социология обеспечивает приращение точных знаний об обществе что составляет ее
Тема 2. Возникновение и развитие социологии. Тема 1. Социология как наука
Тема 1. Социология как наука
1. Предметом социологии является
1) функционирование социальных институтов;
2) деятельность социальных общностей;
3) поведение и социальное взаимодействие отдельных личностей;
4) все перечисленное;
5) ничто из перечисленного.
2. В структуре социологического знания существует направление, изучающее общество в целом, взаимодействие социальных институтов, больших социальных групп, которое называется:
1) прикладная социология;
3) «теория среднего уровня»;
4) фундаментальная социология;
5) теоретическая социология;
7) эмпирическая социология;
8) социальная инженерия.
3. В структуре социологического знания существует направление, изучающее формирование и поведение личности, взаимодействие личностей в малых группах, которое называется:
1) прикладная социология;
3) «теория среднего уровня»;
4) фундаментальная социология;
5) теоретическая социология;
7) эмпирическая социология;
8) социальная инженерия.
4. В структуре социологического знания существует направление, изучающее сферу общественной жизни, функционирование какого-либо социального института, которое называется:
1) прикладная социология;
3) «теория среднего уровня»;
4) фундаментальная социология;
5) теоретическая социология;
7) эмпирическая социология;
8) социальная инженерия.
5. В структуре социологического знания существует часть, включающая теории, объясняющие закономерности и устойчивые тенденции функционирования и изменения общественных явлений и процессов, которая называется:
1) прикладная социология;
3) «теория среднего уровня»;
4) фундаментальная социология;
5) теоретическая социология;
7) эмпирическая социология;
8) социальная инженерия.
6. В структуре социологического знания существует часть, включающая результаты конкретных социологических исследований, которая называется:
1) прикладная социология;
3) «теория среднего уровня»;
4) фундаментальная социология;
5) теоретическая социология;
7) эмпирическая социология;
8) социальная инженерия.
7. В структуре социологического знания существует часть, включающая концепции и доктрины, способствующие лишь приращению знаний общества о самом себе, которая называется:
1) прикладная социология;
3) «теория среднего уровня»;
4) фундаментальная социология;
5) теоретическая социология;
7) эмпирическая социология;
8) социальная инженерия.
8. В структуре социологического знания существует часть, включающая рекомендации и предложения, направленные на решение конкретных общественных проблем, которая называется:
1) прикладная социология;
3) «теория среднего уровня»;
4) фундаментальная социология;
5) теоретическая социология;
7) эмпирическая социология;
8) социальная инженерия.
9. Социология обеспечивает приращение точных знаний об обществе, что составляет ее:
1) прикладную функцию,
2) познавательную функцию,
3) ориентационную функцию,
4) прогностическую функцию
10. Социология позволяет лучше осознать свое место в обществе, понять его механизмы и структуры, что составляет ее:
1) прикладную функцию,
2) познавательную функцию,
3) ориентационную функцию,
4) прогностическую функцию
Тема 2. Возникновение и развитие социологии
1. Кто придумал и впервые употребил понятие «социология»?
2. Укажите, кто из социологов является создателем «формальной социологии».
3. Укажите, кто из социологов является создателем позитивизма.
4. Укажите, кто из социологов является создателем теорий социальных фактов и аномии.
5. Укажите, кто из социологов является создателем «понимающей социологии», «социологии действия».
6. Укажите, кто из социологов является создателем теории социальной системы
7. Укажите, кто из социологов является создателем «интегральной социологии»
8. Укажите, кто из социологов является создателем «органической социологии» и функционализма
9. Укажите, кто из социологов является создателем материалистического понимания истории
10. Укажите, кто из социологов ввел в научный оборот понятие «теории среднего уровня»
11. Кто из классиков социологии разработал такое средство социального исследования как «идеальный тип»?
12. Кто из классиков социологии описал особое состояние общества, названное им «аномия»?
13. Кто из классиков социологии впервые применил для анализа общественных отношений системный подход?
14. Кто из классиков социологии является создателем теории «символического интеракционизма»?
15. Кто из классиков социологии одним из первых создал теорию социальной мобильности?
16. Кто из классиков социологии создал теорию «идеальной бюрократии»?
17. Первый факультет социологии был создан в:
1) Колумбийском университете США;
2) Франкфуртском университете Германии;
3) Чикагском университете США;
4) Оксфордском университете Великобритании;
Социология как наука
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Лекция 1
Социология как наука
Описание слайда:
Учебные вопросы:
Объект, предмет, функции, законы, категории, структура общей и военной социологии
История становления и развития социологии
Описание слайда:
Учебная литература:
Бабосов, Е. М. Социология: учебник / Е. М. Бабосов. – Мн., 2011. – С. 5-57.
Социология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2004. – С. 7–78.
Екадумова И.И. Социология: учеб.-метод. пособие. – Минск: ВА РБ, 2013.
Описание слайда:
Социология (от лат. socius – общество и греч. logos – слово, учение) – наука об обществе или один из способов изучения людей.
В область исследований социологии входят все явления и процессы, обусловленные человеческой активностью, которые характеризуются:
наличием более или менее устойчивых взаимосвязей и взаимоотношений как на межличностном, так и на внутри- и межгрупповом уровнях;
наличием общих черт, присущих различным группам индивидов в силу единства усвоенных ими норм;
отображением в сознании людей;
закрепленностью в правилах, нормах и ценностях.
Описание слайда:
Объект социологии – это общество и его элементы, а также вся совокупность социальных связей и отношений.
Предметом социологии выступает совокупность связей и отношений, в рамках которых осуществляется взаимодействие личностей, социальных групп, общностей, организаций и институтов в конкретных исторических условиях.
Описание слайда:
Функции социологии:
Познавательная функция обеспечивает приращение знания, просвещение и информирование.
Прогностическая функция состоит в выработке научно обоснованных знаний о тенденциях развития социальных процессов и их возможном будущем состоянии.
Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой.
Организационно-технологическая функция состоит в разработке социальных технологий (социальных проектов) для их последующего практического использования при достижении поставленных целей.
гуманистическая функция заключается в том, что социология может способствовать улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию социальных отношений.
Идеологическая функция социологии состоит в формировании идеалов, ценностей, распространяемых в сфере образования, политики и СМИ.
Описание слайда:
По масштабам предмета исследований в социологии выделяются:
Общесоциологические теории, которые претендуют на описание и объяснение жизни общества в целом (теория общественно-экономических формаций К.Маркса, теория социального действия М.Вебера, структурно-функциональная теория Т.Парсонса, теория обмена П.Блау, теория «многомерной социологии» Дж.Александера и др.).
Описание слайда:
2. специальные социологические теории (частные социологические теории или теории среднего уровня), обобщающие и структурирующие эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания (социология семьи, образования, политики, экономики, армии и т. д.):
теории социальных институтов (социология религии, образования, семьи);
теории социальных общностей (этносоцилогия, социология электората, социология молодежи);
теории специализированных сфер деятельности (труда, спорта, досуга, управления);
теории социальных процессов (теория социального обмена, интеракций, социология социальных изменений);
теории социальных явлений (социология общественного мнения, гендерная социология).
Описание слайда:
3. конкретные социологические теории, сосредоточенные на областях социальной реальности, в которых важную роль играют социальные качества отдельных индивидов (теория групповой динамики, теория малых групп, теории личности).
Описание слайда:
По логическому статусу получаемого знания социология делится на теоретическую и эмпирическую.
Теоретическая социология носит академический характер. В ней вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, отрабатывается методологическая основа социологического познания.
Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, сбором и интерпретацией данных, получением и накоплением знаний, служащих основой для практических рекомендаций и обобщений академического характера.
Описание слайда:
Понятие – это форма мышления, фиксирующая существенные характеристики явлений и процессов и позволяющая ими оперировать.
Категория – это понятие, выражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения в сфере исследований данной науки.
Научные факты – это результаты специальной обработки реальности, представленные в виде особых идеализированных объектов (треугольник, квант, хромосома, рождаемость, лидерство или социальный статус).
Социологические факты – это описание фрагментов реальности (явлений, процессов, событий, объектов) средствами социологии.
Описание слайда:
Упорядочение сведений о социальных фактах позволяет выявить социальные закономерности – объективно существующие, систематически проявляющиеся существенные связи социальных явлений и процессов и социальные законы – существенные, глубинные, всеобщие и необходимые связи социальных явлений и процессов.
Через выявление и систематизацию социальных закономерностей социологи выстраивают социологические теории – системы социологических обобщений, основанные на поддающихся проверке эмпирических данных. Непроверенные и неподтвержденные теории обладают статусом научных гипотез.
Описание слайда:
Научный метод (от греч. methodos – путь, прослеживание, исследование) – это средство или инструмент познания. Методы исследований делятся на качественные и количественные.
Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств социальных объектов.
Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации параметров изучаемых объектов, выявленных при помощи качественных методов.
Описание слайда:
Общенаучные методы:
логико-эвристические, которые позволяют добыть новое знание из истинных посылок (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, аналогия и др.);
философско-аксиологические, задающие перспективу и общеметодологические принципы исследования на основании некоторой исходной ценностно-мировоззренческой установки (диалектический, системный и др.).
Описание слайда:
Социально-гуманитарные методы не применимы в естественных науках и являются для социологии заимствованными из социально-гуманитарных наук (историко-сравнительный метод, анализ документов (история); интервью (психология); анализ знаков и символов (семантика); изучение традиций и стереотипов (культурология) и др.).
Специально-научные методы выработаны социологией на основе различных модификаций или комбинаций общенаучных и социально-гуманитарных методов, адаптированных к целям и задачам конкретных социологических исследований. Многие методы социологии используются в других науках, таких как политология или социальная психология. К методам, выработанным социологией, относятся социологическое наблюдение, контент-анализ (социологический анализ содержания документов), социологический опрос, социологический эксперимент.
Описание слайда:
Военная социология – это специальная социологическая теория, объектом изучения которой является военная сфера жизни общества. Предмет военной социологии – военно-социальные явления, процессы и отношения.
Описание слайда:
Военная социология включает:
общую военную социологию, представляющую социологический ракурс научных знаний о войне и армии;
военно-социологические теории среднего уровня, изучающие различные сферы воинской деятельности, воинскую дисциплину, воинские коллективы (напр., социология воинского труда, военно-служебных отношений, военной политики, военного искусства, военного права, личности воина, воинского коллектива и т. д.);
конкретные военно-социологические исследования, обеспечивающие сбор, описание, систематизацию военно-социологической информации, дающие материал для развития военно-социологических теорий.
Описание слайда:
В военной социологии можно выделить исследования фундаментального и прикладного уровня.
Основные проблемы, которые изучает фундаментальная военная социология, – это наиболее общие проблемы войны и мира, взаимосвязи армии и общества.
В круг проблем прикладных военно-социологических исследований входят состояние воинской дисциплины, вопросы эффективности управления поведением военнослужащих, морально-политической и психологической подготовки войск в ходе учений и реальных боевых действий, морально-психологическая устойчивость, девиантное поведение в армии, межличностные взаимоотношения в воинских коллективах и др.
Описание слайда:
К основным сферам применения результатов военно-социологических исследований относятся:
совершенствование профессионально-психологического отбора;
решение проблем психологической устойчивости личного состава в экстремальных условиях;
межнациональные, межконфессиональные отношения в Вооруженных Силах;
борьба с антисоциальными проявлениями неуставных отношений среди военнослужащих срочной службы;
предупреждение суицидальных происшествий в армии;
разработка мер по предупреждению правонарушений офицерским составом;
семейно-бытовые отношения в семьях военнослужащих и др.
Описание слайда:
Цель науки по О. Конту – «знать для того, чтобы предсказывать, предсказывать для того, чтобы контролировать». Основная работа, составившая ее теоретический фундамент, была проделана с 1890 по 1930 г.
Описание слайда:
Этапы развития социологии
Первый этап – протонаучный (с VII–VI вв. до н.э. до начала XIX в.), когда социология развивалась в русле философии.
Второй этап начался в 40-х гг. XIX в. с выходом в свет работы О. Конта «Курс позитивной философии» (1830–1842 гг.). Облик социологических теорий этого периода определялся установкой на размежевание социологии с теологией и метафизикой.
Третий этап пришелся на конец XIX – начало XX в. и ознаменовался активным развитием эмпирических исследований. В университетах США в 90-х гг. XIX в. открываются первые факультеты социологии.
С середины ХХ в. продолжается четвертый, современный этап развития социологии, который характеризуется тенденцией роста количества философских реконструкций общесоциологических теорий, резким увеличением числа эмпирических исследований, приведшим к увеличению количества отраслевых и специальных социологических теорий.
Описание слайда:
В развитии научной социологии можно выделить два основных этапа – классический и современный.
Классический период развития социологии продолжался с 30-х гг. XIX в. по 20-е гг. ХХ в. Были определены объект, предметное поле, методы социологии.
Современная социология развивается главным образом за счет отраслей и теорий среднего уровня. При этом происходит ее сближение с практикой, уточнение ее предметного поля. Происходит появление новых направлений развития социологии. Современное ее состояние можно оценить двояко: с одной стороны, наметился теоретико-методологический кризис социологии, с другой – возникают достаточно перспективные теории самых разных уровней.
Описание слайда:
Этапы развития российской социологии
1. 60 – 90-е гг. XIX в.
Журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово» и др. поднимают проблемы общественного устройства России. Появляются собственные оригинальные работы первых русских социологов (П. А. Лаврова, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова и др.) по проблемам социальной активности, личности, социального прогресса, разделения труда и др.
Описание слайда:
2. Середина 90-х гг. XIX в. – 20-е гг. XX в.
Известные социологи М. М. Ковалевский, Е. В. де Роберти, П. Ф. Лилиенфельд организовали Школу общественных наук в Париже, где впервые был прочитан курс социологии для русской аудитории.
В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В.М.Бехтеревым образован частный Психоневрологический институт, в котором была создана первая в России кафедра социологии (М.М.Ковалевский, Е.В.де Роберти, П.А.Сорокин и К.М.Тахтарев).
С 1912 г. на историческом факультете Петербургского университета работала социологическая секция.
В 1916 г. учреждено Русское социологическое общество им.М.М.Ковалевского.
В 1918 г. созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах.
в 1919 г. в Петрограде создается Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения.
Описание слайда:
3. 20–50-е гг. ХХ в.
Социология заменена марксистско-ленинской философией. В 1922 г. вышла монография Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма: популярный учебник марксистской социологии», где исторический материализм был представлен в качестве марксистской социологии и провозглашен единственно верной социологической теорией. В том же году из страны было выслано около 160 деятелей науки и культуры, в том числе выдающиеся социологи и философы П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк и др. Позднее, с выходом работы И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», исторический материализм был признан философским знанием, а нефилософское социологическое знание было упразднено, что выразилось в дискуссии 1929 г. в Институте философии Коммунистической академии, результатом которой стал вывод, что социология – это лженаука, выдуманная французским реакционером Огюстом Контом, само слово «социология» не должно использоваться в марксистской литературе.
Описание слайда:
4. 50-е – середина 80-х гг. ХХ в.
Новая институционализация. В 1958 г. по решению ЦК КПСС создана Советская социологическая ассоциация (ССА).
В 1961 г. в Институте философии АН СССР появился научный сектор исследований новых форм труда и быта (заведующий Г. В. Осипов). В том же году в Ленинградском университете создана лаборатория конкретных социальных исследований (заведующий В. А. Ядов). Появляются прикладные социологические лаборатории в Новосибирске, Свердловске, Тарту.
В 1968 г. в Москве образован Институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ), директором которого стал академик А. Румянцев.
В 1974 г. начал издаваться журнал «Социологические исследования».
Описание слайда:
5. С середины 80-х гг. по сей день.
Изданием постановления ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества» (июнь 1988 г.) и приказа «О формировании системы подготовки социологических кадров в стране» (август 1988 г.) специальность «прикладная социология» была преобразована в специальность «социология». принято решение о социологической подготовке студентов всех специальностей через систему обязательных и факультативных спецкурсов.
С 1989 г. социология становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой во всех вузах России. За период с 1989 по 2003 г. в России открылось 105 факультетов, отделений и кафедр социологии. Более 20 тысяч выпускников получили социологическую специальность, преподавали социологию более 4 тысяч человек.
Описание слайда:
Этапы становления социологии
в Беларуси
Социологическая мысль дореволюционного периода
До 20-х гг. ХХ в. социология в Беларуси не была институционализирована. Особенностями возникновения социологии в нашей стране стали:
отсутствие условий для институционализированного развития, прежде всего научных центров и высших учебных заведений;
тесная взаимосвязь с национально-освободительным движением;
отсутствие специальной подготовки у тех, кого можно назвать представителями белорусской социологической мысли.
Описание слайда:
2. Социология советского периода (1917–1991 гг.)
В созданном в 1921 г. БГУ была открыта кафедра социологии и первобытной культуры.
На базе Института белорусской культуры проведены исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем.
В 1965 г. в Минске открыт Институт социологических исследований.
В 1967 г. начали функционировать проблемные социологические лаборатории при БГУ и других ведущих вузах.
В 1968 г. в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований.
Советские социологи приняли участие в работе МСА в 1956 г. в Амстердаме, белорусские социологи – в 1970 г. в городе Варна.
В 1976 г. учреждено Белорусское отделение Советской социологической ассоциации.
В 1978 г. создан сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси.
В 1989 г. открыто отделение социологии и кафедра социологии в БГУ, а в Академии наук БССР создан Республиканский центр социологических исследований (РЦСИ).
В 1990 г. на базе РЦСИ создан Институт социологии АН БССР.
Описание слайда:
3. Постсоветский период
В 1994 г. Белорусское отделение Советской социологической ассоциации преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию (БСА).
С 1997 г. выходит журнал «Социология».
В 2000 г. на основе БСА создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество».
Существенное значение для развития белорусской социологической науки имеют творческие связи, устанавливаемые между учеными как на международном, межрегиональном, так и на внутригосударственном уровне.
Активное участие белорусских социологов в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов, творческие связи с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателями и сотрудниками создают условия для плодотворного развития белорусской социологии.
Описание слайда:
Выводы:
Социология – это наука об обществе или один из способов изучения людей.
Основной вопрос социологии состоит в том, что является определяющей стороной социальной реальности: человек или общество.
Объект социологии – это общество и его элементы, а также вся совокупность социальных связей и отношений.
Современная социология представляет собой разветвленную систему знаний разных уровней и включает в себя:
1) общесоциологические теории;
2) специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня);
3) теории микроуровня.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Томы для индивидуальных реферативных сообщений:
1. Социологическое воображение, его сущностью признаки.
2. Непосредственные теоретические предшественники социологической науки (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон).
3. Основоположники социологии как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, А. Кетле ).
4. Вклад Э. Дюркгейма и М. Вебера в развитие социологии на рубеже XI Х-ХХ вв.
5. Этапы развития социологической мысли.
9. Развитие социологии в Беларуси.
10. Плюрализм современных социологических теорий.
11. Функции социологии как науки.
Определения понятия «социология», данные разными авторами
Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие
мира и пытается объяснить их на основе научного анализа
Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессах, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия. Между многообразными социальными общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения
Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях вышеназванных авторов.
2. Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления)? на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.
3. На основе изучения учебно-методической литературы выделите наиболее важные функции социологии как науки и учебной дисциплины. Перечислите основные функции социологии с кратким определением их сущности.
Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста экономического (юридического) профиля.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 1
а) существует независимо от ученых-социологов; б) определяется путем консенсуса ученых-социологов;
в) определяется мнением большинства ученых-социологов; г) существует в субъективном представлении ученых-социологов.
4. Как первоначально называлась наука об обществе, впоследствии получившая название «социология»?
а) социальная динамика; б) социальная механика; в) социальная статика; г) социальная физика»
5. Труд А. Кетле «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной жизни» имел значение прежде всего для развития: а) общесоциологических теорий; б) специальных социологических теорий;
в) фундаментальных основ социологии; г) эмпирической базы социологии.
6. В истории развития социологической науки М Вебера относят к представителям:
а) этапа предшественников социологии; б) этапа возникновения социологии;
в) классического этапа социологии; г) современного этапа социологии.
7. Кого из представителей социологической науки называют русско-американским социологом?
а) М Ковалевского; б) Т. Парсонса; в) Е. де Роберти ; г) П. Сорокина.
8. В истории развития социологической науки Э. Гидденса относят к представителям:
а) этапа предшественников социологии; б) этапа возникновения социологии;
в) классического этапа социологии; г) современного этапа социологии.
9. Кто из представителей мировой социологии является автором труди «О разделении общественного труда»?
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) П. Сорокин.
10. Хоторнский эксперимент в социологии связан с эмпирическими исследованиями вопросов:
а) влияния индустриализации на среду обитания; б) влияния миграции на условия жизни работников;
в) влияния урбанизации на культурную среду; г) влияния условий труда на рост производительности»
11. Сектор конкретных социальных исследований Института философии и права АН БССР был создан:
а) в 2000 г.; в) 1968 г. ; б) 1990 г.; г) 1921 г.
12. Первым руководителем сектора конкретных социальных исследований Института философии и права АН БССР был:
13. Первым руководителем Проблемной научно-исследовательской социологической лаборатории БГУ был:
а) Г. П. Давидюк ; б) С. Д. Лаптенок ; в) И. Н. Лущинский ; г) Ю. Г. Юркевич.
14. Кафедра социологии и первобытной культуры БГУ была создана:
а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.
15. Первым из перечисленных современных белорусских социологов ученую степень доктора социологических наук получил:
16. Институт социологии АН Республики Беларусь был создан:
а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.
18. Белорусское социологическое общество было учреждено:
а) в 2000 п ; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921г.
19. Современным белорусским социологом, которому в 2005 г. решением Ученого совета МГУ ит. Ломоносова присуждена премия имени И А. Сорокина, является:
а) Е. М. Бабосов ; б) Г. П. Давидюк ; в) А. Н. Данилов; г) А. Н. Елсуков
а) комплекс прикладных социологических исследований и эмпирического знания; б) многоуровневый комплекс теорий и типов знания;
в) комплекс социологических теорий среднего уровня; г) комплекс общесоциологических теорий.
21. Структурный функционализм выступает: а) общесоциологической теорией; б) социологической теорией среднего уровня;
в) отраслевой социологической теорией; г) эмпирическим социологическим знанием.
22. Формированию научных представлений об обществе, более целостному восприятию окружающей социальной реальности способствует: а) критическая функция социологии; б) мировоззренческая функция социологии;
в) прогностическая функция социологии; г) управленческая функция социологии.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 2
1. С биологическим организмом, каждый орган которого выполняет определенные функции, сравнивал общество:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
2. В надындивидуальной духовной реальности, основанной на «коллективном сознании», то есть на общности коллективных представлений, чувств, верований и т, д., видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
3. В ориентированных друг на друга социальных действиях видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
4. В общности фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, видел первооснову общества: а) М. Вебер; б) 3. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г, Спенсер.
5. Резкое возрастание роли знания и информации характерно: а) для доисторических обществ; б) для индустриального общества;
в) для постиндустриального общества; г) для традиционного общества.
6. Разрыв, связанный с более быстрыми переменами в материальной жизни и производство по сравнению с изменениями в нематериальной культуре общества, называют: а) аномией общества; б) дисфункциями общества; в) культурным лагом;
7. Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, называют:
а )к ультурным пегом; б) культурными универсалиями; в) социальными нормами, г) социальными ценностями.
8. Культуру отдельных социальных групп, слоев, общностей называют:
а) массовой культурой; б) народной культурой; в) субкультурой; г) элитарной культурой.
9. Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие: а) индивид; в) личность; б) индивидуальность; г) человек.
10. Совокупность интегрированных в индивиде социально-значимых черт, социальных отношений данного общества выражает в социологии понятие: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.
11. Иерархическая структура личности по К. К. Платонову выражает: а) биологическую природу личности;
б) биосоциальную природу личности ; в) психологическую природу личности; г) социальную природу личности.
12. Конкретное место, занимаемое личностью в системе общественных отношений, это:
а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.
13. Положение личности в обществе, обусловленное социальной значимостью выполняемых ею общественных функций,- это: а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.
14. Уникальность, неповторимость, присущие конкретной личности, выражаются в социологии понятием:
a ) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.
15. Иерархическое положение того или иного социального статуса, разделяемое обществом и закрепленное в культуре, общественном мнении,- это: а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) статусный набор.
а) социальная мобильность; б) социальная позиция; в) социальная роль; г) социальный престиж.
17. Прогресс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта называется: а )в оспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.
18. Процесс целенаправленного формирования у индивида социальных навыков, включения его в социальную среду для приобретения им социального опыта называется:
а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.
а) внутригрупповой конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межгрупповой конфликт; г) конфликт между личностью и группой.
20. Американский социолог Джордж Мид в обучении ребенка выполнению ролей взрослых выделял:
а) две стадии; в) четыре стадии; б) три стадии; г) пять стадий.
21. российский социолог В. А. Ядов называет тип личности, наиболее отвечающий объективным условиям данного этапа развития общества: а) базисным типом личности
22. типологию личности в зависимости от соотношения характерных для нее социальных ценностей и соответствующих им средств достижения разработал: а) Р. Мертон; б) В. Г. Немировский ; в) Э. Фромм ; г) В. А. Ядов.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 3
1. Простейшим проявлением социальных связей выступают:
а) социальные взаимодействия; б) социальные институты; в) социальные контакты; г) социальные отношения.
2. Кратковременные, легко прерываемые социальные связи, вызываемые соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах,- это: а) социальные действия; б) социальные контакты; в) социальные отношения. г) социальные факты.
3. Первоначальным и необходимым звеном формирования социальных взаимодействий выступают:
а) контакты заинтересованности; б) контакты обмена; (г) пространственные контакты.
4. Социальные контакты, в которых проявляются индивидуальные черты личности или особенности других социальных объектов, называют: а) контактами заинтересованности; б) контактами обмена; в) пространственными контактами.
5. Зависимость между людьми, реализованная через социальное действие,- это:
а) социальный процесс; б) социальная общность; в) социальная связь; г) социальный факт.
6. Покупка пассажиром газеты в привокзальном киоске является приемом социального :
а) контакта заинтересованности; б) контакта обмена; в) пространственного контакта.
7. Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно обосновал в социологии:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Коят ; г) Т. Парсонс.
8. Ориентация на ответное поведение других людей является у М. Вебера одним из признаков:
а) социального действия; б) социального контакта; в) социального процесса; г) социальною факта
9. Необходимым признаком социального действия по М Веберу является: б) внутренняя мотивация
10). Из выделяемых М. Вебером типов действия наиболее высоким уровнем рациональности обладает:
а) аффективное действие; б) традиционное действие; в) целерациональное действие; г) ценностно-рациональное действие.
11. Действие как единичный акт и одновременно как социальную систему рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т. Парсонс.
12. Действие как непосредственное взаимодействие людей рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т. Парсонс.
13. Система взаимообусловленных социальных действий, когда действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов, называется:
а) социальным взаимодействием; б) социальным движением; в) социальным процессом; г) социальным фактом
14. В структуре действия Т. Парсонса функцию адаптации выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
15. В структуре действия Т. Парсонса функцию целеполагания выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система,
16. В структуре действия Т. Парсонса функцию интеграции выполняет:
а) биологическая система; в) личностная система; б) культурная система; г) социальная система*
17. В структуре действия Т. Парсонса функцию поддержания образца выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
18. Совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных друг с другом и проявляющихся в определенном поведении, называется: а) социальным движением; б) социальным изменением; в) социальным отношением; г) социальным процессом.
19. Одной из форм проявления социальных взаимодействий выступают:
а) социальные отношения; б) социальные признаки; в) социальные теории; г) социальные факты.
20. Социальные отношения, основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании, называются:
21. Социальные отношения, характеризуемые попечительским, заботливо-отеческим, покровительственным стилем, на
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 4
1. Понятие социальной структуры связано с рассмотрением общества как.
а) социальной группы; б) социально-культурной реальности; в) социальной общности; г) социальной системы.
2. Формулировка «Модель устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению:
а) социальной группы; б) социальной общности; в) социальной структуры; г) социального статуса.
3. Социальная система характеризуется:
а) социальной сплоченностью; б) социальным статусом; в) социальной структурой; г) социальным конфликтом.
4. Социальная структура характеризуется: а) горизонтальной упорядоченностью; б) вертикальной упорядоченностью;
в) горизонтальной и вертикальной упорядоченностью; г) отсутствием упорядоченности.
5. Отражением уровня экономического развития общества выступает: а) социально-демографическая структура;
б) социально-классовая структура; в) социально-конфессиональная структура; г) социально-этническая структура.
6. Соотношение работников молодого и предпенсионного возрастов в трудовом коллективе характеризует его:
а) социально-демографическую структуру; б) социально-классовую структуру;
в) социально-профессиональную структуру; г) социально-этническую структуру.
7. Лидерство выступает проявлением: а) групповой динамики; б) социализации личности;
в) социальной стратификации; г) социальной мобильности.
8. Первичные социальные группы характеризуются:
а) половозрастными особенностями; б) профессионально-квалификационными особенностями;
в) социально-экономическими особенностями; г) эмоционально-психологическими особенностями.
9. Престиж конкретных специальностей и учебных заведений влияет на формирование:
а) социально-демографической структуры общества; б) социально-конфессиональной структуры общества;
в) социально-профессиональной структуры общества; г) социально-этнической структуры общества.
11. Работники универмага «Беларусь» представляют собой:
а) вторичную социальную группу; б) неформальную социальную группу;
в) номинальную социальную группу; г) первичную социальную группу.
12. Общественное разделение труда выступает основой:
а) социальной адаптации; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социального неравенства.
13. Общественное распределение результатов труда выступает основой:
а) социальной интеграции; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социальной стратификации.
14. Социальная стратификация выражает:
а) социальную адаптацию; б) социальную дифференциацию; в) социальную интеграцию; г) социальную конфронтацию.
15. Сорокин П. А выделял:
а) один вид социальной стратификации; б) два вида социальной стратификации;
в) три вида социальной стратификации; г) четыре вида социальной стратификации.
16. Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют:
а) социальной группой; б) социальной общностью; в) социальной категорией; г) социальным классом.
17. Одной из характеристик особенностей социальной стратификации конкретного общества выступает:
а) критерий стратификации; б) основа стратификации; в) профиль стратификации; г) роль стратификации.
18. К открытому историческому типу стратификации относится:
а) кастовое общество; б) классовое общество; в) рабство; г) сословное общество.
19. Маргинальные слои населения характеризуются:
а) высоким социальным статусом; б) неопределенным социальным статусом;
в) низким социальным статусом; г) отсутствием социального статуса.
20. Успешная карьера конкретного молодого специалиста является примером:
а) вертикальной мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) групповой мобильности; г) межпоколенной мобильности.
21. Старение нации является характерной особенностью социальной структуры:
а) только белорусского общества; б) всех современных обществ; в) ряда современных стран; г) только постсоветских стран.
22. Основой стабильности и устойчивого социально-экономического развития современных развитых стран выступает:
а) высший слой общества; б) низший слой общества; в) олигархический слой общества; г) средний слой общества.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 5
в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.
в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.
а) социальные группы; б) социальные институты; в) социальные общности; г) социальные организации.
4. Социальные институты представляют собой:
а) системное объединение социальных связей и норм в определенной области деятельности;
б) случайное объединение взаимодействующих в определенной области индивидов;
5. В своем главном назначении социальные институты общества призваны.
в) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов;
г) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.
6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:
7. Приором социального института общества является:
а) Верховный суд Республики Беларусь; б) Международный институт трудовых и социальных отношений;
в) профессиональный союз; г) районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца.
8. Примером социальной организации является:
а) банковская система; б) Вооруженные силы; в) ОАО «Минский тракторный завод»; г) студенческое волонтерское движение.
9. Наука относится: а) к институтам культуры; б) политическим институтам; в) правовым инст-м ; г) экономическим институтам.
10. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:
а) М, Вебер; б) Т. Веблен ; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
11. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял: а) М. Вебер; б) Т. Веблен ; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
12. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:
а) М. Вебер; б) Т. Веблен ; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
13. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:
а) вступления в профсоюзную организацию; б) повышения в должностной иерархии;
в) проявлении индивидуальных личностных качеств; г) успешной сдачи служебной аттестации.
14. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:
а )к лановой; б) нуклеарной ; в) расширенной; г) родственной.
15. Форму брат, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:
18. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют: а) матриархальной семьей; б) неотрадиционной семьей; в) патриархальной семьей; г) эгалитарной семьей.
19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:
а) к примитивному обществу; б) первобытному обществу; в) доиндустриальному обществу; г) индустриальному обществу.
20. Обязательным уровнем образования для граждан Республики Беларусь является:
а) профессионально-техническое образование; б) общее среднее образование; в) базовое образование; г) последипломное образование.
21. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:
22. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:
а) неформальную власть социальной организации; б) организационное пространство социальной организации;
в) организационную культуру социальной организации; г) формальную власть социальной организации.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 6
1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:
а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т. д., называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; в) сплошным ; б) монографическим; г) точечным.
4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; б) монографическим; в) сплошным; г) точечным.
5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется: а) валидностью ; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.
6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:
а) валидностью ; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.
7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:
а) аналитическим ; б) оперативным; в) полевым; г) сплошным.
8. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
9. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода: а) анкетного опроса; б) интервью; в) социометрического опроса; г) экспертного опроса.
10. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает:
а) валидность ; б) гетерогенность ; в) гомогенность ; г) репрезентативность.
11. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется: а) закрытым; б) контактным; в) открытым; г) сложным.
12. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
13. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:
а) активное продуцированию гипотез; б) локальность изучаемой ситуации;
в) оперативность получения информации; г) совместимость с другими методами.
14. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
15. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:
а) количественным анализом; б) контент-анализом ; в) традиционным анализом ; г) формализованным анализом.
17. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация ; г) человек.
18. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют: а) интервальной; б) метрической; в) номинальной ; г) ранговой.
19. Тип графического изображения данных согтологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют: а) гистограммой ; б) диаграммой; в) кумулятой ; г) полигоном.
20. Начальным этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) согласование темы исследования.
21. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о результатах ; в) разработка программы исследования; г) формулировка выводов и рекомендаций.
22. Примером качественного метода социологического исследования является:
а) анкетирование; б) контент-анализ ; в) стандартизированное интервью; г) фокус-группа.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 7
3. Представление об историческом процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции принадлежит:
а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту ; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
4. Представление об историческом прогресс как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу ; г) П. Сорокину.
5. Представление об историческом процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической, основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму ; 6) О. Конту; в) К. Марксу ; г) П. Сорокину.
6. Представление об историческом процессе как о широких интегральных социокультурных факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
7. Признание факта усложнения организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще: а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволюционному направлению в социологии.
8. Признание того, что основой социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюциошюму направлению в социологии.
9. Признание того, что никакая однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития человечества, что помимо экономических не меньшее значение имеют и другие факторы, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюционному направлению в социологии.
10. Социальные изменения происходят:
а) на макр о- и микроуровне; б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.
11. В строгом научном смысле понятие «социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:
а) имеет более узкое значение; б) имеет более широкое значение; в) не связано по значению; г) тождественно по значению.
а) социальное движение; б) социальное изменение; в) социальный контроль; г) социальный процесс.
13. Важнейшим признаком всякого социального развития является:
а) маятниковость ; б) направленность; в) необратимость; г) цикличность.
14. Автором теории «стадий экономического роста» является:
а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу ; г) А. Турен.
15. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:
а) антагонистические стороны социального развития; б) взаимоисключающие стороны социального развития;
в) взаимосвязанные стороны социального развития; г) тождественные стороны социального развития.
17. Глобализация современного мира связана с интернализацией:
а) всех сторон жизни стран и народов; б) культурных отношений стран и народов;
в) политических отношений стран и народов; г) экономических отношений стран и народов.
а) социальное движение; б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.
19. Общие цели социального движения и способы га достижения определяются: а) на стадии формирования движения;
б) на стадии мобилизации движения; в) на стадии формализации движения; г) на завершающей стадии движения.
20. Примером социального движения является: а) Белорусский республиканский союз молодежи;
б) социальное волонтерство; в) Всемирная федерация профсоюзов ; г) экономическая система.
21. Какое из приведенных утверждений наиболее точное?
а) молодежь выступает нейтральным звеном социальных изменений; б) молодежь выступает объектом социальных изменений;
в) молодежь выступает объектом и субъектом социальных изменений ; г) молодежь выступает субъектом социальных изменений.
22. Движение антиглобалистов, прежде всего, отражает: а) негативную сторону глобализации ;