статский советник про что

О фильме

Краткое содержание

Р оссийская империя, конец XIX века. В министерском вагоне курьерского поезда неизвестным убит бывший командир Отдельного корпуса жандармов, сибирский генерал-губернатор Храпов, направлявшийся через Москву к месту службы. Из донесения охраны следует, что Храпов был убит статским советником Эрастом Петровичем Фандориным, в чьи обязанности входило обеспечение безопасности генерал-губернатора во время его нахождения в Москве.

Чрезвычайное происшествие описано очевидцами так: модный, слегка заикающийся господин 35 лет с седыми висками и черными усиками вошел в вагон во время остановки в Клину и представился подобающим образом. Так как охрана имела при себе подробное описание статского советника Фандорина, подозрений не возникло. «Статский советник» проследовал в купе Храпова. Через несколько минут генерал был найден убитым, преступник бежал через окно. На месте преступления убийцей был оставлен кинжал с загадочной аббревиатурой «БГ».

Вскоре на помощь Фандорину из Петербурга прибывает сам вице-директор Департамента полиции князь Пожарский. С его появлением история принимает самый неожиданный поворот.

Аннотация

«Статский советник».
По мотивам одноименного романа Бориса Акунина

Генеральный продюсер,
художественный руководитель:
Никита Михалков
Продюсер:Леонид Верещагин
Автор сценария:Борис Акунин
Режиссер-постановщик:Филипп Янковский
Оператор-постановщик:Владислав Опельянц
Художник-постановщик:Владимир Аронин
Композитор:Энри Лолашвили

В ролях: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский, Владимир Машков, Олег Табаков, Федор Бондарчук, Мария Миронова, Михаил Ефремов, Эмилия Спивак, Оксана Фандера, Алексей Горбунов.

Производство: Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, 2005
125 мин., цв., Dolby Digital

Партнёры

© 2005 Студия «ТРИТЭ». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Создание сайта — Элкос.

СДД… Разгадать эту загадку удалось только Фандорину. Хочешь узнать и ты? Ответ найдешь в кино.

Источник

«Статский советник»: краткое содержание фильма

На студии «ТриТэ» в 2005 году с интервалом в несколько месяцев вышли абсолютно разные по жанру, стилистике и исполнению экранизации романов Бориса Акунина об Эрасте Петровиче Фандорине. От яркого, лёгкого, «попкорнового» детектива «Турецкий гамбит» (режиссёр Д. Файзиев) эстафету принял серьёзный, мрачный и пафосный «Статский советник» (режиссёр Ф. Янковский).

Перед зрителем – носитель чина, дающего особые права в определении политического курса России, статский советник V класса Фандорин. «Его высокородию» прочат должность московского обер-полицмейстера. Фигура внушительная, вызывающая уважение и восхищение своей честностью, неподкупностью, сообразительностью, незаурядными физическими данными. Осанка, усики, милое заикание, знаменитое «это раз, это два…». Этакий черно-белый Рыцарь печального образа на фоне яркого, шумного, опасного российского общества конца XIX века.

Московскому генерал-губернатору князю Долгоруцкому грозит отставка с позором, если он в кратчайший срок не расследует преступление. Жертвой дерзкого убийства стал бывший командир Отдельного корпуса жандармов генерал Храпов, когда направлялся в специальном вагоне-салоне из Петербурга к месту службы в Сибирь. Обстоятельства случившегося повергли Владимира Андреевича в ужас – обвиняют статского советника Фандорина, которому он лично приказал обеспечить безопасность важной персоны во время его нахождения в Москве.

Из донесения охранников следовало, что во время остановки в Клину ими был допущен в купе к Храпову человек с документами статского советника, по внешнему виду похожий на Эраста Петровича. Но в это время сам Фандорин находился на столичном вокзале, готовясь к встрече генерала. Расследование убийства становится для статского советника не только служебным долгом, но и делом чести.

Фандорин уверен, что с «БГ» сотрудничает кто-то из своих. Прочем настолько близких к нему, что в круг подозреваемых попадает даже его возлюбленная Эсфирь. Он придумывает хитроумный план, благодаря которому предательство удается раскрыть. Это невероятно: с террористами связан сам генерал Пожарский, который снабжал информацией Грина через его помощницу Жюли. «Зачем?» — недоумевает Фандорин. Помогает воспоминание о том, что он увидел как-то, как Глеб Георгиевич выводил на бумаге аббревиатуру «СДД» (Сожрите Друг Друга).

Жаждущий первенста во всём Пожарский с помощью «БГ» избавлялся от тех, кто ему мешал: запугивал неугодных, устранял соперников. Спровоцировав отставку Долгоруцкого, он рассчитывал подняться до главы московской полиции. Ведь новым губернатором в этом случае стал бы покровительствующий ему великий князь Сергей Александрович, брат императора. Но Пожарскому мало продвижения по службе, очередных привилегий и чинов. Он придумал предстать в роли героя – спасителя государства, который уничтожил неуловимых террористов. Уж это точно приблизит его к высшему эшелону государственной власти.

Опасаясь разоблачения, Пожарский решает избавиться от статского советника. Он разрабатывает план поимки Грина и подстраивает так, чтобы Фандорина во время операции «случайно» застрелили. Но Эраст Петрович, благодаря своей находчивости и ловкости, сумел уцелеть. Грина захватить опять не удалось.

Фандорин понимает, что заявить в открытую о том, что за Пожарским стоят высокопоставленные лица Российской империи, он не может. Нет ни шансов, что ему поверят, ни союзников: Долгоруцкому не удалось сохранить свой пост.

Новый московский генерал-губернатор, как ни в чем не бывало, предлагает статскому советнику своё покровительство и должность начальника полиции. В порыве чувств Фандорин резко отказывается. Но вскоре возвращается в кабинет и даёт согласие. «Я служу России как могу. А то, что при власти немало подлецов – так это было всегда». Присяга на верность Отечеству и кодекс чести – для настоящих российских государственных мужей.

Источник

Статский советник (фильм)

версия в кино 125 мин.
режиссёрская версия 191 мин.


Только на территории России:

«Статский советник» — российский художественный фильм 2005 года, экранизация романа Бориса Акунина «Статский советник».

Содержание

Сюжет

Основная сюжетная линия

Убийство Храпова — это «пощёчина власти», оно означает неминуемое увольнение в отставку московского генерал-губернатора Долгоруцкого. Расстроенный всем произошедшим, Долгоруцкий просит у Фандорина, которому всегда благоволил, сделать всё, чтобы найти убийц генерала быстро и своими силами, что позволит ему уйти в отставку с достоинством, не будучи опозоренным. Славящийся своим дедуктивным методом Фандорин начинает расследование, первую ниточку которому дают сами террористы: из обстоятельств дела ясно, что убийцы знали, кто обеспечивает безопасность генерала, и располагали описанием внешности Фандорина. Фандорин был назначен ответственным за визит Храпова лишь накануне, и об этом было известно (не считая самого Фандорина) только петербургскому Департаменту полиции и троим служащим жандармского управления Москвы. Очевидно, только от этого узкого круга лиц могла произойти утечка информации.

Новый генерал-губернатор предлагает Фандорину пост обер-полицмейстера и своё покровительство. Сначала Фандорин резко отказывается, но после увещеваний старого слуги бывшего генерал-губернатора возвращается в кабинет Симеона и даёт своё согласие.

Романтическая линия

Параллельно основному сюжету в фильме показана история любви и расставания Фандорина с молодой «сочувствующей» идеям революции Эсфирь Литвиновой, дочерью крупного банкира. Впервые встретившись во время обыска охранки в квартире, где собирался кружок «сочувствующих», они тут же проникаются чувствами друг к другу, хотя спокойному, флегматичному и привыкшему к порядку чиновнику Фандорину вроде бы совершенно не пара взбалмошная девушка, начитавшаяся социалистической литературы. Они несколько раз ссорятся и мирятся, но в конце концов Литвинова оставляет Фандорина, когда узнаёт, что тому предложен пост обер-полицмейстера и он не собирается от этого поста отказываться.

Личная история боевиков

Источник

Статский советник про что

Статский советник — это один из гражданских (статских) чинов в дореволюционной России. Согласно Табели о рангах, которая была введена Петром I в 1722 году, этот чин относился к V классу табели, то есть входил в число высших чинов Российской империи, занимая место между чинами коллежского советника и действительного статского советника. В военной табели чину статского советника соответствовал чин бригадира, который занимал промежуточное положение между чином полковника и первым генеральским чином — генерал-майора. Однако военные чины считались более почетными по статусу, чем гражданские.

В комедии Дениса Фонвизина «Бригадир» среди действующих лиц есть не только Бригадир, но и Советник. Советник говорит Бригадиру: «Мы равны почти во всем. Ты, любезный друг и сват, точно то в военной службе, что я в статской. Тебе еще до бригадирства распроломали голову, а я до советничества в Москве ослеп в коллегии», из чего можно заключить, что оба находятся в чинах одного класса, то есть Советник носит чин статского советника.

Уникальным было обращение к статскому советнику — «Ваше высокородие». Это был единственный гражданский чин, имевший такое титулование. Статские советники могли занимать высокие должности в службе — вице-директоров департаментов, вице-губернаторов. По манифесту Николая I «О порядке приобретения дворянства службою» от 11 июня 1845 года именно чин статского советника давал право получения потомственного дворянства. Чины же предшествующих классов, начиная с IX, обеспечивали лишь право личного дворянства. Такое положение сохранялось вплоть до 9 декабря 1856 года, когда Александр II именным указом «О приобретении потомственного дворянства…» не поднял планку на один класс — с этого времени потомственным дворянином мог стать лишь чиновник IV и выше класса по гражданской службе, то есть начиная с действительного статского советника. Для производства в чин статского советника устанавливался четырехлетний срок службы в предшествующем чине. Как и все остальные чины, он был отменен советским Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 ноября 1917 года.

Из известных исторических деятелей до статского советника дослужился Михаил Ломоносов: чин был пожалован ему Екатериной II. Нередко чин статского советника носили персонажи русской классики — например, «богатый барин» Нил Федосеич Мамаев из пьесы Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Достиг этого чина и Нос «майора» Ковалёва из повести Николая Гоголя «Нос»: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника. По всему заметно было, что он ехал куда-нибудь с визитом. Он поглядел на обе стороны, закричал кучеру: «Подавай!» — сел и уехал». Сам же Ковалёв имел чин коллежского асессора — на три класса ниже.

Статский советник — это один из гражданских (статских) чинов в дореволюционной России. Согласно Табели о рангах, которая была введена Петром I в 1722 году, этот чин относился к V классу табели, то есть входил в число высших чинов Российской империи, занимая место между чинами коллежского советника и действительного статского советника. В военной табели чину статского советника соответствовал чин бригадира, который занимал промежуточное положение между чином полковника и первым генеральским чином — генерал-майора. Однако военные чины считались более почетными по статусу, чем гражданские.

В комедии Дениса Фонвизина «Бригадир» среди действующих лиц есть не только Бригадир, но и Советник. Советник говорит Бригадиру: «Мы равны почти во всем. Ты, любезный друг и сват, точно то в военной службе, что я в статской. Тебе еще до бригадирства распроломали голову, а я до советничества в Москве ослеп в коллегии», из чего можно заключить, что оба находятся в чинах одного класса, то есть Советник носит чин статского советника.

Уникальным было обращение к статскому советнику — «Ваше высокородие». Это был единственный гражданский чин, имевший такое титулование. Статские советники могли занимать высокие должности в службе — вице-директоров департаментов, вице-губернаторов. По манифесту Николая I «О порядке приобретения дворянства службою» от 11 июня 1845 года именно чин статского советника давал право получения потомственного дворянства. Чины же предшествующих классов, начиная с IX, обеспечивали лишь право личного дворянства. Такое положение сохранялось вплоть до 9 декабря 1856 года, когда Александр II именным указом «О приобретении потомственного дворянства…» не поднял планку на один класс — с этого времени потомственным дворянином мог стать лишь чиновник IV и выше класса по гражданской службе, то есть начиная с действительного статского советника. Для производства в чин статского советника устанавливался четырехлетний срок службы в предшествующем чине. Как и все остальные чины, он был отменен советским Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 ноября 1917 года.

Из известных исторических деятелей до статского советника дослужился Михаил Ломоносов: чин был пожалован ему Екатериной II. Нередко чин статского советника носили персонажи русской классики — например, «богатый барин» Нил Федосеич Мамаев из пьесы Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Достиг этого чина и Нос «майора» Ковалёва из повести Николая Гоголя «Нос»: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника. По всему заметно было, что он ехал куда-нибудь с визитом. Он поглядел на обе стороны, закричал кучеру: «Подавай!» — сел и уехал». Сам же Ковалёв имел чин коллежского асессора — на три класса ниже.

Источник

Рецензия на фильм «Статский советник»

С премьерой «Статского советника» можно считать, что производство блокбастеров у нас поставили на поток. А режиссер как личность блокбастеру не нужен. Нужен профессионал. Поэтому «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и «Статский советник» Филиппа Янковского словно сделаны одной рукой.

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

Трейлер

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

«Турецкий гамбит» обогнал «Матрицу», но его обгонит «Статский советник». Это как в запущенном транспортном хозяйстве начать серийных выпуск долгожданных электровозов: блокбастер должен вытянуть, вагон за вагоном, все кино.

Этот доход можно пустить на фильмы менее доходные. Так возникает большой кинематограф. Так во Франции блокбастеры Люка Бессона вытянули все национальное кинопроизводство. Поэтому с конвейерным выпуском блокбастеров можно считать, что шансы российского кино сильно повысились.

Кадр из фильма «Статский советник»

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

Пробным камнем был «Сибирский цирюльник». Там заложены все аттракционные приметы блокбастера: впечатляющие пейзажи, захватывающий дух сюжет, обилие звезд, роскошные балы и оперные действа, масштабная сцена масленицы, на которую ушла внушительная часть бюджета. С появлением «Ночного дозора» (2004) дело поставили на поток. Результат не заставил себя ждать: «Ночной дозор» в нашем прокате по доходам приблизился к американским хитам, «Турецкий гамбит» (2004) их обогнал, а «Статский советник», думаю, перекроет и этот рекорд – в нем больше роскоши и популярных, броско играющих актеров.

Все три – и это важно – сняты по хитам книжным. Как в Америке имена Толкиена и Роулинг, так у нас имена Лукьяненко и Акунина стали гарантией возбужденного внимания публики: половину раскрутки фильмов обеспечил успех романов.

Кадр из фильма «Статский советник»

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

В понятие это неотъемлемо входит и реклама. На нее отведена значительная часть бюджета, в Голливуде – иной раз больше половины. Так создается бум: мол, картину нельзя не посмотреть. «Ночной дозор» вышел с таким шумом, что на него ринулись все – хотя понравился он едва половине зрителей (к нему даже прикипела кличка «Ночной позор»). Но дело свое сделал – деньги собрал, а на рынке этот аргумент – главный. «Турецкий гамбит» сделан лихо и красиво, но исторически более чем небрежно. В нем конвейер чувствуется в высшей степени: многие спецэффекты словно скопированы с «Ночного дозора» – вот монета кувыркается, как в «Дозоре» болт, вот мы летим в тусклую компьютерную пропасть и, обогнав идущую женщину, врываемся в дом. Все видят, что женщина эта – грубая анимация, витринный манекен, и все равно новизна трюка впечатляет. Хотя лет через пять этот кадр будет восприниматься как «спецэффект» времен немого кино – аляповатый и несовершенный.

Человек, ищущий в кино художественных впечатлений, здесь на голодном пайке. Актеры не столько играют, сколько обозначают, сюжет не рассчитан на пытливый ум и не даст ответа на простые логические вопросы. Но это кино цифровой эры, оно гипнотизирует и сажает на иглу, подобно видеоигре, фантастичностью интерфейса.

Кадр из фильма «Статский советник»

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

«Турецкий гамбит» со «Статским советником» объединяет имя не только писателя Акунина, но и его серийного героя Фандорина. Герой для меня загадочный, еще загадочнее природа его успеха у публики. По части особых примет – их нет настолько, что два хороших, но разных актера, его играющие в этих лентах – Егор Бероев и Олег Меньшиков, – никак не могут ухватить хоть какую-нибудь сущность и играют некую неопределенность, общее место. Нет, вру, особая примета есть: он заикается. Но кто мне скажет – хороший это человек или плохой, есть у него убеждения или нет, откуда он взялся, начитан ли, есть ли у него мама, какое он получил воспитание и чем способен кончить дни свои? Это персонаж без биографии и бэкграунда – такое же безвоздушное пространство, как Джеймс Бонд, именно поэтому тоже бешено популярный.

Бероев в «Гамбите» его играет с юношеской порывистостью и некоторой долей романтизма. Меньшиков не играет вообще – он пребывает, передвигается, выполняет сюжетно необходимые функции, иногда смешно округляет глаза – изображает удивление, ужас или радость. В финале его герой, подобно ожившей гравюре из книги о Печорине, одиноко бредет по заснеженному городскому пейзажу – абрис, а не человек.

Кадр из фильма «Статский советник»

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

«Статский советник» не имеет единого стилевого ключа. Если бы имел – не был бы блокбастером, т.е. завораживающе цветным калейдоскопом и кунсткамерой. Зато в нем есть собрание любимых «архетипов» масс, от обитателей борделя с их горькой и опасной судьбиной до коллекции черт популярных киногероев. Почти все актеры намеренно работают на собственных штампах: так, Олег Табаков своего генерал-губернатора играет с интонациями своего же помещика из «Неоконченной пьесы», а сцены с бомбистами так напоминают похожие сцены из «Сибирского цирюльника» и «Всадника по имени Смерть» (2004). Именно в декорациях последнего фильма и снимались многие эпизоды «Советника». Конвейер.

Зато есть занятный, характерный для нового времени идейный перевертыш: здесь вчерашние герои-революционеры равны террористам, их показывают, как в «Рабе любви» – белогвардейцев. Они теперь заговорщики и у них вместо имен – клички.

А центром и главным героем картины оказался князь Пожарский, вице-директор департамента полиции, шишка крупная и опасная. Именно здесь в развлекательную картину Гольфстримом врывается искусство. И в принципе это нарушение законов блокбастера – там не нужны столь детально разработанные психологические бездны, они способны потопить картину и сорвать ее кассовый успех: настроившись на смотриво, публика плохо переносит анализ.

Кадр из фильма «Статский советник»

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

Но, во-первых, в этой роли Никита Михалков с его мощным актерским обаянием, энергетикой и азартом. Во-вторых, это анализ не намеренный и спрограммированный, а спонтанный, интуитивный, возможно, даже неосознанный. Здесь работает редкая органика актера и человека, во всех своих проявлениях равновеликого самому себе.

Пожарский у него – заядлый кукловод. Он получает наслаждение, манипулируя людьми и обществом, и пудрить мозги – его профессия, совпадающая с его хобби. Это воплощенное зло, циник, Паратов в кубе (в одной из сцен Михалков даже позволяет себе отсебятину о мохнатом шмеле). Этот бес сыгран с таким знанием предмета, так обаятельно, азартно и так программно, интимно, с такими откровениями, что это уже не роль, а род манифеста. Кукловод Пожарский бросает нам вызов, и эта главная провокация фильма сообщает ему новое измерение – уже серьезное. Персонаж зловещего бурлеска, всегда остающийся победителем, непотопляемый и ничем не смущаемый, он так убедителен, что понимаешь: бесы очень даже знают, что творят. Но сообразно своему перевернутому миру почитают зло добром, а свой личный интерес отождествляют с интересом отечества. Пожарский у Михалкова убежден, что он и есть Россия. Своего рода государственничество навыворот: «Государство – это я», сказал, помнится, один император. И сбить беса с этой позиции нельзя. И противостоять ему не может в этой картине никто. Как мало кто может в жизни, на которую приглашает оглянуться фильм.

Кадр из фильма «Статский советник»

статский советник про что. Смотреть фото статский советник про что. Смотреть картинку статский советник про что. Картинка про статский советник про что. Фото статский советник про что

Присутствие Михалкова в фильме – больше, чем присутствие только актера и даже только продюсера. Его манера чувствуется в режиссуре многих эпизодов, его интонация слышна в интонации многих его партнеров, его умение выстроить музыкальный и звуковой мир картины ощущается в замечательном саундтреке Энри Лолашвили. Российскому блокбастеру повезет, если им займется студия Михалкова – он тот редкий мастер, который и коммерцию облекает в формы искусства.

А режиссер как личность блокбастеру не нужен. Нужен профессионал. Поэтому «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и «Статский советник» Филиппа Янковского словно сделаны одной рукой. Шарики для подшипников, будь они индивидуальны, просто не станут крутиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *