средства выразительности о чем ты воешь ветр ночной

Анализ стихотворения «О чем ты воешь, ветер ночной. » Тютчева.

«О чем ты воешь, ветер ночной?» – стихотворение 30-х 19 столетия. Написал его Тютчев Фёдор Иванович.

История создания

Поэт уже с юности размышлял над человеческим бытием, а в зрелом возрасте стал думать о том, в чём смысл бытия и любви. При этом Фёдор Иванович был склонен к тому, чтобы смешивать философские мотивы с лирикой пейзажной, о чём стоит помнить, проводя анализ его стихотворного творчества.

Читайте по теме:

Поэт использует тему буйства природы. На самом деле она сравнивается с чувствами человека. Это характерно для творчества Тютчева Фёдора Ивановича.

Композиция

Можно условно разделить на 2 части. В первой из них показана мрачная обстановка природы, а второй – поэт говорит про любимую, образ которой вселяет слабую надежду на то, что будет лучше, чем было.

Стихотворение является эталоном философской лирики Тютчева. Много мыслей и размышлений изложены интересно.

Средства выразительности

Уже в первой строке поэт обращается к ветру. Можно отождествить поэта и лирического героя.

Читайте по теме:

Эпитеты

Страшных песен, непонятной муке – эпитеты, которые использует поэт. Он старался брать простые эпитеты, чтобы они создавали предельно простую, но мрачную атмосферу стихотворного полотна.

Олицетворения

«О чём ты воешь» – олицетворение. Данный троп является излюбленным, ведь Фёдор Иванович часто совмещает олицетворение и обращение. И этот момент нравится людям.

Метафоры

«Из смертной рвется он груди» – метафора. Тропы позволяют людям ориентироваться на то, чтобы читать красивые образы, которые просто облагораживают души читателей.

Источник

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Задание 26 ЕГЭ. Теория и практика выполнения. (11 класс)

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2022.

Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.

Алгоритм выполнения задания 26

1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Чтобы придать тексту художественную образность Л.Г.Матрос использует такой троп, как (А)________(«планка культуры» в предложении 25, «носитель культуры» в предложении 7, «уровень культуры» в предложении 8, «роль языка» в предложении 9). (Б)______ («тусовка» в предложении 9), включаемый в речь выпускницы университета в разговоре с автором текста, свидетельствует об общем уровне культуры говорящего. Во многих предложениях автором используются (В)_____. Понимая масштаб «беды» низкого уровня даже образованных людей, Матрос включила (Г)____ (предложение 29) с целью призвать нас к особому отношению к традициям общества.

Источник

Изобразительно-выразительные средства языка

средства выразительности о чем ты воешь ветр ночной. Смотреть фото средства выразительности о чем ты воешь ветр ночной. Смотреть картинку средства выразительности о чем ты воешь ветр ночной. Картинка про средства выразительности о чем ты воешь ветр ночной. Фото средства выразительности о чем ты воешь ветр ночной

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ТРОПЫ (Обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности)

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы. (В. Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

Не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять. Слёзы текут в три ручья.

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении

Талии никак не толще бутылочной шейки. ()

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов); мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

Скрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)

Нос корабля, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)

Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С. Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно…(Бунин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М. Горький)

Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основыании внешней или внутренней связи между ними

— предмет и материал, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)

— между содержимым и содержащим: Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Крылов)

— между действием и орудием этого действия: Перо его местью дышит. (А. Толстой)

— между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (Пушкин) Люблю Гоголя пречитывать заново.

— между местом и людьми, находящимися на этом месте: Вскоре весь лагерь уже спал.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?(Тютчев)

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю. Нагибин)

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (Есенин) Россия вспрянет ото сна. Уж небо осенью дышало. (Пушкин)

сравнение, сравнительный оборот

Оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений(всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Некрасов)

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора…(Л. Казакова)

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы. (Бунин)

Её любовь к сыну была подобна безумию. (Горький)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

Образное, необычное, неожиданное определение, его смысл требует пояснения.(подсказка: обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (Есенин)

А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!

Душу гложет чёрная тоска.

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

Мертвая тишина наступила после его выступления.

Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.

ФИГУРЫ РЕЧИ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) (Обороты речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности)

Единоначатие – т. е. повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворной строфы (а также звуков или частей слова)

Люблю твой строгий, стройный вид. (Пушкин)

Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Черноглазую девицу, черногривого коня. (Лермонтов)

Гроба с размытого кладбища.

Приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто используются антонимы.

Что ищет он в краю далёком, что кинул он в краю родном?

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.

Не жалею, не зову, не плачу…

Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом.

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз её хлынул ливень.

Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам.

Необычный порядок слов в предложении (нарушение общеграмматической последовательности речи)

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)

Вспоминается мне ранняя погожая осень. (Мне вспоминается ранняя погожая осень)

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ослепительно-яркое пламя вырвалось из печи)

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

Казалось, всё в природе уснуло: спала, трава, спали деревья, спали облака.

О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта!

риторический вопрос, восклицание, обращение

Усиливают эмоциональное восприятие. Вопрос, который не требует ответа.

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?

Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Русь! Русь! Куда стремишься ты?

ряды однородных членов

Однородные члены предложения (с союзами или без союзов).

Были это весёлые, сильные и смелые люди.

Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

Особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая.

Случилось это давно. Очень давно.

Флёров всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М. Лермонтов)

Сочетание противоположных по значению слов.

Горькая радость, звонкая тишина, горячий снег, живой труп, мертвые души.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

антонимы, контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Являются противоположными только в контексте (т. е. в данном случае), вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. (Пушкин)

Тесная обувь – свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира

синонимы, контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Именно в контексте являются близкими.

Желать – хотеть, стремиться, жаждать. Храбрый – смелый, мужественный, бесстрашный.

Смех весёлый – добродушный, дом пустынный – неприветливый, старик суровый – упрямый.

Слова, бытующие в определённой местности и употребляемые жителями этой местности.

Драники (картофельные оладьи), буряк (свёкла), хата (дом), голбец (подполье)

Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять.

Архаизмы – слова, вышедшие из употребления и заменённые другими.

Боярин, дьяк, урядник, опричник.

Очи – глаза, чело – лоб, чужестранец— иностранец.

Устойчивые сочетания слов, лексически неделимиые, целостные по значению (т. е. употребляются только как оборот речи, но не отдельными словами!)

Бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать), делать из мухи слона (преувеличивать), после дождичка в четверг (нечто несбыточное).

1. Разговорная – слова, характерные для разговорного языка.

3. Слова с суффиксами эмоциональной оценки

Грязнуля, крикун, бородач.

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей.

Миленький, зайчонок, умишко, детище.

вопросно-ответная форма изложения

Отрезок монолога, объединяющий серию вопросов и ответ на них; вопрос – раздумье.

Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет».

Детектив? Это «Игроки».

Водевиль? Это «Женитьба».

разговорные синтаксические конструкции

Характерны для газетно-публицистической фразеологии.

Ведь ни для кого не секрет.

Она же помогла выстоять Ленинграду!

Задания для закрепления

1. Какой троп выделен в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А. Фет)

1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) синекдоха

2. «Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)

1) метафора 2) эпитет 3) синекдоха 4) метонимия

3. Какой троп используется в тексте: « Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листиков сирени сделал зонтик он для тени и гулял» (А. Плещеев)

1) сравнение 2) метафора 3) литота 4) эпитет

4. « Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу» (А. Пушкин)

1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

5. «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» (А. Пушкин)

1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) сравнение

6. «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна» (Н. Некрасов)

1) эпитет 2) метафора 3) гипербола 4) метонимия

7. «Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь» (М. Исаковский)

1) эпитет 2) метонимия 3) метафора 4) сравнение

8. «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны» (А. Пушкин)

1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

9. «Переграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…» (А. Пушкин)

1) сравнение 2) олицетворение 3) метафора оксюморон

10. «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. Маяковский)

1) эпитет 2) гипербола 3) метафора 4) оксюморон

11. «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин)

1) эпитет 2) метафора 3) метонимия 4) сравнение

12. «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. Пушкин)

1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

13. Мы пьём из чаши бытия с закрытыми очами,

Златые омочив края своими же слезами;

Когда ж пред смертью с глаз завязка упадает,

И всё, что обольщало нас, с завязкой исчезает –

Тогда мы видим, что пуста была златая чаша,

Что в ней напиток был – мечта и что она – не наша! (М. Лермонтов)

1) эпитет 2) развёрнутая метафора 3) олицетворение 4) сравнение

14. «Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами» (А. Фет)

1) метонимия 2) олицетворение 3) эпитет 4) перифраза

15. «Ещё бокалов жажда просит залить горячий жир котлет…» (А. Пушкин)

1) метонимия 2) гипербола 3) литота 4) эпитет

16. «Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н. Гоголь)

1) литота 2) гипербола 3) метонимия 4) сравнение

17. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. Пушкин)

1) градация 2) инверсия 3) эллипсис 4) оксюморон

18. «Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную:

Золотой – полушку медную» (М. Цветаева)

1) градация 2) инверсия 3) лексический повтор 4) антитеза

19. «Ступеньки вверх, ступеньки вниз – кружится голова»

1) антитеза 2) эпифора 3) анафора 4) риторическое восклицание

20. «Зачем, когда придёт пора,

Мы гоним детство со двора?

Зачем стараемся скорей

Перешагнуть ступени дней?»

1) риторический вопрос 2) риторическое обращение 3) антитеза 4) гипербола

Источник

Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной. »

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной. » было написано Ф.И. Тютчевым в 30‑е годы. В мае 1836 года поэт послал его И.С. Гагарину. Впервые было напечатано в журнале «Современник» в 1836 году. Затем публиковалось в «Современнике» в 1854 и в 1868 году. Известно, что это произведение Л. Н. Толстой отметил буквами «Т. Г. К!» (Тютчев. Глубина. Красота).

Стихотворение относится к философской и пейзажной лирике. Жанр его – лирический фрагмент. Основная тема – непостижимый для человеческого разума мир природы.

Первая строфа содержит риторический вопрос, обращение лирического героя к ночному ветру:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно.

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Голос ночного ветра «странный», в нем слышится глухая жалоба, сетования на судьбу. Лирический герой восприимчив к этим звукам, язык их понятен его сердцу, но не разуму:

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –

То роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!

Вторая строфа начинается обращением к ветру. Чувства героя при этом противоречивы. Ночные песни ветровые страшны ему, так как разум его не в силах постичь их истинного смысла, но вместе с тем «ночная душа» его жадно «Внимает повести любимой!». Сознание его боится пробуждения «заснувших бурь», за которыми стоит мир Хаоса, но сердце – «с беспредельным жаждет слиться». Заканчивается стихотворение вновь обращением к ветру:

О, бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится.

Как замечает Т.П. Буслакова, «в данном философском фрагменте особенно заметна такая черта художественного приема развертывания, как нарастание внутренней напряженности… Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бурю в «смертной… груди»»[95].

Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это вопросы и первые, робкие, не до конца осознанные впечатления лирического героя. Вторая часть – это обращение к ветру и более отчетливый анализ собственных чувств, своего мироощущения.

Стихотворение написано восьмистишиями, размер его – четырехстопный ямб, перебиваемый пиррихием, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («неистовые звуки», «страшных песен»), метафору и олицетворение («Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой!», «Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке»), риторический вопрос, в котором присутствует аллитерация и ассонанс («О чем ты воешь, ветр ночной. ), анафору («О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?…»), инверсию («Из смертной рвется он груди»).

Таким образом, душа лирического героя стихотворения обнажается через восприятие им природы. И в этом Тютчев близок М. Ю. Лермонтову.

Стихотворение «О вещая душа моя…» Ф.И. Тютчева

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.

Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты»:

О, сердце полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Как точно замечает Я.О. Зунделович, «первая строфа звучит как страстно‑напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы»[96]. Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его‑то поэту перейти невозможно.

Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески‑неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:

Так, ты – жилица двух миров,

Твой день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески‑неясный,

Как откровение духов…

Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. «Здесь день не просто «земнородных оживленье», он исполнен тут болезненности и страстности; с другой стороны, ночь (сон) здесь не «обнажение» бездны, а момент каких‑то пророческих предощущений. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе‑сердцу поэта: блистательный день влечет к болезненному и страстному изживанию жизни, а ночь‑сон приоткрывает перед ним какие‑то пророческие откровения. Ночь открывает здесь перед поэтом не пугающую бездну, а… дает ему исход из мира ослепительных страстей в успокоительный полумрак»[97].

В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино:

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: «страдальческую грудь волнуют страсти роковые», душа же готова отрешиться от этих страстей, устремившись к небесному идеалу, к бесстрастию. Эта разновекторность человеческого бытия подчеркнута у поэта придаточным уступительным («Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые…»).

Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах – они противопоставлены. Начинается и заканчивается стихотворение темой души, ее божественная природа подчеркнута в начале стихотворения словом «вещая», в финале – готовностью «К ногам Христа навек прильнуть». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – кольцевая.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вещая душа», твой сон – пророчески‑неясный»), сравнения («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), метафору («О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия»), анафору и синтаксический параллелизм («Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески‑неясный»), риторическое восклицание («О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!…»).

Стихотворение «О, вещая душа моя…» является программным в творчестве Тютчева. «Не природа, не стихия, не хаос, не ветер, не день, не свет, не тьма, не сон, не ночь… – «душа», вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?»[98].

Стихотворение «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…») Ф.И. Тютчева

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 3938 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *