список шиндлера о чем это
«Список Шиндлера» Стивена Спилберга
«Это будет адская история. Ведь так?» – Стивен Спилберг после прочтения «Ковчега Шиндлера»
Фильм «Список Шиндлера» был снят по мотивам вышедшего в 1982 году документального романа Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». В нём рассказывается об Оскаре Шиндлере, нацистском промышленнике, который потратил всё свое состояние, чтобы спасти своих рабочих-евреев от гибели.
Стивен Спилберг, который в итоге стал режиссёром этого фильма, объясняет своё решение так: «Меня привлекла парадоксальность характера главного героя. Он не был евреем, спасающим евреев, или нейтральным гражданином из Швеции или Швейцарии. Он был нацистским промышленником – и спасал евреев. Что заставило этого человека так внезапно отказаться от всего, что он заработал, и пожертвовать этим ради спасения чужих жизней?»
В 1982 году Спилберг не собирался снимать этот фильм, но он решил, что сюжет представляет достаточный интерес для того, чтобы Universal Studios купила права на книгу. В 1983 году со Спилбергом встретился Полдек Пфефферберг, один из сотен «Шиндлерюден» (Schindlerjuden – «евреев Шиндлера»), и спросил его о фильме. «Скажите, пожалуйста, – спросил Пфефферберг, – когда вы начнёте снимать?»
«Через десять лет», – ответил Спилберг. В возрасте 36 лет Спилберг считал, что он ещё не достаточно зрелый, чтобы снимать фильм о Холокосте.
Спустя десятилетие Спилберг решил приступить к съёмкам фильма, на это его подвигло несколько факторов. Одним из них был рост антисемитизма в Европе. Кроме того, в новостях и прессе стали мелькать отрицатели Холокоста – люди, которые утверждали, что его не было вообще.
Сыграли свою роль и другие события в мире. Спилберг: «По CNN ежедневно говорили о том, что в Боснии строят аналоги гитлеровских лагерей смерти, о зверствах против мусульман, а затем звучали страшные слова: “этническая чистка”, “окончательное решение”. Я подумал: “Боже, это происходит снова”». Ещё одним фактором, повлиявшим на Спилберга, были руководители студии, которые спросили его, почему бы ему просто не сделать пожертвование в какой-либо форме, вместо того чтобы тратить время и деньги на «мрачный фильм».
Во время работы над фильмом «Крюк» (1991 год) Спилберг забрал сценарий «Списка Шиндлера», чтобы пролистать его. «Я не заглядывал в него в течение года. И я внезапно повернулся к дремавшей Кейт и сказал ей, что моим следующим фильмом будет “Список Шиндлера”».
Студия согласилась позволить Спилбергу снять фильм при условии, что сначала он займётся съёмками «Парка Юрского периода». В конце концов, «Парк Юрского периода», снятый по мотивам бестселлера Майкла Крайтона, демонстрировал динозавров, приключения, активные действия и много эффектов. На нём были написаны долларовые знаки, а фильмы о Холокосте обычно сулили пустые кассы. Поэтому Спилберг согласился с условиями студии и, прежде чем заняться «Списком Шиндлера», снял «Парк Юрского периода».
Интересно, что прежде чем Спилберг решил сам стать режиссёром фильма, он пытался убедить встать за штурвал других режиссёров. Было сделано предложение Роману Полански, но тот отказался по личным причинам. Ещё будучи ребёнком, он едва избежал гибели от рук нацистов. Полански жил в краковском гетто и бежал оттуда через колючую проволоку 13 марта 1943 года, за день до окончательной ликвидации гетто нацистами. Он скрывался всю оставшуюся часть войны. Его отец тоже выжил, но мать погибла в Освенциме. Полански не хотел будить в себе ужасные воспоминания.
Спилберг пытался уговорить Сидни Поллока и Мартина Скорсезе. Скорсезе отказался от работы, потому что считал, что фильм должен снимать режиссёр-еврей. Билли Уайлдер даже приступил к реальной работе над фильмом, но к этому времени Спилберг уже решил взять дело в свои руки.
На главную роль – Оскара Шиндлера – рассматривалось несколько киноактёров. Первоначально планировали взять Харрисона Форда, но тот отказался из-за того, что зритель будет невольно его ассоциировать с Индианой Джонсом. Рассматривались кандидатуры Уоррена Битти, Кевина Костнера и Мела Гибсона, но в итоге Спилберг решил пригласить на главную роль кого-нибудь из менее известных актёров, опасаясь, что образ кинозвезды затмит характер главного героя.
За несколько недель до съёмок был прослушан малоизвестный актёр Лиам Нисон, и поскольку его больше не приглашали, Нисон считал, что его кандидатура не прошла. Поэтому Нисон принял предложение сыграть в бродвейской постановке «Анна Кристи».
Спилберг, его жена Кейт Капшоу и её мать присутствовали на спектакле и после его окончания отправились за кулисы, чтобы навестить Нисона в его раздевалке. Нисон крепко обнял тёщу Спилберга, на что Капшоу сказала, что точно так же сделал бы Оскар Шиндлер. Через неделю Спилберг связался с Нисоном и сказал тому, что он получил эту роль.
Спилберг ввёл Нисона в несколько малобюджетных фильмов своего наставника и бывшего председателя Time-Warner Стива Росса, чтобы подготовить Нисона к роли Шиндлера. Он также изучал записи настоящего Оскара Шиндлера, внимательно вслушиваясь в его произношение и речевые обороты и стараясь как можно больше приблизиться к реальности.
На роль главного нацистского офицера СС Амона Гёта был выбран Ральф Файнс. Файнс получил 28 фунтов на пиво «Гиннес», чтобы лучше вжиться в свою роль. Спилберг сказал, что он выбрал Файнса по причине его «злой сексуальности». Когда выжившая после Холокоста Мила Пфефферберг увидела Файнса в образе нациста, её охватила неудержимая дрожь – настолько Файнс напомнил ей настоящего Амона Гёта.
Роль главного бухгалтера Шиндлера, Ицхака Стерна, сыграл Бен Кингсли. Чтобы постоянно напоминать себе о своей роли, на протяжении всех съёмок Кингсли носил в кармане пальто фотографию жертвы Холокоста Анны Франк.
Жюльет Бинош предложили эпизодическую роль женщины, которая была изнасилована и убита, но она отказалась. Ранее она также отказалась от роли в фильме Спилберга «Парк Юрского периода», став, таким образом, единственной актрисой в истории, которая отказалась от съёмок в двух фильмах Стивена Спилберга – причём в течение одного года!
Всего в фильме было 126 ролей со словами. Для исполнения ролей большинства нацистов были наняты немцы. Необходимость носить нацистскую форму поначалу вызывала у них отвращение, но после окончания съёмок они поблагодарили Спилберга за встряску.
Спилберг вместе с женой и пятью детьми арендовали дом в Кракове и жили в нём на протяжении всех съёмок в Европе. Перед началом съёмок Спилберг посетил лагерь смерти Освенцим. По его словам, во время посещения лагеря он, к собственному удивлению, испытывал не желание заплакать, а «возмущение». Он решил не снимать в Освенциме из уважения к его жертвам. Поэтому «Список Шиндлера» снимался в специально построенной точной копии лагеря, неподалёку от настоящего.
Иногда во время съёмок даже Спилберг чувствовал брезгливость. Спилберг сказал, что он не мог смотреть на сцену, в которой старые евреи были вынуждены бегать голыми после осмотра у врачей, чтобы быть отправленными в Освенцим. Это был первый и единственный раз в карьере Стивена Спилберга, когда он руководил съёмками сцены, не наблюдая за ними. Во время съёмок сцены с ливнем несколько артисток, в том числе и реальные жертвы Холокоста, впали в истерику, потому что сцена была слишком невыносимой.
Из-за мрачной атмосферы фильма Спилберг часто звонил Робину Уильямсу и включал переговоры с ним на громкую связь. Уильямс подбадривал актёров и всю съёмочную группу, отпускал шутки и делал забавные замечания. Чтобы поправить настроение, Спилберг смотрел каждый вечер эпизоды из телесериала «Сейнфельд».
Съёмки «Списка Шиндлера» были начаты 1 марта 1993 года. Они продлились 76 дней и закончились на четыре дня раньше запланированного срока. После окончания съёмок Спилберг искренне поблагодарил свою жену за то, что она «спасала его 92 дня подряд».
Изначально Спилберг хотел снимать фильм на немецком и польском языках, а на английском дать только субтитры. Но позже он решил отказаться от этого, потому что не мог правильно оценить игру актёров на незнакомом языке. Однако несколько сцен были всё же сняты на польском и немецком, чтобы дать почувствовать «погружение в прошлое».
«Список Шиндлера» начинается со сцены со свечами. По словам Спилберга: «Фильм начинается с ритуала зажигания свечей – с того, как начинался обычно Шаббат до тех пор, пока не начались гонения на евреев».
Фильм снят на чёрно-белую плёнку. Почему? Спилберг объяснил это так: «Холокост – это жизнь без света. Для меня цвет – это символ жизни. Поэтому фильм о Холокосте должен быть чёрно-белым».
Единственным исключением в чёрно-белом фильме была снятая в цвете сцена «Девочка в красном пальто», которую сыграла Оливия Дабровска. Это удивительная сцена, в которой маленькая девочка в красном пальто потерянно и одиноко идёт сквозь толпу, направляемую эсэсовцами в лагеря смерти. Этот эпизод был взят из жизни, его свидетельницей была Одри Хепбёрн. Она рассказала об этом эпизоде Спилбергу за несколько лет до съёмок, когда они вместе работали над фильмом «Всегда» (1990 год), и Спилберг вспомнил об этом.
Во время съёмок Оливия пообещала Спилбергу, что она не будет смотреть «Список Шиндлера», пока ей не исполнится 18 лет. Спилберг считал, что только тогда она будет готова к просмотру настолько ужасающего и страшного фильма. Но Дабровска не сдержала своё обещание и посмотрела фильм, когда ей было 11 лет. Это оказало на неё разрушительное воздействие, и она всегда сожалела о том, что нарушила своё обещание.
Известный финал фильма, в котором выжившие после Холокоста в знак уважения навещают могилу Оскара Шиндлера в Иерусалиме, Спилберг придумал уже во время съёмок. Это заставило его помощников рыскать по всему миру, пытаясь найти как можно больше Schindlerjuden.
Спилберг хотел, чтобы его фильм получил хороший прокатный рейтинг, поэтому он привлёк к работе над фильмом своего постоянного композитора, Джона Уильямса. После премьерного показа фильма Уильямс был так растроган, что ему пришлось извиниться и удалиться на несколько минут, чтобы взять себя в руки. После возвращения он сказал Спилбергу: «Вы заслуживаете лучшего композитора».
Спилберг ответил: «Я знаю, но они все мертвы».
Премьера «Списка Шиндлера» состоялась в Вашингтоне, 30 ноября 1993 года. На общенациональном уровне она прошла 15 декабря 1993 года. Когда фильм демонстрировался в Германии, только за первую неделю его просмотрели более 100000 человек.
Во время показа фильма на Филиппинах цензоры пытались отредактировать определённые сцены из-за наличия в них наготы и насилия. Когда Спилберг услышал об этом, он пригрозил прервать прокат фильма в этой стране. Президент Филиппин Фидель Рамос отменил купюры цензоров, и фильм остался нетронутым.
Фильм снят без спецэффектов и в мрачных тонах, поэтому его бюджет составил всего лишь 22 миллиона долларов. Сам Спилберг позже признался, что думал, что фильм провалится. На сегодняшний день в мировом прокате «Список Шиндлера» собрал 322 миллиона долларов и стал самым кассовым среди чёрно-белых фильмов.
Фильм вызвал почти единодушные восторженные отзывы и был представлен на премию Оскар в 12-ти номинациях. Он выиграл семь, включая «Лучшую режиссуру», «Лучший фильм», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшую операторскую работу» и «Лучшую оригинальную музыку». Билли Уайлдер, который хотел снять этот фильм в качестве своего прощания с большим экраном, отозвался о режиссуре Стивена Спилберга так: «Нельзя было бы сделать лучший выбор. Фильм абсолютно совершенен».
«Список Шиндлера» был назван лучшим фильмом 1993 года как Национальным советом кинокритиков, так и Национальным обществом кинокритиков. Он выиграл «Золотой глобус» как лучшая кинодрама, а Спилберг получил награду как «Лучший режиссёр». И Джин Сискел, и Роджер Эберт, а также несколько других престижных кинокритиков, поставили его на первое место в списке лучших фильмов 1993 года. Ватикан объявил «Список Шиндлера» одним из «45 важнейших из всех когда-либо созданных фильмов».
В 2004 году Библиотека Конгресса США признала «Список Шиндлера» «имеющим культурное значение» и включила его в Национальный реестр фильмов. В 2007 году «Список Шиндлера» был признан №8 в списке Американского института кинематографии среди 100 лучших американских фильмов всех времён.
По словам Спилберга, он бы очень хотел, чтобы люди запомнили 2 фильма: «Инопланетянин» (1982 год) и «Список Шиндлера».
Стивен Спилберг отказался принять какие-либо деньги за съёмку фильма. Он сказал, что любые деньги, принятые за такую работу, будут «кровавыми деньгами». Он передал все деньги в «Фонд Шоа», который собирает, записывает и хранит видео- и письменные свидетельства жертв геноцида во всём мире, включая и жертв Холокоста. По сей день он отказывается от любых заработков, связанных со «Списком Шиндлера».
И в заключение один последний штрих: Стивен Спилберг сам сыграл эпизодическую роль в этом фильме. Он сыграл освобождённого «шиндлерюдена» среди сотен людей, пересекающих поле в конце фильма.
Список Шиндлера
Это статья о фильме. О соответствующих реальных событиях см. статью Оскар Шиндлер.
Список Шиндлера | |
Schindler’s List | |
Жанр | |
---|---|
«Список Шиндлера» (англ. Schindler’s List ) — исторический фильм Стивена Спилберга 1993 года о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».
Слоганом фильма была выбрана цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Содержание
Сюжет
Польша, 1939 год. По приказу нацистского командования все польские евреи должны собраться в крупных польских городах для регистрации. Через некоторое время все евреи должны переселиться в гетто.
Немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер прибывает в Краков, чтобы организовать фабрику по производству эмалированных изделий. В этом ему помогает его умение заводить знакомства с нужными людьми. Оскар быстро сходится с высшими чинами немецкой армии и членами СС, которых Шиндлер на всю катушку развлекает в ресторанах роскошными ужинами в обществе певиц и танцовщиц. И вот в кармане у предприимчивого Оскара уже есть все разрешения. Дело осталось за малым — раздобыть денег, набрать штат рабочих и организовать процесс производства.
Пользуясь бедственным положением согнанных в гетто евреев, Шиндлер делает еврейским богачам предложение, от которого они не в силах отказаться — они дают ему деньги (которые сами не могут пустить в оборот из-за наложенного немцами запрета), а взамен получают товары, которые можно обменивать на другие товары. Управление предприятием Шиндлер поручает Ицхаку Штерну, местному члену еврейского совета. Штерн не в восторге от работы у Шиндлера, но другого выхода вырваться из гетто и как-то помочь своим согражданам у него нет.
Многие евреи охотно идут работать к Шиндлеру, так как это даёт им возможность на некоторое время покидать гетто. Для того, чтобы евреев принимали на работу, Штерн помогает им в подделке документов, подтверждающих их технические навыки.
Под умелым руководством Шиндлера, поддерживаемого своими друзьями из высшего руководства армии, и Штерна, непосредственно организующим производство, предприятие по производству эмалированных изделий быстро набирает обороты. Оскар Шиндлер купается в деньгах. Он делится со своей женой Эльзой, приехавшей к нему погостить, своей теорией: именно война есть движущий элемент любого бизнеса, надёжно гарантирующий его процветание.
В Краков прибывает офицер СС Амон Гёт. Он заключает евреев из гетто Кракова в концентрационный лагерь Плашув. Шиндлер поддерживает дружеские отношения с Гётом и с другими офицерами СС, чтобы заручиться их поддержкой.
Гёт получает приказ закрыть концлагерь Плашув, а находящихся в нём евреев отправить на уничтожение в Аушвиц. Шиндлеру удаётся с помощью взятки убедить Гёта оставить в живых «его» рабочих, которых он будет использовать на новой фабрике в своём родном городе Цвиттау-Бриннлитц, в Чехии. Шиндлер и Штерн составляют список рабочих, которые должны избежать попадания в Освенцим. Этот список «квалифицированных» рабочих, попадание в который спасало жизнь узникам Плашува, и вынесен в название фильма.
Основная часть рабочих фабрики Шиндлера успешно добирается до Цвиттау-Бриннлитца, однако поезд с детьми и женщинами по ошибке отправляют в Аушвиц. Шиндлеру с помощью подкупа высокопоставленного чиновника удаётся спасти их.
Все заработанные деньги Шиндлер тратит на подкуп нацистских офицеров, охраняющих его фабрику. Деньги кончаются в тот момент, когда война заканчивается капитуляцией Германии.
Амона Гёта вешают по приговору польского суда после войны.
Шиндлер, как «нацист и рабовладелец», должен бежать перед наступающей Красной Армией. На прощание рабочие его фабрики дают ему письмо, объясняющее действия Шиндлера и дарят ему золотое кольцо (отлитое из зубов одного из заключённых) с надписью из Талмуда «кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Прибывший утром советский офицер объявляет евреям, что они свободны. Евреи отправляются в ближайший город в поисках еды. Изображение сменяется на современные кадры «евреев Шиндлера».
Эпилог
Процессия из евреев, спасённых Шиндлером, их потомков, актёров, участвовавших в фильме, проходит возле могилы Шиндлера в Израиле. В знак уважения каждый кладёт камень на могильную плиту.
Создание фильма
Один из спасённых Шиндлером евреев, Полдек Пфефферберг, считал задачей своей жизни рассказать миру о своем спасителе. Первая попытка создать биографический фильм, предпринятая в 1963 году, не удалась. Автором сценария несостоявшегося фильма о Шиндлере был американский сценарист Ховард Кох, один из авторов сценария «Касабланки».
В 1982 году, после встречи с Пфеффербергом, Томас Кенилли выпускает книгу «Ковчег Шиндлера». Президент американской корпорации MCA (в которую входит студия Universal) Сид Шейнберг отправил рецензию книги Стивену Спилбергу. Спилберг заинтересовался романом и студия Universal приобрела права на экранизацию. Однако в 1983 году на вопрос Пфеффенберга, когда начнутся съемки, Спилберг ответил «через 10 лет».
В течение следующих 10 лет проект «висел над душой» Спилберга, который не был уверен, готов ли он снять фильм о Холокосте. Спилберг пытался передать проект Роману Полански или Сидни Поллаку. Среди потенциальных режиссёров фильма был и Мартин Скорсезе. После того как в 1991 году были завершены съемки фильма «Крюк», Спилберг вновь вернулся к «Списку Шиндлера». Единственное условие, которое поставил перед Спилбергом глава MCA Сид Шейнберг — снять сначала «Парк Юрского Периода». По словам самого Спилберга, тот понимал, что снять «Парк» после фильма о Шиндлере он бы не смог.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Лиам Нисон | Оскар Шиндлер Оскар Шиндлер |
Бен Кингсли | Ицхак Штерн Ицхак Штерн |
Рэйф Файнс | Амон Гёт Амон Гёт |
Кэролайн Гудолл | Эмили Шиндлер Эмили Шиндлер |
Джонатан Сегал | Полдек Пфеффенберг Полдек Пфеффенберг |
Эмбет Дэвидц | Хелен Хирш Хелен Хирш |
Марк Иванир | Марсель Голдберг Марсель Голдберг |
Эзра Даган | Менеша Левартов рабби Менеша Левартов |
Анджей Северин | Юлиан Шернер Юлиан Шернер |
Этель Жич | женщина из гетто |
Павел Делонг | Долек Хоровиц Долек Хоровиц |
Русский дубляж
Роли озвучивали
Награды и номинации
В списке 100 лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства фильм занял восьмую позицию. Кроме этого, Оскар Шиндлер в исполнении Лиама Нисона в списке 100 величайших киногероев занял 13-е место. Амон Гёт в исполнении Рэйфа Файнса стал 15-м в списке 100 величайших кинозлодеев.
О чем фильм «Список Шиндлера»
Историческая драма «Список Шиндлера» режиссёра Стивена Спилберга основана на реальной истории. Оскар Шиндлер — немецкий бизнесмен и член НСДАП, который самоотверженно спас более тысячи польских евреев, является главным героев киноленты. Режиссёр чётко и точно показал ужасы Второй мировой войны. Без умелых действий Оскара Шиндлера польских евреев ждала неминуемая гибель во время Холокоста. В чем же истинный смысл легендарной киноленты? Попробуем докопаться до истины и понять, что хотел сказать зрителям Стивен Спилберг своим фильмом «Список Шиндлера».
Смысл фильма «Список Шиндлера»
Кинолента «Список Шиндлера» продумана до мелочей. Все действия персонажей чётко и точно выверены. Режиссёр умело показал множество интересных ходов, параллелей и оригинальных мыслей героя. Можно заметить, что искренние действия Оскара Шиндлера начались сами собой. У героя не было сложного жизненного этапа, когда он сделал переоценку ценностей. Оскар Шиндлер — человек с большим сердцем, который не мог безучастно наблюдать за ужасами Второй мировой войны.
Фильм «Список Шиндлера» — это не просто история о выдающемся поступке главного героя. Режиссёр делает акцент и на образах простых персонажах, которых было большое количество. Ведь за каждым из них скрывается судьба конкретного человека. Персонажи не пытаются строить из себя важных личностей, они не демонстрируют сверхъестественных способностей. Перед зрителями проходит целый концлагерь, в котором нельзя всех людей объединить в одну толпу. У каждого человека свой путь и каким он будет иногда зависит и от действий другой личности.
Смысл фильма «Список Шиндлера» заключается в том, чтобы показать зрителю, что для счастья одного человека достаточно оказывать помощь нуждающимся в этом людям. Узники концлагеря стали жертвами страшных обстоятельств. Но эти люди хотели жить. Измученные страданиями, обстоятельствами, унижениями, они хотели вырваться из этого кошмара. Но без помощи посторонних сделать это было практически нереально.
Оскар Шиндлер. Немецкий бизнесмен, для которого главным делом жизни стало спасение людей. Он не афишировал свои заслуги. Он помогал нуждающимся не за благодарности или материальную выгоду. Герой просто не мог поступить иначе. Кинолента «Список Шиндлера» раскрывает грани человеческой души. Этот фильм рассказывает о простых ценностях, которые актуальны во все времена. Любовь к ближнему, сострадание, участие, поддержка. Главный герой продемонстрировал человеческие качества, благодаря которым он смог спасти больше тысячи заключённых.
Пронзительная история, повествующая о сильной и смелой личности. Благодаря таким людям человек не перестает верить в чудеса и надеяться на лучшее. Из-за Оскара Шиндлера у персонажей появился шанс на будущее. Жизнь — самое ценное, что есть у людей. Именно это отлично понимал главный герой. Своим примером он показал, что можно бороться даже со сложными обстоятельствами и опасностями. Он поставил перед собой конкретную цель — спасти как можно больше людей. Оскар Шиндлер, несмотря на непредсказуемость своего положения, неотступно следовал своему плану по спасению людей.
Смысл финала фильма «Список Шиндлера»
«Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Именно эта фраза выбрана в качестве слогана для киноленты «Список Шиндлера». Люди, попавшие в концлагерь, несмотря на лишения и огромные проблемы, боролись до конца. Смысл финала проникновенного фильма «Список Шиндлера» в том, чтобы показать зрителю, что даже в крайне сложной и опасной ситуации люди борются до конца. Потеряв самое дорогое и ценное, персонажи не торопились отчаиваться. Они хотели жить, их заветное желание было непреодолимым. Именно в этот момент руку помощи узникам концлагеря протянул Оскар Шиндлер.
На заключительных кадрах фильма «Список Шиндлера» у зрителей невольно наворачиваются слезы. Многие кинокритики отмечают, что эта кинолента — лучшая история о войне. В фильме без прикрас показан настоящий подвиг человека, который не мог поступить иначе. В киноленте отсутствуют военные действия. Но даже несмотря на этот факт, зритель невольно становится участником суровых дней Второй мировой войны.
У киноленты «Список Шиндлера» счастливый финал. Главный герой своим личным примером показал, что к каждому человеку нужно относиться с уважением. Все будет хорошо. Именно эта фраза сквозит в концовке фильма. В финале кинокартины война закончилась. Это жизненно-правдивый итог, который имеет историческую основу.
- список шиндлера о чем история
- список шиндлера про что книга