стендапер что это означает
Как устроен российский стендап Статьи редакции
Редактор портала о комедии GoStandUp.ru Вячеслав Протасов отвечает на важные вопросы о российском стендапе.
Стендап-комедия («Stand-up comedy») — юмористический жанр, в котором комик выступает перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения. Это могут быть короткие шутки, истории из жизни комика или его наблюдения. Зачастую комик говорит о личных переживаниях и пережитом опыте.
Это типичное для российского стендапа определение. В то же время на сцене может находиться не один комик, монолог может быть пародийным или музыкальным, а его автор — пребывать в образе. На самом деле жанр не имеет чётких границ, и в него легко вписывается стиль выступлений большинства юмористов на российском ТВ.
Кто и когда в России первым стал называть себя стендап-комиком, мы точно не знаем. Это не важно, ведь жанр, существующий на Западе десятки лет, мог перенести на российскую сцену кто угодно. Массовый интерес к новой комедии появился уже в эпоху интернета.
В 2009 году по соцсетям разошелся стендап Эдди Мёрфи под названием «Raw» в русскоязычной озвучке Владимира Завгороднего. Выступление 1987 jn года — второй и последний записанный на видео большой концерт, после которого комик ушел делать карьеру в кино. Переводчик нашел «Raw» случайно, изучая статью на «Википедии», в которой перечислялись фильмы с самым большим содержанием слова «fuck». Он так громко смеялся, что жена попросила перевести ей шутки.
После этого он сделал и опубликовал полную озвучку концерта. Завгородний идеально подстроился под скорость речи Эдди Мёрфи и его интонации, но самое главное — органично переложил на великий и могучий все 223 «fuck».
Примерно в это же время появились переводы концертов Джорджа Карлина — злобного дедушки американского стендапа, которого в США считают одним из лучших комиков всех времён. Карлин умер в 2008 году, а многие из переведённых концертов вышли ещё в 1990-х. Но его шутки, как и шутки Эдди Мёрфи, за это время не утратили актуальность.
Благодаря бурно развивавшимся соцсетям стендап получил вирусное распространение: короткие шутки расходились на цитаты и публиковались с картинками, а длинные биты (тематический блок в монологе — примечание TJ) вырезали из концертов и публиковали в видеозаписях и на YouTube.
Западные стендап-комики рвали шаблоны: человек на сцене — не обязательно клоун, а уморительные шутки могут быть построены на логике, метких наблюдениях и собственном опыте. В стендап-комедии мы увидели то, чего не давало ни одно российское юмористическое телешоу — индивидуальность артиста. На сцене стоит один человек и отвечает за всё, что происходит.
Концерты западных комиков стали переводить регулярно. Появились и быстро выросли паблики во «ВКонтакте» — AllStandUp и Rumble. В какой-то момент количество переведённых за год концертов перевалило за сотню. В итоге на русском языке есть выступления всех более-менее известных англоязычных стендап-комиков. С субтитрами или закадровым голосом можно найти любой концерт Джорджа Карлина и Луи Си Кея, а некоторые озвучены несколько раз.
В 2013-м появилось телевизионное шоу на ТНТ, где комики с пафосом и задором раннего «Камеди клаба» представили новый жанр. В России про стендап узнали широкие массы. Если отбросить сравнения с американской сценой, получилось одно из самых качественных и успешных юмористических шоу в нашей стране.
Stand-up комедия — возможно, самый доступный вид искусства. На сцену со своей историей может подняться даже новичок. Не нужны никакие условности и допущения. Вместо «Представьте себе случай в семье. », или монолога с бумажкой можно просто начать говорить. Без миниатюр, танцев и коллективного творчества, обращаясь напрямую к зрителю в зале.
За десятки лет развития стендап на Западе стал плодородной почвой для всей комедийной культуры. Почти все, кто смешит американского зрителя в кино и на ТВ — начинали с микрофоном на сцене. Мы знаем Эдди Мёрфи как актёра, но он был более успешным как стендап-комик. Робину Уильямсу и Джиму Керри в кино повезло больше, но в начале пути они разрывали залы своими монологами и кривляниями.
Комедия — такое же ремесло, как и все остальные. Ей нужно учиться и постоянно практиковаться.
На Западе стендап-комики десятки лет пишут шутки и выступают на сцене почти каждый вечер, прокачиваясь в актерском и сценарном мастерстве. Только после локального успеха на городских сценах они попадают в телевизор, заключают контракты с Netflix, становятся авторами ситкомов и шоу. Посмотрите выступления лучших западных комиков, любой их монолог — готовый сценарий для уморительного скетча. Они создают комедийный контент для всего мира — фильмы, сериалы, шоу. В своих выступлениях поднимают важные социальные вопросы, влияют на политику и мысли людей.
Витрина и одновременно единственное успешное стендап-шоу на российском телевидении — StandUp на канале ТНТ. Качественная калька западной комедии на наш лад. Другие каналы тоже пытались запустить свои шоу, но «Ленинградский Stand-up клуб» (СТС) и «Стендап от Paramount Comedy» не закрепились в телевизионной сетке надолго. ТНТ умеет делать долгоиграющие комедийные шоу, плюс они завербовали почти всех лучших на момент создания программы комиков.
Интернет. Начать знакомство можно с западных комиков. Паблики во «ВКонтакте» AllStandUp и Rumble делают переводы почти в промышленных масштабах. Из качественной российской альтернативы стендапу на ТНТ можно посоветовать два сезона «Стендапа от Paramount Comedy» — новых выпусков, скорее всего, уже не будет, но всё уже вышедшие есть в интернете.
Живая комедия. На Западе стендап — это прежде всего живой формат. Телезвездами становятся немногие, но комиков в одних только Штатах десятки тысяч. Они делают комедию в комедийных клубах и обычных барах по всей стране, зарабатывая шутками на жизнь. В России всё развивается примерно по тому же сценарию, но пока в более скромных масштабах: на пару десятков телевизионных комиков приходится около тысячи неизвестных широкой публике.
Если вы хотите увидеть настоящую стендап-комедию, то лучше всего пойти на живое выступление. Найти стендап в своем городе можно через паблики в соцсетях или в афише на GoStandUp.ru.
Да. И они могут стать для вас открытием. Нурлан Сабуров, прежде чем попасть на ТНТ, выступал в Екатеринбурге, Слава Комиссаренко мочил комедию в Минске, а Стас Старовойтов устраивал самые первые стендап-концерты в родном Томске. Возможно, прямо сейчас где-то в вашем городе выступает будущая звезда комедии.
Пока в России всего два настоящих полноценных клуба, где все посвящено стендап-комедии. Оба находятся в Москве. Совсем недавно открылся StandUp Store Moscow — ещё одно детище Руслана Белого и компании. Здесь выступают в основном комики из StandUp шоу и участники «Открытого микрофона» на ТНТ.
Другое место силы — Stand-up club #1 на Новом Арбате, который работает уже почти три года. Здесь много комиков, которые так или иначе были связаны с ТНТ, но в итоге решили идти своим путём. Комики развивают альтернативное телевидение — на YouTube.
В нашем стендапе пока нет настоящих звёзд. Пожалуй, единственный, кого без труда узнает любой россиянин — Павел Воля. Паша мог бы стать голосом своей огромной аудитории — вспомнить дерзкую молодость и делать злую и актуальную комедию о том, что творится вокруг.
Проблема в том, что ни ему, ни зрителям, которым нравится юмор ТНТ, такие сложности не нужны. Шутки Воли поверхностны и шаблонны, он достойный продолжатель российского эстрадного юмора, называющий свои концерты стендапом.
Комики из StandUp шоу пока не дотягивают до всенародной узнаваемости. Полными залами в регионах они обязаны в первую очередь всё той же аудитории ТНТ, а не популярности жанра или влиятельности кого-то из резидентов программы в отдельности. Их фактически нет в интернете — смотреть стендап на Rutube всё равно, что подключать видик к современной плазме. Да и туда они выкладывают только то, что было в эфире.
Есть и те, кто собирает полные залы без телеэфиров — YouTube-блогеры. Для них стендап — форма коммуникации с подписчиками и возможность хорошо заработать. В разное время со стендапом выступали BadComedian, Юрий Хованский, Дмитрий Ларин, Мэддисон. Пожалуй, единственный из них, кого без натяжки можно назвать профессиональным стендапером — Данила Поперечный. Он записал уже три сольника, постоянно выступает и ездит с концертами, побывал в «Вечернем Урганте» и «вДуде». Но пока его слава больше не о стендап-комедии, а о том, что он говорит на своем канале.
У стендапа в России с каждым годом всё больше поклонников. В стендап-комедию переходят те, кто ещё недавно играл в КВН или показывал миниатюры. Телевидение не успевает реагировать так быстро, но, возможно, это и не нужно — западные комики уже мигрировали с кабельных каналов на стриминговые сервисы. Их российским коллегам Netflix только снится, и они бесплатно выкладывают свои выступления на YouTube.
Настоящая комедия живёт и развивается на городских сценах. Её зрителю не так важно, кто именно шутит, гораздо важнее — как и о чем. Уже сейчас почти в каждом большом городе можно послушать местных стендап-комиков. Пока что они кочуют между чужими площадками и почти не зарабатывают, но всё намного лучше, чем пару лет назад. В Москве уже появились первые коммерчески успешные стендап-клубы, а значит будут и в других городах.
Российский юмор перестраивается с коллективного творчества на индивидуальное. Но должно пройти много лет, прежде чем российские стендаперы дорастут до западных коллег.
Значение слова «стендапер»
стенда́пер
1. актёр, выступающий в жанре стендап ◆ Может, ты ещё и стендапер, выступаешь перед своими коровами… Сергей Вольнов, Евгений Смагин, «Зона Посещения. Заложники небес», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова президиум (существительное):
Синонимы к слову «стендапер»
Предложения со словом «стендапер»
Понятия, связанные со словом «стендапер»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «стендапер»
У меня ощущение, что он и нас великолепно слышит, хоть мы и в десятке метров на шумном галдящем стадионе, – в амфитеатре стал собираться народ, заранее занимать лучшие места, а кто-то – готовиться к выступлению, стендаперы уже развлекали публику злободневными шутками, пытаясь прославиться, имея такую огромную аудиторию, кому-то аплодировали, кого-то освистывали.
Танцовщицу заменил скучный, но крайне трендовый стендапер.
Становиться стендапером на таких сомнительных условиях мне совершенно не хотелось, поэтому я тут же швырнул ему в морду молнию, а сам попытался разорвать дистанцию.
Синонимы к слову «стендапер»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Стендап (жанр)
Стенд́ап (распространены также такие варианты написания и произношения слова, как «ст́эндап», «ст́эндап-камеди», «стенд́ап комедия») (все от англ. stand-up comedy) — сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией. Часто для таких выступлений организуются специальные комедийные клубы (англ. comedy club ).
В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи (routines), короткие шутки (one-liners) и импровизация с залом. В надежде вызвать смех аудитории комики включают в свои выступления также музыкальные, театрализованные фрагменты, чревовещание, фокусы и многое другое.
Содержание
История
Стендап зародился в Великобритании в 18-19 веках. Артисты выступали в мюзик-холлах, от которого произошло название жанра: мюзик-холл камеди. Со временем, жесткая цензура спала после ухода Лорда Чемберлена, и комиков не заставляли отдавать материал на проверку. К 1970 году музыкальный жанр отжил свое. Большим толчком к развитию служило телевидение и радио. Если раньше артист мог выступать с одним номером много лет, то теперь приходилось писать новый материал. США имеет свою историю. Основатели жанра пришли из водевиля. Ими считаются Марк Твен и Норман Уилкерсон. В послевоенное время произошел «бум» стендап-камеди. По всей Америке строились новые клубы. А к 1970 году стендап-камеди в Америке становится основной формой юмористического выступления.
Стендап в России
Англоязычные представители жанра
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Стендап (жанр)» в других словарях:
Шутка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы … Википедия
Иззард, Эдди — Эдди Иззард Eddie Izzard … Википедия
Юмористическое выступление — Юмористическое выступление, или стендап комеди (англ. Stand up соmedy) жанр выступления перед публикой, когда исполнитель монологов или миниатюр напрямую говорит с аудиторией. Как правило, артист является автором и постановщиком своего… … Википедия
Репортаж — У этого термина существуют и другие значения, см. Репортаж (фильм). Телевизионный «стендап» Репортаж сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно бесприс … Википедия
Газета — У этого термина существуют и другие значения, см. Газета (значения). «Колокол» А. И. Герцена, 1857 … Википедия
Большая разница (фестиваль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большая разница (значения). «Большая разница» в Одессе … Википедия
Деловая журналистика — Деловая журналистика (англ. Business journalism) профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям… … Википедия
Журналистика — Журналистика актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о… … Википедия
Ситуационная комедия — Портал Телевидение История Телевидение в США Телевидение в России … Википедия
Журналистские расследования — (англ. Investigative journalism) вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа … Википедия
Stand up как искусство
Наверняка тебе хоть раз доводилось слышать стендап: на концерте, дома у телевизора или на работе в исполнении утомительного босса. Как бы там ни было, этот жанр предполагает единоличное выступление комика перед публикой, которая готова выслушать проблемы, мысли и наблюдения из жизни. На практике все гораздо проще: «свой в доску» человек рассказывает бытовые истории, не забывая при этом шутить. Но у стендапа, как и у любого жанра, есть свои законы и тонкости. И если ты давно хотел с ними познакомиться, но не знал, с чего начать, редакция Brodude искренне надеется, что эта статья станет первым звонком к решительным действиям.
Краткая историческая справка: жанр «стендап» зародился в Великобритании в XIX веке и в первоначальном виде был скорее разновидностью мьюзикла. Чуть позже, в 70-х, когда театральная цензура стала мягче, стендап стремительно набирал обороты. В последствии жанр стал основной формой юмористического соло-выступления, захватив умы многих известных личностей. К слову, в Америке одним из первопроходцев стендапа считается Марк Твен (да, именно тот гений, придумавший Тома Сойера).
Теперь, благодаря развитию телевидения, радио и интернета, каждый человек со смешным монологом может стать богатым и знаменитым. Например, мы бы никогда не узнали о существовании комедийного актера Зака Галифианакиса из «Мальчишника в Вегасе», если бы он не начал свой путь с сольных юмористических перфомансов. И как тут не вспомнить про умопомрачительный стендап Эдди Мерфи «Без купюр», записанный на кинопленку и выпущенный в прокат в 1987 году, или Джоржа Карлина – этого циничного и самобытного стендапера. Да, возможно, многие любители интеллигентного и высокого скажут, что в таком жанре слишком много ненормативной лексики и запрещенных тем. Но вот в чем соль – стендап дерзок и ошеломителен настолько, насколько это дозволено.
Юмор шагает в ногу со временем, и стоит признать, что на некоторые темы невозможно говорить тихо и без брани. Нет, это не означает, что там, где мат, всегда смешно. Псевдоюмористические шоу, устраиваемые в подвалах полуразрушенных домов, в которых нетрезвые «комики» выходят и поливают грязью зал, не имеют ничего общего со стендапом. Давайте вернемся к классическому представлению о юморе в этом жанре – минимум декораций и пафоса, максимум смысла и юмора. Эта особенная атмосфера актуальна и по сей день. Миллионы творческих людей во всем мире стремятся собирать полные концертные залы и демонстрировать свои уникальные юмористические навыки. Но вот в чем подвох: большая конкуренция формирует что-то вроде естественного отбора. Если ты действительно смешной — дорога открыта. И это безумно сложно – проработать свой образ от и до, регулярно писать смешной текст, проверять его на разных типах аудитории и не забывать про саморазвитие. По сути, стендапер – не просто парень со двора с набором анекдотов, это настоящий философ, способный донести свою мысль ясно, емко и смешно.
Стендапер – артист оригинального жанра, потому что его выступление может быть настолько смешным, насколько он сам этого хочет. И даже у самых талантливых актеров не всегда получается погрузить в свои фантазии искушенного зрителя, заставить верить, что он говорит смешно и интересно.
История развития столь популярного жанра весьма специфична, когда речь идет о нашей стране. Подобие стендапа зародилось в советском союзе, но, опять же, многие монологи жестко упразднялись цензурой, а недостатки текстовой составляющей восполнялись актерской игрой. Нельзя упустить из виду вклад в развитие отечественного юмора монологов Геннадия Хазанова, Аркадия Райкина и Сергея Дроботенко (последний, скорее, внес отрицательный вклад). Как бы там ни было, сейчас на центральном телевидении можно наблюдать множество юмористических шоу, в которых стендап в классическом формате является неотъемлемой частью. И это здорово – русской душе всегда есть о чем порассуждать, поплакать и посмеяться.
Существует несколько разновидностей стендапа: цельный монолог, уанлайн («в одну строку» – набор из коротких шуток), импровизация или оригинальный подход (музыкальный или визуальный стендап). У каждой из них, безусловно, свои плюсы. Но, начиная заниматься этим непростым жанром, ты наверняка почувствуешь, что тебе ближе и что получается лучше.
Прежде чем ты решишься впервые выйти на сцену перед живой публикой, ты просто обязан быть теоретически готов. Есть множество полезной литературы о том, как писать монологи, что стоит говорить, а что – категорически нет. Смотри выступления других комиков – молодых, старых, зарубежных, отечественных… Не важно! Главное, ты отметишь для себя какие-то черты фирменного стиля и поведения на сцене. Но не пытайся воровать шутки, чувак. Стендап – жанр, в котором очень сложно повторить чью-то шутку так, чтобы она звучала как твоя. Зритель всегда умнее, он чувствует, когда его обманывают. И, конечно, не любит этого. Случается и такое, что публика не готова воспринимать тебя, буквально кричит непристойные вещи, будь к этому готов. Юмор – дело интимное, иногда он просто не подходит конкретной ситуации, тому или иному залу.
Невозможно стать высококлассным юмористом с первого же выступления. Стендап – постоянная работа над собой. Начни проверять шутки на друзьях, постепенно расширяя и меняя аудиторию. Внимательно анализируй реакцию, отмечай наиболее успешные моменты выступления и изменяй то, что не удалось подать смешно. Опыт – залог успеха. Чем чаще ты выступаешь, тем больше вероятность творческого роста. Но вот особенность: не нужно выступать только ради того, чтобы выступить, для галочки. Каждый раз, выходя к микрофону, ты должен держать в голове цельное выступление, в котором уверен. Выступление должно тебе нравиться, иначе оно обречено на провал. И пусть не все шутки получат ту реакцию, которую хотелось бы слышать, — ты хотя бы будешь знать, над чем работать. Записывай выступления на видео и не стесняйся общаться со зрителем в неформальной обстановке после шоу. Задай себе определенную планку юмора и старайся постоянно ее повышать. Обсуждай с другими комиками какие-то идеи и мысли, проводи «разбор полетов», делись опытом. Только после многоуровневой редактуры подобного рода ты будешь готов к телевизионной съемке и свету софитов.
Слава и популярность не придут сразу. Любой настоящий стендапер скажет тебе, что первое время ты не будешь получать даже денег за свои юмористические труды. Но работа ради опыта и работа за еду – тоже работа. Вполне возможно, что именно ты – будущее российской и мировой юмористической сцены, и тебя ждет длинноногая блондинка в розовом кадиллаке. Все это приходит со временем (как и в любом деле), так что запасись терпением и нервами. Даже если тебе не суждено стать звездой с телеэкрана, опыт выступлений поможет в общении с людьми, даст много полезных знакомств и приятных воспоминаний.