Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Андрей Панин, Максим Леонидов, Владимир Ильин, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан, Анна Ардова, Фуркат Файзиев
Возраст:
Сюжет
Он не писал стихи к событиями, он писал тексты, которые возникали у него в голове, от сердца. «Высокий. Спасибо, что живой» — это кинокартина о нескольких днях из жизни актера и автора песен, которые до сих пор помнят и поют.
Для всех известный факт, что Владимир Семенович для написания своих песен использовал дозу наркотиков, без которых не мог ни писать, ни жить. Во время одного из концертов в Ташкенте в 1979 году артисту становится плохо и он падает в обморок прямо на сцене. Оказалось, что у него случилось сердечный приступ, и чтобы вернуть к жизни Высоцкого пришлось вколоть ему адреналин. Параллельным сюжетом идет история о том, как КГБ пытаются вербовать людей, чтобы найти материал на Владимира Семеновича.
3 дня из жизни исполнителя и автора своих песен, которые, возможно, положили отсчет времени до его смерти.
Сценарий к фильму писал сын известного артиста, о котором так же будет идти речь в киноленте.
«Высоцкий. Спасибо, что живой»: что осталось за кадром фильма
Замысел
Работа над идеей и сценарием фильма шла около пяти лет. Картина рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни артиста: конец 1970-х, на который пришелся пик славы Высоцкого, был одновременно и временем физического и морального истощения музыканта. Сценарий написал сын Владимира Высоцкого Никита. В основу легли реальные события — гастроли в Узбекистане в июле 1979 года, когда у Владимира Высоцкого остановилось сердце.
Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет — киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу, и к тому времени эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком.
Изначально проект назывался «Мой черный человек» по строкам из стихотворения Высоцкого, но по мере работы менялся сценарий, развивалась история, что привело и к изменению названия фильма. Оно было подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой».
Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, — своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 1980 году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах.
Персонажи
На момент выхода фильма в прокат (2011 год) личность актера, исполнившего главную роль, была главной интригой. Сергей Безруков, сыгравший Высоцкого, не появлялся на мероприятиях для прессы, его имя не упоминалось в информации о фильме, создатели картины намеренно делали из этого секрет. Удалось это благодаря сложному пластическому гриму, визуальным эффектам и искаженному при помощи технических средств голосу актера. Официально Сергей Безруков признался, что именно он сыграл в фильме, лишь год спустя.
Я испытываю огромное уважение к Сергею Безрукову, который все это время оставался безымянным исполнителем. Я считаю, что Сергей Безруков — один из лучших наших актеров, он сверхпрофессиональный человек. Те уникальные задачи, которые были перед ним поставлены, ни один актер из ныне живущих не смог бы выполнить. Это огромный труд и большая актерская работа! Я считаю, что на сегодняшний день, это его главная работа в кино.
Другие персонажи, появившиеся в фильме, скорее собирательные образы, чем конкретные люди. Сева Кулагин, которого сыграл Иван Ургант, это и Всеволод Абдулов, и Иван Дыховчиный, и Борис Хмельницкий. Образ Татьяны Ивлевой, последней возлюбленной Высоцкого, которую сыграла Оксана Акиньшина, тоже далек от конкретного человека.
Наша Татьяна — это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства и от других реальных вещей. Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. Иногда излишняя конкретика, бытовые подробности, привязка к образу конкретного человека тяжелят и даже мешают.
На другие роли были приглашены ведущие российские актеры: Андрей Смоляков, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Анна Ардова, Марина Александрова. Одну из первых крупных ролей сыграл режиссер Дмитрий Астрахан, который до конца съемочного периода не мог сжиться с тем, что не он главный на площадке, и каждый раз после команды «Снято!» наперегонки с Петром Бусловым бежал к режиссерскому креслу.
Картину снимали в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший СССР. Съемки проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане.
Узбекский аэропорт, куда прибывает на гастроли команда Высоцкого, снимали в белорусском Бресте. Администрация объекта с радостью пригласила киношников, потому что надеялась на то, что для фильма они оплатят ремонт. Но радость была недолгой, потому что ремонт делали «под 1979 год».
Там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 1970-х — начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получил одну из последних государственных премий СССР и стал памятником архитектуры. Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали.
В самом Узбекистане съемки проходили в Бухаре и Самарканде. В бухарском Доме культуры снимали концерт, который должен был состояться в июле 1979 года и стал одним из ключевых эпизодов фильма. В массовку подобрали людей, который купили билеты на тот злополучный концерт, но так и не увидели выступление Высоцкого.
У нас там были смены по 16 часов, и никто из массовки не жаловался, не спрашивал, когда закончим. Для них участие в этой картине было событием. Они видели Высоцкого, который выходил на сцену, искренне ему хлопали по семь, по десять дублей. И каждый раз аплодировали воодушевленно, а на финал песни даже стоя. Приходилось даже просить: спокойнее, тише.
Съемки в Самарканде, бывшей столице Тамерлана, «подмешивали» в кадры, отснятые в Бухаре. То есть, герой мог идти по бухарской улице, а, повернув за угол, оказывался в Самарканде. На это съемочная группа пошла намеренно — хотелось иметь как можно больше красочной натуры в кадре.
Павильонные съемки совпали со смогом от лесных пожаров, который накрыл в Москву летом 2010 года. Работа продолжалась, несмотря на то, что в помещениях перегорали кондиционеры.
Всех объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что мы делаем фильм про Владимира Семеновича, отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам.
В павильоне были сняты сцены в квартире музыканта, обставленной предметами, которые предоставил музей Высоцкого на Таганке.
Грим и костюмы
Грим Сергея Безрукова ежедневно занимал четыре часа, около полутора часов уходило на то, чтобы его снять. Решение образа Высоцкого — совершенно революционное: на создание уникальной технологии грима ушло шесть месяцев. CGI-графика и уникальный силиконово-пластиковый грим помогли приблизить актера к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого.
Грим состоял из нескольких частей. Это была не единая маска. Я лепил скульптурный образ Высоцкого по фотографиям, которые предоставил нам Никита Высоцкий. Их было более пятисот. По ним мы изучили черты Владимира Семеновича и характерные мимические выражения. В ряде мест скульптура была не толще одного миллиметра. Позднее по скульптуре изготавливалась мастер-форма, в которой отливался грим образа Владимира Высоцкого. Он состоял из лобной, носовой, подбородочной и щечных деталей.
В работе над костюмами была выбрана золотая середина: часть предметов одежды была сшита специально для проекта, часть художники искали на блошиных рынках и у коллекционеров. Настоящим раем для костюмеров оказался Узбекистан, потому что местные жители с удовольствием приходили на съемки в выходных костюмах и платьях из 1970-х, которые они бережно хранили все это время.
художник по костюмам
Многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю: те же джинсы, рубашки-марлевки. Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Мы не хотели делать из нее цитату из той эпохи, чтобы она была немножко вне времени. Нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть, что бы ни снимали — Средневековье, войну, чуму. Чаще всего стараешься сделать это через женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 1970-ми годами. Хотя, сегодняшние вещи все-таки отличаются от аутентичных.
Оператор-постановщик Игорь Гринякин использовал для работы раритетные советские объективы. Это дало возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Когда эти объективы установили на современную камеру, получилась конструкция весом около 30 килограмм. В последний раз такая техника использовалась на съемках киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова в 1968-72 годах.
Раритеты появлялись и непосредственно в кадре: в Узбекистане нашли старые автомобили ГАЗ-21, давно снятые с производства, самолет АН-12 1960-х годов выпуска, перевозивший из Афганистана «груз 200», также летает в фильме, хотя на данный момент введен запрет на его использование. А вот Mercedes, на котором ездит герой, — точная копия автомобиля Высоцкого. Продюсеры фильма подняли архивные документы, нашли ПТС машины (паспорт транспортного средства). Узнав ее индивидуальный номер (VIN-код), заказали точно такой же автомобиль. При подготовке машины использовались материалы из архива музея Высоцкого, фотографии, свидетельства друзей.
Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, — я говорю про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому, — будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.
Владимир Высоцкий, Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Шухрат Иргашев
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
последнее обновление информации: 24.09.21
трейлер >>
критика
Журнал «Коммерсантъ Weekend», №46 (3642), 02.12.2011
Deutsche Melle Кино | 08.12.2011
В декабре в России и Германии состоялась премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». У немецкого зрителя, помимо трудностей с переводом, фильм вызвал эффект дежавю, когда на экране пустили слезу коварные гэбисты.
В фильме разыграна остросюжетная драма по мотивам реальных событий, охватывающая пять дней из жизни легендарного актера театра и кино, трибуна и поэта Владимира Высоцкого. События происходят летом 1979 года во время концертного турне в Узбекистане, за год до преждевременной смерти Высоцкого. КГБ плетет заговор, чтобы разом покончить с карьерой народного любимца. Тот балансирует на грани между жизнью и смертью. Провидение, впрочем, распорядилось по-своему с несгибаемым вольнодумцем и его коварными преследователями.
В онлайновом издании еженедельника Spiegel Маттиас Шепп (Matthias Schepp) пишет: «Фильм стоил девять миллионов долларов. Во что были вложены эти деньги, сразу видно: миллион продюсеры потратили на сложный грим. При этом использовалась посмертная маска Высоцкого, более 500 фотографий были занесены в компьютерную программу, отснятый материал оптимировали с помощью трехмерных компьютерных технологий, так называемой CGI (Computer-Generated Imagery). Впервые в кино было реконструировано всем хорошо известное лицо. Эксперимент можно считать успешным».
Lost in translation
Но даже после устранения «трудностей перевода» фильм, по его мнению, оставляет желать лучшего: «Вместо того чтобы быть обычным биопиком, фильм, снятый на манер триллера с трэшевыми интерлюдиями, застревает в нескольких днях из жизни знаменитого барда». Киноблогер рекомендует немецким кинозрителям ознакомиться с биографией и творчеством Владимира Высоцкого до того, как идти в кино, потому что «фильм Петра Буслова не дает зрителю ни малейшего шанса».
Впрочем, кинокритик находит и хвалебные слова в адрес создателей фильма: «Большим достоинством следует считать то, что напряжение, рождающееся из фабулы, получает сильный эмоциональный заряд через фигуру главного персонажа, который подан исключительно положительно. Разбитый наркотиками Высоцкий сохраняет свое достоинство. Чем хуже он себя чувствует физически, тем больше его концертное турне напоминает мученический путь святого, движимого верой в свое призвание. Фильм рисует жизнь Высоцкого как самопожертвование, которое возвращает человечность гнетущей советской реальности. Даже спецслужбист не остается равнодушным и переживает переоценку ценностей (по испытанному рецепту, который уже прекрасно зарекомендовал себя в фильме «Жизнь других».
Рыцарь без страха и упрека
По заказу нового времени
Но что именно составляло ауру Высоцкого? Ответ на этот вопрос тщетно пытается найти в фильме Буслова обозреватель издания Filmdienst Ральф Шенк (Ralf Schenk): «За кадром остались мечты и грезы о социализме с человеческим лицом, амбивалентность отношений между властью и искусством. Вместо этого фильм делает ставку на грубую игру в кошки-мышки с показными эффектами, в которой всемогущие гэбисты плетут коварный заговор, но терпят поражение, сломленные могучей духовной и физической силой певца. Все это банально и поверхностно, даже без попытки воссоздать переменчивую атмосферу тех лет. Фильм и не стремится передать надорванный шарм, поэзию и боль поэта, а использует его исключительно как центральный элемент остросюжетной драмы».
По поводу «управляемой демократии»
По итогам первой прокатной недели в Германии фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» в десятку самых популярных фильмов не попал. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Владимира Высоцкого, как отмечают немецкие обозреватели, в Германии толком не знают. Жаль только, что, клюнув на сравнения легендарного советского барда с Сержем Генсбуром, Бобом Диланом и Вольфом Бирманом, немецкий зритель, проведя два часа в кинозале, так и не поймет, за что же так любили и любят эти загадочные «русские» Владимира Высоцкого.