соцконтракт в ставропольском крае что для этого надо
Соцконтракт в ставропольском крае что для этого надо
В 2021 году расширен перечень направлений для заключения социального контракта с малоимущими семьями. Эта соцпомощь может быть использована только на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации по направлениям:
— оказание материальной поддержки безработным гражданам в период поиска работы, содействие в получении профессионального обучения или дополнительного образования (оплата курсов не более 30 000 руб. и 60119,50 руб. (максимально) – сумма зависит от перечня мероприятий программы социальной адаптации);
— выделение денежных средств на развитие собственного бизнеса. Для заключения соцконтракта необходимо подготовить бизнес-план по выбранному виду деятельности, открыть ИП или стать на учет в качестве самозанятого (до 250 000 руб. единовременно);
— получение денежных средств на ведение личного подсобного хозяйства с обязательной постановкой на учет в качестве самозанятого (до 100 000 руб. единовременно);
— оказание помощи в трудной жизненной ситуации (по 10749 руб. сроком от 3 до 6 месяцев).
После заключения социального контракта его получатель ежемесячно предоставляет отчет об оценке эффективности реализации социального контракта.
Органы соцзащиты населения совместно с центрами социального облуживания и занятости ежемесячно в период действия соцконтракта и в течение 12 месяцев после окончания срока его действия осуществляют мониторинг уровня доходов и условий жизни получателя социальной помощи.
Более подробную информацию можно получить еженедельно по пятницам в комитете труда и социальной защиты населения администрации Ставрополя (ул. Ленина, 415-б, 4 этаж). Там проводятся открытые консультации.
Соцконтракт в ставропольском крае что для этого надо
Уважаемые жители города Ставрополя!
Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае (для трудоспособного населения – 10749 руб., для пенсионеров – 8646 руб., для детей – 10621 руб.), имеют право на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, по следующим направлениям:
— поиск работы (обучение на курсах) и трудоустройство (не более 60119,50 руб. и оплата курсов не более 30 000 руб.);
— осуществление предпринимательской деятельности, в том числе открытие ИП или постановка на учет в налоговой в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятость), развитие бизнеса (не более 250 000 руб.);
— ведение личного подсобного хозяйства (обязательная постановка на учет в налоговой в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятость) (не более 100 000 руб.).
Заключившие социальный контракт ежемесячно до 5 числа подают в орган соцзащиты отчет о расходовании выделенных им средств и выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
По вопросам заключения социального контракта необходимо обращаться в комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя
Величина прожиточного минимума в Ставропольском крае на 2021 год:
для трудоспособного населения – 10749 руб.
для пенсионеров – 8646 руб.
для детей – 10621 руб.
Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане – это семьи и одиноко проживающие граждане, имеющие по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае для соответствующих социально-демографических групп населения.
Когда трудоспособные члены семьи:
— обучаются в общеобразовательных организациях основного общего и среднего общего образования либо в профессиональных образовательных организациях и (или) образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения;
— не работают в связи с уходом за членом семьи (ребенком до достижения им возраста трех лет; ребенком-инвалидом, или совместно проживающим инвалидом I группы, или членом семьи, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет);
— длительное лечение (лечение продолжительностью более двух месяцев подряд, подтверждаемое документом медицинской организации);
— наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей;
— получение пенсии за выслугу лет независимо от возраста;
— беременность при сроке свыше 30 недель.
Министерство социальной защиты населения Ставропольского края
горячая линия
(8652) 71-34-78
8-800-7070-126
Оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»;
Федеральный Закон Российской Федерации
от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
Закон Ставропольского края от 19.11.2007
№ 56-кз «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае»;
Порядок оказания государственной социальной помощи населению Ставропольского края на основании социального контракта, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края
от 29.01.2014 № 19-п.
Получатели государственной социальной помощи на основании социального контракта:
малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае для соответствующих социально-демографических групп населения и действующего на момент обращения за государственной социальной помощью.
Документы, необходимые для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
акт о семейном и материально-бытовом положении заявителя (его семьи);
документы, подтверждающие факт совместного проживания заявителя с членами семьи, связанными свойством или родством (паспорт или иной документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) на территории Ставропольского края заявителя и членов семьи, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края заявителя и членов семьи, свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Ставропольского края ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, документ, выдаваемый территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, подтверждающий сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) заявителя и членов семьи); *
документы, подтверждающие родство и (или) свойство (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства); *
документы, подтверждающие сведения о доходах каждого члена семьи за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»;
документы об имуществе, принадлежащем заявителю (его семье) на праве собственности; *
документы, подтверждающие наличие независящих причин;
справка органа социальной защиты населения по прежнему месту жительства заявителя (членов его семьи) о неполучении государственной социальной помощи на основании социального контракта (при перемене места жительства в пределах Ставропольского края в течение календарного года); *
сведения о предполагаемых расходах, с приложением их расчета, которые планирует понести заявитель, для определения органом социальной защиты населения размера единовременной и (или) ежемесячной денежной выплаты.
Виды, периоды и размеры оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта:
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается по следующим направлениям:
При заключении социального контракта по вышеуказанным направлениям предусмотрено профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования. Обучение можно пройти с помощью центра занятости. Также обучение может оплатить орган соцзащиты (не более 30000 рублей за курс);
по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. Срок реализации до 6 месяцев – 10 749 рублей (ежемесячно).
Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта:
Для решения вопроса оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания).
Орган социальной защиты населения совместно с заявителем разрабатывает программу социальной адаптации, предусматривающую мероприятия, которые направлены на преодоление заявителем (его семьей) трудной жизненной ситуации.
Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждает программу социальной адаптации и принимает решение о необходимости заключения с заявителем социального контракта.
После заключения социального контракта орган социальной защиты населения выплачивает государственную помощь, вид и срок выплаты которой определены в программе социальной адаптации.
* Документы, запрашиваемые органом социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в случае не предоставления их заявителем лично.
Соцконтракт в ставропольском крае что для этого надо
– Мы многодетная молодая семья, недавно взяли ипотеку, переехали в дом. Он был совершенно недостроенный. Я сижу с детьми дома. Муж работает в строительном магазине.
В прошлом году мы случайным образом узнали о социальном контракте. С мужем рассмотрели все направления. Решили, что личное подсобное хозяйство – это оптимальный для нас вариант. Муж из села, я тоже росла в частном доме. У нас всегда были куры, утки, нам это очень близко. Мы решили заниматься птицей – и яйцами, и мясом. Это всё быстро растёт, легко продаётся.
Я приехала в органы соцзащиты на консультацию, мне подробно всё рассказали. Нужно было написать бизнес-план: что я хочу и что мне это даст. Мы сели, расписали, каких кур собираемся заводить, какие корма будем покупать. Расписали, что нам понадобится: поилки, расходные материалы. К нам приходила комиссия, проверила наши жилищные условия. Потом была комиссия по поводу нашего бизнес-плана.
В апреле мы подписали все документы и уже в середине апреля нам перечислили денежные средства. Я оформила самозанятость. И всё. С мая мы уже начали реализовывать яйца, а в июне – уже продавать мясо.
На сегодня у нас 30 несущих кур, первую партию бройлеров и уток мы уже продали. Сейчас у нас вторая партия бройлеров подрастает.
Разводить птицу – это оптимальный вариант для такой семьи, как мы. За ней легко ухаживать, несложно обеспечивать кормом. Такое хозяйство довольно просто совмещать с заботой о семье: малыши мне даже помогают. Им очень нравится следить за инкубатором, когда из яйца постепенно появляется цыплёнок.
Когда мы только переехали сюда, было довольно тяжело и хотелось, чтобы было своё хозяйство: территория и время позволяли. И вот теперь я такой маленький предприниматель. Я знаю, что могу рассчитывать на определённую сумму денег самостоятельно. Узнала, что такое налоги, как этим пользоваться.
Мне кажется, что соцконтракт – это очень важная мера поддержки. Многим малоимущим семьям иногда не хватает какого-то базового старта для того, чтобы начать что-то. А социальный контракт как раз подразумевает это. И ты уже будешь знать, что тебе есть чем питаться, есть что продать и есть на что жить. Это совершенно не сложно, не страшно, на всех этапах помогали сотрудники соцзащиты. Просто стоит один раз в этом разобраться.
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.