спектакль ставка больше чем жизнь
Чего не мог простить себе польский Штирлиц из фильма «Ставка больше, чем жизнь»: Трагедия Станислава Микульского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
К слову сказать, сериал «Ставка больше, чем жизнь» до сих пор достаточно популярен в Польше, время от времени его показывают разные телеканалы страны, а в начале 2009 года в Катовице был открыт даже частный Музей Ганса Клосса, главного героя киноленты.
К слову сказать, с премьерой этой картины весной 2013 года в Москву приезжал на фестиваль польского кино и 84-летний Станислав Микульский.
О творческой карьере
Станислав Микульский (Stanislaw Mikulski) родился 1 мая 1929 года в городе Лодзь (Польша), где на то время почти треть местных жителей составляли евреи. А во время войны в городе было создано Лодзинское Гетто, куда немцы отовсюду сгоняли евреев и пленных польских коммунистов. И, будучи уже в сознательном возрасте, Станислав воочию видел фашизм во всех его проявлениях, и в будущем он всю свою жизнь будет убежденным антифашистом.
В кинематограф Микульский попал еще совсем юным парнем. Его дебютом была эпизодическая роль летчика в ленте «Первый старт»(1951). Юноша увлекся творческим процессом и свое будущее вне актерской профессии уже не видел. Вначале его взяли в театральную труппу в Люблине. Благо его внешность позволяла играть значительные роли. А когда встал вопрос о подтверждении квалификации, он экстерном сдал экзамены в высшей театральной школе в Кракове. Первой картиной, где актер исполнил главную роль, стала драма «Часы надежды». Также стоит отметить игру Микульского в сюрреалистическом военном фильме «Белый Медведь» и киноленте «Канал».
Тем не менее, в 1968 году состоялась премьера сериала, в котором Микульский сыграл главную роль — Ганса Клосса, вернее, поляка Станислава Колицкого, добывавшего во время войны под видом немецкого офицера ценную информацию и передававшего ее советской разведке. Всего было снято 18 серий, каждая из которых представляла собой самостоятельный сюжет. Этот сериал стал очень популярен в соцстранах, в том числе и в СССР.
Что любопытно, у этого многосерийного фильма была предыстория, которая началась задолго до его выхода на экраны. По воспоминаниям самого артиста он первоначально получил предложение сыграть в шести сценических постановках «Ставка больше, чем жизнь» еще в 1964 году. «Я согласился на эту роль, потому что это гарантировало занятость в шести спектаклях Театра Телевидения. Первые шесть серий транслировались в прямом эфире. Никто не предполагал, что сериал станет таким популярным, зрители требовали продолжения. Всего было 14 телеспектаклей; только после этого началась съемка версии, которая транслировалась в формате телевизионного сериала», — вспоминал актер, годы спустя. Именно на волне успеха телеспектакля в 1967—1968 годах вышел одноименный 18-серийный телефильм, покоривший не только польскую публику.
А когда в 1972 году «Ставку…» впервые показали по телевидению, она тут же приобрела колоссальную всеобщую популярность. Роль Клосса обеспечила артисту большое признание не только в Польше, он стал самым известным и любимым актером во всех странах соцлагеря. Популярность Микульского в те годы была ошеломляющей, он не мог выйти на улицу без того, чтобы не быть тут же узнанным. И, разумеется, что в красавца актера были влюблены миллионы девушек.
После киноленты «Ставка больше, чем жизнь» актер Микульский сыграл еще во многих фильмах: в телесериале «Пан Самоходик и тамплиеры» (1971) в «Одержимости» (1972), в сериале «Польские дороги» (1976), «Крещённые огнём». Снимался актер не только в Польше, снимался и у зарубежных режиссёров, в частности у Юрия Озерова в киноэпопеях «Освобождение» и «Солдаты свободы», а также в политическом детективе Игоря Гостева «Европейская история».
Однако стоит отметить, что невероятный успех «Ставки. » стал для актёра, как его триумфом и визитной карточкой, так и наказанием одновременно. Став заложником этой роли, публика видела в нем лишь разведчика, мужественного и непотопляемого. И как только Станислав не пытался «выкарабкаться» из этого героического образа, у него ничего не получилось. Образ героя-воина навсегда закрепился за ним. Поэтому настоящей отдушиной для актера Микульского стал театр, где он с упоением играл самые разнообразные роли, в том числе и комедийные. К слову сказать, актер в 70-х дважды приезжал на гастролями в Союз с театральными постановками, которые проходили переполненных залах.
Со временем Станислав постепенно отошел от кино, посвящая себя театру, телевидению и общественной работе. Он много лет был организатором фестиваля солдатской песни в Колобжеге, сам также выступал с песнями на нем. Микульский был членом ЦК Коммунистической партии, а затем в 80-х был избран в Национальный Совет Ассоциации польско-советской дружбы.
За заслуги перед отечеством актер неоднократно удостаивался высоких наград, а в 2006 году ладонь Станислава Микульского пополнила ряды Аллеи польских звезд в Мендзыздрое. Но самой главной наградой для актера, с его слов, является огромная зрительская любовь и признательность, как на родине, так и в странах ближнего зарубежья.
Личная жизнь.
Первая любовь
Скандалы и распри в молодой семье начались после того, как каждый из иаетеров занялся своей творческой карьерой. Взаимные упреки довели некогда счастливую пару до развода. Сынишка остался жить с Вандой, но актер принимал активное участие в его жизни и воспитании.
Короткое счастье, отмеренное судьбой
Когда у Ядвиги начались роды, Микульский находился на съемках в Югославии. Ему позвонили с клиники и сообщили радостную весть, но спустя несколько часов опять раздался телефонный звонок. На этот раз актеру сказали, что малыш умер, а у супруги резко ухудшилось состояние здоровья.
Поздняя любовь
Невзирая на то, что молодая женщина была почти на 30 лет моложе своего избранника, они смогли построить свои отношения на взаимопонимании и искренней любви. Общих детей у них не было, а к приемной дочери Катерине (от первого брака Маргариты), Станислав относился, как к родной.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Спектакль ставка больше чем жизнь
Группа: Аксакалы
Регистрация: 20.11.2008
Сообщений: 1995
Обитает:
Последний раз был:
позавчера в 12:58
Вы выбрали игнорирование всех сообщений от этого пользователя.
Ставка больше, чем жизнь (цикл спектаклей ТВ). 1-ая серия: Враг повсюду (1965) |
Оригинальное название: Stawka większa niż życie: Wróg jest wszędzie
Режиссер Януш Моргенштерн /Janusz Morgenstern, Польша, 1965
Первый телеспектакль из цикла Ставка больше, чем жизнь. И первое появление на экране агента J-23. Он же Ханс Клосс, он же Станислав Колицкий. Премьера спектакля состоялась в четверг 28 января 1965 года в 20.15 в рамках Театра остросюжетной пьесы «Кобра», созданного на польском ТВ в 1956 году. Всего было выпущено 14 спектаклей. А затем, на гребне их невероятного успеха, был снят и знаменитый сериал, обошедший многие телеэкраны мира. 9-я серия этого телецикла уже раздавалась на Рутрекере. Там же мой коллега m_holodkowski вкратце рассказал о предтечи всем известного сериала. Мне бы хотелось этот рассказ несколько дополнить и местами подправить.
Как начиналось
Идея создания цикла о польском агенте принадлежит сценаристам Збигневу Сафьяну и Анджею Шипульскому, выступавшим под псевдонимом Анджей Збых (т.е. «Анджей и Збигнев»). А также режиссеру Янушу Моргенштерну. Толчком же к этой идее послужили два популярнейших произведения. Первое – это роман украинского писателя Юрия Дольд-Михайлика «И один в поле воин», вышедший в Польше под названием «Барон фон Гольдринг» и зачитанный до дыр любителями приключенческой литературы (по роману был снят фильм «Вдали от Родины», также закупленный для польского проката). А второе – знаменитая лента Dr.No с Шоном Коннери, которой стартовала официальная бондиана (Анджей Шипульский просмотрел ее в Лондоне в 1962 году).
Если сравнивать первые ленты цикла и сериала («Враг повсюду» и «Я знаю, кто ты»), то можно заметить, что, несмотря на совершенно разные сюжеты, у них имеется одна общая деталь – Клосс находится под сильным подозрением. И подозревает его по сути один и тот же персонаж – штурмфюрер Грайт / оберштурмфюрер Ханс Штедтке в исполнении Мечислава Стоора (актер перешел из спектакля в сериал с повышением).
Актерский состав
Станислав Микульский (лейтенант Ханс Клосс)
Мечислав Стоор (штурмфюрер СС Грайт)
Барбара Климкевич (Маруся)
Януш Быльчинский (капитан Эберхардт)
Мариан Кочиняк (Петр)
Ежи Адамчак (доктор)
Мачей Мачеевский (генерал)
Ян Жардецкий (майор Брох)
Ежи Карашкевич (Эрих Кунце, ординарец Клосса)
Габриель Нехребецкий (офицер, сотрудник Броха)
Вацлав Шклярский (шарфюрер СС, задержавший Марусю)
Александр Блащик (обершарфюрер СС из батальона СД)
ФАЙЛЫ УПАКОВАНЫ ПРОГРАММОЙ ХАМЕЛЕОН
Ставка больше, чем жизнь (цикл спектаклей ТВ). 3-ая серия: В ловушке (1965)
Ставка больше, чем жизнь. Цикл телеспектаклей. 3-я серия “В ловушке”
Оригинальное название: Stawka większa niż życie: W pułapce
Режиссер Анджей Кониц / Andrzej Konic, Польша, 1965
Третий спектакль из популярного цикла “Ставка больше, чем жизнь”, созданного на польском ТВ и ставшего пробным камнем для намного более знаменитого телесериала. Премьера спектакля “В ловушке” состоялась 25 марта 1965 года. Об истории обоих циклов уже рассказывалось в предыдущей раздаче. Представленный здесь спектакль “В ловушке” послужил основой для 8-ой серии (“Большой провал”) телефильма “Ставка больше, чем жизнь”, который вышел на экраны в 1967 году. Собственно, спектакль рассказывает только о захвате Клосса партизанами, и все действие практически разворачивается в лесной сторожке. В то время, как в 8-ой серии фильма мы видим более развернутое, более широкое освещение тех же событий. В фильме действует штурмбаннфюрер Гайбель, который в спектакле лишь упоминается. Не говоря уже о Бруннере, о котором нет даже упоминания. Тем не менее, на мой взгляд, именно потому, что авторы сосредоточились лишь на захвате Клосса и его попытках изменить ситуацию, спектакль получился более драматичным, нежели 8-я серия.
Обратите внимание на то, как авторы изменили ситуацию с Мартой. В спектакле Клосс сам передает свое сообщение в Центр, поскольку владеет радиотелеграфом. В фильме авторы, вероятно, посчитали это излишним. Здесь Клосс вынужден раскрыться перед Мартой, чтобы она передала его сообщение. Впрочем, и та, первая Марта, тоже явно все поняла после радиопередачи Клосса. Кстати, о радиопередаче. В спектакле присутствует небольшой ляп со временем. “Филип” просит Клосса прибыть со сведениями на встречу не позднее 13 часов, поскольку в четыре уже начинается радиосеанс. Затем время сеанса указывается как 14 часов. Судя по всему, четыре вместо четырнадцати – это оговорка Хенрика Бонка, исправить которую уже было нельзя. Ведь спектакли игрались в живом эфире,с тремя режиссерами одновременно. И именно этот прямой эфир записывался. Натурные же сцены подавались уже в записи. Сейчас это кажется невероятным, но тогда все было привычно и отработано. Однако всевозможные запинки и оговорки присутствуют.
Краткое содержание
Февраль – март 1943 года. Клосс выезжает на 25-й километр шоссе Кельцы – Радом. В сарае на опушке леса он должен встретиться со своим связным, дантистом “Филипом”, и передать ему сведения о новом немецком танке. Здесь же, в этом же лесу, совсем недалеко от сарая, в лесной сторожке расположилась партизанская группа капитана “Бартека”. После встречи с Клоссом “Филип” именно отсюда, через рацию “Бартека” должен передать полученные сведения в Центр. Но все идет наперекосяк. “Филип” на встречу не явился, а Клосс захвачен бойцами “Бартека”…
Актерский состав
Станислав Микульский (Ханс Клосс)
Ванда Майерувна (радистка Марта)
В 8-ой серии “Большой провал” эту роль исполняет Барбара Солтысик
Хенрик Бонк (дантист “Филип”)
В 8-ой серии Филипа играет Януш Клосинский. А Хенрик Бонк (который, кстати, буквально накануне снимался с Микульским в знаменитой “Встрече со шпионом”) получил большую роль в 7-ой серии
Зигмунт Мачеевский (инженер Зауэр)
В 8-ой серии – инженер Майер (Юзеф Перацкий)
Рышард Петруский (капитан “Бартек”)
В телесериале – Штефан Щрудка
Людвик Пак (Клепка)
В 8-ой серии – Зайонц (Богуслав Сохнацкий)
Януш Палюшкевич (лесничий Юзеф Глембовский)
В 8-ой серии – Рудзинский (Ян Тетерский)
Партизаны “Бартека”
Юзеф Нальберчак (Роман, выполняет функции “старшины” группы)
Богдан Лысаковский (Рудольф, выполняет функции “сержанта” группы)
Анджей Мирецкий (Франек)
Три важнейших персонажа спектакля. И у каждого своя функция. Один Клосса охраняет, другой – разоблачает, третий – расстреливает. В 8-ой серии авторы убрали разоблачение и расстрел. Поэтому остался только Франек (Ежи Карашкевич)
Автор: Tweed
Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!
Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.
Нашему знакомству с разведчиком Гансом Клосом исполняется полвека
Ставка больше, чем кино
«Через три дня они прощались в небольшом белорусском городке. Слышна была артиллерийская канонада, чувствовалось дыхание фронта. Немецкая куртка жала Сташеку под мышками. Он был немного шире в плечах, чем его двойник.
. Оставшись один, Сташек отчетливо вспомнил, как полковник Якубовский неоднократно повторял ему: «Итак, ты Ганс Клос. С этой минуты ты будешь один. Помни, ты теперь немец, Ганс Клос. » Пожалуй, только самые дотошные поклонники сериала «Ставка больше, чем жизнь», читавшие его литературный вариант, отыщут эти строки и с удивлением отметят — а ведь в книге приключения неуловимого разведчика начинаются на белорусской земле!
Телезрители полюбили Клоса за многое. Выигрывал всегда. Чрезвычайно интеллигентный, сдержанный в эмоциях, обладающий чувством юмора. Разбивающий женские сердца — как и положено настоящему разведчику. Проехал практически всю военную Европу: во Франции искал каштаны, в Турции разбирался с несколькими разведками сразу и, конечно, срывал планы нацистов в Третьем рейхе. Не упакованный суперустройствами, как Джеймс Бонд, зато ловкий как мало кто. Этакий свой парень, способный выбраться из любой ловушки. В сермяжных условиях 60–х годов прошлого века такие ребята ценились особенно. Враги постоянно окружали его, однако схватить не удавалось. Стоило лишь приблизиться к разгадке — и враг гинул немедленно. В августе исполняется ровно полвека, как мы узнали о Клосе, а стало быть, самое время раскрыть загадки культового персонажа — разведчика под позывным J–23.
• Авторами приключений Ганса Клоса принято считать Збигнева Сафьяна и Анджея Шипульского. Именно они выступали под псевдонимом Анджей Збых. Примечательно, что если Сафьян был кадровым военным Войска польского, принимал участие в боевых действиях, то Шипульский, родившийся в 1936 году, в те годы был совсем мальчишкой. Между тем именно Шипульского принято считать автором большинства диалогов в фильме.
• Станислав Колицкий — в фильме, Станислав Мочульский — в книге, Сташек, позывной J–23, Ганс Клос. Собственно, все эти имена одного разведчика и воплотил на экране актер Станислав Микульский.
• Кинематографическим прообразом Клоса, как считается, являются два персонажа. Первый — это лейтенант Гончаренко, герой советского, уже забытого фильма «Вдали от Родины», снятого в 1960 году на киностудии им. Довженко по повести украинского писателя Юрия Дольд–Михайлика «И один в поле воин». Второй — нестареющий агент 007, а именно первый фильм «бондианы» «Доктор Но», вышедший на экраны в 1962 году.
• Два автора сценария и два режиссера. Янушу Моргенштерну поручили адаптировать советский фильм «Вдали от Родины» с прицелом на разведчика–поляка. Именно он дал тему для написания сценария Збигневу Сафьяну и Анджею Шипульскому. Вторым режиссером стал Анджей Кониц. Всего было сделано 18 серий, по 9 у каждого режиссера. На съемки ушло около 30 тысяч метров пленки, что является метражом 12 полновесных фильмов. На экране в сумме появляется около 700 актеров.
• Среди причин первой волны зрительского успеха специалисты отметили факт, что в военной тематике на польском телевидении появился герой–победитель. До этого в основе своей большинство фильмов сводилось к трудной борьбе поляков с оккупантами, где бесстрашных патриотов ждал трагический финал. Люди, пережившие оккупацию, все это понимали, но для нового поколения, выросшего в послевоенные годы, трагическая история беззаветной борьбы, которая в конечном итоге приводит к гибели, оптимизма не добавляла.
• Одним из реальных прототипов Клоса считался польский разведчик Артур Ястржембский–Риттер — поляк немецкого происхождения, действовавший на оккупированной территории в рядах немецких штурмовых отрядов (коричневорубашечников). Одной из самых успешных его операций считается передача советской разведке данных о заводах по производству ракет «Фау».
Незадолго до освобождения Варшавы Риттер оказался на грани провала. В его квартиру ворвались гестаповцы. Они привели с собой женщину, которая под пытками призналась, что в нелегальную антигитлеровскую организацию ее направил некий Риттер из СС. В критический момент разведчика спасла решительность и смекалка почти как у Клоса. Артур попросил одного из гестаповцев в соседнюю комнату, где, назвав женщину своим «агентом», работающим на нацистов в рядах Сопротивления, обрушился на гестаповца с обвинением за бесцеремонное вторжение, а главное, нарушение всех норм конспирации. Ведь столь шумно приведя «агента» прямо к нему домой, гестаповец мог раскрыть для лишних глаз и ушей тайные связи. После консультации по телефону с начальством гестаповец извинился и удалился, а Риттер получил драгоценное время, чтобы спокойно покинуть Варшаву.
• Актер Станислав Микульский считал, что роль Клоса досталась ему во многом благодаря тому, что военная форма соответствовала его фигуре: «Пока не сыграл Клоса, довелось сыграть множество ролей в мундире. Подозреваю, что утвердили меня на эту роль исключительно потому, что мундир шел к лицу, хорошо ложился по фигуре. До самой старости многие считали, что ежедневно хожу в мундире. В одной из телевизионных программ даже спросили у меня: где мундир? Отшутился — в химчистке! А сама «история мундира» началась с того, что выступал в Люблине в составе ансамбля песни и танца варшавского армейского округа. Когда в люблинском театре заболел один из актеров и не было кем его заменить, дирекция попросила «одолжить» меня в пользу искусства. До сих пор ощущаю себя одолженным из войска. »
• «Ставка больше, чем жизнь» снималась по всей Польше. Но основными местами деятельности Клоса стали Ольштын, Лодзь, Гданьск, Краков, Варшава, а Вроцлав в сериале предстал Берлином. Советским зрителям, не избалованным заграничными поездками, антураж добавлял особого колорита фильму. Зато сегодня, отправившись в соседнюю страну, можно легко отыскать улицы, на которых разворачивались приключения Клоса, или даже поселиться в «Гранд Отеле» Сопота, где происходили действия второй серии «Отель «Эксельсиор».
• Позывным Клоса был код J–23 (Я–23). В годы ПНР так в шутку называли яблочное вино за 23 злотых.
• Приключения Клоса не стали исключительно телепроектом. Серии выпустили для большого киноэкрана, собрав по два сюжета на один киносеанс. На волне успеха появились комиксы, а также серия книг. В СССР истории вышли в «Воениздате» в начале 80–х годов и мгновенно стали дефицитом. Здесь в отличие от сериала 21 рассказ. В 1980 — 1990–х годах в Польше появился панковый ансамбль «Дети капитана Клоса».
• Несладко пришлось Клосу в период обостренного отношения в Польше к наследию эпохи социализма. Наряду с не менее культовыми «Четырьмя танкистами и собакой» его на некоторое время даже положили на полку. «Руководство государственного телевидения пошло на поводу у тех, кто утверждал, что в этих сериалах нет исторической правды. Как будто с Джеймса Бонда кто–то требовал отчет об исторической правде. Ведь наши специалисты, режиссеры и актеры ставили задачу снять не историческое, а приключенческое и развлекательное кино. И это удалось настолько, что до сегодняшнего дня сериалы востребованы», — делился в те годы своим отношением к происходящему Станислав Микульский.
Когда сегодня у нового поколения поляков интересуются, не смущает ли их, на кого работает Клос, большинство отвечает, что не в идеологии суть, просто интересно, каким образом герой выберется из очередной переделки.
• Не остались герои и без популярного в наши дни сиквела. Незадолго до смерти Станислав Микульский (умер в 2014 году) и его главный оппонент поныне здравствующий Эмиль Каревич (штурмбаннфюрер Герман Брюннер) сыграли в фильме «Ставка больше, чем смерть».
Пароли из сериала стали почти отдельным литературным жанром:
— Извиняюсь, можно глянуть вашу газету?
— Жаль мне, но она вчерашняя.
* * *
— У вас есть спички? Дадите прикурить?
— Спасибо, курю только сигары.
— Какой фирмы?
— До войны курил гаванские, фирмы «Педро Гомес».
* * *
— Хорошая погода.
- спектакль солярис о чем
- спектакль тартюф о чем