социальная значимость фильма что это

Особенности кинопредпочтений современной молодёжи

Одним из популярных и увлекательных феноменов как сто лет назад, так и сегодня является кино. Как и любое явление кино вызывает интерес у различных социальных групп. Первые киноисследования стали появляться в самом начале ХХ века, с момента возникновения кино, и носили скорее публицистический, чем социологический характер. В этот период сами производители выступали в роли исследователей, они акцентировали свое внимание на определении роли кино в обществе как такового: собирались данные о кинопредпочтениях зрителей для развития киноиндустрии, а также, кино использовали как средство пропаганды государственных интересов.

Актуальность данной темы обусловлена следующим: во-первых, социально-экономические и культурные трансформации нашего общества изменили кино, его формы взаимодействия с аудиторией, а также повлияли на формирование кинопредпочтений. Во-вторых, исследования показывают, что в процессе просмотра фильмов, зрители приобретают определенные ценностные ориентации, у них формируются социальные установки и интересы, конструируются жизненные планы и паттерны поведения. И, в-третьих, изучение процессов, связанных с созданием кино, важно потому, что в них отражается состояние самого общества, и при изменении кинопредпочтений можно говорить об изменении мировоззренческих структур тех или иных социальных групп.

Как показывают исследования, самой киноактивной возрастной группой является молодежь в возрасте 15—24 лет [2]. Но несмотря на то, что кинематограф является одним из способов проведения досуга среди учащейся молодежи, следует отметить, что, в настоящее время, кино не является самым популярным времяпрепровождением учащихся.: так, волгоградские исследователи выявили, что только 14 % опрошенных выбирают «поход в кино», наряду с «общение с друзьями»(65 %) и «пользование интернетом»(57 %) [1, с. 28—30].

Таким образом, можно сформулировать проблему данной работы: каковы особенности кинопредпочтений молодежных групп. Цель: выявить особенности кинопредпочтений молодежных групп на примере учащихся, а также, сравнить особенности кинопредпочтений и причины кинопосещаемости школьников и студентов. В исследовании был использован метод анкетирования. Были опрошены студенты ТГУ и учащиеся одной из гимназий г. Томска (тип выборки: гнездовая; выборочная совокупность: 175 человек). Основной фокус внимания был сосредоточен на следующих задачах: определение ожиданий зрителей от кинопросмотра, выявление предпочтений в выборе жанра фильма, а также, установление степени влияния тех или иных факторов на «киновыбор». В ходе исследования было сформулировано несколько переменных: значимость кино для респондентов; кино — и жанровые предпочтения; частота посещаемости; факторы, влияющие на «киновыбор»; ожидания респондентов от просмотра кино.

В результате анализа было установлено следующее: во-первых, кино как часть жизни социальных субъектов является местом проведения досуга, выражения чувств и эмоций для одних, и для других, кино — место приобретения информации или средство для получения прибыли.

Большинство опрошенных, как школьников, так и студентов, считают, что «кино — это мощная индустрия, одно из средств получения прибыли». На втором месте «кино как место выражения чувств и эмоций», причем студенты (в большей мере) делают акцент на это, нежели школьники (Табл. 1).

Согласие с различными высказываниями о кино (в %)

Источник

Социальные функции кинематографа

социальная значимость фильма что это. Смотреть фото социальная значимость фильма что это. Смотреть картинку социальная значимость фильма что это. Картинка про социальная значимость фильма что это. Фото социальная значимость фильма что это

Дата публикации: 24.04.2018 2018-04-24

Статья просмотрена: 4773 раза

Библиографическое описание:

Михайлова, Я. Д. Социальные функции кинематографа / Я. Д. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49664/ (дата обращения: 21.12.2021).

Сама сущность кино и все описанные выше процессы в становлении и развитии кинематографа определили его функциональную нагрузку. Доктор социологических наук при НИИ киноискусства М. И. Жабский определял кинематограф как «зеркало и молот преобразования общественной действительности» [1, c. 9] что указывает на две главные задачи кино — отражать и вместе с тем творить, создавать реальность. С одной стороны, кино является способом постижения общественной реальности художником и инструментом познания той же реальности зрителем, с другой стороны кино, транслируя эту реальность, завладевает сознанием зрителя, передает ему определенные эмоциональные смыслы и формирует публику, воздействуя на психику и действуя как механизм «внушения и заражения».

В общей сложности, можно выделить семь основных функций кинематографа.

1. Информационная функция

Кинематограф является одним из средств массовой информации, то есть участвует в процессе информационного обеспечения общества и является носителем социальной информации (памяти, знаний, культуры), сохраняя, накапливая и передавая ее. Однако анализировать и изучать кинематограф лишь как средство массовой информации представляется ошибочным в силу сложности его структуры (здесь необходимо помнить, что кинематограф является также социальным институтом и видом искусства).

2. Коммуникативная функция

Будучи неразрывно связанной с информативной функцией, эта функция отражает социальный аспект кинематографа и ту диалогичность (в понимании М.Бахтина) его природы, о которой мы уже говорили выше. Кинематограф — это диалог мировоззрений, мнений, взглядов, культур. Именно благодаря коммуникативной функции происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте. Акт общения может осуществляться на разных уровнях: между властью и обществом, между странами, народами, социальными группами, индивидами. Кроме того, кинематограф — это общение киноленты со зрителем, ее обращенность к аудитории и ответная реакция аудитории. Недаром М. И. Жабский называл именно публику (а не профессиональную кинокритику) в числе четырех социальных структур (наряду с актерами, режиссерами и продюсерами), результатом деятельности которых и является киноискусство [2, c. 37].

3. Нормативная (идеологическая) функция

Кинематограф является проводником определенной идеологии (в широком смысле этого слова, как понимал ее С.Эйзенштейн), то есть системы мировосприятия, целого сложного комплекса опыта, знаний, обычаев, традиций, нравов, норм, идеалов, морали, соответствующих конкретному обществу. Кинематограф во многом ответственен за ценностные ориентации, которые обеспечивают сохранение общества, его структуры и форм жизни.

Ослабление нормативной функции приводит к падению в социуме престижа духовной культуры, обесцениванию норм морали и нравственности, смене идеалов. Именно эту тенденцию отмечают исследователи в современной жизни части российской молодежи постсоветской России. Например, М. И. Жабский говорит о необходимости социологии кинематографа поднимать вопросы о политическом влиянии кинозрелища и моральной тревоге по поводу его деструктивного воздействия на подрастающее поколение [3]. Как отмечает М. В. Скрипарь в своем исследовании манипулятивного воздействия кинематографа на общество, «процесс формирования ценностных ориентаций молодежи носит стихийный характер», в то время как кинематограф как средство социального управления «позволяет контролировать и повышать эффективность данного процесса» [4, c. 11].

4. Посредническая (политическая) функция

Именно эта роль кинематографа как рычага социального управления специально изучалась С. А. Иосифяном и В. А. Петровским, которые видели в нем средство исполнения «социального заказа по воспитанию социально и политически зрелого молодого поколения» [5, c. 83].

Интересной с точки зрения осуществления кинематографом коммуникативной, нормативной и посреднической функций представляется исследование М. В. Скрипарь, которая выделяет три функции кинематографа в процессе социализации и формирования ценностных ориентаций молодежи. Кинематограф может выступать как:

5. Релаксационная (развлекательная) функция

Эта функция связана с потребностью личности в физической и психологической разрядке. Отдых, расслабление, игра являются обязательными элементами любой культурной деятельности. Киноиндустрия предлагает аудитории широкий спектр фильмов различных жанров (комедия, фэнтези, фантастика, мелодрама, триллер, детектив и многие другие). Разные кинокартины по-разному способны воздействовать на психику зрителя. Эмоциональная разрядка, которую в итоге получает зритель от взаимодействия с произведением искусства, в частности от просмотра картины, принято определять через понятие катарсиса, то есть эстетического очищения, высшего духовно-эмоционального результата эстетического опыта, основанного на сопереживании, активном включении зрителя в экранный мир.

Кино является мощным социально-психологическим средством в освобождении зрителя от фрустраций, напряжения, экзистенциональной тоски, фобий, чувства вины, незащищенности. Оно помогает достичь очищения души и вернуться в повседневность «отдохнувшим», обретшим новое понимание себя и других. Разные жанры по-разному способствуют устранению комплексов и аффектов из психики человека: комедия устраняет чувство напряженности между обществом и индивидом через шутку, осмеяние кумиров, стереотипов, высмеивание проблем; детектив — через утверждение власти закона, провозглашение права личности на защиту от посягательств извне. Появившиеся в1980-е годы фильмы ужасов и их популярность подтвердили потребность современного человека испытывать чувство страха. Переживая смертельные опасности с героями кинокартины, зритель, тем самым снижает уровень своего подсознательного страха, одновременно получая удовольствие от одновременного осознания своей безопасности и спасения.

Однако, по мнению специалистов, перенасыщенность художественной информацией и образностью в современном кинематографе и совершенствование технических средств для создания спецэффектов делают непредсказуемыми психологические реакции человека. Реальные возможности психики человека имеют свои пределы, и проблемы с освоением потока современной экранной культуры могут угрожать сохранению личности человека и здоровью общества в целом.

6. Интеграционная функция

Описывая влияние глобализации на кинематограф, мы уже говорили о том, что скачок в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий стал мощным фактором в объединении человечества, интеграции традиций и культур, распространении потоков информации по всему миру. В этих новых условиях кинематограф создал интернациональную зрительскую аудиторию, сделав кино других стран доступным зрителю в любой точке планеты. Таким образом, являясь одновременно искусством и средством массовой информации, кинематограф обретает особое значение как фактор социальной интеграции и проводник культурной информации.

Обратной стороной глобализации стала унификация стандартов и утрата культурной идентичности отдельных народов. Мировой кинематограф стал проводником чуждых культур с несанкционированными во многих национальных обществах ценностями, моделями мировосприятия и нормами социального поведения.

В заключение этой части хотелось бы сделать вывод о том, что кинематограф является очень мощным социальным институтом, выполняющим ряд важных функций в обществе. Но при нарушении гармонии и чрезмерном ослаблении или усилении отдельных функций, кинематограф может стать проводником деструктивных для конкретного общества тенденций, приводя к искажению его ценностей.

Источник

Соц. снято: общественно важное кино получит приоритетную поддержку

социальная значимость фильма что это. Смотреть фото социальная значимость фильма что это. Смотреть картинку социальная значимость фильма что это. Картинка про социальная значимость фильма что это. Фото социальная значимость фильма что это

Производство социально значимых фильмов будет поддержано государством в первую очередь. Как сообщили нашему изданию в Министерстве культуры, сейчас идет активная разработка программы конкурса таких картин, представить профессиональному сообществу ее планируют в ближайшие два месяца. Темы предложили сами кинематографисты: жизнь в провинции, трудности современной семьи или реакция человека на изменения в цивилизации. «Известия» опросили экспертов, готова ли отечественная индустрия к реализации новой инициативы ведомства. Мнения кинодеятелей разделились.

социальная значимость фильма что это. Смотреть фото социальная значимость фильма что это. Смотреть картинку социальная значимость фильма что это. Картинка про социальная значимость фильма что это. Фото социальная значимость фильма что это

Главное — чувства

История вопроса восходит к декабрьской встрече министра культуры Ольги Любимовой с президентом Владимиром Путиным, в ходе которой глава ведомства заявила о том, что «нам нужен отдельный конкурс социально значимых картин. По сути, это государственный заказ». Президент одобрительно отозвался об инициативе, и вроде бы ничего не должно препятствовать ее претворению в жизнь.

Но эксперты считают, что сложностей и подводных камней здесь немало.

Так, уже существуют конкурсы Минкультуры и Фонда кино, где при выборе проекта для государственной поддержки в обязательном порядке учитывается его актуальность. Непонятно, для чего в таком случае вводить отдельный тендер. Косвенной причиной может быть профицит бюджета министерства, который дает возможность поддержать больше фильмов, чем заявлено, но это можно сделать в рамках уже существующей системы.

С другой стороны, возможно, новый конкурс окажется дополнительным шансом для тех, кому не удалось получить поддержку на других соревнованиях. Смог после неудачи на них доказать, что ты социально значим, — получи финансирование. И кто знает, вероятно, оно будет даже большим, чем могли выделить при победе в классическом питчинге. Получается, что новый конкурс — это и новая бюрократия, и новый экспертный совет, и новые правила игры, которые до конца не ясны.

— Социально значимые темы — это очень широкое понятие, — отметил «Известиям» режиссер и продюсер Алексей Учитель. — Мне кажется, что наш фильм «Стрельцов» — социально значимый, хотя он вроде бы только о спортсмене с непростой судьбой. Сейчас у нас на студии Андрей Кравчук работает над фильмом «Пальмира» — о саперах в Сирии, снимает картину «Земун» дебютант Эдуард Жолнин — это притча о двух братьях в деревне. Я считаю эти картины социально значимыми.

социальная значимость фильма что это. Смотреть фото социальная значимость фильма что это. Смотреть картинку социальная значимость фильма что это. Картинка про социальная значимость фильма что это. Фото социальная значимость фильма что это

Общественная важность темы заключается не в жанровой или тематической характеристике, а в том, как картина подействует на людей, считает режиссер. Детская сказка к определению «социальный фильм» тоже относится, по крайней мере воздействовать она может очень сильно.

Пиарщик и дворник

Сложно выделить сюжет, который нельзя назвать социально значимым. Например, любая профессия героя имеет значение для общества, потому что описывает определенный его срез. Программист и столяр, пиарщик и дворник, фермер и медсестра, таксист и онлайн-репетитор — какую профессию ни возьми, окажется, что в современном российском кино она практически не представлена, а значит, кино не выполняет свою важнейшую, по замечанию продюсера Александра Роднянского, функцию: «проговаривать время». То же можно сказать о местах действия или о времени, в которое сюжет разворачивается. Везде будет нечто потенциально важное для социума, хотя ясно, что для получения финансирования одного этого недостаточно.

— Есть классическая ошибка, которую делают многие на защите своих проектов, — рассказал «Известиям» член экспертного совета Фонда кино Иван Кудрявцев. — «У нас фильм на очень важную тему, — говорят они. — И про очень важных людей. Раньше про них не снимали, а мы теперь снимем». Но фильм не станет нужнее, если он будет, например, про рыбака в Охотском море или про машиниста электропоезда. Нужным он станет, если там рассказана интересная история, а профессия героя — драматическое обстоятельство.

Если картина заставляет думать и чувствовать, тогда она имеет социальный эффект, считает эксперт. Поддерживая общественно важное кино, нужно ориентироваться на концепты, значимые по эффекту, желательно трансграничному. Социально значимое мировое российское кино — такой видится сверхцель.

Вероятно, интрига с кино, выполняющим общественные функции, останется нераскрытой до момента публикации программы конкурса. Но для игроков индустрии, привыкших планировать ходы заранее, всё же важно понимать, на что они смогут рассчитывать в ближайшем будущем в плане поддержки. Пока предложенная тематика кажется им вполне обнадеживающей.

социальная значимость фильма что это. Смотреть фото социальная значимость фильма что это. Смотреть картинку социальная значимость фильма что это. Картинка про социальная значимость фильма что это. Фото социальная значимость фильма что это

— Данная формулировка предполагает концентрацию на человеке, — заметил «Известиям» продюсер Сергей Сельянов. — Будет здорово, если такие истории — человечные и о человеке — будут появляться в большем количестве, чем сегодня.

Ряд опрошенных экспертов, пожелавших сохранить анонимность, относятся к новой инициативе скептически. На рынке сегодня мало конкурентоспособных и просто качественных сценариев, отмечают они. За каждый такой проект идет борьба, и нет никакой нужды распылять государственные средства на большее количество картин. Лучше сосредоточиться на том, чтобы потенциальные художественные и зрительские хиты получили максимум средств. А новый конкурс предоставит лишь новые возможности для манипуляции общественным мнением и помешает нормальной работе.

В любом случае дело за регламентом и подробностями нового конкурса. С их появлением защита проектов, претендующих на поддержку по принципу социальной значимости, может стать центральным по резонансу событием российского кинематографа.

Социально значимое кино и раньше могло претендовать на субсидии государства. Например, в 2020 году каждый проект такого фильма рассчитывал на сумму до 70 млн рублей. При этом поддержка не могла превышать 2/3 стоимости проекта. Для сравнения, на детский фильм или полнометражный мультик ограничение составляло 50 млн, а на авторское и экспериментальное кино — 40 млн. Вероятно, при создании специального конкурса социально значимого кино планка по финансированию еще поднимется, но пока об этом никто не объявлял.

Источник

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)

социальная значимость фильма что это. Смотреть фото социальная значимость фильма что это. Смотреть картинку социальная значимость фильма что это. Картинка про социальная значимость фильма что это. Фото социальная значимость фильма что это

Дата публикации: 16.02.2017 2017-02-16

Статья просмотрена: 756 раз

Библиографическое описание:

Фомичева, И. В. Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому») / И. В. Фомичева, Т. И. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 533-536. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39560/ (дата обращения: 21.12.2021).

Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния современной киноиндустрии на деградацию системы ценностей молодежи, а также дана характеристика кинокартине «Заплати другому», которая несёт в своём сюжете позитивное социально-нравственное воздействие на молодежную аудиторию.

Ключевые слова: киноиндустрия, молодежь, молодежная аудитория, социально-нравственное воздействие, влияние, ценности, ориентация.

This article is devoted to attempt of understanding of completeness of socio-moral influence of the cinema industry on young people.The history of formation of the industry of cinema is described, the place and a role of cinema in human lives and societies is designated. In article the tendency of influence of the modern cinema industry on degradation of system of values of young people is described, and the characteristic is also given to the movie «Pay it forward» which bears positive socio-moral influence on youth audience in the plot.

Keywords: cinema industry, young people, youth audience, socio-moral influence, impact, values, orientation.

В современном мире стремительно развивается киноиндустрия, являющаяся массовым и популярным видом искусства. Кинематограф возник 22 марта 1895 года в Париже благодаря братьям Люмьер. До 1900 года кино оставалось «немым», хотя достоинства звукового кино были оценены лишь в 1930-х гг. Американская фирма «Warner Brothers» стала первой компанией, выпускающей кино со звуком. На сеансах, организованных Люмьерами, демонстрировались 50-ти секундные ролики. Самым популярным из них стала короткометражка под названием «Прибытие поезда». В 1939 г. появилось цветное кино, но в широкий прокат цветные фильмы вышли лишь в 60–70-е года.

Особо быстрыми темпами киноиндустрия развивается в США и Индии, где она активно поддерживается за счет государственных и внебюджетных средств. Голливуд (район Лос-Анжелеса) и Болливуд (район Мумбаи) — это огромные районы города, занятые киностудиями. Болливуд, являясь прототипом Голливуда, выпускает в год около 1000 фильмов, Голливуд — 200 фильмов. В индийском кинематографе отличительной особенностью являются большое количество музыкального и танцевального сопровождения. Американская киноиндустрия делает упор на использование современных технологий — компьютерные спецэффекты и 3D технологии.

Киноиндустрия прочно вошла в жизнь современного человека, став одним из основных видов досуга молодежи, вытесняя чтение литературных произведений. Самой многочисленной аудиторией кино является молодежь, так как именно она ориентирована на проведение досуга в упрощенной форме. Поход в кинотеатр или просмотр фильма в кругу друзей дает молодым людям темы для общения, возможность обсуждения актуальных проблем через призму кинокартин.

Не смотря на такое изобилие жанров, молодые люди отдают своё предпочтение комедийному. Многие даже не задумываются о том, что смотреть и когда смотреть, не имеет значения и смысл фильма, главное — фон, создаваемый кино.

Киноиндустрия, безусловно, влияет на развитие молодежи, и их ценностные ориентиры. Говоря о социально-нравственном воздействии кинематографа, стоит отметить, что это эмоционально-сильный вид искусства, способный побудить зрителя к действию, взглянуть на мир другими глазами, переступить черту своих страхов и пр. Киноискусство способно воздействовать на потребителя как позитивно, так и негативно. Позитивное настроение легко улавливается человеком и воспринимается как доброжелательное наставление. Негативное воздействие заключается в том, что зритель проще усваивает сцены агрессии, грубости, невежества и т. п. Стоит отметить, что некоторые фильмы потрясают сознание, меняя отношение к жизни и окружающим. В этом проявляется социально-нравственное воздействие кинокартин на молодежь. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией и неконтролируемой подачей информации молодежной аудитории, что в итоге пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей молодежи. Часто молодежь становится зависимой от событий или персонажей (актеров) и старается подражать им во всем (в манере поведения, в стиле одежды, интонациях и пр.) фанатично «присваивая» образцы поведения, чаще отрицательных героев кино. Агрессия, цинизм, гордыня, хамство и т. п. гораздо легче усваиваются и чаще воспроизводятся современной молодежью. Гораздо реже молодые люди берут за эталон доброго, отзывчивого, недостаточно состоятельного персонажа, так как это «просто» и «неинтересно».

Несмотря на обозначенную тенденцию, кинокартина «Заплати другому» смогла вызвать обратный эффект, когда зрители захотели быть похожими на главного героя Тревора Маккини — бедного и скромного мальчика. Это произведение вышло в свет в 1999 году. Его автором является американская писательница Кэтрин Райан Хайд. Идея романа «Заплати другому» пришла к Кэтрин после того как ее автомобиль загорелся в неблагополучном районе и к ней на помощь пришли два незнакомца. Этот момент писательница отразила в книге: роман начинается с того как у журналиста Криса загорается автомобиль. В Америке ее роман признан бестселлером и переведен на двадцать языков, а также экранизирован в 2000 году режиссером Мими Ледер. Одноименный фильм пользуется популярностью и сегодня.

В произведении поднимается проблема женского алкоголизма, наркомании и жестокости в взаимоотношениях в подростковой среде. Главным героем является Тревор Маккини — семиклассник, окруженный «проблемными» людьми: Арлин, мать мальчика, страдает алкоголизмом; бабушка, находясь в ссоре с дочерью, кочует по городу и пьянствует; отец бросил семью, предпочитая выпивать с друзьями; однокласснику Тревора не дают прохода старшеклассники, избивая и всячески оскорбляя его. Наблюдая за издевательствами над одноклассником каждый день, Тревор не решается заступиться за него, что вызывает серьезный диссонанс у главного героя. Когда в школе появляется новый учитель — Юджин, жизнь главного героя меняется. Учитель провоцирует своим внешним видом шок у класса, так как он внешне изуродован из-за того, что в подростковом возрасте его отец, находясь в состоянии алкогольного опьянения, облил бензином и поджёг собственного сына.

На первом занятии преподаватель даёт классу задание, которое они должны выполнить в течение года: «Подумайте об идее, как изменить мир, и осуществите её» [1, с. 14]. Стремясь сделать как можно больше добра, у Тревора возникает идея помочь трём другим людям, которые в свою очередь помогут трём другим и так «цепочка добра» распространится по всему миру.

Первый, с кого начал эту цепочку семиклассник — бомж-наркоман (Джерри), которому мальчик предложил пожить в своем гараже, дал еду и одежду. Взамен Джерри чинит машину Арлин (матери мальчика) и спасает девушку, которая хотела сброситься с моста. В свою очередь Арлин делает первый шаг к примирению со своей матерью, и разрешает ей видится с Тревором, при условии, что бабушка бросит пить.

Второе доброе дело Тревора стало попыткой сблизить Арлин и Юджина для того, чтобы они были просто счастливы. В течение всего фильма Юджин и Арлин борются со своими страхами и комплексами.

Однако, подросток даже не осознает, того что он придумал уникальную систему помощи, которая способна изменить мир к лучшему. Даже когда Тревор начал сомневаться в возможности достижения поставленной цели его «детище» распространялось за пределы города и за короткое время коснулось жизни восьми людей. Одним из них стал журналист Крис, у которого сгорела машина, и случайный прохожий, последователь движения «Заплати другому» основанного Тревором, подарил ему свой новый автомобиль. Ошеломленный Крис начал поиски основоположника этого движения. Он был поражен, когда узнал, что это было домашнее задание семиклассника. В конце фильма у Тревора берут интервью, как у создателя движения «Заплати другому», в котором он сказал журналисту: «Любой, говорю я, мог бы до такого додуматься. Это же так просто. Иногда думаю: «И как оно сработало?» Просто диву даешься. А в другой раз думаю: «А как оно могло бы не сработать?» Это так просто. Если по правде, может, получилось все из-за свойства людей хранить веру в людей. Спорить могу, именно до этого свойства никто до сих пор и не добирался» [1, с. 14]. Эти слова имеют глубокое социально-нравственное воздействие на зрителя, так как речь семиклассника возвращает к реальности, в которой существует огромное количество, нуждающихся в помощи людей.

Третий поступок оканчивается для Тревора плохо. Почувствовав себя уверенно, главный герой ввязывается в драку, заступаясь за одноклассника, и получает ножевое ранение в живот, от чего погибает. На следующий день вышло интервью с Тревором. Узнав о смерти мальчика, тысячи последователей движения «Заплати другому» пришли к дому Арлин, чтобы почтить память подростка.

После выхода фильма во многих американских школах, преподаватели предлагали ученикам последовать примеру героев кинокартины и запустить цепочку добрых дел, то есть помочь трём незнакомым людям. По всей стране прошла «волна» добрых дел. Ученики с радостью принимали предложение, и пропагандировали это движение в кругу друзей.

Фильм не только оказал положительное социально-нравственное воздействие на зрителей, но и побудил их на создание благотворительного фонда «Заплати другому». В 2000 году основан фонд «Pay it forward foundation», с целью развития философии фильма — проявления и распространение добрых дел по всему миру. Для достижения этой цели организаторы «Pay it forward foundation» активно сотрудничают с университетами, колледжами и школами, благотворительными фондами, распространяя бесплатные книги и программы движения «Заплати другому». Последователи движения носят фирменные браслеты в знак солидарности с его концепцией. В России неоднократно проходила акция по сбору средств, для детей больных онкологией, организованная фондом «Pay it forward foundation».

Кинокартина «Заплати другому» имеет большое социально-нравственное воздействие на молодежь, формируя и развивая общечеловеческие категории и ценности. Идея оказания помощи и поддержки нуждающимся в этом людям — своего рода протест ориентированности современного общества и сосредоточения его на получении выгоды лишь для себя. Понимание значимости положительных человеческих качеств, для нормального функционирования всей общественной системы, приводит к осознанию необходимости целенаправленного формирования социально-нравственных черт личности, особенно у молодежи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *