спс что это в машине

Автомобили с системой SPS

спс что это в машине. Смотреть фото спс что это в машине. Смотреть картинку спс что это в машине. Картинка про спс что это в машине. Фото спс что это в машине

Как работает SRS 5

Как правильно эксплуатировать автомобиль с системой SPS 7

Список литературы 11

Введение

Многолетний опыт эксплуатации автомобилей с подушками безопасности убедительно доказывает, что SRS – очень эффективное средство снижения последствий аварии для человека.

Но для того, чтобы подушки безопасности дали максимальный эффект при использовании, стоит ознакомиться с их возможностями, чтобы в дальнейшем учитывать особенности эксплуатации оснащенных ими машин.

В данной работе подробно рассмотрены подушки безопасности SRS.

Общие сведения

Пассивная безопасность – это комплекс технических решений в конструкции автомобиля, снижающий тяжесть последствий аварии для человека. Основой пассивной безопасности являются разработка конструкции кузова, деформирующегося при ударе и поглощающие его энергию, травмобезопасные (мягкие, без острых углов, ребер, кромок и т. п.) детали интерьера автомобиля, а также правильно отрегулированные и пристегнутые ремни безопасности [2].

Важный элемент системы безопасности автомобиля – система SRS. Она призвана при столкновении автомобиля удержать человека на месте, чтобы избежать бесконтрольного перемещения водителя и пассажиров по салону. SRS состоит из ремней безопасности, так называемых «подушек безопасности», датчиков и блока управления.

Подушки безопасности (air bag) дополняют действие ремней безопасности и замедляют движение людей при столкновении, смягчая удары о руль или элементы интерьера.

Месторасположение подушек безопасности:

    фронтальные — в ступице рулевого колеса (для водителя) и в панели приборов (для пассажиров). Они защищают голову и верхнюю часть тела (грудь, плечи) человека. На современных машинах объем подушки водителя — около 50 л, а переднего пассажира — 80-90 л, поскольку ее опора — панель приборов — дальше от человека, чем рулевое колесо; боковые — сбоку в спинках или подушках сидений, а также над дверными проемами (“занавески”). Они дополняют фронтальные, а иногда предохраняют живот и таз; напольные и коленные — на полу и в нижней части панели приборов, чтобы обезопасить, соответственно, колени и ступни.

Датчики служат для формирования и передачи сигналов блоку управления. Они могут быть как механическими, так и электронными. Часто датчики совмещают с модулем подушки или блоком управления, датчики фронтального удара закрепляют на лонжеронах, бокового — на порогах около средних стоек кузова. Как правило, чем совершеннее система, тем больше устанавливается датчиков, или они технически сложнее, вплоть до реагирующих на удары с нескольких направлений или опрокидывание.

Блок управления анализирует показания датчиков и управляет работой всей системы. Также он диагностирует систему и информирует водителя об ее состоянии с помощью контрольной лампы, находящейся, как правило, на приборной панели. А сам блок управления располагают в наиболее защищенном месте — как правило, на туннеле пола под панелью приборов или около рычага управления коробкой передач [1].

Как работает SRS

Подушка безопасности представляет собой модуль, объединяющий оболочку и наполняющее устройство. Надуваясь, оболочка разрывает декоративное покрытие деталей интерьера, за которыми она установлена (ступицы рулевого колеса, панели приборов, обивки сидений и т. п.). Срабатывание происходит только при положении ключа зажигания “ON” (включено) или “START” (пуск).

Время срабатывания подушек безопасности в среднем составляет примерно 0,05 секунды. Оно зависит от многих факторов, например, конструкции кузова и размещения агрегатов автомобиля, то есть величины и жесткости его деформируемых зон. Сдувается оболочка обычно через 5-10 секунд после раскрытия. В любом случае, скорость наполнения подушки должна быть таковой, чтобы человек «попал» в уже расправленную подушку. В противном случае оболочка ударит его, раскрываясь навстречу со скоростью 300 км/ч, или отбросит в сторону, дополнительно ударив о детали интерьера. Для того, чтобы подушки успели надуться до того, как до них «долетит» водитель или пассажир, служат ремни безопасности. Именно они удерживают и направляют водителя и пассажиров, чтобы они начали перемещаться не раньше 30 мс после столкновения и не попали мимо подушки. При этом ремни еще и смягчают силу удара. Ведь даже уперевшись руками и ногами, человек массой 75 кг может выдержать усилие только 300-400 кгс. А при столкновении на скорости 50 км/ч его тело давит на ремень с силой 3 т! Поэтому непристегнутым людям подушка безопасности просто не поможет.

Датчики удара реагируют на замедление при столкновении. Порог их срабатывания, как правило, около 15 g5. При заносе или торможении, даже экстренном, такой величины достичь невозможно.

Блок управления как минимум учитывает не только величину, но и длительность сигнала. На отдельные пики (всплески) замедления блок не среагирует, заданный порог должен быть превышен некоторое время (например, не менее 0,003 с). Для уменьшения риска ошибочных срабатываний системы, разработчики часто делают блокировку по скорости движения автомобиля, например 20 км/ч — чтобы толчки бампером на парковке не активировали SRS. Однако при этом она может не защитить людей, если в их стоящую или медленно катящуюся машину “в лоб” врежется другая — движущаяся на большей скорости. Но современные блоки управления распознают и такие ситуации. Более того – существуют системы, учитывающие силу удара, присутствие на сиденьях людей (и даже их массу), раскрывающие оболочки частично (в два этапа) или активирующие фронтальные подушки при ударе сзади (чтобы парировать отскок головы человека от подголовника) [3].

Как правильно эксплуатировать автомобиль с системой SPS

Сама система надежна и не требует ухода. Особых мер предосторожности при эксплуатации машин, оборудованных подушками безопасности, также нет. Тем не менее, нужно выполнять следующие рекомендации.

1. Темные элементы интерьера прямые лучи солнца иногда нагревают выше 90°С. Подушка может самопроизвольно раскрыться, поэтому лучше не оставлять машину в таком месте или накрыть панель светлой тканью, либо поставить ширму за стеклом.

2. Чтобы эффективность системы SRS при аварии была максимальной:

— водитель должен правильно сидеть за рулем;

— пассажиру в поездке на переднем сиденье нужно отодвинуть его назад так, чтобы стопы ног, слегка согнутых в коленях, стояли на наклонной части пола. Не надо близко наклоняться к панели приборов или, наоборот, откидывать спинку кресла в “спальное” положение. Ее оптимальный наклон — 25° к вертикали. При осложнении дорожной ситуации (желательно, чтобы водитель предупредил об этом) лучше плотнее усесться на сиденье, поправить ремни, взяться руками за поручни и упереться ногами в пол;

— ремни безопасности нужно правильно отрегулировать и обязательно ими пристегиваться.

3. Детское кресло, в котором ребенок сидит лицом назад, нельзя ставить на переднее пассажирское сиденье, если перед ним есть неотключенная подушка. Она может травмировать малыша, придавив его к спинке взрослого сиденья.

4. На панели приборов, ветровом стекле (в зоне расположения подушек) и ступице рулевого колеса не должны лежать или быть закреплены посторонние предметы — освежители воздуха, украшения и т. п. Они могут помешать правильному раскрытию подушки или полетят в людей.

5. Чтобы боковая подушка в сиденье сработала правильно:

— нужно сидеть так, чтобы руки, ноги или лицо не находились рядом с местом ее расположения;

— нельзя опираться на дверь всем телом, а задним пассажирам и детям — держаться за боковую часть спинки переднего сиденья;

— не надо надевать чехлы на сиденья и класть рядом с ними вещи (например, зонт между подушкой и дверью) или вешать плотную одежду.

6. После срабатывания пиротехнического газогенератора детали модуля подушки будут горячими и могут обжечь. Лучше не трогать их руками. Но сама оболочка будет холоднее 60°С — это безопасно.

7. Любые работы (например, с электрооборудованием), которые могут повлиять на состояние SRS или спровоцировать самопроизвольное срабатывание системы, а также ее диагностику, нужно делать только на СТО. Причем такой, где есть мастера, знающие особенности SRS вашего автомобиля. Систему проверяют, подключив к ее блоку управления специальную аппаратуру. При этом можно не только определить состояние SRS, но и то, что она срабатывала ранее, т. е. машина могла побывать в аварии.

Диагностировать систему на СТО нужно, когда сигнализатор не горит при включении зажигания, не гаснет через 5-7 с после включения или загорается во время движения. Кроме того, многие изготовители автомобилей обязывают проверять ее каждые 10 лет.

8. После регулировки углов установки колес иногда переставляют рулевое колесо, чтобы его спицы стали горизонтальными. При этом необходимо проконтролировать правильность положения электрических проводов (контактов) подушки, чтобы при поворотах руля они не разрушились.

9. Самопроизвольное срабатывание SRS в исправном автомобиле маловероятно. Но производственный брак или неквалифицированное обслуживание полностью исключить нельзя, и к этому нужно быть готовым. Хотя, если человек соблюдает основные правила (п. п. 1-5), ничего опасного не произойдет:

— по лицу подушка не ударит — не достанет, она рассчитана на встречное перемещение груди (около 300 мм) и головы человека (еще примерно столько же) во время столкновения, а при самопроизвольном раскрытии оболочки он неподвижен относительно автомобиля;

— видимость будет ограничена незначительно и недолго — размер подушки водителя лишь немного больше диаметра рулевого колеса и она сразу начинает сдуваться. Кроме того, ее можно смять или сдвинуть в сторону рукой;

— избыточное давление в салоне, даже если раскроются две 80-литровые подушки, будет около 0,04 атм и для человека не опасно;

— шум и дым, сопровождающие штатное срабатывание системы, уже не важны. Но при самопроизвольном раскрытии подушек в движении, даже если внезапный громкий звук испугал водителя, не нужно резко тормозить или поворачивать руль в сторону. Лучше поступить, как предписывают Правила дорожного движения при ослеплении дальним светом фар встречной машины (п. 19.2) — включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, плавно снизить скорость и остановить автомобиль. Впрочем, уровень шума не превысит 130 дБ. Это сравнительно немного — даже инструкции к новогодним хлопушкам обязывают предупреждать окружающих о взрыве, только если его звук громче 150 дБ. Дым тоже неопасен — это не признак пожара.

10. Система SRS — одноразовая. После срабатывания модуль подушки надо заменить [3].

Заключение

Современные легковые автомобили имеют несколько подушек безопасности, которые располагаются в разных местах салона автомобиля. В зависимости от места расположения различают следующие виды подушек безопасности: фронтальные, боковые, головные, коленные, центральная подушка безопасности.

Источник

Свидетельство СПС: что это и зачем его получать перевозчику?

В России с некоторого времени транспортировка скоропортящихся продуктов (так называемого скоропорта) регламентирована определенными нормами и требует получения особого свидетельства – свидетельства СПС для транспортных средств, осуществляющих подобные перевозки. Что это за свидетельство, рассказывает Андрей Сидоров, руководитель проекта ThermoFleet компании «Адвантум».

Что такое свидетельство СПС?

Свидетельство СПС – это специальный документ, удостоверяющий соответствие транспортного средства нормам СПС для перевозки скоропортящейся продукции.

Нормы СПС определены международным документом, регламентирующим перевозку скоропортящихся пищевых продуктов. Собственно СПС – это Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. Аббревиатура СПС – это перевод названия международного соглашения: ATP. На русском звучит как Соглашение о Перевозке Скоропортящихся продуктов. ATP – это принятое обозначение называния Agreement on the International Carriage of Perishable Foodstuffs and on the Special Equipment to be used for such Carriage. ATP – образовано от французского названия договора: Accord relatif aux transports internationaux de denrées périssables et aux engins spéciaux à utiliser pour ces transports. Соглашение было принято в г. Женеве в 1970 году несколькими европейскими странами. К 2016 году к нему присоединись уже 50 стран участников.

До приказа Минтранса России от 30 июля 2014 г. № 211 российские перевозчики могли получить свидетельство СПС исключительно на территории Европы, и оно требовалось только для международных перевозок.

Свидетельство СПС по закону необходимо получить владельцам транспорта, планирующим перевозку скоропортящихся продуктов (скоропорта). Данное требование введено в 2016 году.

Что такое нормы СПС?

Нормы СПС – это свод правил или требований, касающихся транспортного средства, предназначенного для транспортировки скоропортящейся продукции.

До вступления в силу приказа Минтранса №211 нормы СПС на территории РФ распространялись исключительно на международные перевозки. На данный момент свидетельство СПС необходимо получить на каждое транспортное средство, перевозящее скоропортящиеся пищевые продукты.

В первую очередь нормы касаются кузова (стенки, двери, пол) транспортного средства (ТС), они должны состоять из термоизолирующих материалов, позволяющих ограничивать теплообмен между внутренней и наружной поверхности кузова. В соответствии с протоколом испытаний свойств термоизолирующих материалов и способа поддержании температуры происходит классификация изотермического кузова: например, ТС-ледник, ТС-рефрижератор, ТС-изортемическое и другие.

Следующее обязательное требование – это наличие терморегистратора, прибора, фиксирующего температуру внутри кузова. Существуют обязательные требования к этому терморегистратору:

– прибор должен быть включен в Государственный реестр средств измерений и поверен (проверка прибора с целью подтвердить его функциональность – «правильность измерения»);

– погрешность должна быть в пределах ± 1 °С;

– прибор должен вести запись данных на протяжении года с периодичностью 1 мин., не менее чем с двух датчиков, установленных внутри фургона;

– информация с прибора должна быть доступна: возможность распечатать термочек или визуализировать данные через электронный носитель, например на экране мобильного телефона.

Почему нас касается соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов, если мы работаем только на территории России?

Текст соглашения регламентирует не только международные перевозки, но и перевозку скоропортящегося груза на территории страны – участницы соглашения. Россия стала участником соглашения и с 2016 года владельцы транспорта, перевозящие скоропортящуюся продукцию, обязаны иметь свидетельство СПС для каждого транспортного средства, осуществляющего такие перевозки.

Изначально данное соглашение касалось исключительно нескольких европейских стран, через некоторое время к данному соглашению присоединились страны Восточной Европы и за последние 5 лет государства Евразийского союза. Данное соглашение позволяет транспортным средствам беспрепятственно осуществлять международные перевозки. А также регламентирует транспортировку скоропортящейся продукции внутри страны.

Какие продукты относятся к скоропортящимся?

Скоропортящиеся продукты – это пищевые продукты, которые требуют особенных условий транспортировки и хранения, а также реализации в строго установленные сроки.

Существует классификация продуктов исходя из сроков и методов хранения. Например, по температурному режиму они делятся на: замороженные, охлажденные грузы, по типам продуктов: мясные, рыбные, молочные и другие.

Время и условия транспортировки скоропортящихся продуктов регламентируются специальными документами.

Что будет, если перевозить скоропортящиеся продукты и не иметь этого свидетельства?

Сейчас в случае нарушения правил перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, перечисленных в соглашении, перевозчиков привлекают к ответственности по ст. 12.21 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки грузов». Но за это нарушение предусмотрено всего лишь предупреждение или штраф в размере 500 руб.

Основным мотиватором для перевозчика на данный момент выступает заказчик (владелец груза). Все чаще производители или продавцы продуктов (ритейлеры, крупные торговые сети) отдают предпочтение тем перевозчикам, которые прикладывают максимум усилий к сохранению груза и предоставляют прозрачную информацию о перевозках.

Где получить свидетельство? И на какой срок оно выдается?

Приемом документов и заявок на выдачу свидетельства СПС занимается ФБУ «Росавтотранс». Предварительно необходимо пройти испытания и проверки на соответствие в уполномоченных станциях. Перечень испытательных станций и назначенных экспертов опубликован на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс».

Срок действия свидетельства –3 года.

Из чего состоят такие испытания?

– измерение коэффициента теплопередачи изотермических транспортных средств;

– проверка эффективности термического оборудования, находящегося в эксплуатации транспортного средства-ледника, транспортного средства-рефрижератора или отапливаемого транспортного средства;

– проверка изотермических свойств транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Источник

Как работает ESP и как ей пользоваться. Это должен знать каждый водитель

спс что это в машине. Смотреть фото спс что это в машине. Смотреть картинку спс что это в машине. Картинка про спс что это в машине. Фото спс что это в машине

спс что это в машине. Смотреть фото спс что это в машине. Смотреть картинку спс что это в машине. Картинка про спс что это в машине. Фото спс что это в машине

Содержание:

Что такое ESP?

ESP (Electronic Stability Program) — это, если переводить дословно, «электронная программа стабилизации», однако более корректно — электронная система стабилизации. ESP также еще называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».

Главная задача ESP — контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях. Проще говоря, система стабилизации должна предотвращать занос и боковое скольжение автомобиля в случае его возникновения, а также помогать сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колесами.

Первой систему стабилизации начала применять на своих моделях компания Mercedes-Benz, которая запатентовала ее в 1994-м. А год спустя, в 1995-м, ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Позже она появилась на седане S-Class и на спорткаре SL. Затем ESP начала появляться и на других моделях марки, а позднее — и в активе остальных крупных автопроизводителей. Причем, многие из них патентовали для системы собственное товарное название. И, как правило, тоже в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации у некоторых других производителей может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, однако ее суть и принцип действия от этого не меняется.

С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS стала одной из систем активной безопасности, которой в обязательном порядке должны быть оснащены все новые модели легковых и грузовых автомобилей, регистрируемые в Европейском Союзе. С ноября 2014 года этот закон без исключения распространяется на все новые автомобили. В России наличие ESP на грузовых автомобилях стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017-го.

Как работает ESP?

Работа ESP взаимосвязана с тормозными механизмами автомобиля, ABS, а также с антипробуксовочной системой и электронным блоком управления двигателем. В своей работе ESP активно использует все эти компоненты, комплексно объединяя их действия и обеспечивая несколько контраварийных мер во время возникновения поперечной динамики или, проще говоря, неуправляемого скольжения задней оси автомобиля.

Фактически ESP состоит из микропроцессора (также называют электронным блоком управления), который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости вращения колес, интегрированных в систему ABS, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.

Кроме того, на процессор поступает информация с двух других датчиков, которые измеряют угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечные ускорения автомобиля. Они фиксируют внезапное боковое ускорение, которое является главным маркером скольжения, и, определив его величину, дают дальнейшие распоряжения системе. К этим данным также добавляется значение скорости, с которой движется автомобиль в этот момент, величина угла поворота руля, а также обороты коленчатого вала двигателя. Анализируя эти данные, ESP «понимает», что возник занос и далее дает команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес автомобиля, исходя из направления заноса и бокового ускорения.

Сами команды на тормозные механизмы отправляются через модулятор АБС, создающий давление в тормозной системе автомобиля. Вместе с этим, ESP отправляет на блок управления двигателем команду на сокращение подачи топлива и уменьшение тяги на колесах.

Система работает всегда и в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо.

Впрочем, важно понимать, что возможности ESP по корректировке заноса и стабилизации автомобиля в критической ситуации не бесконечны. Законы физики не может отменить ни одна электронная система. И если скорость, на которой возникает занос, слишком высока или коэффициент сцепления скользкой поверхности под колесами слишком низкий, то даже умная электроника может оказаться беспомощной. Всегда важно помнить, что система стабилизации значительно снижает риски возникновения заноса и аварийной ситуации на дороге, но не исключает их.

ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?

Среди опытных водителей есть устойчивое мнение, что система стабилизации не всегда корректно выполняет свою функцию и порой неправильно распознает процессы, происходящие с машиной, и вмешивается в работу тормозных механизмов и двигателя в неподходящий момент.

Отчасти это правда, но только в тех случаях, когда за рулем автомобиля находится человек с большим стажем. Такие водители часто любят ездить на пределе возможностей автомобиля и при помощи приемов контраварийного вождения могут контролировать занос и водить машину в управляемом скольжении.

Кроме того, система стабилизации может излишне «глушить» мотор на бездорожье, когда небольшое скольжение автомобиля в раскисшей колее или на песчаном покрытии просто необходимо для преодоления препятствий. Именно для таких случаев многие современные автомобили, оборудованные ESP, имеют возможность принудительного отключения системы отдельной кнопкой ESP Off.

Как правило, такая кнопка встречается на спортивных машинах или автомобилях со спортивным характером, а также на внедорожниках и кроссоверах, которые по своему основному назначению часто могут оказаться на бездорожье.

Впрочем, функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна. На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает ее не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь уже в тот момент, когда ситуация становится действительно критической. Кроме того, нередко на полноприводных кроссоверах и внедорожниках функция полного отключения системы стабилизации действует лишь на небольших скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это может быть действительно необходимо на бездорожье.

Что делать, если горит лампочка ESP?

Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой, горит в двух случаях. Первый — если ESP срабатывает. Второй — если система неисправна. Впрочем, в первом случае она, как правило, мигает и затем вновь отключается после предотвращения скольжения, а во втором загорается и не гаснет, пока неисправность не устраняется.

Глобально проблемы с системой могут возникнуть по нескольким основным причинам. Достаточно распространенный случай — это когда есть неисправность датчиков скорости вращения колеса, которые подключены к тяговому устройству и блоку управления двигателем. Каждое колесо имеет отдельный датчик, и если даже один из них выходит из строя, то система больше не уведомляется и об изменениях скорости, и вследствие такой ошибки на приборной панели загорается сигнал о неисправности ESP.

Другой распространенной причиной ошибки ESP на приборной панели может быть неисправный датчик угла поворота рулевого колеса. В случае его выхода из строя система также перестает получать сигналы об угле поворота руля и, соответственно, не может корректно работать.

Кроме того, часто неисправности ESP могут быть связаны с программным обсечением. В таком случае вся тяговая система может потребовать полного перепрограммирования просто из-за проблем с текущим программным обеспечением.

Впрочем, это лишь самые распространенные неисправности. Однако нужно помнить, что система стабилизации состоит из множество сложных компонентов, и поломка любой из них может стать причиной загоревшейся лампочки на приборной панели. Так что при появлении соответствующего сигнала все же лучше обратиться в сервисный центр и устранить неисправность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *