специальная машина для чего
В данной статье мы разберем определение, что такое спецтехника (СТ), каковы ее разновидности, особенности классификации и как понять, что перед вами — не просто грузовая машина. Также расскажем о сферах ее применения и отраслях промышленности, в которых она чаще всего задействована.
Определение специализированной автомобильной техники: что это и какие специальные устройства к ней относятся
Спецтехникой называют тяжелые техсредства и механизмы, которые имеют конкретное назначение. Их производят для разных целей:
Всю СТ можно поделить по выполняемым задачам, конструкции или сфере назначения. У моделей встречаются разные варианты хода (от колес до гусениц), различаются технические характеристики, высота, ширина и другие показатели.
Ниже мы рассмотрим техсредства со стороны их целевого назначения.
Виды и распространенная классификация специальной техники: что обычно к ней относится
Ее применяют повсеместно, на стройках, в черте мегаполисов и в горах. Если делить оборудование по месту применения, то можно выделить те, которые действуют:
Давайте рассмотрим подробнее, что и где задействовано.
Городская СТ для коммунального обслуживания
Это особенный вид транспорта, который нужен для уборки улиц и поддержания порядка. Он чистит асфальт от грязи, последствий аварий и воды, убирает упавшие деревья, очищает стоки и т. д.
Эту крупную группу формируют такие изделия, как:
В уборке дворов и нежилых зон помогают не только подметально-уборочные машины, но и многофункциональные самосвалы.
Транспортная спецтехника
Это все, что обеспечивает перемещение любого груза или людей по земле, воздуху и воде.
Сюда допускается включить:
Кроме того, сюда можно отнести разные манипуляторы, приспособления для разгрузки и погрузки, подъемники, трапы и все, что может потребоваться для перемещения грузов на транспортный фургон, платформу или в отсек.
СТ для стройплощадок
Применяется для строительства и сноса объектов, а также благоустройства территорий и уборки мусора. Сюда же определяют машины на гусеничном ходу, а также спецтехнику узкого применения или стандартные грузовые автомобили – это самосвалы, бульдозеры и автокраны.
Кроме того, к подобным приборам относят:
Ежегодно создают новую автотехнику для каждой из отраслей. Но даже обычные грузовики можно частично причислить к строительным средствам.
Горная СТ
Это довольно узкая категория, с помощью которой организуют:
При помощи этой спецтехники выполняется добыча полезных ископаемых и их перемещение на другие объекты. Для этого используют вибропогружатели, буровые вышки, подъемники, мачты, копровые сваебойные установки, оборудование для трубоукладочных работ. Устройства выполняют сложные задачи и ускоряют процесс в десятки раз по сравнению с ручным трудом.
Спасательная СТ
Используется службами особого назначения. Даже автомобили для доставки сотрудников МЧС к месту катастрофы необычные. Они конструируются усиленными, мощными, вездеходными, практически не боящимися высоких температур и воды.
Зачем может потребоваться такое спецоборудование:
Особенности техники заключаются также в том, что почти все модели оснащены некоторыми или всеми уникальными дополнениями:
Среди распространенных спецмашин можно выделить такие группы:
Мы рассмотрели, на какие категории делятся техсредства для разных отраслей. А теперь предлагаем взглянуть, как можно сгруппировать оборудование по другим параметрам.
Список технических характеристик спецтехники по габаритам: виды, классификация и методы использования
Еще один важный показатель для любого ТС – его размеры. Многие компании работают с малогабаритными авто, поэтому малотоннажники и пользуются большим спросом. Небольшие и маневренные, они сохраняют отличную проходимость даже на местности, где тяжело двигаться из-за осыпающегося грунта или плохих дорог. Некоторые производители оснащают машины навесными деталями, увеличивая функциональность.
Для обслуживания строек, городов, производственных участков и других локаций используют различную специальную технику. Ее делят на:
Еще одна категория, которую не получится отнести к тем, что выше – негабаритные. Они особенно мощные, но имеют необычную длину, высоту, ширину, конструкцию или массу. Такой технике не всегда разрешается двигаться по дорогам общего пользования, иногда приходится транспортировать ее тягачами или разобранными на платформах.
По методу, которым они передвигаются
Устройства разделяются на:
Сфера применения
Это еще одна характеристика, от которой зависит внешний облик и способности спецтехники. Некоторые ее типы применяются одновременно в нескольких направлениях.
Строительство
Это обширная часть всей автотехники. К ней определяют большинство ТС, которые двигаются благодаря колесам и гусеницам. Среди них:
Также сюда относятся мини-экскаваторы и другие малогабаритные устройства, эксплуатируемые на небольших участках.
Дорожная отрасль
Здесь задействованы агрегаты для возведения, ремонта, ликвидации автодорог. Процесс состоит из различных этапов. Для организации каждого из них были спроектированы и произведены разные типы специальной техники. Среди прочих:
Применение спецтехники обеспечивает безопасность сотрудников на момент выполнения задач, а также гарантирует полное соответствие нормам самого объекта во время эксплуатации гражданами.
Сельское хозяйство
Для аграрной сферы ежегодно конструируются новые виды СТ, чтобы специалисты с ее помощью могли решать даже непредсказуемые и сложные задачи. Среди техники выделяют:
Все оборудование продумано так, чтобы максимально упростить ручной труд и сделать его более оптимизированным. Большую часть того, что делает один специалист устройством за пару часов, придется делать целой группе руками минимум день.
Заготовка леса
Когда требуется в короткие сроки освободить участок лесопосадки для расширения поля или организации парка, устранить сухие ветки, перевезти стройматериалы с места сруба – требуется спецтехника. Поэтому производство и подготовка к обработке лесных массивов остается популярной.
В этой отрасли используется множество необычных агрегатов:
Горнодобывающая промышленность
Сюда относятся все категории машин, которые помогают добывать и транспортировать руду к месту ее переработки. Технологии добычи меняются со временем, новые модели конструируются более мощными, объемными и функциональными.
Здесь обычно нужны:
Портовая промышленность
Для многих компаний морские перевозки являются наиболее выгодным способом доставить груз, если он не относится к скоропорту. Отрасль в России сейчас почти не развивается, некоторые корабли и буксиры не соответствуют современному техническому уровню. Нужны новые места для разгрузки, но для этого требуются серьезные вложения денег. Поэтому в ближайшие годы ожидается значительное повышение спроса на все виды техники для действий на воде и около нее.
Все изделия, которые используют на территории рядом с рекой или морем должны обладать высокими эксплуатационными характеристиками, чтобы не выходить из строя в неожиданные моменты. Спецсредства обеспечиваются хорошей защитой от влажности и ветра.
Вне зависимости от того, в какой отрасли задействована грузовая машина или спецтехника, ей нужно регулярно проводить осмотр и замену шин. Несвоевременное обслуживание способно стать причиной серьезной аварии и простоя. На сайте vezikolesa.ru самый большой выбор моделей по диаметру, толщине и другим характеристикам. Если возникнут вопросы, то наши специалисты обязательно ответят на них.
Другие типы техники специального назначения
На описанных выше видах автотехника не заканчивается. Есть множество других техсредств, которые могут быть задействованы сразу в нескольких сферах промышленности, либо, наоборот, используются довольно редко. Давайте кратко их рассмотрим.
Сваебойная техника
Понятно по названию, что эти машины предназначены, чтобы забивать стойки дорожных ограждений и сваи.
Они делятся в зависимости от:
Дробильно-сортировочная техника
Ее часто используют для получения необходимой фракции гравия и щебня и их разделения в зависимости от размеров.
Кроме того, это оборудование справляется и с другими задачами:
Техника для подъема и транспортировки
Это разнообразные устройства:
Основное применение этого типа СТ заключается в работе на ограниченной территории стройплощадки или складских помещений. Ее широко применяют и в компаниях, которые специализируются на транспортировках.
В статье мы изучили все вопросы о спецтехнике – что ей является, какие машины чаще всего относятся к ней, познакомились с названиями, сферами, в которых ее используют. Рассмотрели разнообразные дорожные варианты, грузовые, модели для разработки месторождений и забивания свай. Разобрали установки, которые помогают облегчить работу в сельском хозяйстве и горно-перерабатывающей промышленности. Мы надеемся, что эта информация была вам полезной.
Специальная автомобильная техника
1. Классификация грузов, перевозимых специальной автомобильной техникой
Специальная автомобильная техника (САТ) – это автотранспортные средства (АТС), предназначенные для выполнения транспортных работ, связанных с перевозкой различных грузов, а также для выполнения нетранспортных работ, связанных с подъемно-транспортными операциями, уборкой мусора и снега, поливкой дорог и тротуаров, приготовлением бетонного раствора и прочими работами.
Конструкция той или иной разновидности САТ, предназначенной для транспортных работ, во многом зависит от вида перевозимого груза.
Все грузы, перевозимые САТ, сгруппированы в 5 групп (рис. 1), учитывающие их физические, химические и биологические свойства, массу, объем, размеры, способы погрузки и выгрузки, способы хранения и санитарные требования.
Рисунок 1 – Классификация грузов, перевозимых специальной автомобильной техникой
Грузы I группы подразделяют на три подгруппы:
При перевозке грузов I группы необходимо предохранять их от поломок, разрушения поверхностей и перемещения на платформе (кузове) транспортного средства при движении. В зависимости от характера груза необходимо учитывать ориентацию груза по вертикали, опору на поверхность или же только на определенные точки и возможность опирания друг на друга.
АТС такой САТ должно иметь платформу без бортов со сплошным основанием или раздвижную платформу, оборудованную специальными устройствами захвата, крепления или удержания.
Грузы II группы делят на три подгруппы:
Грузы III группы делят на три подгруппы:
Грузы IV группы подразделяют на две подгруппы:
Жидкие могут быть огнеопасны и коррозионны (нефтепродукты, кислоты и др.) или подвержены вспениванию (молоко, пиво). При перевозке грузов этой подгруппы необходимо выполнение следующих требований: изоляция от атмосферы, герметизация емкостей, охлаждение или обогрев, предупреждение взбалтывания и гидравлических ударов, контроль состояния груза.
Порошкообразные грузы, как правило, гигроскопичны, а их увлажнение способствует забиванию затворов и труб. Кроме того, эти грузы подвержены сильному слеживанию и образованию сводов. Транспортирование порошкообразных грузов в открытых кузовах приводит к их потерям при возмущениях встречного потока воздуха.
Большинство грузов IV группы вредны для человека, поэтому необходима их тщательная герметизация при перевозке и погрузке-выгрузке.
Грузы V группы – это крупноразмерные изделия (витринное стекло, оконные рамы, железобетонные конструкции и др.), подлежащие перевозке в вертикальном или вертикально-наклонном положении.
Перевозка перечисленных грузов всех пяти групп предопределила разработку специальной автомобильной техники, обеспечивающей транспортировку, сохранность грузов и безопасность перевозок.
2. Классификация грузовой специальной автомобильной техники
Основу грузовой специальной автомобильной техники составляют грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы. Их классифицируют по назначению, типу кузова и проходимости (рис. 2).
По назначению грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы могут быть общего назначения, специализированными и специальными (рис. 3).
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ (рис. 3 а).
Рисунок 2 – Классификация специальной грузовой автомобильной техники
Специализированные грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам относятся самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, самопогрузчики и др. (рис. 3 б).
Специальные грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, авторемонтные передвижные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки и др. (рис. 3 в).
Рисунок 3 – Виды грузовых автомобилей по назначению
Прицепы могут быть грузовыми и легковыми (рис. 4 а, б).
Различие между прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа «крюк—петля», «шкворень—петля» или «шар— петля», а полуприцепы – опорным седельно-сцепным устройством.
Рисунок 4 – Виды прицепов: а – грузовой; б – легковой; в – полуприцеп
Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены.
Кроме того, прицепы и полуприцепы могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводится крутящий момент от двигателя автомобиля-тягача. Прицепы и полуприцепы без активного привода ведущих колес не имеют.
На основе автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов выпускаются автопоезда, которые позволяют увеличить производительность автомобильной техники и снизить себестоимость перевозок. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски (рис. 5).
Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепов.
Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и одного или двух полуприцепов. К полуприцепу может подсоединяться прицеп.
Автопоезд-роспуск состоит из грузового автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Рисунок 5 – Автомобильные поезда: а – прицепной; б – седельный; в – роспуск
В основу классификации грузовых автомобилей по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом, учитывающим общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес. Различают автомобили обычной, повышенной и высокой проходимости.
Автомобили обычной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей обычной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) – число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также индексом 4×2.
Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться и вне дорог, преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы – 4×4 (у автомобиля оба моста ведущие) и 6×4 (автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими).
Автомобили высокой проходимости способны двигаться вне дорог, преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости – 6×6 и 8×8.
3. Маркировка грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов
Каждая модель автомобиля имеет свое обозначение в зависимости от того, является она базовой или модификацией.
Базовой модели грузового автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс и тип автомобиля, а две последующие – модель автомобиля. При этом перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в котором пятая цифра означает номер модификации базовой модели.
В зависимости от полной массы грузовые автомобили разделены на семь классов (рис. 6):
По типу грузовые автомобили подразделяют на шесть групп (рис. 6):
Таким образом, у грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля по полной массе, вторая цифра показывает тип грузового автомобиля, третья и четвёртая цифры – номер модели автомобиля, а пятая цифра – номер модификации.
Например, ЗИЛ-4331 означает – Завод им. И. А. Лихачева, грузовой автомобиль четвертого класса с полной массой 8… 14 т, бортовой, тридцать первая модель.
Рисунок 6 – Маркировка грузовых автомобилей
Прицепы и полуприцепы маркируются четырехзначным цифровым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) две первые цифры индекса из четырех (рис. 7) характеризуют тип прицепа (полуприцепа):
Две вторые цифры индекса характеризуют полную массу прицепов и полуприцепов, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять групп (рис. 7):
Рисунок 7 – Маркировка прицепов и полуприцепов
Маркировка прицепов и полуприцепов следующая. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает – Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой бортовой, полной массой свыше 24 т.
При маркировке прицепов и полуприцепов может использоваться более развернутое обозначение. Например, 2-ПП-20,9-МАЗ- 9397: 2 – число осей; ПП – полуприцеп; 20,9 – грузоподъемность в тоннах; МАЗ-9397 – заводская марка.
Различным типам прицепного состава может присваиваться следующее буквенное обозначение:
Спецтехника в автопарке предприятий и перевозчиков
«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 6
Практика показывает, что в автопарке транспортных предприятий и автохозяйств бывают в наличии не только транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, но и другая техника, которая также может приносить доход. Порядок учета и налогообложения специальных автомобилей имеет свои нюансы, рассмотрение которых, надеемся, небезынтересно читателю, тем более что эта тема нечасто обсуждается в бухгалтерской прессе.
Какие авто относятся к специальным (специализированным)?
Ответ на этот вопрос зависит от того, для каких целей организация собирается выделить имеющуюся в ее автопарке технику как специальную. Приведем ряд определений из различных нормативных документов, имеющих отношение к ТС и дорожному движению.
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.
Утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004.
К сведению. Существуют троллейбусы и трамвайные вагоны специального назначения, к которым относятся грузовые и учебные (пассажирские) троллейбусы соответственно и учебные, прицепные вагоны, моторные вагоны и электровозы, снегоочистители (Порядок заполнения и представления форм федерального статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта ).
Постановление Росстата от 09.01.2007 N 2.
Бухгалтера по понятным причинам интересует налоговое определение специальных машин, однако его нет. Есть только примерный список таких ТС, и то касается он сельхозпроизводителей, которые могут не признавать объектами налогообложения специальные машины, используемые ими в основной деятельности (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания). Даже если у транспортных компаний есть такая техника, они не могут претендовать на льготу по налогообложению, которая предусмотрена именно для сельхозпроизводителей. В такой ситуации ничего не остается, как воспользоваться ст. 11 НК РФ, разрешающей употреблять понятия и термины в том значении, в котором они используются в иных отраслях законодательства. Поэтому далее мы будем обращаться к нормативным документам, не имеющим прямого отношения к расчету налогов со специальных автомобилей (ТС).
Транспортный налог на спецтехнику
Объектом обложения транспортным налогом признается автомобиль, соответствующий двум критериям: он является транспортным средством, то есть обладает определенными физическими характеристиками, предусмотренными ст. 38 НК РФ, и зарегистрирован в установленном законодательством порядке (Постановление ФАС МО от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10). Прежде чем переходить к регистрации, скажем несколько слов о том, когда без этого можно обойтись.
К сведению. Отсутствие госрегистрации ТС не является препятствием для предъявления к вычету НДС в том налоговом периоде, когда эта техника приобретена, оприходована в бухгалтерском учете и используется для операций, подлежащих обложению НДС (Постановление ФАС СКО от 18.03.2010 N А32-25684/2009-5/493).
В частности, транспортное средство можно не регистрировать, если оно используется исключительно в производственных или хозяйственно-бытовых целях, а не для перевозки грузов и людей. К таким ТС можно отнести передвижные станции, трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, погрузчики, автонасосы, автокомпрессоры на шасси. Без регистрации данная техника не относится к облагаемым ТС, но здесь нужно быть осторожным.
Во-первых, маршруты специальных автомобилей иногда захватывают проезжую часть (дороги). Это означает, что данная техника должна быть допущена в установленном порядке к участию в дорожном движении посредством прохождения процедуры регистрации. Во-вторых, если спецавтомобили или спецтехника не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования, не факт, что они не появляются на этих дорогах или не используют иные пути следования. Такая техника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку эксплуатация автотехники без свидетельства о регистрации запрещается (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2010 N А27-19317/2009).
В настоящий момент регистрацией ТС и техники занимаются два органа:
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.
Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом 16.01.1995.
Специальная техника может быть зарегистрирована либо в Госавтоинспекции, либо в органах Гостехнадзора. И в том, и в другом случае она признается объектом налогообложения. С автомобилями, зарегистрированными в Госавтоинспекции, вопросов не возникает, а чтобы их было меньше с автотехникой, зарегистрированной в органах Гостехнадзора, приведем Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13. В нем четко сказано, что к объектам обложения транспортным налогом относятся самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств. Таким образом, налог в любом случае придется платить, правда, ставка его будет различна для ТС, зарегистрированных в Госавтоинспекции, и автотехники, поставленной на учет в органах Гостехнадзора.
Ставка для грузовых авто или для самоходных ТС?
По общему правилу налоговые ставки устанавливаются региональными властями в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств (п. 1 ст. 361 НК РФ). Грузовые автомобили и другие самоходные ТС, в числе которых могут оказаться спецавтомобили, относятся к разным категориям для целей налогообложения.
К сведению. Определение категории конкретного ТС относится к компетенции органов, осуществляющих его госрегистрацию согласно нормам Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-11/245).
Если разделить спецтехнику на специальные и специализированные автомобили (как это сделано в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО), в разряд грузовых автомобилей попадает именно специализированная техника, предназначенная для перевозки определенных видов грузов и оборудованная для этого специальным кузовом или приспособлениями. Насчет специальных автомобилей напоминаем, что они предназначены и оборудованы для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях), а значит, отдельные из них могут быть отнесены к самоходным ТС.
Главное отличие специализированных автомобилей от специальных состоит не столько в формулировке определений данных понятий, сколько в том, что эти ТС зарегистрированы в разных органах (в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре соответственно). При этом далеко не все специальные авто имеют ПТС, выданные Гостехнадзором, некоторые из них в той или иной степени участвуют в дорожном движении и поставлены на учет в ГИБДД. В отношении таких автомобилей спорный вопрос выбора ставки может быть решен не в пользу компании.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
Суд апелляционной инстанции, напротив, посчитал, что при исчислении по оспариваемым транспортным средствам налога надлежало применять налоговые ставки для категории «грузовые автомобили». Если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, то такие транспортные средства относятся для целей исчисления налога к категории грузовых автомобилей. Если ТС зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта обложения транспортным налогом не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 2620/07, от 17.07.2007 N 2965/07, от 18.09.2007 N 5336/07). В итоге почти все имеющиеся у организации ТС суд отнес к грузовым авто. Отдельные из них представим в таблице.
Как видим, довольно много автомобилей спецназначения попадают в разряд грузовых авто, для которых применяются дифференцированные ставки. Единая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 361 НК РФ для другой категории транспортных средств, применяется к отдельным средствам техники специального назначения. В частности, к такой технике можно отнести фронтальный погрузчик (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2010 N А27-19317/2009), кран гусеничный (Постановление ФАС ВСО от 08.07.2010 N А33-14901/2009), трактор (Постановление ФАС ДВО от 22.01.2010 N Ф03-8405/2009) и бульдозер (Постановление ФАС ЗСО от 29.03.2010 N А27-11880/2009). Данная специальная техника регистрируется в органах Гостехнадзора, и налог с нее уплачивается по ставке для других самоходных ТС, а не для грузовых авто (как для большинства специальных и специализированных автомобилей).
Когда с перевозок с помощью спецтехники уплачивать ЕНВД?
Право на применение спецрежима имеют организации, занимающиеся перевозками людей и грузов. На уплату ЕНВД может переводиться деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов ТС, зарегистрированными в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное ТС и какое оборудование на нем размещено. Не переводится на «вмененку» деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.
Данные выводы сделаны в Письме Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-11/245. Оно интересно еще и тем, что в нем есть рекомендации по налогообложению перевозок сыпучих грузов, крупногабаритных отходов и ТБО с использованием конкретных ТС: спецавтомобиля-самосвала марки ЗИЛ-495250 и самосвального бункеровоза марки ЗИЛ-130.
Напоминаем: все сказанное касается спецтехники, зарегистрированной в органах ГИБДД и допущенной к участию в дорожном движении. Спецтехника, поставленная на учет в органах Гостехнадзора, для этих целей не предназначена, и владельцу для уплаты ЕНВД нужно найти веские подтверждения того, что такие ТС задействованы в перевозке грузов на законных основаниях. В противном случае уплата ЕНВД чревата высокими налоговыми рисками и идет вразрез с позицией финансового ведомства и нормами НК РФ.
Нормы расхода ГСМ на спецтехнику
Данный вопрос заслуживает особого внимания, так как нередко спецтехника расходует топливо не по километражу, а по нормо-часам работы того или иного механизма (автокрана, бетононасоса, экскаватора, уборочного механизма). Согласитесь, в отличие от ТС общего назначения спецавтомобили не столько перевозят грузы, сколько выполняют отдельные виды спецработ с использованием установленного на них оборудования. В связи с этим при расчете норм списания топлива нужно учитывать его расход не только на передвижение автомобиля, но и на работу спецоборудования. Практика показывает, что наибольшие трудности у бухгалтеров вызывает именно списание топлива по количеству, после чего израсходованные ГСМ списываются в стоимостной оценке согласно принятому порядку списания в организации материальных ценностей.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
К сведению. При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщику следует учитывать «минтрансовские» Нормы, считают в Минфине (Письмо от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).
В документе выделены отдельные расчеты по списанию топлив для различной специальной и специализированной техники, к которой относятся тягачи, самосвалы, фургоны, автомобили-эвакуаторы, автомобили-битумовозы, автомобили-самопогрузчики, автомобили-цистерны, автомобили-цементовозы и автомобили-смесители, краны автомобильные, компрессоры, погрузчики, мастерские на автомобилях. Все категории рассматривать мы не будем, а выделим только две группы ТС.
Если спецработа выполняется во время передвижения ТС (например, тягачей, фургонов, кабелеукладчиков, смесителей, автомобилей-эвакуаторов), то норма расходования топлива на работу спецоборудования определяется пробегом самого автомобиля. Для спецавтомобилей, выполняющих работу в период остановки (автокранов, погрузчиков, компрессоров, мастерских на автомобилях), норма расхода топлива определяется прежде всего временем работы оборудования и нагрузкой. Приведем несколько примеров.
Для автомобилей-самосвалов расход с прицепами топлива применительно к данному примеру рассчитывается по формуле:
Hsanc = Hs + Hw x Gпр, л/100 км,
Рассчитаем норму расхода топлив для автомобиля-самосвала:
Hsan = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.
Всего же нормативный расход топлива самосвала с прицепом составит:
QН = 0,01 x [33,6 x 250 + 1,3 x (115 x 12 + 80 x 15)] = 117,5 л.
Пример 2. Автомобильный кран на базе автомобиля ЗИЛ-130 выполнил задание по перегрузке товаров заказчика за 5 ч. Пробег автомобиля к месту назначения и обратно составил 100 км. При расчете расхода топлива воспользуемся следующими данными:
Автокран работает в условиях, не требующих применения дополнительных надбавок.
Нормируемый расход топлива рассчитывается по формуле:
Q = (0,01 x Hs x S + Hт x T) x (1 + 0,01 x D),
Нормируемый расход топлива по выполненному заданию:
Q = (0,01 x 40 л x 100 км + 6 л/ч x 5 ч) x (1 + 0,01 x 5) = 73,5 л.
Первый из приведенных примеров дает представление о расчете расхода ГСМ по нормам спецтранспорта, работа которого выполняется во время передвижения, второй показывает, как рассчитывать нормы расхода топлива по спецавтомобилям, выполняющим основную работу в период остановки. Оба расчета имеют свои нюансы, поэтому бухгалтеру нужно быть внимательным при определении норматива на тот или иной спецавтомобиль, не забывая контролировать правильность списания ГСМ в количественной и стоимостной оценке.
Несколько слов о документах по работе спецтехники
В настоящий момент в части оформления путевых листов организациям предоставлена определенная свобода действий: им достаточно помнить об обязательных реквизитах, предусмотренных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Однако этих реквизитов недостаточно для учета и контроля за работой спецтехники.
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Следуя данному правилу, организация вправе расширить перечень сведений, указываемый в самостоятельно разработанном путевом листе.
Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с учетом и налогообложением эксплуатации специальных и специализированных автомобилей. Надеемся, что это поможет бухгалтеру транспортного предприятия разобраться со своим спецтранспортом и проверить расчеты транспортного налога, ЕНВД, а также еще раз проконтролировать списание ГСМ.