современная драматургия что вам известно о ней назовите современных драматургов
Современная русская драматургия
Современная драматургия представляет собой живой многоаспектный художественный мир, стремящийся преодолеть шаблоны, стандарты, выработанные идеологической эстетикой социалистического реализма и косными реалиями застойного времени.
В середине 1980-х годов на волне «перестройки» многим произведениям удалось пробиться в печать и на сцену. Прежде всего, это антисталинские и антигулаговские пьесы («Колыма» И. Дворецкого, «Анна Ивановна» В. Шаламова, «Тройка» Ю. Эдлиса, пьесы А. Солженицына), а также «Брестский мир» М. Шатрова, «Кастручча» и «Мать Иисуса» А. Володина. В пьесе «Седьмой подвиг Геракла» М. Рощин придумал оригинальный образ богини лжи Аты, которая, выдавая себя за Истину и называя черное белым и наоборот, беспрепятственно властвовала в нищей Элладе «развитого социализма».
Горбачевская перестройка, начавшаяся в советском обществе, серьезно изменила и культурную ситуацию. И тогда же возникла парадоксальная психологическая реакция. Получив, наконец, долгожданную свободу и гласность, многие попросту растерялись. Однако в этом были и свои плюсы, когда возникло мудрое желание «не бежать, а остановиться, чтобы понять смысл происходящего».
Самым положительным было и то, что в новых обстоятельствах не срабатывали призывы чиновников от искусства к писателям быть «командой быстрого реагирования», создавать пьесы «на злобу дня», «не отставать от жизни», как можно скорее «отразить», провести конкурс на «лучшую пьесу о. «перестройке». Об этом справедливо говорил на страницах журнала «Советская культура» В. С. Розов: «Да простят меня, это что-то в духе прежних времен. Не может быть такой специальной пьесы «о перестройке». Пьеса может быть просто пьесой. А пьесы бывают о людях. Подобные же тематические ограничения породят неизбежно поток псевдоактуальной халтуры».
Современная драматургия что вам известно о ней назовите современных драматургов
Театр – живой и развивающийся организм, и ему постоянно нужны новые тексты. Заядлые театралы знают, что ежегодно проходят драматургические конкурсы и семинары, на которых звучат новые пьесы, а в театрах работают завлиты – сотрудники, которые занимаются отбором текстов. Для людей не театральных порой становится открытием то, что драматургия может быть современной, а драматурги живут среди них. Однако и те, и другие наверняка хотели бы знакомиться с драматургами, читать обзоры пьес или узнавать новости из мира драматургии. Поэтому мы решили открыть колонку, в которой будем рассказывать обо всём понемногу, а первым текстом в этой рубрике ответить на популярные вопросы о современной драматургии (их задавали друзья и знакомые автора).
Какую драматургию считать современной?
Понятие «современная драматургия» может трактоваться очень широко. Как отмечала филолог Маргарита Громова в учебном пособии «Русская современная драматургия» (издательство «Флинта», 2013): «Понятие «современная драматургия» очень ёмкое и в хронологическом, и в эстетическом плане. Здесь мы имеем дело уже с нашими новыми классиками (Алексей Арбузов, Виктор Розов, Александр Володин, Александр Вампилов), обновившими традиционный жанр русской реалистической психологической драмы и проложившими путь к дальнейшим открытиям. Свидетельство этого животворного процесса – творчество драматургов «новой волны» 70-80-х годов (XX века – прим.ред) (Людмила Петрушевская, Александр Галин, Владимир Арро, Алексей Казанцев, Виктор Славкин, Людмила Разумовская и др.) и постперестроечная «новая драма» с её экспериментами в области художественной формы (Николай Коляда, Мария Арбатова, Елена Гремина, Михаил Угаров, Алексей Шипенко, Алексей Слаповский и др.)».
В своём другом учебном пособии «Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века» (издательство «Флинта», 2009) Маргарита Громова писала: «Прежде всего, современным принято считать любое выдающееся художественное произведение, поднимающее вечные, общечеловеческие проблемы, искусство вневременное, созвучное любой эпохе, вне зависимости от времени сотворения. Такова, например, мировая драматургическая классика, не прерывающая своей жизни на сцене. В узком смысле – это актуальная, злободневная драматургия остро публицистического звучания». Остаётся добавить своё сугубо субъективное авторское мнение. Я бы относила к современной драматургии пьесы, написанные в последние 20 лет, в период новейшей истории. Ведь в них отражено то, чем живут современники, чем они дышат и по поводу чего рефлексируют.
О чём пишут современные драматурги?
Обязательно ли современная драматургия должна быть социально-политической? Есть ощущение, что это навязанная повестка.
Необязательно. Написание пьесы – свободный творческий процесс. Выбор темы, создание героев и обстоятельств, в которых они оказываются, зависят от замысла драматурга, и часто продиктованы его жизненным и профессиональным опытом, месседжем, который он хочет донести до читателя.
Пишут ли пьесы женщины?
Да, да, и ещё раз ДА! Можно смело говорить, что у современной русскоязычной драматургии женское лицо. Это Ярослава Пулинович, Юлия Поспелова, Юлия Тупикина, Ирина Васьковская, Ася Волошина, Светлана Петрийчук, Полина Бородина, Мария Огнева, Светлана Баженова, Екатерина Августеняк, Саша Денисова, Элина Петрова, Наталья Блок, Наталья Зайцева, Наталья Ворожбит и многие-многие другие. Любое из этих имён можно забить в Google и без труда найти информацию об этих прекрасных авторах и тексты их замечательных пьес.
Драматургом может стать любой или нужно специальное образование?
Поучиться на драматурга в России сейчас можно в Екатеринбургском государственном театральном институте, где под общим руководством выдающегося драматурга и режиссёра Николая Коляды ведётся преподавание уникального цикла творческих дисциплин, направленного на подготовку драматургов и литературных работников театра и кино. С Колядой связано понятие «уральская школа драматургии», и многие его ученики стали успешными драматургами и сценаристами.
Ещё одной кузницей драматургов является Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге, где под руководством сценариста, кандидата искусствоведения Натальи Скороход студенты изучают «Мастерство драматурга», «Сценарные стратегии», «Анализ драмы», «Работу с автором», «Основы инсценирования» и другие дисциплины.
Кроме того, многие состоявшиеся драматурги проводят лаборатории и семинары в разных регионах страны, где делятся секретами написания пьес. Анонсы таких мероприятий и правила отбора на них, как правило, публикуют площадки-организаторы. А драматург Юлия Тупикина обобщила свой драматургический и преподавательский опыт и написала книгу «Как разбудить в себе Шекспира. Драмтренировка для первой пьесы», которую можно использовать для самообразования.
И, конечно же, попробовать стать драматургом может каждый. Если душа просит и текст складывается, то почему бы и нет?
Что делать, если я напишу пьесу?
Если вы напишете пьесу, отправляйте её на всевозможные драматургические конкурсы. И не останавливайтесь, если вас поначалу не будут отбирать в шорт-листы. Не повезло на одном конкурсе, повезёт на другом! Драматургия – это творчество, и его оценка – дело субъективное.
Какие конкурсы современной драматургии есть в России?
В настоящее время конкурсы современной драматургии проводятся в разных уголках нашей страны. Информацию о них можно найти в интернете, а мы назовём самые, на наш взгляд, авторитетные.
Один из самых популярных конкурсов – фестиваль молодой драматургии «Любимовка», который проходит каждый сентябрь в Москве и становится знаковым событием открытия театрального сезона столицы. Изначально фестиваль проводился в исторической усадьбе Станиславского «Любимовка», а с 2007 года «прописался» в Театре.Doc. В «Любимовке» могут участвовать авторы, пишущие на русском языке, в возрасте до 45 лет, проживающие в любой стране мира.
Уральский драматург Николай Коляда в Екатеринбурге ежегодно проводит международный конкурс драматургов «Евразия». Он проводится в номинациях «Пьеса для большой сцены», «Пьеса для камерной сцены», «Пьеса для детского театра»; «Новая уральская драма». В нём участвуют авторы не старше 35 лет, пишущие на русском языке, однако в номинацию «Новая уральская драма» подают свои работы только студенты и выпускники курса Николая Коляды в Екатеринбургском государственном театральном институте.
Конкурс новой драматургии «Ремарка» проводит финал каждый год в новом городе, в непосредственном сотрудничестве с театрами принимающего региона. Конкурс был создан Олегом Липовецким в 2011 году в Петрозаводске для поддержки и продвижения талантливых драматургов Карелии и Северо-Запада, но вскоре он перерос региональные рамки. У конкурса нет возрастных ограничений, и у него есть отдельная программа, где участвуют пьесы для детей, – «Маленькая Ремарка».
Ежегодно с 2003 года Московский театр «Школа современной пьесы» проводит международный конкурс русскоязычной драматургии «Действующие лица». Его учредителями также являются Российская государственная библиотека искусств, радио «Культура», журнал «Современная драматургия». Никакого ограничения по возрасту, профессиональному статусу в конкурсе нет. Главное, чтобы пьеса была написана на русском языке и не была поставлена.
Конкурс современной драматургии «Кульминация» проводится с 2016 года Фондом развития современного искусства, «Мастерской Брусникина» и Союзом театральных деятелей при поддержке Фонда президентских грантов. «Кульминация» объединяет все действующие конкурсы драматургии России, выступая в роли конкурса конкурсов.
Публикуют ли современные пьесы для чтения?
В бумажном виде выходит журнал «Современная драматургия», где публикуются лучшие российские и зарубежные пьесы, актуальные материалы о драматургии и театре. Также в печати можно найти и сборники пьес. Например, в 2018-2019 годах вышел двухтомник пьес уральских драматургов «Первый хлеб», а в 2020 году был издан сборник «Любимовка. Пьесы».
Востребована ли современная драматургия театром или авторы пишут «в стол»?
Востребована. В репертуаре практически каждого российского театра есть спектакли по пьесам современных авторов. В 2017 году театральный критик Павел Руднев отмечал: «Где-то с конца 2000-х репертуарный театр восстановил баланс между современностью и классикой, поэтому хороший текст, появившись где-либо, рано или поздно доходит до сцены и получает резонанс». http://literratura.org/non-fiction/2215-sovremennaya-drama-put-k-zritelyu-ili-pauza-ozhidaniya.html
Однако процент постановок современных пьес по отношению к их количеству всё же достаточно мал. Очевидно, что взять в репертуар театра материал нового автора – риск не продать зал. Кроме того, современному автору положены «авторские отчисления», что также несёт финансовую нагрузку на театр.
Кто самые известные современные драматурги?
Николай Коляда, Иван Вырыпаев, Евгений Гришковец, Дмитрий Данилов, Ярослава Пулинович, Павел Пряжко, Олег Богаев… И это далеко не полный список.
Какие известные спектакли поставлены по пьесам современных драматургов?
Пожалуй, каждый интересующийся театром человек в последние годы слышал название «Человек из Подольска». Спектакли по этой пьесе Дмитрия Данилова сейчас идут во многих театрах страны, а недавно ещё вышел одноимённый фильм Семёна Серзина.
Одной из громких театральных премьер 2019 года стала «Иранская конференция» Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева в Театре Наций, а в 2020 году в «Современнике» Рыжаков поставил не менее громкое «Собрание сочинений» Евгения Гришковца.
Хит режиссёра Юрия Бутусова «Человек из рыбы» на основной сцене МХТ им. А.П. Чехова сделан по пьесе Аси Волошиной. Её же пьеса «Мама» – в основе одноимённого популярного спектакля Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры.
Можно набрать ещё пару десятков названий спектаклей, пользующихся успехом у зрителей и поставленных по пьесам современных драматургов.
А зарубежных современных драматургов у нас ставят?
Конечно. Например, спектакли Константина Богомолова «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» и «Мужья и жёны» в МХТ им. А.П. Чехова – постановки пьес Вуди Аллена. «Палачи» в Гоголь-центре и БДТ им. Г.А. Товстоногова – спектакли по пьесе Мартина МакДонаха. Недавняя премьера «Сына» в РАМТе и ожидаемая премьера «Мамы» в «Современнике» основаны на пьесах Флориана Зеллера.
Любят ли молодых драматургов «возрастные» режиссёры, или им проще работать с классикой? Имеет ли тут значение возраст?
Скорей всего, возраст значения не имеет, важен интерес режиссёра к новым авторам и их текстам. Например, Галина Волчек на протяжении всего творчества работала с текстами современников, а Марк Захаров уже в почтенном возрасте обращался к произведениям Владимира Сорокина.
6 лучших современных драматургов
Чехов когда-то тоже был представителем новой драмы. И если бы не Московский художественный театр, который ставил его пьесы одну за другой, он, возможно, не вошел бы в ряды первых классиков русской литературы. Time Out выбрал самые важные имена драматургов на афишах театров и советует, с каких спектаклей стоит начинать знакомство с новой драмой, говорящей о нас с вами и окружающей нас действительности.
Валерий Печейкин
Давайте не будем бояться громких похвал. Валерий Печейкин — главный сатирик и комедиограф современной драматургии, с огромной любовью к языку продолжающий традицию Гоголя и Хармса. Его герои все время находятся на стыке абсурдного и реального мира, в нашей и выдуманной стране одновременно.
Спектакль «Идиоты» Кирилла Серебренникова по пьесе Печейкина (на фото) — адаптированный к российским реалиям одноименный сценарий Ларса фон Триера с вплетенными в сюжет авторскими новеллами. Триеровские идиоты тут становятся активистами и провоцируют окружающих. Но они — не про политику, а про свое право быть другими. Текст Печейкина оказался гораздо жестче — ведь действие происходит в России, где часть людей не способна критически мыслить и не испытывает сочувствия и сострадания к окружающим. Это крайне важный текст и спектакль, который проходит по самым острым точкам российской действительности.
Современная драматургия народов России
Состоялась презентация четвертого тома антологии, знакомящей читателей с национальными литературами. Публикуем фрагмент пьесы удмуртского драматурга Анатолия Григорьева «Поросенок и жених»
Накануне Дня народного единства в информационном агентстве «Россия сегодня» прошла презентация проекта «Современная литература народов России», где представили четвертый его том, «Драматургия», в который вошли 72 современные пьесы на 40 национальных языках России. В тот же день Владимир Путин подписал указ о присуждении президентской премии за вклад в укрепление единства российской нации. Награду получили создатели антологии: главный редактор «ОГИ» Максим Амелин, заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев и генеральный директор «ОГИ» Дмитрий Ицкович; подробнее об этом мы писали здесь. Напомним, что ранее в серии «Современная литература народов России» уже были изданы три книги: антологии поэзии, детской литературы и прозы.
«Пьесы национальных авторов не только помогут улучшить наше представление о жизни народов, живущих в нашей стране, но и помогут осмыслить то, что происходило с историей этих народов, – считает Григорий Заславский, ректор ГИТИСа. – Мы бы хотели организовывать телемосты с регионами и проводить читки пьес при участии студентов нашего театрального института. Современные театры остро нуждаются в расширении репертуара за счет пьес отечественных авторов, и выпуск такой Антологии является серьезным подспорьем в решении этой задачи».
«Я благодарна проекту не только за антологии, но и за возможность авторам общаться между собой, – отметила Зарина Канукова, кабардинская поэтесса и драматург, подключившаяся к встрече онлайн. – Благодаря ежегодным фестивалям и форумам переводчиков я чувствую тепло и поддержку не только от руководителей проекта, которые стали нашими наставниками, но и от самих писателей, поэтов, переводчиков».
Предлагаем вам подарить участникам проекта немного читательского тепла и познакомиться с фрагментом пьесы удмуртского драматурга Анатолия Григорьева о похищении поросенка. А также напомним, что этот и все остальные тексты антологии можно прочитать на портале национальных литератур: искать произведения можно по языкам, жанрам, авторам и даже с помощью интерактивной карты.
«Поросенок и жених»
Комедия в двух действиях
Действующие лица:
АНТОН
КАТЯ, его жена
СЕНЯ, сын Антона и Кати
ИВАН ЗАИКА, сосед Антона
ОЛЯ, жена Ивана
СВЕТА, дочь Ивана и Оли
КОЛЯ, сосед Антона
МАША
ДЕЙСТВИЕ I
В доме у Антона. Последний апрельский вечер. Антон учится играть на гармошке, напевает песенку. Игра на гармошке не получается. Антон постоянно прерывается, поет не в такт гармошке.
АНТОН (напевает, играя на гармошке). Как родная меня мать… как родная… родная меня мать… (Вздыхает.) Да что это гармошка не так играет? (Снова играет.) Провожала… так и вся моя родня… родня… набежала.
Из кухни выходит Катя, в руке маленькое ведерко.
КАТЯ. В ушах уже звенит от твоей гармошки. Каждый вечер одно и то же, одно и то же.
АНТОН. Играть же учусь.
КАТЯ. Учишься ты… Вот сломаешь гармошку, Сенин подарок.
АНТОН. Да как ее сломаешь? Гармошка, говорят, портится тогда, когда на ней не играют. Ну-ка, спой давай.
КАТЯ. Сам пой. Четыре месяца пиликаешь уже, ни одной мелодии еще не сыграл.
АНТОН. Эх, кабы научился играть… Вдоль по улице прошелся бы с гармошкой, да еще бы песню запел. На свадьбе сына сам бы гармонистом был. Гармонисты так легко играют, прямо завидую.
КАТЯ. Тебе на уши медведь наступил.
АНТОН. Сеня же играет. Сын умеет, а я нет. Удивляюсь.
КАТЯ. У Сени талант есть, а у тебя нет.
АНТОН. Было бы желание, можно всему научиться. (Начинает играть и петь.) Как родная ме-ня… мать…
КАТЯ. Иди-ка, гармонист, поросенка накорми.
АНТОН. Сама иди, я в обед кормил. Я музыке учусь.
КАТЯ. Музыкант. (Берет ведерко и уходит.)
АНТОН (играет и поет). Как родная меня мать провожала… тут и вся… тут и вся… Ну, гармошка, разбить тебя мало, все не так играет. (Снова напевает на весь дом.) Тут и вся моя родня набежала!
КАТЯ. Антон, поросенок умер.
КАТЯ. Поросенок умер.
КАТЯ. Да откуда я знаю, почему умер?
АНТОН. Спит, наверное, ведь уже вечер.
КАТЯ. Спит тебе. Окоченел уже.
АНТОН. Когда в обед кормил, шустрый был.
КАТЯ. Ой, беда-то какая, ой, беда! Трех поросят купила, все трое… за один месяц. (Плачет.)
АНТОН. Кто-кто? Сосед наш, Иван.
КАТЯ. Да ты что? Зачем ему нашего поросенка убивать?
АНТОН. Да потому, что он ветеринар.
АНТОН. Лечит. Делает вид, что лечит, а сам калечит.
КАТЯ. Да зачем ему нашего поросенка убивать?
АНТОН. Если бы только нашего. У Петровых умер, у Аркашки два поросенка умерло, а у нас — три. А у Ивана ни один не умер.
КАТЯ. Своих он хорошо кормит-лечит.
АНТОН. Я про то и говорю. Своих бережет, а наших убивает. Своих и продает, и ест, а над нами смеется.
КАТЯ. Да что ты про человека так плохо думаешь?
АНТОН. Я не думаю, я знаю. Я этого Ивана насквозь вижу. Хитрее лисы он. Когда он нашему поросенку укол поставил, вчера?
КАТЯ. Иди выбрось за огороды, собаки съедят.
АНТОН. Нет, я его завтра в район отвезу, в морг.
КАТЯ. Сдурел, что ли? В морг…
АНТОН. Ну, в ветлечебницу. Пусть сделают экспертизу. Я этого ветеринара-убийцу по судам затаскаю.
КАТЯ. Да над тобой вся деревня смеяться будет. Поросенка уже не оживишь.
АНТОН. Ох Иван, ох паршивец! (Ходит по комнате, думает.) Вот что! Поменяю я поросенка!
КАТЯ. На что поменяешь?
АНТОН. Мертвого им отнесу, а живого принесу.
АНТОН. Нет, конечно. Я же незаметно.
АНТОН. Потише ты. Не украду, а поменяю. Баш на баш.
КАТЯ. А если заметят?
АНТОН. Не заметят. Я тихо пойду, как кошка.
КАТЯ. Попадешься ведь, Антон, посадят.
АНТОН. Не посадят. За это только не посадят. (Надевает сапоги.)
КАТЯ. Не ходи, Антон. Воровать нехорошо.
АНТОН. А без поросят остаться хорошо?! У них целый хлев, а у нас все подохли.
КАТЯ. Другого поросенка купим, Антон, в свинокомплексе.
АНТОН. Я не миллионер. (Надевает фуфайку.)
КАТЯ. Не воруй, Антон!
АНТОН. Да замолчи ты! Я не сворую, я поменяю. Ивану отомщу. Сиди здесь, никуда не выходи, помешаешь только.
Антон уходит, Катя уносит ведро на кухню. После паузы входит Коля.
КОЛЯ. Здравствуйте, господа. Эй, кто-нибудь есть?
КОЛЯ. С праздником тебя, Катя.
КАТЯ. С каким праздником?
КОЛЯ. Завтра Первомай. Праздник весны и труда вроде называется теперь.
КАТЯ. Тебе и так каждый день праздник.
КОЛЯ. Ох ты, каждый день. Если бы так, было бы неплохо. (Показывая на гармошку.) А где твой Чайковский?
КАТЯ. Он, это, на речку спустился.
КОЛЯ. На речку? Зачем?
КАТЯ. Морды ставить.
КОЛЯ. Морды? Ну вы даете!
КАТЯ. Да вот свежей рыбы захотелось. Сходи-ка, Коля, проверь Антона, что-то долго уж ходит.
КОЛЯ. Я вообще-то картошку вашу посмотреть зашел.
КАТЯ. Потом посмотришь, потом.
КОЛЯ. Ухи похлебать и я бы не прочь. С похмелья она хорошо идет. Ну Чайковский, и мне даже не сказал. Ладно, я найду его.
КАТЯ. Скажи, жена, мол, уже соскучилась.
КОЛЯ. Соскучитесь вы… Найду, найду, не беспокойся…
Коля уходит, через некоторое время входит запыхавшийся Антон, под его фуфайкой пищит поросенок.
АНТОН. Заметили, заметили!
КАТЯ. Зачем сюда занес?
АНТОН. Не знаю, растерялся я… Дай какое-нибудь покрывало, одеяло!
КАТЯ (дает одеяло). Эх ты, сказала же: попадешься!
Антон заворачивает поросенка в одеяло и спускается в подполье, выходит оттуда, вешает фуфайку, снимает сапоги и бросает их в другую комнату.
АНТОН. Тапочки, тапочки! (Катя подает тапочки, Антон берет гармошку, садится.) Пой за мной!
АНТОН. Пой, говорят тебе! (Антон запевает песню, Катя подхватывает.) Как родная меня мать…
Входит Оля. Антон и Катя поют, как бы не замечая Оли.
КАТЯ. О, здравствуй, Оля, да поем вот.
АНТОН. Мурлычем как можем. Садись. Катя, подай стул.
ОЛЯ. Ты это почему, Антон, нашего поросенка украл?
ОЛЯ. Поросенка, говорю, нашего почему украл?
АНТОН. Какого поросенка? Ты что, Оля? У нас свой поросенок.
ОЛЯ. Своего мертвого поросенка в наш хлев подбросил, а живого утащил.
КАТЯ. Да ты что, Оля?
АНТОН. Когда я вашего поросенка украл? Ты что?
ОЛЯ. Да только что, и десяти минут еще не прошло.
АНТОН. Ты, наверное, спросонья?
КАТЯ. Мы весь вечер песенки поем. Никуда не выходили.
ОЛЯ. Поете вы! Артисты! Думаешь, не узнала? Узнала я тебя, Антон, узнала.
АНТОН. Откуда? Когда? Ничего не понимаю.
ОЛЯ. Ты дураком не прикидывайся. Я видела, как ты за огородную калитку выбежал, тень в ваш двор завернула.
КАТЯ. Ты, наверное, привидение увидела, Оля.
ОЛЯ. Это не привидение было, это Антон был.
АНТОН. Я никуда не выходил.
ОЛЯ. Мертвого поросенка к нам подкинули.
КАТЯ. Если у вас поросенок умер, мы не виноваты.
АНТОН. У нас тоже недавно два поросенка умерли.
ОЛЯ. Ты украл, Антон, ты, ты! Верни по-доброму, а то завтра по-другому запоешь.
АНТОН. Да что ты пристала ко мне, не крал я вашего поросенка.
КАТЯ. Нам чужого поросенка не надо, у нас свой есть.
КАТЯ. Где, где, в хлеву, конечно.
ОЛЯ. Пойдем посмотрим, я узнаю своего поросенка.
АНТОН. Да как ты узнаешь поросенка, они все одинаковые.
ОЛЯ. У нас кастрированный.
АНТОН. И у нас кастрированный.
ОЛЯ. Кто кастрировал?
КАТЯ. Иван твой и кастрировал.
ОЛЯ. Он сказал, что не кастрировал, поросенок, мол, ваш болел, поэтому укол только поставил.
АНТОН. Я сам кастрировал.
АНТОН. Да, я. Иван твой специально не кастрировал, чтобы мы невкусное мясо ели.
ОЛЯ. Ты кастрировал?
АНТОН. Да, а что такого?
АНТОН. А что тут трудного? Взял ножницы и отрезал.
ОЛЯ. Потом что сделал?
АНТОН. Да что пристала, а, что пристала? Катины импортные прокладки приложил, которые с крылышками, трусы надел. Не крал я вашего поросенка, поняла?!
ОЛЯ. Пойдемте же посмотрим вашего поросенка.
АНТОН. Иди, Катя. Покажи, если не верит. Иди, иди, покажи.
КАТЯ. Ну, пойдем, если хочешь посмотреть. Он, наверное, спит уже.
Катя и Оля выходят, Антон открывает подполье, прислушивается.
АНТОН. Тихо лежи, не хрюкай. (Берет гармошку, начинает играть.) Как родная меня мать…
Вбегает Катя, за ней Оля.
КАТЯ (плачет). Антон, нашего поросенка украли.
АНТОН. Как украли? Как украли? Ты что, Катя?!
КАТЯ. Нету больше поросенка… Увели.
АНТОН. Что это за жизнь, что за жизнь! Поросят уже воруют!
ОЛЯ. Ну, юмористы, можете! Можете, прямо как в кино.
КАТЯ. Тебе смешно, у вас поросят целый хлев.
ОЛЯ. Да, у нас много. Даже один мертвый есть.
КАТЯ. Ваш помер, нашего украли.
ОЛЯ. У нас никогда поросята не умирают, если хотите знать.
АНТОН. Поросят воруют, вот жизнь, а! До чего дойдем мы так? До чего дойдем? Ох-ох-ох…
ОЛЯ. До чего, говорит, дойдем. До тюрьмы дойдешь, Антон, понял?
КАТЯ. Коля украл, наверное. Он уже целый месяц пьет. Украл и на самогонку променял.
АНТОН. Коля не украдет, нет, нет. Да как у соседа украдешь? Ты что, Катя?
ОЛЯ. Никто не украл вашего поросенка. Ваш мертвый поросенок в нашем хлеву, а вот наш где? Куда спрятали? Сейчас же скажите, а не то я милицию позову.
АНТОН. Да что ты, как кукушка, беспрестанно: «Поросенок, поросенок».
ОЛЯ. Ну-ка, замолчите! (Прислушивается.) Где-то вроде бы хрюкает?
АНТОН. Ты что? Где будет хрюкать?
КАТЯ. У тебя, Оля, из-за своих поросят голова уже дурная стала. Мышиный шорох за поросенка принимаешь.
ОЛЯ. Замолчите! (Прислушивается.) Там, в подполье.
ОЛЯ. В подполье шуршит.
КАТЯ. Да кто поросенка будет держать в подполье?
АНТОН. Бражка это, бражка. Пробку, наверное, выбило.
ОЛЯ. Кто бражку в подполье держит? Бражка на печи стоит.
АНТОН. Я держу. Бражка из сахарной свеклы, она уже готова. Чтобы не прокисла, туда поставил.
КАТЯ. Да кто ты такая, прокурор или следователь, в нашем подполье шариться?
АНТОН. Тебе, может быть, еще сундуки, шифоньер открыть?
ОЛЯ. Мне и подполья хватит.
КАТЯ. Нашлась тут прокурорша.
ОЛЯ. Будет, будет вам завтра утром и прокурор, и следователь. Бражка, говорит.
АНТОН. Бражка. Не веришь? Дай-ка кружку, Катя. Если выпьешь — достану. (Катя подает кружку.)
ОЛЯ. Доставай, доставай.
Антон громко запевает и спускается в подполье. Закрывает за собой дверцу, слышно, как он поет. Оля все время прислушивается. Антон выходит, с песней. В кружке бражка.
ОЛЯ. Сам пей свою гадость. Там поросенок, я слышала, как он хрюкал, хотя ты громко старался петь.
АНТОН (поставив кружку на стол). Да что ты за человек?! Иди, если не веришь, сама смотри. Иди, иди, смотри.
ОЛЯ. Посмотрю. Обязательно посмотрю, там он.
Оля спускается в подполье.
АНТОН. Я его через окошко во двор выпустил.
КАТЯ. Когда домой пойдет, во дворе найдет.
АНТОН. Не дадим. Это наш поросенок, поняла?
АНТОН. Отступать уже поздно.
Выходит Оля, в руке одеяло.
ОЛЯ. Нет, Катя, не нашла. А это что?
КАТЯ. Одеяло, не видишь, что ли? Зимой картошку закрывали.
ОЛЯ. Таким красивым одеялом?
АНТОН. Да я иногда в подполье лежу, о жизни думаю.
ОЛЯ. Рядом с бражкой?
АНТОН. Рядом с бражкой.
ОЛЯ. От бражки пронесло, что ли? Одеяло-то все замарано.
АНТОН. Пронесло. Вас что, никогда не проносит?
ОЛЯ. Ну, теперь во двор выйдем. Поросенок там.
КАТЯ. Только что в подполье говорила, теперь во дворе говорит.
Входит Коля, из-за пазухи видна голова поросенка.
КОЛЯ. Ты что, Чайковский, поросенка не запираешь. Продолжить чтение.