специалист службы заботы о клиентах что это
Профессия «Customer Success менеджер»: кто это, что он делает и как им стать
Как работает отдел заботы о клиентах
Профессия «Customer Success менеджер» или CSM появилась с распространением сервисов и компаний, которые зарабатывают на подписке. Основная задача CSM — следить, чтобы клиенты получали от продукта реальную пользу. Поэтому в России команду success-менеджеров часто называют «отделом заботы о клиентах». О том, что еще делает CSM и как им стать «Цеху» рассказывали эксперты компании Supprt.Science — Дарья Лошкарева и Михаил Селицкий.
Зачем и кому нужен Customer Success менеджер?
CSM нужен не в каждой компании, а в первую очередь, тем бизнесам, которые распространяют свой продукт по подписке. С такой бизнес-моделью необходимо изо дня в день бороться за своего покупателя. Компании нужна клиентская база, которая вернется с повторным платежом и обеспечит выручку, которая позволит дальше расти.
Часто в таких сервисах по подписке уже есть аккаунт-менеджер, продакт-менеджер, а также команда поддержки. Они выполняют разные задачи, но с одной целью — привлечь и удержать клиента.
Главная обязанность Customer Success менеджера — следить, чтобы продукт или сервис решал проблемы пользователей. Зачастую это не конкретные люди, а другие компании или бизнесы. Для этого менеджер работает с клиентами напрямую и взаимодействует с коллегами из других команд.
Что конкретно CSM должен делать на работе?
1. Объяснять пользу продукта
Customer Success менеджер много общается с клиентами сервиса — узнает, какие бизнес-задачи стоят перед ними, и предлагает, как решить их с помощью продукта компании.
Например: новый клиент YouScan, платформы для аналитики социальных сетей, хочет улучшить репутацию своего бренда. Для него важно быстро реагировать на плохие отзывы в социальных сетях. Задача CSM — рассказать ему о функциях, которые помогут узнавать о негативных упоминаниях.
2. Знакомить пользователей с продуктом
Это самая важная задача в работе success-менеджера. Он созванивается с новым клиентом и определяет функции сервиса, которые принесут ему наибольшую выгоду.
Допустим, новый клиент Klaus, платформы для проверки качества работы сотрудников, хочет получить не только удобный инструмент для отслеживания эффективности, но и автоматизированную аналитику. В таком случае менеджер должен объяснить, как настроить эту аналитику, узнать, что именно клиент хочет в ней видеть, а затем — показать, как пользоваться графиками и диаграммами.
3. Следить за продлением отношений
CSM следит, чтобы клиенты были лояльными и продолжали пользоваться продуктом. Он отслеживает даты, когда заканчивается подписка у клиентов, и проверяет, как у них идут дела. Если замечает проблемы — например, клиент давно не заходил в личный кабинет и не пользовался сервисом, то сам выходит на связь и активно ищет, где могут быть сложности и как их исправить.
Хороший показатель для бизнесов, работающих по подписке, — удержание клиентов на уровне 80%.
4. Строить отношения между клиентом, поддержкой и другими отделами
Не все вопросы входят в зону ответственности success менеджера. Например, технические сложности, второстепенные проблемы с продуктом, базовые бизнес-вопросы — должны быть адресованы поддержке.
Чтобы такие краткосрочные задачи решались быстро и эффективно, CSM помогает настроить отношения поддержки с другими отделами внутри компании, которые влияют на клиента: продажи, маркетинг, команда продакт-менеджеров, разработчики. Это важно, потому что о многих проблемах клиента первой узнает поддержка и нужно, чтобы она понимала, что с проблемой делать и куда передать дальше.
5. Защищать интересы клиента
Так как success-менеджер напрямую работает с клиентами, то он лучше других знает проблемы клиентов, что им нравится в продукте, а что нет. Можно сказать, что он их адвокат — отвечает за защиту их интересов в компании.
Одна из задач CSM — организовать сбор обратной связи и проанализировать ее, а также пользовательскую статистику. Затем success менеджер передает эти данные в другие отделы компании. Это поможет учитывать желания клиентов при принятии решений о продукте и его развитии, сфокусировать компанию на том, что будет приводить пользователей к успеху.
Что нужно уметь?
Чтобы справляться со всеми этими задачами, Customer Success менеджер должен обладать определенными навыками и личными качествами.
Уметь анализировать. Аналитические способности пригодятся, чтобы принимать решения на основе данных. CSM постоянно смотрит на метрики и, если с ними что-то идет не так, углубляется в причины.
Разбираться в специфике отрасли. Часто, чтобы стать хорошим success менеджером, нужно хорошо разбираться в особенностях определенной ниши, для которой создается продукт компании. Например, чтобы понимать боли бренд-менеджеров, для которых компания делает сервис мониторинга упоминаний в интернете, нужно знать их компетенции, задачи, зону ответственности.
Знать, как проводить глубинные интервью и уметь хорошо писать. Также CSM должен уметь проводить глубинные интервью с пользователями — как минимум, знать основы customer development. Пригодится и навык написания текстов, чтобы писать статьи для блога компании про то, как продукт решает проблемы конкретных пользователей, а также разные FAQ и базы знаний для клиентов.
Уметь и любить общаться. Во многих компаниях половина рабочего времени Customer Success менеджера уходит на общение с пользователя сервиса: обучение, интервью, сбор фидбек. Поэтому без умения общаться с людьми и выстраивать с ними дружелюбные отношения никуда.
Быть эмпатичным. Умение поймать настроение в разговоре, почувствовать собеседника нужно success-менеджеру для общения с клиентами и специалистами из других команд. В общении с клиентом нужно уметь расположить собеседника и узнать, какие вызовы перед ним стоят, а во взаимодействии с маркетингом, продуктовой командой, разработчиками — аргументированно рассказывать об этих вызовах, и какие изменения в продукте их смогут решить.
Сколько получает Customer Success менеджер?
Поскольку и поддержка, и продакт, и аккаунт взаимодействуют с клиентами, то вырасти в Customer Success менеджера можно с любой из этих позиций. И чаще всего, когда в компаниях появляется такая должность, на нее переходит кто-то из уже работающих в соседних отделах специалистов. Поэтому стоит следить за развитием компании и появлением новых отделов — возможно позиция CSM в вашей команде появится еще до того, как ее опубликуют на сайтах с вакансиями.
С чего начать, если вы хотите войти в профессию?
Качественных онлайн-курсов для будущих CSM на русском языке пока нет, поэтому эксперты компании Supprt.Science весной планируют сами организовать онлайн-курс.
А вот полезные книги и статьи:
Все самое важное и интересное собираем в нашем Telegram
Кто всегда спешит на помощь: начинаем знакомство с сотрудниками Службы заботы о клиентах
Друзья, сегодня мы начинаем серию совершенно особенных записей в нашем блоге. В формате небольших интервью мы поближе познакомим вас с теми, кто в любой ситуации первым спешит на помощь; кто знает ответы на самые каверзные вопросы; кто готов пройти весь путь, какой бы сложной ни оказалась проблема — с нашими специалистами Службы заботы о клиентах.
О своей роли «моста» между пользователями и командой Ярмарки Мастеров, об истинных ценностях и воплощении мечты в жизнь, о самом сказочном обращении в Службу заботы о клиентах и домашних новогодних традициях рассказывает героиня нашего первого интервью — менеджер клиентской поддержки Лариса.
— Лариса, расскажите, как начинался ваш путь на Ярмарке Мастеров? Давно ли вы в команде и каковы, по вашему мнению, особенности работы специалиста Службы заботы о клиентах?
— На Ярмарке Мастеров я работаю с декабря 2015 года. Так вышло, что руководитель проекта, в котором работала до этого, предложил перейти на home-офис. В первый же день я поняла: это приближает меня к давней мечте — жить в своем доме.
Я давно с интересом читала все публикации в Журнале и Блогах, где мастера рассказывали о своем пути, творчестве, возможности работать, не выходя из дома. Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить всех авторов за вдохновляющие истории! И вот однажды я открыла HeadHunter и увидела, что на Ярмарке Мастеров есть вакансия модератора. Так начался мой путь здесь. А через два года я переехала в свой дом за городом и вскоре перешла в Службу заботы о клиентах.
В чем особенность моей работы? В уникальной позиции. Специалист Службы заботы о клиентах — он как мост. С одной стороны, мы представляем лицо команды. С другой — передаем обратную связь от пользователей. Это ответственная работа, не каждый может выдержать информационную нагрузку. Нужно быть устойчивым и гибким, чтобы не упасть с моста при первых порывах ветра.
— Что в вашей работе самое сложное? А что самое приятное? Бывает ли так, что эти вещи совпадают?
— Самое сложное — ориентироваться в бурных потоках информации. Нужно знать и удерживать в уме очень много данных, быстро переключаться. Это интенсивная работа. А самое приятное — когда получается решить проблему клиента. Появляется чувство завершенности. Для меня важен результат, который можно увидеть. Чаще всего две эти вещи совпадают, поскольку решение зависит от того, смогу ли я найти нужное в этом потоке и насколько быстро.
Уютное рабочее место дома у Ларисы
— Помощь людям — дело серьезное и ответственное. А бывали ли в вашей практике случаи курьезные или просто необычные? Расскажите о самом запомнившемся кейсе.
— Больше всего запомнился один случай. Это было июльское субботнее утро. Пришло письмо, которое начиналось так: «Добрый день, дорогой читатель сообщения, я надеюсь, эта работа тебе не в тягость…» Далее в том же духе. Каким-то сказочным, давно забытым языком, описывалась проблема и прозвучала тонкая просьба о помощи. Для нашего электронного века коротких фраз стиль необычный. От письма веяло теплом, покоем и добрым юмором. Оно было написано как будто лично мне. И я, позабыв о «масле масляном», ответила: «Добрый день, дорогой писатель писем…»
Почему в памяти сохранился именно этот момент? В нем много пластов смысла. Когда письма – читают, а не быстро просматривают. Когда для этого есть время. Когда есть уважение друг к другу. Когда язык богат и наполнен образами, пробуждающими что-то важное. Человечность.
— Ваша работа может быть эмоционально напряженной. Как вы справляетесь со стрессом, как отдыхаете?
— Мне нравится ритмичность, когда период интеллектуальной активности сменяется почти полным отключением. Отдыхаю я в своем саду. Здесь я не думаю, а ощущаю, чувствую, наблюдаю, слушаю, активно двигаюсь. Включаются другие зоны восприятия. Это полностью восстанавливает и позволяет не забыть, что я нахожусь не в цифровой реальности, а в живом мире, где есть земля, воздух, деревья, птицы и далекие звезды.
Фото садового участка из архива Ларисы
— Вы сами занимаетесь рукоделием? Если да, то каким именно? Если нет, то есть ли такой вид творчества, который хотелось бы попробовать?
— Не знаю, можно ли назвать рукоделием то, чем я увлекаюсь. Жизнь подарила мне 27 соток земли, на которых я могу создать всё, о чем мечтаю. А мечтаю я о красивом саде-лесе. Я называю это творчеством, ведь нет одинаковых садов. Выращиваю свой сад из семян: в основном это деревья, цветы и травы. Представляете, некоторые деревья могут прожить триста, пятьсот, тысячу лет и даже дольше! Когда смотрю на семечко с таким потенциалом, то испытываю трепет. Моя часть творчества — деятельная, потому что в нашей местности редкие деревья и цветы не растут сами по себе. Нужно приложить руки.
Будущие ели в саду Ларисы
— Ваш девиз по жизни как человека и как профессионала?
— У меня нет девиза. В разное время есть разное понимание, ценности, на которые опираюсь. Сейчас для меня самое важное — осознавать ценность жизни как таковой и каждого ее мгновения. И этому я еще только учусь.
— Как планируете встретить Новый год? Есть ли в вашей семье какие-то праздничные традиции?
— Когда жила в городе, мечтала встретить Новый год в своем доме, в окружении природы. Часто представляла уютный теплый домик, светящиеся окна, вокруг дома живые ели, тихо падает чистый снежок, заметая тропинки — всё, как на картинках, которые мне нравились. И этот Новый год будет именно таким, только елочки, которые я посадила, еще совсем маленькие.
Для меня Новый год — время итогов и надежд, тихой радости и уюта. Традиция у нас простая: дарить подарки. Самая волнующая часть праздника, ведь сюрпризы готовятся заранее и всегда очень ждешь этот момент! Еще под Новый год вспоминаю, что было важного в уходящем году. И за все благодарю Бога.
Новогодний домик мечты
— Что бы вы пожелали пользователям Ярмарки Мастеров в новом году?
— Сохранить и приумножить ощущение праздника и чуда каждого дня в новом году. Пусть в каждом доме неугасимо горят светлые огоньки творчества, радости, тепла и заботы друг о друге. С новым 2020 годом, дорогие наши Писатели Писем!
Блиц-опрос с Ларисой:
Если вам понравилось это интервью, поддержите Ларису своими комментариями и отметками «Нравится». До встречи в новом году!
Обзор фриланс-профессий. Как работает клиентская поддержка и чем занимаются ее сотрудники?
Задумывались ли вы, кто за кадром во время переписки по поводу приобретения тренингов, получения доступов к образовательным материалам онлайн-образования? Кто занимается тем, что отвечает на ваши вопросы, помогает выбрать продукт и оформить онлайн-заказ? Этих специалистов мы не видим, ошибочно считая их “роботами” с заготовленными ответами А ведь они люди, компетентные и отзывчивые, и очень стрессоустойчивые. Клиентская поддержка — это тоже ветвь фриланса, но о ней мало пишут. Сегодня вас ждет статья от первого лица, и вы сможете примерить к себе роль специалиста клиентской поддержки!
Знакомьтесь — Анна Браун, специалист клиентской поддержки Школы Успешного Фриланса. Анна очень любит свою работу и расскажет вам о ней, честно и без прикрас!
В чем заключается работа в отделе “клиентская поддержка”?
Именно я отвечаю на ваши сообщения по почте, в социальных сетях и в чате на сайтах Школы, консультирую по вопросам регистрации и работы на тренинговой платформе, информирую о продуктах, помогаю решить вопросы, связанные с оплатой, доступом к учебным материалам, перенаправляю ваши обращения тренерам и многое другое. Я всегда с вами рядом!
Какие качества важны для специалиста, чтобы клиентская поддержка справлялась со своими задачами?
Самые главные качества — это любовь к людям и желание им помочь. Без этого сложно представить себе работу в службе клиентской поддержки. Еще нужно иметь огромное терпение, потому что людям порой сложно разобраться с учебными материалами, личным кабинетом и даже почтой, особенно тем, кто только начинает свой путь во фрилансе. Те вещи, которые для одних кажутся простыми и очевидными, для других представляют затруднение. Здесь очень важно проявить эмпатию и отнестись с уважением.
Погружение в интернет-среду, освоение новой для себя онлайн-профессии — это стресс, выход из зоны комфорта, поэтому моя задача — проявить заботу, насколько это возможно, как можно быстрее решить проблему клиента и научить самостоятельно пользоваться материалами.
Навыки деловой коммуникации, отличное владение русским языком и умение выражать свои мысли грамотно также будут большим плюсом в работе. Еще важна самоорганизация и ответственный подход к решению задач. Если кроме всего вышеперечисленного, вы еще и системный человек, который хорошо относится к однообразной работе, то должность специалиста клиентской поддержки вам подойдет.
Клиентская поддержка — работа, в которой хотите себя попробовать? Проверьте насколько она вам подходит!
Далее приведу список важных качеств, необходимых специалисту клиентской поддержки:
Если ответ на письмо требует времени необходимо сразу ответить клиенту о том, что письмо получено и сообщить ожидаемое время ответа. Клиент будет знать, что над его проблемой работают.
Очень часто мы получаем обратную связь от наших студентов: чего им не хватает, что бы хотели изменить, отзывы о мероприятиях Школы, о моей работе. Это по-настоящему ценно, потому что именно вы, наши клиенты, помогаете нам стать лучше!
Что недопустимо в работе службы клиентской поддержки?
Конфликтовать с клиентами плохо для любой профессии, да и с заказчиками лучше до обвинений и ссор лучше не доходить. Если у вас с заказчиком не самые гладкие отношения в работе, советую прочесть статью Стоит ли продолжать отношения с заказчиками, если они постоянно вмешиваются в вашу работу?
Где учиться и как найти работу?
Я проходила двухнедельное офлайн-обучение в компании 2gis, где и работала в колл-центре. Этот опыт очень помог мне в дальнейшем. Операторы мобильной связи, онлайн-школы, интернет-провайдеры, сетевые интернет-магазины, сервисные центры зачастую принимают сотрудников без опыта работы и обучают «под себя».
Мне повезло попасть в команду к Надежде, когда я проходила у нее обучение на тренинге “Моя первая работа в интернете”. Случайно увидела объявление о вакансии, выполнила тестовое задание и меня приняли! Сейчас у меня лучшие в мире коллеги, сильная дружная команда и идеальный руководитель.
Какие сложности несет в себе клиентская поддержка для сотрудников?
Затруднения в работе, особенно первое время, были связаны с нехваткой информации об инфопродуктах, неумением работать на тренинговой платформе. В этих ситуациях важно пытаться разобраться самостоятельно, уметь взаимодействовать с тренерами и кураторами и иметь поддержку коллег.
Мне, как специалисту службы поддержки, необходимо разбираться во всех продуктах школы, поэтому стараюсь присутствовать на вебинарах, мастер-классах, смотрю уроки и сама прохожу обучение. Это помогает мне быть компетентной в своей работе и расти профессионально.
Клиентская поддержка — перспективная работа на фрилансе или нет?
Перспективы есть в любой работе. Важно получать удовольствие от того, чем занимаешься и понимать чего хочешь в будущем. Можно стать руководителем направления, например, или освоить новую специальность и расти в ней. Школа Успешного Фриланса стремительно развивается и предоставляет много возможностей, чему я очень рада!
Анна Браун, специалист и главная в Отделе клиентской поддержки Школы Успешного Фриланса.
Пресса о нас
Customer Care: как работает отдел заботы о клиентах
Служба технической поддержки ИТ-компаний за последние несколько лет трансформировалась вслед за отраслью. Десять лет назад поддержка была универсальной: они помогали клиентам в обслуживании оборудования, обрабатывали почту, звонки, выставляли коммерческие предложения для клиента и поддерживали сервисы компании. Сейчас большинство крупных организаций создает специализированный клиентский департамент – чаще всего он включает в себя отдел технической поддержки, инженерно-технический отдел и отдел оплаты. Каждый отвечает за свою зону работы с клиентами. О том, как сформировать департамент Customer Care и наладить эффективную работу в команде, расскажет Татьяна Свирко, руководитель Customer Care в Selectel.
Как компании обрабатывают входящие сообщения от клиентов?
Работу с клиентами удобнее всего вести через тикет-систему, особенно, если объем заявок превышает несколько тысяч в месяц. Согласно исследованию Live Person, 82% клиентов считают, что фактор номер один для отличного обслуживания клиентов – быстрое решение их проблем. Конечно, есть входящий канал в виде телефона, но по нему можно предоставить информацию только консультационного характера, поскольку сложно идентифицировать клиента как владельца аккаунта.
Как работает “правильная” служба: клиент пишет в поддержку по любым сложностям, которые у него возникли в процессе эксплуатации услуг или просит о консультации. Поддержка мотивирована в кратчайшие сроки предоставить качественный ответ. В случае, если запрос сложный и требует внимания нескольких департаментов, в компании есть внутренняя система эскалирования заявок – клиент обращается в тикет-систему, поддержка собирает данные и составляет задачу на несколько ответственных лиц (или департаментов), и по мере решения заявки, возвращается к клиенту и дает обратную связь.
Поддержка может быть разделена на две линии: первая линия нацелена на быстрые консультации (быстрый вопрос/ответ на основе скрипта, первичные консультации по телефону), а на второй линии сотрудники обладают навыками и компетенциями администрирования и могут на своей стороне быстро решить проблему клиента.
Функции отдела Customer Care (Customer Success)
Для того, чтобы в компании появился Customer Care требуется чтобы совпало два фактора. Первый – компания должна вырасти до такого масштаба, когда она сама готова вкладываться в инфраструктуру клиентов и обладать ресурсами для адаптации продуктов и бизнес-процессов. Второй – у компании появляются ключевые клиенты, и как следствие, появляется возможность менять и предоставлять кастомизированные услуги и продукты.
Основная функция Customer Care – представлять интересы бизнеса клиента на стороне компании. Компания помогает бизнесу и вместе они развивают взаимовыгодные партнерские отношения.
Когда отдел Customer Care только начинал свою работу, мы, как и многие компании, опасались столкнуться с нехваткой запросов на обслуживание. Решением стал запуск сервиса у ТОП-200 клиентов по выручке. Именно им первым мы звонили или писали обращения с предложением своих услуг. Многие клиенты не верили и думали, что это сторонняя компания, которая выманивает их контакты, или, что это навязывание дополнительных услуг (наш сервис бесплатен для наших ключевых клиентов) и т.п., тогда мы заходили через официальные каналы связи: писали обращения через тикет-систему, подтверждали серьезность своих намерений и налаживали связь. Особенность работы отдела в том, что выстраивание качественных отношений с клиентом эффективнее всего происходит по быстрым каналам связи, например, в мессенджерах. Это помогает 24/7 находиться в быстрой и прямой связи с клиентом.
Задачи менеджера Customer Care
Менеджер Customer Care должен как можно глубже погружаться в потребности бизнеса клиента и транслировать эти потребности своей продуктовой команде, то есть тем, кто принимает решение о развитии услуг в компании. В конечном счете, адаптировать процессы компании под потребности и задачи клиента. Задачи от клиента могут быть следующие – решение инцидентов, консультации по работе услуг, интеграциям с партнерами, разворачивание сложной архитектуры, которая затрагивает несколько дата-центров, услуг и, где нужно все между собой связать и построить катастрофоустойчивый, геораспределенный проект.
Customer Care отвечает за успех бизнеса клиента. Поэтому KPI отдела Customer Care отличается от KPI поддержки, и он строится в первую очередь на выручке клиента. Несмотря на то, что Customer Care не продающий отдел, мы уверены, что счастье и спокойствие наших клиентов напрямую влияет на их средний чек. Компания должна сосредоточиться на развитии долгосрочных и качественных отношениях с клиентами, чтобы они понимали, что компания-подрядчик не просто поставщик услуг, а стратегический партнер.
Еще одна важная задача Customer Care – прислушиваться к своему клиенту. Если компания и клиент расходятся во взглядах на построение отказоустойчивой архитектуры, задача провайдера описать все плюсы и минусы, чтобы клиент взвесил текущую и будущую инфраструктуру, и сам убедился, что в предложении компании рисков гораздо меньше, чем в текущей ситуации.
Инструменты отдела Customer Care
Суперновых разработок в данной сфере у нас нет. Многие компании используют Telegram в качестве основного рабочего инструмента, и мы не исключение. Это очень удобно – обеспечен быстрый доступ как клиента к команде, так и у нас с каждым клиентом организован свой чат. Клиент в любое время дня и ночи может написать туда и получить незамедлительный ответ.
Помимо работы в мессенджерах, остается обработка заявок через тикет-систему. Тикет-система несет в себе и другие внутренние функции: в ней отображены состав услуг, различные памятки по технической реализации клиентских проектов и бухгалтерские документы. Это собственная разработка Selectel, в которой компания ведет поддержку клиентов. Помимо этого, компания имеет обширную внутреннюю и внешнюю базы знаний, ведет проекты через Jira, в том числе обработку фидбека. Jira – это продукт, который позволяет привлекать к решению задач несколько отделов и подразделений компании, в том числе помогает формализовать процессы.
Несколько советов начинающему Сustomer Care-менеджеру
Слушать и слышать: только непосредственно клиент в процессе диалога подскажет, что ему необходимо и как должен выглядеть его проект. Вникать в специфику бизнеса, узнавать какие клиенты у вашего клиента, искренне болеть за его продукт. Понимать, что клиенту критически важно при построении его архитектуры и тех услуг, что вы предлагаете, а что вторично, и за счет этого оптимизировать затраты и искать компромиссы.
По данным Gartner, 89% компаний в настоящее время рассчитывают конкурировать преимущественно в сфере клиентского сервиса. Именно отличный клиентский сервис обеспечивает целостность и высокое качество клиентского опыта, особенно когда работа отдела выходит за рамки обычного реагирования на проблемы. Customer Care должен предугадывать и опережать потребности своих клиентов, а также предлагать решение, которое удовлетворит его. Ведь отдел заботы помогает организациям привлекать и удерживать постоянных клиентов, а это в свою очередь оказывает большое влияние на прибыль компании.