социальные нормы характеризуются тем что они являются

Социальные нормы: понятие, примеры, классификация, функции

социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются

Для благополучия любого общества необходимо, чтобы все его члены при общении и любом другом взаимодействии соблюдали определенные правила – социальные нормы. Сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют, какими бывают, какие функции выполняют и какие сферы жизни общества регулируют.

Что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепринятые и общепризнанные правила поведения, действующие в определённом обществе. Их основная задача заключается в том, чтобы обеспечивать устойчивое и стабильное существование этого общества. Как правило, совокупность действующих социальных норм представляет собой достаточно слаженную систему, отдельные элементы которой взаимно обусловлены.

Суть социальных норм заключается преимущественно в том, что они определяют границы допустимого поведения. Кроме того, они в несколько меньшей мере диктуют, как должны вести себя люди, предписывают определённые формы поведения в той или иной ситуации. Благодаря им функционирование общества приобретает упорядоченный характер.

Социальные нормы возникли тогда, когда люди начали объединяться в первые достаточно крупные сообщества. Тогда стало очевидно, что для нормального существования и выживания этих сообществ все их члены должны соблюдать определённые правила – общепризнанные и нередко обязательные. С тех пор социальные нормы являются неотъемлемым признаком любого общества.

Виды и примеры социальных норм

К социальным нормам относятся все общепринятые правила, регулирующие поведение внутри некоторого социума, независимо от его масштаба. Одни из них являются обязательными, другие – желательными, третьи – просто привычными или традиционными. Условно их можно разделить на несколько больших групп.

1. Обычаи, традиции и ритуалы

Это устойчивые формы поведения, которые не являются обязательными (или даже желательными), но соблюдаются многими членами общества в силу исторических причин.

Обычаи. Это формы поведения, унаследованные от прошлых поколений. Иногда обычаи отождествляются с обрядами, но это неправильно, поскольку обычаи не подразумевают религиозной или мистической составляющей. Это просто общепринятые формы поведения, которые знает, понимает и поддерживает большинство членов общества. К примеру, известным обычаем является толока – форма массовой добровольной взаимопомощи при выполнении срочной тяжелой работы.

Традиции. В отличие от обычаев, традиции не являются наследием прошлых поколений (хотя вполне могут так передаваться). Они формируются спонтанно и становятся частью культуры. Традиция может существовать даже внутри небольшой компании (например, традиция женщины после вступления в брак брать фамилию мужа).

Ритуалы. Это особая форма обычаев, при соблюдении которых необходимо придерживаться неких строгих правил, иначе ритуал теряет смысл. Раньше ритуалы подразумевали религиозный или мистический смысл, но сегодня все они носят светский характер. В качестве примера можно привести задувание свечей на торте (есть два правила: количество свечей должно соответствовать возрасту, и задуть их нужно за один раз).

2. Нормы морали

Нормы морали – это формы поведения, считающиеся правильными и желательными в данном обществе. Интересно, что именно их обычно упоминают в первую очередь, объясняя, что такое социальные нормы. Они отражают общепринятое представление о добре и зле. Их нарушение обычно осуждается, хоть и не влечёт за собой каких-либо серьёзных санкций.

Когда поведение человека оценивается с точки зрения норм морали, в расчёт принимаются не только действия, но и мотивы. Также для норм морали характерно, что большинство людей стремится соблюдать их и без стороннего контроля – благодаря наличию совести, чести и нравственности. К нормам морали относятся честность, справедливость, вежливость, взаимовыручка.

3. Нормы права

В эту группу входят правила, обязательные для соблюдения всеми членами общества. Они носят формальный характер, то есть, тщательно сформулированы и зафиксированы в письменной форме. Их несоблюдение подразумевает наказание, при этом система наказаний также прописана заранее, чтобы исключить неоднозначность и несправедливость при назначении санкций нарушителям. К нормам права относятся, например, налоговое законодательство, правила дорожного движения, закон об обязательной военной службе.

4. Политические нормы

Это правила, регулирующие взаимодействие элементов политической системы, а также определяющие приемлемые способы получения и удержания власти. Они представлены принципами (принципы демократии, свободы слова и совести), а также законодательно-правовыми актами, регулирующими политическую деятельность в стране (в этой части они тесно переплетаются с нормами права).

5. Религиозные нормы

Это совокупность правил, продиктованных определённой религией. Многие из них совпадают с нормами морали и права, также они часто бывают взаимосвязанными с обычаями, содержат определённые ритуалы. В теократических государствах они оказывают сильное влияние на правовые нормы либо даже выполняют их функции. В светских государствах верующие придерживаются их добровольно. Религиозные нормы могут быть непосредственно связаны с религией (например, воскресные посещения церкви) или регулировать области светской жизни (например, венчание).

6. Эстетические нормы

Это правила, определяющие, как выглядит мир вокруг нас. И их гораздо больше, чем можно себе представить. Эстетические нормы определяют архитектуру, дизайн автомобилей, требования к чистоте речи, моду, популярные стили музыки, кино и прочие формы искусства. Они очень быстро меняются, но к счастью, их несоблюдение не грозит слишком серьёзными последствиями.

В качестве интересного примера можно привести золотое сечение, которое было очень популярно в период Высокого Возрождения в европейском искусстве. А современные понятия «китч» и «моветон» обычно подразумевают нарушение эстетических норм.

7. Корпоративные нормы

Даже в небольших организациях со временем формируются определенные правила поведения. При этом некоторые из них могут быть просто популярными и естественными для многих сотрудников, другие же становятся обязательными и диктуются сверху. В крупных компаниях корпоративные нормы обычно имеют формальный характер и закреплены в письменной форме, а их соблюдение считается обязательным для всех сотрудников.

Признаки социальных норм

Многие люди неправильно понимают, что такое социальные нормы, думая, что это обязательно какие-то формальные правила, продиктованные сверху. На самом деле в это понятие входит широкий спектр правил и моделей поведения, которые обладают следующими свойствами:

Функции социальных норм

Мы можем даже не замечать этого, но социальные нормы регулируют все сферы жизни нашего общества. При этом можно выделить три основных функции, к которым сводятся механизмы их влияния:

1. Регулятивная. Это, пожалуй, самая важная функция. Она заключается в регулировании взаимоотношений людей между собой, определении их обязательств и прав по отношению друг к другу, обозначении четких границ, которые нельзя переходить. Нормы, выполняющие данную функцию, могут относиться к одному из трёх видов:

2. Социальная. Суть данной функции состоит в том, чтобы помочь человеку влиться в общество, обеспечив ему полноценную социальную жизнь.

3. Оценочная. Данная функция заключается в формировании представлений о добре и зле. Человек не просто подчиняется общепринятым социальным нормам, он формирует на их основе собственную картину мира.

Формы социальных норм

Социальные нормы – это широкий спектр предписаний и правил. Одни из них распространяются на всё человечество, другие – на отдельные народы и социальные группы, третьи – на небольшие коллективы. Некоторые являются обязательными для соблюдения, другие – лишь желательными. Чтобы разобраться в этом разнообразии, их принято разделять на группы по нескольким принципам. Рассмотрим несколько таких классификаций.

1. По способу закрепления

Здесь имеется в виду то, как передаются и распространяются эти нормы. Одни из них являются общепринятыми, но не закреплены документально. Другие могут быть записаны в виде правил и предписаний, а третьи – обладать юридической силой. Но по данному пункту их принято делить всего на два вида:

Само собой, для некоторых норм это деление весьма условно. К примеру, религиозные или корпоративные нормы могут быть зафиксированы в письменном виде, но могут быть и устными.

2. По масштабу распространения

Как было отмечено выше, социальные нормы – это механизмы, регулирующие взаимодействие людей на разных уровнях. И по этим уровням их разделяют на 4 вида:

Отдельно стоит отметить, что действие групповых норм может распространяться на небольшой коллектив или общность, а может и на социальную группу, включающую не связанных между собой людей.

3. По обязательности исполнения

По данному принципу социальные нормы делятся на два типа:

Довольно часто формальные и неформальные нормы совпадают. Например, верность изначально является неформальной нормой. Но супружеская неверность может стать весомым фактором в бракоразводном процессе. Ложь также осуждается, но в обычной жизни не подразумевает ответственности. Однако ложь под присягой является уголовным преступлением и влечёт за собой серьёзную ответственность.

Заключение

Социальные нормы незримо присутствуют во всех сферах нашей жизни. Они определяют наше положение в обществе, задают тон общения с окружающими, регулируют наши отношения с близкими и посторонними людьми. Именно благодаря наличию социальных норм два совершенно незнакомых человека могут спокойно общаться, не боясь обидеть или разозлить друг друга неуместной фразой. Это всё происходит настолько естественно, что мы даже не замечаем, насколько сильно зависим от социальных норм. А между тем они существуют столько же, сколько существует человеческое общество, ведь без них оно просто не могло бы существовать.

Источник

Социальная норма

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. [1]

Содержание

Типы социальных норм

Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.
При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

Источник

Социальные нормы и их виды

социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются

социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются

социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются

— правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

— правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

— не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря приведенным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основным критериям:

— способу их формирования (создания);

— способу обеспечения (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм:

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные нормы и т.д. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть фото социальные нормы характеризуются тем что они являются. Смотреть картинку социальные нормы характеризуются тем что они являются. Картинка про социальные нормы характеризуются тем что они являются. Фото социальные нормы характеризуются тем что они являются

Единство правовых норм и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Единство между правом и моралью выражается в том, что:

— в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

— как и нормы права, нормы морали исходят от общества;

— нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

— нормы права и нормы морали выделились из слитных (синкретичных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Право и мораль служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, развитию и духовному возвышению человека, защите его прав и свобод, поддержанию общественного порядка и гармонии. Мораль и право выступают мерой личной свободы индивида, устанавливают границы дозволенного и возможного в регулируемой ими ситуации поведения, способствуют балансу интересов и потребностей. Они являются фундаментальными общеисторическими ценностями, входят в содержание культуры народа и общества, показывают уровень социального прогресса цивилизации.

Вместе с тем нормы права и нормы морали всё же отличаются друг от друга следующими признаками:

Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия.

По форме выражения.

Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей, существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч. Недавние попытки навязать обществу четко сформулированные вышестоящими партийными инстанциями заповеди в виде Морального Кодекса строителя коммунизма («Человек человеку друг, товарищ и брат») вряд ли могут расцениваться как удачный эксперимент. В свою очередь, правовые нормы в современных условиях чаще всего получают письменное выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и т.д.), что повышает их авторитет, придает их требованиям четкость и определенность.

По механизму воздействия. Право может регулировать только поступки людей, т.е. только такие их действия (или бездействие), которые воспринимаются и осознаются самим действующим субъектом как общественные акты, как проявления субъекта, которые выражают его отношение к другим людям. Правовые нормы не могут прямо вмешиваться в мир мыслей и чувств. Правовое значение имеет только то поведение человека или коллектива, которое выражено во вне, во внешней физической среде – в форме телодвижений, действий, операций, деятельности, совершаемых в объективной действительности.

По способу охраны от нарушений.

Последствия аморального, безнравственного поведения также могут быть тяжёлыми и непоправимыми. Однако нарушение нравственных норм, в основном, не влечёт за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Ответственность за нарушение нравственных норм носит иной характер и не имеет строго регламентированной формы и процедуры осуществления. Мораль располагает традиционной и достаточно ограниченной системой санкций. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению или даже принуждению, к нему применяются меры общественного и индивидуального воздействия (замечание, требование извинения, расторжение дружеских и иных взаимоотношений и т.п.). Это ответственность перед окружающими людьми, коллективами, семьёй и обществом, а не перед государством.

По степени детализации.

Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т.д.). Требования морали категоричны и не знают исключений: «не убий», «не солги». Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Давая конкретную формулу правомерного поведения, право стремиться подробно обозначить все варианты запретов. Например, заповедь «не убий» в уголовном законе представлена целым реестром составов: просто убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; и даже – причинение смерти по неосторожности. Кроме этого, как видим, право считает правомерным (при соблюдении установленных в законе условий) причинение смерти в состоянии необходимой обороны, либо при задержании преступника.

Нельзя забывать, что в каждой стране официально признается, по общему правилу, одна единая и единственная система права, которой должно подчиняться все население этой страны. Моральные требования не составляют такой единой и единственной системы. Мораль может дифференцироваться в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным или иным делением общества: господствующая мораль – корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых. Групповая «мораль» особенно криминализированной и маргинализированной частей общества, чаще расходятся с общими для всех граждан правовыми установлениями, чему яркие примеры в немалом количестве можно найти в жизни современного российского общества. Однако их тиражирование через средства массовой информации без должного акцента на негативность и крайнюю патологичность подобных явлений уже приводит к распространению таких субкультур отдельных групп на всё общество (например, в языке бытового общения).

Различия в моральных принципах и моральных установках существуют не только между определенными социальными группами (можно указать на особенности профессиональной этики врачей, юристов, учителей и т.п.), но и между людьми одной и той же социальной группы. Достаточно вспомнить индивидуальный свод морали одного из героев романов Л.Н. Толстого – Вронского: «Жизнь Вронского была тем особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно определяющих все, что должно и не должно делать… Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно; что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно; что обманывать нельзя никого, но мужа можно; что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д.». Понятно, что подобных «индивидуальных» правовых норм не может быть.

По принципу действия. В юридической литературе давно отмечается, что норма права исходит из формального равенства между теми людьми, на которых распространяется ее действие. Право в этом смысле есть применение равного масштаба к разным людям. Например, в современном обществе действуют принципы всеобщего и равного избирательного права, согласно которым все избиратели имеют один голос, хотя кто-то образован, а кто-то не очень, кто хорошо разбирается в политических проблемах, а кто-то хуже и т.д. Но право и не может действовать иначе, потому что оно охраняет и выражает интерес каждого – в данном случае – избирателя, а интересы всех избирателей равны. Мораль не признает этого равенства. По ее канонам, кому больше дано, с того и больше спросится[35].

В связи с этим нельзя категорично утверждать, что право проводится в жизнь только принудительными методами. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Конечно, реализация права представляет собой сложный процесс, в котором используются и методы убеждения, профилактики, воспитания, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Исследования психологов показали, что в обеспечении подчинения правилам такие факторы, как доверие, честность, правдивость и чувство причастности, гораздо важнее принуждения. Как отмечает Г.Дж. Берман, именно тогда, когда праву доверяют, и принудительные санкции не требуются, оно и становится эффективным: кто правит законом, тому незачем присутствовать повсюду со своим полицейским аппаратом. Сегодня это доказано от противного – тем фактом, что в наших городах тот раздел права, санкции которого наиболее суровы, а именно уголовное, оказалось бессильным и не может породить страх там, где оно не сумело создать уважение иными средствами. Сегодня каждый знает, что никакая сила, которую способна применить полиция, не может остановить городскую преступность. В конечном счете преступность сдерживает традиция законопослушания, а она, в свою очередь, как раз и основана на глубоком убеждении, что право не только институт светской политики, но и имеет отношение к высшей цели и смыслу нашей жизни[36]. Тесно соприкасаясь, право и мораль, как правило, поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, в формировании у граждан должной нравственной и правовой культуры, в предотвращении ряда преступлений. Такие преступления, как азартные игры, проституция или наркомания, как правило, не связаны с сознательным желанием причинить вред, а относятся к так называемым «преступлениям без жертв». В данном случае недостаточно упразднить за них обычные уголовные санкции, связанные с заключением или штрафами, высвободив тем самым массу времени и энергии полиции, судов и пенитенциарных органов[37]. Здесь более целесообразно создание новых правовых процедур, как в рамках самих уголовных судов, так и вне их: новых общественных служб типа литургий – для вынесения решений (коль скоро поведение таких лиц антиобщественно), включая участие в них психологов, социальных работников, духовенства, а также членов семьи, друзей, соседей – до, во время и после слушания дела. Большинство правонарушителей отнюдь не больные люди, и мы обязаны подходить к рассмотрению этих дел более гуманно и творчески, осуждая не людей, а их поведение и конкретные условия, порождающие это поведение[38].

Итак, в процессе осуществления своих функций право и мораль должны помогать друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. И задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены. Нравственными и правовыми критериями выступают базовые понятия – добро, зло, честь, достоинство, долг и др., а также принципы – справедливости, гуманизма, уважения, открытости, формального равенства и др.

Эта сложная взаимообусловленность права и морали выражается в том, что эти фундаментальные начала являются всё же общими, универсальными для всей нормативно-регулятивной системы общества. Однако, именно в праве, справедливость как формальное выражение равенства в свободе характеризует в основном внешнюю приверженность нравственности, связанностью с ней лишь только посредством регулятивной формы, а не внутреннего содержания. Приблизительно того же мнения придерживается и В.С. Нерсесянц: «…справедливость входит в понятие права… право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая… только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своём рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. И по смыслу, и по этимологии (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость»[39].

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции. Это может выражаться в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. Часто право не может квалифицировать то или иное деяние как правонарушение (преступление) без соответствующих моральных критериев (подобный поступок – зло), поскольку иначе невозможно правильно определить признаки и меру ответственности за такие, например, деяния как «хулиганство», «оскорбление», «клевета», «унижение чести и достоинства», оценочных понятий «цинизма», «особой жестокости», «корысти», «низменных побуждений», «личной неприязни», «морального вреда» и др., выступающих мотивами и элементами многих правонарушений.

Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий и бесконфликтный. Между ними могут довольно часто возникать острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всём согласуются, а нередко прямо противоречат друг другу. Например, на Руси широко была известна взаимопомощь при поимке преступника на месте преступления, вора при краже или прелюбодея в объятиях чужой жены. Наказание следовало немедленно и не влекло последствий – кровной мести, так как рассматривалось как само собой разумеющееся (совершённое по совести, по обычаю). Еще в советский период многожёнство осуждалось как моралью, так и преследовалось Уголовным кодексом (наказывалось лишением свободы). Между тем, современный Уголовный кодекс РФ в отношении подобных деяний просто молчит, т.е. полностью нейтрален, а в нравственной сфере данный проступок относится к весьма серьёзному аморальному поведению, разрушающему семейный союз как основу нравственной социализации личности и устоев общества.

Причины возникающих противоречий между правом и моралью заключаются в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоёв, групп, классов. Расхождение между правом и моралью вызывается сложностью и противоречивостью, несбалансированностью самой социальной жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней жизненных ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового развития сознания людей, изменчивостью социальных и природных условий и т.д.

Между нормами права и морали могут возникать и конфликтные ситуации, которые негативны не только для отдельной личности, но и для всего общества в целом. Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль. Так, например, нормы российского законодательства (Закон 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека») закрепляют презумпцию «согласия индивида на трансплантацию». Между тем ряд граждан по причине различных моральных и религиозных убеждений категорически против того, чтобы их умерший родственник был донором, однако нормы права требуют проведения трансплантации для спасения жизни иных людей, если умерший при жизни не выразил в установленной форме своё нежелание быть объектом трансплантации. Столь же остра проблема эвтаназии. Одни считают, что моральный долг врача – гуманное прекращение страданий, другие – что аморально вмешательство иных лиц в вопросы жизни и смерти. Сторонники и противники эвтаназии есть и в странах, где она официально разрешена (право дозволяет, а мораль осуждает), и в странах, где она официально запрещена (право запрещает, а мораль разрешает).

Также неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, клонирование (повторение генотипа из стволовых клеток) животных и человека, многоразовое заключение и расторжение брака одним и тем же лицом. Между тем, очевидно, что здесь встаёт другая более острая проблема – нравственных целей и ориентиров для самой науки, научной деятельности и научного эксперимента. Может ли наука, двигаясь по пути прогресса и эволюции, пусть даже в самых благородных целях просвещения и познания научной истины, нарушать моральные императивы?

Последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также создание в 1953 году А.Д. Сахаровым водородной бомбы, способной уничтожить всё живое в радиусе нескольких десятков километров, должно было отрезвить человечество и поставить жирную точку в этом вопросе для всей науки. И дело здесь не в аморальных и беспринципных политиках, которые могут её использовать в своих корыстных интересах, а в самой науке, которая, обожествляя саму себя, оторвалась (отчасти по вине государства) от общества, его нравственной и духовной среды, его насущных жизненных интересов. Она не может быть вне моральных принципов, а, наоборот, должна соблюдать, утверждать и даже бороться за них вместе с активной частью общества, указывая направления взвешенного, а не патологичного прогресса цивилизации. И, к сожалению, право, находясь на передовой социальных изменений, не справляется со сложной задачей сдерживания духовно-нравственных патологий во всех сферах жизнедеятельности общества, а иногда само их усиливает.

Таким образом, удельный вес, сфера действия того или иного регулятора в различные исторические эпохи то расширялась, то сужалась. В нынешних условиях кризисного состояния российского общества и всей цивилизации противоречия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности и обществу. Легализация многих сомнительных форм обогащения, безудержная погоня за наживой и удовольствием неразвитых душ сильно подорвали моральные устои общества.

Изменились социальные и духовные ценности. Мораль неразвитого большинства общества стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, противоправным действиям. В результате обвальной криминализации общества право не эффективно осуществляет свои регулятивные и охранительные функции, иногда просто «не замечает» многие опасные антисоциальные явления.

Необходимо отметить, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой всех правовых систем. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь достичь не удаётся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере уменьшить, ослабить и сгладить, но не снять полностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *