средовой дизайн что это
ДИЗАЙН СРЕДЫ
ДИЗАЙН СРЕДЫ, едва получив статус самостоятельного вида проектного творчества в середине прошлого века, сразу стал претендовать на особую роль в этой области культуры.
Некогда эту сверхзадачу, с известными оговорками, брала на себя архитектура. Она или непосредственно, через эскизы зодчего, или опосредованно, через узаконенные традициями формы оборудования и архитектурного декора, диктовала свою художественную волю мастерам прикладного искусства.
Но архитектура как сфера проектирования оперирует главным образом пространственными ощущениями, возникающими при восприятии объемов, поверхностей и находящихся между ними «пустот››, где осуществляются те или иные жизненные процессы. Сегодня, когда стремительно меняются цели и возможности формирования пространственных впечатлений, зодчие едва успевают справиться только с относительно узким набором своих профессиональных проблем, практически не имея сил для художественного осмысления остальных компонентов проектируемого пространства, Эти
задачи целиком отошли к «внеархитектурному» проектированию вещей и процессов.
Тогда же появились и полностью унифицированные, выполненные «на потоке» мобильные средовые объекты: купе пароходов и поездов, салоны автомобилей. Они делались по одному образцу, но настолько качественно, что вызывали невольное уважение к возможностям художественного конструирования форм среды для массового производства.
Сегодня в нашем окружении свободно сосуществуют и суховатый, прагматичный модернизм первой половины ХХ века, и вычурный постмодерн 1970-х, и новейшие течения региональных школ дизайна, и хай-тек. Противореча друг другу, они вместе активно взаимодействуют, «расшатывая» некогда схожие эстетические установки и предпочтения внешне единого человечества и вырабатывая его новые идеалы.
Анализ феномена «среда» как специфической категории проектирования показывает, что ее содержание и свойства определяются взаимодействием пяти как бы порождающих друг друга, но разнокачественных структур.
Все слагаемые среды можно условно поделить на три группы, отвечающие, соответственно, на вопросы: из чего она состоит, для чего возникла и из-за чего приобрело именно такой, а не какой-либо другой, вид.
Дизайн среды пока еще не выработал собственной, признанной профессионалами и обществом надежной теоретической базы. Он ищет, экспериментирует, постоянно приспосабливаясь к стремительно меняющей свое содержание и формы современности. Это движение, заметно ускорившееся во второй половине ХХ века, одинаково зависит и от материально-физических перемен в образе жизни человека, и от изменений в его мировоззрении. Поэтому к дизайну среды далеко не всегда применимы те мерки и законы, что тысячелетиями связывали проектное дело с его объектами – произведениями архитектуры, декоративного и прикладного искусства.
Ориентация на оригинальность, на художественно-прагматическое открытие, как правило, связана с сознательным нарушением канонов проектирования, типовых приёмов компоновки слагаемых среды. Тем более, что в искусстве, как известно, один и тот же эффект можно получить разными способами, и подлинный художник не преминет воспользоваться непроторенным путем.
Поэтому современная теория дизайна среды выглядит не как незыблемый свод убедительных объяснений или прагматических правил, а как развивающийся процесс, увлекательное исследование условий грамотного отношения к окружающей нас и непрерывно меняющейся действительности.
По материалам издания « Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера
(проблемы и тенденции) В.Т. Шимко, М.Ф.Уткин, В.Ф.Рунге Москва «АРХИТЕКТУРА-С»
Средовой дизайн и смежные дисциплины
аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, преподаватель на кафедре искусств в Пекинском институте нефтехимических технологий.
192174, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Пр. Александровской Фермы, 8, стр.1, кв. 531
Post-graduate student, the department of Environmental Design, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design; Educator, the department of Arts, Beijing Institute of Petrochemical Technology
192174, Russia, Leningradskaya oblast’, g. Saint Petersburg, ul. Pr. Aleksandrovskoi Fermy, 8, str.1, kv. 531
Просмотров статьи: 4297 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи между средовым дизайном и смежными дисциплинами, под которыми подразумеваются дизайн архитектурной среды и ландшафтная архитектура. Исследование построено на источниках российских и китайских авторов. Статья состоит из пяти частей. В первой из них изучен вопрос о классификации средового дизайна и смежных специальностей в системах образования России и Китая. Во второй части указывается на особенности развития академической дисциплины «средовой дизайн» в упомянутых странах. В третьей и четвертой частях подчёркиваются черты сходства и различия между дизайном среды, ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. В заключении сформулированы выводы по материалам статьи. Основными стали методы сравнительного анализа, применявшегося при изучении указанных сфер деятельности, а также системного анализа, необходимого при исследовании образовательных структур разных стран. В статье автор говорит о «художественной» специфике средового дизайна как академической дисциплины, относящейся к области образования «искусства» в Китае и России. Специальности «дизайн архитектурной среды» и «ландшафтный дизайн» включены в сферы «инженерного дела» и «сельского хозяйства». Несмотря на то, что три изучаемых в статье дисциплины исследуют среду как культурно-ценностное пространство, отличия в их классификации в системе образования формируют разницу между ними в отношении подготовки студентов.
Ключевые слова: Средовой дизайн, Дизайн архитектурной среды, Ландшафтная архитектура, Искусство, Инженерное дело, Сельское хозяйство, Средовой подход, Защита окружающей среды, Эстетика, Образ
Abstract: This article examines the interrelation between environmental design and cognate disciplines, such as design of architectural environment and landscape architecture. The research is structured on the sources of Russian and Chinese authors. The article consists of five parts. The first one explores the classification of environmental design and cognate disciplines in educational systems of Russia and China. The second part describes the peculiarities in development of the academic discipline “Environmental Design” in the aforementioned countries. The third and fourth parts underlined the similarities and differences between environmental design, landscape architecture, and design of architectural environment. The key research method became the comparative analysis, applied in studying the various areas of activity, as well as systemic analysis for examination of educational structures of different countries. In the course of this study, the author talks about the “artistic” specificity of environmental design as an academic discipline, referred to education in the field of “art” in Russia and China. The disciplines “Design of Architectural Environment” and “Landscape Design” are included in the fields of “Practice of Engineering” and “Agriculture”. Despite the fact that the three disciplines reviewed by the article consider environment as a culture and value space, dissimilarities in their classification in the context of educational system form the difference between them with regards to preparation of students.
Environmental approach, Agriculture, Engineering, Art, Landscape architecture, Design of architectural environment, Environmental design, Environmental protection, Aesthetics, Imagery
Цель статьи – проследить взаимосвязь средового дизайна со смежными дисциплинами, а именно ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. Ключевыми являются источники российских и китайских авторов. Сравнительный анализ специальностей построен на информации из систем образования России и Китая. Для осуществления представленной выше цели были выдвинуты следующие задачи: во-первых, показать характерные черты развития каждой из трёх указанных дисциплин в России и Китае; во-вторых, продемонстрировать сходства между средовым дизайном, дизайном архитектурной среды и ландшафтной архитектурой ; в-третьих, сформулировать различия между ними.
Средовой дизайн и смежные дисциплины в системе образования
После анализа литературы по вопросу о классификации специальностей, изучающих среду в качестве культурно-ценностного пространства в России и Китае, мы составили следующую схему, основанную на информации из «Общероссийского классификатора специальностей по образованию 2016 года» (ОКСО) [4] и «Каталога специальностей бакалавриата в высших учебных заведениях» КНР [21] :
Рис. 1. Таблица по классификации специальностей, изучающих среду на уровне бакалавриата в российской и китайской системах образования.
В таблице выделены классы отраслей знания, группы отраслей знания и специальности (в России – области образования; укрупненные группы; профессии, специальности или направления подготовки). Такая структура бакалавриата в целом характерна для всех стран, несмотря на разницу в наименованиях.
Для сравнения, помимо материалов по России и Китаю, нами были также рассмотрены системы образования и ведущие университеты Великобритании, США, Канады, Японии – стран, входящих в «Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году» [22] – на предмет наличия направлений, анализирующих среду как пространство культуры. Как мы заметили, в этих четырех странах исследование среды осуществляется в рамках специальностей, относящихся к классу отрасли знания «инженерное дело».
Поскольку основой средового дизайна является искусство, то большое внимание при обучении студентов уделяется «художественным» курсам. Например, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, которая первой в отечественной образовательной практике учредила в 1990 г. кафедру «средового дизайна», профильными являются следующие дисциплины: академический рисунок, академическая живопись, специальный рисунок, специальная живопись, специальный рисунок для дизайнеров, аналитический рисунок, проектная графика, компьютерные технологии в дизайне, художественное моделирование, архитектура, различные виды дизайна, основы ландшафтной архитектуры.
Связь между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном
Рис. 2. Конгрессы Международного союза архитекторов [15]
В 1960-х гг. в США началось «движение за защиту природы», подтолкнувшее архитекторов к необходимости обсуждения вопросов о среде. Например, в 1967 г. темой девятого конгресса, который проходил в Праге (Чехия) стала «Архитектура и среда обитания человека». Тема десятого конгресса, прошедшего в 1969 г. в Аргентине, – «Архитектура как социальный фактор». 1972 г., одиннадцатый конгресс, Болгария – «Архитектура и досуг». В 1981 г. темой четырнадцатого конгресса в Варшаве (Польша) была «Архитектура, человек, окружающая среда» (под окружающей средой здесь в основном подразумевается природная среда).
Усиление экологического сознания, с одной стороны, стало для архитекторов важным предметом обсуждения, а с другой – предпосылкой формирования дизайна архитектурной среды и в дальнейшем стимулом учреждения этой специальности в системах образования разных стран. В частности, соответствуюшая кафедра впервые в России (СССР) была открыта в 1987 г. при Московском архитектурном институте (МАРХИ).
У Шимко принадлежащая к сфере инженерного дела архитектура изучается посредством «средового подхода». В средовом дизайне основой выступает изобразительное искусство. Из специального интервью у профессора В. А. Кирпичёва, стоявшего у истоков возникновения кафедры «средового дизайна» в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, мы узнали о его соображениях в отношении связей между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном: «Во-первых, “дизайн среды” и “дизайн архитектурной среды” – это две разные специальности. Архитектура по своей цели стремится к вечному, словно памятник, стоящий на земле. Дизайн всегда современен, иначе его нельзя назвать дизайном. Научное наполнение дизайна среды – это “образ”, а образ – слово из сферы искусства».
Различия и сходства, указанные между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном и сформулированные на основе российских источников, характерны и для Китая. В рамках средового дизайна существует ознакомительный курс архитектурного проектирования, формирующий у студента образ архитектуры. В то же время «средовой дизайн» не подразумевает глубокого освоения «науки об архитектуре». Большинство дизайнеров среды в обеих странах имеют лишь общее представление об указанной сфере. В Китае такая ситуация приводит к тому, что средовой дизайнер не обладает возможностью создавать проект архитектурного плана без свидетельства о том, что он закончил необходимые курсы подготовки по архитектуре. Тогда как дизайнер архитектурной среды не будет иметь проблем подобного свойства.
Связь между ландшафтным проектированием и средовым дизайном
Начиная с момента создания в 1599 году указом Генриха IV французской «гильдии садовников» (Maitre Jardinier), садово-парковая отрасль имела много названий, таких, как «садовые архитекторы» (architecte de jardins), «дизайнеры паркового ландшафта» (jardinier dessinateur de jardins), специалисты, занимавшиеся обустройством цветников (jardiniste) и др. Вплоть до середины XVIII века английский архитектор Уильям Кент (William Kent, 1686 – 1748) создавал сады на основе пейзажей итальянского живописца Сальватора Роза (Salvador Rosa, 1615 – 1673) в деревне Стоу в графстве Бакингемшир, соединив в одно целое западные пейзажные картины и садово-парковое искусство.
Английский поэт и ландшафтный садовник Уильям Шенстоун (William Shenstone, 1714 – 1763) в труде «Бессвязные размышления о садоводстве» (Unconnected Thoughts on Gardening) впервые заимствовал терминологию живописи, назвав форму сада «ландшафтным садом» (Landscape Garden) – для того, чтобы отличить ее от традиционных садов формального стиля. С тех пор понятия «ландшафтное садоводство» (Landscape Gardening) и «ландшафтный садовник» (Landscape Gardener) постепенно стали распространяться все больше и больше. Во второй половине XVIII века понятие ландшафтного сада было разделено ещё на два основных направления – «природный ландшафтный сад» (Natural Landscape Garden) и «живописный ландшафтный сад» (Picturesque Landscape Garden). Термины Picturesque (живописный) и Fabric (сооружения внутри ландшафтного парка) произошли от французских слов Pittoresque и Fabrique соответственно; они также относятся к сфере изобразительного искусства, последнее означает сооружения или постройки, придуманные художником и помещённые в пейзаж в соответствии с требованиями композиции.
Пожалуй, общим для ландшафтной архитектуры и средового дизайна является историческая и терминологическая принадлежность к сфере изобразительного искусства. Кроме того, средовой дизайн подразумевает освоение курса по ландшафтному проектированию, в рамках которого осуществляется исследование образа ландшафта с эстетической точки зрения. Однако большой будет разница этих сфер деятельности с позиций структуры обучения как в России, так и в Китае. Принадлежность средового дизайна к области образования «искусства» («искусства и культуры») и ландшафтной архитектуры к «сельскому хозяйству» в России, к « инженерному делу » – в Китае обуславливает расхождения в преподаваемых курсах, целях подготовки специалистов, их квалификации и профессиональных возможностях.
Сходство трех изученных областей знания состоит в совершенствовании окружающей человека-субъекта среды с позиций эстетики для создания у него эмоционального восприятия пространства. В то же время различия в классификациях в системе образования, преподаваемых профильных дисциплинах на «дизайне архитектурной среды», «ландшафтной архитектуре», «средовом дизайне» формирует разницу в теоретическом и методологическом осмыслении процесса проектирования и профессиональной квалификации студентов и выпусников. Ознакомление средовых дизайнеров с курсами по дизайну архитектурной среды и ландшафтной архитектуре необходимо для того, чтобы при создании совместных проектов специалисты «говорили на одном языке».
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Оформление ссылок не соответствует требованиям редакции.
Заключение: работа в целом отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, но как в стилистическом, так и в структурно-логическом отношении требует серьезной доводки (рекомендуется общее сокращение текста с решительным выбрасыванием малосодержательных и бездоказательных утверждений), и рекомендована к публикации по ее завершению.
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи
Тренд: Дизайн среды
Тренд, обязательный для бизнеса 21 века
Если вы следите за обновлением номенклатуры специальностей и появлением новых профессий — а с точки зрения вуза — появлением новых факультетов и отделений, то вы уже сталкивались с этой новостью — «Дизайн среды».
То есть, на вопрос, куда мне пойти учиться или куда пойти учиться моему ребёнку ответ готов: дизайнер среды — вот новая, модная, очень перспективная профессия.
Если вы предприниматель, который сталкивался с необходимостью подать красиво свой офис или магазин, то с дизайном среды вы сталкивались не меньше, чем родители абитуриентов и преподаватели вузов.
Да, не успели выпускники «закончить престижную специальность», как тут же организовали бизнес, в котором продают самую трендовую услугу на сегодняшний день – дизайн среды.
Кто может пойти учиться на дизайнера среды и кого можно встретить в офисе, продающем эту услугу? Те, кто раньше шёл в архитектурный\строительный вуз — сегодня становятся дизайнерами среды.
И те, кто раньше получал образование в художественном училище — сегодня выбирают дизайн среды.
Эта новая «проектная» профессия возникла как междисциплинарный гибрид на стыке традиционных — архитектуры и прикладного искусства.
Но именно этот «междисциплинарный гибрид» сегодня определяет —какому бизнесу быть и слыть «в тренде», а какой останется с ярлыком «out-of-date».
Памятка бизнесменам
Мы не собираемся читать вам ненужную лекцию о том, что такое «дизайн среды». Вместо этого мы хотим выделить те несколько важнейших ключевых вещей, которые определяют на сегодня: это пространство — хорошее, это пространство —вчерашний день.
Дизайн среды возник именно как «скоропомощной спасатель» нашего общего «нехорошего» пространства, которое мы общими усилиями умудрились выстроить вокруг себя за 19-20 век.
Всё то, что лишает человека здоровья и оптимизма, «понастроили» в эпоху до новой философии, сконцентрированной теперь в «дизайне среды». Яркий пример такой «стройки» – панельный район города-новодела. Тем не менее, есть ещё более тонкие и важные нюансы, помимо таких явных очевидностей.
Туалет показывает: что думают люди о красоте и смысле жизни
Манифест дизайнеров среды гласит: даже в строительстве таких сугубо технических и практических вещей, как внутридомовые коммуникации (канализация, водопровод, отопление) общество, которое их проектирует и строит, закладывает свои текущие понятия и представления о красоте (раз) и о смысле жизни (два).
И вот, с точки зрения дизайнеров среды, даже наши инженерные коммуникации вопиют о том, что понятия о Красоте и Смысле Жизни у нас всё ещё … не те — позавчерашние, ненавистные к Человеку.
Оборудуя офис, Вы обязаны возвышать Человеческое в Человеке
Дизайнеры среды умеют это проверить и отследить в цифрах.
В манифесте дизайнеров среды можно вычитать ещё одну важную вещь: дизайн среды обладает большими художественно-психологическими возможностями. Он, дизайн среды, может как возвышать Человеческое в Человеке, так и унижать его, разрушать.
В этом смысле, самым характерным примером дизайна среды, который именно уничтожает и разрушает Человеческое в Человеке, является дизайн среды концлагеря.
Вот, вспомните, самую характерную деталь любой тюрьмы. В углу каждой комнаты (камеры) стоит так называемая – параша. Это – один-единственный на всех сокамерников туалет, никак не отделённый, не скрытый от глаз и обоняния людей, живущих в камере.
Если дизайн, организация санузла вашего офиса, вашей квартиры —близки к описанному примеру, то это означает одно: в таком пространстве будет осуществляться постоянный «концлагерь», даже если вы сами того не желаете.
К сожалению, именно так устроены санузлы не только во многих школах и детских садах (наследие тоталитаризма), но и в пространствах, где процветает «современный» бизнес.
Дизайн среды был рождён стихийно – усилиями мыслящих архитекторов и художников-прикладников, чтобы – выкорчевать последние остатки тоталитаризма и хищнического промышленного капитализма из каждого уголка нашей инфраструктуры 21 века.
Итак, перейдём к обещанным тем нескольким важнейшим ключевым вещам, которые определяют на сегодня:
это пространство — хорошее, это пространство —вчерашний день.
Важная ключевая вещь №1: Дизайн среды создаёт дизайн процесса
Мы не любим некоторые процессы (если не все). Мы любим только результаты! Но, чтобы иметь результат, приходится терпеть и процесс.
Дизайн процесса — это целая область в дизайне среды, целая наука о том – как снять дискомфорт прохождения долгого утомительного процесса, снять дискомфорт отдельно по каждой его стадии.
Для этого процесс (что логично) разбивается на стадии и каждая стадия его внимательно изучается. Если обнаруживается стадия с максимальным дискомфортом — на неё направляется самое пристальное внимание и дизайном среды дискомфорт снимается. Так:
необходимое делается – приятным (сидение в очереди на приём, скажем или заполнение анкеты),
трудное — облегчается (поиск нужного кабинета, подъём по лестнице, переодевание),
в безрадостные или скучные процедуры и процессы вносится радость и удовольствие (например, продвижение по длинному коридору из одного крыла здания в другое, поездка на лифте).
Всё это необходимо организовывать — как для клиентов, так и для персонала.
Важная ключевая вещь №2: Дизайн среды превращает всё в вашем пространстве в «генераторы радости» (остальное выбрасывает)
Дизайнеры среды разыскивают везде, где только могут: так называемые — генераторы «радости и счастья», а точнее, объекты, могущие иметь при умной подаче — высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.
С точки зрения дизайнеров среды, нет во вселенной такого предмета (или же явления), которое нельзя было бы преподнести как этот самый «генератор радости».
Любой предмет может дарить человеку своё богатое эмоционально-художественное содержание. На это способен также и любой процесс, например, заход солнца, который лучше всего наблюдать именно из вашего кабинета!
Однако необходимо, вооружившись знаниями дизайна среды —суметь профессионально преподнести красоту этих предметов и явлений, донести их до каждого. Чтобы их заметил, придя к вам — даже. «слепец».
В отличие от традиционных дизайнеров и архитекторов, которые украшали интерьеры разве что картинами на стенах и горшками с геранью, сегодняшние дизайнеры среды считают, что «палитра источников радости и созерцания» должна быть расширена. до абсурда, до бесконечности. Радость нужно учиться и учить — находить во всём.
Дизайнер, создавая среду, должен сам научиться работать так, чтобы затем человек, потребляющий эту среду, легко видел источник красоты и радости во всём, что его только окружает в этом месте. Как говорится: «От прожилок зелёного листа, до сантехники в санузле». От объекта (салфеток на столе бара), до процесса (покидание бара на предупредительно вызванном такси).
Лучший пример дизайна среды, который учит зрителя видеть радость и красоту во всём, что его окружает в данном месте – это, конечно, традиционный японский сад камней.
Дизайн этого дзенского пространства сделан таким образом, что человек, попавший в это пространство, начинает воспринимать обычные мшистые камни и песок — как «объекты, имеющие высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд».
Представьте себе, насколько больше возможностей для дизайна среды у вас, у которых, по всей видимости, имеется в распоряжении — много чего, а не только каменные валуны и песочек японского сада камней.
Важная ключевая вещь №3: Дизайн среды утверждает: «Человек адаптирует среду, среда адаптирует человека»
Описанный в заголовке процесс — взаимен. Угнетающая среда, конечно — угнетает человека. Среда, не уважающая человека, медленно формирует такого человека, которого действительно потом не за что будет уважать.
Но человек тоже — не лыком шит. И он, в свою очередь, оказывает влияние на среду, даже самую негибкую, не динамичную, не поддающуюся адаптации.
Если среда специально не выстроена как максимально – негибкая, не динамичная, не поддающаяся адаптации (традиционная школа, тюрьма), то её можно и нужно менять. И человек на это способен.
Практически любая среда в конце концов приспосабливается к истинным потребностям, вкусам, привычкам и особенностям людей, которые ею пользуются.
Дизайн среды постулирует (как главный тренд дизайна сегодняшнего дня) следующее:
«Сделайте среду максимально пластичной и динамичной. Позвольте людям самим доформировывать её под себя».
Дизайнеры среды измеряют и точный показатель успеха в этом начинании — коэффициент адаптации среды: чем выше коэффициент адаптации у данной среды (то есть, чем она гибче), тем она ценнее, дороже, современнее.
Среда формирует у человека, который проводит в ней много времени — привычки и даже взгляды на жизнь, философию. Поэтому сегодня очень легко вычислить владельца помещения (среды), который намеренно или не намеренно формирует у тех, кто в ней пребывает, негуманные, отсталые, жестокие или депрессивные привычки и взгляды на жизнь.
Владельцы таких подавляющих сред (вместе со своими средами) абсолютно не котируются на современном рынке, который смотрит на мир через призму нового дизайна и новой урбанистики.
Учтите это, когда будете создавать репутацию своей фирме.
Важная ключевая вещь №4: Дизайн среды облегчает коммуникацию любого типа
Один из ключевых терминов в дизайне среды после «дизайна процесса» – «дизайн коммуникации». Задача дизайна среды вообще и дизайна коммуникации в частности — облегчить, максимально упростить коммуникацию.
Какие же виды коммуникации выделяет дизайн среды, с чем он, грубо говоря, работает?
Вот они, основные «виды коммуникаций» современной среды:
коммуникации пешеходные и транспортные,
коммуникации инженерные (технические)
Важная ключевая вещь №5: Дизайн среды устраняет рождённый в 19-20 веках конфликт между техногенной и природной средами
Конфликт между искусственной и естественной средой («Каменными джунглями городов» и «Природой») порождён хозяйственной деятельностью человека на заре времён, но достиг своего кризисного пика в 20 столетии. Задача же 21 века – похоронить хищнический агробизнес и построить так называемый самообеспечивающийся «Город-огород».
«Огород» не хищнический, не истощающий почву, а выстроенный по принципам пермакультуры.
Важная ключевая вещь №6: Дизайн среды проводит планомерную Гуманизацию трудовых процессов, борясь с марксовым «отчуждением человека от его труда»
Процесс создания материальных вещей (ценностей) давно стал бездушным. Это произошло тогда, когда ремесленник, создававший вещи медленно и в своё удовольствие, уступил место наёмному рабочему, штампующему вещи «в удовольствие рынка».
Это явление давно уже имеет своё имя и имя это – отчуждение. Об отчуждении Человека от его труда (когда человек не получает ни малейшего удовольствия от процесса труда и рад только зарплате, отпуску или победе в офисной интриге) писал ещё Маркс.
Но только сегодня и именно силами дизайна среды удалось, наконец, понять — как (не политическим, не революционным путём) превратить процесс создания материальных благ из «бездушного» процесса в процесс, приносящий работникам радость.
Дизайнеры среды в этом своём начинании отнюдь не голословны. Они технически превращают такие скучные и «бесчеловечные» вещи как:
задача «подвоза сырья»,
или задача «вентиляции цеха»
в то, что работает на прибавление человеку радости. Ранее бездушные, отчуждённые от человека объекты, технические задачи и технологические процессы — гуманизируются.
Важная ключевая вещь №7: Дизайн среды вводит обязательный тренд: гибкость и многовариантность использования пространства, среды.
Жилое и нежилое пространство сегодня «современно» и имеет высокую стоимость на рынке только тогда, когда оно – потенциально многовариантно и гибко. То есть, может быть мгновенно приспособлено – под решение самых неожиданных задач.
Гибкость (многовариантность) пространства свидетельствует о том, что тот, кто его проектировал – знает и уважает одну очень важную вещь. А именно: базовое природное стремление Человека к полноте, богатству и разнообразию всех его проявлений себя в этом мире. Стремление к саморазвитию и многогранности.
Представьте себе комнату ребёнка-подростка, которая заставлена тяжёлой мебелью так, что ребёнок (при возникшем желании) не сможет заниматься в этой комнате йогой или танцами, превратив свою комнату в «зал».
Или не сможет поставить в своей комнате рабочий стол-верстак.
Такое пространство, запрещающее ребёнку развиваться, будет признано «негибким» или маловариантным, только — спать, делать уроки, хранить личные вещи в шкафу.
Тенденция универсализации жилых и нежилых пространств находит своё отражение в самых передовых образцах современной архитектуры и дизайна. К этому приложили руку, разумеется, специалисты новой профессии «дизайн среды». Но кое-какие мелочи можно осознать и самому, без привлечения дизайнера.
Максимум розеток
Проще всего добиться универсализации среды можно, используя к примеру, максимальное количество электроразводок и подключений так, чтобы менять обстановку и оборудование, «не завися от розеток».
Максимум свободных площадей
Далее идёт концепция «свободные площади». По современным стандартам качества среды — ровно и даже более 50% пространства должно быть не занято абсолютно ничем, быть пустым.
Посчитать эти цифры точно – вам могут дизайнеры среды.
Минимум капитальных перегородок
Многовариантное, гибкое пространство также не терпит капитальных стен. Вместо перегородок – расставляется функциональная мебель, устанавливаются лёгкие переносные ширмы.
Многовариантное, гибкое пространство —пространство трансформируемое.
Ведь «сегодня» мы не знаем, какой тренд ждёт нас «завтра». И поэтому мы должны быть готовы ко всему новому, открыты новому. Принцип «юрты кочевника» победил в архитектуре и дизайне, к радости экологов и социологов всего мира.
Итак, давайте перечислим напоследок основные принципы, по которым сегодня оценивается качество и стоимость среды, принципы, внедряемые в жизнь новым, средовым дизайном:
облегчение тягостных процессов, снятие дискомфорта с самых неприятных стадий,
превращение любого объекта среды в «генератор радости», раскрытие этого потенциала в любом объекте,
формирование среды, позитивно влияющей на мироощущение человека, «воспитывающей» в человеке его лучшие качества,
строительство среды с высоким коэффициентом адаптации под человека, который будет ею пользоваться (гибкой среды),
снятие конфликта между вынужденно существующей техногенной средой и дикой Природой,
гуманизация «бездушных» трудовых процессов, отчуждающих Человека от Человеческого и превращающих человека в механизм,
строительство многовариантной универсальной среды, способной быстро реагировать на любые вызовы технического прогресса, моды, тенденций и трендов.
Ну, а теперь, рассмотрим самые удачные примеры сотрудничества продвинутого бизнеса и дизайна среды.
Автобусы с газонами на крыше
Поговорим о том, как модный «дизайн среды» внедряет в умы и квартиры обычных буржуазных семей (потребителей)— высокие и гуманные идеи когда-то мало кому известной, когда-то маргинальной пермакультуры.
Итак, четыре дизайнера из Кореи создали уникальную пока что экологичную кухню-теплицу Kitchen Nano Garden. Это кухня в жилой квартире, которая представляет собой не «кухню» в отживающем понимании этого места, где мы пожираем лишние калории и смотрим сериалы, а буйно растущий сад-огород, уютную высокотехнологичную теплицу-оранжерею, где всё, что можно найти съесть – всё – не из холодильника, а свежее и экологичное, ну а остальное, что несъедобно —беленькое, стильненькое, по-скандинавски — компактное, задвигающееся друг в друга и эргономичное.
Теперь выращивать овощи, зелень, пряные травы и даже фрукты у себя дома становится почти что обязанностью каждой нормальной семьи, и места для этого отводится. вся площадь новой кухни-теплицы!
Дизайн и экологичная эргономика новой городской инфраструктуры
Природой – госпиталь в Африке.
Больница под названием Opera Village of Laongo, которую в 2013 году построил для республики Буркина-Фасо молодой архитектор по имени Diebedo Francis Kere, настоящий шедевр эко-дизайна будущего.
Больница выстроена с учётом традиций местной (локал) африканской архитектуры — строение – невысокое, кладка стен – каменная, натуральная, природного цвета.
Окна больницы Opera Village – главный акцент замысла. Они специально сделаны как рамки живописных картин. Через раму каждой такой «картины-окна» – открывается между прочим тщательно продуманный вид на прекрасную, постоянно меняющуюся саванну, которая окружает эту больницу.
Согласитесь – для пациентов видеть родную природу — лучше, чем видеть бетонный двор или глухую стену соседнего здания…
Архитектурный проект «Фабрика колыбельных»
«Фабрика колыбельных» исполняет действительно – колыбельные мелодии, которые слышны только внутри дома – то есть, маленьким пациентам лондонской детской больницы. У детей теперь есть специальные индивидуальные радиоприёмники в палатах, которые можно настроить на нужную частоту и слушать колыбельные труб. А в общей гостиной стоит самый настоящий «слуховой рожок», отведённый от уличных труб внутрь помещения, чтобы музыка лилась прямо в холл.
Колыбельные мелодии специально для этого архитектурного проекта написала в подарок детям композитор Джессика Карри.
Музыкальный инструмент-монстр (впрочем, очень добрый монстр) выполнен в духе любимого многими стиля — стим-панк. Отличительной чертой стим-панка как раз и является:
кирпичная кладка заводских и складских помещений «а ля 19 век», расцвет промышленной эры,
и переплетающиеся между собой железные трубы, часто непонятного назначения – опять же, наследие эпохи индустриализации. Все эти трубы и музыкальные рожки напоминают не только фабричную застройку конца 19 начала 20 века, но и любимого воскресного друга всех «фабричных» – музыкального монстра той эпохи — граммофон!
Так что — архитектурный проект с хорошим вкусом. И проект этот – добрый. Что бывает немного реже у замысловатых дизайнеров.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал