статус окн что это
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)
25 июня 2002 года N 73-ФЗ
ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 03.06.2005 N 57-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,
от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.10.2010 N 277-ФЗ,
от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 16.11.2011 N 316-ФЗ,
от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 348-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 12.11.2012 N 179-ФЗ, от 22.04.2013 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ,
от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ,
от 08.03.2015 N 50-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ,
от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 09.03.2016 N 67-ФЗ, от 05.04.2016 N 95-ФЗ,
от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 07.03.2017 N 29-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ,
от 29.12.2017 N 458-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ,
от 18.12.2018 N 469-ФЗ, от 27.12.2018 N 532-ФЗ, от 21.02.2019 N 11-ФЗ,
от 18.07.2019 N 186-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ,
от 29.12.2020 N 468-ФЗ, от 24.02.2021 N 21-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ,
от 13.12.2010 N 358-ФЗ, от 06.11.2011 N 301-ФЗ, от 03.12.2012 N 237-ФЗ,
от 14.12.2015 N 366-ФЗ, от 19.12.2016 N 431-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статус окн что это
Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)
Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
(часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.
(часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
Статус «Объект культурного наследия» — защита или помеха?
Сохранение и реновация исторической застройки – проблема многих городов, в том числе и для Оренбурга. Что представляет собой типичное старинное здание в российской провинции? Обычно это небольшой дом, расположенный в историческом центре и требующий серьезных вложений. Коммуникации изношены, кровля и перекрытия часто требуют капитального ремонта, фасад и внутренняя отделка часто находятся в плачевном состоянии, а полезная площадь невелика. Все это делает старинное здание малопривлекательным с точки зрения бизнеса; часто рыночная стоимость здания ниже, чем стоимость занятого им земельного участка. Ведь на этой земле вместо двухэтажного особнячка можно построить новое трех-четырехэтажное здание. В такой ситуации единственным спасением от сноса может стать статус ОКН – объекта культурного наследия.
Справка: В соответствии с законодательством РФ, историческое здание может иметь статус объекта культурного наследия (ОКН). Объекты культурного наследия могут быть выявленными или находящимися в Едином государственном реестре. В реестре находятся ОКН регионального и федерального значения; выявленный ОКН – «промежуточное» состояние. По итогам экспертизы должно быть принято решение о включении или нецелесообразности включения такого объекта в реестр.
Здание по улице 9 Января, 57 в Оренбурге – выявленный объект культурного наследия
Статус ОКН как защита
Статус объекта культурного наследия достаточно надежно защищает здание от сноса. Уничтожение или повреждение ОКН уголовно наказуемо; лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны оплатить восстановительные работы. Застройщики редко готовы идти на подобный риск.
В то же время охранный статус совершенно не гарантирует, что здание будет сохранено. Памятник архитектуры может пустовать и разрушаться годами. Если потенциальный застройщик устанет ждать – он может устроить поджог. Тогда объект можно будет признать аварийным и исключить из реестра ОКН, и снос становится чисто технической задачей. Однако пожар – это очень хороший способ привлечь внимание горожан и надзорных органов, поэтому недобросовестные застройщики предпочитают действовать более «цивилизованно». Самый востребованный способ в наши дни – вывести здание из реестра ОКН, как не имеющее культурной ценности. Для этого необходимо получить заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Справка: Проведение государственной историко-культурной экспертизы определено статьями 28–30 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».
Несмотря на то, что историко-культурная экспертиза называется государственной, сам эксперт является частным лицом и работает по заказу собственника объекта. Соответственно, эксперт представляет интересы заказчика и далеко не всегда может быть объективным. Существуют «эксперты-киллеры», специализирующиеся именно на исключении объектов культурного наследия из реестра.
Статус ОКН как помеха
Примечательно, что статус объекта культурного наследия часто создает проблемы и для добросовестных собственников. Любые работы по косметическому или капитальному ремонту или реконструкции ОКН должны быть выполнены специализированным подрядчиком, имеющим соответствующую лицензию. На проектные работы также необходимо привлекать проектную фирму, имеющую лицензию на работу с ОКН.
Естественно, привлечение специализированных проектировщиков и подрядчиков значительно увеличивает стоимость работ. Иногда разница в стоимости может быть в несколько раз. За счет более объемных исследований и более серьезной процедуры согласования работ могут значительно увеличиваться сроки.
Пример из Оренбурга: торговая лавка Фокеродта
Август Фокеродт — купец второй гильдии, саксонский немец, прибывший в Оренбург в начале 1870-х годов и проживший в городе около 40 лет до своей смерти в 1907 году. Август Данилович занимался булочным, кондитерским и колбасным производством, его булочная считалась лучшей в городе. Строительство булочной на улице Николаевской (ныне — Советская) он начал в 1889 году.
Лавка А. Д. Фокеродта. Фото нач. XX века
Сегодня здание торговой лавки Фокеродта располагается по адресу ул. Советская, 44, в одном из наиболее оживленных участков главной улицы Оренбурга. Стоит отметить, что здание состоит из четырех секций с отдельными входами; соответственно, оно практически все время занято четырьмя самостоятельными арендаторами. За прошедшие годы арендаторы менялись много раз, фасад и интерьер здания были искажены многочисленными переделками. Особенно сильно был искажен облик самой правой секции: здесь была сбита фасадная отделка, а одно из окон превращено в отдельный вход. Несмотря на значительные искажения облика, по состоянию на начало 2020 года здание считалось выявленным ОКН.
Фрагмент фасада, наши дни. На переднем плане – секция 3, на заднем плане – искаженная переделками правая часть (секция 4). Как можно заметить, «сохранившаяся» часть здания тоже не соответствуют дореволюционному фото
В 2019 году помещение в правой части здания было приобретено местными предпринимателями. Вскоре новые собственники обнаружили, что по закону они обязаны произвести реставрацию части здания с восстановлением первоначального облика фасада. Так как правая часть здания к этому моменту уже была искажена несколькими поколениями арендаторов, то восстановление фасада предполагало достаточно масштабные работы. А поскольку здание являлось объектом культурного наследия, работы должна была производить специализированная организация, и стоимость работ получалась огромной. Осложняло ситуацию и то, что в документах не был прописан предмет охраны объекта, следовательно, собственники должны были привести в первоначальный вид не только фасад, но и внутреннюю часть здания, также искаженную многочисленными перепланировками. От первоначального объекта мало что осталось, т. е. фактически речь шла о строительстве новодела, максимально имитирующего утраченный объект.
В марте 2020 года собственниками была заказана экспертиза целесообразности включения здания в Единый государственный реестр. Цель собственников была проста — снять с объекта охранный статус, чтобы его можно было эксплуатировать и ремонтировать как обычное здание. Однако опубликованный на сайте инспекции акт вызвал бурю возмущения среди горожан. Общественность восприняла акт однозначно: готовится снос исторического здания. В итоге, все окончилось благополучно: акт был принят, здание не было включено в реестр объектов культурного наследия, а собственники были избавлены от многомиллионных расходов.
Что делать?
Очевидно, что максимально строгий режим сохранения — не всегда лучший вариант для старинного здания. Дороговизна и сложность ремонта и содержания сразу же отсекает от объекта абсолютное большинство потенциальных собственников. Приемлемой альтернативой для небольших зданий может быть статус ИЦГО (исторически ценного градоформирующего объекта) с четко прописанным предметом охраны. В случае же вывода объекта из списка ОКН собственнику имеет смысл обозначить свои цели. Горожане должны видеть, что далеко не каждый предприниматель мечтает снести старинное здание и построить вместо него очередной торговый центр. Иногда цель собственника — всего лишь сохранить здание, не вкладывая в него 10-20 миллионов.
Объекты культурного наследия: как московским памятникам присваивают охранный статус
В Москве насчитывается 8602 объекта культурного наследия, включая отдельные исторические постройки, комплексы зданий и памятные места. Многие из них считаются визитной карточкой города. 6339 памятников вошли в Единый государственный реестр — общероссийскую базу данных объектов культурного наследия. Еще 2263 памятника ожидают своей очереди, находясь под государственной охраной в статусе выявленных объектов.
В 2020 году выявленными объектами признали семь памятников, еще 21 из ранее признанных включили в реестр. Среди них дом второй половины XIX века во Вспольном переулке (получившем известность в начале XX века, когда в нем размещалась редакция журнала «Вопросы философии и психологии») и здание общежития Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, образец гражданской архитектуры конца XIX века и часть исторического комплекса Петровской земледельческой и лесной академии.
Кто может заявить о новом памятнике?
Согласно действующему законодательству, подать заявление, чтобы внести в единый реестр претендующее на статус объекта культурного наследия здание или место в Москве, вправе любое заинтересованное лицо.
По инициативе горожан в 2020 году в реестр внесли целый ряд зданий. Например, туда попал жилой дом Министерства Вооруженных сил СССР на Гончарной улице, построенный в 1950–1953 годах для высшего командного состава времен Великой Отечественной войны по проекту архитекторов Л.В. Руднева и И.З. Чернявского.
Также в реестр включили доходный дом купца К.С. Клингсланда в Большом Козихинском переулке. Это яркий пример архитектуры московского модерна в его раннем варианте.
Куда обратиться?
Обнаружив ранее не зарегистрированный памятник, можно собрать документы, которые подтверждают его историко-культурную ценность (например, архивные материалы). Их нужно передать в Департамент культурного наследия Москвы, заполнив бланк с информацией об объекте (его истории и местоположении) и приложив несколько фотографий. В заявлении потребуется указать фамилию, имя и отчество, занимаемую должность, почтовый или электронный адрес для связи.
Правила распространяются на все виды исторических памятников, кроме объектов археологического наследия — в этом случае исследователю потребуется специальное разрешение.
Критерии оценки
Приняв заявление, сотрудники Мосгорнаследия внимательно исследуют объект на предмет подлинности — определяют его историко-культурную и архитектурную ценность. На это отводится 90 рабочих дней.
Система оценки балльная, специалисты учитывают ряд критериев. Один из них — возраст памятника. Наиболее редкими и ценными считаются постройки XVII–XVIII веков. С момента возведения памятника должно пройти не менее 40 лет, но возможны исключения — например, если объектом выступает мемориальная квартира или дом выдающегося деятеля России.
На оценку влияет и статус архитектора. Наивысший балл начислят, если автор обладает мировым именем и внес какое-либо новшество в историю русской и мировой архитектуры.
Не менее важный аспект — оценка сохранности и уникальности интерьера и экстерьера (конструкций, фасадов, внешних элементов), а также исторической территории. Рассматривается и градоформирующая роль объекта: дополнительные баллы могут быть начислены, если здание расположено на площади и просматривается в городских панорамах.
«Для каждого из критериев установлена шкала численных значений, в зависимости от возможной степени его выраженности. Наличие или отсутствие у объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, историко-культурной ценности определяется по итогам суммирования баллов по каждому критерию, — рассказывает Софья Рождественская, начальник управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы. — Все численные значения были определены в соответствии с предварительной экспертной оценкой, проверенной экспериментально на таких разных типах московских памятников, как застройка XVIII–XIX веков, доходные дома, промышленная архитектура или архитектура 1930-х годов».
Если итоговая оценка превысит 200 баллов, памятник признают выявленным объектом культурного наследия. Получив такой статус, он окажется под государственной охраной, также будут определены границы его территории. С этого времени на участке запрещается капитальное строительство. Самовольная перепланировка здания, изменение его объемов, этажности, оригинального цветового решения, художественной отделки фасадов и внешнего вида кровли, возведение дополнительных пристроек и конструкций — все это будет признано незаконным. Под запретом и любая хозяйственная деятельность, которая может угрожать его целостности.
В отличие от владельцев памятников, внесенных в реестр, собственников выявленных объектов не могут обязать проводить реставрацию. Остальные работы по сохранению исторического облика должны проводиться в полном объеме.
Что дальше?
Далее будет организована государственная экспертиза с участием историков, архитекторов и реставраторов, аттестованных Министерством культуры. По итогам исследований специалисты предложат категорию (памятник может получить статус объекта культурного наследия федерального, регионального или местного значения) и предмет охраны, то есть описание всех элементов в здании, которые подлежат охране и научной реставрации. Кроме того, на этом этапе уточняют границы территории памятника. Заключительный шаг — общественные обсуждения: акт экспертизы будет размещен в свободном доступе на сайте Мосгорнаследия и граждане смогут высказать замечания и предложения.
Почему памятник могут не включить в единый реестр?
Объект, получивший статус выявленного, может не попасть в реестр по нескольким причинам.
«Вывод об отказе может сделать государственный эксперт на основании анализа архивных материалов и натурных исследований. Основной причиной может послужить полная физическая утрата здания или утрата его историко-культурной ценности», — поясняет Софья Рождественская.
Если речь идет о частичной утрате ценности, объект все же могут включить в реестр. Насколько невосполнимой является утрата, решает эксперт.
Дальнейшая судьба памятника
Сотрудники Департамента культурного наследия Москвы следят за сохранностью исторических памятников, тщательно контролируют все ремонтные и реставрационные работы. Специалисты также реагируют на сигналы о возможных нарушениях со стороны собственников. О подобных случаях можно сообщить, позвонив по телефону горячей линии ведомства: +7 (916) 146-53-27.
В 2020 году инспекторы провели 76 проверок, в том числе около 60 внеплановых — по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений. Всего за год было возбуждено 385 дел об административных правонарушениях.
Статус окн что это
Статья 47.3. Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
(введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
1. При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
2. Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
3. В случае обнаружения при проведении работ на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, в границах которого располагается объект археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, осуществляют действия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:
1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;
2) к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;
3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.