справка что не проживаю по месту регистрации образец

Акт о непроживании по месту регистрации. Когда может понадобиться и кто его составляет

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образецКаждый гражданин РФ может свободно перемещаться по ее территории или отправляться в другую страну. На основании ч. 1 ст. 72 Конституции РФ никто не вправе ограничивать выбор места постоянного или временного проживания человека (за исключением прямо предусмотренных законом случаев). Может оказаться, что зарегистрированный по определенному адресу гражданин на самом деле там не живет. Подтвердить этот факт можно с помощью особого документа – акта о непроживании по месту прописки. Рассмотрим его более подробно.

Акт о непроживании – что это за документ

Акт о непроживании – документ, который может быть использован для подтверждения того, что гражданин не проживает по адресу регистрации. Он составляется в простой письменной форме.

В законодательстве РФ отсутствуют четкие правила, определяющие, кому и когда такой документ может понадобиться. Как показывает практика, чаще всего он используется в следующих случаях:

Акт о непроживании может быть использован при рассмотрении дела в суде. Составленный надлежащим образом документ поможет одной из сторон судебного процесса доказать правомерность своих требований. Также при наличии определённых оснований акт о непроживании могут потребовать в полиции или следственных органах.

Кем может быть составлен акт о непроживании

Правом инициировать составление данного документа обладают все заинтересованные в этом лица. Кто составляет акт о непроживании, зависит от конкретных обстоятельств. Его составителями могут являться:

Как правило, в составлении акта принимают участие сразу несколько лиц. Все они объединяются в одну комиссию. Например, в состав такой комиссии могут входить: инициатор составления документа, 3 соседа, представитель ТСЖ, участковый.

Порядок и правила составления акта о непроживании

Перед тем, как приступить к заполнению акта, необходимо произвести осмотр жилого помещения. Прежде всего члены комиссии должны убедиться, что гражданин, в отношении которого составляется документ, в осматриваемой квартире действительно не проживает. В частности, об этом может свидетельствовать отсутствие в квартире его личных вещей. Данное мероприятие носит преимущественно формальный характер.

Гражданину, заинтересованному в составлении акта о непроживании, также следует подготовить бумаги, подтверждающие определенные факты. Так, квитанции по коммунальным платежам позволят доказать, что квартплату за отсутствующего гражданина вносили другие жильцы.

Составленный документ будет обладать юридической силой при соблюдении следующих условий:

Жестких правил, регулирующих составление данного документа, законодательством не предусмотрено. Можно написать акт вручную или распечатать набранный на компьютере документ. Главное не форма акта, а его содержание.

Важно! Зафиксированная в документе информация должна быть достоверной.

Оформление документа

Грамотно составленный акт о непроживании должен иметь следующие реквизиты:

Акт о непроживании по месту прописки образец

Составление акта участковым

Допускается составление акта о непроживании и без формирования комиссии. В таком случае все необходимые действия единолично совершает участковый.

Прежде всего сотрудник полиции проводит опрос жильцов дома. Полученные в результате его проведения данные отражаются в составленном им акте. Граждане, принимавшие участие в данном мероприятии, подтверждают свои показания личной подписью.

В документе должно быть указано наименование участка, являющегося местом его составления. Также в нем приводятся сведения об участковом (Ф.И.О, место несения службы, звание и должность).

При составлении акта участковый должен ссылаться на заявление лица, по инициативе которого он был составлен. Эта информация включается в готовый документ.

Есть ли разница между актом и заявлением о непроживании

Акт о непроживании служит документальным подтверждением того, что гражданин давно не живет в квартире, где он прописан. Но такой документ требуется составлять не во всех случаях. В определенных ситуациях вместо него может быть оформлено заявление о непроживании.

Теперь попробуем разобраться, чем акт отличается от заявления о непроживании. Основное отличие заключается в том, что заявление о непроживании пишется самим гражданином, прописанным по определенному адресу, но по каким-либо причинам проживающим в другом месте. Подача такого заявления означает, что он не пытается оспорить факт отсутствия по месту регистрации. Наоборот, это лицо заинтересовано в его подтверждении.

Гражданин может обратиться с заявлением о непроживании в паспортный стол или управляющую компанию. Чаще всего заинтересованность в совершении таких действий обусловлена необходимостью сделать пересчет платежей по коммунальным услугам. Чтобы сумма платежей была пересчитана, минимальный период непроживания должен составлять 5 дней.

Чем грозит проживание не по месту регистрации

Законодательство не запрещает гражданам РФ проживать не по месту постоянной прописки. Однако в случае нахождения в месте временного пребывания более 90 суток гражданин обязан оформлять временную регистрацию.

Если временная регистрация в установленный законом срок оформлена не будет, нарушитель может быть оштрафован на сумму 2000-3000 р. В случае, когда факт нарушения был зафиксирован в Москве или Санкт-Петербурге, сумма штрафа составит 3000-5000 р.

Независимое заключение эксперта

Акт о непроживании – составленный по заявлению заинтересованного лица документ, в котором зафиксирован факт длительного отсутствия гражданина по адресу регистрации. Для его составления формируется комиссия, состоящая из соседей отсутствующего гражданина, представителей ЖКХ, участкового и других заинтересованных лиц. Также допускается составление документа участковым единолично. В отличие от акта, заявление о непроживании подается самим отсутствующим по месту постоянной регистрации гражданином в своих же интересах.

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

Высшее юридическое образование. Окончил Московский государственный открытый университет. Специализация: гражданско-правовая.

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

Добрый день!Бывшая жена не проживает в неприватизированной квартире уже более 20 лет. Также она вписала в квартиру своего ребенка(которому сейчас 16 лет).Возможно ли их выписать из квартиры?И с чего начать, какой пакет документов собрать?

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

Здравствуйте, Елена.
Чтобы выписать бывшую жену из муниципальной квартиры (в вашем случае маму ребенка), суд должен признать, что она утратила право пользования (проживания). Верховный суд в п. 32 своего Постановления перечислил обстоятельства, при которых можно это сделать:
• Человек долгое время не проживает в квартире.
• Не платит коммунальные платежи с момента выезда.
• Выехал на постоянной основе.
• Выехал добровольно.
Чтобы выписать ребенка, суд должен признать, что он не приобрел право пользования, но не потому что не проживает в квартире, а потому что мама в момент прописки ребенка сама утратила право пользования муниципальной квартирой. Значит она не имела право вселять/прописывать его. В этом случае ребенок не приобретает право пользования. Поэтому выписывать его можно только с одним из родителем.
Вам нужно обратиться в суд с иском о признании родителя утратившим права пользования квартирой, а ребенка в связи с этим не приобретшим это право. Самостоятельно собрать доказательства, подготовить исковое заявление, выстроит правильную позицию поведения очень сложно. Сбор доказательств, это не только составление акта о непроживании. Правильно собранная доказательная база – главный ключ к решению проблемы. Доверьтесь профессионалам.

Источник

Акт о непроживании по месту регистрации. В каком случае может понадобиться и кто его может составить

– Два года назад я в судебном порядке расторгла брак с бывшим мужем. У нас в собственности была совместная квартира, в которой мы оба были зарегистрированы. Эта квартира – моя добрачная собственность, полученная по наследству от дедушки. После развода муж из квартиры съехал, так как не имел никаких прав на нее, кроме оформленной постоянной регистрации. За коммунальные услуги эти два года он не платил, в квартире не проживал. Я хочу выписать мужа из квартиры и слышала, что есть такой документ – акт о непроживании по месту прописки. Сможет ли этот документ стать основанием для того, чтобы я смогла выписать мужа из квартиры? У него новая семья, они живут на съеме, и у него скоро должен родиться ребенок, а я не хочу, чтобы он ко мне еще и ребенка прописывал своего.

– Прописка на сегодняшний день – устаревший, с юридической точки зрения, термин, который используется только в простом обиходе. С юридической точки зрения, грамотно говорить о постоянной регистрации по месту жительства или о временной – по месту пребывания. Составление акта о непроживании осуществляется именно в отношении места, где у человека оформлена постоянная регистрация.

📋 Что представляет собой акт о непроживании

Акт о непроживании по месту регистрации – специальный документ, который позволяет доказать, что человек не живет в данном месте на протяжении достаточно длительного времени, и, соответственно, утратил право на пользование этим помещением.

В таком акте отражается вся фактическая информация, которая в последующем поможет получить тому государственному органу, куда будет направлен этот акт, исчерпывающее представление о причинах прекращения регистрации определенного человека.

💡 Правовое регулирование

Несмотря на то что акт о непроживании по месту регистрации является официальным документом и составляется для предоставления в государственные органы, в первую очередь, в судебные, но – с официальной точки зрения закона – о нем нет информации.

Содержание данного акта составлено на основании правоприменительной практики мировых судов и судов общей юрисдикции, а также на основании той смысловой нагрузки, которую законодатель вкладывает в термин «постоянная регистрация по месту жительства» в рамках Закона РФ №5242-1, принятого в 1993 году.

Под постоянной регистрацией понимается особое юридическое действие, итогом совершения которого становится получение свидетельства о праве постоянно проживать в определенном помещении. Составляемый акт о непроживании по месту прописки (постоянной регистрации) говорит о том, что человек своим правом проживания в данном жилом помещении не пользуется, хотя такое право у него есть.

👇 Кому, зачем и в каких целях может понадобиться данный документ

Составление акта о непроживании по месту регистрации чаще всего необходимо для того, чтобы освободить жилплощадь от тех людей, которые прописаны в ней, но не проживают. Наиболее частыми являются обращения от собственников жилых помещений, которые собираются выставлять свое жилье на продажу, чтобы снять с него лишние обременения.

Еще одной причиной, по которой может быть составлен данный акт, является исключение риска прописки в квартире или жилом доме нежелательных людей, которые в последующем могут стать причиной наложения существенного обременения на жилое помещение – и в итоге помешать его реализации. В данном случае речь идет о несовершеннолетних детях людей, у которых в квартире оформлена постоянная регистрация. По действующему законодательству родитель может прописать своего ребенка там же, где у него оформлена постоянная регистрация, без согласия собственника. А выписать такого несовершеннолетнего ребенка можно будет только на основании судебного решения и только в том случае, если место, где он будет потом зарегистрирован, не будет хуже по своим условиям для ребенка.

Такой документ составляется для подачи его в судебные органы в качестве одного из основных доказательств того, что человек фактически не имеет никакого отношения к данному помещению, хотя, с юридической точки зрения, может реализовать свое право.

Нередко в судебной практике встречаются и мошеннические случаи, когда составляется подобный акт в отношении людей, которые отбывают наказание в местах лишения свободы или проходят службу в армии. В отношении таких лиц составление акта смысла не имеет, так как он не будет считаться действительным – суд проверит, где находится человек, и примет решение об отказе в удовлетворении заявления о прекращении постоянной регистрации такого человека.

🖌 Составление документа

Так как, с нормативной точки зрения, акт о непроживании по месту постоянной регистрации (прописки) не предусмотрен ни одним законом или подзаконным актом, правила его составления относятся исключительно к сложившимся на основе практики правоприменения.

Кто составляет

Составление документа происходит, исходя из сложившейся практики на той или иной территории или же инструкций, составленных местными властями (например, инструкций жилищного комитета того или иного города).

Чаще всего для составления акта собирается комиссия, куда входят сотрудники управляющей компании, иногда к ним присоединяется участковый или иные заинтересованные лица. Составить акт может и непосредственно участковый, но только по просьбе граждан, поскольку в его прямые должностные обязанности оформление акта о непроживании не входит.

Даже если сотрудники управляющей компании готовы самостоятельно составить акт о непроживании, все же рекомендуется заручиться поддержкой участкового или хотя бы поставить его в известность для дополнительной подстраховки, чтобы избежать обратных заявлений – например, о пропаже вещей.

Порядок и правила составления

Несмотря на то что акт о непроживании не предусмотрен ни одним нормативным документом, к его составлению применяются определенные правила:

Источник

Кто составляет акт о непроживании соседей по квартире?

В квартире прописано несколько человек помимо меня (собственника). Все кроме собственника в квартире не проживают длительное время. Планирую составить акт о непроживании. Можно ли составить акт самостоятельно с участием соседей или обязательно обращаться в управляющую компанию, к участковому?

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

В вопросе не указана цель составления данного акта, т.е. как и где автор вопроса планирует использовать составленный акт в качестве документа, подтверждающего юридический факт непроживания нескольких человек в квартире, и какого результата он хочет добиться.

На практике данный акт чаще всего используют в суде в качестве письменного доказательства, чтобы в судебном порядке прекратить право пользования, выселить и (или) снять с регистрационного учета данных лиц.

В дальнейшем снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением уже на основании вступившего в законную силу решения суда.

Общими моментами при составлении всех видов акта отсутствия граждан и их непроживания по данному адресу (далее по тексту – Акт) является то, что Акт составляется в письменной форме и при его составлении требуется обязательное присутствие собственника жилого помещения, который также подписывает данный Акт. От имени собственника может присутствовать его представитель с соответствующими полномочиями, оформленными в виде нотариальной доверенности.

Акт обязательно составляется комиссией не менее трех человек, а не одним человеком. Если дело в последующем будет рассматриваться в судебном процессе, то всем участникам комиссии и лицам, которые заинтересованы в этом вопросе, необходимо будет принимать участие в заседании.

Акт может быть составлен как сотрудниками управляющей компании многоквартирного дома, так и соседями (с обязательным указанием паспортных данных и адресов их регистрации), также такой Акт может быть подписан участковым территориального отделения полиции по месту нахождения жилого помещения.

Как вариант, соседи могут быть приглашены истцом-собственником для участия в судебном процессе в качестве свидетелей.

На основании осмотра жилого помещения в Акте фиксируется факт отсутствия граждан и их непроживание по данному адресу в течение длительного времени. Также в Акте указывается, что в жилом помещении не обнаружены вещи личного пользования и иные признаки, лиц, не проживающих там, обязательно указывается период отсутствия лиц, не проживающих в жилом помещении.

По судебной практике, давая письменную оценку Акту, составленному только соседями (без присутствия представителей управляющей компании или участкового), суд может сделать вывод, что опрошенные соседи не могут достоверно утверждать об отсутствии по месту жительства зарегистрированных лиц, поскольку они к официальным должностным лицам, в чьи обязанности входит контроль и учет проживающих граждан, не относятся, за достоверность представленной информации никакой ответственности не несут, данные обстоятельства, являются лишь их предположениями.

Участковый территориального органа МВД России также может самостоятельно составить Акт о непроживании или выдать справку об установлении лиц, проживающих в конкретной квартире, произведя опрос соседей и собственника квартиры. В этом случае Акт (справка) составляется на основании обращения заинтересованного лица (в данном случае – вас как собственника) с соответствующим заявлением в дежурную часть территориального органа МВД России. Письменные обращения, поступившие в отделение ОВД, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления. В таком Акте (справке) участковым полиции обязательно указывается, что он составлен по личному обращению собственника (с указанием всех данных).

При этом следует учитывать, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» не содержит нормы, наделяющей участковых уполномоченных правом или обязанностью выдавать по заявлениям граждан справки о проживании либо непроживании граждан по месту регистрации в определенный период времени.

Источник

В наш обиход прочно вошли такие понятия как «предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме», «портал государственных и муниципальных услуг».

На портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) Вы можете получить большинство оказываемых федеральными и муниципальными органами услуг, в том числе и адресную справку, не отходя от своего компьютера. Адресная справка – это документ, подтверждающий регистрацию гражданина по месту жительства и по месту пребывания.

Регистрация на портале проста и удобна, доступ на каждому и абсолютно бесплатна.

В повседневной жизни в различные инстанции требуется предоставление справки о регистрации по месту жительства, к примеру, для нотариуса с последнего места жительства умершего человека, для записи ребенка в школу, для предоставления в социальную службу, пенсионный фонд. Также в случае обнаружения ошибок, неточностей или иных недостоверных сведений, установленных в процессе ознакомления с адресно-справочной информацией о себе, в целях их устранения, граждане Российской Федерации вправе подать уведомление о выявленных противоречиях непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо через ЕПГУ.

Справку можно получить в подразделении по вопросам миграции по месту проживания. Общий срок исполнения обращения гражданина составляет от 15 до 30 дней. Однако, быстрее и проще решить этот вопрос с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), в данном случае можно получить адресную справку в срок не более 3 рабочих дней со дня подачи заявления (если необходимо получить информацию в отношении себя).

Для тех, кто зарегистрирован на ЕПГУ, обращение за адресно-справочной информацией становится менее хлопотным. Заявление о предоставлении адресной справки подаётся в соответствующее подразделение по вопросам миграции и в течении 2-3 дней ответ поступает в виртуальный «Личный кабинет» гражданина. Если в заявлении будет указано, что справка необходима на бумажном носителе, заверенная печатью, то в этом случае в «Личный кабинет» заявителя будет направлено сообщение о том, где и в какое время можно получить справку на бумажном носителе. Услуга предоставляется бесплатно.

Бесспорно, спокойная и домашняя обстановка более приятна, нежели волнение, суета в очередях, хождение по разным инстанциям «в поисках» конечного результата услуги.

Получение услуги в электронном виде имеет ряд преимуществ:

Как получить услугу

Для получения адресной справки в се документы должны быть предъявлены в оригинале.

Перечень документов, необходимых для получения адресной справки

Получение адресно-справочной информации в отношении другого физического лица

Персональные данные подлежат распространению с согласия их владельца. В этой связи запрашиваемому заявителем лицу направляется отрывной талон к сообщению, которым заявитель информируется о том, что в адрес запрашиваемого лица направлено сообщение для принятия им решения о самостоятельном предоставлении запрашиваемых сведений. Срок рассмотрения заявления в данном случае составляет 30 дней.

Если от субъекта персональных данных получено согласие на обработку персональных данных, то услуга будет оказана в менее короткие сроки.

Следует отметить что предоставление государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации в многофункциональных центрах (МФЦ)не осуществляется.

Источник

Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией

справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть фото справка что не проживаю по месту регистрации образец. Смотреть картинку справка что не проживаю по месту регистрации образец. Картинка про справка что не проживаю по месту регистрации образец. Фото справка что не проживаю по месту регистрации образец

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе

Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет. Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.

Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.

КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов

Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).

Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.

В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств. Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.

В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.

Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.

Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.

Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.

При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.

Адвокаты оценили выводы Суда

По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания. «Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст. 40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».

«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.

Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.

По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров. «Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории. И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *