срп что такое в торговле
Срп что такое в торговле
Статья 2. Соглашение о разделе продукции
2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 19-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.
(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.
(абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
(абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.
Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.
В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.
В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:
если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.
(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
Соглашения о разделе продукции: бухгалтерский учет
«Бухгалтерский учет», N 1, 2000
При этом практическое применение Указаний в ряде случаев создает больше вопросов, чем ответов. Это касается, например, затрат капитального характера, которые в соответствии с Указаниями (п.8) фактически будут учитываться дважды: на счете 08 «Капитальные вложения» и счетах 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы». Кроме того, вызывает сомнение целесообразность отнесения всех фактических возмещаемых затрат на стоимость компенсационного сырья и учета прибыльного сырья по условной оценке. Существует и ряд других практических вопросов, которые, как нам кажется, решаются в Указаниях не с точки зрения экономического содержания деятельности по соглашениям о разделе продукции (СРП), а с точки зрения попыток увязать бухгалтерский учет с юридическими требованиями существующего законодательства.
В международной практике многие вопросы относительно учета деятельности по СРП уже решены, например, отсутствует специальный порядок учета деятельности по СРП, поскольку применяется бухгалтерский учет, аналогичный учету концессионной деятельности.
При этом учетные политики различных международных компаний могут отличаться друг от друга, однако все они основаны на общепринятых основополагающих принципах бухгалтерского учета.
Рассмотрим один из возможных вариантов такой учетной политики.
Основные подходы при выработке учетной политики по СРП
В соответствии с российской и международной практикой одной из основных целей бухгалтерского учета любой предпринимательской деятельности является отражение всех связанных с нею фактических доходов и расходов и формирование достоверного финансового результата. При этом доходы и расходы должны определяться исходя из основных допущений, требований и правил бухгалтерского учета, установленных теми или иными стандартами (национальными или международными).
В российском законодательстве основными из них признаны следующие: допущения имущественной обособленности организации и временной определенности фактов хозяйственной деятельности; требования полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, рациональности ведения учета, существенности.
Кроме того, очень важно соблюдение критериев признания активов (имущества) и обязательств (пассивов), а также доходов и расходов, что, в частности, связано с соблюдением принципа разделения затрат на капитализируемые и текущие (некапитализируемые).
При этом перечисленные допущения и требования должны применяться только комплексно, а не выборочно. Поэтому при выработке учетной политики необходимо в первую очередь проанализировать экономическое содержание операций, осуществляемых в рамках СРП, и определить как, с точки зрения соблюдения указанных выше принципов, следует отражать их в бухгалтерском учете.
В связи с этим целесообразно рассмотреть основные операции (этапы) в рамках осуществления СРП.
Полный производственный цикл в рамках СРП, как правило, состоит из следующих этапов:
приобретение права на разведку и эксплуатацию месторождения;
первоначальные затраты по подготовке месторождения к эксплуатации;
эксплуатация месторождения (добыча и продажа полученной продукции);
закрытие месторождения и восстановительные работы.
Приобретение права на разведку и эксплуатацию месторождения
На данном этапе инвестор получает «. исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. » (ст.2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»). Документом, подтверждающим указанные права, является лицензия, выдаваемая инвестору соответствующим государственным органом. Лицензия действительна на срок действия соглашения (как правило, более 10 лет).
Исходя из экономического содержания данных прав (возможности ведения соответствующей предпринимательской деятельности, т.е. извлечения дохода в течение определенного периода времени) расходы на их приобретение, включая перечисленные дополнительные расходы, следует признать затратами инвестора по приобретению нематериального актива и доведению его до состояния, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях, т.е. капитализируется. Капитализация перечисленных расходов осуществляется лишь при их существенности. В противном случае они в соответствии с международной практикой могут быть списаны как затраты текущего периода. Стоимость объектов нематериальных активов погашается при начислении амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
В международной практике данные затраты подлежат обязательной капитализации и относятся либо к отдельной группе внеоборотных активов, так называемых «минеральных прав» (как, например, в США), либо к нематериальным активам (как, например, в Германии). Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) не дают определения данных активов, поскольку соответствующий стандарт, учитывающий специфику бизнеса, связанного с извлечением природных ресурсов, находится в стадии подготовки. Однако при отсутствии в МСФО каких-либо положений они разрешают использовать аналогичные по содержанию стандарты, т.е. в нашем случае целесообразно использовать положения, относящиеся к нематериальным активам.
В российской практике в соответствии с отраслевой Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа, утвержденной Минтопэнерго России и ГП «Роснефть» от 01.11.1994, платежи за право на добычу полезных ископаемых включены в себестоимость добычи нефти и газа.
Первоначальные затраты по подготовке месторождения к эксплуатации
В международной практике добывающие компании применяют два метода учета таких затрат:
метод полных затрат подразумевает, что все затраты по приобретению соответствующих прав и подготовке конкретного месторождения капитализируются и затем амортизируются в течение срока его эксплуатации;
метод успешных усилий (в обобщенном виде) заключается в том, что все расходы, связанные с приобретением прав на эксплуатацию месторождений, основных средств, а также расходы на разведочное бурение и создание инфраструктуры на месторождениях с доказанными запасами минерального сырья (разработка которых экономически целесообразна) первоначально капитализируются, а затем амортизируются в соответствии с принятой учетной политикой. Затраты же по так называемым «сухим скважинам» (не давшим продукции) подлежат немедленному списанию на убытки. Российская отраслевая практика (за некоторыми исключениями) фактически также основана на данном принципе.
Перед тем как перейти к рассмотрению следующего этапа деятельности по СРП, остановимся на ряде специфических моментов, связанных с капитализированными затратами инвестора.
Согласно Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции» конкретными соглашениями будет устанавливаться перечень активов, относимых к имуществу для целей СРП, а также порядок, по которому такое имущество после возмещения его стоимости переходит в собственность государства.
Инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения. Срок выдаваемых лицензий на добычу минерального сырья составляет более 20 лет и в соответствии с Законом и соглашением может быть продлен по инициативе инвестора на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (т.е. фактически до момента истощения месторождения).
Таким образом, государство после выкупа (возмещения инвестору стоимости имущества / основных средств) фактически предоставляет это имущество / основные средства инвестору в аренду на срок действия соглашения, который практически равен сроку полезного использования таких основных средств.
В соответствии с основополагающими принципами бухгалтерского учета (в частности, требованием приоритета экономического содержания перед юридической формой) такие активы, несмотря на то, что они формально переходят в собственность другого лица, подлежат отражению в учете инвестора.
Подход российского законодательства в данном вопросе несколько отличается от международной практики. Поэтому в качестве примера приведем МСФО 17 «Аренда», основные положения которого заключаются в следующем.
Аренда подразделяется на финансовую и операционную (текущую). Признание аренды либо финансовой, либо операционной зависит в большей степени от содержания конкретной операции, а не формы договора.
При финансовой аренде все риски и выгоды, связанные с владением активом, в существенной степени переносятся на арендатора. При этом юридически право собственности может и не передаваться. Критериями, позволяющими признать аренду финансовой, являются, в частности, срок аренды (если он составляет большую часть срока экономической жизни (срока полезного использования) актива, несмотря на то, что право собственности не передается), а также специализированный характер арендованных активов (в силу чего только арендатор может использовать их без каких-либо существенных модификаций).
В случае признания аренды финансовой активы, полученные в аренду, отражаются в отчетности арендатора наравне с собственными активами (основными средствами) и амортизируются в течение срока аренды (либо срока полезного использования, если он меньше).
Следовательно, для целей бухгалтерского учета и составления достоверной финансовой отчетности переданное имущество (основные средства) должно числиться у инвестора и амортизироваться наравне с принадлежащими ему основными средствами.
Следует отметить, что описанный способ аналогичен способу начисления амортизации путем «списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)», предусмотренному ПБУ 6/97 «Учет основных средств».
Эксплуатация месторождения (добыча и продажа полученной продукции)
На этом этапе инвестор несет обычные текущие коммерческие расходы, связанные с извлечением полезных ископаемых, их дальнейшей реализацией либо переработкой.
Именно на этом этапе определяется себестоимость полученной продукции и формируется финансовый результат от данного вида деятельности.
Для правильного определения финансового результата, как уже упоминалось, необходимо учесть все расходы и доходы, связанные с данной деятельностью. Данное положение особенно важно для понимания экономического содержания операций по СРП, поскольку юридическая форма соглашения в российской практике бухгалтерского учета часто ставится выше реальных фактов хозяйственной деятельности.
По нашему мнению, такой подход не вполне обоснован.
Во-первых, перечень невозмещаемых затрат содержит: регулярные платежи (роялти); платежи (проценты) и комиссионные выплаты по ссудам (заемным средствам); затраты по статьям, превышающие ограничения, установленные соглашением; затраты, связанные с реализацией принадлежащей инвестору компенсационной продукции и доли прибыльной продукции, включая затраты на доставку этой продукции от предусмотренного соглашением пункта доставки или пункта раздела до пункта реализации, потери при транспортировке, затраты на страхование при транспортировке продукции до пункта назначения и другие комиссионные и прочие затраты и т.п., т.е. расходы, формирующие себестоимость производства и реализации продукции и признающиеся таковыми как российским законодательством по бухгалтерскому учету, так и МСФО.
В-третьих, что наиболее важно, такой подход полностью исказит реальный финансовый результат от данного вида деятельности. Так, например, можно представить финансовые результаты инвестора при списании на убытки одного отчетного периода всей суммы бонуса, который, как правило, составляет десятки миллионов долларов (вместо капитализации и последующей амортизации в течение срока действия соглашения).
В связи с этим инвестор обязан организовать соответствующий аналитический учет таких затрат и продукции.
Однако для целей бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности все затраты, связанные с деятельностью по СРП, являются возмещаемыми, т.е. должны покрываться доходами, получаемыми от данного вида деятельности, и, следовательно, формировать финансовый результат инвестора.
Таким образом, все расходы по добыче и реализации продукции (независимо от того, возмещаемые или невозмещаемые для целей соглашения) должны признаваться расходами по формированию полной себестоимости всей получаемой продукции.
Затраты, которые инвестор несет вне места осуществления добычи (например, расходы по содержанию аппарата самого инвестора, обслуживающего процесс управления деятельностью по СРП, расходы по оплате привлекаемых специалистов и т.п., т.е. помимо тех, которые рассматриваются как возмещаемые затраты) при их существенности также должны учитываться при формировании финансового результата от деятельности по СРП.
При учете операций в рамках соглашения целесообразно применять методику определения себестоимости продукции, выручки от ее реализации, а также формирования финансового результата, предусмотренную общей учетной политикой инвестора (т.е. аналогичную прочим видам деятельности, осуществляемым предприятием). Это обеспечит большую согласованность и достоверность отражения в учете и отчетности результатов хозяйственной деятельности инвестора в целом.
Закрытие месторождения и восстановительные работы
Финансирование таких работ производится путем создания ликвидационного фонда на основе отчислений в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Отражение операций по СРП
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующую схему бухгалтерских записей у инвестора, который самостоятельно (без привлечения какой-либо компании в качестве оператора) осуществляет деятельность по СРП.
1.1. Перечисление сумм единовременных платежей, которые в соответствии с СРП являются обязательным условием получения соответствующих прав:
Д-т сч. 76, субсч. «Расчеты с государством по СРП»,
К-т сч. 51 (52) «Расчетный счет» («Валютный счет»).
1.2. Подтверждение полученных прав (получение лицензии):
Д-т сч. 08, субсч. «Приобретение нематериальных активов»,
К-т сч. 76, субсч. «Расчеты с государством по СРП».
1.3. Отнесение на стоимость нематериальных активов прочих расходов, связанных с приобретением и приведением в состояние готовности этих объектов (например, стоимость услуг консультантов, оплата юридических процедур, обязательных платежей (бонусов) и т.п.):
Д-т сч. 08, субсч. «Приобретение нематериальных активов»,
1.4. Оприходование полученного нематериального актива по полной учетной стоимости:
Д-т сч. 04 «Нематериальные активы», субсч. «Права по СРП»,
К-т сч. 08, субсч. «Приобретение нематериальных активов».
Д-т сч. 08 «Капитальные вложения», субсч. «СРП»
в части приобретенных инвестором основных средств и создания инфраструктуры, а также расходов по разведке и бурению,
К-т сч. 60 (76) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Д-т сч. 01 «Основные средства», субсч. «СРП»
в части затрат по принятым в эксплуатацию скважинам, шахтам и т.п.,
Д-т сч. 80 «Прибыли и убытки»
в части затрат по «сухим скважинам»,
К-т сч. 08 «Капитальные вложения», субсч. «СРП».
Оприходование капитализируемых затрат и основных средств, находящихся в месте осуществления деятельности по СРП, производится на основании соответствующих документов. При этом для контроля за указанным имуществом инвестора и анализа структуры расходов целесообразно вести аналитический учет по каждому виду затрат (в том числе основных средств).
Д-т сч. 20 «Основное производство», субсч. «СРП»,
К-т сч. 02 (05) «Износ основных средств» («Амортизация нематериальных активов»).
Д-т сч. 20 «Основное производство», субсч. «СРП»,
К-т счетов учета соответствующих расходов (02, 05, 10, 12, 26, 70 и т.д.).
Для целей управленческого учета и налогообложения необходимо организовать аналитический учет расходов инвестора по возмещаемым и невозмещаемым затратам.
Д-т сч. 40 «Готовая продукция», субсч. «СРП»,
К-т сч. 20 «Основное производство», субсч. «СРП».
В аналитическом учете необходимо обеспечить разделение готовой продукции на компенсационную и прибыльную.
Что такое соглашение о разделе продукции. Объясняем простыми словами
Соглашение о разделе продукции — это договор, по которому иностранный инвестор получает право на добычу полезных ископаемых, оставляя часть добытого себе; другая часть отходит государству.
Такое соглашение — это вид государственно-частного партнёрства. Подписывая контракт, государство и иностранная добывающая компания учреждают совместное предприятие (СП). Принимающая сторона получает часть продукции в натуральной форме, например в виде нефти или газа, и играет активную роль в этом СП.
Государство может быть заинтересовано в иностранных технологиях, эффективном использовании ресурсов и создании новых рабочих мест. Мировым корпорациям нужно расширение производства и увеличение прибыли.
В России соглашения о разделе продукции регулируются отдельным законом. Согласно ему РФ как собственник недр передаёт инвестору на определённый срок исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. Иностранный участник соглашения ведёт эти работы за свой счёт и на свой риск.
В стране по состоянию на 2021 год действуют всего три подобных проекта.
Харьягинское нефтяное месторождение в Ненецком автономном округе, оператор — российская госкомпания «Зарубежнефть», которой принадлежит 40%. Ещё 20% у Total, 30% у Equinor и 10% у Ненецкой нефтяной компании.
Пример употребления на «Секрете»
«Компании просят освободить от налога на прибыль зарубежные добывающие предприятия, которые работают по соглашению о разделе продукции. Инвестор заключает такое соглашение с государством, добывая сырьё на особых условиях».
(О том, как крупный российский бизнес захотел в «домашние офшоры», но поставил условия.)
Нюансы
Соглашение о разделе продукции имеет много общего с концессией, по которой частная компания (концессионер) запускает какой-то важный для государства проект (например, строит новый аэропорт, платные скоростные дороги, внедряет систему «Платон» для взимания оплаты с грузовиков или систему маркировки товаров «Честный знак»). Взамен компания пользуется этим объектом и получает с него прибыль.
В обоих соглашениях база для извлечения прибыли (дороги, нефтяные скважины) остаётся в собственности у государства. Существенным отличием является то, что по концессионному соглашению инвестор может получать всю произведённую продукцию, а по соглашению о разделе — только её часть.
В мире используются три основные модели соглашений о разделе продукции:
индонезийская. По ней добытое сырьё сначала передаётся инвестору для возмещения его затрат на геологоразведку и подготовку к добыче. Когда затраты окупились, сырьё делится в пропорциях, указанных в соглашении. Доля инвестора облагается налогом на прибыль.
В основу российского закона о соглашениях по разделу продукции была положена индонезийская модель.