справка пвк что это
Последние изменения 115‑ФЗ: бухгалтерские фирмы должны проверять клиентов
Росфинмониторинг расширил список лиц, подпадающих под Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ о противодействии отмыванию доходов. В него теперь входят бухгалтеры-аутсорсеры и бухгалтерские фирмы.
18 марта в силу вступил Приказ Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 № 366, который добавил обслуживающие бухгалтерии к субъектам, на которых распространяется Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ).
Теперь они также должны проводить полную проверку тех, кто подлежит идентификации по 115-ФЗ, и отказывать в обслуживании тем клиентам, которые попали в «черные» списки Центрального банка и Росфинмониторинга. Что это значит? Какие процедуры нужно выполнять?
Установить Правила внутреннего контроля
Субъекты 115-ФЗ, которые оказывают бухгалтерские услуги, должны самостоятельно разработать и утвердить Правила внутреннего контроля (ПВК). Требования регулятора к ПВК прописаны в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.
Обслуживающая бухгалтерия обязана назначить сотрудника, ответственного за реализацию ПВК. У него должно быть высшее юридическое или экономическое образование либо 2-летний опыт работе в сфере противодействия отмывания денежных средств и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). Кроме того, ответственный работник не должен быть должником по экономическим преступлениям. Перед составлением ПВК сотрудник должен пройти целевой инструктаж.
Индивидуальные предприниматели могут сами составить ПВК и следить за их соблюдением, чтобы соответствовать внесенным изменениям в 115-ФЗ.
Провести идентификацию клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца
Перед началом работы с физлицом (в том числе с ИП) ОБ должны установить его ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты, адрес регистрации и другие сведения, удостоверяющие личность.
У юридического лица нужно запросить наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес. У иностранных организаций нужно также установить КИО и место регистрации. Проверить нужно и всех бенефициаров.
Хранить информацию по клиенту
Собранные документы нужно хранить в электронном виде не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Проверять по спискам
Проверять клиентов нужно по пяти спискам:
Все они размещены на сайте Росфинмониторинга. Чтобы получить к ним доступ, надо зарегистрироваться в личном кабинете. Для этого нужно:
Примерно раз в две недели Росфинмониторинг обновляет списки. Уведомление об этом придет в личный кабинет. Если ваш клиент окажется фигурантом одного из списков, нужно оповестить Росфинмониторинг через личный кабинет.
Определить уровень риска каждого клиента
Методические рекомендации для оценки рисков по 115-ФЗ есть в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59.
Уровни риска нужно прописать в ПВК. Например: высокий, повышенный, умеренный, низкий. Каждому уровню должны соответствовать меры по снижению рисков. Так, если клиент получил оценку «высокий уровень риска», ему стоит отказать в обслуживании и сообщить о результатах проверки в Росфинмониторинг. За клиентами с повышенным уровнем риска следует усилить наблюдение.
Регулярно обновлять информацию о клиентах
Делать это нужно не реже раза в год, а если возникнут сомнения в достоверности и точности данных — в течение семи рабочих дней. Поводом для беспокойства может стать любое изменение в данных компании: смена адреса регистрации, руководителя и др.
Центральный банк регулярно проводит выездные проверки. Если у субъекта не будет ПВК, отчетов о проверке или он работал с неблагонадежным клиентом, регулятор может наложить штрафы (ст. 15.27 КоАП).
Деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Сама по себе сверка со списками и идентификация клиента — несложная процедура. Но при большом количестве клиентов такая работа требует много времени и ресурсов. Из-за объемов работы возрастает риск ошибок и неточностей.
Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Быстро принимайте решения о сотрудничестве, следуя новым изменениям 115-ФЗ.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как обслуживающим бухгалтериям составить правила внутреннего контроля по 115‑ФЗ
Каждая компания, которая относится к субъектам 115-ФЗ, должна разработать правила внутреннего контроля (ПВК). В январе 2022 года вступят в силу требования к ПВК для обслуживающих бухгалтерий. Разбираемся, что это за документ и как его подготовить.
Мы уже рассказывали, почему и в каких случаях бухгалтерские фирмы должны исполнять 115-ФЗ. Если вы хотите побольше узнать об этом, заглядывайте в статью.
Что такое правила внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля (ПВК) — это своего рода регламент по соблюдению требований 115-ФЗ в вашей организации. Правила составляются исходя из норм закона и профиля компании.
ПВК делятся на программы. Каждая из программ включает определенный пул обязанностей по соблюдению 115-ФЗ. Что делать при приеме на обслуживание нового клиента? О чем сообщать в Росфинмониторинг? Когда обучать сотрудников? Ответы на эти и другие вопросы нужно дать в ПВК.
Чем точнее формулировки, тем лучше. Такой регламент легче применять в сложных и спорных ситуациях. Кроме того, если в правилах не будет пробелов, значит, не будет и поводов для замечаний со стороны регулятора при проверке.
Где описаны ПВК для бухгалтерских фирм
Правительство утвердило требования к ПВК для обслуживающих бухгалтерий, аудиторов, нотариусов и адвокатов еще летом (Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188). Все эти организации перечислены в качестве субъектов 115-ФЗ в одной статье «антиотмывочного» закона — статье 7.1, поэтому и требования к ПВК для них общие.
На разработку ПВК под новые требования дали полгода. Постановление Правительства вступает в силу сразу после новогодних праздников — 13 января 2022.
Пока для всех организаций (кроме поднадзорных ЦБ) действуют единые требования к ПВК. Они приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.
Что бухгалтерской фирме прописать в ПВК
ПВК состоят из девяти обязательных программ (п. 7 ПП № 1188). Разберем, как составить основные.
Программа по организации внутреннего контроля. В этой программе пропишите, как будете назначать специалиста, который будет отвечать за соблюдение правил внутреннего контроля в вашей организации. Его называют специальным должностным лицом, коротко — СДЛ.
Если в организации работают только бухгалтер и директор, чаще всего обязанности СДЛ выполняет последний. Бухгалтеры — индивидуальные предприниматели могут и сами быть СДЛ. Главное — соответствие двум основным требованиям:
Перед назначением на должность отправьте будущего СДЛ на целевой инструктаж по ПОД/ФТ. Важно выбрать аккредитованный Росфинмониторингом учебный центр. Учеба длится 8 академических часов, а по итогу нужно пройти тест. При положительной сдаче будущий СДЛ получит свидетельство о прохождении обучения, его выдают на нумерованном бланке.
Приказ о назначении СДЛ нужно подписать до утверждения правил внутреннего контроля. Это важно, чтобы не получилось, что правила уже есть, а за их выполнением никто не следит. Когда СДЛ уходит в отпуск или на больничный, назначьте специалиста, который будет замещать его, и издайте об этом приказ.
Программа обучения сотрудников. Проходить обучение нужно не только СДЛ, но и всем сотрудникам, которые участвуют в ПОД/ФТ (Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203). Чаще всего это бухгалтеры, которые работают с клиентами, или юристы, оформляющие с ними договоры. Пропишите в ПВК, кто именно прошел обучение.
СДЛ имеет право организовать внутренне обучение. Делать это нужно регулярно — каждый раз, когда меняется законодательство. Чтобы провести обучение, дается месяц с момента вступления в силу новой редакции 115-ФЗ и других норм о ПОД/ФТ.
Пример формулировки из ПВК о формах инструктажей, которые планируют проводить в организации
Программа идентификации клиентов. Это программа посвящена работе с клиентами. В правилах внутреннего контроля укажите, как, когда и с помощью каких ресурсов вы:
Программа изучения клиента. Пропишите, как будете определять цели работы с клиентом и оценивать его деловую репутацию. Укажите, где и как будете фиксировать эту информацию.
Программа оценки рисков и управления ими. Опишите, как вы будете определять уровень риска клиентов. Всего выделяют три уровня: высокий, средний и низкий. Вы можете делить клиентов по этой шкале или остановиться на двух уровнях: низком и высоком. Соответственно, нужно предусмотреть, какие факторы в деятельности клиента вы будете оценивать и какие из них считаете высокорисковыми.
Пример формулировки из ПВК организации, которая использует классификацию из двух уровней риска
Риски могут быть связаны со странами и отдельными географическими территориями. Допустим, если учредитель вашего клиента зарегистрирован в офшорной зоне, этой организации вы присваиваете высокий уровень риска.
Могут быть риски, связанные непосредственно с клиентами. Например, у фирмы минимальный уставный капитал, срок регистрации меньше трех месяцев и массовый адрес регистрации.
А могут быть риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом. Например, розничная торговля связана с большим оборотом наличным — это соответствует критерию высокого уровня риска.
Программа хранения документов. Минимум пять лет со дня прекращения работы с клиентом храните документы:
Вы можете разработать ПВК самостоятельно или обратиться за помощью в аккредитованный обучающий центр. Когда все готово, составьте приказ об утверждении правил. Как и ПВК, его подписывает руководитель организации или бухгалтер — индивидуальный предприниматель. Еще вы можете загрузить ПВК в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, но это не обязательное требование.
Эксперт — Светлана Кирланова, эксперт по законодательству о ПОД/ФТ
Подготовила Елена Халуторных, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Правила внутреннего контроля: как разрабатывать и что про них надо знать с 2022 года
Для кого изменения
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее — Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Что делать с действующими («старыми») правилами
Правила внутреннего контроля, действующие до 13.01.2022, указанные лица должны привести в соответствие с Постановлением № 1188 в течение 1 месяца. То есть, до 13 февраля 2022 года.
Какие изменения учесть
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
На какие операции распространяются новые требования
Новые требования связаны с разработкой правил внутренного контроля для следующих операций с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют указанные лица:
А вот о том, как вашу компанию контролируют налоговики и о том, что делать, если они зовут вас на разговор по проблемным контрагентам, мы поговорим на бесплатном вебинаре уже завтра. Записывайтесь.
Содержание правил внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля с 2022 года должны содержать 9 обязательных программ:
Постановление № 1188 детально определяет содержание каждой программы.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.
Дата актуализации статьи — 04.10.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Что такое Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?
Правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ) – основной документ, определяющий порядок осуществления мероприятий в сфере ПОД/ФТ. Поэтому надзорные органы уделяют особое внимание проверке содержания ПВК по ПОД/ФТ.
Однако, помимо ПВК по ПОД/ФТ требуется наличие еще целого ряда документов.
С 23 июля 2018 года правильно использовать аббревиатуру ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Ознакомьтесь с обзором новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.2018.
Общие требования к форме, структуре и содержанию ПВК по ПОД/ФТ
Форма ПВК по ПОД/ФТ
ПВК по ПОД/ФТ являются документом, который оформлен на бумажном носителе.
Часто надзорные органы запрашивают ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде. Причем не скан-копии, а именно электронный файл в формате *.doc или *.docx.
Подобные требования, как правило, предъявляются сотрудниками Банка России и Прокуратуры РФ, хотя действующим законодательством не предусмотрена обязанность хранить электронный файл с текстом ПВК по ПОД/ФТ. Просто проверяющим удобнее проверять ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде, нежели листать бумажный вариант.
В случае выявления нарушений у Вас обязательно затребуют заверенную копию ПВК по ПОД/ФТ на бумажном носителе, чтобы приобщить ее к материалам административного дела.
Структура и содержание ПВК по ПОД/ФТ
ПВК по ПОД/ФТ состоят из разделов — программ реализации внутреннего контроля.
Что должны содержать программы, включаемые ПВК по ПОД/ФТ?
Каждая программа регламентирует исполнение конкретных обязанностей, например: по идентификации, выявлению операций, замораживанию (блокированию) и др.
Также в содержание ПВК по ПОД/ФТ могут включаться приложения — справочная и вспомогательная информация, формы анкет для идентификации, различных актов, журналов и иных документов, необходимых в повседневной деятельности.
С точки зрения удобства использования и обновления нецелесообразно сильно «раздувать» перечень приложений в ПВК по ПОД/ФТ.
В то же время есть формы, наличие которых в ПВК по ПОД/ФТ является строго обязательным. Например, форма внутреннего сообщения (сообщения об операции).
Структура ПВК по ПОД/ФТ определена нормативными актами и значительно различается для НФО и неНФО.
Требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ значительно подробнее, что на практике часто приводит к проявлениям субъективизма со стороны проверяющих.
Правила внутреннего контроля для НФО
Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для НФО определяет Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П).
Согласно пункту 1.7 Положения N 445-П:
ПВК по ПОД/ФТ включают в себя следующие программы:
В ПВК по ПОД/ФТ могут включаться иные программы, разработанные некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.
Также НФО следует регламентировать в ПВК по ПОД/ФТ порядок сохранения конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых НФО в целях ПОД/ФТ.
Правила внутреннего контроля для неНФО
Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для неНФО определяет Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667:
Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее — программа организации внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее — программа идентификации);
в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);
г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);
д) программа документального фиксирования информации;
е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом (далее — программа по приостановлению операций);
ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации);
к) программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (далее — программа изучения клиента);
л) программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
м) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
ПВК по ПОД/ФТ также должны предусматривать обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля, а также мер, принимаемых организацией и индивидуальным предпринимателем при реализации таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии опыта работы в сфере ПОД/ФТ практически невозможно самостоятельно разработать ПВК по ПОД/ФТ, соответствующие всем требованиям законодательства.
Воспользуйтесь нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ или выстраивании системы ПОД/ФТ «с нуля».
Справка пвк что это
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
Как оформить правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ
Ответы на типовые вопросы по техническому оформлению правил внутреннего контроля по финмониторингу
(опубликовано на www.smyslovy.ru 31.10.2019)
Организации, разработавшие правила внутреннего контроля с нашей помощью или самостоятельно, нередко задают одни и те же типовые вопросы по техническому оформлению этого документа. Мы обобщили наиболее популярные из них и дали свои рекомендации.
Нужно ли распечатывать правила внутреннего контроля?
Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ – документ, который обязательно должен быть распечатан на бумаге. Постановление правительства №667 от 30.06.2012 г. устанавливает, что Правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе. Несоблюдение этого требования карается штрафом от 50 000 до 100 000 рублей.
Возможна ли двухсторонняя печать правил внутреннего контроля на бумаге?
Вопрос двухсторонней печати ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ законодательно не урегулирован. Организации вправе сделать так, как удобнее им. Однако, при печати документа своим клиентам мы не экономим бумагу и печатаем документ с одной стороны листа.
Нужно ли хранить распечатанные правила внутреннего контроля в каждом филиале или обособленном подразделении?
Нормативных требований об обязательности хранения распечатанных правил внутреннего контроля в каждом филиале или обособленном подразделении не существует. Правила по ПОД/ФТ достаточно хранить только в головном офисе. Хотя мы и встречали на практике ничем не обоснованные требования проверяющих о необходимости наличия бумажного экземпляра правил в каждом подразделении, но в административные протоколы подобные требования так и не попадали. Среди субъектов 115 закона есть организации, имеющие сотни подразделений по стране: обеспечить каждое подразделение бумажной версией ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ им невозможно.
Нужно ли прошивать правила внутреннего контроля и делать на месте сшивки заверительную надпись?
В настоящее время требований о сшивке правил внутреннего контроля и заверении количества листов в них не существует. Однако, мы рекомендуем организациям и предпринимателям после распечатывания ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ придерживаться следующего. Каждый экземпляр правил должен быть прошит и пронумерован. На оборотной стороне последнего листа правил делается надпись о количестве листов (цифрами и прописью), включая приложения к правилам, которая подтверждается подписью специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил, с расшифровкой подписи и указанием должности специального должностного лица, а также даты проставления подписи. Подпись специального должностного лица должна быть заверена печатью организации.
Аналогичные требования ранее были закреплены нормативно в Приказе Росфинмониторинга от 23.05.2008 №130 (в настоящее время не действует). Поскольку оформлением правил внутреннего контроля мы занимаемся с давних пор, мы еще с 2000-х гг. привыкли именно так и оформлять этот документ.
Есть ли требования к оформлению титульного листа правил внутреннего контроля?
Мы рекомендуем организациям и предпринимателям после распечатывания ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ придерживаться следующего правила: титульный лист правил должен содержать полное наименование организации / предпринимателя, наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя организации / предпринимателя, утвердившего правила, его подпись, оттиск печати организации и дату утверждения правил.
Можно ли ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ утвердить по доверенности или заместителю руководителя?
Нужно ли загружать правила внутреннего контроля в Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга?
Организации и предприниматели, которые имеют в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга форму для загрузки ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, должны делать загрузку правил после утверждения их каждой новой редакции.
В каком формате загружать правила внутреннего контроля в Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга?
Мы утвердили, распечатали и заверили новую редакцию правил внутреннего контроля. Можно ли выбросить старую версию этого документа?
ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ мы рекомендуем хранить постоянно и ни в коем случае не утилизировать их старые редакции. Мы регулярно сталкиваемся с запросами о предоставлении на проверку целой истории правил за последние несколько лет.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
Мы в социальных сетях:
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
- справка отцу что отпуск по уходу за ребенком не предоставлялся
- справка пдм что это