стерео саб что это
Что такое сабвуфер и зачем он нужен?
Содержание
Содержание
Басовый диапазон всегда привлекал музыкантов и меломанов своей особенностью: он не столько слышится, сколько ощущается всем телом. Бытовая полочная акустика не в состоянии воспроизвести всего низкочастотного великолепия, для этих целей изобрели сабвуферы. Сегодня их можно встретить повсюду: в домашних аудиосистемах и кинотеатрах, автомобилях и концертных площадках. Эта статья расскажет все, что нужно знать о сабвуферах.
Зачем нужен сабвуфер?
Если характеристик акустической системы недостаточно для получения глубокого насыщенного баса, на помощь приходит сабвуфер. Он позволяет превратить обычную полочную и напольную акустику с небольшими динамиками в полноценную акустическую систему. Саб особенно критичен для тех, кто любит музыку, насыщенную басом — танцевальную электронику и рок-н-ролл. По схожим причинам сабвуферы любят устанавливать в авто, получая дискотеку на колесах. Но и любители классики и джаза не остаются в стороне: для них натуральный динамичный бас также имеет большое значение.
В домашних кинотеатрах без сабвуфера вообще никуда. Львиная доля вау-эффекта от кино приходится на различные взрывы, басс-дропы и музыку с выраженной низкочастотной составляющей. Композитор Ханс Циммер («Начало», «Интерстеллар», «Пираты Карибского Моря» и т. д.) как-то выслал продюсерам несколько минут музыки для одной из сцен и получил от них ответ: мол, у вас там, кроме тишины, ничего нет. На это композитор ухмыльнулся и посоветовал слушать на киношной акустике, а не на бытовых колоночках.
Узнать, справляется ли имеющаяся акустическая система с низкими частотами, очень просто. Достаточно послушать на ней запись синусоиды, идущей по всему слышимому спектру. Чаще всего на бытовых колонках без саба что-то слышно, начиная с 50-80 Гц. Сабвуфер расширит это значение до 20-30 Гц.
В итоге сабвуфер позволяет:
Как устроен сабвуфер?
Почему же обычные колонки не справляются со сверхнизкими частотами, а сабвуфер справляется?
Технически невозможно сделать динамик, который воспроизводил бы все частоты одновременно. Чтобы колонки могли воспроизвести как можно больше частот, их делают многополосными: маленький динамик (твитер) отвечает за высокие, а большой динамик (вуфер) — за средние и низкие. Иногда твитер размещается прямо посреди вуфера, такой тип конструкции называют коаксиальным динамиком. Однако для воспроизведения саб-баса этого недостаточно, поэтому аудиосистему дополняют сабвуфером — этимология этого термина теперь очевидна. Причем сабвуфер обычно нужен лишь один, поскольку бас почти не локализуется человеческим ухом.
Также для сабвуфера нужен индивидуальный корпус, и вот почему. Частота 50 Гц соответствует волне длиной 7 метров, 20 Гц — 17 метров. Произвести волну такой длины может лишь довольно большой объект. Например, струна контрабаса в длину 42 дюйма (106 см), струна современной бас-гитары — 34 дюйма (86 см). Для достоверного воспроизведения звука этих струн диаметр динамика должен быть идентичен по размеру. Разумеется, в бытовых колонках такое сложно себе представить. Хотя в исследовательских целях подобные агрегаты создавались. К примеру, Mitsubishi Diatone D-160 — один из самых больших динамиков, когда-либо изготовленных человеком. Он имел 63 дюйма (около 160 см) в диаметре и умел воспроизводить частоты от 8 Гц! Интересно также, что один из самых крупных сабвуферов для автомобилей, Cadence DCX34W, оснащен диффузором диаметром ровно 34 дюйма, то есть как раз размером с мензуру бас-гитары.
Слушатели отмечают, что с увеличением размера диффузора несколько теряется детальность и динамика на быстрых партиях, поскольку большой мембране нужно время для колебания, но при этом сам бас звучит более натурально. Из этого можно сделать вывод: любителям танцевальной электроники ни к чему гнаться за гигантскими динамиками, а вот почитателям классики и джаза они как раз понравятся за возможность наиболее точно воспроизвести оттенки звучания акустических инструментов.
Первые сабвуферы появились в 70-е годы. До этого была мода делать огромные колонки с большими басовыми динамиками, в итоге аудиосистема занимала половину комнаты. Благодаря сабвуферу появилась возможность делать небольшие колонки, сопровождая их всего одним басовым динамиком в отдельном корпусе. Такая система стала называться трифоник, ее обозначают как 2.1.
Тем не менее, долгое время сабвуфер не был популярен из-за главного недостатка — частотного провала в диапазоне, где заканчивают играть колонки и начинает вваливать саб. В лохматые годы достойный результат можно было найти лишь в дорогих аудиосистемах. Зато с появлением домашних кинотеатров и компьютерного аудио идея обрела вторую жизнь. Во всех системах вида 5.1, 7.1, 9.1 и т. п. та самая цифра «1» после точки — и есть сабвуфер.
Существует несколько типов конструкции саба:
Звучание сабвуфера также зависит от материала его диффузора. Многие признают, что бумажный диффузор звучит более мягко и музыкально, металлический или синтетический — более резко и упруго. Композитный, например, кевларовый, часто применяется в автомобилях благодаря надежности и устойчивости к внешним воздействиям.
Как выбрать сабвуфер?
Для дома
Главное правило — чем больше комната, тем больше сабвуфер:
Некоторые меломаны предпочитают устанавливать сразу два сабвуфера. Это дает следующие преимущества:
Для авто
Автомобильный сабвуфер — настоящий мастхэв для меломана-автомобилиста. Без него качественный звук в машине не получишь. Сабы для авто, главным образом, делятся на активные — со встроенным усилителем, такие как Pioneer TS-WX300A, и пассивные, например, JBL Stage 1200B. Пассивные стоят дешевле, но нужно внимательно смотреть на его мощность и мощность усилителя. Некоторые кулибины изготавливают сабвуфер самостоятельно, покупая лишь сабвуферный динамик и толстую фанеру.
Для студии
Сегодня большинство музыки делается в домашних студиях и сводится на мониторах ближнего поля. Эти мониторы де факто не воспроизводят низкие басовые частоты, поэтому для полноценного мониторинга к ним нужен сабвуфер. Хорошо здесь то, что можно совершенно спокойно использовать студийные мониторы и саб от разных производителей. Для студий выпускают специальные студийные сабы, которые воспроизводят очень точный и быстрый бас с максимально линейной АЧХ.
Критически важной для студии является акустическая обработка помещения, поскольку именно с низкими частотами возникают основные проблемы. Также критично расположение сабвуфера — желательно, чтобы он был равноудален от мониторов. Если такое расположение невозможно, используется два саба.
Для DIY
Для тех, кто умеет держать в руках пилу и молоток, в продаже есть сабвуферные динамики. Их стоимость ниже готовых сабов, а смастерить ящик можно с помощью калькулятора из Интернета. Разумеется, нельзя забыть про усилитель — максимальная мощность динамика при этом должна в два раза превышать максимальную мощность усилителя. В остальном здесь открывается простор для творчества — можно сделать хоть суперсаб с рупорной конструкцией и несколькими динамиками.
Куда поставить сабвуфер?
Есть простой лайфхак, позволяющий быстро найти оптимальное место для саба. Нужно поставить его на кресло или диван, в котором будет сидеть слушатель, и походить по комнате, определив на слух позицию, где бас звучит наиболее громко, детально и глубоко. Это и будет искомой точкой.
Стоит также запомнить:
Как подружить саб и соседей?
С точки зрения соседей, сабвуфер — это смесь отбойного молотка и военного оркестра, призывающего к мобилизации и военным действиям. Дело в том, что басовые волны очень длинные, поэтому остановить их может только нечто толстое и массивное. Тонкие стены российских квартир для этих волн — все равно что листок бумаги для пули. Более того, если стена не несущая, она выступает еще и в роли мембраны, которая отлично улавливает низкочастотные вибрации и передает их всему каркасу дома, особенно в квартиры выше и ниже. Часто это является главной причиной, по которой меломаны отказываются от сабвуфера.
К счастью, есть несколько эффективных способов подружить сабвуфер с квартирой:
Как настроить саб?
Как правило, у сабвуфера есть несколько основных настроек:
Заключение
Сабвуфер открывает целое измерение в музыке. Оказывается, треки могут различаться между собой фактурой баса, а в некоторых направлениях можно даже почувствовать саму форму волны, из которой были сформированы низкие частоты.
Правильно настроенный сабвуфер добавляет музыке глубины и расширяет ее частотный диапазон, но при этом не отвлекает все внимание на себя и не выделяется из общей картины.
Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
Брать или не брать? Вот в чем вопрос! На повестке дня сегодня одно из частых сомнений аудиогурманов: нужен ли сабвуфер в стереосистеме, или для хорошей музыки можно обойтись и базовой комплектацией?
Широкополосные акустические системы традиционно выпускают в виде огромных напольных колонок. Но иногда даже они неспособны выдать звук ожидаемого качества. Почему? Причины разные, от изначально плохого качества записи трека до акустики помещения. Не все знают, что технику надо откалибровывать и как-то «по-особенному» подбирать. Спасет ли положение сабвуфер?
Использование сабвуфера в стереосистеме
Сабвуфер — устройство, воспроизводящее низкие частоты, которые не могут потянуть его широкополосные коллеги. Поэтому его встраивают в акустическую систему для более сочного звучания басов.
Чтобы оценить пользу сабвуфера, рассмотрим стереосистему с ним и без него.
Система без сабвуфера представляет собой источник звука (проигрыватель вроде DVD, CD), стереоусилитель, на который подается этот сигнал. На выходе от стереоусилителя сигнал попадает на АС. В этом способе сигнал проходит через минимально короткую цепочку, а значит на АС попадает в своем первозданном качестве. Которое, кстати, не всегда высокое.
Система с сабвуфером обладает более длинной и вариативной цепочкой.
Первый вариант — стереосигнал подается и на стереоусилитель, и на фильтр сабвуфера. Получается, что на АС приходит полный сигнал с источника, а на сабвуфер попадает начальная составляющая с двух каналов: первозданная, как в способе без сабвуфера, и прошедшая через его фильтр.
Другой вариант — стереосигнал сразу попадает на сабвуфер, где делится на два диапазона НЧ и СЧ/ВЧ. С фильтра СЧ/ВЧ сигнал поступает на вход стереоусилителя фронтальных сателитных АС, а НЧ сигнал подается на вход сабвуферного усилителя.
Встречаются и другие варианты, но так или иначе, все сводится к этому: на фронтальные колонки попадает полный спектр сигнала или составляющая СЧ/ВЧ.
Какой вывод можно сделать из всего этого? В первом случае фронтальными АС выступают мощные широкополосные системы, а сабвуфер идет им в помощь на низких частотах.
Во втором случае фронтальные колонки — сателлиты с весьма скромной мощностью. Лямку низких частот полностью тянет сабвуфер. Это позволяет сэкономить на АС и собрать наиболее компактную систему среднего качества.
Отсюда естественно вытекают преимущества сабвуфера в АС:
Однако преимущества не означают, что сабвуфер надо встраивать в каждую АС! Дело в том, что он «отвечает» за разные эффекты вроде взрывов, басов и т. д. Что это значит? Он идеально подходит, если вы любитель блокбастеров, рок-музыки или рэпа. Но если АС использовать для классической музыки, где меньше басов и больше высоких нот, то он скорее испортит общее звучание.
Регулировка и установка сабвуфера
Сабвуфер включает в себя:
Дело ясное, что для большинства людей самое понятное из этого — громкость. Она позволяет выставить комфортный уровень баса и в целом поберечь или нет барабанные перепонки свои и соседей.
Частоты среза — параметр, обеспечивающий плавный переход от нижней границы основных АС к сабвуферу. Чтобы его настроить, надо знать частотные характеристики АС, выставленные настройки на ресивере и усилителе, если они, конечно, есть.
Какая от него польза? — Мы не слышим провала и звуковых «ям» в музыке, а также нам проще подружить новенький сабвуфер со своей АС. Жаль, но у некоторых бюджетных моделей возможности настроить частоты среза нет — а значит, и хорошей интеграции в систему ждать не приходится.
Настройка фазового сдвига — нужна для того, чтобы сабвуфер и АС играли синхронно, без задержек по времени. Подобная проблема может возникнуть, если сабвуфер стоит далеко от АС.
Сабвуферы класса премиум идут в комплекте с пультом управления, а некоторые управляются с помощью голосового помощника (тот же Гугл Ассистент или Alexa). К сожалению, в России их можно настроить только через VPN-подключение. Да и настроить— это полдела, говорить с этими друзьями можно только на английском, ничего другого не понимают.
Откалибровать звук не проблема: например, у акустики Bose для этого есть приложение Bose Connect. Оно «находит» устройство, подключается, и далее вы просто следуете подсказкам. С бюджетными брендами будет сложнее, не у всех есть возможность выполнить детальную настройку, и тем более, калибровку. Придется полагаться на слух.
Как правильно разместить сабвуфер?
Человек может с точностью до 5 градусов определить, откуда исходит звук по горизонтали (колонка на полу или на столе) и до 15 градусов по вертикали (штативы, настенные крепления). К счастью, это относится в принципе к любому звуку средней частоты. С басами дело обстоит проще (или сложнее, это как посмотреть): слуховой аппарат человека не слишком чувствителен к басам и трудновато понимает, откуда идет звук. Это развязывает нам руки в экспериментах по установке сабвуфера.
Но все же правила размещения колонки есть:
На практике все это соблюсти — проще простого. Главное желание и адекватная оценка своих возможностей по бюджету и метражу комнаты.
Выбор сабвуфера
Подытожу все, о чем успел тут наговорить. Как выбрать свой идеальный сабвуфер, даже если вы ничего не понимаете в технических характеристиках:
Среди сабов могу порекомендовать Bose Bass Module 500 и 700, они стабильно здорово работают с акустикой Bose, а именно с саундбарами. Также саб 700 является частью домашних кинотеатров 5.1 Bose Lifestyle 550, 600, 650. К системам 5.1 можно подключить второй такой же саб, если помещение очень большое и нужно очень много баса.
К слову, техника легко встраивается в мультирум Bose и интегрируется с другой акустикой того же бренда.
Надеюсь, было интересно. До новых встреч!
Марк Авершин, приглашенный эксперт
Как выбрать сабвуфер и правильно его подключить
Сегодня мало кому нужны домашний кинотеатр или аудиосистема без качественных низких частот. А самый удобный и компактный способ получить мощные и качественные басы — это сабвуфер. Правда, далеко не все штудируют нюансы использования акустических систем, и поэтому выбирают, подключают или используют сабвуферы неправильно. А мы сейчас расскажем, как надо.
Почему сабвуфер обязательно нужен?
Много лет назад самым популярным акустическим оформлением для колонок был обычный закрытый ящик, в который монтировались динамики. Это было просто и удобно, но возникла проблема размера. В таком формате способность колонок «бубнеть» прямо зависит от габаритов корпуса, чем больше — тем ниже. И это не всегда удобно.
Чтобы отказаться от огромных колонок-гробов в пользу более компактных аналогов, производители стали применять фазоинверторное оформление. С ним за счет использования низкочастотного резонанса можно усиливать басы в сравнительно небольших корпусах.
Не только ради трюков с причёсками
Когда эксперты проводили исследование по психоакустике, оказалось, что на частотах ниже 150 Гц человеческое ухо практически не ощущает разделения каналов. А это значит, что разделять их стоит для средних и высоких частот, а для низких можно использовать один усилитель и одну отдельную низкочастотную колонку — сабвуфер.
Такая схема получалась дешевле, проще и удобнее, особенно в стеснённых условиях. В схеме с одним сабвуфером получилось ещё раз уменьшить габариты колонок, например, для удобного размещения на столе. Габаритный сабвуфер же при этом можно было размещать в любом удобном месте, потому что восприятие басов практически не зависит от места размещения их источника.
На какие характеристики смотреть
Кроме субъективных ощущений от звука сабвуфера нужно обращать внимание на некоторые характеристики. Главные критерии:
Частотный диапазон большинства сабвуферов от 30 Гц до 150 Гц, редкие устройства способны воспроизводить 20 Гц, звуки ниже — это уже инфразвук, который большинство людей на слух не воспринимают. Иногда условно выделяют три субдиапазона — глубокий (от 20 до 40 Гц), средний (от 40 до 80) и высокий (от 80 до 150 Гц). Что интересно, для более дорогих моделей характерен более узкий диапазон до 80-90 Гц, потому что более высокие звуки уже способны воспроизводить хорошие «колонки-кричалки» (сателлиты). В некоторых бюджетных случаях верхней границей частотного диапазона могут быть 160-180 Гц и выше (и ничего хорошего в этом нет, потому что на этих частотах сабвуфер уже будет выбиваться на фоне звука стереосистемы в целом).
Рекомендуемая мощность усилителя.
Параметр указывается для пассивных сабвуферов. В активных вместо него используется просто мощность (RMS/DIN) или мощность НЧ усиления (RMS/sub RMS/low-out RMS).
Частота разделения (или частота среза).
Это частотный порог, выше которого кроссовер (устройство, которое распределяет частоты) начинает подавлять сигнал. Например, если частота среза равна 120 Гц, то сабвуфер будет воспроизводить звук ниже 120 Гц.
Чувствительность — эффективность превращения мощности в звук. Если чувствительность высокая, то даже не слишком мощный усилитель позволит получить большее звуковое давление (SPL) — т.е. громкость.
Сабвуфер Burmester S8
Габаритные размеры и масса.
Габаритные размеры и масса. Справедливо считается, что чем тяжелее динамик, тем выше его мощность, потому что для мощных динамиков нужны тяжелые магниты. Еще одно неписаное правило гласит о том, что чем больше колонка, тем лучше звук — это в полной мере относится к сабвуферам, хотя фазоинверторы позволяют уменьшить габариты без ущерба для НЧ-диапазона. Габариты следует особенно внимательно учитывать в стесненных условиях современных квартир.
Иногда имеет значение также акустическое оформление сабвуферов — именно от него будут зависеть габариты, громкость и некоторые особенности в звучании. Самый распространённый способ — фазоинверторные сабы. Они очень компактные и имеют самый высокий КПД, этот тип подходит почти всем.
НЧ-колонки нужна, понятное дело, для НЧ-усиления. Сабвуферы могут быть активными, т.е иметь встроенный усилитель, а могут и не иметь его. Когда речь идет о ресиверах домашних кинотеатров, чаще всего используется отдельный усилитель или активный сабвуфер, для подключения которых предусмотрен отдельный НЧ-выход.
Для флагманских усилителей, которые рассчитаны на многоканальные системы, например, специальных многоканальные устройства от Burmester или некоторые модели Marantz и McIntosh — вопрос отпадет сразу — в них уже есть выход для подключения пассивного сабвуфера.
Но так бывает не у всех и не всегда, поэтому придется либо использовать параллельное подключение к обычному стерео усилителю, либо СЧ-ВЧ-терминалы на сабвуфере (об этих способах подключения ниже). А можно применять и отдельный низкочастотный усилитель.
Ещё важна мощность усиления. При чувствительности 85-86 дБ, достаточная мощность (RMS) сабвуфера для комнаты в 30-40 кв.м. составит около 40-50 Вт. При повышении чувствительности будет расти громкость, поэтому понадобится меньшая мощность усиления
Как правильно подключать сабвуфер
Чаще всего усилители оборудованы выходными RCA-разъемами, которые позволяют подключать активные сабвуферы. В этом случае всё просто, саб подключается RCA кабелем и всё. В других случаях, как у уже упомянутого Burmester, в комплекте есть специальный модуль НЧ-усиления. Здесь тоже нет особенных проблем, потому что у усилителя есть специальный выход для низкочастотной колонки. Гораздо сложнее, когда для сабвуфера и сателлитов нужно использовать обычный стереоусилитель.
Сабвуфер Monitor Audio WS-10
Если на сабвуфере есть выходы для СЧ-ВЧ-стереопары, то стереоусилитель подключается к входу сабвуфера, а стереопара к соответствующему выходу. Если такого выхода в сабе нет, то нужно использовать параллельное подключение к тем же выходам, которые подают сигнал на сателлиты. Как правило, сабвуферы имеют достаточно большое сопротивление и такое подключение не вызывает проблем.
Поиск места для размещения сабвуфера
Как ни странно самые ощутимые проблемы с басом возникают не из-за конструктивных особенностей сабвуфера, а в силу акустических свойств помещения, в котором он установлен. Из-за отражения от стен комнаты появляются т.н. стоячие волны, которые ослабляют звучание НЧ при установке саба в некоторых местах.
Чтобы понять, где ему лучше стоять, нужно включить тестовую запись и переставлять саб до тех пор, пока не услышите лучшее звучание низких частот. Вполне возможно, таких мест будет несколько. Чтобы увеличить площадь расположения саба и уменьшить вероятность появления стоячих волн, есть смысл провести акустическую обработку помещения и закрыть стены в местах первых отражений звукорассеивающим материалом.
Регулировка кроссовера
Используя описанные критерии выбора, способы размещения и настройки сабвуфера можно добиться впечатляющих результатов и сделать звук таким, каким должен быть в вашем понимании. Важно понимать, что качественный бас в домашней системе не имеет ничего общего с бухающими автомобильными сабвуферами. Хороший сабвуфер при правильной настройке не слышно, он становится частью общего гармоничного звучания системы. И вместо того, чтобы увеличивать громкость, вы сможете насладиться высочайшим качеством звучания при любой громкости. Хорошего вам звука и удачных покупок!