станция зенит что посмотреть
Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления
Южная дорога, д. 4/2, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Рестораны со средним счетом от 2000 до 3000 руб, Рестораны со спортивными трансляциями
Коктейли. Кафе, бар, ресторан с видом. Русские рестораны, русской кухни
Расположенный в живописном районе Крестовского острова, ресторан воплощает в себе представление о беззаботном загородном отдыхе в черте Петербурга Любимые блюда в оригинальной подаче.
пляж у Южной Дороги, Петроградский район
Зенит (Новокрестовская), Крестовский остров
Места для детей от 7 до 10 лет, Места для детей от 0 до 3 лет
ул. Савушкина, д. 126 (ТРК Атлантик Сити), Приморский район
Старая деревня, Крестовский остров, Беговая, Зенит (Новокрестовская)
Кинотеатры с кинобаром, Кинотеатры с ночными сеансами
Елагин остров, 2-й Елагин мост, д. 4, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
ЦПКиО им. Кирова располагается на Елагином острове, история которого началась еще в 17 веке. Уже тогда остров был отмечен на шведских картах и по-фински назывался Мистулансаари, что.
пр. Приморский, д. 72 (ТРЦ Питерлэнд), Приморский район
Старая деревня, Беговая, Зенит (Новокрестовская)
Центры активного отдыха, Бассейны с занятиями для детей
В комплексе: водные горки различных видов сложности и волновой бассейн, массажные кабинеты и солярий, кафе и бары. Особенно необычные бани, их 14: римская и африканская, турецкая и.
пр. Приморский, д. 74, Приморский район
Старая деревня, Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская), Беговая
Пейзажные парки, Бесплатные
Парк 300-летия — самый молодой в Санкт-Петербурге — был заложен в 1995 году для увековечения юбилейной даты — 300 лет со дня основания города. Ранее на его месте располагались.
ал. Футбольная, д. 1, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Крытые площадки, Спортивно-концертные комплексы
Новая домашняя арена футбольного клуба «Зенит» на месте стадиона имени С. М. Кирова, располагавшегося в западной части Крестовского острова. Проект предусматривает, что.
ал. Футбольная, д. 8, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Концертно-спортивный комплекс «Сибур Арена» — многофункциональное сооружение на Крестовском острове Санкт-Петербурга. Главная арена, рассчитанная на 7120 мест, может.
пр. Приморский, д. 72, Приморский район
Старая деревня, Зенит (Новокрестовская)
ТРЦ и ТРК, ТРК, в которых есть детские центры
Вдоль Южной дороги Крестовского острова, Петроградский район
Бесплатные, Места для детей от 11 до 15 лет
У станции метро Новокрестовская, вдоль Южной дороги в 2019 году обустроили новое общественное пространство с качелями, зеленью и скамейками, а чуть дальше, на набережной Финского.
пр. Крестовский, д. 23, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Бесплатные, Детские площадки
Расположен на Крестовском острове. Площадь парка составляет около 170 гектаров. Парк был заложен в 1945 году во время очередного массового субботника. Разработчики проекта: О.И. Руднев.
ул. Кемская, д. 1, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская), Чкаловская, Старая деревня
Карусели, Парк аттракционов
«Диво Остров» — парк аттракционов, который находится на Крестовском острове. Здесь будет интересно и детям, и взрослым, поскольку аттракционы рассчитаны на разный.
Южная дорога, д. 11, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Рестораны со средним счетом от 1500 до 2000 руб, Рестораны, в которых можно провести корпоратив
Кафе, бар, ресторан с видом. Рестораны и кафе для проведения банкетов. Кухня для романтической встречи
Это один из самых необычных ресторанов мира, а по версии New York Times — один из самых рекомендуемых рыбных ресторанов в Санкт-Петербурге. В «Русской рыбалке» посетитель сам.
Южная дорога, д. 9, Приморский район
Зенит (Новокрестовская), Крестовский остров
Sport Palace — это усадьба на Крестовском острове с элитным тренажерным залом, школой йоги, бассейнами, теннисными кортами, танцевальным классом, зоной отдыха, рестораном, салоном.
пр. Приморский, д. 72 (ТРЦ Питерлэнд), Приморский район
Старая деревня, Зенит (Новокрестовская), Беговая
Места для детей от 0 до 3 лет, Места для детей от 7 до 10 лет
Тропические бабочки — очень крупные, очень непохожие одна на другую. Они доверчиво садятся на одежду и даже на руки. Размеры с ладонь и даже больше; перламутровые, искрящиеся.
пр. Приморский, д. 7, лит. А, Приморский район
Старая деревня, Беговая, Зенит (Новокрестовская)
Места для детей от 11 до 15 лет, Места для детей от 7 до 10 лет
«Высотный город» — это самый большой крытый верёвочный парк в России. Гостей ждут: 7 трасс различного уровня сложности на высоте от 1 до 8 метров; 7 троллеев (zip-line) протяженностью.
ул. Кемская, д. 1, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Клиника ориентируется на европейские и американские стандарты и применяет новые прогрессивные технологии. Опираясь на опыт лучших клиник мира и лучших профессионалов, мы объединили.
Северная дорога, д. 12, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Центры активного отдыха
Спортивный комплекс «Олимпийский велотрек». Велотрек, соответствующий всем мировым стандартам. Ширина полотна 8,5 м, длина классическая – 250 м. За верхним ограждением есть дорожка.
Южная дорога, д. 4, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Яхт-клуб «Крестовский» основан в 2008 году и является, без преувеличения, одной из лучших марин Санкт-Петербурга. Мы рады предоставить вам полный сервис по стоянке и обслуживанию вашего.
Южная дорога, д. 15 (Ресторан Карл и Фридрих), Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Места для детей от 11 до 15 лет, Минизоопарк
На входе в зоопарк нет ни касс, ни билетов, ни очередей. Квалифицированные специалисты кормят животных, регулярно их обследуют, готовят к наступлению разных сезонов, каждый день убирают.
ул. Савушкина, д. 119/3 (ТЦ Villa), Приморский район
Старая деревня, Беговая, Зенит (Новокрестовская)
Места для детей от 7 до 10 лет, Места для детей от 0 до 3 лет
«Прыг-Скок» — это крытая игровая площадка с кафе, где семьи с детьми могут весело и интересно проводить свое свободное время. Анимационные шоу-программы, творческие занятия и.
о. Елагин, пл. Большая, Петроградский район
Зенит (Новокрестовская), Крестовский остров
Большой искусственный каток площадью 4000 кв.м., сможет сохранить идеально ровное ледовое покрытие вплоть до конца марта и выдерживать температуру воздуха до +8 градусов. Гости парка.
пр. Крестовский, д. 23 (Приморский Парк Победы), Петроградский район
Зенит (Новокрестовская), Крестовский остров, Старая деревня
Организация семинаров, Кинотеатры, в которых можно посмотреть фильмы после проката
Место расположено на Крестовском острове — в Приморском парке Победы. Креативное пространство от оператора Tele2 под названием ArtSpaceTele2. По словам представителей компании.
дор. Южная, д. 15, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Рестораны с шоу-программой, Рестораны со средним счетом от 1500 до 2000 руб
Летние кафе и рестораны. Чешская кухня. Рестораны европейской кухни
Доставка во время профилактических мер по распространению коронавируса осуществляется по телефону 633-03-03 и на сайте https://rr-shop.ru/ Доставку осуществляют по всем районам.
пр. Динамо, д. 2, лит. Б, Приморский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская), Старая деревня, Черная речка
банкетные залы, Организация вечеринок и праздников
Особняк Путилова — здание 1912 года, на втором этаже которого расположилось пространство с лепниной, камином и видом на набережную реки Малой Невки для проведения мероприятий.
Елагин остров, Приморский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Спортивные площадки, Бесплатные
В юго-западной части Елагина острова, на берегу Средней Невки, расположился Зеленый пляж ЦПКиО им. С.М. Кирова. Называется он так не случайно, вся его поверхность покрыта травой. Пляж.
о. Бычий, Петроградский район
Зенит (Новокрестовская), Крестовский остров
Места для детей от 11 до 15 лет, Места для детей от 7 до 10 лет
Лахтинский пр., д.2, корп. 3, Приморский район
Беговая, Зенит (Новокрестовская)
ул. Кемская, д. 8/3, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Детская библиотека, Библиотека для взрослых
Единственный литературно-культурный центр на Крестовском. Библиотека Кировских островов — мультимедийное пространство для обучения, работы и отдыха. открытый фонд классической.
наб. Мартынова, д. 94, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Яхт-клуб «Нева» — один из старейших и наиболее крупных клубов маломерного флота Санкт-Петербурга. Клубная гавань, полностью защищенная от ветрового воздействия и имеющая гарантированные.
Южная дорога, д. 8, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Клуб-концертная площадка, Клубы-рестораны
Круглосуточные и ночные рестораны. Рестораны и площадки для свадеб. Японские рестораны и суши бары
Villa ZimaЛeto — видовой ресторан с авторской кухней на Южной дороге. Днем здесь приятно обедать в размеренной обстановке, а вечером встречаться с друзьями под ди-джей сеты. В.
Северная дорога, д. 12, Петроградский район
Зенит (Новокрестовская), Крестовский остров
Места для детей от 7 до 10 лет, Места для детей от 4 до 6 лет
Аэротруба FlyArena (Флайарена) – это аттракцион и спортивный тренажер для людей любого возраста. Это уникальный симулятор свободного падения, который позволяет испытать такие.
о. Крестовский, дор. Южная (Приморский Парк Победы), Приморский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
На пляже Приморского парка Победы можно только загорать, поскольку главная особенность местного отдыха запрет на купание. Дело не только в экологии, в нескольких метрах от берега дно.
ал. Теннисная, д. 3, лит. А, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская), Беговая, Черная речка, Старая деревня
Тренажерный зал, Персональный тренер
Спортивный комлекс «Легкоатлетический манеж», где каждый сможет стать еще более спортивным. Здесь есть бассейн и возможность прийти и побегать. На арене расположены восемь круговых.
пр. Приморский, д. 72, Приморский район
Старая деревня, Беговая, Зенит (Новокрестовская)
Места для детей от 11 до 15 лет, Места для детей от 7 до 10 лет
Детское меню и рестораны для ребенка.
Петровская коса, д. 9, Петроградский район
Спортивная, Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Рестораны у воды, Банкетные рестораны
Рестораны европейской кухни. Рыбная и морская кухня. Кафе, бар, ресторан с видом
More. Yachts & Seafood круглый год предлагает гостям блюда средиземноморской кухни. В меню ресторана присутствуют всевозможные морепродукты: улитки, мидии, гребешки, а также.
пр. Крестовский, д. 22, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Здание дачи князей Белосельских-Белозерских было построено в 1846 году архитектором А.И. Штакеншнейдером. Трёхэтажный комплекс расположили на берегу реки Малой Невки. В период Великой.
пр. Приморский, д. 72 (ТРЦ Питерлэнд), Приморский район
Зенит (Новокрестовская), Беговая
Рестораны с детской комнатой, Рестораны, в которых можно потанцевать
Детское меню и рестораны для ребенка. Рестораны и площадки для свадеб. Пивные рестораны и бары
«Папаша Клаусс» знаменит собственной пивоварней, блюдами на открытой кухне и панорамным видом на залив. Ресторан занимает площадь более 1 500 кв. метров. Интерьер выполнен.
Северная дорога, д. 21, лит. Б, Петроградский район
Крестовский остров, Зенит (Новокрестовская)
Итальянские рестораны и лигурийская кухня. Летние кафе и рестораны. Кафе, бар, ресторан с видом
Il Lago dei Cigni: ресторан итальянской кухни в историческом центре Крестовского острова, на берегу Лебяжьего озера. Философия ресторана основана на том, чтобы в любое время года.
пр. Приморский, д. 72 (ТРЦ Питерлэнд), Приморский район
Старая деревня, Беговая, Зенит (Новокрестовская)
Рестораны со средним счетом до 800 руб, Рестораны с завтраками
Кафе-кондитерские. Рестораны европейской кухни. Кофейни и кофе
Starbucks — всемирно известный бренд фирменного кофе с сетью более 16 000 кофеен, расположенных в Северной и Латинской Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в странах Азии и Океании.
Станция метро Зенит СПБ
Станция метро Зенит относится к Невско-Василеостровской линии и расположена в западной части Крестовского острова. Зенит стала первой станцией Петербурга, которая открыта прямо на берегу Невской губы (Финского залива).
Станцию много раз пытались переименовать, но только в 2020 году этого удалось добиться футбольному клубу «Зенит».
И теперь, некогда станция с длинным названием «Новокрестовская», получила новое имя в честь того же самого Петербургского клуба.
Станция метро примечательна тем, что она является одной из немногих в Питере, в которой предусмотрены лифты для передвижения людей с ограниченными возможностями. А также, кроме эскалаторов, тут оборудованы и траволаторы.
Транспортная доступность вблизи станции метро Зенит СПБ
Учитывая, что Крестовский остров наполовину окружен водой, это несколько сокращает варианты транспортного сообщения с ним и центром города. Однако наземный общественный транспорт и автомобили здесь перемещаются свободно, так как зачастую люди с других районов добираются к месту назначения как раз таки на метро.
Вообще, жилых кварталов вокруг станции нет, а так как район считается элитным, большая часть населения внутри него передвигается на собственном транспорте. Но тем, кто привык ездить на метро, всегда стоит помнить о том, что во времена особой активности на стадионе «Зенит», станция закрывается для входа и выхода.
Куда сходить в районе станции метро Зенит СПБ
1. Стадион Газпром Арена.
Это личная домашняя арена Петербургского футбольного клуба «Зенит», где проводятся не только игровые матчи и тренировки, но также экскурсии туристам и большие концерты известных российских и зарубежных исполнителей. Арена вмещает в себя более 69 тысяч человек. Она выполнена по самым лучшим европейским канонам и даже в зимнее время года позволяет находиться под открытым небом (рабочая температура в это время на арене сохраняется до +15 градусов).
2. Приморский Парк Победы.
Расположен прямо на Крестовском острове и открыт для посещения в любое время года и суток, совершенно бесплатно. Общая площадь парка – более 70 гектаров. На всей его территории расположены многочисленные развлекательные площадки, начиная от обычной асфальтированной аллеи для веселой прогулки с друзьями, местными заведениями питания и заканчивая настоящим парком аттракционов для детей и взрослых «Диво-остров» (который также обязательно следует посетить каждому!). Но особенно любят проводить время в парке профессиональные спортсмены, тренируясь перед важным забегом или футбольным матчем.
3. Общественное пространство.
Отличное местечко для того, чтобы устроить романтический вечер со своей второй половинкой, покататься на качелях и посмотреть на замечательный закат на фоне Финского залива и «Лахты центра». Чуть подальше от качелей оборудован маленький детский городок с разнообразными горками, турниками и сооружениями для скалолазания. А дети постарше могут насладиться поездкой на велосипеде, роликах или скейте по мягкой, безопасной даже при падении, дорожке.
4. Парк бабочек.
Невероятно красивое и даже чуточку сказочное место, в котором обитают сотни видов тропических бабочек. Они не такие, какими мы привыкли видеть их в реальной жизни. Эти бабочки имеют огромный размах крыльев, размером практически с ладонь (и даже больше). А некоторые из них обладают таким высоким уровнем доверия, что без тени сомнения садятся на посетителей и расправляют свои крылья прямо перед объективом фотокамер.
Плюсы проживания в районе метро Зенит
1. Красота и достопримечательности.
В этом районе красиво все, начиная с самой станции метро. Перечисленные выше места – не единственные, которые можно посетить на Крестовском острове. Здесь сосредоточено очень много развлекательных площадок и заведений, которые нельзя найти больше ни в одном районе города.
2. Инфраструктура и ее развитие.
В районе станции метро Зенит СПБ уже есть большое количество необходимых для комфортной жизни заведений и учреждений. А так как приезжают сюда жить только те, кто могут себе позволить дорогую квартиру, соответственно и мест для записи хватает везде. Но при этом район все еще продолжает развиваться, расширяя свою территорию и открывая еще больше полезных организаций.
Минусы проживания вблизи станции метро Зенит
1. Дорогое, хотя и красивое, жилье.
В районе напрочь отсутствуют старые дома, так как он в принципе считается новозастраеваемым. А к тому же еще и люксовым. Квартиры здесь действительно очень красивые, просторные и качественно построенные, однако и стоимость их выходит соответствующая.
2. Плохая погода.
Из-за близкого расположения к водам Финского залива, в районе часто гуляет холодный морской ветер. Даже летом ночью температура может опускаться до минимальной отметки.
3. Отсутствие рабочих мест.
Здесь сосредоточено очень маленькое количество промышленных предприятий, и вся рабочая сила складывается из офисных работников, администраторов и официантов сетей питания. Люди, желающие найти вакансию по специальности, вряд ли смогут найти здесь что-то стоящее для них.
Станция «Зенит» у стадиона – боль. Потратили 23 млрд, закрыли на полтора года из-за 700 нарушений, из-за нее не построили метро в спальном районе
Нужна была такая станция?
Новые стадионы в Москве и Питере приучили: рядом с ними одновременно появляется метро. Так случилось с аренами «Спартака» (строили в поле), ЦСКА (в новом районе на месте аэродрома) и «Зенита».
«Новокрестовскую» открыли 2 мая 2018 года – спустя год после первого матча на «Газпром Арене» (она находится в 300 метрах от вестибюлей). Правда, дальше начались странности. Пассажиры жаловались на недоделки: протечки, отваливающуюся плитку, – рабочие ремонтировали станцию по ночам, а потом власти закрыли ее полностью и снова открыли только перед Евро-2020. Но и на этом не все: ремонт продолжится до конца 2021-го, в том числе изменится дизайн станции, которая теперь называется «Зенит».
Александр Головин разобрался в проблемах метро у «Газпром Арены» и выяснил еще много дичи.
«Новокрестовскую» построили на намывной территории в безлюдной части острова. Из-за нее метро так и не провели в огромный район (300 тысяч жителей)
Впервые о метро рядом со стадионом заговорили в начале 2010-х и уже тогда ошарашили суммой. Медиа писали, что на станцию уйдет от 14 до 23 миллиардов рублей (половина стоимости стадиона), что сделает ее самой дорогой в России. На стоимость влияла сложность строительства: километр путей проходил под водой, сама станция возводилась на намывной территории, отвоеванной у Финского залива.
«Места для станции там не было. Раньше Крестовский остров заканчивался прямо за стадионом. Я помню это, потому что ходил еще на стадион Кирова. Он располагался на самом краю – за ним был залив. Под ЧМ-2018 территорию намыли, построили Яхтенный мост», – рассказывает Sports.ru депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко» Борис Вишневский.
Под «Новокрестовскую» намылили 16,5 гектара земли. Председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин в 2012-м говорил, что это обойдется бюджету в 1 миллиард рублей. У Вишневского другая информация: в 2017-м он сказал, что на намыв ушло 2,5 млрд рублей.
Искусственное увеличение площади суши – не главное, что возмущало оппозиционного депутата. Он до сих пор не понимает, зачем на острове построили вторую станцию. «В Заксобрании обсуждалось даже не само строительство, а изменение городского бюджета под строительство, – говорит Вишневский. – Я тогда сказал: «Нет смысла строить станцию, которая большую часть года будет нужна раз в две недели на несколько часов. Все остальное время она окажется просто невостребованной». Кому хочется гулять по острову – для них достаточно станции «Крестовский остров».
Депутат предлагал альтернативу: продлить метро на юго-запад, построив его в Красносельском районе.
«Ради «Новокрестовской» они пересмотрели схему строительства метро, – продолжает Вишневский. – Ради нее заморозили продление Калининско-Красносельской линии. Как тогда, так и сейчас самая загруженная станция в стране – «Проспект ветеранов», где в часы пик просто ад».
Сейчас ближайшая станция для 300 тысяч жителей – «Проспект ветеранов», которая находится в другом районе. Из центра густонаселенного Красносельского района до нее 8 километров по прямой. Для сравнения: жилых домов рядом с «Новокрестовской» нет, ближайший находится в 2,5 километра, причем в сотне метров от него есть другая станция – «Крестовский остров». То есть станция у стадиона действительно нужна лишь для проезда болельщиков.
«Но у наших властей тогда был лозунг «Чемпионат мира все спишет». Все во имя чемпионата мира. Хотя я считал, что на острове достаточно кольцевой линии рельсового трамвая от станции «Крестовский остров». А на больших турнирах болельщиков можно доставлять шаттлами, что и делалось», – говорит Вишневский.
Версию депутата от «Яблока» подтверждает его коллега по Заксобранию от «Партии Роста» Максим Резник. «В очереди действительно стоял Красносельский район, где вообще нет станции метро, – говорит он в комментарии для Sports.ru. – А Крестовский остров – там, во-первых, есть станция. Во-вторых, жители острова нуждаются в станции меньше, чем кто бы то ни было. Это элитный район – там люди используют личный транспорт. Причем не «Жигули» и не «Волги». В Красносельском районе – далеко не элитном – метро гораздо нужнее и важнее».
Несмотря на позицию Вишневского и Резника, Заксобрание приняло поправки в бюджет города.
Уточняю у депутата от «Партии Роста», какие аргументы «за» были у его коллег по местному парламенту. «Никаких. Голосование единороссов, – отвечает Резник. – Они говорили: «Ну, это чемпионат мира, международные обязательства, мы должны, это важно, престиж страны». А я считаю, что престиж страны в том, чтобы людям было удобно жить, а не пыль в глаза пускать. Точно так же сейчас в Петербурге не предпринимается серьезных мер из-за новой волны коронавируса. Ждут, когда пройдут матчи Евро. Важнее ведь картинку показать. А что люди будут болеть и умирать – так это же холопы какие-то, какое это имеет значение».
В этот момент москвичи могут подумать, что проблемы не существует: не построили в Красносельском районе сейчас, так построят через год. Здесь важно знать специфику города. Если за 10 лет в Москве построили 56 станций, то за 10 лет в Питере – всего 10, хотя планировали 41. Каждая станция дается Петербургу с трудом. В ближайшие шесть лет там обещают презентовать восемь станций, но денег на них нет – город запросил поддержку федерального центра.
Ситуация объясняется цифрами из бюджета. В 2021 году на строительство метро город выделил около 10 миллиардов рублей, в 2022-м – до 15 млрд. Москва за три года (2019-2021) заложила на метро более 580 миллиардов рублей.
Петербург все-таки собирается пустить метро в Красносельский район к 2022 году. Правда, «Метрострой» уверяет, что станции «Юго-Западная» и «Путиловская» сдадут в 2023 году, а вице-губернатор Максим Соколов вообще заявляет про 2024 год.
«Это вопрос соотношения и приоритетов, – объясняет депутат Резник. – Должно быть как в семейном бюджете: сначала решаются насущные вопросы (продукты, товары первой необходимости), а потом реализуются хотелки – отпуск в экзотической стране. У нас все наоборот. Люди значения не имеют».
Дисклеймер. Разговор с Максимом Резником состоялся 14 июня. Через три дня Следственный комитет задержал депутата в качестве подозреваемого по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков без цели сбыта. Повод – уголовное дело против его дальнего родственника. 9 марта к тому пришли с обыском и обнаружили «кусты, похожие на сырье для наркотика». В тот момент в помещении находился и Резник, который заехал обсудить семейные вопросы. Родственник трижды менял показания, заявлял о давлении следователей. Резника задержали на следующий день после объявления выборов в парламент Петербурга. Он собирался участвовать в них. Резнику грозит до трех лет лишения свободы.
Затраты на станцию – космос, а строительство шло с задержками. Глава «Метростроя» называл процесс «адом», но клялся, что не сорвет дедлайны
Большая часть, как и предполагалось, ушла на «Новокрестовскую». Если предположить, что первоначальные оценки в 23 млрд рублей верны, то станция действительно стала одной из самых дорогих в России. По данным стройкомплекса Москвы, в столице 1 км метро вместе со станцией мелкого заложения (глубина «Новокрестовской» – 20 метров) стоит 4,5 миллиарда рублей. То есть на 23 млрд можно было построить 5-километровый перегон и пять станций. За эти деньги в Петербурге построили 2,5-километровый перегон и всего одну станцию. Позднее Счетная палата даже выявила завышение стоимости строительства – правда, всего на 233 млн рублей.
«У меня не было ни сил, ни времени заниматься контролем. Я все-так не могу заниматься всеми городскими проблемами», – объясняет Борис Вишневский, у которого я уточняю, почему про «Новокрестовскую» не выходило антикоррупционных расследований. При этом депутат оговаривается, что даже без воровства станция обошлась в безумную цену: «Перегон к ней пришлось прокладывать под водой, намывать территорию. Плюс мы на болоте стоим. А тут – вообще в заливе».
Исследователь метро и инженер-тоннельщик Дмитрий Графов объяснял «КП», что на строительстве «Новокрестовской» рабочие использовали новую для метро технологию top-down в сочетании с методом «стена в грунте». Ранее их применяли при строительстве «Лахта-центра». «Сначала строители создают будущие стены станции, не раскапывая никакого котлована: прямо в грунте заливаются вертикальные бетонные стены глубиной в 10 этажей, – говорил Графов. – Получается будущая коробка станции. Затем ее защищают потолком. И только потом под потолком начинают вытаскивать грунт».
Кроме бюджетных нарушений счетная палата нашла технологические: указала на затянутые сроки изыскательных работ и добавила, что строительно-монтажные работы начались без разрешения. Про отставание от сроков еще на этапе строительства говорили в администрации Петербурга, например, указывали, что на весну 2016 года из запланированных 1190 метров перегона пройдено только 904. Глава «Метростроя» Вадим Александров во всем винил воду: «Это ад, мы черпаем воду ведрами. Мы все время надеемся, что ситуация улучшится, но пока – нет. Это полный провал».
В один момент депутаты даже усомнились, что «Новокрестовскую» и «Беговую» сдадут до чемпионата мира. Об этом же писала «Фонтанка», которая напомнила, что первые сомнения в дедлайнах появились еще в сентябре 2014 года. Тогда глава Тоннельной ассоциации России Николай Кулагин написал губернатору Георгию Полтавченко, что успеть до ЧМ-2018 нереально, поэтому работы нужно начинать до проведения финального конкурса по выбору подрядчика. Конкурс в итоге провели в декабре 2014-го, строить начали в сентябре 2015-го, но не дождались всех разрешений (их выдали только в октябре, без разрешений «Метрострой» освоил 1,5 млрд рублей), на что и указала счетная палата.
Станции и перегоны, которые обычно строят четыре года, в Петербурге сдали быстрее чем за три, – опоздали на старте, но догнали потом. Как и обещал глава «Метростроя» Александров – в 2015-м он поклялся, что не сорвет дедлайны.
После открытия на «Новокрестовской» нашли кучу нарушений. Прошел ЧМ – ее закрыли на реконструкцию, а новое открытие несколько раз переносили
«Новокрестовскую» (как и Беговую») открыли 28 мая 2018-го – за две недели до старта чемпионата мира и за три недели до выдачи разрешения на эксплуатацию (Госстройнадзор выписал его только 15 июня). Правда, даже в день открытия никто не знал, будет ли станция работать после турнира.
Вопрос решали по ситуации – и решили положительно. Станцию не закрыли, но пассажиры жаловались на недоделки. «Начались протечки, все отваливалось, – вспоминает Борис Вишневский из «Яблока». – Потому что делали в спешке. И ладно бы только этой станции касалось, но недавно был на Беговой – там траволаторы два года не работают. Я направлял запрос с просьбой сообщить, когда их починят. Устно мне отвечают, что не хватает каких-то деталей, которые делали в одном месте в Европе, а теперь не делают – и они не понимают, как решить проблему».
«Новокрестовской» возмущались в том числе пользователи Sports.ru:
«Надеюсь, Газпром выделит деньги на ремонт станции, а то отвалившаяся плитка, неработающие эскалаторы и протекающая крыша – это просто позорище».
«На станции с самого открытия творится полный трэш. Эскалаторы не работают, плитка отваливается везде на головы, вода (и не вода) по стенам течет».
В соцсетях регулярно появлялись фото и видео с новыми проблемами. В июле 2018-го пассажиры заметили, как по стенам рядом с эскалаторами льется вода. В августе 2018-го на ремонт закрыли траволаторы. В сентябре 2018-го стала отваливаться и падать на эскалаторы настенная плитка. В январе 2019-го плитку полностью сняли, чтобы стена не рухнула, и закрыли бетон полиэтиленом.
В тот момент не выдержал даже вице-губернатор Игорь Албин, который рассказал, что за полгода у Метрополитена накопилось более тысячи претензий к двум станциям. На «Новокрестовскую» пришлось более 700 из них.
В «Метрострое» признавали замечания, говорили, что устранят их по гарантии, и добавляли, что недоделки не влияют на безопасность пассажиров. Источники «Фонтанки» объясняли, что среди тысячи косяков есть, например, такие: открывающаяся вовнутрь дверь в помещение кассиров, которая должна открываться наружу; нехватка глазка и дверной цепочки; царапины на облицовке; разная высота ступеней и перепад в уровне пола. При этом десятки претензий оказались серьезными и касались «водопроявлений».
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга парировали, что «незначительные водопроявления через железобетонные конструкции являются нормой в подземных сооружениях, это некритично». Глава Тоннельной ассоциации Кулагин подтверждал, что «все станции текут», и добавлял, что на «Новокрестовской» они заметнее остальных из-за недоделок строителей: «Не успели к сроку, некачественно сделали гидроизоляцию. Теперь вовсю постфактум поправляют: нагнетают растворы – и воды становится значительно меньше».
Инженер-тоннельщик Графов находил еще одну причину протечек – неглубокое заложение станции: «Водопроявления в таких слоях грунта ожидаемы в больших объемах, а потому требуются дополнительные ресурсы для отвода воды, обслуживания насосов, выхода технических специалистов. Мелкое заложение было продиктовано большой экономией времени строительства. Получилось ли сэкономить ресурсы на эксплуатации в долгосрочной перспективе – покажет только время».
Чтобы исправить недоделки, «Метрострой» запускал на станцию рабочих по ночам. В целом это нельзя было назвать ремонтом по гарантии – срок контракта на строительство истекал только в конце декабря 2018 года, то есть объект сдали на полгода раньше официального графика.
Шести месяцев для устранения косяков не хватило. Тогда власти объявили новый дедлайн – декабрь 2019 года. Он наступил, но работы не заканчивались.
• 2 апреля 2020-го «Новокрестовская» закрылась. Официальной причиной назвали пандемию коронавируса, хотя как она повлияла на станцию, которой в обычный день пользовалась пара тысяч человек – неизвестно.
• В июле 2020-го администрация честно объявила, что метро у «Газпром Арены» закрыто на ремонт, а откроется осенью.
• В октябре в метрополитене рассказали, что «сложная финансовая ситуация в «Метрострое» не позволила завершить все работы в срок, поэтому он перенесен на декабрь».
• В декабре 2020-го – то есть спустя 2,5 года после сдачи в эксплуатацию – «Новокрестовская» все еще была не готова. Так сорвался пятый дедлайн. Дальше администрация, метрополитен и «Метрострой» не называли новые сроки. Только в апреле 2021-го в комитете по развитию транспортной инфраструктуры осторожно говорили, что «основные работы» планируется завершить к маю. Чтобы точно успеть, на объекте еженедельно устраивали совещания.
К маю станцию, конечно, не закончили. Открыли только 11 июня 2021-го – в день старта Евро. Медиа писали, что за время ремонта рабочие устранили 708 нарушений. В «Метрострое» заверили, что ремонт проводился по гарантии, которая длится пять лет. Правда, это может быть полуправдой: сейчас компания находится в процессе банкротства, и собственных денег у нее не много. Именно из-за этого вторая сдача станции постоянно сдвигалась. Загадочно прозвучало и заявление вице-губернатора Максима Соколова, как будто бы город вкладывался не только в строительство, но и в реконструкцию: «Сколько было потрачено – это уже в прошлом. Мы сделали так, чтобы станция соответствовала всем требованиям – и строительным, и по безопасности метрополитена».
Топонимическая комиссия отказалась переименовать «Новокрестовскую» в «Зенит» с первой попытки. Заседание переносили, в дело, кажется, вмешались большие люди
Параллельно с ремонтом развивалась история с переименованием станции в «Зенит». С таким предложением в сентябре 2019-го выступило руководство клуба.
Через два месяца администрация организовала опрос жителей на сайте Смольного. Еще через месяц объявили, что петербуржцы выступили против: «за» переменование проголосовали 47,75%, «против» – 50,9%, остальные не определились.
В декабре 2019-го решение большинством голосов поддержала топонимическая комиссия Петербурга: восемь человек – «за», десять – «против».
Про итоги двух голосований местные медиа писали неохотно. Больше цитировали городской комитет по культуре, который обещал продлить опрос, потому что хотел изучить мнение большинства жителей города.
В итоге голосование не продлили, новых соцопросов не устраивали. Тема затихла на полгода, пока летом 2020-го «Зенит» не выиграл очередное чемпионство. Это случилось 5 июля, а уже через пять дней топонимическая комиссия собралась снова и поддержала переименование «Новокрестовской» в «Зенит»: 17 человек – «за», 6 – «против», 3 – воздержались.
«За» голосовал в том числе депутат Заксобрания Алексей Цивилев, который в декабре 2019-го выступал «против». «Топонимическая комиссия всегда консервативна, потому что она стоит на страже истории города. Любой символ, тот же топоним «Новокрестовская» – это история города. Поэтому я тогда придерживался консервативной позиции и делал это осознанно. Но когда есть победа или происходят какие-то радостные события, мы всегда это отмечаем на уровне города», – объяснял изменившуюся позицию депутат из «Единой России».
По словам гендиректора «Зенита» Александра Медведева, расходы по переименованию взял на себя «Зенит». Деньги требовались на замену всех городских схем, карт и других носителей. Сумма затрат «Зенита» не называлась. Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагал, что речь идет о 15 миллионах рублей.
Мнение Бурмистрова: «Газпром» заплатил не только за переименование, но и за ремонт станции – около 100 млн рублей. О том, что корпорация поможет городу с реконструкцией, говорили источники «Коммерсанта» в администрации Петербурга. Вероятно, из-за этого вице-губернатор Соколов так и не раскрыл бюджет на переделки и не объяснил, кто их финансировал.
Ремонт на станции до сих пор не закончен, а после Евро она будет работать в лайт-режиме (откроют всего один вестибюль)
Если вы наконец выдохнули и решили, что все проблемы «Зенита» в прошлом, то зря.
На повторном открытии 11 июня строители рассказали журналистам, что некоторые инженерные системы, включая пассажирские конвейеры и лифты, только готовятся к пуску и наладке.
Но и это не все. Теперь за дело взялся «Газпром». После переименования станции корпорация решила оформить все в клубных цветах, отделать стены символикой, а в витринах разместить кубки. Пока из задуманного осуществили только последний пункт – реплики трофеев союзного времени и России действительно стоят за стеклом, правда, выглядят странно. Например, старый кубок за победу в РПЛ выполнен из белого материала – как будто он не хрустальный, как настоящий, а мраморный.
Основные работы архитектурное бюро Arch Group проведет после Евро. «Желание у «Газпрома» никуда не пропало, но мешают многочисленные бюрократические процедуры. Чтобы провести эти работы, нужно получить множество согласований, каждый болтик согласовать», – говорит источник «Делового Петербурга» в транспортном блоке города.
Метрополитену неизвестны новые дедлайны по реновации, то есть она снова может длиться годами. Пока существует ясность только по благоустройству вокруг станции – его закончат в ноябре 2021-го.
Но даже когда все работы закончатся, станция «Зенит» не заработает в полную силу. Как заявил на повторном открытии вице-губернатор Соколов, после Евро станция будет действовать в облегченном режиме: «Опыт после чемпионата мира показал нам, что для пассажиров достаточно одного вестибюля – Южного».
Цифры подтверждают логику чиновника: в дни матчей ЧМ-2018 станция принимала по 40 тысяч пассажиров, в 2019-м – по 5 тысяч в выходные и по 3 тысячи в будни.
«Я сразу предупреждал, что так будет, – замечает на это Борис Вишневский. – Но власть так расставляет приоритеты из-за прямой установки федерального центра – любой ценой обеспечить эффектное проведение чемпионата мира. На это бросали все силы».
«Это идет от системы, – соглашается Максим Резник. – Она носит антинародный характер. Любая политика завязана на деньгах. Деньги – это бюджет, общая копилка. И копилка тратится на тех, кто обладает неограниченной и несменяемой властью».
Питер потратил на Евро намного больше других городов, хотя в городе не ждали вала туристов. Как так?
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин, Михаил Киреев, Алексей Даничев