сош и оош чем отличаются
Общеобразовательные учреждения
Согласно статье 23 Федерального закона №273-ФЗ, общеобразовательные учреждения – это организации, которые отвечают за три ступени среднего образования детей: начальное, основное и полное. Проще говоря, так называются все школы, независимо от их специфики.
Полный срок обучения в российских общеобразовательных школах – 11 лет. Он делится на три периода:
Несмотря на одинаковый юридический статус и подчинение единому государственному образовательному стандарту, школы в России различаются по профилям, специализациям, качеству обучения и ряду других параметров. Разные виды общеобразовательных учреждений, их специфика и особенности учебного процесса подробно рассмотрены в материалах этого раздела.
Сравнение обычных общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Как повлияли правовые изменения на качество образования – новая модель в реальных условиях.
Особенности современных российских лицеев с точки зрения их структуры и организации образовательного процесса.
Чем частные школы отличаются от государственных, и стоит ли тратиться на среднее образование ребенка, когда есть бесплатная альтернатива.
Какая спортивная школа подойдет вашему ребенку, сложно ли туда попасть и сколько будет стоить обучение.
Изменилось ли положение гимназий после образовательной реформы 2012 года и можно ли по-прежнему считать эти школы элитными.
Российские школы обладают достаточно высокой степенью автономности, которая закреплена в статье 28 Федерального закона №273-ФЗ. Они вправе самостоятельно определять содержание и глубину учебных программ, методики их реализации, количество образовательных траекторий и т.д. Тем не менее, все общеобразовательные учреждения решают одну задачу – становление личности с хорошо сформированными когнитивными навыками, способной к полноценной жизни в обществе, к творческому и профессиональному развитию.
Подготовка к ЕГЭ только с проверенными репетиторами у себя в городе. Подбери преподавателя под свои нужды >>
Как понять, что такое МОУ и СОШ?
НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ – все это аббревиатурные сокращения. Их применяют в русской грамматике часто для того, чтобы не писать и не говорить длинные названия.
Чаще всего к данному действию прибегают когда расшифровать данные сокращения проще всего. Далее рассмотрим некоторые из них: НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ узнаем их расшифровку.
Ноу сош, моу оош, моу сош — расшифровка аббревиатуры
Ноу сош, моу оош, моу сош – расшифровка, что означает аббревиатура?
Abbreviatura с итальянского или же brevis с латинского — значит краткий. Аббревиатура может означать определенное словосочетание либо слово, которое образуется в результате сокращения их до начальных букв либо звуков.
Примеры таковых буквенных сокращений и рассмотрим далее, а именно: НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ – это звуковые аббревиатуры. Читаются они так же как и пишутся: ноу сош, моу оош, моу сош, не по буквам: эмоу (Муниципальное Общеобразовательное Учреждение) или сэоша (Средняя Общеобразовательная Школа).
Что же означают сокращения: НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ?:
Моу сош, моу оош, моу сош – какие еще есть значения у данных аббревиатур?
Интересно, что у некоторых сокращений может быть двойное значение. В частности аббревиатура МОУ еще можно расшифровать, как Межрегиональный Орган Управления, массированные огненные удары, медицинское областное управление или же училище.
А СОШ еще означает: систему ориентации шпинделя (по-другому: станок). Также может расшифровываться, как сменная образовательная школа (для обучения вечерников). Еще так могут назвать: садовое общество «Шахтер».
ВАЖНО: Какую расшифровку использовать в том или ином случае, можно определить по словосочетанию или предложению.
Как расшифровывается НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ по первым буквам?
Как правильно расшифровать НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ по буквам – изучим далее в тексте.
Значения данной аббревиатуры являются устоявшимися и общепринятыми во всех системах школьного образования. Символы используют для сокращения словосочетаний.
Школьники подписывают тетради, используя эти сокращения. Благодаря их использованию такая подпись тетрадки занимает всего несколько строчек на обложке.
Что очень удобно, ведь на тетради не так уж и много места для титульного оформления ее.
ВАЖНО: Кроме всего прочего к таковым сокращениям может быть добавлено название города или же номер школы, где находится НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ. Пример: НОУ СОШ №7 г. Москвы.
Ноу сош, моу оош, моу сош – употребление простых сокращений: история
Зачем используются сокращения по типу НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ? Сокращения словосочетаний, фраз применяется многими народами в устной и в письменной речи уже давно. Цель применения их проста – экономия использования мест при написании.
Особенно это было актуально, когда писали на пергаменте, керамике, деревянных дощечках, бересте и других материалах, которые применялись вместо бумаги. Еще в период античных времен продвинутые мудрецы начали использовать таковые сокращения, чтобы создавать рукописи.
Самыми простыми сокращениями были в конце определенного слова две одинаковые буквы, которые означали множество.
Муниципальная общеобразовательная школа
Даже на монетах наши предки применяли общепринятые сокращения, причем значения этих аббревиатур знали практически все люди, в пояснениях не нуждалась ни одна из них.
Сейчас все знают такие аббревиатуры, как: км, см, мм, кг, м, т, Дж, км/ч, Ккал, СССР, РФ и т.д.
Благодаря таким сокращениям написание текста или решение задачи по алгебре, геометрии занимает меньше времени, ведь удобнее периметр написать одной буквой P, и при этом ни у кого не возникает вопросов, что это означает.
Есть множество сокращений и в медицинских терминах: ЖКТ, УЗИ, МРТ и т.д., а самый, пожалуй, популярный метод сокращения применяли в стенографии.
Благодаря такому варианту можно было очень быстро записывать речь, законспектировать конспект. Ведь текст в стенографии состоит из множества сокращений, знаков.
А их написание позволяет сократить расход времени конспектирования в 6-7 раз.
Моу сош – расшифровка: что обозначает и как правильно расшифровывается аббревиатура
В современном языке прочно «укоренились» сокращенные слова. Особенно распространены акронимы или звуковые аббревиатуры. Об одном из таких сокращений пойдет речь в настоящей статье.
Как расшифровать МОУ СОШ
Всякий человек, который хотя бы раз в жизни сталкивался с системой школьного образования современной России, должен был встретить аббревиатуру, обозначенную в заголовке статьи.
Важно! Как подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля: какие материалы нужно использовать и что нужно знать
И, наверное, не сразу можно сказать, что же означают эти шесть букв.
Сначала углубимся в тонкости русского языка и оговоримся, что данный вид аббревиатуры относится к акронимам. Они произносятся как единое слово.
Интересно! Получаем полное образование: куда можно поступить после 9 класса в Перми
Теперь обратимся к первой части. Что значит сочетание трех букв? А это есть не что иное, как школа. Но в современном языке все понятные всем «школы» стали муниципальными, потому что находятся в ведении муниципалитетов, образовательными, потому что не просто дают детям знания, а оказывают образовательные услуги, учреждениями, потому что их учредили их.
Важно! Таким образом, МОУ — это муниципальное образовательное учреждение.
Теперь обратимся ко второй части. Расшифровка простая: «С» – средняя, «О» – общеобразовательная, «Ш» – школа.
Подводя итоги, скажем, что полая расшифровка выглядит: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Как пишется
Выражение пишется следующим образом:
Вполне понятно, что при современном, все более убыстряющемся темпе жизни и речь тоже должна быть быстрой. Но, как говорится, все должно быть в меру. Избыточные сокращения ведут к тому, что человек становится неспособным выразить мысль красиво полными словами и фразами.
Познавательно!На кого и куда можно поступить после окончания 11 класса девушке
Подведем итоги
Теперь мы знаем, как расшифровывается МОУ СОШ. Аббревиатура должна употребляться лишь на письме, потому что имеет достаточно громоздкую расшифровку. А в повседневной речи лучше сказать школа.
Это будет понятнее слушающим и не пресытит речь говорящего малопонятными сокращениями. Также не стоит забывать, что основными требованиями к звучащей речи, должны быть ясность и лаконичность.
Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия. Дошкольные образовательные учреждения
Терминология
При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.
Детские сады
Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:
Об общеобразовательных учреждениях
Разновидности общеобразовательных учреждений
Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.
Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).
Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.
Специальное образование
Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.
Денежные вопросы
Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:
Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.
Гимназии, лицеи
Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.
Вечерние школы
Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.
Почему средняя школа так называется? (2 фото)
Многие наши сограждане автоматически добавляют к слову «школа» прилагательное «средняя». Почему в обиходе используется этот термин и о чем он свидетельствует?
Что такое средняя школа
Средней школой является учреждение, которое предоставляет услуги средней степени – это своеобразное промежуточное звено между школами начальной и старшей. Эта школа может находиться в том же здании, что и две остальные. А может быть от них отделена – так, например, происходит в Японии.
В России среднее образование, получаемое в данном типе учебного заведения, имеет довольно размытое значение. Так, говоря о нем, человек может подразумевать общее образование (1-11 классы), а также среднее и начальное профессиональное образование.
При этом обычно среднее образование подразделяется на три ступени: основное общее (до 8-9 классов), полное общее (10-11 классов), начальное профессиональное (ПТУ, лицеи) и среднее профессиональное (колледжи, техникумы, некоторые типы училищ).
В нашей стране система среднего образования как вид классического с основными типами учебных заведений (гимназиями) оформилась в XIX веке. До 1917 года подростки могли получить среднее образование прежде всего в гимназиях, а также коммерческих и реальных училищах.
На текущий момент в России, как и во многих других странах, существует обязательная школьная программа. Однако ее содержание и качество отличается от систем других государств. Согласно рекомендациям Совета Европы, все страны были разбиты на четыре группы в зависимости от уровня обучения. Россия попала во вторую категорию – это означает, что аттестаты зрелости отечественного стандарта частично признаются в других государствах. Как отмечают специалисты, все из-за того, что в РФ действует 11-летнее школьное обучение (на Западе – 12 лет и более), а стандарты ЕГЭ не соответствуют по набору дисциплин.
Существующее положение не позволяет российским выпускникам спокойно поступать в какой угодно вуз Европы – они могут подать документы только в те заведения, которые готовы рассмотреть подростков, окончивших школы РФ.
Где самое лучшее школьное образование
Ответить на этот вопрос поможет рейтинг Programme for International Student Assessment (PISA) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Данный проект находится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития.
Опираясь на этот рейтинг, мы можем отметить несколько стран, где система школьного образования является одной из лучших в мире. К таковым, например, относится Сингапур: здесь в основе всей системы лежит меритократия – определение положения человека в обществе по его способностям и заслугам. По этой причине в стране большое внимание уделяется успеваемости.
В школах делается упор на изучение точных наук, причем большинство предметов преподается на английском языке. При этом местную школьную систему часто критикуют за жесткость: дети, чтобы добиться попадания в престижный вуз, вынуждены состязаться друг с другом, что порой негативно сказывается на их психике.
В местных школах с недавнего времени внедрена программа Phenomenon based learning: по своей сути это отмена традиционных предметов. Здесь нет как таковой «математики» или «литературы», но при этом есть темы, на основе которых можно изучать тот или иной предмет. Кстати, финская система часто подвергается критике за излишнюю мягкость – ее противники считают, что дети не получают достаточной нагрузки, а к изучению некоторых дисциплин подходят позже сверстников из других стран.
Еще одна страна, которая числится на хорошем счету экспертов PISA, – это Нидерланды. Здесь ребенка могут отдать в школу с четырех лет. Дети до 12 лет не загружены «домашками» и тестами. В школах фактически нет соревновательного духа и представления об учебных достижениях.
В 12 лет ученики проходят тест, необходимый для определения одного из трех направлений: VMBO, HAVO и VWO – простой уровень, средний и сложный. В процессе обучения можно менять план, чтобы улучшать качество своих знаний. Если школьник заканчивает первое направление, то он, скорее всего, получит рабочую специальность, если второе – станет школьным учителем, а если осилит третье, то может сделать академическую карьеру.
В последнее время иностранцы все чаще выбирают вузы Нидерландов для продолжения обучения. Система здесь доступнее, чем, к примеру, в Великобритании, а условия для выпускников лучше.
Типы и назначение общеобразовательных учреждений
Введение
В настоящее время проектирование школьных зданий в нашей стране переживает новый этап развития. Появляются новые методы образования, школы корректируют учебные программы, добавляя новые предметы. При этом инновационный учебный процесс протекает в типовых зданиях, оставшихся от предыдущей социальной системы.
Появляется несоответствие учебного процесса и его материальной оболочки.
Реформа средней школы, вызывает необходимость создания более совершенных проектов общеобразовательных школ.
К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступеней обучения, гимназии, лицеи.
I ступень обучения – начальное общее образование (1–4 классы), II ступень – основное общее образование (5–9 классы), III ступень – среднее (полное) общее образование (10, 11 или 9–11 классы).
Начальная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе 3–4 года).
Основная общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно, так и в составе средней (полной) общеобразовательной школы.
Средняя (полная) общеобразовательная школа. Организуется как самостоятельная школа Ш ступени, так и имеющая в своем составе школы I и П ступеней, (срок обучения – 2(3) года или 11 лет).
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы углубленного изучения одного или нескольких предметов (иностранный язык (языки), физика, математика (физико-математика), химия, биология (биолого-химия), литература, история, экономика и другие предметы). С 8-х и 9-х классов П ступени образования начинает осуществляться дифференцированный подход в работе со школьниками и постепенный переход на углубленные программы. Существует как самостоятельное звено (Ш ступень) или имеет в своем составе школу I или П ступеней образования.
Общеобразовательная школа-лаборатория. Общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы общего среднего (полного) образования и экспериментальные программы. Экспериментальные образовательные программы обеспечивают работу учреждения в инновационном режиме и на повышенном образовательном уровне, разрабатываются и реализуются при участии научных сотрудников, входящих в состав лаборатории. Школа-лаборатория имеет в своем составе три образовательные ступени. При необходимости включает в свою структуру дошкольное учреждение. Общеобразовательная школа-лаборатория может вводить начальную профессиональную подготовку.
Старшая профильная школа содержит 8–11-е, 9–11-е или 10–11-е классы с числом учащихся в классной группе – 20 учеников. Может быть многопрофильной или монопрофильной. Основными планировочными элементами, определяющими профильность школы, являются помещения практикумов, их назначение, число и площади определяются программами углубленного изучения предметов и соответствующей им педагогической технологии. По основным направлениям профилизации может быть принято от двух до нескольких практикумов.
Гимназия – общеобразовательное учреждение реализует обще-образовательные программы общего среднего (полного) образования, дает, как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование углубленного типа со знанием двух-трех иностранных языков. Гимназия может иметь в своем составе только П и Ш ступени образования. Срок обучения – 7(8) лет;
Лицей– общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дает обучающимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку, а также обеспечивает непрерывность среднего и высшего образования. Лицей организуется как учреждение в основном Ш ступени образования, но может с 8–9 класса. Срок обучения 2(3) года или 4(5) лет.
Количество учащихся определяется исходя из демографического фактора и составляет: на 1 000 жителей – 110 мест в городах, до 180 – в поселках-новостройках. При этом максимальное количество учащихся в одной школе – 1 000 человек. Доступное расстояние от дома до школьного учреждения определяется так: для начальных классов – 15 минут пешком, для средних классов – 30 минут, для старших классов – 45 минут пешком.
Вместимость школьного здания зависит от общего количества ученических мест и количества классов.
Количество ученических мест в классах – не более 25.
Количество классов определяется различным соотношением потоков I, II и III ступеней обучения. Например, в средней школе, рассчитанной на три ступени обучения по одному классу на каждой из них, будет составлять 275 учащихся (т.е. один класс, умноженный на 11 лет, 11 классов по 25 человек в каждом). В школе с двумя параллельными классами на каждой ступени будет учиться 550 учащихся (22 класса по 25 человек). В школе с тремя параллельными классами – 825 учащихся.
В связи с этими данными предлагается следующая примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура (соотношение количества потоков начальной, неполной средней и средней школы).
Выбор типа школьных зданий зависит от ряда конкретных условий. Так, при равных условиях следует отдавать предпочтение зданиям большей вместимости, которые, как правило, экономичнее по стоимости строительства, эксплуатации и использованию территории. Кроме того, в них лучше можно организовать учебный процесс, развивая общешкольные помещения (производственные мастерские, спортивный комплекс и т.д.).
Настоящие методические указания составлены для разработки проекта общеобразовательной школы, включающей 11 классов обучения. Вместимость проектируемого здания – 550 или 825 учащихся (по 25 учащихся в каждом классе).
Цель разрабатываемого проекта – создание более совершенного объемно-планировочного решения здания школы, отвечающего требованиям современного учебного процесса и санитарно-гигиеническим нормам.
Объемно-планировочное решение
Школьныездания рекомендуется проектировать универсальными: тогда они могут использоваться и в качестве школы, и как лицей или гимназия. Высота школьных зданий – два-три этажа, на затесненных участках допускаются четыре этажа, в том случае, если на четвертом этаже не размещаются помещения начальных классов. Высота учебных помещений – не менее 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа. При этом необходимо учитывать следующие особенности: для 1. 4 классов всех школ предусматривают классные помещения; для 5. 9 классов неполных средних школ –классы-кабинеты и лаборатории; для 10, 11 классов средних школ – учебные кабинеты и лаборатории. (Приложение №2.)
Таким образом, в средней школе начиная с 4 класса вместо классных помещений предусматриваются специализированные учебные классы-кабинеты (математики, литературы и т.д.). Количество классов, учебных кабинетов и лабораторий определяется исходя из того, что все занятия проводятся в одну смену.
Помещения школьных зданий подразделяются на две обособленные группы: учебные и общешкольные. Рекреационный комплекс (форум), если он проектируется, занимает промежуточное положение.
Учебные помещения группируются в секции:
· для первых классов в секциях располагаются не более трех классных помещений со спальнями-игровыми (комнатами отдыха) и caнитарными узлами;
· для 2. 4 классов в учебных секциях следует предусматривать не более шести классных помещений с рекреационными помещениями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня;
· для 5. 11 классов в секции должны входить учебные классы-кабинеты, лаборатории, рекреационные помещения и санитарные узлы.
Общешкольные помещения: столовая, спортивный зал, актовый зал, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания, вспомогательные и другие – должны размещаться по возможности изолированно от учебных. Но в то же время они должны быть связаны с ними горизонтальными и вертикальными коммуникациями.
Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, их качественные характеристики во многом определяют качество учебного процесса. Учебный класс в общеобразовательной школе, рассчитываемый на размещение 25 учащихся, включает одно- или двухместные парты для учащихся и рабочее место для учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 3,3 м 2 на одного учащегося в первых классах, 2,5 м 2 на одного учащегося в классах для традиционных форм занятий и 3,0 м 2 в специализированных кабинетах и классах для групповых и индивидуальных занятий.
Форма и размеры класса зависят от рационального размещения столов и парт, достаточного освещения рабочих мест, а также от принятого конструктивного решения. Освещение столов и парт должно быть обеспечено прямым светом слева. Для мест, удаленных от окон, прямого света недостаточно, поэтому необходимо устраивать дополнительный подсвет через фрамуги в стенах, отделяющих класс от коридора, или верхний свет. Устройство классов удлиненной формы нежелательно, так как из дальних рядов плохо видно, Наиболее удобным считается класс квадратной формы, размеры сторон квадрата колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации.
Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего числа классных помещений.
В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух- или одноместные парты, или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.
Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стены класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая представлена как дверца шкафа.
Лаборатории физики и химии рекомендуется располагать на первом этаже. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.
Типы классных помещений:
Для фронтальных форм ведения урока
Для групповых форм ведения урока
Для фронтально-групповых форм ведения урока
Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т.п.).
По форме рекреационные помещения могут быть двух типов – коридорного и зального. Зальное помещение более удобно. Рекреационное помещение коридорного типа должно иметь ширину не менее 4 м при одностороннем расположении классов и 6 м – при двухстороннем. Одна рекреация обслуживает 2. 6 классных помещений и принимается площадью 1,6 м 2 на одного учащегося.
Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством- форумом. (См. приложение № 4.)
Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции, раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако, устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.
Информационно-технический центр школы – это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с техническими средствами обучения, относятся компьютерные классы, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека входит в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.
Помещения для трудового обучения – это учебные мастерские для мальчиков 4. 8 классов по обработке металла и дерева с инструментальным помещением при них, кабинет для девочек 4. 8 классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума 9. 11 классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.
Учебно-спортивные помещения – спортивный зал, раздевальня, душевые и уборные (раздельные для мальчиков и девочек), комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря. По заданию в школе может быть устроен бассейн.
Размеры и количество спортивных залов зависят от вместимости школ, типа школ, и определяются задачами обслуживания населения. Минимальные размеры спортивного зала – 18×15 м, высота 4,6–6 метров. Оптимальный зал – это зал размером 36×18 м, высотой 7,8 м для игровых видов спорта.
Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы. Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 метра. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.
Бассейн может быть с одной основной ванной размером 25х1,5 м (и более) и глубиной от 1,2 до 1,8 м или с основной ванной и ванной для обучения плаванию размером 10х6 м и глубиной 0,6. 0,85 метра. Для бассейна и спортивного зала могут быть устроены общие раздевальные комнаты или отдельные, но важно, чтобы проход из раздевальных к бассейну был устроен через душевые.
Помещение культурно-массового назначения – это универсальный зал: для малышей и актовый зал. В крупных школах, при условии дифференциации учащихся на возрастные группы, возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить одновременно: для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельностью, проведения игр и т.д. Площадь такого зала должна быть размером 12×12 метра. При зале необходимо создать помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, и для киноаппаратной).
Актовый зал – киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; во внеурочное время – для проведения различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, а также для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 60 % общего количества ученических мест, а площадь – 0,7 м 2 на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены: эстрада (72 м 2 ), киноаппаратная (27 м 2 ), технический центр, радиоузел (48 м 2 ), уборная и умывальня.
В тех случаях, когда универсальный школьный зал предполагается использовать для проведения различных районных мероприятий, для жителей конкретного района, то рекомендуется это помещение выделять в отдельный блок с устройством вестибюля, включая гардероб. При этом блок зального помещения должен быть удобно связан с основными помещениями школы.
Столовая состоит из обеденного зала и кухонного блока. Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в три смены. При этом площадь зала определяют по норме 0,7 м 2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один умывальник на 20 мест в зале).
Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.
Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать в подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.
Вестибюли и гардеробы проектируются по-разному: единый вестибюль для всей школы с рассредоточенными гардеробами; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях. Площадь вестибюля с гардеробом и самообслуживанием принимают из расчета 0,3 м 2 на одного учащегося.
Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устроить один вестибюль с гардеробом, в крупной школе – отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.
Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета: два места на одно классное помещение.
В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б, и 1Г с тремя дверями; в I (кроме указанных подрайонов), II и Ш климатических районах – с двумя дверями, в IV климатическом районе – с одной.
Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, в связи с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью рационально размещать рядом с учительской.