социальный патруль что это такое
«Наша работа меняет судьбы людей»: кто и как помогает бездомным в Москве
Ростислав Зубков
В Москве работает мобильная служба помощи бездомным гражданам «Социальный патруль». Ее сотрудники патрулируют места, где чаще всего можно встретить бездомных людей, предлагают им помощь, а также выезжают на звонки неравнодушных жителей столицы, которые заметили, что человек в беде. О том, как работает эта организация, «Вечерней Москве» рассказал заведующий отделением мобильных бригад «Социальный патруль» Дмитрий Петряник.
Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Дмитрий пришел в Центр социальной адаптации им. Е. П. Глинки, в который входит «Социальный патруль», в 2013 году. Сначала он занимал должность специалиста по соцработе: выезжал на вызовы горожан, предлагал помощь бездомным, сопровождал их в центр на ночлег и рассказывал, как в учреждении могут помочь вернуться к нормальной жизни. Через несколько лет Петрянику предложили возглавить отделение мобильных бригад, и он согласился.
— Дмитрий Николаевич, расскажите о работе «Социального патруля». Как все устроено?
— Нам в диспетчерскую поступает вызов о том, что бездомному человеку нужна помощь. Оператор фиксирует всю информацию, и далее по названному адресу отправляется бригада. Сотрудники общаются с бездомным человеком и предлагают помощь. Если он соглашается, мы отвозим его в центр. Здесь он может помыться, отогреться, получить чистую одежду, поесть, отдохнуть. Затем к общению подключаются психологи и специалисты по соцработе. Также сотрудники «Социального патруля» приезжают туда, где чаще всего можно встретить бездомных: в парки, скверы, на привокзальные площади.
Я координирую работу мобильных бригад: планирую выезды, слежу за статистикой вызовов и т. д. Мои близкие люди относятся к этой работе с пониманием, считают, что я занимаюсь благородным делом. Им нравится слушать, как благодаря нашей помощи меняются судьбы людей.
— Кто входит в команду патруля?
— У нас работают неравнодушные к чужой беде люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Среди них есть и бывшие бездомные. Их опыт помогает найти общий язык с теми, кому на улицах города помощь требуется сейчас. Сотрудники знают психологию бездомных людей, так как сами вышли из этой среды.
— Какой выезд запомнился вам больше всего?
— Как-то мы помогли бездомному, у которого не было обеих ног. Мужчина несколько лет прожил на улице. Его родная дочь жила в регионе, откуда он уехал больше 10 лет назад. Мы долго его уговаривали сообщить дочери о себе, но он стеснялся своей инвалидности и переживал, что в таком состоянии будет обузой для родного человека. С помощью наших специалистов его все-таки удалось уговорить, и встреча с дочерью состоялась! Было много эмоций. Дочь забрала отца к себе домой без каких-либо колебаний. По сегодняшний день он нам звонит, поздравляет с праздниками и благодарит!
Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
— Многие люди оказываются на улице, но при этом не обращаются за помощью. Как вы думаете, почему? Как это изменить?
— Многие люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и оказавшиеся на улице, действительно стесняются обращаться к нам. Некоторым, например, не нравится то, что в нашем центре нельзя употреблять спиртное. А приезжие в Москву не всегда хотят к нам обращаться, думая, что их родные узнают, в каком они положении, и осудят за асоциальный образ жизни.
Наша задача — показать и объяснить, что не все потеряно в жизни, что жизнь любого человека может измениться в лучшую сторону. И вернуться к нормальной жизни можно. Будет работа, решится вопрос с жильем, появится семья.
— Почему обычным гражданам важно звонить в «Социальный патруль»?
— Главная черта наших горожан — это сострадание к попавшим в беду. Люди, которым не безразлична жизнь другого человека, звонят на горячую линию диспетчерской службы «Социального патруля»*. Каждый звонок важен!
СПРАВКА «ВМ»
В пресс-службе столичного департамента труда и социальной защиты населения «Вечерней Москве» также рассказали, что в марте 2020 года Центр социальной адаптации им. Е. П. Глинки перешел на усиленный режим работы из-за пандемии коронавируса. Так, в приемном отделении центра, пунктах оказания срочной социальной помощи и в мобильных пунктах, расположенных на привокзальных площадях, бездомные могут не только отдохнуть, согреться, поесть и т. д., но также получить медпомощь и бесконтактно померить температуру. Все помещения дезинфицируются, соблюдаются противоэпидемические меры.
Кроме того, с недавних пор подопечные центра, находящиеся на полустационарном обслуживании, могут вакцинироваться от ковида. Для этого их в сопровождении соцработников отвозят в медучреждение, где можно привиться. Осенью бездомных активно вакцинировали от гриппа — за прошедший сезон прививку поставили 265 горожанам без места жительства.
*Если вы увидели на улице бездомного человека, не оставайтесь равнодушными — позвоните в службу «Социальный патруль» по телефону 8 (499) 357-01-80 или 8 (495) 720-15-08.
Помощь бездомным людям: как работает диспетчерская соцпатруля
В Москве людям, оказавшимся без крыши над головой, помогают в Центре социальной адаптации им. Е.П. Глинки и его филиалах. На базе центра работает мобильная служба «Социальный патруль», которая патрулирует столичные улицы и выезжает по вызовам. Единая точка приема обработки вызовов — диспетчерская служба.
Маленький подвиг каждый день
В диспетчерской службе — люди не случайные. Многие из них пришли из социального патруля. Сначала они нарабатывают опыт «в полях»: сами контактируют с бездомными людьми, патрулируют улицы, ездят по вызовам. А потом переходят в диспетчерскую службу.
По словам Геннадия Брежнева, начальника диспетчерской службы, такая интеграция позволяет эффективнее наладить рабочий процесс. Специалисты уже понимают, кто на другом конце провода, какие у него могут быть проблемы и вопросы и как можно помочь. Геннадий Валерьевич рассказал и о других важных принципах построения продуктивной работы диспетчерской.
Система приема и отработки вызовов автоматизирована: диспетчер получает вызов, смотрит онлайн-карту, на которой зафиксировано местоположение машин социального патруля, и передает информацию самой ближайшей к адресанту машине. На этом работа диспетчера не заканчивается.
«Сотрудники соцпатруля обязательно оповещают диспетчера о результате отработки вызова: какая помощь оказана человеку, согласился ли он проехать в Центр за оказанием социальных услуг. У нас есть понимание по каждой ситуации, — рассказывает Геннадий Брежнев, начальник диспетчерской службы, — С наступлением холодов количество звонков возрастает. Нам звонят также люди, которые хотят помочь, и предлагают зимние вещи. Мы рассказываем, куда и когда можно приехать, какие вещи принимаем. В холодное время года такая помощь особенно актуальна».
Большое внимание уделяется подготовке специалистов. За регламентами кроется не только порядок действий. За ними — принципы общения, которые важны при контакте с человеком в трудной жизненной ситуации или теми, кто хочет ему помочь.
«Ключевые правила общения — вежливость и спокойствие», — говорит Геннадий Брежнев.
Сострадание в действии
«До работы в соцпатруле я много лет работала медсестрой. Поэтому желание помогать со мной было всегда. Когда пришла работать в „Социальный патруль“, родные не удивились. Моя семья поддерживает меня в работе. На них она тоже косвенно повлияла: домашние стали внимательнее относиться к бездомным людям и тоже предлагают помощь», — делится Анжелика Жураховская, диспетчер службы «Социальный патруль».
После работы на улицах города Анжелика перешла на работу в диспетчерскую службу. Специалист рассказывает, когда человек звонит на линию и говорит о том, что перед ним бездомный человек, она всегда уточняет: идет ли он на контакт, готов ли он принять помощь, а также уточняет месторасположение человека. Бывает, что люди звонят тогда, когда нужно звонить в скорую помощь. В таких ситуациях сотрудники просят незамедлительно позвонить по номеру 112, чтобы человеку оказали медицинскую помощь.
«На линию звонят и сами люди, попавшие в беду. Они могут спрашивать, как добраться до Центра социальной адаптации им. Е.П. Глинки, и мы им подсказываем, или направляем к месту их нахождения бригаду социального патруля. Звонят и те, кто о помощи бездомным людям не знает, и нужно помочь им сориентироваться», — продолжает специалист.
По ее словам, очень многие люди возвращаются с обратным вызовом. Но уже с другой целью — поблагодарить.
«Конечно, очень радостно на душе, когда слышишь „спасибо“. Люди рассказывают, как поменялась их жизнь. И знать, что ты причастен к этому, — большая радость», — заключает Анжелика Александровна.
Мобильная служба «Социальный патруль»
На улицах Москвы работают бригады мобильной службы «Социальный патруль». Сотрудники службы обходят привокзальные площади, парки, подземные пешеходные переходы и площадки около станций метро и предлагают помощь бездомным людям.
Машины дежурят на пяти привокзальных площадях возле Белорусского, Киевского, Курского, Павелецкого и Ярославского вокзалов. С наступлением холодов автобусы социального патруля переходят на круглосуточный режим и используются как мобильные пункты обогрева. Здесь бездомный человек может согреться, выпить горячего чая и получить теплую одежду, если есть необходимость. Сотрудники службы рассказывают, как получить помощь по выходу из сложной ситуации, где переждать холода и чем могут помочь в Центре социальной адаптации им. Е.П. Глинки. Если бездомный человек соглашается, его привозят в приемное отделение.
Телефон диспетчерской службы «Социальный патруль»: 8 (499) 357-01-80; 8 (495) 720-15-08.
Круглосуточная помощь бездомным людям: как работает диспетчерская соцпатруля
4 февраля 2020 года
Выход из трудной жизненной ситуации или настоящей беды может начинаться с банального — обыкновенного звонка. Иногда один звонок становится началом новой жизни. О том, с чего часто начинается соцподдержка бездомных людей, рассказывают сотрудники диспетчерской службы «Социальный патруль».
В Москве людям, оказавшимся без крыши над головой, помогают в Центре социальной адаптации им. Е.П. Глинки и его филиалах. На базе центра работает мобильная служба «Социальный патруль», которая патрулирует столичные улицы и выезжает по вызовам. Единая точка приема обработки вызовов — диспетчерская служба.
Маленький подвиг каждый день
В диспетчерской службе — люди не случайные. Многие из них пришли из социального патруля. Сначала они нарабатывают опыт «в полях»: сами контактируют с бездомными людьми, патрулируют улицы, ездят по вызовам. А потом переходят в диспетчерскую службу.
По словам Геннадия Брежнева, начальника диспетчерской службы, такая интеграция позволяет эффективнее наладить рабочий процесс. Специалисты уже понимают, кто на другом конце провода, какие у него могут быть проблемы и вопросы и как можно помочь. Геннадий Валерьевич рассказал и о других важных принципах построения продуктивной работы диспетчерской.
Система приема и отработки вызовов автоматизирована: диспетчер получает вызов, смотрит онлайн-карту, на которой зафиксировано местоположение машин социального патруля, и передает информацию самой ближайшей к адресанту машине. На этом работа диспетчера не заканчивается.
«Сотрудники соцпатруля обязательно оповещают диспетчера о результате отработки вызова: какая помощь оказана человеку, согласился ли он проехать в Центр за оказанием социальных услуг. У нас есть понимание по каждой ситуации, — рассказывает Геннадий Брежнев, начальник диспетчерской службы, — С наступлением холодов количество звонков возрастает. Нам звонят также люди, которые хотят помочь, и предлагают зимние вещи. Мы рассказываем, куда и когда можно приехать, какие вещи принимаем. В холодное время года такая помощь особенно актуальна».
Большое внимание уделяется подготовке специалистов. За регламентами кроется не только порядок действий. За ними — принципы общения, которые важны при контакте с человеком в трудной жизненной ситуации или теми, кто хочет ему помочь.
«Ключевые правила общения — вежливость и спокойствие», — говорит Геннадий Брежнев.
Сострадание в действии
«До работы в соцпатруле я много лет работала медсестрой. Поэтому желание помогать со мной было всегда. Когда пришла работать в „Социальный патруль“, родные не удивились. Моя семья поддерживает меня в работе. На них она тоже косвенно повлияла: домашние стали внимательнее относиться к бездомным людям и тоже предлагают помощь», — делится Анжелика Жураховская, диспетчер службы «Социальный патруль».
После работы на улицах города Анжелика перешла на работу в диспетчерскую службу. Специалист рассказывает, когда человек звонит на линию и говорит о том, что перед ним бездомный человек, она всегда уточняет: идет ли он на контакт, готов ли он принять помощь, а также уточняет месторасположение человека. Бывает, что люди звонят тогда, когда нужно звонить в скорую помощь. В таких ситуациях сотрудники просят незамедлительно позвонить по номеру 112, чтобы человеку оказали медицинскую помощь.
«На линию звонят и сами люди, попавшие в беду. Они могут спрашивать, как добраться до Центра социальной адаптации им. Е.П. Глинки, и мы им подсказываем, или направляем к месту их нахождения бригаду социального патруля. Звонят и те, кто о помощи бездомным людям не знает, и нужно помочь им сориентироваться», — продолжает специалист.
По ее словам, очень многие люди возвращаются с обратным вызовом. Но уже с другой целью — поблагодарить.
«Конечно, очень радостно на душе, когда слышишь „спасибо“. Люди рассказывают, как поменялась их жизнь. И знать, что ты причастен к этому, — большая радость», — заключает Анжелика Александровна.
Мобильная служба «Социальный патруль»
На улицах Москвы работают бригады мобильной службы «Социальный патруль». Сотрудники службы обходят привокзальные площади, парки, подземные пешеходные переходы и площадки около станций метро и предлагают помощь бездомным людям.
Машины дежурят на пяти привокзальных площадях возле Белорусского, Киевского, Курского, Павелецкого и Ярославского вокзалов. С наступлением холодов автобусы социального патруля переходят на круглосуточный режим и используются как мобильные пункты обогрева. Здесь бездомный человек может согреться, выпить горячего чая и получить теплую одежду, если есть необходимость. Сотрудники службы рассказывают, как получить помощь по выходу из сложной ситуации, где переждать холода и чем могут помочь в Центре социальной адаптации им. Е.П. Глинки. Если бездомный человек соглашается, его привозят в приемное отделение.
Телефон диспетчерской службы «Социальный патруль»: 8 (499) 357-01-80; 8 (495) 720-15-08.
Бездомным поможет «Социальный патруль»
Наступили холода — самое тяжёлое время для людей, которые по какой-то причине лишились крова. Бездомным на улицах Москвы помогают сотрудники мобильной службы «Социальный патруль». Это одно из отделений Центра социальной адаптации им. Е.П.Глинки, который подчиняется столичному Департаменту труда и социальной защиты населения. В центре людей кормят, дают им тёплую одежду, временный кров, помогают вернуться домой. На дежурство с «Социальным патрулём» выехал корреспондент «СЗ».
Первым делом — согреть
Автобус «Социального патруля» паркуется рядом с Ярославским вокзалом: здесь часто собираются бездомные. На дежурстве сегодня соцработники Виталий Скалкин, Наталья Пылова и Людмила Седова.
— В «Социальном патруле» я уже больше 10 лет, — говорит Виталий. — Поначалу было непривычно: бездомные, грязные, от кого-то запах перегара. А потом понял: у каждого из них что-то в жизни произошло. Не поможешь — пропадут.
В автобусе бездомные могут согреться, выпить чаю. Вот на огонёк заглядывает первый «клиент». Зовут Сергей. Мужчина рассказывает, что приехал из Воркуты на заработки водителем. Но потом потерял права, лишился работы. С горя запил. Уже год живёт на улице возле Ярославского вокзала.
— Пришёл бы раньше, но не знал о «Социальном патруле». А помощь мне нужна. В Воркуте остались жена и пятнадцатилетняя дочка. Но денег на билет до дома нет. А увидеть семью снова хочется, — говорит он, плача. Мужчину успокаивают: с билетом помогут. И даже еды на дорогу дадут.
Выгнали с работы, лишили общежития
Часто о бездомных сообщают горожане. Заявки служба «Социальный патруль» принимает круглосуточно. Недавно позвонили из Щукина: возле метро замерзает молодой мужчина. Выяснилось, что он приехал из Тамбовской области подзаработать на подмосковной стройке, но травмировал ногу. С работы его уволили, из общежития выселили.
— Мы приехали, а он даже ходить толком не мог: так сильно была повреждена нога. Вызвали скорую помощь. Выяснилось: на ноге гангрена, срочно нужна операция. После лечения купили ему билет до дома, — рассказывает Виталий.
Иногда за помощью обращаются вовсе не бездомные. Однажды позвонил встревоженный администратор гостиницы: двоим иностранцам не на что уехать домой.
— Оказалось, это молодые футболисты из Кении. Приехали играть в Россию по контракту, но клуб его расторг. Денег на обратный путь — ни копейки! Говорили парни только по-французски. Общались мы с помощью онлайн-переводчика на мобильном. Довезли их до посольства Кении, а там им уже помогли домой улететь, — вспоминает Виталий.
Они могут вернуться к нормальной жизни
Бездомных привозят в городской Центр социальной адаптации им. Е.П.Глинки на Иловайской улице. Здесь им помогают восстановить документы, кормят, дают одежду, направляют на осмотр к врачу, на консультацию к психологу. Иногородним покупают билеты до дома. Жителям Москвы подыскивают работу. Конечно, если человек уже давно бродяжничает, вернуть его к нормальной жизни непросто. И всё-таки таких случаев немало.
— Привезли мы однажды молодого парня — грязного, оборванного! Из квартиры родные выгнали. Теперь у нас в «Социальном патруле» работает. Недавно женился, — говорит Виталий.
В общем, это очень важно — вовремя помочь. Если вы увидели на улице бездомного человека и ему срочно нужна помощь, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными. Позвоните в «Социальный патруль» по тел. (495) 720-1508 или 112. Звонки принимаются круглосуточно.
Принципы «Социального патруля»: внимательность, доброжелательность, индивидуальный подход
27 января 2020 года
Каждое утро несколько бригад мобильной службы «Социальный патруль» Центра социальной адаптации им. Е.П. Глинки выезжают на улицы города, чтобы помочь тем, кому это необходимо.
В «Социальном патруле» работают социальные работники, некоторые из них раньше сами жили на улице, но благодаря Центру они обрели надежду и начали новую жизнь.
Машины следуют туда, где чаще всего можно встретить бездомных людей. Это привокзальные площади, парки, подземные пешеходные переходы и площадки около станций метро. В холодное время года «Социальный патруль» помогает порядка 100 бездомным людям в сутки. В сильные морозы их число может достигать 150 человек в сутки (для сравнения: летом это порядка 50 человек).
Также автомобили патруля в круглосуточном режиме дежурят на пяти площадях возле Белорусского, Киевского, Курского, Павелецкого и Ярославского вокзалов. Сейчас, с приходом зимы, пять машин службы используются как мобильные пункты обогрева. Многие бездомные люди уже знают, где останавливается автомобили, и сами идут к ним. Здесь можно выпить горячего чая и получить теплую одежду, если в этом есть необходимость.
«Смертность бездомных людей от переохлаждения сократилась в разы по сравнению с прошлым десятилетием. Если в 2002-2003 гг. зимой погибло 1223 человека, то в 2018-2019 гг. благодаря эффективной и комплексной системе помощи — 7. Это связано с качественными изменениями в помощи бездомным людям. Сейчас в Москве, на улице Иловайская, дом 2 работают пункта оказания срочной социальной помощи — одна для обогрева, другой — для обеспечения горячим питанием. Кроме того, в ЦСА им. Е.П. Глинки оказывается масштабная помощь, круглосуточно работает «Социальный патруль», — рассказывает Сергей Тимошенков, директор Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства имени Е.П. Глинки.
Сотрудники патруля предлагают помощь в оказании социальных услуг по выходу человека из сложной жизненной ситуации (например, восстановление документов, покупка билетов до места жительства иногородних бездомных, помощь в трудоустройстве и т.д.). Социальные работники заполняют специальную анкету на каждого.
Дополнять ее, в случае, если бездомный человек захочет воспользоваться услугами Центра социальной адаптации, будут уже в приемном отделении Центр социальной адаптации им. Е.П. Глинки. Здесь он может помыться, получить первую доврачебную помощь, переночевать. Ему выдают одежду и обувь, кормят. Помогают, даже если человек иногородний или не имеет документов, удостоверяющих личность. Зимой также снимается ограничение на прием людей в алкогольном опьянении.
Всего в прошлом году людям без определенного места жительства было оказано более одного миллиона социальных услуг.
«Бездомные люди очень разные. Кто-то понимает свое бедственное положение и сам обращается за помощью, а кто-то много лет скитается по улицам, и их буквально приходится уговаривать. Они не верят, что жизнь можно изменить, и поэтому ничего не хотят предпринимать. Но это же тоже люди! Кто-то должен им помочь», — говорит социальный работник Елена Быкова.
Любой человек может позвонить в диспетчерскую «Социального патруля» и сообщить о местонахождении бездомного гражданина.
«Мы общаемся всегда вежливо, доброжелательно. Нам искренне хочется людям помочь», — добавляет ее коллега Наталья Бодрова.
Позже бригада отправляется по одному из вызовов. Соседи жалуются, что у них в подъезде поселился бездомный человек. Социальный патруль поднимается на нужный этаж, но бездомного человека не застает. Бригада осматривает остальные этажи, их в доме 16.
«Я передам информацию коллегам, которые патрулируют улицы сегодня ночью. Бригада приедет сюда еще раз, наверняка, застанет бездомного человека и предложит ему помощь», — комментирует социальный работник Елена Быкова после обхода.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы