спд отн ржд что это
сеть передачи данных оперативно-технологического назначения (железной дороги [региона])
сеть передачи данных оперативно-технологического назначения (железной дороги [региона])
СПД ОТН
Специализированная сеть передачи данных дорожного [регионального] уровня, предназначенная для обеспечения функционирования систем диспетчерского управления и контроля в режиме реального времени.
[ГОСТ Р 53953-2010]
Тематики
Синонимы
Смотреть что такое «сеть передачи данных оперативно-технологического назначения (железной дороги [региона])» в других словарях:
сеть передачи данных оперативно-технологического назначения (железной дороги — 44 сеть передачи данных оперативно технологического назначения (железной дороги [региона]); СПД ОТН: Специализированная сеть передачи данных дорожного [регионального] уровня, предназначенная для обеспечения функционирования систем диспетчерского… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Сеть передачи данных — СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ 168. Сеть передачи данных Сеть ПД Е. Data transmission network Вторичная сеть электросвязи для обслуживания отправителей и получателей сообщений данных Источник: ГОСТ 17657 79: Передача данных. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
сеть — 3.48 сеть (network): Совокупность систем связи и систем обработки информации, которая может использоваться несколькими пользователями. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТО 13569 2007: Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности 3.13 Сеть TN … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53953-2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53953 2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 39 (железнодорожная) телеграфная сеть: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций и узлов,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
Спд отн ржд что это
Ее можно считать самой крупной в России и одной из крупнейших в Европе корпоративной телекоммуникационной сетью для передачи интегрированного трафика (голос, видео, данные), построения виртуальных частных сетей VPN, использования ШЗ телефонии и предоставления других услуг.
Решение о создании СПД МПС было принято в конце 1998 г. В качестве базового выбрано семейство протоколов TCP/IP, так как большинство новых информационных систем МПС было ориентировано именно на них. При этом действующие специфические протоколы реализуются в виде наложенных сетей, а для организации виртуальных сетей используется технология MPLS.
Причиной создания единой, мощной и надежно защищенной отраслевой сети с единым протоколом было наличие трех систем передачи данных с собственными протоколами: Экспресс — автоматическая продажа пассажирских билетов (протокол BSC3); сеть АСОУП — обслуживание системы оперативного управления грузовыми перевозками (протокол АП 70); сеть межмашинного обмена и обработки административных данных между Mainframe (протокол BSC1).
В то же время информационные системы отдельных железных дорог и подразделений МПС России действовали преимущественно локально. Это существенно затрудняло решение задач централизованного управления и сдерживало развитие и реформирование железных дорог.
Таким образом, основным назначением СПД было создание единой транспортной инфраструктуры для решения отраслевых задач информатизации: управление перевозочным процессом, маркетингом, экономикой и финансами, инфраструктурой транспорта, непроизводственной сферой перевозок.
Создаваемая информационная система должна быть многоуровневой и универсальной, иметь единую транспортную платформу для всех информационно-управляющих систем, поддерживать общий сетевой и специальные протоколы обмена. Необходимо было предусмотреть поэтапную модернизацию существующих отраслевых и локальных сетей на уровне управлений, отделений, линейных предприятий, станций. Кроме того, важно было обеспечить доступ к ресурсам с показателем надежности не менее 0,9998; автономность на сетевом уровне для безопасности информационных систем и поддержки виртуальных частных сетей; соответствие используемого оборудования международным, российским и отраслевым стандартам и сертификатам в России.
Первая очередь проекта была завершена к декабрю 1999 г. Вся сеть построена на маршрутизаторах Cisco. В качестве среды передачи данных стали использоваться цифровые каналы связи с пропускной способностью от 128 до 2048 кбит/с, арендованные у компаний ТрансТелеКом и Ростелеком.
С появлением дополнительных каналов магистральный сегмент сети, связывающий все дороги и ГВЦ МПС, был деформирован на уровне дорожных сегментов, распространен до транзитно-пе-риферийных и периферийных узлов сети передачи данных. Это открыло дополнительные возможности для клиентов в отдаленных пунктах и позволило повысить качество предлагаемого им сервиса.
В течение 2000—2001 гг. был создан резервный центр ГВЦ МПС в Московской области.
Сегодня СПД представляет собой сеть маршрутизаторов TCP/IP, состоящую из 17 дорожных сегментов (подключение информационных ресурсов ОбТН на дорогах), сегмента ГВЦ (подключение информационных ресурсов ОбТН в ГВЦ и в Москве) и магистрального сегмента. В свою очередь 17 дорожных сегментов включают в себя региональные, транзитно-периферийные, периферийные и оконечные узлы, в которых создана собственная инфраструктура, построены или модернизированы локальные вычислительные сети, установлены маршрутизаторы разного уровня, обеспечивающие необходимые сервисы для организации обмена информацией.
СПД ОАО «РЖД» имеет двухуровневую иерархическую структуру. Она организована по топологии «звезда» с использованием рокадных соединений между региональными узлами смежных дорог (рис. 1).
Тип узлаМесто расположенияКоличество узлов
Центральный узел (ЦУ)ГВЦОАО«РЖД», г. Москва2
Региональные узлы (РУ)Управления дорог17
Транзитно-периферийные узлы (ТПУ)ЛАЗы НОД, крупные железнодорожные узлы100
Периферийные узлы (ПУ)ЛАЗы крупных станций900
Оконечные узлы (ОУ)Линейные предприятия дорог9000
Модель маршрутизации магистрального сегмента СПД строится на основе следующих условий. Транзит трафика между несмежными дорогами осуществляется через центральные маршрутизаторы, а в случае их недоступности — через агрегирующий маршрутизатор другой дороги, смежной обеим указанным дорогам. Между смежными дорогами — преимущественно через рокадные соединения, а в случае их недоступности или перегруженности — через центральные маршрутизаторы. Допускается распределение нагрузки между основным и резервными магистральными соединениями.
Дорожные сегменты (ДС) состоят из регионального, транзитно-периферийных, периферийных и оконечных узлов, локальных сетей предприятий и отдельных АРМов.
В структуре дорожного сегмента от транзит-но-периферийного узла до регионального должно существовать, как минимум, два независимых цифровых канала; длина маршрута от любого оконечного узла до РУ не более 8 транзитных маршрутизаторов; количество ПУ, выстроенных в цепочку, не должно превышать семи.
Дорожный сегмент СПД делится на два уровня: транспортный уровень, обеспечивающий высокоскоростной транзит трафика между узлами ДС, и уровень доступа, основная функция которого — обеспечение доступа оконечных узлов к транспортному уровню.
Подобное разделение на два уровня дает преимущества по разделению нагрузки на различные устройства; масштабируемости (возможности наращивать мощность узла, модифицируя только одну подсистему); упрощению процедуры локализации неисправностей в сети.
При этом обеспечивается возможность подключения к транзитно-периферийному узлу 6 каналов Е1 или более и производительность более 50 000 пакетов в секунду. Оборудование транспортной подсистемы должно иметь резервный блок питания и поддержку технологии MPLS/ VPN.
Периферийный узел должен иметь возможность подключения от 2 до 4 каналов Е1, производительность более 15000 пакетов в секунду и под держку различных интерфейсов (Ethernet, Serial (sync/async), xDSL) для подключения оконечных узлов.
Функционирование всего комплекса контролирует ГВЦ. В нем расположен центральный узел управления магистральным сегментом. Узлы и элементы второго уровня управляются службами эксплуатации дорожных центров СПД. Базовым программным обеспечением системы управления стали системы HP OpenView и CiscoWorks 2000, а ее основой — система инвентаризации и управления HP OpenView Desktop Administrator. На всех узлах имеются также дополнительные элементы управления (Internetwork Performance Monitor, Netsys Service Level Manager, CiscoSecure ACS и Cisco Voice Manager).
Транспортный комплекс объединяет не только участников перевозочного процесса, но и промышленные, социальные объекты и учебные заведения. Их значительная часть находится вне корпоративного пространства. В рамках СПД доступны системы видеоконференцсвязи (ВКС). Их используют как для дистанционного обучения, так и для программы телемедицины. Благодаря внедрению таких систем открылись возможности организации консультаций и диагностики, обучения персонала удаленных от центра учреждений.
Созданная инфраструктура отраслевой СПД уже сейчас способна обеспечить передачу трафика информационных и управляющих систем ОАО «РЖД»: управления перевозками, дислокации вагонного парка, фирменного транспортного обслуживания, контейнерного парка. Одновременно СПД служит транспортной системой для электронной почты, Интранета, корпоративных web-порталов, IP-телефонии, систем телемедицины и дистанционного обучения.
Сеть передачи данных оперативно-технологического назначения
Дата добавления: 2014-11-27 ; просмотров: 7150 ; Нарушение авторских прав
Специализированные дорожные сети передачи данных оперативно-технологического назначения (СПД-ОТН), обеспечивают функционирование информационных и информационно-управляющих систем оперативно-технологического назначения (ИУС-ОТН) нижнего уровня АСУЖТ (рис. 18).
СПД ОТН – нижний уровень инфраструктуры информатизации железнодорожного транспорта. Эти сети предназначены для автоматизации централизованного сбора, обработки, передачи и предоставления потребителям в реальном масштабе времени первичной оперативной информации о функциональном и техническом состояниях технологических объектов, технических средств и систем автоматики, связи, энергетики, средств идентификации и контроля технического состояния подвижного состава, необходимой для эффективного функционирования автоматизированных систем верхнего уровня управления технологическими процессами работы транспорта.
Сети СПД-ОТН имеют следующую структуру:
· на всех станциях и перегонах железной дороги организуются местные сети сбора данных (МССД) и доступа оконечного оборудования данных (ООД) объектов контроля и управления (ОКУ) и объектов технической эксплуатации (ОТЭ) в сеть СПД;
· МССД объединяются в участковые сети сбора данных и передачи сигналов (УСД-ОТН);
· количество МССД, объединяемых в УСД-ОТН, определяется допустимым временем доставки информации высшей категории (о техническом и функциональном состоянии устройств СЦБ и состоянии подвижного состава);
· на уровне Управления дороги организуется центр сбора, накопления, обработки и хранения первичной информации (ЦСПИ). ЦСПИ должен быть рассчитан на объединение УСД-ОТН с общей эксплуатационной длиной каналов до 6000 км, общим числом МССД – с обеспечением их доступа в сеть СПД-ОТН – до 500, с суммарным числом ОКУ и ОТЭ до 3000;
Сеть передачи данных оперативно-технологического назначения
· в ЦСПИ организуется сервер сигналов СПД-ОТН, с которого через ЛВС ЕДЦУ необходимая информация выводится на АРМ диспетчеров и других руководителей.
Для передачи данных в СПД-ОТН должны использоваться только некоммутируемые (выделенные) каналы:
· прямые межстанционные каналы типа «точка-точка» – на базе как цифровых каналов связи цифровой телекоммуникационной сети МПС, так и каналов связи телефонного типа действующих линий связи и аналоговых систем передачи;
· многоточечные каналы на базе групповых каналов транспортных систем передачи типа К-24Т, К-3Т и др.
Каналы доступа оконечного оборудования данных ИУС-ОТН в сеть СПД-ОТН организуются на базе:
· физических цепей местных кабельных линий связи;
· цифровых каналов, организованных с использованием аппаратуры xDSL или цифровых модемов;
Скорость передачи данных по аналоговым каналам– 1200, 2400, 4800, 9600 бит/с; по цифровым каналам – до 2048 кбит/с ( 19,2; 48; 56; 64; 2048Кбит/с).
Для передачи данных диспетчерской централизации используется первичная сеть, организованная с помощью каналов ОЦК (64 кбит/с) и потоков ПЦК (2,048 Мбит/с) сети технологической связи (рис. 19, 20).
Передача данных систем ТУ-ТС энергообеспечения, контроля расхода электроэнергии и других контрольных систем оперативно-технологического назначения осуществляется также на базе первичной сети технологической связи с интерфейсами ОЦК и ПЦК (рис. 21).
Структура сети СПД-ДЦ
Структурная схема организации первичной цифровой сети для систем ДЦ с использованием каналов ОЦК 64 кбит/с
Сеть цифрового ландшафта
В ОАО «РЖД» внедряют скоростную сеть передачи данных
– Что такое ВСТСПД и зачем такая сеть нужна ОАО «РЖД»?
– ВСТСПД – это фундамент цифрового ландшафта текущих и перспективных сервисов цифровизации и телекоммуникаций. И это не просто высокоуровневое определение, это набор технических, технологических, организационных решений, позволяющих реализовать масштабируемую систему передачи данных, адаптированную к увеличению и возможному изменению географии передачи значительных объёмов информации.
Новые системы и сервисы увеличивают объём передаваемых данных, вводятся в эксплуатацию системы, например мониторинга, передают колоссальные объёмы информации, что формирует ключевую задачу проекта ВСТСПД – кардинальное увеличение объёмов передачи данных в магистральном сегменте сети для обеспечения задач цифровизации и повышения цифровой эффективности компании.
Запуск магистрального сегмента высокоскоростной сети на Восточном полигоне – это первый, но очень значительный шаг построения фундамента нового цифрового ландшафта ОАО «РЖД». В 2020 году реализована часть первого этапа модернизации сети технологической связи ОАО «РЖД». При создании ВСТСПД стоят две масштабные задачи: строительство магистрального и дорожного (линейного) сегментов сети.
Проект продолжается, и в этом году запланированы работы по созданию магистрального сегмента в Урало-Сибирском и Центральном регионах нашей страны.
Следующий шаг – модернизация линейного сегмента сети, к реализации этой задачи мы приступим в 2022 году.
– Как выстраивалась логика создания ВСТСПД?
– Изучение принципов реализации проекта началось в 2017 году. Вот только одна цифра: требовалось модернизировать более 31 тыс. узлов сети передачи данных. И это не только замена оборудования – это вообще иная логика построения сетей передачи с применением новых, отказоустойчивых и масштабируемых технических решений, с изменением принципов работы системы управления сетью от Сахалина до Калининграда.
Первая стадия формирования проекта – рассмотрение всех процессов обеспечения телекоммуникационной деятельности на инфраструктуре компании. Не буду подробно останавливаться на описании всего «дерева» процессов, остановлюсь на двух ключевых – управление сервисами и управление работами. Очевидно, что процесс управления работами является горизонтальным и его централизация возможна только с точки зрения формирования единых принципов нормативного и цифрового планирования, управления и контроля. Процесс же управления сервисами с учётом единообразия принципов организации и масштабности целесообразно выстраивать централизованно, с безусловным обеспечением резервирования и катастрофоустойчивости сервисов и системы управления.
Именно эти принципы и закладывались в логику формирования и реализации проекта ВСТСПД. Рассматривались текущие и перспективные технические решения для магистральных и дорожных узлов, предлагались различные технологии организации и управления сетью, формировалась новая структура управления сетью связи компании.
Результат этой крайне интересной инженерной и организационной работы получился впечатляющим, причём ни одно из этих мероприятий я не могу назвать второстепенным.
Проект по техническим, технологическим и организационным принципам сформирован в течение одного года. Определён набор технических решений модернизации узлов магистрального и дорожного уровней. Проведено изменение эксплуатационных, технологических документов. Выполнено проектирование магистрального сегмента ВСТСПД. Реализованы новые технологии централизованного управления сервисами. Проведено масштабное обучение сотрудников. Создана новая организационная структура управления телекоммуникационной сетью на базе трёх центров управления с организацией уникальной среды коллективной работы и обеспечением принципов разделения функций и полномочий, обеспечением принципов катастрофоустойчивости. Построен магистральный сегмент ВСТСПД на Восточном полигоне в объёме 1439 узлов.
В результате скорость передачи данных по магистральному сегменту сети между Дальним Востоком и Москвой увеличилась в 10 раз, при этом возможности дальнейшего увеличения предусмотрены на перспективу проектными решениями.
– Какие возможности предоставляет ВСТСПД сотрудникам ОАО «РЖД»?
– Для сотрудников компании это прежде всего увеличение скорости работы в информационных системах, которая зависит от двух факторов – быстродействия самих систем и скорости передачи данных. После ввода ВСТСПД на Восточном полигоне по некоторым информационным системам скорость выросла почти в два раза, в частности время обработки инцидентов в системе ЕК АСУИ в Иркутском регионе. Соответственно, увеличение скорости работы с информационными системами увеличивает количество проводимых операций, что, в свою очередь, ведёт к росту производительности труда. А это в том числе и есть задача любых инвестиционных проектов при комплексной и полноэтапной их реализации.
Но есть и незаметные для сотрудников компании улучшения. Например, значительно ускоряется обмен данными в географически распределённой глобальной инфраструктуре центров обработки данных централизованных информационных систем. Соответственно, ускоряется скорость обработки и подготовки отчётных, аналитических, учётных данных, формируемых информационными системами, что опять-таки ведёт к ускорению получения информации для принятия решений, и это, в свою очередь, осязаемо увеличивает эффективность процессов управления.
Это сегодняшние возможности. Необходимо учитывать и перспективные сервисы, например развитие сервисов видео- и аудио-конференц-связи, развитие технологий видеосервисов, дистанционной работы и обучения, дистанционных медицинских осмотров, передачи данных систем автоматического мониторинга и так далее.
– Что необходимо учитывать вашим коллегам при запуске проектов, связанных с сетью передачи данных?
– Функционирование и развитие IT и телекоммуникационного комплекса должно идти не только от технологических задач, но и обеспечивать реализацию ещё двух крайне важных критериев.
Первый – эффективность предлагаемых решений по цифровизации с учётом всего комплекса затрат, в том числе на создание инфраструктуры, что, к сожалению, в случае реализации ряда технологических проектов не берётся в расчёт из-за уверенности, что «где-то, как-то, кто-то» эти затраты предусмотрел и наличие инфраструктуры обеспечит.
Второй – информационная безопасность как элемент любого технологического проекта. Важно не только «сгрузить» информацию в систему, но и обеспечить на уровне сотрудника, предприятия выполнение крайне несложных требований «информационной гигиены», а при инициации технологических проектов, влияющих на производственный цикл, учесть и требования политики информационной безопасности ОАО «РЖД».
– Что будет сделано для завершения первого этапа в нынешнем году?
– В 2021 году планируем завершить модернизацию и ввести в I квартале 2022 года в эксплуатацию 4139 узлов сети передачи данных на других полигонах ОАО «РЖД», завершив тем самым строительство магистрального сегмента высокоскоростной сети.
Отмечу, что ежегодно фиксируется рост объёмов передаваемой информации на 30%. С учётом столь значительной динамики решения по масштабируемости сети закладываются и в технические решения при её создании, и в возможности её расширения. На период до 2025 года создаваемый магистральный ресурс сети передачи данных обеспечит передачу растущего объёма информации. Но и после этого срока для увеличения возможностей ВСТСПД не понадобится строительства новых узлов, необходимо будет провести только расширение возможностей существующего оборудования, докупив ряд необходимых элементов.
– Что будет сделано на втором этапе модернизации сети?
– Второй этап – это модернизация абонентского сегмента. Крайне масштабная задача! Порядка 25 тыс. узлов предстоит спроектировать и построить, в том числе не только с заменой оборудования, но и с заменой коммуникаций последней мили. Чтобы было понятно нашим читателям, проектом рассматриваются все здания, где размещён персонал ОАО «РЖД», отсюда и столь значительный объём узлов сети передачи. Есть и сложности, например большое количество зданий находится вне территории компании, что усложняет возможности строительства необходимых коммуникаций.
В части модернизации последней мили в каждом конкретном случае будут рассматриваться не только решения с прокладкой волоконно-оптического кабеля, но и беспроводные, с использованием радиорелейных технологий и технологии LTE.
– Хватит ли возможностей ВСТСПД для применения Интернета вещей на железнодорожных объектах?
– Единичный элемент Интернета вещей не требует большого объёма передачи данных. Безусловно, при масштабной установке на инфраструктуре компании элементов диагностики и контроля параметров, особенно с учётом географической и технологической масштабности деятельности компании, объём инициированной (по сути, новой) информации будет только увеличиваться. И, повторюсь, проектные решения ВСТСПД не только обеспечат этот нарастающий объём передаваемых данных, но и позволят расширить ёмкость сети масштабированием её элементов на тех участках, где это будет необходимо.
ЦСС обладает самой большой системой диагностики и мониторинга в ОАО «РЖД». В мониторинге – 170 тыс. км кабельных линий связи, 80 тыс. км волоконно-оптических линий, 130 тыс. единиц ключевого оборудования, централизованы системы охранно-пожарной сигнализации, контролируется весь оперативный автотранспорт. В этом году завершается программа организации мобильных рабочих мест оперативного персонала филиала. И эти решения позволяют реагировать не на отказ, а на динамику нарастания негативной тенденции, которая может привести к отказу. Эффективность подобных решений, на мой взгляд, совершенно очевидна.
– Как вы оцениваете надёжность телекоммуникационной сети ОАО «РЖД»?
– Деятельность компании масштабна и технологически разнообразна, безусловно, сеть связи является одним из базисных компонентов управления производственной и бизнес-деятельностью ОАО «РЖД». Ключевым требованием к сервисам, реализуемым на телекоммуникационной инфраструктуре, является их высокая надёжность. С учётом наличия в филиале уникальной производственной системы (Единая система мониторинга и анализа – ЕСМА) это совершенно измеримый и учётный параметр. Причём оценка надёжности устанавливается не только в целом, но и отдельно по видам сетей, сервисам, подразделениям филиала.
Правлением ОАО «РЖД» в 2020 году был установлен показатель коэффициента готовности сети связи (показатель непрерывности представляемого сервиса) 0,981. Фактический же показатель составил 0,999924. Это означает почти 100-процентную надёжность любого телекоммуникационного сервиса компании.
– Есть ли планы по коммерциализации услуг связи?
– Центральная станция связи – технологический телекоммуникационный оператор ОАО «РЖД», и его ключевая задача – обеспечение гарантированной надёжности предоставляемых сервисов технологической связи для бизнес- и производственных процессов и сотрудников компании.
Наши партнёры из компании Транстелеком успешно реализуют предоставление услуг связи на публичном телекоммуникационном рынке, используя в том числе и возможности инфраструктуры ОАО «РЖД».
С учётом регуляторных и маркетинговых особенностей телекоммуникационного рынка в нашей стране считаю такое распределение функций оптимальным и обеспечивающим интересы холдинга.