сплит кино про что

Смысл фильма «Сплит»

Возможно, после этой статьи вам захочется посмотреть (или пересмотреть) «Неуязвимого». Также не исключено, что ближайшие пару часов вы проведёте на медицинских порталах, изучая материалы о диссоциативном расстройстве идентичности. А пока вы здесь, давайте проанализируем образы главных героев фильма, их развитие и смысл финала. В конце статьи вас ждёт объяснение главной идеи фильма от самого М. Найт Шьямалана.

Кевин Венделл Крамб и его 23 личности

Природа психического расстройства Кевина

Отец Кевина бросил семью, а мать жестоко обращалась с ребёнком. Из-за детских травм у Кевина развилось диссоциативное расстройство идентичности. Это заболевание также называют раздвоением личности, хотя в случае с Кевином последний термин вряд ли применим: личностей у него не две, а двадцать три. Новые личности — это психологическая защита Кевина от жестокости. Некоторые из них морально сильнее самого Кевина.

Я не буду подробно рассказывать про это расстройство: вы легко найдёте информацию, например, на Википедии. Для нас интересно другое: насколько правдоподобны метаморфозы, которые происходят с телом Кевина в фильме «Сплит»?

На самом деле у разных личностей в теле одного человека действительно могут различаться физические параметры. Учёные, изучавшие больных диссоциативным расстройством идентичности, выяснили, что у двух личностей могут быть разные доминирующие руки, разные аллергические реакции, разное цветовое зрение, диаметр зрачка, внутриглазное давление и другие параметры.

Конечно, всё это далеко от сверхспособностей Зверя с его пуленепробиваемой кожей и цепкими руками. Во вселенной «Сплита», однако, такое возможно. Доктор Флэтчер, лечащий врач Кевина, задолго до пробуждения Зверя была уверена в том, что больные диссоциативным расстройством идентичности — своего рода супергерои. Кевин, однако, превратится не в героя, а в злодея, и доктор Флэтчер станет его первой жертвой.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

Патрисия — одна из Орды, женщина с эзотерическими наклонностями

Ключевые личности Кевина в фильме «Сплит»

Когда та или иная личность занимает разум Кевина и контролирует его тело, про неё говорят, что она вышла на свет. Контроль над светом и действиями других личностей находится у Барри. Именно он обычно общается с доктором Флэтчер.

Деннис и Патрисия — двое отверженных среди семьи личностей. Им не нравится их положение, и они объединяются в так называемую Орду. Они стремятся к власти не только над телом Кевина, но и над окружающими людьми. Это стремление основано на вере в то, что существует двадцать четвёртая личность — Зверь. Поскольку Барри мешает Орде освободить Зверя, заговорщики объединяются с маленьким Хедвигом. Он умеет захватывать свет и отнимать власть у Барри.

Когда Орда захватывает сознание Кевина, Деннису приходится контактировать с внешним миром и общаться с доктором Флэтчер под видом Барри, чтобы та не заподозрила об их с Патрисией планах. Барри пишет отчаянные письма доктору Флэтчер каждый раз, когда ему удаётся пробиться к свету. Однако Деннис так и не даёт ему встретиться с доктором.

В финале план Орды осуществляется, и на свет появляется Зверь. Его личность родилась из наблюдений Орды за животными в зоопарке, где находилось жилище Кевина. Зверь цепкий, как обезьяна, кожа у него толстая, как у носорога, и он нападает на людей, как хищное животное.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

Во время визитов к доктору Флэтчер Деннису приходится прикидываться Барри. У него неплохо получается — но за годы работы доктор хорошо изучила своего пациента и способна увидеть обман

Кейси Кук и её шрамы

Кейси Кук — протагонист фильма «Сплит», то есть главная положительная героиня. В начале фильма одноклассница Кейси говорит, что та ни с кем не общается и периодически что-нибудь вытворяет, за что её оставляют после уроков. Позже в разговоре с Хедвигом Кейси уточнит причинно-следственную связь: она нарушает школьную дисциплину намеренно, чтобы остаться после уроков одной. Эти слова моментально располагают к ней Хедвига.

Прошлое Кейси

После смерти отца Кейси оказалась в настоящей тюрьме, так как дядя-извращенец стал её опекуном. Поэтому она устраивает беспорядки в школе: она может побыть наедине с собой только когда её оставляют одну после уроков.

Жизнь Кейси больше похожа на кошмар, и неудивительно, что она стала замкнутой и молчаливой. Ей не о чем говорить с одноклассницами из благополучных семей, такими как Клэр и Марша. Свою боль и отчаяние она выражает в селф-харме — наносит себе физические повреждения. Чтобы скрыть многочисленные шрамы от селф-харма от окружающих, Кейси носит плотную закрытую одежду и бельё.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

В противоположность Кейси, Клэр и Марша носят очень открытую одежду. Большую часть фильма они проводят практически раздетыми

Как прошлое Кейси помогает ей выжить

Кошмарный опыт, который Кейси пережила в детстве и, вероятно, переживает до сих пор, сделал её более приспособленной к жизни. Оказавшись в заточении, Кейси трезво оценивает ситуацию и свои силы, в отличие от Клэр и Марши. Когда Деннис уводит Маршу с собой, Кейси кричит однокласснице: «Постарайся описаться!». Очевидно, с помощью этого приёма сама Кейси спасалась от приставаний дяди.

По мере того, как планы насчёт похищенных девочек проясняются, становится также понятно, что Орда относится к Кейси лучше, чем к двум её одноклассницам. Так, Хедвиг проникается сочувствием к девочке после её признания, что она нарочно остаётся после уроков, чтобы побыть одна. Это чувство понятно и знакомо девятилетнему ребёнку, который чувствует себя слабым и нелюбимым в большой семье личностей Кевина.

Но есть и другая причина. Мы узнаем её в конце. Изначально Орда следила за школой и выбрала двух девочек в качестве жертвоприношения Зверю. По представлениям Орды, жертвой должны стать те, кто не страдал, иначе — нечестивые девы. Одноклассницы Кейси идеально подходят для этого — они родились в богатых семьях, у них было благополучное детство, их будущее обеспечено, они выглядят в свои юные годы не хуже семьи Кардашьян. Одного взгляда на Кейси достаточно, чтобы понять, что она не из их круга.

Однако для Зверя этого мало. Зверь — это хищник, который уничтожает всех на своём пути. Иначе нельзя объяснить убийство доктора Флэтчер — она-то точно не принадлежала к числу нечестивых дев. Но у Кейси есть кое-что другое, что останавливает Зверя. Её прошлое.

Когда во время погони на Кейси рвётся последняя одежда, Зверь видит шрамы от увечий на теле девочки. Он понимает, что Кейси страдала, а значит, она чиста, она была такой же слабой и отверженной, как Кевин. Этого достаточно, чтобы оставить Кейси в живых.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

Поначалу Кейси кажется пассивной на фоне одноклассниц. Но её осторожные действия помогают ей выжить. В отличие от Клэр и Марши, она не пытается противостоять похитителю, а ищет к нему подход

Значение финала для Кейси

Финал «Сплита» содержит намёк на то, что Кейси освободится от своего мучителя. Девочка ждёт в полицейской машине, когда ей сообщают, что за ней приехал дядя. Кейси испуганно смотрит на сотрудника полиции и не двигается с места. Для неё мучительна мысль о том, чтобы из одной тюрьмы снова вернуться в другую. Эта сцена длится достаточно долго, чтобы полицейский заподозрил что-то неладное. Хотя финал фильма остаётся открытым, мне хочется думать, что Кейси нашла в себе силы рассказать полицейским о своей кошмарной жизни с дядей.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

В фильме есть две параллельные сцены, в которых Кейси сидит в машине и не решается что-либо предпринять. В первый раз — когда Деннис похищает девочек, во второй — когда Кейси ждёт дядю в полицейском автомобиле

Связь между «Сплитом» и «Неуязвимым»

Только после финальных титров фильма выясняется, что «Сплит» — это сиквел «Неуязвимого». В кадре появляется главный герой «Неуязвимого» Дэвид Данн в исполнении Брюса Уиллиса. Он помогает посетительнице забегаловки вспомнить имя злодея, который орудовал в Филадельфии 15 лет назад — Мистер Стекло (в другом переводе — Стеклянный человек).

Режиссёр обоих фильмов М. Найт Шьямалан рассказал, что история с Кевином и похищением девочек родилась ещё во время работы над «Неуязвимым». В первоначальном сценарии «Неуязвимого» Дэвид Данн встречает Кевина на улице и отправляется спасать девочек. Уже тогда Шьямалан придумал троицу тёмных личностей Кевина — Денниса, Патрисию и Хедвига, и написал некоторые сцены с их участием, которые позже вошли в фильм «Сплит». В финальный сценарий «Неуязвимого» Кевин не попал — Шьямалан заменил его другим персонажем, чтобы через 15 лет посвятить Кевину отдельный фильм.

Если «Неуязвимый» — это история становления супергероя, то «Сплит» — история суперзлодея. М. Найт Шьямалан признался: «Я надеюсь сделать один финальный фильм, который объединит оба». 17 февраля 2017 года режиссёр написал в своём Твиттере, что набросок нового сценария уже готов.

Комментарий режиссёра о смысле фильма «Сплит»

В беседе с Hollywood Reporter М. Найт Шьямалан объяснил, что он хотел сказать своим фильмом:

«…Травмирующие события, которые с нами происходят, разумеется, меняют нас. Но мы часто смотрим на это, как на нечто унизительное. Мы говорим: „Теперь ты сломан, ты больше не одно целое, не один из нас, не нормальный человек”. Мне кажется, что это не так. Да, эти люди — другие. Мы становимся другими, когда нас что-то травмирует. Но разве от этого мы теряем свою ценность? Может быть, непохожие на других люди — сильнее?

Мы склонны думать, что если с человеком ничего [плохого] не происходит и у него нормальная жизнь, тогда всё отлично. Но с точки зрения Зверя такие люди просто спят».

Герои «Сплита» — это те, кого, по мнению Шьямалана, считают сломанными и ненормальными. Режиссёр показывает два пути выхода из травмирующей ситуации: путь Кевина и путь Кейси. Оба героя стали жертвами насилия в раннем детстве, но это сделало их сильнее. Кевин получил физическое превосходство над окружающими и стал сверхзлодеем. Кейси стала сильнее морально и сумела спастись от злодея.

Остаётся только надеяться, что сверхзлодей недолго будет пугать жителей Филадельфии, и на создание нового фильма Шьямалану потребуется меньше, чем 15 лет. И когда герои Брюса Уиллиса и Джеймса МакЭвоя сойдутся в финальной битве, мы будем держать кулачки за первого — и готовить материалы для новой статьи, конечно.

Источник

Сплит: Мы всегда являемся тем, во что верим…

В целом почти рядовой психологический триллер про маньяка, похищающего девушек. Если бы не множество личностей похитителя, вообще был бы начисто проходным. И да, этот фильм является частью Вселенной фильма «Неуязвимый». Это что касается самой задумки.

Но вот реализация. Реализация действительно шедевральная. И в этом не последнюю роль сыграл Джеймс Макэвой. Его игра настолько гениальна, что достойна восхищения. Уж насколько он впечатлил меня в новой трилогии «Люди Х», но здесь он реально бесподобен. Ну и финал, финал, конечно, лично для меня был весьма неожиданным. Но все по порядку.

Краткое содержание фильма «Сплит»

Итак, прямо из-под носа отца на стоянке у большого торгового центра среди белого дня трех девушек похищает мужчина интеллигентного вида. Теперь они сидят в подвале какого-то дома и ждут своей участи. В комнату заходит все тот же мужчина, внимательно смотрит на них и выбирает одну. Через пару минут он возвращает школьницу в комнату. Оказывается, маньяк требовал, чтобы она станцевала для него.

Собственно, почти весь фильм девицы буду с переменным успехом пытаться убежать из плена, а между тем сам похититель не совсем обычный убийца. Дело в том, что у него раздвоение личности и в его теле живет не две, и даже не три, а целых 23 отдельные личности. Среди них девятилетний мальчик Хедвиг, дизайнер Бари, женщина миссия Патрисия, тот самый интеллигент мистер Дэннис и прочие. Причем мужчина в курсе о своей особенности, он ходит на приемы к психологу и даже выполняет все ее требования.

Собственно, почти весь фильм девицы буду с переменным успехом пытаться убежать из плена, а между тем сам похититель не совсем обычный убийца. Дело в том, что у него раздвоение личности и в его теле живет не две, и даже не три, а целых 23 отдельные личности. Среди них девятилетний мальчик Хедвиг, дизайнер Бари, женщина миссия Патрисия, тот самый интеллигент мистер Дэннис и прочие. Причем мужчина в курсе о своей особенности, он ходит на приемы к психологу и даже выполняет все ее требования.

Сама психолог (Бетти Бакли «Явление») ни сном ни духом о том, чем на самом деле занимается ее пациент. Но при этом она не настаивает, что он болен и нужно лечить его шоковой терапией или таблетками. Напротив, она старается примирить отдельные личности и сделать так, чтобы они смогли адаптироваться к обычной жизни. Более, того, Карен Флетчер совершенно нетипично относится к своим подопечным и выдвигает свои теории.

А что если раздвоение личности это не болезнь?

Снова повторюсь — Макэвой гениален. Сыграть сразу несколько совершенно разных людей в пределах одного фильма, это действительно надо иметь талант. Причем каждый персонаж у него получился совершенно другой, ни малейшего сходства. Что сказать, Макэвой был бы отличным магом-сталкером, но, наверное, он ничего не знает об учении Дона Хуана. Это шутка, конечно.

Помнится, когда я смотрела этот фильм впервые, в голову пришла мысль. А что если раздвоение личности это совсем не болезнь. Что если у таких людей наружу выходят все те люди, в которых в течение долгого времени воплощалась душа? Ведь душа когда-то могла быть в мужском и женском теле, когда-то прожила короткую, а когда-то длинную жизнь, когда-то была строгой, когда-то безбашенной, когда-то творческой.

По странной причине, у некоторых людей или точнее душ происходит не вспоминание прошлых жизней, а словно стирается грань между ними. Личности забывают, что на самом деле их время прошло, потому воспринимают текущую жизнь как само собой разумеющееся. Эта моя теория отлично подтверждается фильмом «Убежище», ведь там речь шла как раз о разных душах, а не о раздвоении личности. Потому это были совершенно разные люди, у некоторых даже были физические изъяны.

Примерно о том же в своей речи говорит и доктор Флетчер. Она подтверждает, что у разных личностей не только разные характеры, но иногда даже разное здоровье. А ведь они живут в одном и том же теле. На удивление, в этом случае личности не так плохо уживаются друг с другом. Конечно, есть и доминирующие. Но большинство из них словно преследуют одну пока не совсем понятную цель.

Они сами во всем виноваты…

Вообще-то, школьницы далеко не тихони. Две попытались сбежать почти сразу же. Одна по вентиляции, другая треснула Денниса стулом. Увы, обе оказались в разных комнатах под замком. Что касается третьей, то Кейси оказалась умнее или точнее более выдержанней, чем ее одноклассницы. Ее сыграла Аня Тейлор-Джой («Ведьма», «Обитель теней»).

У Кейси своя история. Иметь дядю педофила, с которым еще и пришлось жить долгие годы в одном доме после смерти отца — то еще испытание. Еще в раннем детстве отец брал ее с собой на охоту, где учил, как следует выслеживать и убивать диких зверей. Но это из приятных впечатлений, которых видимо, в жизни девочки очень мало.

Но именно это и помогло ей выжить. Собственно, теперь Кейси нужно сделать почти тоже самое. Дождаться удобного момента и сбежать. Кстати, первые две девицы сами виноваты, что попали в руки к похитителю. Нечего было издеваться над работником зоопарка. Не подшути они тогда над Кевином, он выбрал бы других жертв. А Кейси оказалась с ними лишь случайно, хотя, случайностей не бывает…

Это явление нужно изучать!

Так что там случилось с Кевином Венделом Крампом — носителем всех 23 или 22 личностей? Увы, виновата во всем мамочка. Это она своим поведением призвала к жизни другие личности Кевина. Когда мать регулярно наказывала трехлетнего сына за беспорядок в доме — появился мистер Деннис, чтобы защитить ребенка. Благодаря ему Кевин стал собранным, аккуратным и чистоплотным, что перестало давать повод для наказания.

Так что, приход другой личность это своего рода защитная реакция. Возможно, в каждый определенный момент Кевину нужно было какое-то новое свойство, и он выпускал наружу нужную личность. А в какой-то момент они просто прорвались, полностью подавив своего носителя.

Если бы он просто брал опыт из прошлых воплощений, ничего подобного бы не случилось. Но, видимо, все дело в том, что это происходило на подсознательном уровне. Кстати, это явление можно назвать уникальным. Его нужно изучать, а не пичкать пациентов таблетками.

Так кто же такой Зверь? По словам Денниса, Зверь считает себя венцом человеческой эволюции. Думаю, в каком-то смысле так и есть. Все личности подвергались страданиям, а Зверь это тот, кто может защитить всех по-настоящему физически, а не как Деннис только благодаря своей маниакальной страсти к порядку. Ведь Зверь сильный, безжалостный и буквально непробиваемый.

Зачем и почему явился Зверь?

Потому и в жертвы Зверь выбирал тех, кто не страдал. Как те самые две девицы, которые ни о чем не думают, только развлекаются и издеваются над другими. А вот Кейси он не тронул. Может быть, Зверь не мог видеть шрамы души, но он прекрасно видел шрамы на теле.

А раз личности в теле Кевина на самом деле разные люди, у которых меняется даже здоровье, так и Зверь является совершенно реальным человеком. Ну, или уже не совсем человеком. Кстати, почему на свет появился именно Зверь, а не просто другой более сильный человек?

Думаю, все дело в том, что сам Кевин 10 дет проработал в зоопарке и долго наблюдал за дикими животными. Отсюда совершенно неосознанно и родилась идеальная форма для защиты – существо, которое воплощает в себе свойства сразу нескольких зверей. Ведь на самом деле — мы являемся тем, во что мы верим.

В общем, фильм потрясающий и посмотреть его стоит в первую очередь ради игры Макэвоя, а потом уже ради всего остального. И уже есть продолжение трилогии — «Стекло», до которого я, увы, никак не доберусь. А напоследок эпизод из фильма, который отлично демонстрирует, почему вообще понадобилась личность по имени Зверь.

Источник

Сплит: обзор и объяснение фильма

Безусловно внутренний мир Билли Милигана и уникальность его психического расстройства не могут оставить равнодушными никого, кто хоть как-то причастен к миру психологии.

Фильм «Сплит» 2017 года, идея которого заимствована из жизни Билли, на мой взгляд носит символический характер. И дело здесь не в герое с диссоциативным расстройством, а в девочке, которая не может пережить травму.

Предлагаю Вашему вниманию свое виденье киноленты М.Найта Шьямалана «Сплит».

Психологический разбор Кейси и Кевина

Главная героиня — Кейси — замкнутый и одинокий подросток, но на свое одиночество она обрекла себя сама, специально нарушая школьные правила и оставаясь после уроков наказанной, а также пугая своих сверстников нелюдимостью и угрюмым видом.

Как станет известно позже, когда постепенно будет раскрываться история героини, ее опекун — родной дядя — играл с ней в недетские игры с раздеванием и прочими ужасами, которые остались за кадром.

Конечно же «застрелить зверя» — это символизм, а не призыв к насилию, скорее здесь я имею в виду дать отпор, защититься, драться.

Но героине сложно это делать, Кейси пока не идентифицирует обидчика с врагом.

Похищение трех девочек подростков и пребывание Кейси в подвале зоопарка все это время помогут героине в прохождении травмирующей ситуации.

По аналогии — опускаться в подвал, значит идти в свое бессознательное, где нужно будет встретиться с внутренними демонами.

Еще один интересный образ — образ похитителя, который живет в ее подсознании и который имеет диссоциативное расстройство личности (а именно в Кевине живут 23 личности, различающихся по полу, возрасту и айкью).

При этом с каждой из этих личностей с Кейси ведет себя по-разному, хотя это все тот же человек — ее похититель.

С мальчиком 9 лет она играет и пытается выведать «секреты семьи», с женщиной она покорна, как юная воспитанница, непосредственного похитителя с обсессивно-компульсивным синдромом она боится.

Все эти роли, которые играет дядя в ее голове и мешают ей защититься и сбежать, мешают «выстрелить в своего зверя».

Сверхживотное Кевина вынудило Кейси трансформироваться

И только когда Кевин превращается в сверхживотное, которое ползает по стенам и ест человеческую плоть, героиня убегает и защищается.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что Кевин превращается в сверхживотное

Примечательно, что только после выстрела Кейси в преследователя, зверь оставил ее в покое.

В фильме показано, что причиной этому были ее царапины и шрамы, как-будто страдающих зверь не трогает, но символично, что остановился он только после того, как она выпустила пулю ему в грудь, то есть дала агрессивный отпор.

Хотя он мог распознать в ней израненную душу и раньше.

Две другие девочки-пленницы погибли, поскольку они были, по мнению похитителя, «нечестивыми девами», не знавшими боли и страданий.

Они выросли в полных обеспеченных семьях, в тепличных условиях.

После выстрела, Кейси падает без сознания где спустя какое-то время ее находит сторож зоопарка и вызволяет с западни.

Сцена с женщиной-полицейским, которая объявляет девочке, что за ней пришел ее опекун показывает внутренние изменения героини, ее эмоции совмещают в себе страх и злость.

Она смогла узнать своего зверя и теперь сможет защитить себя.

Необходимая для личности трансформация состоялась!

Источник

Почему «Неуязвимый», «Сплит» и «Стекло» – самые странные фильмы о супергероях?

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

М. Найт Шьямалан деконструирует жанр комиксов в своих фильмах, создавая психологические драмы.

«Неуязвимый», «Сплит» и недавно вышедший в прокат фильм «Стекло» – части неординарной супергеройской трилогии. При этом они не похожи ни на одну другую историю о людях со сверхспособностями. Что в этих лентах особенного, и почему они не вписываются в жанровые рамки комиксов?

Примечание: в тексте содержатся спойлеры к фильмам «Неуязвимый», «Сплит» и «Стекло».

«Неуязвимый» – супергеройское кино под личиной триллера

Сюжет «Неуязвимого» (2000 год) рассказывает об обычном охраннике Дэвиде Данне (Уиллис), который оказывается единственным выжившим в крушении поезда. После этого его находит коллекционер комиксов Элайджа Прайс (Джексон), который постепенно убеждает Данна в том, что тот выжил, потому что его тело крепче и сильнее, чем у обычного человека. В конце фильма Данн понимает, что Прайс прав, и решает использовать свои способности для борьбы со злом.

Творчество М. Найта Шьямалана больше всего известно своими сюжетными «твистами», то есть, неожиданными поворотами. Есть такой поворот и в «Неуязвимом»: в конце ленты оказывается, что Элайджа Прайс намеренно подстроил крушение поезда и несколько других катастроф, чтобы выявить неуязвимого человека. Однако намного важнее в этой картине твист не сюжетный, а тематический. Дело в том, что на протяжении почти всего хронометража «Неуязвимый» притворяется обычной драмой с элементами мистического триллера. И лишь ближе к концу зритель наконец понимает, что всё это время смотрел супергеройское кино. Квентин Тарантино описал сюжет «Неуязвимого» лаконично: «Что, если бы Супермен жил на этой земле и не знал, что он Супермен?».

Деконструкция комиксов

Несмотря на то что «Неуязвимый» не основан на каком-либо первоисточнике, в нём присутствуют многие классические комиксовые приёмы. В комиксах (и в их экранизациях) путь супергероя чаще всего начинается с так называемой origin story, или истории становления. Примеры в кино: «Бэтмен: Начало» и первый «Железный человек».

Как обычно в origin story, «Неуязвимый» показывает, как формировались главные герои. Основная способность: у Данна – физическая сила и умение узнавать о преступлениях людей через прикосновение, у Прайса – необычайный интеллект. Главная слабость: у Данна – вода, у Прайса – крайне хрупкие кости из-за врождённого недуга, несовершенного остеогенеза. Костюм Дэвида Данна – плащ охранника с надписью «Security» на спине. Элайджу Прайса отличает необычный аксессуар – стеклянная трость. Также, у него есть и комиксовый псевдоним – в детстве из-за хрупкого скелета дети обзывали его «Мистер Стекло».

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

В своей работе Шьямалан опередил кинематографические тенденции. На момент создания «Неуязвимого» супергеройские фильмы в основном были по-детски наивными или нарочито стилизованными. Лишь с начала нулевых начался постепенный тренд в сторону реализма. «Неуязвимый» не только был одним из пионеров такого подхода, но до сих пор остаётся одной из самых приближённых к жизни супергеройских лент.

Также фильм применяет ставшее популярным лишь в последние несколько лет мета-повествование – явную игру с канонами собственного жанра. Но в отличие от таких картин как «Пипец» или «Дэдпул» «Неуязвимый» не подшучивает над своими комиксовыми корнями, а деконструирует их. Через современные комиксы он исследует натуру архетипичного героя, зародившуюся ещё в древности. В частности, картина размышляет над тем, насколько рождение героя зависит от злодея. И насколько путь героя (или злодея) является для него не просто моральной обязанностью, но и природным призванием, единственным путём к счастью.

Визуальные особенности

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

Использование силуэтов и ярко выраженных теней в картине – дань уважения художественному стилю комиксов.

Персонажи «Неуязвимого» зачастую заключены в визуальные рамки: дверных проёмов, коридоров, заборов. Такие кадры напоминают границы панелей на страницах комиксов.

Отдельного упоминания достоин Элайджа Прайс или Мистер Стекло. В сценах с ним тема стекла продолжается визуально: несколько раз его показывают через призму окон или зеркал.

Постановка ленты отличается необычно высокой длиной планов, не прерываемых монтажом. Это служит нескольким целям: создание настраивающего на серьёзный тон темпа, нагнетание напряжения, выстраивание изобретательных мизансцен. Взять хотя бы момент в больнице сразу после крушения поезда: пока на заднем плане врач опрашивает очнувшегося главного героя, на переднем плане медленно истекает кровью единственный, кроме Данна, выживший пассажир. Элегантная иллюстрация уникальности ситуации главного героя.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

Главным достоинством «Неуязвимого» является внимание к персонажам. К примеру, зрители наблюдают за жизнью Элайджи Прайса с рождения. Его болезнь и связанные с ней трудности заставляют ему сопереживать. Плюс в своих деяниях Прайс движим благородной целью – создать супергероя. Всё это делает Мистера Стекло неоднозначным и трагическим злодеем. Дэвид Данн же не является стандартным идеализированным героем. Его брак разваливается, у него проблемы в отношениях с сыном. А главное, его характеризует глубокая грусть и необъяснимое чувство неудовлетворённости, что отлично передаёт меланхолично сдержанная актёрская игра Брюса Уиллиса. Именно проработанность персонажей избавляет ленту от нужды в экшене, позволяя вместо этого создавать неторопливую, атмосферную и увлекающую драму. И делает «Неуязвимого» одним из лучших супергеройских фильмов в истории.

«Сплит» – неожиданное продолжение

К сожалению, несмотря на по большей части позитивные отзывы и 248 миллионов долларов кассовых сборов, вышедшего в 2000 году «Неуязвимого» заклеймили как разочарование по сравнению с «Шестым чувством». Поэтому в 2001-м студия отклонила идею режиссёра снять вторую часть. Но с годами «Неуязвимый» обрёл культовый статус. В 2009 году Квентин Тарантино включил его в список 20 лучших фильмов, выпущенных с 1992 года, и назвал «одним из шедевров нашего времени». В 2011 году журнал Time поставил картину на четвёртое место в списке лучших супергеройских фильмов всех времён. Долгое время слухи о продолжении истории Данна продолжали циркулировать, но со временем утихли.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

Пройдя через затяжную череду провальных проектов, в 2016-м Шьямалан выпустил малобюджетный психологический ужастик «Сплит» с Джеймсом МакЭвоем («Особо опасен», «Транс») в главной роли. Сюжет рассказывает о школьнице Кейси Кук, которая с двумя одноклассницами оказывается похищена злодеем Кевином Крамбом. Ещё более пугающей ситуацию делает тот факт, что Кевин страдает от диссоциативного расстройства идентичности – в нём живут 23 уникальные личности, которые поочерёдно завладевают его телом.

Как обычно у Шьямалана, без неожиданных поворотов не обошлось. На этот раз сюжетный твист стал одновременно и жанровым. Ближе к финалу оказывается, что в Кевине живёт ещё одна личность – Зверь, каннибал со сверхчеловеческой силой. Этот поворот к третьему акту превращает «Сплит» из психологического в научно-фантастический фильм ужасов.

Однако аудиторию ждал ещё один сюрприз: в финальной сцене фильма в кадре появляется Дэвид Данн. Этот краткий момент является главным и выдающимся по своей изобретательности твистом ленты. Ведь всего за минуту экранного времени Шьямалан ставит всё увиденное зрителем ранее в абсолютно новый контекст. Во-первых, оказывается, что «Сплит» с самого начала представлял собой origin story, но не супергероя, а суперзлодея. Во-вторых, с помощью единственной сцены режиссёр связал свои фильмы «Неуязвимый» и «Сплит» в единую киновселенную.

Элементы комиксов, пусть и не столь явно, как в «Неуязвимом», присутствуют и в «Сплите». Для начала, большинство комиксовых персонажей имеют альтер эго, а внутри некоторых (как Халк или Веном) в буквальном смысле сосуществуют две личности. Шьямалан нашёл этой супергеройской черте правдоподобное объяснение: диссоциативное расстройство идентичности. Также в фильме упоминается, что люди с расстройством, как у Кевина, возможно, представляют собой новое звено эволюции. Эта идея об эволюционном развитии также присутствует в комиксах про мутантов – «Люди Икс». О том, что Кевин Крамб является суперзлодеем, говорит ещё и полученное им в прессе прозвище Орда – не хуже, чем Мистер Стекло.

Между «Неуязвимым» и «Сплитом» можно проследить прямую связь. Во-первых, действие этих лент разворачивается в Филадельфии. Во-вторых, в обоих фильмах важные события происходят в поездах. В-третьих, англоязычные названия этих двух фильмов можно перевести как «Небьющийся» и «Растрескавшийся» – оба прилагательных применимы для описания стекла.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

«Сплит» с «Неуязвимым» роднят и общие темы. Продолжение вновь возводит сложные взаимоотношения между героем и злодеем, которые сформированы тяжёлым прошлым. В детстве Кевина терроризировала собственная мать, тогда как Кейси с раннего возраста подвергалась сексуальному насилию со стороны дяди. Этот схожий опыт наложил на персонажей пожизненный отпечаток, но также установил между ними причудливое родство.

Из-за скромного бюджета в 9 миллионов долларов «Сплит» снят не так утончённо, как «Неуязвимый». Однако у Шьямалана всё равно получилось достойное продолжение необычной франшизы. Как минимум благодаря тому, что вторая часть не копирует предшественника, а находит новый и свежий повествовательный стиль. На смену степенной драме пришло клаустрофобное напряжение, где счёт идёт на секунды. А главным козырем ленты оказался Джеймс МакЭвой, блестяще играющий сразу 8 личностей, от 9-летнего мальчика до строгой дамы с безупречными манерами.

«Стекло» – долгожданная кульминация

«Сплит» удостоился хвалебных отзывов, и заработал в прокате почти 280 миллионов долларов. Его успех показал, что франшиза М. Найт Шьямалана по-прежнему может приносить деньги. Благодаря чему теперь, спустя почти два десятка лет после премьеры «Неуязвимого», в мировой прокат вышел фильм «Стекло», в котором лицом к лицу сошлись Дэвид Данн, Элайджа Прайс и Кевин Крамб.

Идея для финала трилогии тоже родилась под влиянием комиксов: это так называемый кроссовер, где пересекаются персонажи из различных сольных серий. Примерами кинокроссоверов являются ленты «Мстители» и «Лига справедливости». Но М. Найт Шьямалан нашёл для встречи трёх персонажей реалистичный повод: в «Стекле» они оказываются помещены в психиатрическую лечебницу, где с ними работает врач, специализирующийся на пациентах, считающих себя супергероями.
Перед выходом «Стекла» казалось, что удивить зрителя у М. Найт Шьямалана не получится, ведь все карты уже на столе: аудитория заведомо знает, что перед ней финал супергеройской трилогии. Да и к наличию неожиданной шьямалановской концовки все уже привыкли.

сплит кино про что. Смотреть фото сплит кино про что. Смотреть картинку сплит кино про что. Картинка про сплит кино про что. Фото сплит кино про что

Тем не менее режиссёру чудом удалось вновь устроить сюрприз, хитро сыграв на жанровых ожиданиях. На этот раз его главный твист – структурный. Дело в том, что на протяжении первых двух актов автор готовит зрителя к большому финальному противостоянию – привычной кульминации большинства супергеройских фильмов. Но вместо этого на экране вдруг происходит нечто менее масштабное, но совершенно неожиданное и даже шокирующее. Как и в предыдущих сериях, ближе к концу происходящее оборачивается не тем, чем казалось, а акценты смещаются в совершенно ином направлении.

Фильм о людях

Нужно признать, что финальный фильм получился самым несовершенным из трёх. Начнём с того, что третья часть по-настоящему работает лишь как заключительный эпизод трилогии – понять сюжет «Стекла» без просмотра первых двух серий можно, но полностью оценить и прочувствовать его задумку – сложно. У предыдущих серий такой проблемы не было. Также в отличие от «Неуязвимого» и «Сплита» у «Стекла» нет ярко выраженной жанровой принадлежности и визуального стиля. Наконец, финальный неожиданный кульбит требует от режиссёра слишком долгих отвлекающих манёвров, из-за чего концовка может разочаровать некоторых, а повторный просмотр станет уже не очень интересным: слишком много в середине фильма ложных обещаний.

Тем не менее, если рассматривать «Стекло» именно в контексте трилогии, – это идеальное завершение, расставляющее все точки над i и не подразумевающее продолжения. Третья часть продолжает все темы, заявленные раннее, и сплетает их в единое и эмоционально трогающее крещендо, которое напоминает аудитории, что всё это время Шьямалан снимал не про супергероев, а про людей, которым нужно побороть все пережитые страдания и начать верить в себя. Финал получился пусть и шероховатым, но по-настоящему необычным и смелым, бесстрашно подрывая ожидания современных кинозрителей, привыкших к полным экшена и прямолинейных сюжетов кинокомиксам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *