сознание есть проявление человечности чего
Что такое «человечность» в современном понимании, примеры
Слово «человечность» знакомо всем, но каждый вкладывает в него какой-то собственный смысл. У кого-то оно ассоциируется с добротой, у кого-то – с гуманностью, у кого-то – с порядочностью, нравственностью или другими качествами. Сегодня мы устраним эту неоднозначность, разобравшись, что же представляет собой человечность, как она формируется и как проявляется, посмотрим примеры, а также выясним, можно ли развить данное качество в себе самостоятельно.
Что такое человечность?
Человечность – это свойство личности, подразумевающее наличие у неё ряда важнейших морально-нравственных качеств, таких как доброе отношение ко всем живым существам, уважение к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию, реализующаяся в помощи и содействии тем, кто в этом нуждается. Человечность является приобретённым качеством, которое формируется в процессе социализации человека.
Важная особенность человечности заключается в её повседневности. То есть, человечная личность не ждёт дня, когда можно будет совершить «героический подвиг», а постоянно поддерживает тех, кто в этом нуждается. Настоящая, не показная человечность проявляется в мелочах.
Человечность подразумевает наличие у человека таких качеств как доброта и доброжелательность, искренность, скромность, честность, великодушие, внимание и уважительное отношение к окружающим, способность сочувствовать и жертвовать своими интересами ради других. Проявление человечности приносит радость, а регулярное проявление делает личность сильнее и повышает самооценку.
Как проявляется человечность?
Любой бескорыстный поступок во благо другого человека или ради какой-то благородной цели является проявлением человечности. Стремление бескорыстно помогать другим высвечивает лучшие из человеческих качеств, такие как доброта, милосердие, сочувствие и сострадание. В этом и заключается суть человечности – в небезразличии к чужой судьбе, даже если это совершенно незнакомый человек.
Практически каждый человек уверен, что обладает такой добродетелью как человечность (и если потребуется, даже сможет привести примеры добрых дел, подтверждающих это). Однако человечность проявляется не в единичных поступках. Она проявляется в том, что человек интуитивно выбирает правильные действия, потому что просто не может поступать иначе.
Стоит отметить и то, что уровень человечности не определяется разницей между плохими и хорошими поступками. Нельзя думать, что плохие поступки перекрываются хорошими делами. Конечно, ошибки совершают все, но человечная личность не станет сознательно поступаться принципами ради заработка или удовлетворения каких-либо иных нужд, оправдывая себя тем, что в остальных-то делах всегда поступает благородно.
Синонимом слова «человечность» считается слово «гуманность». Но при этом первое слово больше ассоциируется с собственными положительными качествами, а второе – со способностью прощать других, не винить и не наказывать их за провинности.
Человечность определяется не только отношением к другим людям, но и отношением к растениям, животным и всему окружающему миру. Иногда именно здесь проводят черту между человечностью и гуманностью, утверждая, что человечность – это доброта по отношению к людям, а гуманность – это доброта по отношению ко всему живому. И всё же в современном русском языке эти слова считаются синонимами, поэтому такое разделение делать не обязательно.
Примеры проявления человечности
Друзья, давайте немного отойдём от теории, и рассмотрим конкретные примеры.
Одним из ярчайших примеров проявления человечности является спасение животных. Давайте вместе посмотрим эти эмоциональные кадры, где неравнодушные люди помогают обессилевшей собаке выбраться из колодца:
Есть и другой пример спасения собаки, где приняли участие не профессиональные спасатели, а обычные люди, которые объединили усилия ради благой цели:
Не менее ярким примером проявления человечности является следующее видео — спасение волка из капкана. Хотя волк является опасным для человека животным, но это не помешало неравнодушным людям помочь волку освободиться из западни:
Есть ещё множество подобных историй, но даже этих нескольких примеров вполне достаточно чтобы понять, что такое человечность и насколько она важна.
Как формируется человечность?
Это происходит в процессе социализации – формирования личности, во время которого ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. Основными источниками человечности являются воспитание и родительский пример. Ребёнок наблюдает за поведением взрослых, замечает, как они относятся друг к другу, к нему, к окружающим людям и к домашним животным.
Иногда родители воспитывают детей очень строго, наказывая их за любой неправильный поступок, даже если раньше им никто не объяснял, что так поступать нельзя. В подобных ситуациях ребёнок интуитивно чувствует какую-то несправедливость, но не может понять, в чём она заключается. И это приводит к возникновению у него внутренних конфликтов, негативно сказывающихся на развитии его человечности.
Важно также, чтобы ребёнок много общался со сверстниками. Это взаимодействие требует от него внимания, участия, дружелюбия и других проявлений человечности. И если он будет делать что-то неправильно, то реакция других детей заставит его скорректировать своё поведение. Так его социализация будет происходить наиболее естественным способом.
Уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает усваивать правила взаимоотношений с другими людьми. При этом важную роль играют требования взрослых. Дети стремятся соблюдать их сами и следят за тем, чтобы их соблюдали другие. Если кто-то поступает наперекор этим правилам, дети могут ограничивать своё общение с ним или обращаться с жалобами к взрослым, ожидая, что те подтвердят правило и объяснят непослушному ребёнку, что ему не следует так себя вести.
Важным источником человечности для детей являются мультфильмы. В них описываются различные житейские ситуации, в которых главные герои совершают ошибки и узнают их цену, ссорятся и мирятся, учатся поступать правильно и подают пример юным зрителям.
Особенно активно человечность формируется у ребёнка в период «я сам». В это время ребёнок стремится к самостоятельности и старается без подсказок со стороны взрослых определять, какие поступки неприемлемы, а какие являются желательными. При этом он не всегда делает правильные выводы, но когда взрослые его поправляют, он запоминает правильную модель поведения и впредь придерживается её.
Человечность в современном обществе
Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о том, что в современном мире не хватает человечности. Иногда мы сами нуждаемся в поддержке, иногда видим, как в ней нуждается кто-то другой. Но далеко не всегда находится тот, кто готов её предоставить. Одна из причин этого заключается в том, что большинство людей неправильно понимает, что такое человечность, нередко выворачивая это понятие наизнанку.
Дело в том, что в современном обществе принято строго судить других за их ошибки, забывая о понимании и прощении. В результате мы видим, как люди ведут себя жестоко, прикрываясь при этом борьбой за справедливость и человечность. Они с радостью хватаются за возможность жестоко покарать очередного «злодея», не задумываясь о том, что человек мог просто совершить ошибку о которой, вероятно, сожалеет и сам.
Всё это привело к тому, что в современном мире большую популярность приобрела «борьба за справедливость» при помощи травли и прочих не менее жестоких методов. Поэтому важно не забывать, что человечность – это гуманное отношение к каждому (даже к тому, кто действительно виноват). И проявляется она не только в стремлении помочь тому, кто нуждается, но и в способности подавлять в себе «благородный гнев» и прочие звериные инстинкты.
Как развить человечность?
Для начала необходимо правильно понять, что такое человечность, ведь как было отмечено выше, многие люди, которые искренне уверены, что обладают данной добродетелью, совершенно неправильно понимают, что она собой представляет. Человечность состоит из нескольких качеств, и развить её можно, методично работая над развитием каждого из них. Это такие качества как:
Чтобы развить в себе человечность, необходимо постоянно и целенаправленно работать над собой. Это подразумевает, прежде всего, развитие перечисленных выше качеств и способностей. Кроме того, важно анализировать свои мысли и переживания, особенно в ситуациях, когда чей-то поступок вызвал гнев или презрение к этому человеку. Важно не забывать, что человечность подразумевает способность прощать и уважать каждого, независимо от его поступков и социального статуса.
Заключение
Человечность – осознанная доброжелательность по отношению ко всем людям и других живым существам, ко всему окружающему миру. Это способность сочувствовать каждому, независимо от того, как он выглядит и что собой представляет. Это стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Человечность подразумевает наличие ряда положительных качеств, таких как нравственность, сила воли, бескорыстие, искреннее желание сделать мир лучше и адекватное восприятие своего места в нём.
Якушев А. Философия (конспект лекций)
СКАЧАТЬ книгу Якушев. А. Философия (конспект лекций)
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
• головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:
• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
• теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания,
согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
• умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
• сознание присуще всем живым организмам;
• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание
• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.
Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.
Ключевыми понятиями теории отражения являются:
• сознательная форма отражения.
Материи вообще присуще свойство отражения.
Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне,
отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме.
Элементарными формами отражения являются:
Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:
Сознание человека отличается от сознания внешних животных.
• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду;
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);
3. Главными свойствами человеческого сознания являются:
Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:
• противоположно материальному миру;
• независимо от материи;
• в некоторых случаях первично по отношению к материи;
• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.
Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
• предмета сознания (что «видит» сознание);
• формы (как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
• восприятие;
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
• окружающий мир, его предметы, явления;
• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.
Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
Главная проблема диалектики — что такое развитие?
Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занима-
ет постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.
Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• смена вкусов в культуре, музыке;
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
• внешние и внутренние;
• непосредственные и опосредованные;
• генетические и функциональные;
• пространственные и временные;
• случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как
биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
К основным категориям диалектики относятся: