справочный характер что это значит

По каким признакам отличить информирование от рекламирования?

Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Размещение на территории учреждения информации о нем и его услугах – обычная практика. Для этого используются стационарные конструкции, выносные штендеры, наклейки, плакаты… Сама информация тоже бывает разной: от вывесок «Добро пожаловать!» и театральных афиш до оповещения об акциях и привлечения внимания к отдельным услугам. В каких случаях действия учреждения подпадают под нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»? Когда требуется разрешение на установку рекламной конструкции?

Разграничить понятия «информация» и «реклама», «конструкция, носящая информационный характер», и «рекламная конструкция», по-прежнему бывает непросто. На это указывают регулярные разъяснения ФАС и судебная практика. Согласно последней ошибаются не только производители товаров и поставщики услуг, разместившие информацию (а на самом деле – рекламу), но и контролирующие органы, которые неправомерно относят конструкции к рекламным.

Более того, судебная практика тоже неоднородна. В одних случаях информация признается рекламой, а конструкция рекламной, и нарушение требований Закона № 38-ФЗ подтверждается. В других – похожая информация считается справочной, в действиях организации не усматривается нарушений. Все дело в том, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (содержание такой информации, все обстоятельства ее размещения). А это и есть почва для возникновения противоположных мнений.

Рассмотрим самые распространенные случаи отнесения сообщений к информации либо рекламе.

Признаки и примеры информации

Как сказано в ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ, он не распространяется:

на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой обязательно в силу закона (п. 2);

на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (п. 3);

на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. 5).

Эти сообщения относятся к информации, которая не преследует рекламных целей. В качестве примера ФАС в Письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 привела несколько случаев, когда информация не будет признана рекламой. Назовем четыре.

1. Размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг. Сюда относятся, например, сведения о режиме работы, реализуемых товарах, предоставляемых услугах.

Такая информация должна быть доведена до потребителей в силу ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1. Данная норма гласит: изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, указав все это на вывеске. Здесь поставлена цель известить неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении организации и (или) обозначить место входа. Цели, связанные с рекламой, не преследуются.

Манера оформления вывески (табличка, закрепленная на фасаде здания, электронное табло с «бегущей строкой» и др.) значения не имеет.

Не может рассматриваться как реклама и другая информация, размещенная в месте нахождения организации (п. 3 Письма № АК/92163/17):

ее коммерческое обозначение, не совпадающее с официальным наименованием;

контактная информация (номер телефона и официальный сайт), не содержащая конкретных сведений о товаре, условиях его приобретения или использования;

информация о профиле деятельности организации или ассортименте реализуемых товаров, услуг;

информация, обязательная к размещению, но неполная (например, только наименование без указания адреса и режима работы).

Если информация для потребителей размещается в месте оказания услуг, суды не находят в этом нарушений: не расценивают ее как рекламу и не требуют выполнения норм Закона № 38-ФЗ. Пример – Постановление АС ВВО от 17.07.2019 № Ф01-2813/2019 по делу № А43-31359/2018, в котором арбитры поддержали поставщика услуг.

2. Вывески с фразами «Добро пожаловать!», «Выезд», «Счастливого пути» и т. п. Эти фразы, нанесенные на конструкцию (в том числе установленную при въезде или выезде на территорию учреждения), тоже не содержат указания на объект рекламирования. Закон № 38-ФЗ в этих случаях не применяется (п. 5 ч. 2 ст. 2).

Важно, чтобы размещаемая таким способом информация не содержала названий или характеристик товаров, товарных знаков, наименования юридических лиц, в том числе организации, на въезде (выезде) в которую установлена конструкция. Иначе это будет уже реклама (п. 2 Письма № АК/92163/17).

3. Информация об аренде помещения с указанием номера телефона, размещенная на здании непосредственно в месте нахождения данного помещения – на его внешней стене или в пределах его окон. Это считается объявлением, которое предназначено для информирования о статусе помещения, имеет справочный характер и не подпадает под понятие рекламы (п. 6 Письма № АК/92163/17).

4. Театральные афиши и киноафиши, устанавливаемые на зданиях учреждений культуры. Информация о репертуаре тоже носит справочно-информационный характер и направлена на информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Закон № 38-ФЗ здесь не применяется, а конструкции не считаются рекламными (п. 6 Письма № АК/92163/17).

Во всех четырех случаях размещаемые сведения не подпадают под действие Закона № 38-ФЗ. Разрешение органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию конструкций, на которых указывается такая информация, получать не нужно.

Признаки и примеры рекламы

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. То есть цель рекламы – привлечь внимание потребителей к поставщику услуг, его продукции и укрепить его рыночные позиции. На этот признак и надо ориентироваться при разграничении информации и рекламы.

При отнесении сообщения к рекламе требования Закона № 38-ФЗ соблюдать уже нужно (в том числе те, которые касаются получения разрешения на установку и эксплуатацию конструкции). В частности, это надо делать тогда, когда размещаемое сообщение не относится к исключениям, перечисленным в ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ, то есть не является «просто» информацией.

Впрочем, провести черту между двумя рассматриваемыми понятиями в тех ситуациях, когда организация при размещении сведений справочного характера добавляет к ним рекламную информацию, все же сложно. Приведем разъяснения ФАС по этому поводу.

В пункте 3 Письма № АК/92163/17 ведомство указало: информация, не относящаяся к обязательной для размещения, характеризующая реализуемый товар или услугу, формирующая потребительский интерес к ним или юридическому лицу, считается рекламой. Например, это касается установки в месте нахождения организации конструкций, информирующих не только о самой организации, но и о проводимых акциях, действующих скидках, содержащих лозунги или слоганы. Такие конструкции считаются рекламными вывесками, а значит, на них распространяются нормы ст. 19 Закона № 38-ФЗ.

Иногда подобные ситуации бывают запутанными: поставщику услуг и привлекшему его к административной ответственности контролирующему органу приходится пройти несколько судебных инстанций, прежде чем спор разрешится. Но и выводы судов бывают разными.

Так, в одном случае арбитры подтвердили вину медицинской клиники, установившей на стене своего здания конструкцию (Постановление АС ВВО от 29.01.2016 № Ф01-5922/2015 по делу № А43-17212/2015). На конструкции помимо сведений, обязательных к размещению (наименование юридического лица, профиль деятельности, телефон), был указан слоган («Располагает к доверию»). Судьи подтвердили, что установка относится к рекламной и может эксплуатироваться только на основании разрешения органа местного самоуправления, которого у организации не оказалось. Правомерность назначенного клинике штрафа в размере 250 тыс. руб. была подтверждена.

В другом случае штраф в размере 500 тыс. руб. контролеры назначили университету. Учреждение пыталось отстоять свою правоту, но безрезультатно: три судебные инстанции встали на сторону контролеров (Постановление АС СЗО от 28.07.2021 № Ф07-8498/2021 по делу № А26-8442/2020). Вуз разместил баннер, на котором помимо наименования и входящих в его структуру институтов, указал телефон приемной комиссии, адреса страниц в социальных сетях и слоган «Будущее начинается здесь!». Арбитры отметили, что несмотря на расположение конструкции на земельном участке университета, по визуальной доступности для пешеходов, месту установки и размеру баннер предназначался для ознакомления неопределенному кругу лиц, а не только тем, кто находился на университетской территории. А слоган в контексте общей информации был направлен на формирование интереса к вузу с позиции восприятия положительных жизненных перспектив. Размещенная информация свидетельствовала о намерении учреждения выделиться среди иных вузов, то есть являлась рекламой.

А вот в третьем споре, участником которого тоже был университет, судьи вынесли решение в его пользу (Определение ВС РФ от 05.04.2018 № 303-КГ18-2401 по делу № А51-6437/2017). Вуз разместил на своем здании табло, на котором менялась информация. Помимо наименования учреждения, направлений подготовки и номера телефона на табло появлялся слоган «Твой путь к успеху!». Тем не менее арбитры посчитали, что размещенные сведения по своему характеру не были направлены на привлечение внимания новых потребителей к услугам учреждения, в информации отсутствовали элементы, позволяющие сформировать положительное представление о деятельности университета и позитивное отношение к нему, и признали, что требования Закона № 38-ФЗ на эту информацию не распространяются.

Признаки и примеры рекламной конструкции

Согласно ч. 9 ст. 19 Закона № 38-ФЗ рекламная конструкция может устанавливаться и эксплуатироваться только при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления. Если же конструкция, содержащая некую информацию, будет признана рекламной, но разрешения у организации не окажется, ту привлекут к административной ответственности. Должностному лицу будет грозить штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а юридическому лицу – в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ). Таким образом, ошибки в определении характера размещаемой информации и устанавливаемой конструкции могут привести к крупному штрафу.

Определяя, относится ли конструкция к информационной вывеске или рекламе, следует учитывать не только содержание информации, но и все обстоятельства ее размещения. Назовем четыре из них.

1. Соблюдение требований к информационным конструкциям, прописанных в правовых актах органов местного самоуправления. Это может касаться допустимого размера вывески, их количества, содержания и т. п. Вывеску признают рекламной, если она нарушает установленные на муниципальном уровне правила, например, не соответствует утвержденному эскизному проекту (см. Определение ВС РФ от 05.11.2020 № 309-ЭС20-17612 по делу № А60-40401/2019) или больше по размеру, чем установлено местными требованиями (см. Определение ВС РФ от 01.07.2019 № 304-ЭС19-10283 по делу № А45-15953/2017).

2. Наличие на конструкции всех необходимых сведений, обязательных в силу закона (например, предусмотренных Законом № 2300-1). В этом случае вывеска будет информационной.

3. Наличие на конструкции иных, не предусмотренных Законом № 2300-1, сведений, надписей или изображений, которые направлены на привлечение и поддержание внимания к объекту рекламирования. Здесь вывеску признают рекламной.

4. Место расположения конструкции. Информация для потребителей, размещенная непосредственно в месте оказания услуг, не относится к рекламе, а такая конструкция – к рекламной. Другое дело, когда та же самая информация присутствует в ином месте. Скажем, конструкция с наименованием организации, названием товаров (работ, услуг) либо указанием на средства индивидуализации юридического лица установлена на территории, прилегающей к зданию, где осуществляет деятельность организация. Как отмечено в п. 3 Письма № АК/92163/17, подобные установки не относятся к тем, которые расположены в месте нахождения организации, а потому считаются рекламными. Получать в этих случаях разрешение на установку и эксплуатацию конструкции нужно.

А вот если конструкция располагается внутри зданий, строений, сооружений, требования ст. 19 Закона № 38-ФЗ о необходимости получения разрешения не применяются (Письмо ФАС РФ от 03.06.2021 № АК/45295/21 (далее – Письмо № АК/45295/21)). Даже если сведения имеют рекламный характер, под нормы о наружной рекламе они не подпадают.

Приведем примеры отнесения конструкции к рекламной или информационной.

1. Крышная установка с наименованием организации и иной обязательной в силу закона информации. Если учреждение занимает все многоэтажное здание, размещаемые сведения нельзя назвать рекламой, ведь конструкция на крыше оповещает о месте нахождения юридического лица. Но если учреждение занимает лишь часть многоэтажного здания, установка крышной конструкции расценивается как реклама (п. 7 Письма № АК/92163/17). То есть в первом случае разрешение на эксплуатацию конструкции не требуется, а во втором – необходимо.

2. Реклама, размещаемая на здании (его окнах) с помощью краски или наклейки плакатов, пленки. Хотя информация здесь и носит рекламный характер, получать разрешение на установку рекламной конструкции не надо. Здесь нет технического средства стабильного территориального размещения, то есть самой рекламной конструкции (Письмо № АК/45295/21, п. 8 Письма № АК/92163/17). А значит, распространение такой рекламы не подпадает под регулирование ст. 19 Закона № 38-ФЗ.

Отметим, что ФАС неоднократно высказывала мнение о том, что под средствами стабильного территориального размещения понимаются конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества. Такая связь делает невозможным монтаж или демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов т. п.). Однако есть прецеденты, когда суды все же признавали стабильно закрепленной рекламной конструкцией информацию на самоклеящейся пленке, нанесенной на стекла здания, и подтверждали правомерность штрафа на организацию в размере 250 тыс. руб. (см. Постановление АС СЗО от 22.05.2020 № Ф07-4975/2020 по делу № А56-99644/2019).

3. Выносные штендеры, устанавливаемые около организации. Переносные конструкции выставляются на часть дня на улице (тротуаре) рядом с организацией. Как сказано в п. 8 Письма № АК/92163/17, они тоже не относятся к техническим средствам стабильного территориального размещения и не подпадают под понятие рекламной конструкции.

Нюансов при определении характера той или иной размещенной информации много – на это указывают многочисленные разъяснения официальных органов и разнообразная судебная практика. Но главное правило таково: если конструкция не признается рекламной, разрешение на ее эксплуатацию не требуется, даже когда само сообщение имеет рекламный характер, если же конструкция является рекламной, получить разрешение необходимо (в том числе в случаях, когда сами сведения рекламой не считаются).

Источник

СПРАВОЧНЫЙ

Смотреть что такое «СПРАВОЧНЫЙ» в других словарях:

справочный — ссылочный, информационный Словарь русских синонимов. справочный прил., кол во синонимов: 3 • выправочный (2) • … Словарь синонимов

справочный — СПРАВИТЬСЯ 2, влюсь, вишься; сов., о ком чём. Навести справку о ком чём н., осведомиться. С. о здоровье больного. С. в словаре о значении слова. С. по телефону. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Справочный — прил. 1. Содержащий в себе справки [справка 2.]. 2. Предназначенный для наведения или выдачи справок [справка 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

справочный — справочный, справочная, справочное, справочные, справочного, справочной, справочного, справочных, справочному, справочной, справочному, справочным, справочный, справочную, справочное, справочные, справочного, справочную, справочное, справочных,… … Формы слов

справочный — спр авочный … Русский орфографический словарь

справочный — … Орфографический словарь русского языка

справочный — ая, ое. 1. Предназначенный для выдачи справок (2 3 зн.). С ое бюро. 2. Содержащий в себе справки (2 зн.). С ые пособия, издания. С ая литература. С. раздел книги. 3. Являющийся справкой (2 зн.). С ые сведения. С ые цены (публикуемые в специальных … Энциклопедический словарь

справочный — ая, ое. 1) предназначенный для выдачи справок 2), 3) С ое бюро. 2) содержащий в себе справки 2) С ые пособия, издания. С ая литература. Спра/вочный раздел книги. 3) являющийся справкой 2) С ые сведения. С ые цены (публикуемые в специальных… … Словарь многих выражений

справочный — справ/оч/н/ый … Морфемно-орфографический словарь

справочный отдел — справочное бюро, информационное бюро Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Справочный характер

Справочный характер придают книге и значительное количество графиков и таблиц, и конспективность изложения. Но именно это позволяет авторам в сравнительно небольшом объеме книги рассмотреть широкий круг вопросов современной электроники. [1]

Материалы справочного характера приведены в объеме, необходимом для выполнения курсового проекта по отоплению и вентиляции. [2]

Информация справочного характера вынесена в приложения. [3]

Из-за справочного характера книги в ней не приводятся выводы основных соотношений, однако материал книги построен так, что пользуясь методикой, приведенной в ней, можно рассчитать каскад, собранный по любой схеме. [6]

Ввиду справочного характера книги описание схем носит лаконичный характер. В них, как правило, приведены только основные технические характеристики и самые необходимые расчетные соотношения. Тем не менее работа может быть полезной широкому кругу лиц, занимающихся созданием радиоэлектронных устройств, являясь опорной базой для создания более совершенных узлов. [7]

Книга имеет справочный характер и предназначена для тех, кто хочет знать, как работают экспертные системы. Она состоит из четырех частей. [8]

Книга носит справочный характер и является наиболее полной из имеющихся в мировой литературе сводок важнейших энергетических характеристик атомов, молекул и радикалов. В ней приведены результаты отдельных экспериментальных исследований и выбранные на их основании рекомендуемые значения, которым в большинстве случаев приписана погрешность. При подготовке книги были критически проанализированы все имеющиеся в литературе данные, включая 1971 г. Книга является пособием для разнообразных термодинамических и кинетических расчетов. [9]

В руководстве справочного характера вполне естественным представляется изложение в гл. [11]

Вспомогательная информация справочного характера в системах компьютерного учета представляется в форме видеограмм, отражающих различные выборки из журналов операций, проводок и документов. [12]

В монографии справочного характера [21] отдельная глава посвящена оптическим свойствам кристаллов с учетом их анизотропии. Изложение ведется на современном уровне с привлечением тензорного аппарата кристаллофизики. Описаны также интерферометры для различных технических измерений. В основном аналогичные вопросы затрагиваются в монографии [20] применительно к многолучевым интерферометрам, построенным по схеме Фабри-Перо. Следует отметить единственную в своем роде книгу [8], где излагаются рефрактометрические методы, в частности, интерференционные. [13]

Приведены данные справочного характера по автомобилям: легковым, автобусам, санитарным, грузовым ( 4X2 и 6 X 4), а также колесным высокой проходимости ( 4 X 4, 6 X 6) и полугусеничным. [15]

Источник

Значение слова справочный

Экономический словарь терминов

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «справочный»:

Словарь финансовых терминов

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «справочный»:

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

(шн), справочная, справочное. 1. Прил. к справка в 1 знач. сообщающий справки (во 2 знач.). Справочное бюро. 2 Содержащий справки (во 2 знач.), предназначаемый для наведения справок. Справочное издание. Справочная книга.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Содержащий в себе справки (2).

Предназначенный для наведения или выдачи справок (2).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «справочный»:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «справочный»:

Примеры употребления слова справочный в литературе.

И вот полчаса назад, случайно повстречав Аксенова у справочного бюро, желая скоротать затянувшееся ожидание вылета, она решила помистифицировать этого солидного, уверенного в себе человека.

Я отнюдь не отрицаю в библиографии форму указателей и справочное значение библиографии, но я думаю, что библиография не ограничивается этим значением, а форма указателей не исключает возможности движения библиографии вперед.

Фактологический материал выверен по современным англоязычным справочным изданиям.

Соломон Пинес занимал своей телесностью отдельную жилплощадь, поэтому я спокойно узнал через справочную адрес и не стал его тревожить предварительным звонком.

А если вдруг через армейскую справочную службу стану разыскивать некоего майора по имени Рюбен Прайен, то может, и разыщу его, бывшего регбиста, крепыша с обаятельной улыбкой.

Если этот синопсис со справочными данными, сказал я себе, существует в одном экземпляре, значит, я могу изменить прошлое, просто переписав его заново.

Вслед за этим последовало третье изображение, мимолетное, но впечатляющее: Ральф, хватающий за руку женщину, сидящую у окошка справочной.

В первый раз за весь вечер он припомнил, зачем пришел: расспросить ее о людях, которые посетили справочный отдел во вторник, о Судье.

Престарелые и неспособные к работам заводские люди собственно от заводовладельцев никаким пособием не пользуются, но им дается воспомоществование из крестьянских же денег, которые образуются тем, что заводоуправление выдает в счет задельной платы хлеб по ценам немного выше справочных, составляет из получаемой таким образом прибыли капитал, раздаваемый между престарелыми и неспособными к работам людьми, которые не имеют в семействах своих работников.

Он бегал по микросхемам, закручивался в нанотрубки, прыгал по фуллереновым гнездам, скакал по метакристаллическим элементам каркаса, попутно извлекая справочные и исторические сведения.

Кит, воспользовавшись хорошим настроением Марго после посещения салона Конни, проводил ее прямо оттуда к справочному столу библиотеки Ла-ла-ландии.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: spravochnyiy
Задом наперед читается как: йынчоварпс
Справочный состоит из 10 букв

Источник

Что такое «характер»: понятие, 7 главных составляющих

справочный характер что это значит. Смотреть фото справочный характер что это значит. Смотреть картинку справочный характер что это значит. Картинка про справочный характер что это значит. Фото справочный характер что это значит

Каждый человек – это уникальная личность со своими взглядами на жизнь, своим отношением к окружающим и к себе самому. Такими уникальными нас делает, прежде всего, характер – сложный набор личностных характеристик, который формируется, развивается и меняется в течение всей жизни. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, как проявляется, из чего состоит и как формируется.

Что такое характер?

Характер – это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности её взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется и развивается в течение всей жизни. Он включает в себя множество личных качеств, паттернов поведения и привычек, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Термин «характер» образован от древнегреческого слова χαρακτήρ (читается как «характэр»), которое переводится как «особая примета», «отличительная черта» или «знак».

У характера есть две ключевых особенности:

Наиболее типичные особенности личности проявляются в характере. Таким образом, хорошо зная характер определённого человека, можно с достаточно высокой точностью предсказывать его поведение в разных ситуациях и реакцию на определённые события.

В психологии изучению характера посвящён целый раздел – характерология. Она изучает сущность характера и его типы, а также процессы его формирования и развития.

Как проявляется характер?

Поскольку характер – это совокупность большого количества относительно постоянных свойств психики, его проявления присутствуют в каждом действии во всех сферах жизни. Эти проявления, как правило, представлены крайними степенями тех или иных форм поведения. Рассмотрим проявления характера в разных сферах подробнее.

В отношении к себе это может быть:

В отношении к окружающим:

В отношении к работе:

В отношении к материальным ценностям:

Древнегреческий философ Гераклит однажды сказал: «Характер определяет судьбу». И это действительно так, ведь он проявляется в каждой повседневной мелочи, в каждом серьёзном или мелком решении и в каждой фразе, сказанной близкому или не очень человеку.

7 главных составляющих характера

Структура характера всё ещё остаётся предметом споров, поскольку это слишком сложное понятие для того, чтобы можно было так просто найти консенсус. Однако все сходятся на том, что в него входит большое количество в разной степени независимых характеристик личности. В качестве наиболее значимых психологи называют 7 составляющих.

1. Направленность

Это важнейший элемент характера, проявляющийся в положительной или отрицательной оценке различных явлений и поступков, в том числе собственных. Направленность характера определяет доминирующие потребности личности и её ценностные установки. От неё зависит, какие люди нравятся этому человеку, какие виды деятельности вызывают у него интерес, какие вещи кажутся важными и ценными.

Есть люди, для которых важно заниматься полезной деятельностью. Им приятно видеть и осознавать, что плодами их трудов пользуется большое количество других людей. И это даёт им мотивацию для продуктивной работы. Другим же людям свойственно преследовать лишь собственные интересы. Они могут работать эффективно и качественно, чтобы больше заработать для своего блага. Но для них не имеет большого значения, принесли ли их труды кому-то реальную пользу.

2. Убеждения

Это система личных знаний и установок человека, в соответствии с которыми он формирует своё отношение к действительности, принимает решения и действует, оценивает различные события и чужие поступки. На убеждениях основываются такие черты личности как неподкупность, ответственность, честность, принципиальность, требовательность к себе, моральные и нравственные принципы.

3. Эмоции

Чрезмерная эмоциональность может быть причиной таких особенностей как горячность, несдержанность и импульсивность. В некоторых случаях эмоции заставляют человека изображать чрезмерное сочувствие, которое может быть вполне искренним, но со стороны при этом выглядеть наигранным. Менее эмоциональные люди, наоборот, могут выглядеть «чёрствыми» и «толстокожими», неспособными к эмпатии и сопереживанию.

4. Умственные черты

Некоторые особенности интеллекта и мышления также считаются частью характера. К таковым относятся рассудительность и наблюдательность, способность быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и умение рассчитывать свои силы. Человек, у которого развиты эти способности, обычно ведёт себя более спокойно, сдержанно и уверенно.

В то же время нерассудительные личности обычно ведут себя импульсивно и поспешно хватаются за любые дела, не осознавая их важности и делая всё поверхностно. В других ситуациях они могут проявлять излишнюю медлительность, паниковать, вести себя растерянно. Если такой человек не видит варианта решения, он может вести себя пассивно и даже прибегать к эскапизму, делая вид, что проблемы не существует или она его не касается.

5. Темперамент

Темперамент влияет на характер и его развитие. Он создаёт предпосылки, определяющие то, как человек воспринимает окружающую действительность и на какое место в ней претендует. Люди, выросшие в одинаковых условиях, обладающие одинаковыми знаниями и жизненным опытом, часто ведут себя совершенно по-разному, и это определяется именно темпераментом.

6. Воля

Наверное, большинство людей, если спросить у них, что такое характер, в первую очередь думает именно об этой составляющей. Воля – это способность человека поступать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не базовыми инстинктами и эмоциями.

Волевой человек способен действовать целеустремлённо, упорно двигаясь к цели и доводя дела до конца, не боясь трудностей и не обращая внимания на препятствия. Воля позволяет принимать решения и действовать, а безволие способствует потаканию желаниям и слабостям.

7. Сила характера

Несмотря на некоторую схожесть, сила характера отличается от воли, поэтому их не следует путать или отождествлять. Сила характера – это нечто вроде «внутреннего стержня», позволяющего человеку доводить дела до конца, отстаивать свою позицию и придерживаться своих убеждений.

Стоит отметить, что такой подход не всегда продуктивен. И всё же именно сила характера делает человека по-настоящему целеустремлённым, тогда как слабохарактерные люди обычно менее успешны, даже если они обладают способностью принимать рациональные волевые решения.

Как формируется характер?

Эрих Фромм в одной из своих работ написал: «Характер ребёнка представляет собой слепок с характеров его родителей». Таким образом, основными факторами формирования характера являются генетические предпосылки и личное влияние родителей или опекунов ребёнка. В дальнейшем на развитие характера влияют все, с кем личность контактирует: воспитатели и одноклассники, друзья и возлюбленные, коллеги по работе и незнакомые люди, обладающие авторитетом.

В течение всей жизни характер испытывает на себе влияние темперамента, от которого зависит реакция человека на происходящие события (то, как темперамент влияет на характер, мы рассмотрим ниже). Поэтому одни люди становятся общительными, ответственными и решительными, а другие лишены этих черт характера.

Разные черты характера закладываются в разные периоды жизни:

К совершеннолетию характер обычно формируется и закрепляется. После этого он продолжает меняться, но уже гораздо медленнее. В основном это происходит под влиянием таких факторов как:

В последние годы одним из важнейших факторов, влияющих на характер людей всех возрастных категорий, стал интернет. В интернете люди знакомятся с произведениями культуры, смотрят видео и играют в игры. Но основным фактором всё же является общение. Пользователи интернета получают возможность общаться с большим количеством разных людей (в том числе иностранцев), участвовать в дискуссиях, вступать в разные сообщества.

Считается, что зрелой личностью с полностью сформировавшимся характером современный человек становится примерно к 30 годам. К этому возрасту закрепляются основные черты характера, необходимые для достижения профессиональных успехов и создания семьи. Конечно, многие люди становятся успешными и заводят семьи раньше. Но в 30-летнем возрасте у человека формируются такие фундаментальные черты как целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и выдержка.

Типы характера

Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.

1. Классификация по темпераменту

Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.

Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:

Классификация К. Юнга

Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:

Теория характера Кречмера

Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:

Заключение

Характер – это сложный комплекс свойств личности, влияющий на все аспекты её жизни. Он формируется и развивается на протяжении всей жизни, при этом у каждого из нас есть возможность повлиять на свой характер. Мы можем самостоятельно формировать свои убеждения, определять для себя систему ценностей и развивать силу воли. Для этого необходимо хорошо понимать, что такое характер и из каких составляющих он состоит. Целенаправленно работая над правильным развитием каждой составляющей, можно радикально поменять всю свою жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *