ст в волгограде что значит
Волгоградский скоростной трамвай
СТ1: 5 ноября 1984,
СТ2: 1 декабря 2011
Волгогра́дский скоростно́й трамва́й (Метротра́м) — система, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций, расположенных в центре города (Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ, Ельшанка), проложен под землёй по стандартам метрополитена. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.
Ежегодные перевозки составляют около 50 млн пассажиров. [источник не указан 299 дней]
Журнал «Forbes» поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира благодаря тому, что туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения. [1]
Содержание
История
В 1971 году в северном жилом районе было открыто новое трамвайное депо для обслуживания действовавшего 8-го маршрута и нового 9-го маршрута, который связал район трамвайного депо с линией по проспекту Ленина и Тракторным заводом. Процесс реконструкции линии трамвая продолжался до 1976 года. В 1976 году было принято решение о строительстве подземного участка под центром города с тремя станциями. По замыслу проектировщиков, трамвайные поезда при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов. Такое решение существенно уменьшало время в пути между центром города и северными районами, тем более, что 8-й маршрут трамвая непосредственно по центру не шёл, заканчиваясь у дома Павлова, где была пересадка на другие маршруты по Советской улице.
Подземный участок был построен за восемь лет и открылся 15 ноября 1984 года. 8-й маршрут трамвая был переименован в «СТ» и стал ходить от Тракторного завода до площади Чекистов. На северном участке линии до 1998 года сохранялась работа 9-го маршрута.
Строительство подземного участка и реконструкция уже существовавшей наземной линии провели подрядчики «Волгоградстрой», «Приволжтрансстрой» и «Харьковметрострой» по проекту, разработанному филиалом Харьковметропроект института «Метрогипротранс». Эксплуатантом является МУП «Метроэлектротранс».
1 декабря 2011 года открылся второй пусковой участок линии — от «Пионерской» до «Ельшанки». По причине недостаточного количества трамваев с двухсторонним расположением дверей линия скоростного трамвая разделена на два маршрута. От ст. «Ельшанка» можно доехать без пересадки только до станции «Стадион „Монолит“», при этом работа первого участка СТ «ВГТЗ» — «Площадь Чекистов» сохранена в обычном режиме. Интервал движения в первое время составляет около 10 минут, но уже к середине 2012 года планируется закупить еще несколько единиц подвижного состава. В отдалённой перспективе планируется достичь интервала движения трамваев на данном участке 2-3 минуты. [2]
Волгоградский скоростной трамвай | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тракторный завод (ВГТЗ) | ||||||
Хлебозавод | ||||||
недостроенный мост | ||||||
Водоотстой | ||||||
Больница Ильича | ||||||
Баррикады | ||||||
14-я гимназия | ||||||
Стадион «Монолит» | ||||||
Трамвайное депо № 5/Линия Трамвая № 13 | ||||||
просп. Металлургов | ||||||
Завод «Красный Октябрь» | ||||||
Улица имени 39-й гвардейской дивизии | ||||||
Площадь Возрождения | ||||||
ж.д. перегон Волгоград I—Краснооктябрьская | ||||||
Дворец спорта | ||||||
Мамаев курган | ||||||
Центральный стадион | ||||||
Парк Культуры | ||||||
ТРК Европа | ||||||
Мостовый переход через Волгу | ||||||
Кольцо «Улица 7-й гвардейской дивизии» | ||||||
Площадь Ленина | ||||||
Комсомольская | ||||||
Пионерская | ||||||
Эстакада через пойму реки Царицы | ||||||
Площадь Чекистов | ||||||
Профсоюзная | ||||||
ТЮЗ | ||||||
Ельшанка | ||||||
Районная | ||||||
Сельхозакадемия | ||||||
Тормосиновская | ||||||
Панфиловская | ||||||
Микрорайон № 231 | ||||||
Университет |
Расположение
Линия скоростного трамвая соединяет северные районы города с центром, проходя через пять городских районов из восьми. На всём своём протяжении она идёт вдоль проспекта имени В. И. Ленина, причём в северной своей части линия немного отдалена от проспекта и прижата к линии городской электрички, а в южной части проходит под бульварной частью проспекта.
Вся линия СТ является внеуличным видом общественного транспорта, поскольку не пересекает на одном уровне другие транспортные маршруты. В наземной части рядом со станцией Завод «Красный октябрь» расположен путепровод, пропускающий трамвайные пути под автомобильной дорогой с троллейбусной линией.
Среднее время движения по 1 маршруту — 32 минуты. Средняя скорость трамвая на 1 маршруте составляет 25,3 км/ч.
Подвижной состав
В настоящее время по линии курсируют двухвагонные составы. В выходные дни и в вечернее время могут встречаться одиночные вагоны. Основу подвижного состава скоростного трамвая составляют вагоны «Татра Т3» выпуска 1980—1987 годов. Необходимость в обновлении парка связана со строительством станций второй очереди с различным расположением платформ без пересечения тоннелей и разворотного кольца, для использования которых необходимы вагоны с двумя кабинами и дверьми на оба борта. В первой половине 1990-х годов проводились испытания на линии различных типов двухсторонних вагонов: чешской «Татры KT8D5», российских «ЛВС-8-1-93» и «71-611 (КТМ-11)».
Также на линии имеется трамвайный поезд 5836-5837 из вагонов типа Татра T3R.PV. В настоящее время вагоны Татра KT8D5, Татра T3R.PV и ЛВС-2009 работают на линии; вагоны 71-611 (КТМ-11) после эксплуатации во 2 депо были переданы в город Волжский в 2005 году, а ЛВС-8-1-93 был списан в январе 2009 года.
Технические подробности
Перспективы
В перспективе планируется продление линии скоростного трамвая на юг до Волгоградского государственного университета — это будет третья очередь протяженностью 6,6 километра. Первоначально в её составе до 2015 года намечалось построить два перегона общей длиной 2,5 км со станциями «Районная» и «Сельхозакадемия», а до 2020 — ещё четыре длиной 4,1 км со станциями «Тормосиновская», «Панфиловская», «Микрорайон 231» и «Университет». Ранее предполагалось еще и сооружение четвертой и пятой очереди: от «Тракторного завода» до «Спартановки», а также новой ветки от «Площади Ленина» до жилых массивов Семь ветров и Жилгородок с выходом на Гумрак и посёлок Аэропорт. Однако в настоящее время об этом в прессе не упоминается.
Интересные факты
Станции скоростного трамвая
В системе Волгоградского скоростного трамвая 22 станции.
Волгоградский скоростной трамвай
Волгоградский скоростной трамвай
Волгоградский скоростной трамвай — третья по вводу система скоростного рельсового транспорта Российской Федерации. Десятая — на территории СССР. Насчитывает 22 станции, расположенных на одной линии протяженностью 17,2 км. Из них участок длиной 6,97 км в составе пяти подземных станций расположенных в центральной части Волгограда, проложен под землей по стандартам метрополитена, и одна эстакадная станция расположена на эстакаде через пойму реки Царица. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии. Единственная в странах бывшего СССР система внеуличного городского транспорта с платными пересадками.
Содержание
Предпосылки создания проекта
Город расположен на правом берегу Волги. Особенность его планировки — вытянутость вдоль реки. Расстояние между границами города по реке составляет 60 км.
Пассажирские перевозки до сооружения линии скоростного трамвая осуществлялись трамваями (39 % общего числа пассажиров), автобусами (35 %), троллейбусами (18 %), речными судами (4 %) и поездами электрифицированной железной дороги (4 %).
На картограмме трудовых пассажиропотоков превалирует направление вдоль реки. При этом малая скорость уличного трамвая, недостаточное число дорог по продольной оси города, значительное увеличение пассажиропотоков на расчетный период явились основанием для сооружения скоростного трамвая в качестве основного магистрального транспорта по главному направлению.
Скоростная линия запроектирована институтом Гипрокоммундортранс МЖКХ по техническим условиям и указаниям, разработанным этим же институтом и ЛНИИ АКХ. Линия проходит по направлению основной магистрали города — через центральную часть в промышленный район. В центральной части, где бульвары и проезды перегружены безрельсовым транспортом и пешеходами, запроектирован подземный участок.
Проект первой очереди
Протяженность трассы первой очереди составляет 13,5 км, В том числе тоннельной 3,3 км. Линии начинается наземной петлей у реки Царица и проходит по высокому мосту, за которым сразу входит в тоннель. Тоннель проходит под центральным районом города; здесь запроектированы три подземные станции: «Дворец труда», «Комсомольская» и «Площадь Ленина». Низкие посадочные платформы (длиной 60 м) на подземных станциях, предполагавшиеся первоначально боковыми, перепроектированы на островные, что обусловлено возможностью ускорения и удешевления строительства имеющимся у Метростроя оборудованием.
Проектом предусмотрено мелкое заложение тоннеля и поскольку он почти на всем притяжении проходит под бульваром, на перегонах он сооружается щитовым способом, а на станциях — открытым. После тоннельного участка линия уложена на обособленном и собственном полотне вдоль пр. Ленина; там, где трасса близка к проезжей части, она отделена oт последней кустарником. Пересечения с дорогами с интенсивным автомобильным движением осуществляются в разных уровнях, а при небольшом движении — в одном. Образовавшиеся переезды оборудованы светофорной сигнализацией, включаемой движущимися трамвайными поездами. В местах больших пешеходных потоков у Мамаева кургана и заводских ворот сооружаются подземные переходы и выходами на посадочные платформы. Трасса заканчивается петлей с несколькими путями для отстоя вагонов.
Движение организуется поездами из двух четырехосных вагонов, соединенных по системе многих единиц (СМЕ). Питание линии будет осуществляться от пяти тяговых подстанций, управляемых из одного диспетчерского пункта. Остановочные пункты, включая подземные, расположены на расстоянии от 0,5 до 1,5 км (в среднем 0,95 км). По расчетам, скорость сообщения будет равна 28—30 км/ч. Предполагается что 50 млн пассажиров, которые в первый год эксплуатации проедут по линии скоростного трамвая сберегут для отдыха и учебы 7 млн ч.
В 1970 году по решению Совета Министров РСФСР в Волгограде было начато строительство нового вида городского электрического транспорта — скоростного трамвая, являющегося разновидностью легкорельсового городского транспорта с повышенной провозной способностью.
Технические подробности
Подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена. Станции «Площадь Ленина» и «Комсомольская» в текущем состоянии рассчитаны на составы из четырёх вагонов, но имеют также неиспользуемую скрытую часть платформы, за счёт которой могут быть удлинены при модернизации.
В начале подземных участков туннели меняются местами без прямого пересечения. Это связано с тем, что на подземных участках организовано левостороннее движение трамваев, так как используемые трамвайные вагоны имеют двери только с правой стороны.
В качестве основного средства безопасности на линии используется система АЛС-АРС. Подземный участок дополнительно оборудован системой двузначной автоблокировки.
На всех станциях скоростного трамвая установлена система видеонаблюдения в рамках программы антитеррористических мероприятий на транспорте, а на станции «Комсомольская» — терминалы системы «ОКСИОН».
На станциях второй очереди на путях установлены RFID-считыватели, которые могут использоваться для автоматизации множества аспектов работы линии скоростного трамвая. [3]
Открытие участков
Хронология открытия
Оплата проезда
На подземных станциях установлены своеобразные «турникеты». В дневное время, прежде чем спуститься в подземный вестибюль, пассажир должен приобрести в кассе и погасить компостером посадочный талон.
Билет, продаваемый в кассах подземных станций
Билет, продаваемый кондуктором в салоне трамвая на наземных станциях
Подвижной состав
Трамвай 71-154 на станции «ТРК „Европа“»
Салон трамвая 71-154
Интересные факты
Все остановки наземной части линии скоростного трамвая объявляются пассажирам как станции, хотя большая часть из них фактически не имеет принципиальных отличий от обычных трамвайных остановок.
Перспективы развития
В конце 2012 года был объявлен конкурс на проектирование третьей очереди скоростного трамвая от станции «Ельшанка» до станции «Университет». Конструктивно, продолжение линии будет отличаться от существующих станций: сокращение длины платформы для посадки пассажиров до 70 м, строительство двух капитальных наземных станций, таких например как «Дзержинская» в Кривом Роге. Неизменным остается одно — линия может быть переоборудована в полноценный метрополитен, так как продолжает проектироваться и строиться по тем же СНиПам. Всего же на линии будет запроектировано шесть станции с условными названиями «Новосибирская», «Аграрный университет», «Тормосиновская», «Панфиловская», «Купоросная балка» и «Госуниверситет». Длина линии составит 6.2 км.
Предложено выделить три пусковых комплекса:
5 марта 2013 года городской комитет по строительству Администрации Волгограда выступил с предложением о переименовании проектируемых станций скоростного трамвая. В итоге были утверждены следующие названия для будущих подземных станций: «Новосибирская», «Аграрный университет», «Тормосиновская», «Панфиловская», «Купоросная балка» и «Госуниверситет». [6]
Список станций
Станция «Площадь Ленина»
Скульптурная группа на станции «Комсомольская»