стапель и антистапель что это
КАК ПРОХОДЯТ СПЛАВЫ ПО РЕКАМ В КАРЕЛИИ И НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?
Если собираетесь в первый раз на сплав — советуем прочитать эту статью.
На этапе бронирования тура наш менеджер уточнит необходимую информацию и подберёт подходящий вариант сплава. Проконсультирует по времени, на которое необходимо брать билеты.
Конечно, у каждого из вас при сборах на сплав возникнут свои вопросы, ответы на которые можно получить у менеджера по телефону +7-996-963-50-03. Здесь опишу как проходит водный поход, чтобы ответить на большую часть вопросов, всплывающих в голове завтрашнего сплавщика.
Встреча и прибытие на стапель
Для начала рекомендую ознакомиться со статьёй, повествующей о наполнении моей гермоупаковки. Там вы найдете минимум вещей, без чего точно на сплав ехать не надо. И вот когда рюкзак собран, возникают вопросы безопасности иного рода: Кто встретит? Куда поедем? Сколько ехать по времени? Когда накормят? И так далее.
Обычно путь до стапеля занимает от 1 до 12 часов в зависимости от маршрута. Да-да, не пугайтесь, некоторые реки расположены действительно очень далеко, но поверьте, оно того стоит! Дорога — время познакомиться с другими участниками и попытать руководителя похода вопросами. Возможно, вам повезет, и он ответит на них серьезно, а не как обычно он это делает.
Итак, вы прибыли на стапель (так называется место старта). И прежде, чем бежать со счастливым лицом к реке, как показывают в американских фильмах счастливых людей, бегущих по морскому побережью, стоит остановиться. Вы же теперь команда, а команде в данный момент надо:
— освободить автобус от себя;
— забрать свои вещи;
— разгрузить все снаряжение, чтобы с успехом отпустить водителя в обратный путь.
На стапеле, сначала, как это всегда бывает, курящие выкурят по одной, некурящие — обсудят дорогу и те части тела, которые ломит или свело от долгой поездки. Но потом, надо сразу приниматься за работу. Гид-проводник раздаст всем задачи: кому-то дров принести, кому-то катамараны собирать или рафты накачивать. В общем, все при деле.
Инструктаж и сплав
И вот, наконец, еда готова, суда готовы — все уже на низком старте, но спешить не надо! Для начала нужно подобрать для себя личное снаряжение. Если какие-то элементы экипировки зависят от размеров, веса и прочих параметров, то об этом у вас обязательно спросит менеджер на этапе бронирования тура. И тут наступает момент истины и «отлив показывает, кто купался без трусов». Если вы слукавили с весом, то кольчужка в виде спас жилета вам явно будет не по размеру. А это не что иное, как ваша безопасность и, как следствие, здоровье и приятные впечатления о вашем путешествии. Поэтому в подборе снаряжения лучше себе не льстить и примкнуть к сторонникам бодипозитива — я такой (-ая), какой (-ая) я есть.
Что из снаряжения вам выдадут? Это, конечно же, спас жилет, который подбирается в зависимости от веса; это весло — чаще всего, они все одного размера (с небольшими отклонениями); каска — тоже регулируется под любую голову; гермомешок на 100 литров (в этот девайс вы должны будете переупаковать все свои вещи, заботливо сложенные дома перед поездом). Сделать переупаковку придется, скрипя зубами, поскольку занятие неприятное, но в 99% случаев этого не избежать — очень редко вижу сумки или рюкзаки, которые можно запихать в герму, не нарушив изначально задуманной идиллии укладки. Также вам выдадут коврик и спальник. Спальный мешок я рекомендую настоятельно иметь свой. Для походника это как зубная щетка. Но если вдруг его нет, то в стоимость программы он входит. Также имейте в виду, что мы выдаем вкладыши из бязевой ткани, которые стираются после каждого заезда. Со спальниками такие трюки производители не рекомендуют делать, иначе теряются его ключевые свойства и он превращается в тряпку.
Все это вам выдали на время вашего путешествия, чтобы оно было комфортным, и здесь придется заключить первый «общественный договор». Мы вам предоставляем, а вы бережете это как своё и не разбрасываете на стоянках, а бережно и нежно убираете либо в палатку, либо под тент. Как говорят, своя рубашка ближе к телу, и каждое утро, приятнее надевать свой спасик и свою каску.
Снарягу разобрали. Все экипированные такие, красивые стоят. Пришло время для общей фотографии и по коням! Снова стоп! Сейчас — инструктаж по технике безопасности! Вот здесь вы услышите много нового и интересного: и как грести, и как «лопату» держать, и что в бочке делать, и про морковку, и главное — не ТАБАНЬТЕ!
С техникой безопасности закончили — теперь рассаживаемся по судам и вперед! Сразу оговорюсь, чтобы вы не питали иллюзий о том, что сегодня я поеду на левом борту, а завтра на правом — это не так. Скорее всего вы займете своё место и прирастете к нему до конца похода. Причин тому несколько. Во-первых, местоположение для вас определит инструктор, опытным глазом прикинув развесовку и расстановку сил. В первый день еще возможны передвижения исключительно в целях улучшения маневренности и управляемости судна. Во-вторых, если вы начнете пересаживаться каждый день, то в критических ситуациях (а такие будут), вы банально будете забывать «правый» вы или «левый» (и здесь я говорю не о политических пристрастиях). Ещё вчера были «левым», сегодня — уже «правый» и наоборот. А неточное выполнение команд в пороге приводит к еще более критическим ситуациям. Поэтому рекомендую крепко подумать, прежде чем жаловаться на то, что болит рука, потому что «я сижу справа, а мне надо налево, чтобы рука отдохнула». Рука у вас болит от того, что техника гребли страдает, а следовательно, страдаете и вы. Как следствие, в данной ситуации лучше научиться правильно грести — от этого выиграет не только рука.
Есть с этими товарищами проблема одна: не понятно, когда они шутят, а когда всерьез что-то говорят. Держи ухо в остро!
Одно надо запомнить — при прохождении порога, он (или она) — сто процентов не шутит и все команды необходимо выполнять с точностью, даже если они кажутся вам нелогичными.
А сплав уже полным ходом: плёсы, пороги, перекаты, озёра — в Карелии они есть практически на каждой реке, сменяющиеся пейзажи — всё то, ради чего вы собственно и ехали. Вот сплавной день подходит к концу — ищем стоянку.
Стоянка и вечерний досуг
При зачаливании рафта или катамарана к берегу сначала выходят загребающие (как водится это два здоровых мужика, сидящих на носу судна) и держат плавсредство, пока все участники один за другим не выйдут на берег. Здесь есть важное правило: не дергать лодку, когда кто-то стоит, а не сидит. Думаю, не сложно догадаться, что произойдет. И еще одно очень важное правило: по судну передвигаемся исключительно на коленях.
При выходе на берег еще одна сложная задача: не разбежаться по кустам, а всем вместе встать в цепочку и разгрузить судно и вытащить все пожитки на сушу. После этого уже можно идти ставить палатку и заниматься прочим устройством временного лагеря. Не забудьте предложить помощь инструктору с заготовкой дров и приготовлением пищи, а то эти ребята скромные — все время стесняются попросить помощи.
Тут и ужин готов. Можно и расслабиться после тяжелого трудового дня, однако с оглядкой на то, что завтра не менее трудовой день. Песни под гитару у костра? Пожалуйста! Нет гитары? Вот и акапелла-бэнд сформировался. Здесь вход идет все: и про коня, и про байдарку, и луч солнца золотого — тоже здесь. И что немало важно — можно шуметь после одиннадцати. Кто поставил своё жилище недалеко от костра, тот просто неопытный походник =) В следующий раз лучше с палаткой уходить на дальний кордон и внести в список обязательных вещей беруши.
Итак, утро следующего дня. Все довольные и выспавшиеся выходят на завтрак, заботливо приготовленный тем самым, который с умным видом опускает весло в воду. Утренний кофе, обсуждение того, кто получил приз зрительских симпатий в номинации «Голос» во вчерашнем запеве. Но расслабляться нельзя: сегодня новый ходовой день, а значит новые пороги, новые приключения и море эмоций.
Снова сплав
Двигаемся далее. Вот впереди шивера и все думают: «Ну наконец-то текуха, сейчас можно довериться течению и не грести, а вода сама вынесет». И как только все собрались расслабиться, тишину разрывает команда: «Оба вперед! И раз! И раз! И раз!» Все в недоумении — почему так, что мешает просто сплавиться? Оказывается, чтобы успешно управлять судном на воде, необходимо чтобы это самое судно имело скорость несколько бОльшую, чем скорость течения, только тогда прохождение будет успешным: можно будет маневрировать среди камней, вовремя совершать повороты и сохранить судно и команду в целости. А что вы думали? Здесь все как в жизни: если вы по течению плывете — то вас как щепку мотает из стороны в сторону, а если вы быстрее, а иногда и против, то у вас уже контроль над ситуацией появляется. В природе также: многие виды рыб для нереста поднимаются в реки против течения или на прокорм становятся против стремнины (то есть течения) — так в рот залетает больше. В общем, после недоуменных вопросов типа: «А зачем нам грести, если нас и так хорошо несет?» — инструктор рассказывает примерно вышеописанную историю и все встает на свои места, приходит понимание, что расслабиться в стремнинке не получится.
Где же тогда расслабляться? Нигде. Отдых то активный. Но есть одна фишечка: на плёсах (так называются спокойные участки, где практически отсутствует движение воды) или озерах, которых в Карелии великое множество, мы припрятали один бонус — это подвесной лодочный мотор. Обычно он небольшой, от 2,5 до 5 лошадиных сил, но свою работу четко выполняет: позволяет расслабиться на скучных плёсах и не выбиться из сил при встречном ветре на озере.
Но даже скучный плёс может стать очень хорошим развлечением. В группе всегда есть рыбаки. Видим плёс или озеро — вот и настал ваш час, ребята — расчехляем удочки. Ну а что же делать тем, кто не рыбачит? Здесь все от фантазии вашей зависит: самые распространенные игры в это время — это «Контакт» и «Города». Если не знаете, о чем это я, точно надо ехать.
И вот когда все уже успели расслабиться под северным карельским солнцем, крик с кормы: «Чалимся!». Обычно эту функцию выполняют так называемые «загребные» — два самых крепких или самых опытных товарища в группе. Это означает, что им нужно выпрыгнуть на берег с чальным концом (специальной длинной веревкой) и пришвартовать, то есть привязать судно к дереву или камню на берегу.
Снова недоуменные вопросы: «Зачем? Почему?» И так же все нормально было. Объявляется осмотр порога и снова новая порция вопросов: «А зачем смотреть? А сходу нельзя? Чё мы лошары что ли?» Надо сказать, что помимо прямого назначения — осмотра, такая остановка являет собой много плюсов: размять слежавшиеся мышцы, сделать классные фото и сходить в туалет. Ну и посмотреть на порог — что же нас ждет, и почему инструктор хочет обратить внимание на это препятствие. Осмотр предстоящего препятствия иногда действует очень отрезвляюще: некоторые сразу отказываются идти в порог со словами: «Я лучше вас с берега сфотографирую». Сразу скажу, что вы вправе сделать этот выбор — остаться на берегу, но нужно учитывать еще и то, что скажет тот товарищ, который сидит на корме, опускает в воду «лопату» и ругается непонятными командами. Если он говорит, что идти можно, то наверное стоит прислушаться, вы же приехали сюда не по берегу ходить, а сплавляться.
И вот, когда все уже наделали крутых фото для своих инстаграм-аккаунтов, чтобы поразить всех коллег и подписчиков, гид собирает всех на берегу и начинает что-то с умным видом рассказывать и показывать.
И здесь случается то, что англичане называют «vice versa»: вы видите порог и думаете: «Тут все просто, нечего делать, пройдем на раз!» Инструктор начинает рассказывать, как на самом деле: здесь «закусывает», там «подсасывает», а вот здесь если не «зацепиться», то будет весьма нехорошо. «Напоминаю, если вы оказались за бортом, не теряйте весло — оно стоит миллион, не расплатитесь!» =) Конечно же это шутка, но она очень хорошо помогает действительно не терять весло.
Почему этот аксессуар так важен? Есть два важных момента: во-первых, управление при самосплаве. При попадании в воду вы ложитесь на спину ногами вниз по течению и перед собой держите весло. Таким образом, вы встречаете препятствия, которые приготовила для вас река не головой, а ногами и мягким местом. Весло в данном случае помогает «подруливать» при самосплаве. Во-вторых, при попадании в бочку (обратный вал воды, способный крутить вас как в центрифуге и не отпускать долго), вы крепко держите весло. Как правило, при первом попадании в бочку, вы не понимаете ничего — где верх, где низ, где ноги, где руки. И тут весло решает, поскольку у него есть лопасть, которая «как бы случайно» находит струю — ваш спасительный ключ, выход их центрифуги. Когда вы не понимаете, что происходит, струя, которая обычно находится на глубине под пеной, попадает в лопасть и вытаскивает вас из бочки. И наоборот, вы видите большой водопад, от которого дух захватывает, и с опаской спрашиваете гида: «Мы ведь туда не пойдем?», на что получаете ответ с ухмылкой: «Легко!»
Почему так? Это опыт «чтения» препятствий. На то он и инструктор, чтобы сзади сидеть, филонить, табанить и опускать «лопату» в воду, да и еще выкрикивать непонятные ругательства.
После многочисленных просмотров, прохождений без осмотров, «зеленых» остановок и прочих прелестей ходового дня, прибываем на стоянку. Сегодня был сложный день, все устали, но это еще не финал. Ставим лагерь, готовим ужин. Сегодня у костра можно задержаться подольше, ведь завтра днёвка. Это значит, что как минимум две ночёвки будет сделано на этой стоянке и завтра точно не нужно будет собирать палатку. Поэтому и место для днёвки выбирается получше: чтобы баня была обязательно и порог хороший для покатушек, но если нет падуна, то и пляж на озере сгодится!
Как организовать первый сплав по воде
С рыбалкой, походной баней и посиделками у костра
Я занимаюсь водным туризмом семь лет.
За это время я сплавлялась по рекам средней полосы, Карелии, Урала и Грузии. Еще ходила на байдарке по озерам и Белому морю.
Мне нравятся походы, потому что в них можно увидеть новые места и побыть наедине с природой. Еще организовать сплав самостоятельно дешевле, чем покупать в агентстве.
В статье расскажу, как самостоятельно организовать первый водный поход, не разориться и не разочароваться.
Зачем идти в поход самостоятельно
Чтобы сплавиться по воде, можно купить готовый тур. Такие продают везде, где есть реки и озера. В среднем двухдневный тур стоит 5 тысяч рублей на человека. В цену включен прокат плавсредства, весел и жилета, еда, помощь инструктора и аптечка. Если в тур входит размещение в палатках, аренда кухонной утвари и трансфер, цена будет около 8 тысяч рублей.
Это статья о сплаве на спокойной воде. Об экстремальном сплаве читайте в другой статье Т—Ж
Мы с друзьями ходим в самостоятельные походы. В них намного больше свободы: мы сами выбираем плавсредства, составляем маршрут и меню. Это удобно, потому что среди нас есть аллергики и человек, который не выносит тушенку.
Еще мы заранее знаем состав команды. В походах люди находятся рядом 24 часа в сутки: вместе разбирают и ставят лагерь, гребут, варят суп. С незнакомцами это может быть непросто. Когда мы с друзьями идем в поход, то точно знаем, что нам будет комфортно друг с другом.
Для первого водного похода не нужна специальная физическая подготовка. Достаточно быть выносливым, чтобы нести рюкзак со снаряжением хотя бы полчаса и грести 2—3 часа с перерывами. По энергозатратам такая гребля аналогична интенсивной ходьбе.
Когда идти
Если вы никогда не ночевали в палатке, советую планировать поход на лето. Весной и осенью ночевка на открытом воздухе без привычного матраса может показаться экстремальной, а внезапные дожди или даже заморозки могут полностью испортить первое впечатление от походов.
В мае 2014 года мы впервые сплавлялись по реке Шуе в Карелии. Когда ложились спать, на улице было 10 °C и накрапывал мелкий дождь. Но за ночь выпал снег, а температура упала до нуля. Мы к такому не готовились — у некоторых членов команды экипировка не подходила для заморозков. Спать было ужасно некомфортно: мы постоянно просыпались от холода и в итоге не смогли нормально отдохнуть.
В летнее время тоже может не повезти с погодой, особенно на Севере. Когда мы были в Мурманской области, дождь шел три дня. Один день мы переждали в лагере, но во второй пришлось все-таки грести. Настроение испортилось, и казалось, что поход не удался. Сейчас мы вспоминаем его как удачный: если бы не серость и сырость, мы бы не испытали себя и снаряжение.
Где сплавляться
В первый поход рекомендую идти в своем регионе. Так вы не потратите много времени на дорогу, а климат будет привычным. Если все-таки хотите съездить в другой регион России, рекомендую среднюю полосу, Карелию и Урал.
Средняя полоса. Туристы из Москвы ездят в Московскую, Тверскую, Калужскую, Тульскую области. Для первого похода подойдут спокойные реки, например Тверца, Угра и Клязьма. На Клязьме можно попробовать маршрут Войново — Омутищи, на Тверце — Тверецкий — Торжок, на Угре — Знаменки — Городец.
Эти маршруты хороши тем, что летом здесь комфортная температура воды. Водоемы хорошо прогреваются — можно комфортно мыться и купаться. Из минусов — грязная вода. Пить из рек не стоит, лучше сначала прокипятить или отфильтровать. Мы делаем и то и другое.
Средняя полоса густо заселена по сравнению с Карелией или Уралом. На берегах рек часто встречаются населенные пункты, а железнодорожные станции расположены в пешей доступности. За счет этого удобно подбирать маршруты разной длины. Например, на Клязьме можно выбрать маршрут Войново — Омутищи протяженностью 25 км, а можно Усад — Омутищи — Петушки — Копнино протяженностью около 90 км. Оба маршрута подойдут для новичков.
Мы опытные туристы, но в последнем весеннем походе даже нам пришлось дважды обращаться за помощью. Когда мы сплавлялись на Южном Урале, то не успели остановиться перед бурным порогом. Байдарка наших друзей перевернулась, мы увидели проплывающие вещи и начали их ловить. К счастью, рядом оказалась другая туристическая группа. Они помогли поймать байдарку, вылили из нее воду и собрали мелочи, которые прибило к берегу. Если бы не другие туристы, мы бы точно остались без байдарки или весла: вещи расплывались в разные стороны, поймать все не хватало рук.
В тот раз мы утопили только посуду — пришлось просить ее у местных жителей. Отзывчивые башкиры подарили нам кастрюлю, бидон, ложки, поварешку и проволоку. Без них нам пришлось бы заканчивать поход: еду было бы просто негде приготовить.
Карелия — доступный вариант отдыха. Почти на всех маршрутах большое количество препятствий, поэтому в первый раз в поход лучше взять с собой опытных туристов. На мой взгляд, новичкам подойдет сплав по Суме или Суне.
Я фанат северной природы и поклонник непопулярных маршрутов, поэтому при прочих равных для похода выберу Карелию. Здесь тысячи рек и озер — легко найти маршрут, на протяжении которого можно не встретить ни одного человека. Например, за двухнедельный поход по реке Винче наша группа встретила только одного охотника.
В карельских реках чистая прозрачная вода, которую можно пить без кипячения и фильтрации. Летом и осенью в Карелии отличная рыбалка, поэтому мы не берем мясо для трети ужинов и заменяем его рыбой.
Урал — менее популярное направление у байдарочников. Реки в основном имеют снеговое питание, поэтому сильно мелеют летом. Летом можно сплавляться только по крупным рекам, например Белой.
На Урале мутная вода, поэтому ее надо фильтровать или отстаивать. За счет снегового питания она такая же холодная, как и на Севере. Но в целом в майские праздники на Урале часто теплее и солнечнее, чем в Карелии.
Выбор маршрута
Чтобы не ошибиться с маршрутом, нужно понять, какой он сложности. Мы пользуемся методикой маршрутов Федерации спортивного туризма России. По ней все маршруты делятся на шесть категорий, которые складываются из протяженности и сложности препятствий. Препятствия тоже делятся на шесть категорий.
Для начинающих подойдут маршруты без препятствий или с препятствиями первой категории сложности. К ним относятся мелководные реки с невысокими волнами. На более сложных препятствиях, начиная со второй категории, можно перевернуться, сесть на камень и продрать дно, врезаться в берег или камень и сломать каркас судна.
Выбрать маршрут помогут отчеты туристов. В них те, кто уже сходил в поход, описывают водоем, возможные места для стоянок и дороги, по которым можно вернуться в цивилизацию. Там же обычно указана сложность маршрута.
В библиотеке отчетов есть шесть отчетов по водоемам Карелии, подходящим для начинающих
Для первого раза подойдет маршрут длительностью до пяти дней, чтобы осталось время на отдых перед рабочей неделей. По нашему опыту, в день комфортно проходить 15 км. Хорошо подготовленная группа может проходить 30 км или больше. Если предстоит собирать или разбирать плавсредство, маршрут сократится: вместо 15 км успеете пройти семь.
Трудности. Один и тот же маршрут в разное время года может иметь разную сложность. Когда тает снег, реки бурные, поэтому препятствия сложнее преодолевать. В середине и конце лета на многих реках появляются мели, через которые приходится перетаскивать плавсредство. В официальных перечнях маршрутов всегда указывается две категории сложности препятствий: для высокой воды весной и низкой летом.
Сложности маршруту добавляют обносы — непреодолимые препятствия на реке. Это дамбы, завалы из деревьев или остатков конструкций, низкие мосты или крупные бобровые хатки. Чтобы их преодолеть, придется разгрузить, а возможно, и разобрать плавсредство, тащить вещи по берегу, а потом снова загружаться. Обносы тоже указывают в отчетах о походах. Для первого раза рекомендую выбирать маршрут без обносов: обходить их долго и сложно.
Мы всегда берем в поход устройство с GPS, но иногда оно бесполезно: пока гребешь, в него неудобно постоянно заглядывать. Иногда устройство ловит не везде или дает погрешность в несколько сотен метров. Обычно в отчете указаны ориентиры, по которым можно понять, где ты примерно находишься или когда будет порог. Например, ориентир перед Ака-порогом на реке Винче в Карелии — это большие валуны. Они хорошо просматриваются с воды. Если группа читала отчеты, то знает, что при виде этих камней лучше остановиться. Если не читала, рискует поздно увидеть порог и пропороть дно байдарки о торчащие балки разрушенного моста.
Озера. Некоторые туристы любят ходить в походы на озера или водохранилища. Для первого раза я не советую выбирать такой маршрут: он получается однообразным, а безопасность сильно зависит от погоды. При сильном ветре плавсредство может отнести от берега на несколько километров или перевернуть. Это опасно: достаточно вспомнить трагедию, которая произошла на Сямозере в 2016 году.
Если вы все-таки решили выйти на озеро, не стоит отплывать далеко от берега. Рекомендую идти на расстоянии, которое в случае падения в воду сможете проплыть. Если начнется ветер, который мешает управлять плавсредством, или поднимутся волны, сразу направляйтесь к берегу. На крупных озерах волны могут достигать четырех метров в высоту, но серьезную опасность представляют даже полуметровые волны.
Летом 2015 года наша команда попала в шторм на Княжегубском водохранилище. Мы вышли на озеро прекрасным солнечным утром и пошли напрямик. Через пару часов поднялся ветер и волны. Мы видели тучу издалека и думали, что успеем пройти через озеро, но ошиблись. Погода изменилась меньше чем за час, а до берега пришлось грести несколько километров. В итоге нас снесло с нужного курса — пришлось встать на ночевку на маленьком острове, первом, до которого мы чудом смогли догрести. Из-за этого потеряли полдня.
На чем сплавляться
Для первого похода я советую выбрать каркасную байдарку. Это разборное плавсредство, которое медленно маневрирует, но хорошо держит курс даже при сильном ветре. Каркасные байдарки легко разгоняются и не требуют от команды сложной техники гребли. В них удобно сидеть, на некоторых байдарках даже есть руль. Еще в каркасниках много места для вещей и ног гребца. Такие байдарки бывают одноместные, двухместные и трехместные.
В управлении другими плавсредствами — рафтом или катамараном — важную роль играет слаженная командная работа. За выполнение разных маневров отвечают разные люди. Например, в четырехместном катамаране направо поворачивает гребец, который сидит справа сзади. За движение вперед отвечают люди на передних местах. Они должны грести синхронно, иначе судно не наберет скорость. Если гребля не будет слаженной, вместо отдыха команда будет сражаться с плавсредством. Еще все маневры лучше осваивать под руководством опытного капитана.
Если планируете поход на майские или июньские праздники, лучше договориться об аренде минимум за две недели, иначе все байдарки могут быть заняты. Летом в выходные всегда есть варианты.
Что надо знать перед арендой. Каркасная байдарка состоит из каркаса и оболочки, которую еще называют шкурой. Каркас может быть металлическим или деревянным. Рекомендую арендовать байдарку с металлическим каркасом, потому что деревянные ненадежны.
Лучше, если шкура будет из ПВХ, а не из брезента. ПВХ — это долговечный и прочный материал, который не требует особого ухода и легко поддается ремонту. На шкуре не должно быть сквозных дыр, но могут быть потертости. Сильно потертые места лучше пощупать пальцем. Идеально, когда все подозрительные места закрыты заплатками, которые крепко держатся. Для проверки можно зацепить край рукой: он не должен цепляться.
Если берете байдарку напрокат, обратите внимание на наличие всех деталей. Полный список есть в инструкции по сборке, которую можно найти в Гугле по модели байдарки. В походных условиях можно заменить почти любую забытую деталь каркаса, но для этого надо хорошо представлять его устройство. Однажды мы забыли шпангоут — поперечную распорку, которая формирует ширину судна. Наш капитан сделал ему замену из подручных материалов: прочных палок, березовых прутьев и армированного скотча.
Хорошо, если к байдарке арендодатель дает ремонтный набор. Еще его можно взять напрокат. Обычно в него входит прочная нитка, толстая игла, клей, обезжириватель, алюминиевый скотч. Для байдарок с надувными элементами дают запасной клапан. Если оболочка порвалась, ее можно легко восстановить.
Мы добавляем к ремнабору еще муфту. Это полая металлическая трубка, которую можно надеть на поврежденную часть каркаса, чтобы зафиксировать его, если он погнулся. В походах не бывает лишним армированный скотч — возьмите с собой хотя бы одну упаковку. Он пригодится, если сломается деталь байдарки и ее придется заменить. Скотч можно купить в строительных магазинах за 300 рублей.
Из чего состоит поход
Водный поход — это движение по воде из точки А в точку Б. По пути туристы делают остановки на обеды и ночевки. Любой водный поход включает в себя заброску, стапель, сплав, антистапель и выброску.
Заброска и выброска — это доставка людей до воды или точки окончания похода, например железнодорожного вокзала. Дальше расскажу, как их организовать.
Стапель — сборка плавсредства. Его собирают, когда пришли к началу маршрута. Если не торопиться, на сборку каркасной байдарки в первый раз уходит четыре часа. Если хорошо знать инструкцию и детали, можно справиться за полтора — два часа.
Сплав — движение от начала к концу маршрута. Дни, в которые туристы сплавляются по реке, называются ходовыми.
За два-три часа до захода солнца группа начинает искать удобную стоянку на ночь. Мы подплываем к понравившимся местам и отправляем кого-то осмотреться. Часто самые удачные стоянки — те, на которых располагались другие группы туристов. Их можно найти по столам, нарубленным дровам, кострищам и поперечным балкам для сушки вещей, которые видны с воды. Еще важен удобный подход к воде.
На ночь собранные плавсредства не разбирают, а просто вытаскивают на берег. Байдарку лучше перевернуть, чтобы внутрь не натекла вода, если будет дождь. Если встать на ночевку рядом с населенным пунктом, лучше принести плавсредства к палаткам, чтобы их не украли.
Антистапель — разборка и упаковка плавсредств и вещей. На антистапель стоит закладывать около четырех часов. В идеале судно нужно паковать сухим и чистым, то есть придется его помыть и высушить. При дождливой погоде можно не сушить байдарку, а просто протереть ее поверхность тряпкой. Об этом надо обязательно предупредить хозяина байдарки: ему придется сушить плавсредство дома.
Заброска и выброска
Выброска тоже планируется заранее. Время и место встречи обговариваются до похода, и водители всегда просят сделать контрольный звонок примерно за сутки до встречи. В походе может случиться всякое: легко можно где-то застрять и опоздать, сойти с маршрута раньше или пройти больше, чем было рассчитано. Поэтому без контрольного звонка водитель вас не заберет.
Если бронируете машину, стоит учесть, что в малонаселенных районах могут быть проблемы с сотовой связью. Во время сплава, закончившегося на Белом море, нашей команде не удалось дозвониться до водителя, с которым мы договаривались о выброске. Пришлось искать машину в селе Калгалакша. Нам повезло: местный житель согласился нас отвезти. Пока его искали, сильно понервничали: могли и опоздать на поезд.
На маршруте более трех дней обязательно должен быть запасной вариант выхода. Это место, в котором можно досрочно закончить поход, например дорога недалеко от реки или населенный пункт. Запасной выход нужен на случай серьезной поломки плавсредства, которую не получается устранить самостоятельно, или болезни участника похода. Еще группа может неверно рассчитать свои силы и не успеть дойти до основной точки окончания маршрута.
Экипировка
Каски и жилеты. На спокойной воде мы не надеваем каски. Спасательные жилеты обязательны на широких реках и открытой воде. Там, где воды по пояс, они могут не пригодиться. Например, это реки Лух или Китьма в Центральной России.
Спасательные жилеты бывают надувные и пенные. Надувные лучше держат на воде, но в них менее удобно грести. Правильный жилет должен подходить по размеру, то есть плотно сидеть, но не сковывать движений. Еще жилет должен подходить по максимально допустимому весу, который указан на самом жилете.
Пенные жилеты чаще сдают в аренду. Если арендовать их вместе с байдаркой, стоимость одного будет около 100 Р в сутки.
Обычно самое слабое место рюкзака — фурнитура. Если она лопается, элементы рюкзака перестают соединяться или затягиваться между собой. Поэтому перед покупкой обязательно надо проверить застежку пояса, клапанов и регулировку лямок.
Чем больше у рюкзака карманов и отделений, тем лучше. В поход берут вещи разных категорий: одежду, еду, посуду, средства личной гигиены, вещи для организации лагеря. Для быстроты поиска удобно паковать вещи в разные отделения и карманы.
Герметичные мешки. В сложных походах, где есть вероятность перевернуть судно, вещи и еду обязательно пакуют в герметичные мешки. На спокойной воде такие предосторожности излишни. Но если очень хочется защитить вещи, можно купить мешки в туристических магазинах.
Одежда и обувь
В водном походе промокают все: даже на спокойном пруду ветер обдает брызгами с весел. Поэтому вся одежда должна быстро сохнуть и хорошо согревать даже в мокром виде. В идеале любая вещь должна успевать высохнуть за ночь.
Минимальный набор вещей на два дня — один комплект вещей для сплава и второй для берега. Если соберетесь в поход на неделю, добавьте еще один сухой комплект.
В сплавной комплект входит футболка, шорты, головной убор, ветрозащита, флис или термобелье. Это должна быть одежда, в которой удобно сидеть несколько часов подряд. Тельняшку надевать не советую: она хорошо греет, но долго сохнет. Головной убор лучше выбирать светлый: он будет меньше нагреваться на солнце. Штаны лучше выбрать темные: на них меньше заметна грязь.
В сухой комплект входят вещи для берега: термобелье, штаны, футболка, носки, толстовка или кофта. Толстовку лучше взять на молнии, чтобы удобно было надевать ее поверх футболки или термобелья. Еще она удобна тем, что ее надо реже снимать, чтобы немного охладиться: достаточно расстегнуть молнию. Иногда тонкую кофту дополняют теплой жилеткой.
Я всегда беру минимум две пары высоких носков. В них можно заправлять штаны, чтобы под одежду не проникли клещи. Чем теплее носки для сна, тем лучше.
Для сплава подойдут неопреновые ботинки или неопреновые носки с трекинговыми сандалиями на нескользящей подошве. Неопрен — это синтетический каучук. Когда он намокает, то почти не выпускает назад воду. Она нагревается за счет тепла тела — человек словно находится в теплой луже и не мерзнет. Неопреновые носки защитят от переохлаждений, даже если ноги весь день будут мокрыми.
Дождевик не должен сковывать движений. Лучше брать многоразовый дождевик с рукавами: обычно под него не затекает вода. Одноразовый не подойдет: он быстро порвется об ветки, вещи или от костра. Пончо тоже будет неудобным: его приходится перехватывать поясом, чтобы низ не цеплялся за ветки при передвижении по лесу. Многоразовый дождевик можно купить в спортивных гипермаркетах. Обычно он стоит тысячу рублей.
стоит полный набор одежды и обуви
Лагерь
Палатка должна быть непромокаемой и светлой снаружи, чтобы не нагреваться на солнце. Иначе в жаркие дни придется спать как в бане.
Спальный мешок. Для поездок с семьей подойдут мешки-одеяла, которые можно состегнуть друг с другом. Вечером их можно использовать как пледы, если у костра станет холодно. Спортивные туристы чаще выбирают мешки-коконы: они более компактные.
Минимальный набор личной посуды — миска, кружка и ложка. Я использую посуду из нержавейки: пластиковую сложнее отмывать от жира в холодной воде.
Топор или пила нужны для заготовки дров. Они стоят по 800 Р и продаются в спортивных гипермаркетах. Если планируете долгий поход с баней, лучше взять и то и другое: для растопки нужно много дров.
Тент пригодится на случай затяжного дождя. Чем он легче, тем лучше. В среднем он стоит полторы тысячи.
стоит в среднем тент
Мы используем тент размером 4 × 6 м: растягиваем его между деревьями и подпираем веслами. Большая площадь дает возможность комфортно приготовить еду и собрать лагерь. В коротком походе в хорошую погоду можно обойтись меньшей площадью или вовсе без тента.
Фонарика должно быть два. Налобный пригодится, чтобы ходить по лагерю. Обычный понадобится в палатке: ночью так темно, что в спальник попадаешь не с первого раза.
Газовая горелка не нужна в коротком походе: приготовить еду на всех на костре намного быстрее. Горелку активно используют на маршрутах с дефицитом дров, например в Заполярье. Еще ее берут как страховку в долгие походы на случай постоянных дождей.
Из мелочей понадобятся обычная и железная губки, средство для мытья посуды в холодной воде, сиденья из туристических ковриков, поварешка, пластиковая доска для резки, прочная нитка с иголкой. Еще нужна веревка для крепления тента и развешивания одежды. Без этих мелочей можно обойтись, но с ними походный быт будет комфортнее.
Рыбалка
В походе мы любим ловить рыбу — на команду из шести человек берем три-четыре спиннинга. Они бывают составные и цельные. Составной спиннинг удобнее, чем цельный: он складывается в ручку, поэтому его легко перевозить в байдарке.
В поход мы берем те спиннинги, которые не жалко: они хрупкие и часто ломаются. Их легко повредить при загрузке вещей в байдарку или поезд. Иногда мы берем только снасти — леску, поплавки, крючки — и делаем удочку из палки. Она должна быть прямой и влажной, чтобы не сломалась, когда попадется рыба.
В некоторые периоды ловля рыбы может быть запрещена. Информацию о запретах лучше уточнять в Федеральном агентстве по рыболовству. В Карелии на вылов некоторых видов рыбы нужно специальное разрешение, иначе могут оштрафовать.
В сплавной день мы ходим на рыбалку перед завтраком или до ужина. Во время дневки — в любое время, когда есть настроение.
Походная баня
На постройку бани уходит целый день. Сначала нужно собрать камни: как правило, чем они темнее, тем лучше будут хранить тепло. Когда камней на берегу не хватает, мы едем за ними на другой берег и набираем из порога. Затем делаем небольшое углубление в земле и сверху кладем камни так, чтобы получилась печь. С одной стороны оставляем дырку, чтобы положить туда дрова.
Пока одни ищут камни, другие добывают дрова. Мы берем сухие и тонкие деревья: ими легче растопить баню. Баня топится минимум три часа.
Потом мы стоим каркас для бани: скрепляем бревна алюминиевым скотчем и веревками. Простой скотч не подойдет: от жара он расклеится и баня развалится.
Когда печь протоплена, огонь тушат и выгребают золу. Дальше устанавливают каркас так, чтобы печь находилась в глубине бани. Пол можно выстелить хвойными ветками, чтобы в бане вкусно пахло.
В походе на свежем воздухе отличный аппетит — в первый раз лучше взять еды с запасом. По запросу «раскладка еды в поход» можно найти в интернете готовое меню на несколько дней. Обычно там уже указаны граммы и калорийность блюд.
Спортсмены-водники подходят к раскладке серьезно, например рассчитывают количество калорий, белков, жиров и углеводов на человека. Физические нагрузки могут быть высокими, поэтому важно восполнять потраченную энергию до конца. Еще благодаря расчету калорийности не придется тащить неподъемные рюкзаки. Если хотите отталкиваться от энергетической ценности, можно ориентироваться на норму в 2500—2880 ккал в сутки. Но любителям это делать необязательно.
стоит в среднем продуктовый набор на человека в день
Обычно мы планируем три приема пищи и один-два перекуса в день. Отдельно обсуждаем общие продукты: соль, сахар, чай. Стоимость продуктового набора зависит от раскладки. В среднем получается около 330 Р в день на человека.
Выбранная для похода еда не должна портиться без холодильника. Простые и удобные походные блюда — это каши с медом и сушеными фруктами, бутерброды с копченой колбасой, сыром и овощной икрой, супы из пакетов, рис, гречка и макароны с тушенкой. Еще мы берем с собой конфеты, печенье к чаю и энергетические батончики в качестве перекусов.
С непривычки готовка на костре может показаться сложной: жар неравномерный, повернуть котелок в любое удобное положение нельзя, помешивать неудобно из-за большого объема. Но к этому быстро привыкаешь.
Безопасность
Страховка. На воде легко получить травмы или подцепить клеща. Поэтому при организации похода на реку третьей категории сложности и выше мы оформляем страховку для путешественников. При грамотном выборе легкого и безопасного маршрута для первого похода вы избежите большинства проблем, но неприятности случаются, поэтому лучше быть застрахованным.
От энцефалита лучше заранее сделать прививку. Ее делают в два этапа: первую в феврале-марте, вторую — ближе к времени похода.
Аптечка на природе нужна обязательно. Наш минимальный набор:
Если вы оказались в воде, выберитесь на берег сами и только после этого пытайтесь спасать уплывающие вещи. Скорее всего, на реках со спокойным течением байдарку и другие плавучие предметы прибьет к берегу или вы сможете их догнать.
Как только спасли себя и жизненно необходимые предметы, обязательно снимите мокрые вещи и разведите костер, чтобы согреться.