социальный приют для детей и подростков что это такое
социальный приют для детей
2.3.3.6 социальный приют для детей: Специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной или кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Смотреть что такое «социальный приют для детей» в других словарях:
ГУВУ Социальный приют для детей и подростков — Название учреждения: ГУВУ Социальный приют для детей и подростков … Википедия
Приют (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приют. Приют El Orfanato … Википедия
ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Кировский район Самары — Кировский район Самара … Википедия
Кировский район (Самара) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кировский район. Кировский район Герб … Википедия
Калевала (посёлок) — У этого термина существуют и другие значения, см. Калевала (значения). Посёлок городского типа Калевала Страна … Википедия
Uhtua — Посёлок городского типа Калевала Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия
Калевала (поселок) — Посёлок городского типа Калевала Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия
Калевала поселок — Посёлок городского типа Калевала Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия
Поселок Калевала — Посёлок городского типа Калевала Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия
ГУВУ Социальный приют для детей и подростков
ГУВУ «Социальный приют для детей и подростков»
Альбертов Сергей Георгиевич
Государственное учебно-воспитательное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. В момент открытия приют был расположен на арендованной правительством Москвы земле по адресу Московская область, Истринский район, поселок Снегири, пансионат второго часового завода «Слава». В 2000 году он переехал на место бывшего Детского Дома № 3.
Содержание
О приюте
Приют открыли Постановлением Правительства Москвы № 8 от 09.01.1996 года. [1] Имеет Положение, утверждённое Комитетом по делам семьи и молодёжи [2] Правительства Москвы ныне Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы.
Система размещения детей в приюте — семейная, 6 детей разного возраста и воспитатель. Каждая семья проживает в отдельной трёхкомнатной квартире, имеющей прихожую, гостиную, две спальни, санузел с душем. Все квартиры оборудованы современной мебелью, телевизором, телефоном, играми, игрушками, посудой. На этажах имеются — прачечная с современными стиральными машинами, гладильная и сушильная комнаты. Работает современная парикмахерская, бар, тренажёрный зал, танцевальный зал, бильярдная, спортивный и актовый залы и др.
В системе приюта работает детский сад, начальная, средняя и старшая школы, возраст воспитанников от 3-х до 18 лет. На первом этаже находится медицинский пункт, включающий приёмное отделение, санпропускник, изолятор, кабинеты врачей, процедурную и столовую. На первом этаже также находятся школьные классы, учительская, кабинет завуча.
Вся система обеспечения трудоустройством воспитанников рассчитана на внутренние потребности приюта, коммерческих целей в этой сфере администрация не преследует.
Жизнедеятельность устроена таким образом чтобы ребёнку было удобно в приюте. Со всеми детьми проводится полноценная коррекционная работа. Дети максимально готовятся к самостоятельной жизни, получают образование. Важным аспектом в работе приюта считается создание благоприятной педагогической среды и комфортного психологического климата в коллективах воспитанников и сотрудников. В приюте созданы условия, в которых каждый воспитанник может по-новому оценить свои возможности и перспективы в жизни, каждому предоставлен шанс приобрести позитивно настроенное окружение, каждый может заниматься общественно-полезной деятельностью. Психологи проводят консультации с детьми, беседы, изучают межличностные отношения в социальных семьях.
Педагогический коллектив приюта старается обеспечить безопасность своих воспитанников, ограждая их от опасного для жизни и здоровья воздействия. Этому в большей мере способствует отдалённость приюта от города, отсутствие торговых точек и проводимая работа по предупреждению подростковой наркомании и токсикомании, направленная на обогащение духовных интересов и потребностей, развитие творческих способностей воспитанников, на организацию досуга.
Безусловно, приют не может полностью восполнить утрату семьи, но частично решить эту задачу, наиболее успешно подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе в нашем приюте семейного типа возможно. Принципы организации приюта семейного типа:
Созданы условия, наиболее приближенные к домашним. Каждый ребёнок включается в семье в систему игровой, учебной и трудовой деятельности. Вырабатывается и осуществляется личная программа развития ребёнка.
Приюту удалось добиться достаточно высокого уровня взаимодействия с органами исполнительной власти и общественными учреждениями, которые вносят весомый вклад в развитие нашего приюта.
Так, например, Департамент семейной и молодёжной политики г. Москвы оказывает всемерную и всестороннюю помощь приюту по укреплению и обновлению материальной базы, материально-техническому обеспечению образования, социальной поддержке работников приюта, охране прав, и обеспечению потребностей воспитанников.
Это, безусловно, обеспечивает устойчивое развитие нашего приюта.
Система работы воспитателей
Работа воспитателей в Социальном приюте основана на вахтенном методе работы. Воспитатели работают на семейно-воспитательных группах по одной неделе, следующая неделя для их смены выходная. Сдача и приём смен происходит в понедельник, в этот же день на педагогическом совещании воспитатели знакомятся с поставленными задачами на всю неделю. В течение смены работой педагогического коллектива руководит старший воспитатель. Подобная схема работы позволяет избежать частой смены воспитателей в жизни ребёнка, не допустить различные психологические травмы, связанные с этой причиной; целая неделя даёт возможность воспитателям установить длительную психологическую связь с подопечным. Воспитатели выполняют социальную роль матери в семейно-воспитательной группе, поэтому, учитывают вахтенную систему работы, можно с уверенностью заявить, что с воспитанниками они проводят половину жизни.
Постприютовская адаптация выпускников
В системе воспитательной работы Социального приюта большое внимание уделяется проблеме адаптации выпускника приюта. Как правило, ребята входят во взрослую жизнь, обладая довольно скромным запасом социально-бытовых навыков: им сложно определиться на новом месте, возникают сложности с трудоустройством, учёбой, подчас даже со здоровьем. Для помощи в решении этих и подобных им вопросов администрация приюта разработала целый комплекс организационных, социально-педагогических, правовых, медицинских и иных мер для адаптации выпускников Социального приюта. Обязанности по выполнению этих задач возложены на штатные подразделения учреждения: социальный, правовой отделы, семейно-воспитательные группы, поликлиника, лечебно-оздоровительный комплекс, даже на библиотеку. В числе главных задач для достижения наиболее благоприятного результата определены следующие:
Администрация и педагогический коллектив приюта старается сделать всё возможное, что бы связь ребят с приютом не терялась, здесь их всегда ждут и готовы помочь. Следует отметить, что плоды такой работы есть — ребята обращаются за помощью именно в приют, есть случаи, когда воспитателей приглашали на свою свадьбу выпускники прошлых лет. Несомненно, это направление в работе является одним из ключевых, органично завершающих всю систему социальной реабилитации и адаптации молодёжи Москвы.
История Детского Дома № 3
В 1922-ом году здесь была создана колония для заключённых Лефортовского изолятора г. Москвы. Стала работать ткацкая мастерская, в которой колонисты ткали скатерти; был создан и небольшой кирпичный завод. Затем земли со всеми постройками были переданы Большеалексеевскому племсовхозу, а в 1932 году — сельскохозяйственному техникуму, где готовили животноводов, агрономов по зерновому хозяйству. Каждый студент имел 0,02 га земли для работы и наблюдений за всходами и урожаем. Все работы выполняли студенты. В 1934 году был создан детский дом. Сельскохозяйственный техникум передал детскому дому налаженное хозяйство, коров, свиней, лошадей. В ноябре 1934 года прибыли первые воспитанники из Даниловского приёмника Москвы. Моста через реку Северку не было, переходили по жердям, перекинутым с одного берега на другой. Первым директором был Алексей Червонцев. Сам он выходец из бедной крестьянской семьи, испытавший горести и лишения. Оставшись без родителей, он с восьми лет пошёл зарабатывать себе на кусок хлеба. Став директором, он в работе с детьми проявил свой организаторский талант, любовь и преданность к обездоленным детям, сиротам. Червонцев выступал на торжественных собраниях в соседней деревне Милино, просил колхозников помочь в налаживании жизни в трудкоммуне. Некоторые жители пошли туда работать. Большую помощь в работе оказывал Малинский райком. Детей было свыше 600 человек в возрасте от 9 до 16 лет. Вся площадь коммуны была обнесена высоким забором в три метра высотой. Караульная команда состояла из двадцати семи человек, было шесть постов, ходили три вооружённых патруля. Педагоги сумели зажечь в своих питомцах искру надежды на лучшее будущее. Мебели не было, спали на матрацах на полу. Открыли мастерские: девочки учились шить, мальчики чинили обувь, делали столы, скамейки. Работали в поле, в огороде, заготавливали дрова, отопление было печное. Несли пожарно-сторожевую охрану на расстоянии двенадцати километров. Нужно было подумать и о досуге детей. Собирались в клубе, пели. На спектакли в трудкоммуну приходили жители окрестных деревень.
Вместе с Семёном Афанасьевичем работала Галина Константиновна («Черниговка» в «Педагогической поэме»), его жена, верный друг, помощник. Это педагог с большим творческим запасом. Материнское тепло и любовь щедро дарила она своим питомцам. И они платили ей горячей привязанностью. Её собственные дети были тут же, она не выделяла их. Это была единая, дружная семья. Но вот С. А. Калабалина перевели в Москву. Он возглавил детский дом № 60. Новому директору Белогрудову Александру Аркадьевичу выпала тоже тяжёлая доля. Грянула война. Мужчины уходили на фронт. Их места занимали женщины, старшие воспитанники. Отряд старших ребят вместе с учительницей истории ушёл на строительство оборонительных рубежей вблизи Москвы. Вырыли траншеи для укрытия детей во время воздушной тревоги. Пришёл приказ об эвакуации детей (бомбили станцию Барыбино). Надо было обуть, одеть детей, заготовить продукты для дороги и для жизни в новых условиях. Правительство проявило большую заботу о детях даже в то время, когда враг приближался к Москве. Небольшими группам в автобусах, присланных из Москвы, отправляли детей в столицу, в детский дом № 60. В новых условиях в с. Макушино Челябинской области, Александр Аркадьевич сумел устроить быт и учёбу воспитанников. Помогли местные партийные органы. Старшие дети пошли учиться в ФЗУ, а потом стали работать на фабриках и заводах. А сам Белогрудов ушёл на фронт и вскоре погиб.
После окончания войны детский дом стал культурным центром на селе, а духовой оркестр обслуживал все культурные мероприятия. Был создан драмкружок из сотрудников и детей детского дома. Весной 1947 г. был выделен земельный участок для нужд детского дома. Посадили картофель, стали выращивать овощи. Это было большим подспорьем для питания детей. Заготавливали дрова на зиму. Успешно закончили учебный год. Несколько наших воспитанников поступили в Алапаевский геологический техникум. Дети подрастали, их определяли в ремесленные училища. Они стали работать на фабриках и заводах. А в 1948 гoдy в детском доме № 3 под Москвой был создан дошкольный детский дом для детей погибших воинов. Некоторые сотрудники возвратились из эвакуации и стали работать на прежнем месте.
Жизнь в детском доме постепенно улучшилась. Дорожки, соединявшие корпуса, заасфальтировали. Появилось электричество. Заработала новая водокачка. Появился газ на кухне и в квартирах сотрудников. В этом большая заслуга заместителя директора по хозяйственной части Бахметьева Н. С.
Время шло
И вот уже детский дом занимает первое место в итоге смотра работы детских домов. Директором в то время был Антонов Николай Петрович, опытный организатор, замечательный педагог. Системой трудового воспитания заинтересовалось министерство просвещения Венгерской республики. Детский дом посетили две делегации зарубежных стран. Большую помощь оказывали всегда партийные и советские организации района и г. Москвы, шефы.
Вырос и количественный состав своей парторганизации. Крепла профсоюзная организация. Помощь комсомольцев стала более реальной. Не отставали и пионеры. Они помогали в уборке урожая, принимали участие в подготовке к открытию лагеря. Подсобное хозяйство при детском доме давало возможность улучшить питание воспитанников. Дети работали в огороде, в саду, в поле с момента посадки растений и кончая сбором урожая. Это одно из звеньев трудового воспитания. Традиция трудового воспитания не забыта и по сей день — в Социальном приюте, располагающемся на месте детского дома, у детей к труду формируется бережное и уважительное отношение.
Приют,или место,где живет ребенок перед детским домом.ч2
Пожалуй,пока что все,как будет настроение,продолжу.
ТС, добрый день, а сейчас вам сколько лет? как долго вы держали это в себе? если не секрет
Что приносит дед Мороз? Ребёнка! 🙂
Перед новым годом захотелось написать о чуде, которое с нами всё-таки произошло. Не так давно я здесь пересекалась в комментариях с кандидатами-усыновителями, которые тоже стояли в очереди больше года и никак не могли найти своего ребёнка. Мы тоже такими были, ездили весь год по опекам в городе-миллионнике и в области, везде вставали в очередь (да, в 2020 году у них нет единой электронной очереди до сих пор).
У нас есть своих две девочки, хотелось мальчика (по здоровью больше своих детей завести не получалось), но что бы ни говорили в сми, детей сейчас на усыновление очень мало! Здоровых одиночных почти не найти, предлагают либо сильно больных, либо из одной семьи сразу 3-5 детей, которых нельзя разлучать, либо уже подростков. Нам хотелось маленького, от 2 до 6 лет, но зная такие перспективы мы писали заявления на одного мальчика + ещё одного брата или сестру, любого пола.
Сейчас она уже 2 месяца с нами, подросла и очень бодро развивается, учится новому. Хоть она всего 3 месяца пробыла в «учреждениях», у неё уже был эффект отторжения мира и людей, она предпочитала смотреть на лампочки и другие яркие объекты, а в глаза смотрела буквально секунду и отворачивалась. Не доверяла людям, которые сменялись вокруг неё постоянно 🙁 Она была в роддоме и ещё 2 больницах, пока её не стали предлагать кандидатам (до нас одна пара отказалась, кстати). А в каждой больнице 3-4 медсестры посменно, вот такой круговорот «мам», которых мозг ребёнка отчаянно ищет и пытается привязаться. Из-за коронавируса в больницы перестали пускать волонтёров, которые хотя бы на руках их носили, так что детям оставалось только лежать круглые сутки, на одну медсестру их там 4-6 было в палате, наверняка успевали только переодевать, лечить да кормить, не до развития было. Но попав домой и освоившись за пару недель, она стала очень быстро нагонять упущенное! И в физическом плане, и в психологическом.
У нас впереди ещё много анализов, поездок к врачам из-за недоношенности и материнских «подарочков», возможная операция, ожидание полгода после суда, чтобы можно было усыновлять, но она потихоньку выздоравливает и этот новый год встречает с нами! Шансы того, что у нас её заберут, становятся меньше каждый день. У неё сейчас есть мама с папой и две старших сестры. Думаю, мы многое можем ей дать, учитывая опыт со своими детьми, но она тоже даёт нам возможность получать кучу положительных эмоций от тискания младенчика, от наблюдения за её успехами и новыми умениями, которые она осваивает практически каждый день.
Сложный вопрос, кто чем может помочь
люди помогите кто что знает,
я два года был в дет доме, с с 2 по 4 класс
после я решил навестить этот детдом но мне на это время было уже 20 лет, то есть прошло 11 лет, и меня спросили на что я потратил свои подъемные, а я спросил в ответ какие подъемные? на что мне все по порядку разъяснили что у меня на счету должны были лежать около 200тыс. может больше, рассказали про сберкнижку на которую зачислялись средства, я этих денег не видел, они бы мне не помешали сейчас, да вот только как посмотреть есть ли они у меня еще или нет, я не знаю как, я ходил в банк, но толком мне ничего не сказали, сбер книжка находится у матери, мы в очень враждебных отношениях, помогите, кто знает как проверить счет, как узнать не сняла ли их моя мать вообще, так как про эти деньги и книжку она мне никогда не говорила? про какой то счет я узнал в банке и мне дали все реквизиты но просмотреть что там имеется никто не может, любая информация очень важна
Приют,или место,где живет ребенок перед детским домом.ч3
О деятельности отделения для несовершеннолетних «Социальный приют для детей»
Современное общество предписывает семье исполнение множества функций. Семья призвана обеспечивать экономическую, социальную, физическую и психологическую безопасность и защищенность своим членам. Очень важно, чтобы семья была своеобразным психологическим укрытием от проблем окружающего мира для каждого своего члена, включая несовершеннолетних и недееспособных.
Сталкиваясь с многочисленными повседневными проблемами, связанными с обеспечением жизнедеятельности семьи, многие семьи испытывают трудности в полноценном исполнении всех своих функций. Трудная жизненная ситуация, в которой оказывается семья, прежде всего, нарушает или затрудняет формирование бережных взаимоотношений между членами семьи, лишает их эмоциональной поддержки друг друга. Задача общества – оказать поддержку и помощь семье в преодолении трудных ситуаций, восстановлении нормальной жизнедеятельности.
Наиважнейшей задачей социальных учреждений является оказание помощи детям, которые живут в трудных условиях и нуждаются в особом внимании и заботе. Деятельность учреждений направлена на то, чтобы помочь детям обрести душевный покой, поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других людей, развить социальные навыки общения и поведения.
В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» функционирует отделение для несовершеннолетних «Социальный приют для детей», которое оказывает на бесплатной основе комплексную помощь несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет.
Работа с детьми и подростками в отделении ведется в соответствии с комплексной программой реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними в условиях круглосуточного пребывания «Путь домой». Цель программы: оказание комплексной социальной помощи несовершеннолетним, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
Основными направлениями программных мероприятий являются:
1. Обеспечение временного, приближенного к домашнему, проживания несовершеннолетних с предоставлением комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых), решение вопроса их дальнейшего жизнеустройства.
2. Содействие несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в разрешении заявленных и выявленных социальных, психологических, медицинских и педагогических проблем.
В рамках реализации данной программы за 6 месяцев 2017 года проведено 247 индивидуальных и 118 групповых занятий, 21 несовершеннолетний был обеспечен временным проживанием с предоставлением комплекса социальных услуг.
Кроме работы с несовершеннолетними специалисты отделения тесно взаимодействуют с близким окружением детей, а конкретно с их родителями (законными представителями). Взаимодействие осуществляется в форме привлечения их к участию в родительских собраниях, мастер-классах, детско-родительских тренинговых занятиях, к участию в проводимых на базе отделения праздничных мероприятиях. Данные формы работы с родителями, прежде всего, предполагают их просвещение по вопросам воспитания и развития несовершеннолетних; консультирование по совместному поиску способов и методов решения, выявленных психолого-педагогических проблем несовершеннолетнего; развитие коммуникаций, обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Взаимодействие специалистов и родителей в итоге дает возможность последним пересмотреть свои установки и приоритеты в отношении своих детей, мотивирует их к действию, развитию, что является основополагающим в разрешении обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности семьи.
По результатам работы отделения в первом полугодии 2017 года 16 детей возвращены в родные семьи. Ведь задача отделения не только дать кров и приют ребенку, а попытаться, прежде всего, восстановить либо компенсировать утраченные им семейные связи.
Более подробную информацию о деятельности отделения можно получить
по адресу: г. Мегион, пгт Высокий, ул. Строителей, д. 23.
Доклад на тему: Приют как особый тип социально-педагогического учреждения
Приют как особый тип социально-педагогического учреждения
Социально-экономические преобразования в России в 90-е гг. наряду с позитивными моментами имели целый ряд и негативных: снижение жизненного уровня многих семей, разрушение ее нравственных устоев, утрату жизненно важных человеческих ценностей. Как следствие это привело к росту числа обездоленных детей, детской безнадзорности и беспризорности, ряды которых пополнялись и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что по отношению к такому явлению, как приют для детей-сирот, можно отметить, что отказ родителей от своего ребенка – распространенный, глубоко исторический факт.
Долгое время обездоленными детьми, беспризорниками занимались частные лица и организации, монастыри, а государство стало систематически заниматься ими со второй половины XIX века. Правда, еще при Петре I стали создаваться «сиропитальные госпитали», находившиеся под контролем государства. При Екатерине II под ее покровительством были построены Московский и Петербургский воспитательные дома.
Различется три типа приютов в зависимости от состава поступающих в них детей это, прежде всего приюты для «нравственно – заброшенных» детей. В 1839 году около Риги открыто «Спасательно-воспитательное учреждение» с целью спасения заброшенных и нищенствующих детей от воспитания на путь правонарушений и их воспитания. В 50-е годы подобного рода воспитательные учреждения созданы были в Нарве, Ярославле, Санкт-Петербурге. В 1874 году был открыт Большой исправительный приют для нищенствующих девочек от 4 до 14 лет.
В 1864г. был создан первый приют закрытого типа для осужденных детей. Наиболее известными среди таких учреждений были Руковишниковский, Зубовский, Гаазовский приюты.
К третьему типу относятся приюты для детей, уже отбывших наказание. Таким было, например, Убежище в Санкт-Петербурге. В начале XX века стали открываться приюты для детей, матери которых нуждались в поддержке в связи с военными невзгодами, гибелью кормильцев и необходимостью идти на работу.
Как, правило, эти приюты были небольшими по числу воспитанников и часто функционировали как учреждения семейного типа. Для них была характерна ориентация на трудовое участия детей совместно с воспитателями в самообеспечении, сочетание как принято сейчас говорить, образовательной и профессиональной подготовки. Воспитание во всех приютах носило религиозный характер.
Важными принципами существования приютов были самообслуживание, самоорганизация, подготовка к самостоятельной жизни. Одним из средств воспитания и исправления считался установленный распорядок дня, а также система поощрений и наказаний. Требовалось, чтобы наказание логически вытекало из проступка, а поощрение выражалось в получении (и расширении по мере успехов воспитанника) эмоционально позитивных и желанных для ребят возможностей.
В 20-е годы четко сформировался и принцип трудового воспитания бездомных детей. Труд рассматривался непросто, как средство занять детей и дать определенные знания, умения и навыки, но и как важный источник само обеспечения детского учреждения. Такой подход требовал, чтобы учреждение социальной реабилитации детей строились как воспитательно-образовательные производительные трудкоммунны, в которой среда должна удовлетворять богатой эмоциональности и чуткой возбудимости ребят, давать простор для детской трудовой активности. Жизнь в учреждении должна включать в себя возможность для полезных переключений энергии воспитанников.
В этот период утверждается принцип общественной направленности воспитания в целом, трудового в частности. Безнадзорные и беспризорные дети не всегда понимали и воспринимали общепринятые нормы правила поведения. В связи с этим на детские учреждения возлагалась ответственность организовать их для участия в общественной жизни.
В последние годы в России стали появляться учреждения социальной помощи нового типа- приюты для детей и подростков. Сейчас их в стране более 400. Отправным юридическим актом создания приютов для беспризорных детей в наши дни можно считать Указ Президента РФ от 01.10.1992г. « О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Следующим документом был Указ Президента РФ от 06.09.1993г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», где впервые используется понятие « приют» и создание их рассматривается как основа профилактики детской беспризорности.
Дети, лишенные право жить и воспитываться в семье, согласно закона находятся под опекой и попечительством государства, его защитой, что должно гарантировать наличие условий, как для нормального развития ребенка, так и для специальной реабилитационной работы по устранению дефектов в состоянии его здоровья.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации принято Постановление от 29 марта 2002 года № 25 « Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» определен порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные направления деятельности.
Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функция – обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношении с семьей, с педагогами, сверстниками.
Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Программа реабилитации для каждого воспитанника индивидуальна. Существующие сейчас приюты работают по типовому положению и предназначены для детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет: добровольно обратившихся, подкинутых, утративших семейные, родственные и другие социальные связи, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Основной целью приюта является оказание безнадзорным детям социальной поддержки, организации их временного проживания и содержания, оказание медико-психолого-педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство и всесторонняя реабилитация.
В приют принимаются несовершеннолетние:
— оставшиеся без попечения родителей;
— нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
— испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
— проживающие в неблагополучных семьях;
— подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
— отказавшиеся жить в семье, оставшихся без попечения родителей.
Основными задачами приюта являются:
— участие в выявлении и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
— оказание психологической социальной и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействию возвращению ребенка к родителям;
— содержание в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, находящихся в отделении для несовершеннолетних, осуществление их социальной реабилитации, защиты их прав и законных интересов, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам
— оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать возращению ребенка к родителям или лицам их замещающих, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— содействовать в определении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (помощь в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое учреждение, постоянное или временное трудоустройство подростков, нуждающихся в этом)
В соответствии со своими задачами приют:
— предоставляет временное проживание несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства;
— оказывает первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;
— оказывает комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.;
— выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
— разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.
Приют несет ответственность за реализацию своей образовательной программы по осуществлению социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой работы среди детей и подростков, а также их семей
Направить в приют ребенка могут органы социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, опеки и попечительства, по просьбе частных лиц.
Дети содержатся в приюте от нескольких суток до 6 месяцев, если же в этот срок ребенок не будет устроен, то допускается пребывание и на более длительный период.
Не допускается содержание в приюте с заболеваниями, требующие активного медицинского вмешательства, а также находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, с отсутствием функций самообслуживания, совершивших преступление. Заболевшие в приюте дети госпитализируются в стационары лечебных учреждений.
При приеме уточняются данные несовершеннолетнего, его родителей, или лиц, их заменяющих, фактическое место проживания. Администрация отделения обязана в течение суток известить лиц, отвечающих за воспитание ребенка, о месте его нахождения.
Попав в приют, ребенок проходит несколько воспитательных этапов – от адаптации к условиям приюта до реабилитации. Поэтапная работа воспитателей дает возможность учитывать возрастные особенности ребенка, четко ставить цели в овладении теми навыками, которые необходимы ребенку в данный момент. При этом активизируется процесс самовоспитания, самореализации личности ребенка. Адаптация ребенка в приюте – шаг к его адаптации в обществе.