средства инициирования что такое
Средства инициирования
Как указывалось выше, подавляющее большинство бризантных ВВ, в том числе и шашки-детонаторы, устойчивы к внешнему механическому и тепловому импульсам. Для возбуждения детонации им необходимо ударно-волновое воздействие. Сам процесс возбуждения детонации называют инициированием, а средства, используемые для этой цели – средствами инициирования (СИ).
По виду начального импульса выделяют следующие способы инициирования: огневой, электрический, электро-огневой и бескапсюльный. На карьерах распространено электрическое и бескапсюльное взрывание.
Таблица 3.13. Характеристика шашек-детонаторов
Наименование | Масса, г | Условия применения | Форма и конструкция |
БШД-800 (У) (баллиститные прессованные) | Сухие и обводненные скважины с температурой при заряжании не более 70°С, в т.ч. в агрессивных средах | Прессованный цилиндр с осевым каналом под 4 нитки ДШ | |
Т-400 Г (тротиловые прессованные гидроизолированные) | Сухие и обводненные скважины | То же | |
ТГ-500 (тротило-гексогеновые литые) | Сухие и обводненные скважины | Литой цилиндр с осевым каналом под 4 нитки ДШ | |
ТП-200 ТП-400 (тротиловые прессованные) | То же | Параллелепипед с гнездом глубиной 36–65 мм под ЭД | |
ТГФ-850Э (тротило-гексогеновые литые) | Сухие и обводненные скважины с температурой при заряжании до 85 °С | Литой цилиндр с осевым каналом под 4 нитки ДШ |
Огневой способ инициирования зарядов разрешается применять на земной поверхности и только в тех случаях, когда он не может быть заменен электрическим или другим способом (в т.ч. неэлектрическими системами инициирования).
К средствам инициирования относят: капсюли-детонаторы, электродетонаторы, огнепроводный (ОШ) и детонирующий (ДШ) шнуры, низкоэнергетические неэлектрические системы инициирования, средства воспламенения огнепроводного шнура, электрозажигатели, пиротехнические (детонационные) реле.
Огневой способ инициирования (огневое взрывание) основан на применении зажигательных трубок, которые состоят из капсюля-детонатора и выведенного в него отрезка огнепроводного шнура.
Капсюли-детонаторы представляют собой открытую с одного конца медную, алюминиевую, биметаллическую или бумажную гильзу, в которой запрессован заряд инициирующего вещества (рис. 3.9, а). Первичное инициирующее ВВ (гремучая ртуть, азид свинца) помещено в металлическую чашечку цветного металла, имеющую в середине отверстие. В качестве вторичного инициирующего ВВ используют тетрил, ТЭН или гексоген.
Для передачи пучка искр капсюлю-детонатору служит огнепроводный шнур с сердцевиной из дымного пороха, окруженной наружной и внутренней оплетками, покрытыми влагоизолирующей мастикой (рис. 3.10, а). Скорость горения ОШ – 1 см/с. Отрезок ОШ вставляют в дульце капсюля-детонатора, которое обжимают, если гильза металлическая, или плотно обвязывают шпагатом, когда она бумажная.
В настоящее время допущены к применению три типа капсюлей – детонаторов, из них один (КДБИ-8) не содержит инициирующих ВВ. Капсюли – детонаторы КД-8МА имеют алюминиевую гильзу, а КД-8С – стальную или биметаллическую. Огнепроводные шнуры изготавливают в асфальтированной (ОША) или пластиковой (ОШП) оболочках. Шнур ОША рекомендован к использованию в сухих условиях, а ОШП – в сухих и обводненных условиях.
Для их поджигания используют отрезки ОШ, фитили, или зажигательные патроны ЗП-Б1 и ЗП-Б5 с внутренним диаметром от 16 до 43 мм. В них размещают от 1–7 (ЗП-Б1) до 28-32 (ЗП-Б5) отрезков ОШ.
В средствах электроогневого инициирования применяют электрозажигательные патроны (трубки) ЭЗ-ОШ и ЭЗТ-2 индивидуального и группового поджигания. Электрозажигатели ЭЗ-ОШ могут быть использованы для поджигания ОША в комплекте с зажигателями ЗП-Б. Внутренние диаметры их одинаковы.
Электровзрывание применяют при всех методах взрывных работ в условиях, не опасных по блуждающим токам и токам электромагнитной индукции.
Средствами электрического способа инициирования служат электродетонаторы, провода, постоянные или переносные источники электрического тока, контрольно-измерительные приборы.
В электродетонаторе капсюль-детонатор соединен с электровоспламенителем (рис.3.9, б), имеющим выводные провода и мостик накаливания, окруженный воспламенительной головкой, покрытой нитролаком. Провода применяют одножильные медные, биметаллические или стальные. Изоляцию проводов изготавливают из резины, полихлорвинила или резины в хлопчатобумажной оплетке. Длина проводов от 1 до 4 м. Свободные концы проводов замыкают накоротко.
Ростехнадзором допущены к применению на карьерах 3 типа непредохранительных электродетонаторов мгновенного действия (ЭД-8Ж и ЭД-8Э9, ЭД-1-8-Т – антистатический), два типа замедленного действия (ЭД-1-3Т и Э3-Н с замедлением до 10 с, 36 серий) и один тип коротко замедленного действия (ЭД-3Н с замедлением от 20 до 500 мс). В ряде случаев при МКЗВ используют также электродетонаторы ЭД-1-3Т с теми же интервалами, что и ЭД-3-Н. Кроме того, выпускают системы взрывания электродетонаторов ЭД-24 (нечувствительные к блуждающим токам и статическому электричеству).
Детонирующий шнур, в отличие от ОШ, предназначен для передачи детонации зарядам ВВ. Он состоит из взрывчатой сердцевины и защитной оболочки (рис.3.10, б) красного или другого отличительного цвета с красной нитью. Сердцевина ДШ содержит высокобризантные ВВ (обычно ТЭН, в термостойких ДШ – гексоген, пентолит, октоген и др.) со скоростью детонации не менее 6,5 км/с, способные создавать необходимый инициирующий импульс. Оболочкой служит нитяная оплетка, влагоизолированная снаружи мастикой или полиэтиленовая трубка.
Ростехнадзором России рекомендованы к применению на открытых горных работах 13 марок ДШ, различаемых по типу покрытия наружной оплетки и массой взрывчатой сердцевины (г) на 1 м ДШ.
Соединение между собой двух отрезков ДШ или ответвления с магистральным шнуром разрешается производить внакладку, внакрутку (рис.3.11) или способами, указанными в инструкции, находящейся в ящике с детонирующим шнуром. Все соединения ДШ должны выполняться под прямым или тупым углами с таким расчетом, чтобы направление распространения детонации по шнуру ответвления совпадало с направлением распространения детонации по магистральному шнуру.
Для подрыва скважинных зарядов ДШ соединяют с шашками-детонаторами или патронами ВВ. При изготовлении промежуточных детонаторов из порошкообразных и патронированных ВВ конец детонирующего шнура в патроне должен завязываться не менее чем вдвое. Разрешается обматывать детонирующий шнур вокруг патрона взрывчатых веществ.
Для создания замедлений между соседними зарядами применяют пиротехнические реле РП-8М, РП-Н, РП-Д (рис.3.12) двустороннего действия с интервалами замедления 20, 35, 50 мс (РП-8М и РП-Н) и 20, 30, 45 60, 80, 100 мс (РП-Д). В зависимости от интервала замедления типы реле отличаются цветом соединителя (табл.3.14).
Реле состоит из двух капсюлей – детонаторов (КД) с замедлением, размещенных в монтажных элементах и соединенных между собой ударноволновой трубкой (УВТ) с помощью обжимки через эластичное уплотнение.
Таблица 3.14 – Характеристика пиротехнического реле РП-Д
Тип реле | Замедление, мс. | Цвет соединения |
РП-Д-20 | Красновато-оранжевый | |
РП-Д-30 | Желтый | |
РП-Д-45 | Красный | |
РП-Д-60 | Синий | |
РП-Д-80 | Зеленый | |
РП-Д-100 | Коричневый |
Материал гильз КД – алюминий или его сплавы. Соединители (монтажные элементы) имеют два отверстия большого диаметра (5,5–6,1 мм) для присоединения к реле детонирующего шнура нормальной мощности и два отверстия малого диаметра (4,2 мм) для присоединения детонирующего шнура малой мощности типа ДШМ-Э [23].
При прохождении детонации по ДШ в соединителе реле она инициирует УВТ, по которой импульс передается в КД пиротехнического реле, где после срабатывания замедляющего состава вновь возбуждается детонация, приводящая к инициированию ДШ в ответвлении.
Низкоэнергетические неэлектрические системы инициирования на основе УВТ позволяют создавать схемы взрывания зарядов с практически неограниченными возможностями управления процессом разрушения горных пород.
Мировыми лидерами по производству и продаже систем инициирования являются (без учета РФ): международные альянсы «ICI», «Dyno Nobel», фирмы США «Ensing Bickford», «Austin», германская фирма «Dinamit Nobel». За рубежом неэлектрические системы инициирования на основе ДШ представлены маломощными шнурами с навеской 1,5–10,2 г/м. в России же основная масса ДШ выпускается с навеской 12 г/м.
В настоящее время разрешение Ростехнадзора РФ на постоянное применение получили ДШЭ-6ВДТ и ДШМ-Э с навеской 6 г/м. В стадии разработки находится скважинный ДШ «Детон» с навеской 1,4 г/м [23].
Широкое распространение в мире получила неэлектрическая система «Нонель» фирмы «Нитро Нобель» (Швеция), основу которой составляют УВТ с массой ВВ 20 мг/м и капсюли – детонаторы замедленного действия. УВТ «Нонель» не обладает взрывчатым эффектом. Ударная волна распространяется по внутренней стороне трубки без какого-либо воздействия на окружающую среду. Сердцевина трубки «Нонель» выполнена в виде нанесенного на внутреннюю поверхность полимерной оболочки тонкого слоя вторичного ВВ (ТЭНа или порошкообразного алюминия). Достоинствами ее являются: очень малый расход ВВ, невосприимчивость к электрическим зарядам напряжением до 30 кВ.
Оболочка УВТ «Нонель» представляет собой двойную трубку из пластика. Если ее держать в руке, то едва ли возможно почувствовать прохождение ударной волны. Капсюль – детонатор непредохранительного типа инициируется пламенем, которое возникает в момент, когда ударная волна выходит из трубки «Нонель» в детонатор. Поверхностные КД системы имеют 5 серий замедления (0, 17, 25, 42, 67 мс), внутрискважинные замедлители – тоже 5 серий с интервалами 400, 425, 450, 475 и 500 мс.
Отечественными производителями разработаны неэлектрические системы инициирования СИНВ (для взрывных работ на земной поверхности СИНВ-П СИНВ-С-Т или СИНВ-С-Н, для взрывных работ на подземных рудниках и угольных шахтах СИНВ-Ш), Эдилин, УНСИ.
Система СИНВ по своим техническим характеристикам является аналогом системы «Нонель» фирмы «Дина Нобель». Устройства данной системы представляют собой отрезок УВТ длиной от 4 до 30м., герметично соединенный с капсюлем-детонатором, инициирующим волноводы, соединители, а также монтажные элементы – фиксаторы (в системе СИНВ-П), служащие для соединения устройств системы в единую взрывную сеть и для локализации осколочного действия поверхностного КД.
СИНВ-П используют в поверхностных взрывных сетях, а СИНВ-С-Т и СИНВ-С-Н – во внутрискважинных сетях для инициирования шашек-детонаторов Т-400Г, ТК-500, ТГФ-850Э и др. СИНВ-П имеет 9 интервалов замедления: 0, 20, 30, 45, 60, 80, 100, 150, 200 мс, а системы СИНВ-С – 11 интервалов замедления: 100, 125, 150, 175, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500 мс. К недостатку систем «Нонель» и СИНВ следует отнести отсутствие гарантии по полному исключению отказов в основном из-за некачественного монтажа взрывной сети. Частота отказов составляет 1–1,5 %.
Для повышения надежности взрывных работ прошли промышленные испытания и допущены к постоянному применению низкоэнергетические системы УНСИ с промежуточным детонатором ЗДЭ-300 и Эдилин с детонаторами ДБИ-1, ДБИ-2, ДБИ-3. Отличие последней от УНСИ состоит лишь в том, что вместо инициирующего элемента мгновенного действия она содержит капсюль-детонатор без инициирующего элемента с замедлением. Система Эдилин имеет 4 серии замедления капсюлей-детонаторов (200, 225, 475, 500 мс) и 3 серии замедления для поверхностных КД (0, 25, 40 мс) [23].
Неэлектрические системы инициирования типа «Нонель», СИНВ, Эдилин находят применение и в сочетании с ДШ. При этом поверхностную сеть монтируют на основе ДШ и пиротехнических реле, так как дублирование взрывной сети из СИНВ-П сопряжено со значительными сложностями монтажа.
В скважины опускают устройства на основе УВТ. Соединение ДШ с волноводами рекомендуется выполнять с помощью специальных соединителей. Во всех схемах с узловыми соединениями наблюдались случаи отказов.
По прогнозу специалистов одной из испанских фирм, использование КД с ОШ и ДШ к 2010 г. сойдет на нет, применение систем с низкоэнергетическими волноводами будет находиться в пределах 47 %, электрических с электродетонаторами – 28 %, а использование электронных ЭД возрастет до 25 %.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Про средства инициирования
Взрывчатые материалы (ВМ) делятся на взрывчатые вещества (ВВ) и средства инициирования (СИ). ВВ составляют основную часть заряда и выполняют всю работу взрыва, но без СИ они просто куча химического вещества, которое порою поджечь сложно, не то что заставить хорошенько бахнуть.
Чтобы «завести» ВВ, т.е. возбудить в нём детонационный импульс в нужном месте взрывной сети и в заданное время, используют СИ. Независимо от способа взрывания (за исключением детонирующего шнура) начальным и конечным элементом инициирующей системы будет детонатор, которых тоже есть великое множество.
Огнепроводный шнур, он же ОШ, он же Огонёк, он же Бикфордов шнур. Пороховая сердцевина в нитяной оплётке. Фото устройства не добавляю, всё и так понятно. Его задача устойчиво гореть со скоростью 1 см/сек и доставить луч огня к КД.
Детонирующий шнур (ДШ), он же детонирка, он же верёвка.
Неэлектрические системы взрывания, они же ударноволновые трубки, они же УВТ, они же СИНВ, они же Искра, они же волноводы.
УВТ заводится от любого детонатора, от капсюля типа Жевело, от искры электрического разряда (принцип пьезозажигалки с мощностью электрошокера). Данная система сейчас является наиболее распространённой и считается одной из самых надёжных, точных и эффективных. С чем я полностью согласен.
Ещё забыл написать про пиротехнические реле (замедлители)
Они используются в паре с ДШ и создают необходимые замедления (задержки передачи детонационного импульса) в сети, чтобы заряды взрывались в заданной очередности.
В следующий раз расскажу про способы инициирования. На вопросы отвечу в комментах.
Я уже все позабыл с армейки (ИСР). Спасибо, напомнили.
Конечно такого разнообразия у нас не было, только ОШ, КД, ЭД, ДШ, тротил и пластид,, и туева хуча мин и прочих миновзрывных систем заграждения.
Как-то возле нашей части стоял палаточный детский лагерь и дети повадились у срочников менять всякий хлам (гильзы и прочее не боеспособное..). А у нас в роте был большой ящик с учебными эд. В первые дни работы лагеря половина учебных ЭД была выменяна на конфеты, пирожки и прочую снедь. Правда потом прибежал их нач.лагеря к нашему ротному и вернул все эд.
Немного дополню про КД.
Он сам по себе нуждается в «сборке» перед подрывными работами.
Огнепроводный шнур в отличии от ЭД и прочих, поступает бухтой и для работ режется на отдельные куски непосредственно на месте. Далее вставляется в КД и дульце обжимается саперным обжимом, устройством внешне пхожим на плоскогубцы, до устойчивой фиксации. Все КД готов.
Религиозное воспитание
Ответ на пост «Почему мы так хреново живем»
Еду с работы замученный насмерть. Супермаркет, телега, в нее кладу рюкзак с ноутбуком. Телегу оставил в проходе, пока выбирал вискарик, забыл про нее. Взял, так думаю, чужую пустую и пошел за закусками. Приехал домой, накрыл стол и подумал, что неплохо бы под ужин кино посмотреть. А ноутбука нет. Прозрение, шок. Пока ехал, планировал, что бегу к охране, вызываем полицию, видеозаписи. Больше всего было грустно почему-то, что на меня как на отсталого все будут смотреть.
Приехал часа через полтора, в общей сложности, а телега стоит на том же месте и рюкзак с ноутом в ней. Ощущения круче оргазма.
Казахстан. Спасибо всем тем добрым людям, которые просто прошли мимо
О наслаждении
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Мышеловка
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Никто да?!
Моя твоя не понимать
Вот так раз и за несколько секунд выучил русский язык. Гений просто.)
Цензура
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.