социальное предпринимательство в чем интерес для бизнеса
Как усидеть на двух стульях: бизнес, который улучшает жизни людей
Нужно ли бизнесмену выбирать между прибылью и пользой для общества? Или одно другому не мешает? Социальное предпринимательство — мировой тренд, который важен для миллениалов.
К 2025 году миллениалы будут составлять 75% рабочей силы. Из них 64% откажутся работать в компаниях, которые не практикуют корпоративную социальную ответственность. Поколение Z, наступающее миллениалам на пятки, еще больше озабочено социальными и экологическими проблемами. Перед покупкой 77% из них обязательно загуглит: помогает ваш бизнес обществу или же причиняет ему вред. Поколение Z уверено, что компании не могут закрывать глаза на социальные проблемы и обязаны их решать.
Привет! Меня зовут Виктория Салтыкова. Уже 5 лет я занимаюсь развитием проекта в сфере социального предпринимательства. «Проект Жизнь» в прошлом году привел меня в число номинантов рейтинга «30 до 30» Forbes в номинации «Социальные практики». Но в самом начале пути я даже не знала о том, что такое направление вообще существует. Социальное предпринимательство в России все еще поддернуто дымкой тайны. Давайте разбираться!
Есть вариант просто дать человеку то, в чем он нуждается (и повторить это N раз). А есть другой — научить человека ловить рыбу самому, т.е сфокусироваться на источнике проблемы, тогда полезный эффект будет гораздо выше. Отличие социального предпринимательства от благотворительности в наличии двойной цели: коммерческой и социальной. На этих двух стульях сидеть можно и нужно.
Зачатки социального предпринимательства появились в конце 19-ого — начале 20-ого века.
Например, Иван Михайлович Рукавишников вместе с братьями и сестрами открыл «Дом трудолюбия для занятия трудом бесприютных бедных и нищих», где люди находили убежище, получали оплачиваемую работу и пропитание. В основном он существовал на пожертвования, впрочем, как и другие такие дома.
Все «Дома трудолюбия» закрылись после Октябрьской революции. Советское государство стало монополистом в решении социальных проблем.
Социальное предпринимательство в России и в других странах побежденного социализма активно начало развиваться с 1990 года. Обычно оно поддерживает те сегменты, которые являются слепой зоной государства. «Денег нет, но вы держитесь».
Спектр формулировок этого понятия очень высок. Я приведу в пример определение Фонда Ашока, который первый начал системно поддерживать предпринимательские социальные инициативы:
Это личности с инновационным подходом к решению наиболее актуальных социальных проблем. Они одновременно и мечтатели, и «заядлые» реалисты, которых, прежде всего, беспокоит практическое применение их идей.
«Практичный мечтатель» — это стопроцентное попадание в яблочко (мое сердечко). Да и еще раз да! По моему мнению, социальный предприниматель именно такой человек.
💡 Идея для бизнес моделей должна быть инновационной. Очень важно попасть тренд, который подхватит вашу идею. Ведь много кто брался за решение проблемы и наверняка обжигался. Нельзя идти по тому же пути, нужен новый и более эффективный.
💻 Далее к идее применяем предпринимательский подход. Наш бизнес должен быть коммерческим со стратегическими целями на всех уровнях.
💴 Это обеспечивает экономическую устойчивость и самоокупаемость предприятия. Вы не будете зависеть от пожертвований и внешних грантов, а сможете обеспечивать ресурсами себя сами.
💞Хорошая бизнес модель социального предприятия — та, которая может тиражироваться и масштабироваться. Для её воспроизводства не нужны уникальные ресурсы, которые есть только в вашем регионе. Предприятие способно расти и расширяться с каждым годом.
👯♀️Благодаря всем этим факторам предприятие оказывает социальное воздействие — делает жизнь людей лучше, решает конкретную проблему.
На этом этапе пришлось прошерстить много исследований, потому что единого мнения насчет точного определения, видов социального предпринимательства и методов его оценки в мире нет. На эту тему заводятся дискуссии и ей же посвящаются многие ресерчи. В работе доктора экономических наук Елены Ванкевич есть вот такая табличка, которую я посчитала наиболее понятной и близкой к реальности.
В рейтинге стран с лучшими условиями для социального предпринимательства, составленного благотворительной организацией Thomson Reuters Foundation, Россия сейчас стоит на 23 месте после Филиппин.
Ребята из Москвы — Максим Каракулов и Анвар Кадыров создали сообщество, в котором незнакомые люди безвозмездно дарят вещи друг другу, либо предлагают бесплатную услугу, не требуя ничего взамен.
Миссия проекта — с помощью современных интернет-технологий создать повсеместную социальную практику дарения, сделать дарение каждодневным и повседневным поступком. Ребята хотят создать в мировом масштабе соизмеримую по масштабам экономику дарения. Одна из важнейших задач такой экономики — выравнивание возможностей каждого и достижение более справедливой организации общества.
Результат: 5 млн вещей и услуг подарено. Год основания 2008.
Центр социальных услуг, основанный Ахметгалиевой Мариной из северного города Нягань, Ханты-Мансийск.
Миссия — снижение отказов родственников и предотвращение определения тяжелобольных, инвалидов и граждан пожилого возраста в стационарные учреждения для пожизненного проживания. Центр предоставляет социально-бытовые/медицинские/психологические/педагогические/трудовые/правовые услуги. Форма предоставления услуг — бесплатная, платная, частично платная.
Результат: у 90 % получателей, прошедших реабилитацию, отмечаются позитивные изменения в физическом развитии, формировании навыков самообслуживания, коммуникативных навыков. Год основания 2018.
Производство крем-мёда в маленькой деревне Малый Турыш.
Миссия и небольшая предыстория: отец Гузели Санжаповой владеет пасекой на 69 ульев, но спроса на мёд не было и предприятие не приносило прибыли. Гузель придумала изменить продукт, выпускать крем-мёд с ягодами в стильной упаковке и открыть на месте небольшое производство. В деревне к этому отнеслись скептически: кто будет работать, зачем это вообще надо и т.д. На работу решили принимать бабушек, которые уже давно на пенсии. Но их доверие еще нужно было заслужить, плюс создать для них мотивацию. У них ведь пенсия, свой век доживают, зачем новому учиться, за всю жизнь что ль не наработались?
Результат: ситуация потихоньку начала меняться, когда бабушки и дедушки увидели, что работа эта им по силу, а с заработной платой как-то жить попроще и веселее, можно даже стиральную машину купить. Люди, которые 30 лет не общались и жили за своими заборами, начали создавать коллектив. На производстве даже есть традиция: в три часа дня бабушки собираются за одним столом, пьют чай с мёдом, беседуют и обсуждают совместные планы. Люди, которые доживали своё, начали наслаждаться каждым днём и даже планировать отдых.
Продукция из Малого Турыша продается онлайн и в магазинах ВкусВилл. Производство самоокупается и приносит доход, который вкладывается обратно в развитие предприятия и новых продуктов. У деревни появилась надежда жить и развиваться, а не доживать. Появилась детская площадка, своё производство. Поставка продуктов в деревню, чтобы вы понимали, осуществляется только раз в неделю. Приезжает машина, а бабушки на неделю закупают хлеб и хранят его в холодильнике. Жители мечтают построить клуб и магазин, в котором всегда можно будет найти свежую выпечку и продукты. Думаю, что у них все получится!
Миссия не падает на голову случайно, это закономерность: ты сталкиваешься с проблемой самостоятельно, либо это делает твой близкий человек. Если не первое и второе, то миссия обретается путем наблюдения за окружающим миром и за собой в том числе. Расскажу вам историю обретения миссии для своего проекта в сфере социального предпринимательства:
Когда ты ребенок, твой фокус направлен на весь мир. Потом взросление: выбор университета, первая любовь, установка связей, затем работа, достижения. В один момент ты понимаешь, что практически ничего не знаешь о людях, которые всегда были рядом на этом пути — мама, папа, бабушка, дедушка. На семью постоянно не хватает времени.
Я не знала ответов на банальный спектр вопросов о бабушке: «О чем ты мечтаешь? Как вы познакомились с дедушкой?»
Было сложно сформулировать, что именно внутри меня скребется и беспокоит. Я чувствовала, что упускаю нечто важное. Потом случился поворотный брейншторм, на котором было решено сделать консьерж-сервис для пожилых людей. Мы предлагали общение, помощь по хозяйству, организацию досуга, помогали поддерживать внимание со стороны родственников, знакомили с новыми технологиями и помогали в написании мемуаров.
Так родился «Проект Жизнь». Именно мемуары впоследствии сблизили нашу семью. Я научилась задавать правильные вопросы, слушать и записывать истории. Косьерж-сервис трансформировался в генеалогический центр по восстановлению истории семьи.
Миссия «Проекта Жизнь» — помогать семьям восстанавливать историю рода и сохранять фамильные ценности, инвестировать в развитие генеалогического рынка в России. Мы ищем забытых и пропавших людей, оцифровываем и систематизируем весь семейный архив. Благодаря созданию капсул времени у поколений появляется возможность коммуникации. Каждый человек получает материал для самоанализа. Он может взглянуть сверху на прошлое, проанализировать его и проработать личные вопросы, ответить на вопрос «Кто я?»
Однажды к нам пришел человек с чемоданом, где было 2000 различных документов и сказал: у меня умерли все родственники, я один, это все, что у меня есть. Мы занялись ювелирной работой: вычисляли людей по старым фотографиям, искали зацепки. Человек пришел один, а ушел с историей семьи за спиной. С этим знанием невозможно чувствовать себя одиноким: ты знаешь, что у тебя есть поддержка рода.
Результат: в прошлом году мы сдали более 140 проектов, работая в России и 13 странах. На вырученные деньги с проекта мы создали генеалогический Форум ГЕНТЕХ. На нем можно узнать, как самостоятельно изучать родословную, получить инсайты от самых крутых специалистов на рынке. Премию ГЕНТЕХ мы придумали в начале этого года. Она осветит лучшие российские проекты в области генеалогии. Для номинантов, спикеров и партнеров это хороший способ заявить о себе и найти свою аудиторию. Еще мы часто проводим бесплатные лекции. На сайте пополняем базу знаний по самостоятельному изучению родословной, а в инстаграме делимся лайфхаками и полезными подборками в помощь начинающим генеалогам.
💞 Бизнес может быть социальным и коммерческим одновременно
👍🏻 Миллениалы и поколение Z отдают предпочтение компаниям с социальной направленностью
💡 Социальное предпринимательство представляет собой такую модель организации бизнеса, которая направлена на одновременное достижение устойчивого экономического эффекта и приложения организационных инноваций к решению социальных проблем
💭 Условия для развития рынка социального предпринимательства все еще оставляют желать лучшего. Но, по сравнению с 2016 годом, поддержка государством социальных предприятий усилилась. Это хорошо, т.к взаимодействие социального бизнеса с государственными структурами в теории может оказать более масштабное влияние на решение проблем
🤔 Большая часть населения России не понимает сути социального бизнеса
📢 Из этого вытекает последний пункт: социальное предпринимательство нуждается в информационной поддержке. Простым языком и примерами следует донести его возможности и пользу широкой общественности
Я верю, что маленькие изменения рано или поздно приведут к большим переменам.
Что такое социальное предпринимательство и как стать социальным предпринимателем
Цель большинства бизнесов — извлечь прибыль. Но бывает бизнес, который помогает пенсионерам, инвалидам, детям. Это и есть социальное предпринимательство.
Разберемся, что именно делают социальные предприниматели, какие привилегии у них есть и что нужно бизнесу, чтобы тоже получать помощь от государства.
Содержание статьи
Что такое социальное предпринимательство
Социальное предпринимательство — особая форма бизнеса, которую законодательно утвердили только в 2019 году. Тогда вступил в силу ФЗ №245 — он закрепил понятие социального предпринимательства. Согласно закону, это деятельность, направленная на достижение общественно важных целей и способствующая решению социальных проблем.
При этом бизнес обязательно окупается, а в идеале — приносит прибыль. В этом его главное отличие от некоммерческих организаций — они могут ничего не производить и не продавать, а существовать на пожертвования. В социальном предпринимательстве бизнес работает и создает какой-то продукт: товар или услугу. Большая часть прибыли идет не акционерам или владельцам, а на расширение и масштабирование деятельности.
Давайте на примерах. Если вы просто производите влажные салфетки, это обычный бизнес. А если на производстве работают бывшие заключенные, пенсионеры или матери-одиночки, либо вы делаете салфетки специально для домов малютки, это уже социальное предпринимательство.
О своем деле нам рассказала Наталья Глазова, основатель патронажного центра «Время заботы»:
«В 2016 году я пришла работать в небольшой частный пансионат для пожилых. А после ухода из него решила основать свой патронажный центр. Сейчас у меня сервис, который помогает находить сиделок для пожилых.
Не все близкие могут ухаживать за бабушками и дедушками — у кого-то работа, а кто-то просто не умеет обеспечить должный уровень ухода. Им помогаем мы — тщательно отбираем кадры, прививаем специалистам милосердие, эмпатию и чуткость. Мы уверены в каждом, кого отправляем на заказ. Прибыль от бизнеса пока небольшая, но она есть»
Социальное предпринимательство — это когда бизнес работает на достижение какой-то благородной цели, но он автономен и может обеспечивать себя сам.
Кто может стать социальным предпринимателем
Просто приклеить на дверь магазина вывеску «для пенсионеров» и получить статус социального предпринимателя не получится. Закон четко определяет, кто действительно решает проблемы общества, а кто нет.
Форма ведения бизнеса — индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо — не важна. Главное, чтобы бизнес соответствовал одному или нескольким критериям социального предпринимательства. Вот они:
Формулировки в законе достаточно расплывчатые, и конкретного перечня занятий социального предпринимательства нет, поэтому решение будет приниматься в каждом отдельном случае.
При этом далеко не все, кто фактически занимается социальным предпринимательством, хотят получать соответствующий статус. Такой позиции придерживается Роман Егоров, основатель мастерской протезирования Instep. Вот что он рассказал:
«Я занимаюсь производством протезов для людей с ампутацией рук и ног уже 10 лет. Раньше работал по найму, 9 месяцев назад открыл свою компанию. То, чем я занимаюсь, подходит под статус социального предпринимательства: мы помогаем людям с ограниченными возможностями.
Зарабатываем на производстве протезов и получаем прибыль, а еще стараемся показать обществу, что инвалиды — такие же люди. В прошлом году я организовал бесплатные прыжки с парашютом для 15 людей, в этом году люди из нашего сообщества занимаются вейкбордингом — тоже бесплатно.
Статус социального предпринимателя можно получить, но пока я не хочу этим заниматься из-за бюрократии. Непонятно, какую именно помощь я смогу получить. А то время, которое я потрачу на оформление документов, лучше пустить на развитие бизнеса»
Как стать социальным предпринимателем
Для начала — запустить бизнес, подходящий к требованиям законодательства. Или подумать, не подходите ли вы под них сейчас: например, кружки или дополнительные секции для детей вполне могут претендовать на статус и привилегии социального предпринимательства.
Дальше нужно зарегистрировать ИП или юридическое лицо, если бизнеса еще нет, и действовать по Приказу Минэкономразвития России №773. Согласно ему, чтобы получить официальный статус социального предпринимателя, нужно обратиться в местный орган исполнительной власти, который может взаимодействовать с Министерством экономического развития Российской Федерации с пакетом документов. Как раз сейчас начался прием документов, он продлится до 1 мая.
Когда предоставите документы и напишете заявление, их проверят, а потом сформируют заседание экспертной комиссии. И если ваш бизнес соответствует условиям, вы получите соответствующий документ и сможете претендовать на субсидии, гранты и другие меры поддержки. А в реестре МСП сделают пометку о том, что вы являетесь социальным предпринимателем.
Повторять процедуру нужно раз в год. Если не подтверждать статус социального предпринимателя, пометку снимут.
В процессе нет ничего сложного. Наталья Глазова, основатель патронажного центра «Время заботы», рассказала о своем опыте:
«Ничего сложного в регистрации нет. Я сама не стала заполнять документы, а поехала в центр «Мой бизнес», где с консультантом мы прекрасно все заполнили вместе. В первый раз мне было отказано в статусе социального предпринимателя. Мы внесли правки в документы, и во второй раз не возникло никаких проблем. Сейчас надо повторять процедуру. Сдать документы надо до 1 мая»
Какие привилегии есть у социальных предпринимателей
В 2021 году государство ввело много изменений для бизнеса. Так, социальным предпринимателям (единственным из всех видов бизнеса) будут доступны прямые гранты размером от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Их можно получить через национальный проект «Мой бизнес», если вы будете готовы софинансировать 100% от размера выдаваемого гранта. Деньги можно будет потратить на:
То есть грант можно потратить на то, чтобы обустроить офис или арендовать новое помещение для производства. Все условия можно посмотреть на сайте проекта «Мой бизнес».
Мы поговорили с Еленой Смольской, руководителем брянского ЦИСС. Вот что она рассказала:
«Нормативные акты, регулирующие получение бюджетных грантов социальными предприятиями, пока на обсуждении. Поэтому процесс получения гранта субъектами МСП, реализующими социальные проекты, еще не запущен. Плановые сроки — с середины июля текущего года. Но уже известно, что целевая финансовая поддержка предназначена для предпринимателей, имеющих статус «социальное предприятие», готовых пройти обучение основам социального бизнеса и вложить в свой проект собственные средства, равные сумме гранта.
Сейчас социальному бизнесу очень важно использовать образовавшийся запас времени и успеть получить официальный статус социального предпринимателя — для этого нужно до 1 мая 2021 года подать заявление в уполномоченный орган своего региона. А еще – важная информация! – претендовать на получение статуса могут только те, кто уже вел в прошлом году социально направленную деятельность, соответствующую условиям статьи 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и на момент подачи заявки является субъектом МСП»
То есть бежать подавать документы на грант уже сейчас не надо, их не примут. Главное — успеть получить статус социального предпринимателя, а уже после фиксации отметки о предпринимательстве в реестре можно будет получать финансовую помощь.
Есть и другие меры поддержки — государство периодически создает новые проекты для помощи, а регионы могут устанавливать свои меры поддержки. Например, можно получить:
Форм помощи очень много, и если вам нужна конкретная поддержка — например, материальная — узнайте в местных органах управления, какие субсидии или гранты можете получить.
Социальное предпринимательство — бизнес для добра
Что такое социальное предпринимательство?
Социальное предпринимательство называют «бизнесом для добра». К сожалению, до сих пор возникает путаница в понятиях «социальное предпринимательство» и «социальная ответственность бизнеса», а само явление не очень популярно в российской экономике и даже считается убыточным. Мы расскажем о том, что представляют из себя предприятия, меняющие жизнь людей к лучшему.
Социальное предпринимательство — деятельность, которая направлена на решение социальных, культурных или экологических проблем с помощью бизнеса. Это могут быть:
Не прибыль, а социальная отдача
Социальный предприниматель формирует такую бизнес-модель, главное в которой — не прибыль, а социальная отдача. Многие путают социальное предпринимательство с социальной ответственностью бизнеса. Социальная ответственность крупных фирм всегда направлена на узкий круг потребителей. Так, многие коммерческие компании предоставляют своим сотрудникам различные социальные услуги:
Социальное предпринимательство же в свою очередь направлено на решение значимых общественных задач для широкого круга людей.
Такой вид бизнеса стремится к конкретному позитивному результату. При этом постоянно нужно находить новые методы работы, вовлекая инвесторов. Чтобы социальное предприятие продолжало свое существование, оно должно перейти на самоокупаемость. Кроме того, проект обычно предусматривает расширение, причем не только структурное. Распространение опыта также помогает увеличивать количество общественно значимых предприятий. Этот вид бизнеса в силу новизны еще не прижился в нашей стране и нередко считается убыточным, хотя у социальных предприятий большое будущее.
Виды социального предпринимательства
Социальное предпринимательство бывает двух видов: чистое и с корпоративной социальной ответственностью. В первом случае вся прибыль направляется на помощь нуждающимся. Во втором — только часть дохода.
Социальные предприниматели помогают:
Здравоохранение, туризм, культура, трудоустройство — это те области, которые также входят в зону интересов социального предпринимателя.
Существует много видов деятельности социального предпринимательства:
Многие интересные идеи успешно реализуются в российских городах. Например, курсы переобучения для людей с ограниченными возможностями, магазины с максимальными скидками на товары первой необходимости, социальные парикмахерские.
Бизнес и закон
26 июля 2019 года вступил в силу Федеральный закон 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятие «социального предпринимательства» и «социального предприятия». По закону социальное предприятие вправе получить от государства имущественную, информационную и иную поддержку. Социальный предприниматель также может получить поддержку от общественных организаций, негосударственных фондов. Но и к самому виду деятельности предъявляются определенные требования. Считаться социальным предпринимателем может не каждый.
Сейчас в мире всего менее 3% работников занимается социальным предпринимательством, тем не менее, это вид деятельности — будущее экономики, так как такой бизнес направлен на долгосрочную перспективу улучшения качества жизни людей.
Читайте также:
Интервью: как стать социальным предпринимателем, и почему это выгодно
Социальное предпринимательство — это стремление помочь уязвимым категориям граждан с помощью бизнес-подхода. В России оно начало развиваться с 2008 года, когда был создан фонд «Наше будущее». Его основал Вагит Алекперов, президент и совладелец компании «Лукойл». Фонд оказывает целевую поддержку социальным предпринимателям по всей стране. Организация стала инициатором создания центров по всей России, через которые государство взяло бы на себя кураторство этой темы. С 2013 года власти стали создавать Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) по всей стране. Сейчас их порядка 40.
В Новосибирске такую организацию создали только в текущем году. Центр возглавила Оксана Козырева, которая ранее пять лет руководила алтайским ЦИСС. По ее словам, ЦИСС позволяют добиться максимальной эффективности при работе предпринимателей с властями за счет живого общения и понимания нужд бизнеса.
— Оксана Николаевна, в последнее время понятие социального предпринимательства все чаще встречается в медиапространстве. Почему интерес возник именно сейчас?
— Я думаю, это закономерное развитие этой сферы — центров инноваций социальной сферы становится все больше, а одной из основных их задач является популяризация социального предпринимательства. Кроме этого, с 2019 года вступили изменения в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в части внесения блока по социальному предпринимательству. Там объясняется, что такое «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Также эти поправки говорят о формировании с 2020 года реестра социальных предприятий.
Критерии социального предпринимателя
Суть социального предпринимательства в ведении бизнеса, который улучшает жизнь социально уязвимых категорий граждан. Это люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, пенсионеры, многодетные семьи, выпускники детских домов, люди, вышедшие из мест лишения свободы, люди без определенного места жительства и беженцы. Статус социального предпринимателя включает ряд условий.
— Какая мотивация у людей становиться социальными предпринимателями?
— Зачастую это персональная история, когда личная боль становится мотиватором. Есть люди, которые заходят в эту сферу, исходя из своих компетенций, которые приобретаются опять же из личного опыта. У меня на Алтае была история, когда женщина не могла найти профессиональную сиделку для матери. В итоге, она сама решила заниматься патронажем, купила франшизу службы «Добрые люди» и в ней работает.
Социальные предприниматели — это отдельная группа бизнесменов, которые с одной стороны имеют личную историю и хотят помогать, с другой стороны все же остаются бизнесменами.
— То есть, как и любые предприниматели, хотят заработать денег?
— Именно. Бизнес должен быть доходным, иначе зачем им заниматься? На образовательных программах мы всегда учим, что нужно контролировать финансы. Хотя некоторые предприниматели из этой сферы не любят считать свои деньги. Но нужно понимать, что это не благотворительность. Если доброе дело не приносит дохода, то это не социальный бизнес.
— Но любому бизнесу нужна платежеспособная аудитория. Есть ли она у социального бизнеса?
— С одной стороны есть, с другой — иногда возникают проблемы. Например, люди без определенного места жительства, которые по закону входят в зону интереса социального бизнеса. Но они не платежеспособны, и с ними бизнес не построишь. В этом случае к проблеме подключаются некоммерческий организации, либо предприниматель оказывает услуги такой категории на безвозмездной основе.
— Есть ли интерес инвесторов к социальному предпринимательству?
— Отдельное направление нашей деятельности — работа с инвесторами.
Предприниматели должны четко понимать в какой помощи они нуждаются и с инвесторами должна вестись персональная работа на понимание и осознание этой сферы предпринимательства.
Инвестиции бывают разного формата — финансы, наставничество или, например, в виде предоставления помещений. В Алтайском крае только на пятом году работы мы решили сделать инвестиционный подиум.
Было сложно, потому что большой бизнес не очень понимает социальное предпринимательство. Возникают вопросы, где там деньги и как это работает. Тем не менее, на нашем инвестподиуме был 21 инвестор и 10 субъектов предпринимательства, по итогу заключено четыре сделки. Думаю в Новосибирской области мы к этому процессу подойдем быстрее, учитывая наработанный опыт.
— Какая мотивация у инвесторов?
— Во-первых, это PR-составляющая. Об этом инвесторе будут писать СМИ, его будут знать как человека, который делает хорошие дела. В целом есть проекты, которые интересны и с точки зрения денег. Это высокотехнологичный сектор. Например, какое-то приложение или гаджет для людей с ограниченными возможностями здоровья.
— ЦИСС в Новосибирске уже начал работу. Много обратившихся?
— Мы работаем с 15 июня. К нам обращаются как предприниматели, ведущие бизнес в социальной сфере, так и руководители некоммерческих, общественных организаций и просто физические лица, у которых есть идея начать деятельность в сфере социального предпринимательства.
Естественно, мы познакомились с предпринимателями, получившими в этом году официальный статус социального предприятия. Их пока всего 12. У области огромный потенциал и перспективы развития качественного социального предпринимательства.
— Какие услуги предлагает ЦИСС?
— Консультирование, обучение, содействие в участии в выставках и ярмарках, всевозможных конкурсах и продвижение проектов (брендирование, лендинги, информационные материалы, рекламные ролики). Все услуги для наших клиентов бесплатные.
Часть услуг доступна для всех категорий заинтересованных в развитии социального бизнеса, часть — для имеющих статус социального предпринятия.
— На что вы делаете акцент в обучающих мероприятиях?
— Мы помогаем грамотнее вести бизнес, применять новые инструменты и при этом не упускать из виду и оценивать социальные индикаторы, то есть результат. У кого-то это число реабилитированных, у кого-то число обученных новым профессиям. При выборе темы мы ставим задачу находить наиболее актуальную на данный момент, и приглашаем спикера, виртуозно ею владеющего.
Обучение — это еще и отличный способ найти партнеров и сформировать сообщество единомышленников. Ведь основная наша задача — создание комьюнити социального предпринимательства.
— Какие образовательные программы планируются в Новосибирской области?
— В текущем году у нас одна большая программа «Основы социального предпринимательства». Сейчас мы ведем на нее набор. Она стартует 26 сентября. На образовательную программу планируется провести конкурсный отбор и принять в группу активных и мотивированных. Подробнее расскажем о программе и в целом о социальном предпринимательстве 18 сентября на онлайн-встрече «Знакомство с социальным бизнесом». Туда мы приглашаем всех, кому интересна эта тема. Записаться на встречу и на обучение можно по телефону центра «Мой бизнес» 8-800-600-34-07, доб. 3
В следующем году в планах центра образовательная программа для физлиц и самозанятых, и акселератор для опытных социальных предпринимателей в Новосибирске.
Также планируем работать и в других городах области — Бердске, Искитиме, Барабинске и Куйбышеве.