статуи на вднх что означают
«Люди над людьми». Спецпроект о скульптурах на ВДНХ
Территория ВДНХ богата архитектурными шедеврами. Но не все они незаметны сразу, так как часто расположены на верхних ярусах и крышах павильонов. Только поднимите голову, и перед вами откроется целый мир удивительных персонажей, каждый из которых имеет свою историю. Чтобы познакомить вас с ними, мы запустили проект «Люди над людьми».
Уже сейчас вы можете узнать историю скульптурных групп на многих павильонах: «Центральный», «Республика Беларусь», «Мясная промышленность», «Земледелие» (бывший Украинской ССР), «Зерно» (бывший Московской области), «Атомная энергия» (бывший РСФСР) и других.
Вы можете пройтись по предложенному маршруту и постараться отыскать каждую скульптуру. А узнать об их значении можно на сайте проекта. Интересные и удивительные факты о скульптурах рассказывает куратор музея ВДНХ Павел Нефедов.
«Не секрет, что традиции классической архитектуры послужили главным источником вдохновения для создателей ВДНХ. Одна из таких традиций — украшать фасады зданий статуями — прослеживается со времен Древней Греции и эпохи Возрождения. На ВДНХ этот прием получил новый смысл: на крышах павильонов Выставки поселились многочисленные изображения советских трудящихся, мужчин и женщин, крестьянок и рабочих. Это «говорящая» скульптура, которая подсказывала посетителям замысел и идею каждого павильона. Сегодня эти фигуры, пришедшие к нам из прошлого, сами нуждаются в объяснениях», — рассказывает Павел Нефедов, куратор Музея ВДНХ и автор путеводителя по территории комплекса.
Благодаря проекту зрители увидят как редкие исторические кадры из архивных фондов ВДНХ, так и современные снимки, снятые с крыш и при помощи квадрокоптера.
Почему девушек 16, а республик – 15, или загадка фонтана «Дружбы Народов» на ВДНХ
Привет, друзья! «Дружба народов» – самый большой фонтан на ВДНХ в Москве – является одним из главных символов славного прошлого нашей страны.
Каждый турист, оказавшись в столице России, стремится посетить эту достопримечательность.
При этом мало кто замечает одно «вопиющее» несоответствие!
Дело в том, что фонтан украшают фигуры девушек, покрытых сусальным золотом, которые символизируют республики СССР.
Но ведь Советский Союз составляли 15 республик, а девушек на фонтане – 16.
Откуда взялась одна «лишняя» красавица.
На самом деле, все очень просто. На момент строительства «Дружбы народов», который был торжественно открыт 1 августа 1954 года, в составе СССР действительно находилось 16 республик.
В их числе была еще и Карело-финская Советская Социалистическая республика.
Она была образована 31 марта 1940 года путем объединения Карелии с территориями Финляндии, которые отошли к СССР по мирному договору, заключенному по итогам советско-финской «зимней» 1939-1940 годов.
Карело-финская ССР стала тринадцатой по счету республикой.
Летом того же года в состав нашей страны были включены три прибалтийские страны – Литва, Латвия и Эстония. После чего республик стало шестнадцать.
Фигуры девушек на фонтане на ВДНХ расположены в том же порядке, в котором на гербе СССР были размещены республики, олицетворяемые ими. Герб, в свою очередь, очередь опирался на Конституцию 1954 года.
Красавица из Карело-финской ССР стоит рядом с елочкой, что подчеркивает богатство этой республики лесами.
Скульптура девушки, которая олицетворяет Карело-финскую ССР
В 1956 году в связи с наметившимся потеплением в отношениях СССР и Финляндии вторая часть названия Карело-финской республики была упразднена. Сама же КФССР была понижена в статусе, преобразована Карельскую АССР и включена в состав РСФСР.
Также СССР досрочно вернул Финляндии полученный им по условиям мирного договора 1944 года в аренду на 50 лет полуостров Поркалла. Кроме того, Советский союз более не препятствовал развитию финской государственности и ее вступлению в ООН.
Несмотря на это, шестнадцатую девушку, с фонтана убирать не стали. Так ка это могло разрушить композицию «Дружбы народов».
А сейчас эта скульптура осталась единственным памятником существовавшей когда-то республики.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье. Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.
10 фактов о ВДНХ, которые должен знать каждый москвич
Сегодня — 1 августа — Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) празднует 80-летие. В этот день в 1939 году, к 20-летию советской власти, выставка была открыта и называлась тогда Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). В последующие годы выставка росла, меняла названия, появлялись новые павильоны. На ее территории расположено множество шедевров архитектуры — 49 объектов признаны памятниками культурного наследия. Ежегодно ВДНХ посещают 30 млн гостей.
Рассказываем о главных фактах о ВДНХ — их должен знать любой москвич.
С чего все начиналось
1939 год — начальная точка отсчета в истории ВДНХ. В этом году проводилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которую съехалось более 3,5 млн советских тружеников. Выставочный городок с 250 павильонами, аллеями, прудами и фонтанами появился по проекту архитектора Вячеслава Олторжевского.
Золотые женские скульптуры, которые окружают фонтан «Дружба народов», символизируют собой республики, входившие в состав Союза. Всего скульптур 16, в то время как самих республик было 15. Объясняется это тем, что во времена создания фонтана существовала еще и Карело-Финская республика (ее олицетворяет девушка с елочкой), которую впоследствии преобразовали в автономию.
ВВЦ — Волостной выездной цирк
По иронии судьбы в XIX веке на месте нынешнего выставочного центра давал представления цирк. Жителям он был известен как Волостной выездной цирк, то есть ВВЦ. В народе ходила поговорка: «К нам приехал ВВЦ, будет праздник на крыльце». В 1917 году цирк был сожжен красногвардейцами. А в 1990-х ВДНХ переименовали в ВВЦ — Всероссийский выставочный центр.
Крест на планировке
Довольно популярна версия о том, что планировка комплекса ВСХВ, созданная архитектором Вячеславом Олторжевским, несла символично-мистический характер. На генеральном плане первоначальной ВСХВ можно увидеть православный крест. Площадь Механизации в центре креста представляет собой миниатюрную солнечную систему, вокруг которой расположены девять планет — павильонов. А так и не установленный здесь памятник Ленину должен был символизировать солнце.
Под Домом дружбы народов находится бункер, сохранившийся с советских времен. Вместимость его составляет 300 человек; в состоянии готовности он содержит все необходимое для проживания в течение двух суток. За все время существования бункера им ни разу не пришлось воспользоваться по назначению. На поверхность из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном.
70-тонная скульптура «Тракторист и колхозница» всего за несколько дней была поднята по частям на 50-метровую башню Главного павильона. Однако сноп весом 9 тонн поднять было невозможно ничем. За два дня был изготовлен аналог снопа из дерева, чтобы успеть установить скульптуру в срок.
ВСХВ и Вторая мировая война
В 1941 году выставку пришлось закрыть из-за вторжения в страну немецких войск. Сотрудники выставки были мобилизованы, а на месте выставочных залов оборудованы цеха, склады и казармы. Многие здания пострадали из-за регулярных бомбежек, а остальные — разграблены и испортились от времени. В 1947 году было принято решение заново отстроить огромный комплекс. 1 августа 1954 года ВСВХ снова начала функционировать.
Нередко, особенно в ночное время, из высоченной ажурной беседки перед главным входом в павильон «Культура» раздаются пугающие звуки, похожие на человеческий плач. Форма конструкции и ее ажурное завершение позволяют ветру гулять между отверстиями и колоннами, как в трубах органа, и пугать прохожих звуками.
Рабочий и колхозница
Скульптуру «Рабочий и колхозница» изначально планировали установить в Рыбинске. Но после триумфа скульптуры на Парижской выставке 1935 года ее было решено перенести в Москву.
В 1981 году этот самолет пополнил коллекцию экспонатов на ВДНХ. Ранее, в 1979-м, он был участником Парижского авиашоу, а немного позже на нем установили рекорд по дальности беспосадочного полета.
Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ
Фонтан «Дружба народов» — один из главных символов комплекса ВДНХ. Более 65 лет он встречает посетителей гигантской выставочной площадки, располагаясь на Главной аллее в 500 метрах от основного входа со стороны проспекта Мира. Автора — архитектора Константина Топуридзе — при жизни нещадно критиковали за отсутствие в композиции монументальности, весомости, декоративности и даже цвета. Но сейчас золотые фигуры 16 девушек, стоящих вокруг чаши, выполненной в форме 7-метрового снопа, смотрятся изящным, гармонично вписанным в пространство ВДНХ элементом. Стилистика неоклассицизма, в которой созданы скульптуры, напоминает, скорее, о фонтанах Петергофа, нежели о советском искусстве.
В апреле 2019 года фонтан, длина периметра которого составляет 170 метров, открылся после реконструкции, и теперь мы можем видеть «Дружбу народов» такой, какой видели ее посетители Всесоюзного выставочного центра в середине прошлого века.
Скульптуры фонтана «Дружба народов» на ВДНХ
Композиция главного фонтана ВДНХ состоит из нескольких частей. Во-первых, опорой ей служит ступенчатое гранитное основание, на котором находится овальная чаша. Ее максимальная ширина составляет 56 метров, длина — 81 метр. Венчает чашу бронзовый сноп из колосьев пшеницы, подсолнухов и технической конопли, покрытый сусальным золотом. Высота фигуры — 7,4 метра.
Вокруг снопа, обращенные лицом к прохожим, стоят скульптуры девушек, облаченных в национальную одежду, с привычными для женщин представляемого народа прическами и с различными плодами и растениями в руках. В росте «дамы» значительно уступают «снопу» — они не выше 4 метров.
Порядок расположения скульптур соответствует порядку расположения республик на гербе СССР, при этом по центру, если идти от главного входа, находится статуя, символизирующая Россию. Это девушка в сарафане, сжимающая в руках охапку пшеничных колосьев. По правую руку от нее стоит скульптура, посвященная Беларуси, по правую — символизирующая Украину. Первая представляет собой крестьянку в косынке, которая держит в одной руке лен, в другой — яблоко. Украина представлена как девушка в венке с цветами и лентами. Держит она подсолнух, пшеницу и виноград; эти растения в то время были изображены на гербе данной республики.
Если прогуляться вокруг фонтана по часовой стрелке, то следом за Беларусью можно увидеть представительницу Казахстана. Ее волосы заплетены в две косы, спадающие на спину, а поверх них надет головной убор, украшенный перьями. В руках, как и девушка — символ РСФСР, эта фигура держит пшеничный сноп.
Далее следуют Азербайджан и Киргизия; национальный продукт этих стран, представленный в композиции, — хлопок. Кукуруза в руках следующей девушки и виноградная лоза, завивающаяся у ее ног, в сочетании с национальным костюмом напоминают о Молдавии. Примечательно, что кукуруза долгое время являлась одной из самых популярных культур во всем Союзе, но отдали ее «молдаванке», поскольку растение было изображено на гербе этой республики.
Через пару фигур от Молдавии можно увидеть статую с бронзовой елочкой, установленной у ее ног. Это скульптура, соответствующая Карело-Финской ССР. Всего через 2 года после открытия фонтана республика перестала существовать как автономная единица — она вошла в состав РСФСР. Статую убирать не стали, дабы не рушить композицию.
Авторы статуй — скульпторы Зинаида Баженова, Алексей Тенета, Иосиф Чайков, Зоя Рылеева и Николай Гаврилов — уделяли большое внимание деталям. Особенно это заметно в фигуре, символизирующей Латвийскую республику. В национальном наряде девушки автор Зинаида Баженова изобразила на вороте рубашки сакту — декоративную брошь подковообразной формы, которая играла у балтов роль украшения, а заодно помогала застегивать одежду.
История
В первые годы работы выставочного центра площадка, на которой сейчас располагается фонтан «Дружба народов», была непримечательным участком территории. Сюда заглядывали в основном юные гости ВСХВ в сопровождении родителей — посетить детское кафе и прогуляться по южной части парка. После Победы в Великой Отечественной войны было решено значительно обновить комплекс. В том числе предполагалось проложить Главную аллею и на месте детского кафе спроектировать площадь для митингов. Строители даже успели приступить к работам, но художественный совет ВСХВ изменил решение, предпочтя установить фонтан.
В это время чуть дальше по Главной аллее уже закладывали фонтан «Каменный цветок», который должен был стать основным фонтаном площадки. Но поскольку новая конструкция должна была расположиться ближе ко входу, тот этот статус перешел к нему.
В проекте архитекторов К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновского фонтан именовался «Золотой сноп», акцентируя внимание на фигуре в центре композиции. Но после добавления окружения из 16 статуй было решено сменить название. Площадь у ансамбля также известна как площадь Дружбы народов.
О девушках, которые позировали скульпторам, известно немного. В частности, обнародованы имена только 4 натурщиц. Для статуи, олицетворяющей Эстонию, прототипом стала балерина и танцовщица Вирве Кипле-Парсаданян, которая в то время училась в ГИТИСе.
В представительнице Туркмении можно узнать первую туркменскую пианистку, выдающегося музыканта и педагога Гозель Аннамамедову. Как и Вирве, в годы создания фонтана она была лишь студенткой Московской консерватории и стала известна позднее.
Моделью для скульптуры, символизирующей Грузию, стала 35-летняя Родам Амирэджиби, сценаристка документального кино, супруга поэта Михаила Светлова. Прототипом для скульптур, представляющих Карело-Финскую ССР и Украину, была Антонина Гладникова, жена Виталия Гладникова, работавшего художником-постановщиком на киностудии «Мосфильм».
Под землей расположили сложную инженерную систему для подачи в воды фонтан. При этом высота стены, на которой были закреплены реле, определяющие порядок подачи струй, составляла 10 метров!
За 60 лет работы реконструкция «Дружбы народов» не проводилась ни разу, поэтому неудивительно, что до октября 2018 года фонтан работал в значительно упрощенном режиме. В дальнейшем он был закрыт на реставрацию.
Реставрация
Комплексное обновление главного символа ВДНХ началось осенью 2018 года. Статуи были полностью демонтированы. В мастерской реставраторов они провели 4 месяца, их восстановлением занимались 25 мастеров. У каждой фигуры были обновлены элементы несущего каркаса, а также полностью заменено покрытие. Прежнее, давно пришедшее в негодность, счищалось до бронзы, затем металл покрывали слоями сурика и лака и только потом приступали к золочению. На каждую статую ушло в среднем 320 граммов сусального золота. При этом процесс нанесения драгоценного покрытия на одну фигуру продолжалось примерно неделю.
Отреставрировано было и гранитное основание фонтана, а также его чаша, включая каркас, облицовку и гидроизоляцию. Полностью обновили инженерные системы: заменили старое оборудование, проложили новые трубы. Вместо 4 еще советских насосов поставили 9 гидравлических машин. Если до реставрации высота струй составляла только 10 метров, то ремонт позволил поднять их до 20 метров. Кроме того добавили подсветку: в чашу вмонтировали 465 фонарей, которые отныне освещают фонтан белым, красным, зеленым и синим цветами.
Как добраться до фонтана «Дружба народов» на ВДНХ
Выставка достижений народно хозяйства находится на северо-востоке российской столицы в Останкинском районе. Комплекс занимает большую территорию, поэтому перечень остановок общественного транспорта велик. Но поскольку фонтан располагается неподалеку от основного входа, лучше выбирать способ передвижения, который позволит оказаться как можно ближе к нему.
Из станций подземки ближе всего располагается станция «Выставочный центр», принадлежащая к синей ветке. От нее до входа на ВДНХ всего 300 метров. В 2 раза дальше на проспекте Мира находится станция «ВДНХ» оранжевой линии. Если выйдете на ней, то в целом до фонтана предстоит идти 1,1 км.
Также близко подвезет трамвай № 11,17, 25. Выйти надо на остановке «Метро ВДНХ». Справа от основного входа на выставку, если стоять к нему спиной, расположено несколько автобусных остановок, объединенных названием «ВДНХ (Южная)». Здесь останавливаются автобусы № 15, 56, 93, 136, 154, 154к, 195, 244, 428, 544, 834, т13, т36, т73. Рядом с выходом со станции метро «Выставочный центр» останавливается автобус № 311.
В 300 метрах юго-восточнее у Школьного сквера на проспекте Мира находится остановка «Метро ВДНХ». Если вы не против 5–10 лишних минут прогулки, садитесь на автобусы № 286, 316, 317, 375, 388, 392, 451, 499, 565, т76. Также довезут сюда и маршрутные такси № 551к и 576к и микроавтобус, ходящий по маршруту «Ханой-Москва — ВДНХ».
Если нет желания пользоваться общественным транспортом, можно поехать на такси. Москва — город, в котором работают все основные перевозчики. Услуги оказывают: Uber, Gett, «Максим», «Яндекс. Такси» и другие. Чтобы вызвать автомобиль, используйте приложение.
Видео о фонтане «Дружба народов» на ВДНХ в Москве:
Отдыхающие у фонтана «Дружба народов» на ВДНХ летом (панорама до реконструкции):
Тайны и легенды ВДНХ. Про «Золотых девушек» и прочее.
Приветствую всех заглянувших!
Как бы ни называлось это легендарное место — ВВЦ или ВДНХ — оно и сегодня обладает особой энергетикой и хранит свои тайны.
Золотые девушки фонтана «Дружба народов», пожалуй, самый популярный объект ВДНХ. Бронзовые девушки, покрытые позолотой, олицетворяют, конечно, союзные республики, но девушек на фонтане 16, а республик СССР было 15.
Это несоответствие объясняется отпавшей Карело-Финской республикой. На фонтане это девушка с ёлочкой у ног. Убирать девушку не стали, так как фонтан бы мог утратить работоспособность после демонтажа.
Первоначально фонтан назывался «Золотой сноп», поскольку был призван отражать тему изобилия социалистического сельского хозяйства. Однако название «Дружба народов», которое он получил буквально накануне открытия, все же больше отвечало содержанию. Интересно, что одеть девушек в золотой наряд было приказано самим Сталиным: «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдется
Мало кто знает, но на территории ВДНХ до сих пор находится бункер. Расположен он прямо под домом дружбы народов. Его вместимость — 300 человек, в состоянии готовности в нём есть всё необходимое для автономного проживания в течение двух суток, есть комнаты отдыха, комната для хранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет для генерального секретаря.
Так выглядел дом «Дружбы народов» в 1939 году. До 1971 года в бункере регулярно пополнялись запасы воды и провизии. За всё время существования бункера, им так никто и не воспользовался по назначению.
Сейчас бункер находится в ведении МЧС и приводится в состояние готовности за 6 часов. Интересно, что из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном. Именно поэтому скульптуру до сих пор не убрали.
«Памятник-матрёшка». На месте ракеты, установленной у павильона «Космос», до 1951 года стояла огромная 25-метровая скульптура Сталина. Высота ракеты — 38 метров. Памятник Сталину был установлен на том месте, где изначально планировалось поставить памятник Ленину. Он стал одним из символов и даже был запечатлен во всех трёх кинофильмах о ВСХВ: «Подкидыш», «Светлый путь» и «Свинарка и пастух». Из двух последних, впоследствии, кадры были вырезаны.
Любопытно, что изначально, когда готовили статую, был создан небольшой макет для утверждения. Уничтожить форму рука ни у кого не поднялась, поэтому маленькую скульптуру заложили во внутрь большой. Такая вот была матрёшка. После развенчания культа личности, все статуи были закопаны на территории ВДНХ.
«Круговорот названий» (На фото Петр Вениаминович Кивелиди). Немного языковой мистики. До революции на той территории, где сейчас расположен ВДНХ(ВВЦ), был ВВЦ, а именно Волостной выездной цирк. Летом шапито уезжал на гастроли, а осенью возвращался в Москву. В народе говорили: «Вот приехал ВВЦ — будет праздник на крыльце!». В 1992 году, можно сказать, месту было возвращено название ВВЦ. Такая вот «игра слов». Ну, а 14 мая 2014 выставка вернула себе имя — ВДНХ. До конца XVIII века у ВВЦ не было своего постоянного места в Москве. Цирк разбивал шапито и у стен Китай-города, и на окраине Кожевенной слободы, и в Хамовниках. Только в 1794 году Высочайшим повелением и Циркуляром Московского градоначальника для «волостников» было определено постоянное место неподалеку от сгоревшей царской резиденции в Алексеевском. Злые языки того времени утверждали, что градоначальник Кивелиди тем самым выразил свое неудовольствие растущей популярностью крепостного театра графа Шереметьева. ВВЦ расположился «под самым боком у графа», менее чем в двух верстах от шереметьевской усадьбы Останкино.
От слов к «делу». (проект Олтаржевского 1936 год). Существует достаточно распространённое мнение, что главный архитектор выставки Вячеслав Олтаржевский хотел создать не культурный, а оккультный центр СССР. Если посмотреть на план Олтаржевского, то можно увидеть, что площадь механизации напоминает солнце, а павильоны — девять планет. При этом постройки образуют православный крест.
В итоге план Олторжевского изменили, а самого архитектора осудили и сослали. В лагере известный архитектор проектировал одноэтажные бараки для заключенных. Он вернулся в Москву только через пять лет, в 1942 году. Есть версия, что это произошло благодаря письму, которое опальный архитектор написал Сталину. Вернувшись в Москву, он лично консультировал Сталина по строительству высотных зданий. Говорят, что архитектор больше ни разу в жизни не посещал своё творение — Выставку Достижений Народного Хозяйства, вплоть до самой смерти в 1966 году.
«Не курить!» Со Сталиным связана ещё одна легенда ВДНХ. Во время строительства павильона «Грузия» генеральный секретарь приехал посмотреть на то, как идёт стройка. На территории стройки Иосиф Виссарионович решил закурить трубку. Подошедший охранник сказал Сталину, что курить в этом месте запрещено. Сталин молча убрал трубку. Достоверно не известно, какие чувства испытывал строгий охранник те несколько дней, пока к нему не приехали люди из Кремля. Ситуация разрешилась благополучно: охраннику вручили грамоту и денежное вознаграждение за хорошую работу.
«Профиль Троцкого» Интересна история символа ВДНХ, памятника Рабочему и Колхознице. Известная скульптура была изготовлена в 1937 году для павильона на парижской выставке. Фигуры транспортировали в Париж, разрезав их на 65 составляющих и разместив их на 28 железнодорожных платформах.
Для сборки были направлены ведущие инженеры, слесари, монтажники, жестянщики и сварщики. Сборка скульптуры заняла 11 дней. Ей, кстати, восхищался Пикассо. Само создание скульптуры было очень непростым процессом. Мухина очень ответственно подошла к работе, постоянно вносила исправления, хотя сроки сдачи работы подходили к концу. Положение усугубляли доносы, которые писал директор завода Тамбовцев, обвиняя Мухину в саботаже.
Кроме того, в складках юбки колхозницы он узрел «профиль Троцкого». Вероятно, именно слухами о «профиле Троцкого» был вызван ночной визит Сталина. Осветив скульптуру фарами автомобиля и не обнаружив «профиля», он остался доволен. В 1947 году «Рабочий и колхозница» стала брендом отечественного кинематографа – маркой студии «Мосфильм».