срочный возврат вагонов что это
Сложности практики // У грузополучателя не может быть внедоговорной ответственности перед оператором железнодорожного подвижного состава за задержку возврата вагонов
На уровне окружных судов сформировались диаметральные подходы к разрешению вопроса о характере ответственности грузополучателя перед оператором подвижного состава за задержку возврата вагонов (контейнеров).
Если Уральский (А60-61504/2019 и А60-2749/2019) и Западно-Сибирский округа (А67-6477/2019 и А45-1811/2020) исходят из её внедоговорной природы, то суды Восточно-Сибирского (А33-21791/2018, А10-5146/2018, А19-2093/2019) и Северо-Западного округов (А21-13319/2019 и А56-99396/2018) требуют наличия обязательственной связи.
Тут нужно вспомнить, что статьи 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта действительно предусматривают ответственность грузоотправителя (грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования) за задержку вагонов (контейнеров) перевозчика под погрузкой или выгрузкой. Эти нормы по сути воскресили действовавшую в советский период статью 156 Устава железных дорог союза ССР.
При этом в основе советской нормы лежала мысль, что поскольку обеспечение подвижным составом является составной частью услуги перевозки в целом, которая, в свою очередь, осуществляется единственным (монопольным) исполнителем, то изъятие вагонов (контейнеров) из технологического процесса (в частности, по причине задержки под погрузки или выгрузкой) ставит перевозчика в затруднительное положение. Последний должен либо отказывать в перевозке по причине отсутствия свободного подвижного состава, либо держать избыточный парк. В условиях плановой экономики один вариант хуже другого. В этой связи установление ответственности за задержку возврата вагонов (контейнеров) создавало стимулы к недопущению подобных ситуаций (логика простая, «держать» вагон должно быть менее выгодно, чем вернуть). При этом для уравновешивания положений перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя) рассматриваемая статья 156 УЖД СССР предоставляла сторонам возможность установить в договоре (на эксплуатацию пути или на подачу и уборку вагонов) комфортные сроки с учетом особенностями работы станции и подъездных путей.
Однако в 2003 году на железной дороге произошли существенные организационные изменения. Так, в ходе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (утв. постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 № 384) грузовой вагонный парк практически полностью был передан независимым частными компаниям (подробнее об этом в докладе «Реформирование и регулирование железнодорожного транспорта в России: ретроспективный обзор ИПЕМ»).
В перевозочном процессе появился новый участник – оператор железнодорожного подвижного состава – компания, владеющая грузовыми вагонами (контейнерами) и оказывающая услуги по их предоставлению для осуществления перевозки. Забота о наличии свободного подвижного состава перешла на плечи операторов.
Как следствие возник вопрос, если статьи 62 и 99 Устава направлены на регулирование отношения, связанные с использованием вагонов (контейнеров) при перевозке, то с учетом произошедших изменений вправе ли ими «пользоваться» операторы подвижного состава, которые по сути заменили перевозчика в этих отношениях?
Первый ответ на этот вопрос последовал в 2012 году. В постановлении от 20.03.2012 № 15028/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда отметил, что действие статьи 62 Устава распространяется не только на перевозчика, но и на иного владельца вагона, являющегося оператором подвижного состава. В последующем такой же позиции стал придерживаться Верховный Суд, сначала в отказных определениях экономической коллегии (определения № 307-ЭС17-3303 и 307-ЭС16-10663), после чего выпустив абстрактные разъяснения (пункт 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2017).
При этом оба суда прямо не выразили позицию о природе возникающей между оператором подвижного состава и грузополучателем ответственности по поводу использования подвижного состава. Кажется, что ВАС склонялся к внедоговорному характеру, а ВС наоборот (неспроста в обзоре за пример взята фабула, где экспедитор обращается к клиенту с иском из договора транспортной экспедиции). В любом случае, молчание высших судов заставило нижестоящие суды его восполнять.
В пользу внедоговорной ответственности грузополучателя суды в основном приводят следующие доводы:
Издалека приведенные тезисы выглядят логично, но при детальном рассмотрении прихожу к обратным выводам. По мне, иск оператора подвижного состава к грузополучателю по поводу задержки вагонов (контейнеров) может быть основан исключительно на договоре. И вот почему.
Первый довод про равенство прав оператора подвижного состава и перевозчика, как уже говорил, в целом правильный. Но важный акцент: у грузополучателя нет внедоговорной ответственности перед перевозчиком, предоставляющим подвижной состав.
В первый раз личность грузополучателя возникает перед перевозчиком при заключении договора перевозки, когда грузоотправитель предоставляет заявку на перевозку груза (статья 11 Устава). В последующем эти сведения переносятся в транспортную накладную и становятся одним из условий договора перевозки. Есть много точек зрения относительно положения грузополучателя в договоре перевозки, однако совершенно точно обязательственная связь между ним и перевозчиком существует. Именно она позволяет грузополучателю реализовать свое секундарное право требовать выдачи груза, а перевозчику ожидать от грузополучателя окончательного расчета за перевозку (абзац пятый статьи 30, статья 36 Устава).
При этом уже после завершения непосредственно перевозки и выдачи груза обязательственная связь между перевозчиком и грузополучателем не прекращается, пусть даже места выгрузки расположены на железнодорожных путях необщего пользования. В этот период отношения начинают подчиняться договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или на подачу и уборку вагонов, наличие которого обуславливает возможность отправлять и принимать грузы (статьи 55 и 56 Устава).
В Российской Федерации насчитывается более 12 тысяч железнодорожных станций, каждая из которых обладает технологическими особенностями. Порядок, условия и сроки обработки подвижного состава на каждой станции могут зависеть от размера самой станции, обеспеченности тяговым подвижным составом, количества и протяженности примыкающих путей, количества владельцев путей необщего пользования и грузополучателей, грузооборота как по номенклатуре, так и по массе (количеству). Всё это неминуемо будет отражаться на сроках обработки и возврата вагонов, ведь что приемлемо для «малой» станции, не подойдет для большой.
В этой связи договор на эксплуатацию пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов среди прочего устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава).
Таким образом, взаимосвязанное толкование статей 56, 58, 62, 99 и 100 Устава позволяет утверждать, что необходимым условием для возникновения ответственности грузополучателя перед перевозчиком за задержку возврата его (перевозчика) вагонов является наличие между ними договора, где среди прочего установлены сроки для возврата. Видимо, по этой же причине в статье 100 Устава, которая призвана для расчета суммы штрафа, делается акцент, что штраф начисляется с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи/уборки вагонов.
Устав не допускает подобной (внедоговорной) ответственности перед перевозчиком, а, следовательно, её не может быть и перед оператором подвижного состава. Наличие договора между грузополучателем и оператором имеет определяющее значение.
При этом если на нормативном уровне предписано, что предоставление подвижного состава осуществляется только на основании договора, то нет ни единого основания давать оператору особую повышенную защиту своего «владения» (к слову, это второй довод судов в обоснование внедоговорного характера ответственности).
Оператор, будучи предпринимателем и профессиональным участником рынка, может и должен самостоятельно заботиться об эффективности работы своего подвижного состава. Действующее правовое регулирование для этого предоставляет массу механизмов, самым простым из которых является договорная неустойка (статья 330 Гражданского кодекса). По моим грубым подсчетам за 2019 год арбитражными судами рассмотрено порядка 860 дел по искам операторов подвижного состава к клиентам о взыскании договорных неустоек за нарушение срока возврата вагонов.
Таким образом, приводимые в защиту подхода о внедоговорном характере ответственности на проверку оказались слабыми. Нет ни одного позитивного эффекта от введения подобной ответственности.
Наоборот, введение такой ответственности влечет мультиплицирование ответственности грузополучателя, когда последний, единожды задержав вагон, получит требование сначала от покупателя, привлекшего его для исполнения договора поставки, а затем от оператора, в чьём подвижном составе была выполнена перевозка. И если кредитор-покупатель грузополучателю известен, то появление дополнительного кредитора, причем с требованиями, на формирование которых получатель не мог влиять, будет неожиданностью.
Возникает лишь вопрос, как должен «работать» подход Верховного Суда, обозначенный в пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда? Так вот, предусмотренная статьями 62 и 99 Устава законная неустойка должны применяться постольку, поскольку в договоре на предоставление подвижного состава и (или) транспортной экспедиции отсутствует условие о неустойке. Иными словами, если в указанных договорах не предусмотрена неустойка за задержку возврата вагонов, то оператор вправе привлечь контрагента (грузоотправителя, грузополучателя или владельца путей необщего пользования), ссылась на положения статей 62 и 99 Устава.
Раздел VI. Вагоны совместного пользования
Раздел VI. Вагоны совместного пользования
§ 16. Общие положения
16.1. При использовании вагонов совместного пользования наряду с применением условий настоящего раздела применяются также другие предписания настоящих Правил в части, не противоречащей условиям настоящего раздела.
16.2. Вагон совместного пользования имеет соответствующую идентификацию*.
16.3. Текущий ремонт вагона с отцепкой от поезда и его техническое обслуживание обеспечивается железнодорожной компанией-пользовательницей вагона за ее счет.
§ 17. Условия пользования вагонами
17.1. Железнодорожная компания-пользовательница оплачивает железнодорожной компании-владельцу вагона плату за пользование вагоном по ставкам, указанным в Приложении 12 к ПГВ, с момента приема ею вагона до его передачи другой железнодорожной компании.
Плата за пользование вагоном с количеством осей 8 и более начисляется по ставкам, установленным владельцем вагона. Использование такого вагона согласовывается между владельцем вагона и железнодорожными компаниями-пользовательницами вагона.
17.2. Вагоны совместного пользования после выгрузки должны быть возвращены железнодорожной компании-владельцу вагона.
17.3. Железнодорожная компания-пользовательница, при условии соблюдения требований пункта 3.8, может вернуть вагон (кроме транспортеров) в груженом состоянии в случаях, когда груз следует:
17.3.1. на станцию железной дороги приписки вагона;
17.3.2. на станцию железной дороги по направлению к железной дороге приписки вагона;
на станцию железной дороги, расположенной далее железной дороги приписки вагона, транзитом через нее.
17.4. При возврате вагона в порожнем состоянии его перевозка обеспечивается железнодорожными компаниями, которые осуществляли перевозку вагона в груженом состоянии.
В случае несоблюдения данного условия, в результате чего возврат порожнего вагона был осуществлен через железнодорожные компании, которые не участвовали в груженом пробеге, железнодорожная компания, отправляющая порожний вагон, возмещает железнодорожным компаниям, обеспечившим возврат порожнего вагона владельцу, компенсацию за каждый вагоно-километр пути, пройденного вагоном в порожнем состоянии, по ставкам в соответствии с пунктом 3 Приложения 12 к ПГВ.
Расчеты проводятся по ведомости возмещения за порожний пробег согласно Приложению 13 к ПГВ.
17.5. Железнодорожная компания-пользовательница может передать груженый вагон железнодорожной компании, не являющейся стороной настоящего Договора, без согласования с железнодорожной компанией- владельцем вагона в следующих случаях:
17.5.1. если это предусмотрено договором перевозки;
17.5.2. при изменении режима правового регулирования договора перевозки.
17.6. В случае отсутствия необходимого количества своих вагонов под погрузку, железнодорожная компания может запросить вагоны у железнодорожной компании-владельца в качестве вагонной помощи. В запросе указывается количество и дата, к которой должны быть предоставлены вагоны.
17.6.1. Железнодорожная компания-владелец, оказывающая вагонную помощь, направляет порожние вагоны с оформлением сопроводительного листа согласно Приложению 11 к ПГВ с проставлением отметки «вагонная помощь».
17.6.2. Железнодорожная компания, запросившая вагонную помощь, оплачивает порожний пробег, некомпенсированный груженым пробегом, железнодорожным компаниям, обеспечивающим перевозку и возврат вагонов в их адрес.
Плата за порожний пробег начисляется за каждый некомпенсированный груженым пробегом вагоно-километр кратчайшего пути, пройденного вагонами в порожнем состоянии, по ставкам в соответствии с пунктом 3 Приложения 12 к ПГВ. Расчеты проводятся по ведомости возмещения за порожний пробег согласно Приложению 13 к ПГВ.
17.6.3. Железнодорожная компания-пользовательница в случае использования вагона, следующего под погрузку в соответствии с пунктом 17.6.1 не в ее адрес, оплачивает владельцу вагона плату за пользование вагоном, начисленную по удвоенным ставкам, указанным в Приложении 12 к ПГВ, за все время нахождения вагона с момента его приема до передачи другой железнодорожной компании.
17.7. Сдающая железнодорожная компания должна предъявлять к передаче порожние вагоны, очищенные от остатков груза.
17.8. Железнодорожная компания-пользовательница освобождается от платы за пользование вагоном (тележкой):
17.8.1. на время перерыва в движении, но не более 10 суток на линии, по которой должны следовать эти вагоны, вследствие форс-мажора и невозможности пропуска вагонов другим путем.
В случае наступления форс-мажора на железной дороге железнодорожной компании-пользовательницы, она в течение суток направляет уведомление железнодорожной компании-владельцу вагона.
В случае наступления форс-мажора на железной дороге принимающей железнодорожной компании она в течение суток уведомляет сдающую железнодорожную компанию, которая незамедлительно уведомляет железнодорожную компанию-владельца вагона о неприеме вагонов.
Основанием для освобождения от платы за пользование вагонами являются документы, выданные уполномоченным в соответствии с национальным законодательством органом государства, в котором наступил форс-мажор, подтверждающие его наступление и прекращение, а также перечень номеров задержанных вагонов.
Данные документы железнодорожная компания-пользовательница направляет железнодорожной компании-владельцу вагона, а принимающая железнодорожная компания предоставляет их сдающей железнодорожной компании.
В случае несоблюдения принимающей железнодорожной компанией условий настоящего пункта, она обязана возместить сдающей железнодорожной компании плату, которая уплачена железнодорожной компании-владельцу вагона за время неприема вагона, но не более 10 суток;
17.8.2. на время задержки вагона по вине его владельца.
Факт задержки подтверждается актом согласно Приложению 4 к ПГВ ли протоколом согласно Приложению 14 к ПГВ и отметкой «Не принят. Акт N ___» или «Не принят. Протокол N ___» соответственно в графе «Примечание» вагонной ведомости;
17.8.3. на время задержки в связи с необоснованным отказом в приеме вагона принимающей железнодорожной компании;
Факт неприема подтверждается актом согласно Приложению 4 к ПГВ и отметкой «Не принят. Акт N ___» в графе «Примечание» вагонной ведомости.
В этом случае железнодорожная компания-пользовательница оплачивает железнодорожной компании-владельцу вагона плату за время нахождения у неё вагона с момента приема вагона железнодорожной компанией-пользовательницей до момента приема вагона принимающей железнодорожной компанией, подтвержденное вагонными ведомостями.
Принимающая железнодорожная компания, отказавшая в приеме вагона, возмещает (оплачивает) сдающей железнодорожной компании-пользовательнице плату за время задержки вагона. Расчеты проводятся по ведомости согласно Приложению 15 к ПГВ;
Из общей суммы начисленной платы за пользование вагонами вычитается сумма, рассчитанная за время освобождения по ставкам первого периода;
17.8.5. при включении порожних вагонов в поезда в качестве прикрытия или обеспечения тормозного нажатия (при условии, что они принадлежат сдающей или принимающей железнодорожным компаниям и курсируют на пограничных переходах между станциями, установленными пограничными соглашениями или протоколами пограничных комиссий, и не используются для погрузки или перегрузки в них грузов, что подтверждается отметкой «Вагон прикрытия» или «Вагон для обеспечения тормозного нажатия» в графе «Примечание» вагонной ведомости);
17.8.6. в случае повреждения вагона по вине владельца вагона:
17.8.6.1. при ремонте вагона без затребования запасных частей на время со дня (часа), следующего за исключением его из поезда, до дня (часа) сдачи его в эксплуатацию, но не более 120 часов. Время исключения вагона из поезда и время возврата его в эксплуатацию отмечается в извещении согласно Приложению 16 к ПГВ;
17.8.6.2. при ремонте вагона, для которого необходимо затребование запасных частей, на время со дня (часа), следующего за исключением вагона из поезда до дня (часа) сдачи его в эксплуатацию, но не более 48 часов со дня (часа) прибытия запасных частей. Время исключения вагона из поезда, время прибытия запасных частей и время возврата его в эксплуатацию отмечается в извещении согласно Приложению 16 к ПГВ;
§ 18. Условия срочного возврата
18.1. Железнодорожная компания-владелец вагонов имеет право требовать срочный возврат своих вагонов. Это право может быть применено на общий срок не более 90 суток в течение календарного года.
18.2. Железнодорожная компания-владелец вагонов извещает железнодорожную компанию-пользовательницу о срочном возврате вагона не позднее, чем за 5 суток до начала действия режима срочного возврата.
В извещении указываются: даты начала и окончания действия срочного возврата, род или номера вагонов в случаях, когда требуется срочный возврат только отдельных вагонов.
18.3. Если вагон находится под действием договора перевозки, начало действия режима срочного возврата наступает с момента окончания договора перевозки.
18.4. В случае требования железнодорожной компании-владельца срочного возврата вагонов, железнодорожная компания-пользовательница может загрузить вагон только назначением на станции железной дороги приписки вагона.
18.5. Железнодорожная компания-пользовательница при срочном возврате вагонов в порожнем состоянии оформляет сопроводительный лист согласно Приложению 11 к ПГВ и проставляет отметку «срочный возврат».
18.6. В случае невыполнения требования срочного возврата плата за пользование вагоном, предусмотренная пунктом 17.1, начисляется в двойном размере, начиная с 0 часов 00 минут суток начала действия срочного возврата и заканчивается в 23 часа 59 минут суток окончания действия срочного возврата.
Начисленные в двойном размере суммы учитываются железнодорожной компанией-пользовательницей при формировании расчетных документов по плате за пользование вагонами согласно настоящим Правилам.
§ 19. Порядок начисления платы за пользование вагонами и тележками
19.1. Основанием для начисления платы за пользование вагоном и тележками является вагонная ведомость согласно Приложению 2 к ПГВ.
19.2. Учетное время пользования вагоном или тележками, не принадлежащих владельцу вагона, исчисляется в часах.
Плата начисляется и прекращается часом, следующим после передачи (например, с 23 часов 00 минут по 23 часа 59 минут считаются как 24 часа 00 минут; с 00 часов 00 минут по 00 часов 59 минут считаются как 01 час 00 минут).
При наличии расхождения в данных учета сдающей и принимающей железнодорожных компаний действительными считаются данные принимающей железнодорожной компании, установленные и доказанные ею.
19.3. Начисление платы за пользование вагоном, тележками и вагоном без тележек производится по ставкам, указанным в Приложении 12 к ПГВ.
Плата, начисленная за пользование тележками, подкатываемыми под один вагон, не должна превышать плату, начисляемую за пользование двумя тележками 4-осного вагона, независимо от количества подкаченных тележек.
19.4. Величина ставок платы может быть изменена на основании расчетов либо проиндексирована в соответствии с Приложением 17 к ПГВ.
19.5. При освобождении от платы за пользование вагоном (тележками), в соответствии с пунктами 17.8.1, 17.8.2 и 17.8.6.2 для определения количества часов, подлежащих оплате, из общего количества часов пользования вычитается количество часов, освобождаемых от платы, а оставшееся количество часов распределяется на периоды пользования.
Если общее количество часов пользования вагоном (тележками) равно количеству часов, освобождаемых от платы, плата начисляется за 24 часа по ставкам первого периода.
19.6. При возвращении непринятых вагонов в адрес сдающей железнодорожной компании позднее срока, указанного в акте согласно пункту 4.7 и Приложению 4 к ПГВ, за время задержки вагонов сверх этого срока на железнодорожную компанию, необоснованно отказавшую в приеме вагона, начисляется плата за пользование задержанными вагонами в соответствии с настоящими Правилами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 04.09.2017 N 1773р «Об утверждении Технологии рассмотрения запросов-уведомлений на перевозку порожних вагонов»
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 4 сентября 2017 г. N 1773р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ
РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ-УВЕДОМЛЕНИЙ НА ПЕРЕВОЗКУ
В связи со вступлением в силу со 2 апреля 2017 г. Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России 7 декабря 2016 г. N 374:
2. Главному инженеру ЦФТО Муреву Д.И. организовать доработку программного обеспечения в соответствии с пунктами 3.2, 4.2, 5.4, 5.5 и разделами 6, 7 Технологии.
3. Признать утратившей силу Технологию рассмотрения запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов в соответствии с приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214, утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2015 г. N 3064р.
генеральный директор ЦФТО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 04.09.2017 N 1773р
РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ-УВЕДОМЛЕНИЙ НА ПЕРЕВОЗКУ
Настоящая Технология распространяется на запросы на перевозку порожних вагонов, следующих: под погрузку, для временного размещения на железнодорожных путях общего или необщего пользования, в ремонт, для промывки, пропарки, ветеринарно-санитарной обработки; под перегрузку и другие цели, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Предметом настоящей Технологии не являются вопросы рассмотрения запроса на соответствие положениям пункта 6 Перечня критериев.
2. Предъявление запроса
Для осуществления перевозок порожнего грузового вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления их для перевозки представляет перевозчику в сроки, установленные в п. 52 Правил, запрос.
При отсутствии у отправителя Соглашения об ЭОД запрос представляется Агенту СФТО станции отправления вагона на бумажном носителе.
3. Проверка полноты и правильности оформления запроса,
соблюдения сроков направления на согласование
Предусматриваются следующие цели перевозки порожнего вагона: под погрузку груза, в ремонт, для временного размещения вагонов, для промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, под перегрузку и другие цели, предусмотренные правилами перевозок железнодорожным транспортом. Цель перевозки порожнего вагона указывается в запросе в графе «Наименование груза». В электронной форме запроса в АС ЭТРАН отметка о цели перевозки содержится в блоке «Специальные отметки».
Время предъявления порожнего вагона для перевозки, указанное в запросе, имеет информационное (справочное) значение. В дату предъявления порожнего вагона для перевозки, предусмотренную запросом, порожний вагон может быть предъявлен для перевозки до 24.00.
В соответствии с п. 57 Правил:
если порожний вагон следует в ремонт или в промывку, пропарку, на ветеринарно-санитарную обработку, в запросе должна содержаться информация о соответствующем договоре. При отсутствии соответствующего договора к запросу прикладывается согласие получателя на прием порожнего вагона или о таком согласии делается отметка в запросе;
Отметка о приложенном документе указывается в запросе в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 09.06.2016 N 1113р при оформлении отправителем накладной при направлении вагонов в отстой в графе «Наименование груза» проставляется отметка «В отстой по договору N __ от __» (указывается номер договора с отправителем на отстой порожних вагонов и дата его заключения), в графе «По заявке N __ от __» указывается номер согласованной ОАО «РЖД» заявки на отстой вагонов.
3.1. При направлении отправителем запроса в электронной форме в АС ЭТРАН автоматически осуществляется проверка полноты и правильности заполнения запроса, соблюдения сроков направления на согласование.
При направлении отправителем запроса в бумажном виде Агент СФТО проверяет полноту и правильность заполнения запроса и соблюдение сроков направления на согласование. Агент СФТО вводит данные запроса, прошедшего проверку, в АС ЭТРАН для рассмотрения запроса и принятия решения о его согласовании или отклонении исходя из Перечня критериев.
По запросам, представленным отправителем с нарушением сроков направления или оформленным с нарушением требований Правил, выдается (направляется) в АС ЭТРАН в автоматическом режиме соответствующее информационное сообщение для отправителя или Агента СФТО (в случае ввода Агентом СФТО запроса).
3.2. Кроме того, Агентом СФТО осуществляется проверка в следующих случаях.
3.2.1. При предъявлении порожнего вагона к перевозке лицом, не являющимся владельцем вагона или грузополучателем предыдущего рейса (при направлении вагонов на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку), по которому в электронной базе доверенностей отсутствуют сведения о наличии полномочий на осуществление соответствующих операций от имени владельца вагона, Агент СФТО проверяет полномочия отправителя в соответствии с пунктом 51 Правил.
3.2.2. Если порожний вагон следует в ремонт или в промывку, пропарку, на ветеринарно-санитарную обработку (в блоке АС ЭТРАН «Специальные отметки» проставлена отметка «в ремонт» или «с промывкой»), но в запросе не указана информация о соответствующем договоре и отсутствует отметка о согласии получателя на прием порожнего вагона Агент СФТО проверяет наличие приложенного согласия получателя на прием порожнего вагона в соответствии с пунктом 57 Правил.
При вводе запроса в АС ЭТРАН предусматривается возможность проставления отметки о согласии получателя на прием порожнего вагона следующего содержания «Наличие согласия получателя на прием порожнего вагона подтверждаю».
3.2.3. Если порожний вагон направляется на станцию назначения для временного размещения на железнодорожных путях необщего пользования (в блоке АС ЭТРАН «Специальные отметки» проставлена отметка «в отстой на собственных путях»), и в АС ЭТРАН отсутствует подписанное ЭП согласие владельца железнодорожного пути необщего пользования на прием порожнего вагона, Агент СФТО проверяет наличие согласия владельца железнодорожного пути необщего пользования.
4. Оформление возврата запроса без рассмотрения
4.1. При возврате без рассмотрения в запросе в графе 3 «Отметки перевозчика» проставляется отметка следующего содержания: «Возвращено без рассмотрения. Нарушены требования п. (указывается пункт Правил) Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 г. N 374» и дополнительно указывается причина возврата:
При подаче запроса отправителем в бумажном виде отметка о возврате без рассмотрения проставляется Агентом СФТО и заверяется его подписью и календарным штемпелем. Агент СФТО возвращает отправителю запрос под роспись о получении в копии запроса с отказом.
5. Определение возможности приема порожнего вагона
к перевозке в соответствии с Перечнем критериев
Определение возможности перевозки порожнего вагона осуществляется автоматически в АС ЭТРАН при рассмотрении запроса по всем пунктам Перечня критериев.
5.1. Проверка по пункту 1 Перечня критериев «Отсутствие в законодательстве Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, запретов и ограничений, препятствующих осуществлению железнодорожной перевозки порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов».
В случае наличия запрещений (запретов) и ограничений по перевозке порожних грузовых вагонов запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 1 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214. Наличие запретов и ограничений, препятствующих осуществлению железнодорожной перевозки порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации или иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
В соответствии с данным пунктом проверяется наличие на станции назначения порожнего грузового вагона согласованной перевозчиком заявки ГУ-12.
В случае несоответствия запроса данным требованиям запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 2 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
5.3. Проверка по пункту 3 Перечня критериев «Соответствие сведений запроса-уведомления сведениям согласованной перевозчиком заявки ГУ-12, если вагоны следуют под погрузку».
5.3.1. По пункту 3.1 Перечня критериев «Наличие в запросе-уведомлении номера заявки ГУ-12 и соответствие его номеру заявки ГУ-12, под которую направляются вагоны» проверяется:
1) Наличие в запросе номера заявки ГУ-12 в графе «По заявке N __»;
2) Указанная в запросе заявка ГУ-12 должна быть согласована ОАО «РЖД».
В случае несоответствия запроса данным требованиям запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 3.1 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
5.3.2. По пункту 3.2 Перечня критериев «Соответствие наименования владельца вагонов, указанного в запросе-уведомлении, наименованию владельца вагонов, указанному в заявке ГУ-12, либо соответствие наименования владельца вагонов, выдавшего полномочия на предъявление вагонов к перевозке, наименованию владельца вагонов, указанного в заявке ГУ-12, при наличии у перевозчика информации о выданных полномочиях» проверяется:
1) Соответствие владельца вагонов, указанных в запросе, и владельца вагонов, указанного в заявке ГУ-12;
2) Соответствие наименования владельца вагона, выдавшего полномочие на предъявление вагонов к перевозке, наименованию владельца вагонов, указанному в заявке ГУ-12.
В случае несоответствия запроса данным требованиям запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 3.2 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214, предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии».
5.3.3. По пункту 3.3 Перечня критериев: «Соответствие сведений о наименовании владельца вагонов, направляющего принадлежащие ему вагоны для выполнения заявки ГУ-12, в которой указано наименование другого владельца, сведениям, содержащимся в имеющихся в распоряжении перевозчика полномочиях, выданных одним владельцем другому, об использовании таких вагонов при выполнении заявки ГУ-12» проверяется:
1) Наличие у владельца вагона, указанного в запросе (владелец 2) полномочий на использование его вагонов под заявку ГУ-12, выданных владельцем вагона (владелец 1);
2) Соответствие наименования владельца вагона (владелец 1), выдавшего полномочие на использование вагонов другого владельца (владелец 2) под заявку ГУ-12, наименованию владельца вагона, указанному в заявке ГУ-12;
3) Соответствие наименования владельца вагона (владелец 2), указанного в запросе, наименованию владельца вагона, указанному в имеющихся в распоряжении ОАО «РЖД» полномочиях, выданных владельцем, указанным в заявке ГУ-12 (владелец 1).
В случае несоответствия запроса данным требованиям запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 3.3 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214, предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии».
1) Соответствие станции назначения, указанной в запросе, станции отправления в заявке ГУ-12, указанной в запросе;
2) Соответствие наименования получателя порожних грузовых вагонов, указанного в запросе, наименованию грузоотправителя в заявке ГУ-12, указанной в запросе.
В случае несоответствия запроса данным требованиям запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 3.4 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
5.3.5. В соответствии с п. 3.5 Перечня критериев «Соответствие рода подвижного состава, указанного в запросе-уведомлении и заявке ГУ-12» проверяется соответствие рода предъявляемого к перевозке порожнего грузового вагона роду подвижного состава, указанному в графах 10 и 11 заявки ГУ-12.
В случае несоответствия запроса данным требованиям запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 3.5 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
5.4. Проверка по пункту 4 Перечня критериев «Дата отправления, указанная в запросе-уведомлении, позволяет обеспечить доставку такого вагона на станцию назначения в период действия заявки ГУ-12 (с учетом расчетного срока доставки вагона, предъявляемого к перевозке)».
Расчетный срок доставки порожнего грузового вагона, предъявляемого к перевозке, определяется относительно даты приема порожнего вагона к перевозке, равной указанной в запросе дате предъявления порожнего вагона для перевозки.
Исчисление расчетного срока доставки порожнего вагона осуществляется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245, и начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за указанной в запросе датой предъявления порожнего вагона для перевозки. При наличии договора, предусматривающего иной срок доставки порожних вагонов от станции отправления до станции назначения, заключенного между отправителем/получателем и ОАО «РЖД» в соответствии со статьей 33 Устава, расчетный срок доставки определяется в соответствии со сроком доставки, предусмотренным в указанном договоре.
Расчетная дата прибытия порожнего грузового вагона должна попадать в период действия заявки ГУ-12, указанной в запросе.
В случае несоответствия запроса данным требованиям запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 4 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
5.5. Проверка по пункту 5 Перечня критериев «Непревышение количества вагонов владельца, указанного в запросе-уведомлении, количеству вагонов данного владельца по заявке ГУ-12, необходимых для выполнения не более чем декадной нормы погрузки, при подаче вагонов в период декады (за исключением случаев, когда вагоны следуют в составе отправительского маршрута), под которую следуют вагоны».
В соответствии с п. 5 Перечня критериев проверяется:
1) Непревышение общего количества вагонов, указанного в строке «Итого» заявки ГУ-12, количеству вагонов, указанному в запросе.
При рассмотрении запроса определяется количество вагонов в согласованных запросах, в которых указана данная заявка ГУ-12.
Количество порожних грузовых вагонов в рассматриваемом запросе не должно превышать количество вагонов, указанное в графе 9 заявки ГУ-12, под которую направляются порожние грузовые вагоны (с учетом суммы всех вагонов в ранее согласованных запросах).
2) Непревышение количества вагонов, указанного в строке графы 9 заявки ГУ-12, в которой владелец вагонов соответствует владельцу предъявляемого к перевозке вагона (если соответствующих строк в заявке ГУ-12 несколько, то к учету принимается сумма вагонов, указанных в графе 9, соответствующих строк).
При рассмотрении запроса определяется количество предъявляемых к перевозке вагонов владельца (по согласованным запросам) под данную заявку ГУ-12.
Сумма рассчитанного количества вагонов в рассматриваемом запросе не должна превышать количество вагонов, указанное в графе 9 заявки ГУ-12 по строке, где владелец вагонов, указанный в графе 12 «Примечание», соответствует владельцу предъявляемого для перевозки вагона.
3) Обеспечение равномерности заадресовки порожних грузовых вагонов. С целью исключения скопления порожнего подвижного состава на станциях погрузки, отправление порожних грузовых вагонов осуществляется «по декадам» в соответствии с графиком подач по заявке ГУ-12 с учетом нормативного срока доставки порожних вагонов.
Для соблюдения данного требования при рассмотрении запроса:
рассчитывается количество порожних грузовых вагонов, необходимых для выполнения декадной нормы погрузки по заявке ГУ-12;
рассчитывается количество вагонов в согласованных запросах, по которым указанная в запросе дата предъявления порожнего вагона для перевозки еще не истекла, под данную заявку ГУ-12, нормативный срок доставки которых истекает в декаду, соответствующую декаде расчетного прибытия предъявляемого к перевозке вагона.
Под «декадой» понимается следующие периоды времени:
Общее количество порожних грузовых вагонов, следующих для выполнения декадной нормы погрузки по заявке ГУ-12 (с учетом вагонов, указанных в рассматриваемом запросе), не должно превышать количество вагонов, указанное в графе 9 заявки ГУ-12, на «декаду», соответствующую «декаде» нормативного срока доставки порожних грузовых вагонов.
Данный пункт не применяется, когда вагоны следуют в составе отправительского маршрута.
4) Обеспечение равномерности заадресовки порожних вагонов с учетом информации о владельце вагонов.
Проверка происходит аналогично подпункту 3) настоящего пункта, при этом в учет принимается только информация о владельце предъявляемого к перевозке порожнего грузового вагона.
Количество порожних грузовых вагонов владельца, предъявляемых к перевозке для выполнения декадной нормы погрузки по заявке ГУ-12 (с учетом вагонов в рассматриваемом запросе), не должно превышать количество вагонов, указанное в графе 9 заявки ГУ-12 (по строкам с соответствующим владельцем) на «декаду», соответствующую «декаде» нормативного срока доставки порожних грузовых вагонов.
Данный пункт не применяется при отправлении отправительским маршрутом.
— находящиеся на станции назначения предъявляемого к перевозке порожнего грузового вагона того же владельца, рода подвижного состава и следующие в адрес того же получателя, по которым получен отказ получателя от вагонов на основании статьи 36 Устава;
— прибывающие из стран СНГ, Балтии и третьих стран, если порожний вагон учитывается как следующий под заявку ГУ-12 в соответствии с п. 57 Правил, в том числе с учетом предоставленной владельцем вагона информации (при наличии).
В случае несоответствия запроса хотя бы одному из требований настоящего пункта запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 5 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
5.6. Проверка по пункту 7 Перечня критериев «Наличие согласия владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожного пути необщего пользования на прием вагонов для временного размещения».
Данный пункт проверяется в случае цели перевозки «для временного размещения вагонов»:
1) Если порожний вагон направляется на станцию назначения для временного размещения на железнодорожных путях общего пользования (в блоке АС ЭТРАН «Специальные отметки» указано «в отстой»), проверяется наличие у его отправителя соответствующего договора, а также согласованной в соответствии с условиями договора заявки на отстой вагонов;
2) Если порожний вагон направляется на станцию назначения для временного размещения на железнодорожных путях необщего пользования (в блоке АС ЭТРАН «Специальные отметки» указано «в отстой на собственных путях») проверяется наличие приложенного согласия владельца пути необщего пользования на прием порожнего вагона и отметки в запросе о приложении данного документа в графе накладной «Особые заявления и отметки отправителя». Указанное согласие может быть передано в ОАО «РЖД» в том числе с помощью электронных средств связи при наличии Соглашения об ЭОД с владельцем пути необщего пользования.
В случае несоответствия запроса требованиям настоящего пункта запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 7 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
5.7. Проверка по пункту 8 Перечня критериев «Непревышение объема перевозки вагонов (количества вагонов) по запросу-уведомлению пропускным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту следования вагонов в случае, если текущая информация об ограничениях пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перерабатывающих способностей станций назначения размещена на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта по решению руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта, оформленному в письменной форме, на основании сведений, представленных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, с учетом требований законодательства Российской Федерации».
При размещении на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта информации о пропускных способностях участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту следования вагонов, в соответствии с обращением владельца инфраструктуры, данные сведения заносятся в НСИ АС ЭТРАН для учета при рассмотрении запросов.
При наличии данных в соответствующем НСИ при рассмотрении запроса проверяется информация о количестве вагонов в согласованных запросах на текущие сутки назначением на данную станцию или следующих через данный участок в соответствии с планом формирования. Если сумма количества вагонов в согласованных уведомлениях на текущие сутки и количества вагонов в рассматриваемом запросе превышает пропускные способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перерабатывающих способностей станций назначения, то запрос отклоняется с указанием причины отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» (после слов «Отказ в согласовании», предусмотренных в пункте 6.2 настоящей Технологии):
«Несоответствие п. 8 Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
6. Оформление результатов рассмотрения запроса
6.1. В соответствии с п. 59 Правил рассмотрение ОАО «РЖД» запроса должно быть завершено в течение трех часов с момента:
прибытия вагона в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), если запрос подан до такого прибытия;
получения запроса от отправителя, если вагон находится на станции, железнодорожных путях необщего пользования станции отправления порожнего вагона.
6.2. В случае возможности осуществления перевозки на условиях, указанных в запросе, в запросе проставляется (в графе «N визы» оригинала накладной) отметка «Согласовано».
В случае несоответствия запроса одному или нескольким требованиям Перечня критериев, в запросе в графе 3 «Отметки перевозчика» проставляется отметка «Отказ в согласовании» с указанием соответствующей причины (причин) отказа в согласовании запроса, указанной в разделе 5 настоящей Технологии.
Отметка о согласовании/отказе в согласовании заверяется ЭП ОАО «РЖД»/подписью Агента СФТО и календарным штемпелем.
6.3. После принятия решения по запросу в АС ЭТРАН проставляется соответствующая запись в истории документа (согласован или отклонен), доступная для просмотра отправителю, имеющему Соглашение об ЭОД.
6.4. При наличии у отправителя Соглашения об ЭОД, результат рассмотрения ОАО «РЖД» запроса направляется отправителю посредством АС ЭТРАН в электронном виде с ЭП ОАО «РЖД».
При отсутствии у отправителя Соглашения об ЭОД Агент СФТО:
— в случае возможности осуществления перевозки на условиях, указанных в запросе, информирует об этом отправителя, при необходимости передает отправителю согласованный запрос под роспись о получении в копии запроса для заполнения отправителем оставшихся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной в соответствии с п. 64 Правил;
— в случае отказа в согласовании возвращает отправителю запрос под роспись о получении в копии запроса с отказом.
7. Внесение изменений в запрос, отказ отправителя
7.2. В случае если после принятия решения ОАО «РЖД» по результатам рассмотрения запроса и до оформления в АС ЭТРАН приема вагона (вагонов) к перевозке от отправителя и истечения календарных суток даты предъявления порожнего вагона к перевозке, указанной в согласованном запросе, от отправителя поступает измененный запрос, подписанный ЭП/подписью отправителя, то указанное изменение запроса рассматривается в следующем порядке:
Для изменения даты предъявления порожнего вагона для перевозки отправитель в графе 2 «Особые заявления и отметки отправителя» указывает отметку «Измененная дата предъявления порожнего вагона для перевозки (указывается измененная дата)», при этом отметка о первоначальной дате предъявления порожнего вагона для перевозки сохраняется.
Наличие Акта определяется по данным Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.
7.2.1.1. В случае отсутствия указанных сведений в АС ЭТРАН, а также в случае одновременного наличия указанных сведений и Акта, проверяется возможность осуществления перевозки в соответствии с измененным запросом в порядке, предусмотренном в разделе 5 настоящей Технологии. При положительном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона согласовано, дата предъявления порожнего вагона для перевозки (указывается измененная дата)».
Указывается с учетом состава изменений запроса, внесенных отправителем.
7.2.1.2. В случае наличия в АС ЭТРАН сведений о завершении грузовой операции (о передаче вагонов на выставочный путь) и отсутствия Акта определяется, в какую дату осуществлено завершение грузовой операции (передача вагонов на выставочный путь).
7.2.1.2.2. Если завершение грузовой операции (передача вагонов на выставочный путь) осуществлено ранее первоначальной даты, указанной в запросе, а измененная дата позже первоначальной даты, то в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона не согласовано. Дата предъявления порожнего вагона для перевозки (указывается первоначальная дата)» и причина отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика»: «Отказ в согласовании измененной даты, станции назначения. Получены сведения о завершении грузовой операции (передачи вагона (вагонов) на выставочный путь) и готовности вагона (вагонов) к уборке».
7.2.1.2.3. Если завершение грузовой операции (передача вагонов на выставочный путь) осуществлено в измененную дату предъявления порожнего вагона для перевозки, то проверяется возможность осуществления перевозки в соответствии с измененным запросом в порядке, предусмотренном в разделе 5 настоящей Технологии.
При положительном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона согласовано, дата предъявления порожнего вагона для перевозки (указывается измененная дата)».
При отрицательном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона не согласовано, дата предъявления порожнего вагона для перевозки (указывается первоначальная дата)» и причина отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» в порядке, аналогичном изложенному в разделе 5 настоящей Технологии: «Отказ в согласовании измененной даты, станции назначения. Несоответствие п. __ Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
7.2.1.2.4. Если завершение грузовой операции (передача вагонов на выставочный путь) осуществлено ранее измененной даты предъявления порожнего вагона для перевозки и измененная дата предъявления порожнего вагона для перевозки ранее первоначальной даты, при этом в графе 2 «Особые заявления и отметки отправителя» имеется проставленная отправителем отметка «Согласен на предъявление (прием) вагона к перевозке ранее указанной даты», то проверяется возможность осуществления перевозки с учетом даты предъявления порожнего вагона для перевозки, равной дате завершения грузовой операции (дате передачи вагонов на выставочный путь), в порядке, предусмотренном в разделе 5 настоящей Технологии.
7.2.1.2.4.1. При положительном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона не согласовано. В соответствии с согласием отправителя дата предъявления порожнего вагона для перевозки (указывается дата завершения грузовой операции (дата передачи вагонов на выставочный путь))» и причина отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика»: «Отказ в согласовании измененной даты, станции назначения. Вагон(ы) предъявлен(ы) к перевозке установленным порядком».
7.2.1.2.4.2. При отрицательном результате проверки проверяется возможность осуществления перевозки с учетом измененной даты предъявления вагона для перевозки в порядке, предусмотренном в разделе 5 настоящей Технологии.
При положительном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона согласовано».
При отрицательном результате проверки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона не согласовано, дата предъявления вагона для перевозки (указывается первоначальная дата)» и причина отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» в порядке, аналогичном изложенному в разделе 5 настоящей Технологии: «Отказ в согласовании измененной даты. Несоответствие п. __ Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
7.2.1.2.5. Если завершение грузовой операции (передача вагонов на выставочный путь) осуществлено ранее измененной даты предъявления вагона для перевозки и измененная дата предъявления вагона для перевозки ранее первоначальной даты, при этом в графе 2 «Особые заявления и отметки отправителя» отсутствует отметка «Согласен на предъявление (прием) вагона к перевозке ранее указанной даты», то проверяется возможность осуществления перевозки в соответствии с измененным запросом в порядке, предусмотренном в разделе 5 настоящей Технологии.
При положительном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона согласовано».
При отрицательном результате проверки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона не согласовано, дата предъявления вагона для перевозки (указывается первоначальная дата)» и причина отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» в порядке, аналогичном изложенному в разделе 5 настоящей Технологии: «Отказ в согласовании измененной даты. Несоответствие п. __ Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
При этом если до окончания даты завершения грузовой операции (передачи вагонов на выставочный путь) более четырех часов, то дополнительно проверяется возможность осуществления перевозки с учетом даты предъявления вагона для перевозки, равной дате завершения грузовой операции (дате передачи вагонов на выставочный путь), в порядке, предусмотренном в разделе 5 настоящей Технологии. При положительном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется дополнительная отметка: «При согласии отправителя возможно изменение даты предъявления порожнего вагона для перевозки на (указывается дата завершения грузовой операции (передачи вагонов на выставочный путь)».
7.2.2. Если в запросе изменена только станция назначения вагона и номер заявки ГУ-12, то в АС ЭТРАН проверяется возможность осуществления перевозки в соответствии с измененным запросом в порядке, предусмотренном в разделе 5 настоящей Технологии.
При положительном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона согласовано».
При отрицательном результате проверки возможности осуществления перевозки в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса не согласовано» и причина отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика» в порядке, аналогичном изложенному в разделе 5 настоящей Технологии: «Отказ в согласовании измененной станции назначения. Несоответствие п. __ Перечня критериев, утвержденного приказом Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214».
7.2.3. Если в запросе изменены данные, отличные от станции назначения и даты и времени предъявления порожнего вагона для перевозки, то в графе «N визы» проставляется отметка «Изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона не согласовано» и причина отказа в графе 3 накладной «Отметки перевозчика»: «Данное изменение запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона не предусмотрено Правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 г. N 374».
7.3. Внесенные в соответствии с п. 7.2 настоящей Технологии отметки заверяются ЭП ОАО «РЖД»/подписью Агента СФТО и календарным штемпелем.
7.5. До предъявления вагона (вагонов) к перевозке по согласованному запросу и истечения указанной в запросе даты предъявления порожнего вагона для перевозки отправитель может отказаться от согласованного запроса путем направления в ОАО «РЖД» обращения об отказе, подписанного ЭП/подписью.
7.6. По запросам в состоянии «Просрочен» при изменении в АС ЭТРАН отправителем, имеющим Соглашение об ЭОД, даты предъявления порожнего вагона для перевозки, указанной в первоначальном запросе, предусматривается автоматическое создание заготовки нового запроса с учетом следующего.
При создании заготовки автоматически проверяется актуальность реквизитов первоначального запроса на измененную дату предъявления порожнего вагона для перевозки (в том числе, в случае если вагон следует под погрузку груза, проверяется, что заявка ГУ-12 еще не закрыта). При положительном результате проверки заготовка нового запроса создается и доступна отправителю для дальнейшего подписания ЭП и направления для рассмотрения ОАО «РЖД».
7.7. Порожний вагон считается предъявленным отправителем к перевозке в дату предъявления порожнего вагона для перевозки, указанную в согласованном ОАО «РЖД» запросе, или в дату предъявления порожнего вагона для перевозки, измененную порядком, указанным в п. 7.2 настоящей Технологии, при одновременном соблюдении следующих условий на указанную дату:
— получено уведомление ГУ-2б от грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с п. 85 Правил, за исключением случаев, когда вагон грузополучателю (получателю) не подавался;
— оформленная накладная представлена ОАО «РЖД» отправителем в соответствии с п. 64 Правил.