старое севастопольское шоссе что посмотреть
Старое севастопольское шоссе: виды «на миллион» ФОТО
Путь был проложен по указанию графа Воронцова, на его собственные деньги, для того, чтобы ему самому было удобно добираться до своего замка. Делали ее русские солдаты почти 11 лет, с 1837 по 1848 год. Труд был очень тяжелым, большинство солдат не дожило до конца строительства, многие умирали от холеры и чумы, других гора заживо похоронила под завалами, которые случались тут постоянно…
Машин на Старом севастопольском шоссе практически нет, ничто не помешает любоваться красотами Южного берега Крыма. Фото: ria.ru
Когда же невыносимо тяжелое строительство было окончено, Воронцов подумал, что не плохо бы как-то запечатлеть в истории это знаменательное событие и приказал еще построить на Байдарском перевале каменные ворота, (сейчас Байдарские ворота) как памятник победе над гордыми горами. А, по сути, он оказался памятником тем, кто не перенес адского труда и чудовищных условий горной стройки.
Байдарские ворота в начале ХХ века. Фото: pastvu.com
Голубой залив
В этот район раньше прибывали на отдых богатые и знатные особы. Говорят, там бывал и даже выступал сам Федор Шаляпин. Фото: hotel-zurbagan.com
Оползневое
По мере приближения к поселку Оползневое, пейзажи становятся все более живописными. Наверное, из-за этого поселок не проезжали мимо великие деятели искусства, в том числе Пушкин и Грибоедов.
Не мудрено, что землю тут некогда приобрел и известный русский живописец Архип Куинджи.
Название Оползневое было дано селению из-за того, что в 1786 году рядом с селом произошел сильный горный обвал. Фото: prostorikrima.ru
Чертова лестница
Поселок с Романтичным названием Олива будет ориентиром для тех, кто решил пройти перевал Шайтан-Мердвен (в переводе с крымско-татарского означает «Чертова лестница»). Если углубиться в тонкости перевода, то получится, не чертова лестница, а чертово колесо.
Есть легенда, что путники, проходящие по этой лестнице, иногда видят, как на тропу опускается белесый непроглядный туман, из которого доносятся голоса, которые манят к опасным обрывам. Фото: rasfokus.ru
Почему такое красивое место получило столь мрачное название? Есть две версии. Первая говорит о том, что название такое получено из-за того, что путь по этой дороге вовсе не прост, особенно тяжело проходить тут с грузом, тропа очень извилистая, неровная, каменистая. Второй мистически-романтический вариант названия появился из-за того, что в ущелье постоянно дуют ветра, а когда воздух проходит сквозь скалы и небольшие гроты, получается довольно громкий, завывающий, будто из недр земли, звук.
Интересно, что перевал и лестница на нем вовсе не рукотворные. Архитектор – природа. Тут ходили еще древние тавры, пролегал путь римских легионеров.
Форосская церковь
Не доходя до Фороса, шоссе раздваивается. Одна дорога спускается вниз, другая идет вверх к церкви Воскресения Христова.
Популярность она приобрела благодаря своему особому расположению, на самом краю скалы. Церковь была возведена чайным магнатом Александром Кузнецовым во имя чудесного спасения императора Александра III и его семьи, когда они попали в серьезную железнодорожную аварию. Но, поговаривают, что «благородный» порыв чайного магната был на самом деле меркантильным. Вероятнее всего, Кузнецов хотел таким образом проявить особую преданность царю. Ведь правителю принадлежала тогда монополия на продажу чая в России.
Конечно, о мотивах поступков редко можно судить однозначно, но после того случая изображение Форосской церкви стало красоваться в качестве фирменного знака на коробочках с чаем. После войны в помещениях храма был открыт ресторан.
Храм расположен на обрыве скалы на высоте примерно 400 метров над уровнем моря. Фото: hotel-enigma.ru
Говорят, его любил посещать Хрущев. Однажды Никита Сергеевич, сопровождал в поездке по Крыму шаха Ирана, и пригласил его туда отобедать. В заведении уже ждали высокопоставленных гостей. Но шах, увидев, что ресторан организован в храме, категорически отказался от приглашения, сочтя это кощунством.
Конечно, виды, которые открываются со Старого севастопольского шоссе на Южный берег полуострова действительно прекрасны. Говорят, что императрица Екатерина II, проезжая в тех местах, назвала Крым «лучшей жемчужиной» в своей короне.
Блог путешественника по Крыму: старая севастопольская дорога
Поездка по крымским дорогам – уже само по себе незабываемая экскурсия. Особенно если путь пролегает вблизи гор и лазурного моря. Одной из таких живописных трасс является старая севастопольская дорога.
Старая севастопольская дорога была построена ещё в середине XIX века и впервые тогда соединила Севастополь и Ялту через Байдарский перевал. До этого, чтобы добраться до ЮБК из города-героя, необходимо было ехать через Бахчисарай. Появление нового пути существенно облегчило транспортную ситуацию, а во время ВОВ и вовсе стало ключевым местом. Во время обороны советским пограничникам у Байдарских ворот удалось удержать наступление гитлеровских войск, дав возможность основным частям отойти в Севастополь.
Дорога активно функционировала много лет и после войны. В то время современного южнобережного шоссе, хорошо знакомого нам, не было и в помине. Оно появилось только в 70-х, когда технологии позволили разрушить часть плотной горной породы для прокладки шоссе вдоль самого берега. Это существенно сократило время в пути от Севастополя до Ялты и сделало старую севастопольскую дорогу не такой востребованной.
Сегодня на старом участке дороги редко встретишь автомобили. Именно этот факт и делает достопримечательность такой привлекательной для туристов. Трасса поднимается серпантином на 500 метров над уровнем моря. С этой высоты открываются невероятные пейзажи – с одной стороны отвесные рыжие скалы, с другой – южный берег Крыма.
За несколькими снимками на фоне гор на старой севастопольской дороге в последние годы туристы едут целенаправленно. На шоссе есть участки, где получаются фантастические фото. Особенно, если подобрать удачный ракурс.
Самый живописный участок севастопольской дороги начинается у Байдарских ворот, которые когда-то возвели в честь окончания строительства трассы. От этого памятника дорога, не доходя до южнобережного шоссе, уходит по направлению от Севастополя. Также можно заехать со стороны Фороса.
Асфальт на старом участке в довольно хорошем состоянии. Так что бояться за автомобиль не стоит. До Ялты доехать по этой дороге сегодня, к сожалению, не получится. Можно выехать в районе Симеиза.
В районе старой севастопольской дороги можно посетить также несколько достопримечательностей – Чёртова лестница (Шайтан-Мердвен), Форосская церковь, Байдарские ворота, живописная Байдарская долина. Удачных выходных!
Мои предыдущие путешествия по Крыму: водопад Джур-Джур, атмосферная Ялта, Байдарские ворота, заснеженный Орджоникидзе, Свято-Успенский монастырь, Воронцовский дворец в Алупке, караимское кладбище на Чуфут-Кале, крестовая гора Ставри-Кая, поход на Демерджи, гора Кошка, Торопова Дача в Севастополе, ущелье Уч-Кош, противоатомное убежище в Севастополе, озеро Мангуп, крепости вИнкермане, Могабинское озеро, древний мост-акведук под Севастополем, плато Ай-Петри.
Старая севастопольская дорога — исторический путь из Севастополя на Южный берег Крыма
Сейчас путь от Севастополя до Ялты занимает час: отличная магистраль, построенная в 1970-х годах, достаточно широкая и избавленная от горных серпантинов и крутых поворотов, последние полвека является основным путём перемещения как местных жителей, так и туристов вдоль основных крымских курортов. Чуть выше неё, у самого подножия отвесных скал, которыми к Южному берегу обрывается Ай-Петринская яйла, вьётся старая дорога, потрёпанная, извилистая и в большей своей части абсолютно пустынная. Встреча с другим автомобилем на ней, за исключением отрезка от Фороса до Байдарских ворот, — событие из ряда вон выходящее, только если житель одного из местных сёл решит куда-нибудь отправиться. С гораздо большей вероятностью на этой дороге можно встретить велосипедиста или пешехода: это — один из популярных прогулочных маршрутов.
Скорость передвижения по Старой севастопольской дороге на машине сродни езде на велосипеде: с одной стороны — узость и не самое хорошее состояние дорожного полотна, с другой — обилие крутых поворотов, наконец — открывающиеся после каждого из них всё новые и новые виды: высоченные напирающие своей циклопической громадой горы слева и убегающая вдаль густая синева моря справа. Короче, за час, как по новой трассе, — можно даже и не мечтать доехать. На дорогу от Гончарного до Алупки со всеми остановками, в том числе на перекус вкуснейшей самсой, готовящейся прямо в тандыре на обочине в Орлином, у нас ушла без малого половина дня. Но, честно, это того стоило: Старая севастопольская дорога — шикарнейший, как бы написали в каком-нибудь англоязычном путеводителе, «scenic route», в особенности для тех, кто как и я считает, что жизнь — слишком коротка, чтобы дважды ездить одними и теми же маршрутами.
Раз уж мы всё-равно решили добираться «длинным» путём, грех было не заехать к Чоргуньскому мосту-акведуку, посмотреть который мы собирались, но не успели, ещё в прошлом году.
Это удивительное для Крыма инженерное сооружение находится на реке Чёрной. Его построили в середине XIX века, когда возводили восемнадцатикилометровый Лазаревский водовод, предназначенный для подачи пресной воды в доки Севастопольского адмиралтейства. Интересно, что этот недешёвый проект разрабатывался как средство борьбы с корабельными червями, бывшими в то время чуть ли не большим бичом Черноморского флота чем армады Османской империи. Естественной средой обитания этих выраставших до метра в длину двустворчатых моллюсков, способных источить деревянный корпус корабля всего за пару лет, была солёная морская вода, в то время как в пресной они довольно быстро погибали. Поэтому-то на территории адмиралтейства и появились доки, в которые можно было загонять корабли для профилактического опреснения их корпусов, а так как своих источников пресной воды в Севастополе и без них не хватало, пришлось тянуть водовод почти за два десятка километров — от склонов Байдаркой яйлы.
Реализация проекта началась в 20-х годах XIX века и растянулась почти на три десятилетия. Водовод был сдан в эксплуатацию лишь весной 1853 года. А уже через год вторгшиеся в Крым англо-французские войска уничтожили его.
По результатам Крымской войны Российской империи было запрещено иметь военный флот на Чёрном море. Потом же, когда спустя двадцать лет началось его восстановление, настала эпоха броненосцев, совладать с обшивкой которых корабельным червям была кишка тонка, так что Лазаревский водовод полностью так и не был восстановлен.
Небольшую его часть вместе с сохранившимся Чоргуньским мостом-акведуком стали использовать для орошения близлежащих полей. В таком качестве он и сохранился до сих пор.
Похожий на сооружение дремучей античности, так что его вполне можно перепутать с наследием древних греков, мост-акведук опирается на три потрёпанных временем каменных арки.
Его длина — двенадцать метров, высота — восемь. Сверху расположен водовод шириной около трёх метров.
Старое севастопольское шоссе, или как его ещё иногда называют — Старое ялтинское, начинается неподалёку от села Гончарного. Здесь, где новая автострада устремляется к Ласпинскому перевалу на юг, в сторону села Орлиного отходит небольшая укутанная от солнца кронами вековых деревьев извилистая отворотка, покрытая шершавым асфальтом, не видевшим ремонта, наверное, с брежневских времён.
До середины XIX века проезжих дорог, ведущих на Южный берег Крыма не существовало: туда не смогла попасть даже Екатерина II во время своего Таврического вояжа, ограничившаяся лишь осмотром южнобережных красот с Байдарского перевала, куда в то время с горем пополам можно было добраться на конном экипаже. В то время основным сухопутным путём к южному побережью была тропа, ведущая через Ай-Петринскую яйлу к Бахчисараю. Ныне по её маршруту проходит Бахчисарайское шоссе.
В 1824 году началась реализация сразу двух грандиозных транспортных проектов: почтового тракта от Симферополя на Алушту, строившегося по указу Александра I, и дороги из Севастополя к Алупке, возводившейся по инициативе тогдашнего генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова, который на побережье Чёрного моря планировал создать для себя роскошную летнюю резиденцию.
Строительство шоссе, фактически начавшееся лишь в 1837 году, затянулось на одиннадцать лет. Так как велось оно по большей части на графские деньги, дорога в первые десятилетия своего существования называлась Воронцовской. На работах были в основном задействованы солдаты. Смертность была высокой: одни гибли от эпидемий, другие — от регулярных горных обвалов.
Наконец, когда долгое и тяжёлое строительство было завершено, Михаил Воронцов, решив отметить это событие, приказал соорудить на верхней точке дороги — Байдарском перевале — каменные ворота, которые должны были символизировать его победу над казавшимися до этого неприступными горами.
Массивный портик из огромных известняковых блоков, перекрытый изящным антаблементом, и сегодня является символическими «воротами» на пути из Севастополя к Южному берегу Крыма. Это — популярный туристический объект.
На стене слева от ворот — типичная примета нашего времени: бессовестно прикреплённый какими-то мудаками прямо к историческому памятнику виниловый баннер местного ресторана «Шалаш». Поверх него прицеплены два кривых листа А4 с информацией о том, что летняя терраса — открыта. В этом — весь Крым: быдло такое быдло.
Ресторану рядом воротами, кстати, — много лет. С самого момента открытия дороги Байдарский перевал был местом смены лошадей, и уже в середине XIX века здесь существовали две гостиницы, прекратившие своё существование в первые годы советской власти, и ресторан, который, как видно, процветает и поныне.
Наверху Байдарских ворот расположена смотровая площадка. С неё открывается чарующая панорама побережья.
От Байдарского перевала начинается крутой спуск вниз.
Шоссе несколько раз круто поворачивает на сто восемьдесят градусов, после чего упирается в развилку. От неё вниз к Форосу убегает соединяющая Старую севастопольскую дорогу с Южнобережным шоссе срезка, по которой к Байдарским воротам попадает большинство туристов. При этом сама Старая севастопольская дорога продолжает виться прямо под отвесной стеной Ай-Петринской яйлы до самой Алупки. Автомобилей на ней нет. На въезде установлен знак, указывающий, что дорога закрыта из-за оползня, но, на самом деле, это — неправда.
Почти на всём своём протяжении Старая севастопольская дорога — узка и извилиста, эдакий классический старый крымский горный серпантин. Сейчас его ширины вполне хватает, чтобы две встречные машины могли разъехаться, но в XIX веке эта проблема была крайне актуальной, поэтому у каждого возницы при себе был специальный горн, звуком которого тот оповещал возможного встречного о том, что поворот уже занят конным экипажем.
Вдоль дороги периодически встречаются украшенные плитами родники. На них можно разглядеть эмблемы Министерства путей сообщения Российской империи, под эгидой которого они обустраивались, и годы их строительства. Например, этот родник был благоустроен в 1896 году.
Слева нависает отвесная громада Ай-Петринской яйлы.
В этой части Старой севастопольской дороги — всего два населённых пункта. Первый из них — село Оползневое. В прошлом здесь находилась вторая после Байдарских ворот станция, где меняли лошадей. Теперь это — одно из четырёх мест в Крыму, где выращивают знаменитый сладкий красный ялтинский лук.
Второй населённый пункт — посёлок с поэтическим названием Голубой залив. Внизу на побережье виднеется Симеиз с его знаменитыми скалами — Кошкой, Мышкой, Монахом и Дивой.
Вскоре после Голубого залива Старая севастопольская дорога пересекает Южнобережное шоссе и спускается к Воронцовскому дворцу в Алупке, где и заканчивается.
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Серия статей «И снова Крым»
26 октября — 12 ноября 2020
1. Старый Крым или Откуду есть пошла Крымская земля
От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге
В этот раз мы отправились в путешествие, особо не усложняя себе задачу, прямо по асфальтированной дороге. Но дорога эта не так проста как кажется)) Раньше эта была единственная ниточка, связывающая Севастополь с Ялтой, по этой старой дороге путешествовал Пушкин и Чехов, разъезжали представители царских кровей и прочие небезызвестные лица.
Эта дорога, известная в настоящее время как Старая севастопольская дорога, проходит параллельно современному Южнобережному шоссе, но намного выше. Сейчас она практически не используется, транспорта на ней немного и ездят в основном туристы и свадьбы ради чудесных видов с Байдарских ворот и с Форосской церкви.
Связать Севастополь и Байдарскую долину с Южным берегом Крыма в 19 веке решил граф Михаил Воронцов, содержавший в Алупке собственный дворец. По личной инициативе графа строительство дороги продолжалось около десяти лет. Даже сейчас построить подобную дорогу непросто, а как ее строили в те времена остается только догадываться.
Вот, собственно, и начало пути- село Орлиное. Находится оно в удивительном месте- в Байдарской долине.
В середине XIX века еще не было удобной трассы Севастополь – Ялта и первая дорога проходила как раз- таки через Байдарскую долину. Это плоская межгорная котловина имеет длину 16 километров, а ширину – 8. На таком ограниченном участке расположено 14 населенных пунктов. Все дело в природных условиях: прекрасный климат, вода и плодородная почва. За удивительную красоту Байдарская долина получила название «Крымская Швейцария». В общем, если был в Байдарах,то Швейцарию, считай уже повидал)
Наш путь пролегал через красивое, но очень обмелевшее за последний год озеро. Год назад оно было полноводным, но, увидев его в этот раз, мы были неприятно удивлены. На его месте осталась небольшая лужица и окружающая её потрескавшаяся почва в окружении сухого камыша.
Пройдя через долину и попечалившись об озере, мы снова вышли на старое шоссе. Оно совершенно безлюдно и почти безмашинно. На протяжении этого зеленого тоннеля нам встретились два интересных фонтана- родника. Из одного текла чистая питьевая водица, второй пересох.
Название первого- Деспита, это действующий родник, переводится как «устроенный на века», ну а как еще иначе назвать то, что верно служит уже третий век.
Каптаж источника выполнен в виде подпорной стены у дороги с центральным элементом, имеющим полукруглую (арочную) верхнюю часть. В центре изображена эмблема Министерства путей сообщений Российской империи — перекрещенные топор и якорь.
На дорогах в Крымских горах, и, особенно на самом Южнобережье, часто можно увидеть этот знак на каптированных источниках. Дело в том, что в обязанности ведомства входило не только строительство дорог, но и поддержание их в надлежащем состоянии.
Для этого устраивались дренажные канавы, а источники, выходившие рядом с трактами, оформлялись каменной кладкой в виде изящных фонтанов, с небольшими водосборниками, а также желобами или трубами для водоотведения.
Заключен в камень Деспита давно, предположительно в 1896 г. Именно такая дата указана на Деспита Верхнем.
Вероятно, в этот год каптажи обоих источников либо были с основания построены, либо подвергались капитальному ремонту.
В нынешнем состоянии, вода вытекает непосредственно из небольшой трубки в кладке и стекает тут же в каменную ванночку.
Деспита удобно расположен, и позволяет каждому путнику набрать вкусной питьевой воды.
Второй источник-Деспита — Верхний. Но он уже давно пересох, и именно так обозначается даже на старых советских картах Генштаба (стоит пометка «сух»).
Что означает топоним «Деспита» пока не установлено, впервые это название появляется на картах известного крымского краеведа Игоря Белянского.
Этот перевал невозможно не заметить, поскольку сначала взору предстают палатки с магнитами и сувенирами, а после открывается вид на знаменитые Байдарские ворота. Этот памятник был построен ялтинским архитектором Карлом Эшлиманом к окончанию строительства шоссе Севастополь – Ялта, длившегося с 1837 по 1848 годы по распоряжению тогдашнего генерал-губернатора Таврической губернии, а значит, и Крыма в том числе, Воронцова. Колонны на стороне портика, обращенного к морю, позволяют назвать это сооружение пропилеями, наиболее известные примеры которых можно найти в древнегреческом зодчестве.
Если забраться на сами Байдарские ворота, то можно лицезреть шикарную панораму, вид на Форосскую церковь и на сам Форос, который кажется совсем маленьким с этих высот. Очень красиво, завораживает.
Кстати, высота этого места – 503 метра над уровнем моря по одним данным, по другим – 527. Рядом известный ресторан «Шалаш», до революции здесь была гостиница и постовая станция. Перевал окружён со всех сторон лесом.
После перевала начинается плавный спуск вниз, к Форосской церкви.
О выборе места возведения этой церкви есть множество легенд. Одна из них гласит, что однажды взбесившиеся кони понесли с горного перевала коляску, в которой сидела юная дочь богатого купца. Кони неслись к пропасти, и девушка уже мысленно прощалась с жизнью. Но. бывают чудеса. Кони внезапно остановились на краю скалистого обрыва. После стремительного спуска они словно замерли, сраженные красотой, открывшейся перед ними. И тогда купец в честь спасения дочери-красавицы велел построить храм Воскресения.
Есть и официальная версия истории создания Форосской церкви. «Чайный магнат» Александр Кузнецов (на тот момент владелец имения в Форосе) по просьбе православных близлежащих селений заказывает проект храма архитектору Николаю Чагину. Церковь посвящается чудесному спасению государя-императора Александра III и его семьи во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург. Поезд сошел с рельсов, но император не пострадал.
Об этом событии гласит памятная табличка рядом с церковью и там же можно посмотреть на портрет самого автора «проекта» )
Со смотровой площадки рядом с церковью опять открывается вид на Форос, и опять он безумно завораживает.
От церкви дорога извилисто тянется вниз, спуск очень приятный и пологий, 10 км практически не ощущаются. По пути нам попались несколько редких земляничных деревьев (в народе «бесстыдница»,названа так из-за голого ствола без коры ).Узнать ее можно еще по розовом стволу, красивая очень. Слева нависает внушительная скала, справа- море и еле слышно шумит южнобережная оживленная трасса. С каждым новым поворотом трассы этот шум становится все отчётливее.