — удобный инструментарий для получения снимков, готовых к быстрой обработке. Наверняка пригодятся советы для визуального усиления эффекта объёма сцены (соответствующее освещение, драпировка, взаимное расположение объектов). HumanEyes Creative3D (300 долл.) позволяет быстро подготовить снимки к печати. Ориентированная на печатников HumanEyes Producer3D — самая полная редакция, которая, кроме инструментов для печати, вобрала функционал предыдущих приложений (своеобразный аналог Adobe Creative Suite Master Collection для стерео/варио).
Чего не отнять у израильтян, так это коммерческой жилки: даже описание возможностей своей программы они предлагают за 50 долл. Ни одному из конкурентов не пришла в голову мысль брать деньги и за это…
Выбор растров
Для разных работ предусмотрены свои растры. Среди основных параметров: количество линз на дюйм, толщина, угол обзора. Чем линиатура выше, тем уже и, соответственно, тоньше линзы (поэтому такой растр обычно гибкий). Для просмотра с близкого расстояния выбирают растры с высокой линиатурой (60–100 lpi), для расстояния в пару метров — 40–50 lpi, для лайт-боксов, вывесок — 10–20 lpi (жёсткие конструкции).
Чем меньше угол обзора, тем больше глубина стереоизображения. По этому показателю растры делятся на: универсальные (45°), подходящие для варио- и стереоизображений с небольшой глубиной; 3D-растры ( 45°) исключительно для вариоизображений.
Перспективы
Единого мнения у специалистов нет. Среди основных минусов отмечается высокая стоимость пластика. Негативно повлиял и недавний кризис — объёмы печати всё ещё восстанавливаются. Среди безусловных плюсов — повышенная запоминаемость «живого» изображения и хорошая рекламная отдача. Рост интереса к подобной подаче материала пока не позволяет говорить о формировании устойчивой тенденции, т. к. использование в наружных конструкциях относительно невелико.
Относительно цифр: более-менее точных оценок автору получить не удалось, экспертами называется текущая доля печатного рынка в пределах 1% с учётом сувенирной продукции, свадебных фото и визиток. Свой отпечаток накладывают технические ограничения: зритель должен располагаться на определённом расстоянии и достаточно долго двигаться поперёк изображения, постоянно смотря на него, поэтому выбор места очень важен.
Тем не менее, борьба за покупателя будет только усиливаться, а значит, разнообразие методов подачи материалов будет расти, причём это касается как центра, так и периферии. Есть надежда, что нынешний всплеск интереса — только начало широкого применения псевдообъёмных изображений.
Об авторе: Михаил Борисов (bmike68b@gmail.com), пишет для Publish полезные советы по допечатной подготовке и обзоры ПО.
Photoshop для стерео/варио
Во многих случаях возможностей графического редактора вполне достаточно для создания эффекта перетекания (самого популярного). Сначала точно определяют оптимальную линиатуру (по питч-тесту), затем кадрируют изображения по требуемому размеру и одно вставляют как слой в другое. Создают третий, служебный, слой (pattern mask), он будет вырезать часть информации из слоёв, создавая необходимый результат. Что касается линиатуры: если питч-тест дал 75,54 lpi, то изображения должны иметь удвоенное значение (умножаем на количество используемых изображений), т. е. 151,08 dpi.
Для создания маски создают новый CMYK-файл с размерами 2´2 пикселя (по количеству изображений), с разрешением 151,08 dpi и фоном белого цвета (Background: White). Увеличиваем масштаб просмотра до максимума и инструментом «Выделение» (Marquee Tool) выбираем колонку шириной 1 пиксель (Single Column Marquee Tool). Заливаем выделение чёрным (Fill/Contents/Black), после чего выделяем всё изображение (Select/All) и сохраняем как повторяющийся рисунок (Edit/Define Pattern). Название можно дать описательное — Flip 2 horizontal.
Возвращаемся на слой pattern mask и заливаем его только что созданным рисунком (Edit/Fill/Pattern). Затем с помощью либо Magic Wand (режим Continuous выключен), либо Selection/Color Range/Shadows выделяем все чёрные линии и сохраняем выделение в виде маски (Selection/Save Selection/Mask). Переходим на первый слой и загружаем маску (Layer/Layer Mask/Reveal Selection). При этом часть изображения станет невидимой. Осталось только сдвинуть слой pattern mask на один пиксель и сохранить как маску для второго изображения.
Объединяем слои (Flatten Image) и получаем готовый результат. Если изображений больше, процедуру сдвига и наложения маски повторяют по их количеству.