сорок сороков что это значит в церкви
Сорок сороков что это значит в церкви
Что означает выражение «сорок сороков»?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на старо́ства или благочиния, которые назывались «сорока́ми» (см. ст.: Сорок // Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). Название происходит от древнерусской меры сорокъ, означавшей мешок, вмещающий четыре десятка соболиных шкурок (часто встречается в грамотах ХIV–ХV вв.). Во главе каждого сорока́ был «поповский староста». Стоглавый собор определил для Москвы семь поповских старост. «В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому, да к ним избирати десятцких – добрых же священников, искусных житием, непорочных же» (Стоглав. Гл. 6).
Еще в конце XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. Постепенно число их росло. В начале XX века было уже 40 сороко́в. Реально соро́к не включал в свой состав 40 церквей. Их было меньше. Сорок сороков предполагает наличие 1600 церквей (40×40 = 1600). Но по статистике в начале XX столетия храмов в Москве было около 800.
Иногда встречается утверждение, что надо брать число престолов, потому что в каждом храме имелось их несколько – всего 1620. Получается более сорока сороков. Однако этот подсчет достаточно искусственный, потому что выражение «сорок сороков» предполагает именно число храмов. Это видно из литературы. Так, в рассказе М. Булгакова «Сорок сороков» (1923) читаем: «На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков». Писатель смотрел на Москву с крыши самого высокого в те годы здания – 10-этажного дома, построенного в 1912 году.
Что значит фраза сорок сороков?
У Михаила Булгакова есть рассказ «Сорок сороков», который он завершает словами: «…посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва — мать».
Фразу «сорок сороков» часто употребляют в отношении церквей, что негласно подтверждают стихи Марины Цветаевой:
«И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!».
Однако поиски значения сакральной фразы не всегда в тему религии. В чём же истинный смысл «сорок сороков»?
Сорок сороков — количество церквей?
По решению Стоглавого собора в 1551 году все храмы Москвы были разделены на староства и благочиния, которые называли «сороками».
Каждую административную единицу возглавлял поповский староста. При Петре I эту должность заменили на благочинного.
Владимир Даль пишет, что, по преданию, в столице сорок сороков церквей, то есть 1600, хотя по факту их около 1000. В сороке запросто могло быть менее сорока церквей.
И если «сорок сороков» — число, то почему арифметика не сходится?
Ответ на этот вопрос пытался найти Иеромонах Иов. Он взял за основу гипотезу, что нужно считать не число церквей, а количество престолов, коих в одной церкви может быть несколько.
Но тогда получается 1620, что снова не сходится с древним преданием. В одном Иеромонах уверен точно: «сорок сороков» – это действительно число храмов.
О связи с «сороконожкой»
Мы ещё вернёмся к первой версии, держите её в голове. Согласно второй, «сорок сороков» – не конкретное число, а синоним множества.
Вспомните членистоногое, которое стало бы идеальным клиентом обувного магазина, — сороконожку.
У странного создания далеко не 40 ножек: у разных видов их число колеблется от 10 до 750. Возможно, своё название сороконожка получила как раз из-за значения «очень много».
Дополнить эту гипотезу может сказка «Козьма Скоробогатый».
В ней хитроумная Лисонька заманила к царю сначала «сорок сороков серых волков», потом «сорок сороков чёрных медведей», а в конце столько же соболей и куниц. Участь их завидной не назовёшь.
И если соболей и куниц число «сорок» хоть как-то касалось («сорок» было древнерусской единицей счёта звериных шкур), то медведей и волков шкурками не считали. Скорее всего, речь в сказке, опять же, об огромном количестве зверушек.
Посему выходит, что «сорок сороков» – это устоявшееся русское выражение. Оно обозначает многочисленность чего-либо, в том числе церквей в Москве.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Сорок сороков: как на Руси использовали это выражение
Современными людьми фразеологизм «сорок сороков» употребляется крайне редко. Тем не менее, большинству его смысл до сих пор понятен. Этим выражением обычно заменяют слово «много». А что же оно обозначало раньше и как вообще появилось в русском языке?
«Четыредесят»
Числительное «сорок» уникально по своей сути. Если взглянуть на другие слова, обозначающие числа, то нетрудно будет догадаться, как они образовались. Например, «шестьдесят» или «восемьдесят» произошли от количества содержащихся в них десятков: «шесть десятков», «восемь десятков». Следуя этой логике, «сорок» должно было обрести форму вроде «четыредесят». Однако данное числительное пошло совсем другим путем.
Когда-то славяне, занимавшиеся охотничьим промыслом, упаковывали соболиные шкурки в мужские рубашки или сорочки. Такой своеобразный мешок и получил название «сорокъ». Как же «сорок» стал числительным? Все очень просто. Дело в том, что в мешок помещалось ровно 4 десятка шкурок. Это слово постепенно стало ассоциироваться именно с этим числом.
Сорока
Вернемся к фразеологизму. Его истоки следует искать во временах Ивана Грозного. Именно тогда, а точнее в 1551 году в Москве проходил Стоглавый Собор, на котором присутствовал сам царь, бояре и представители духовенства. Участники Собора приняли решение распределить все московские церкви на отдельные образования (округи), именовавшиеся «сороками». Каждый из них имел свое название и своего поповского старосту. Данное нововведение существенно облегчило управление храмами.
Однако долгое время таких округов было в нынешней столице не больше 10-ти. Поэтому очевидно, что выражение стало популярно в народе позже, а именно в самом начале ХХ века, когда сороков стало действительно ровно 40.
Точная цифра или всего лишь фразеологизм?
Между тем некоторые предполагают, что фразеологизм «сорок сороков» следует понимать буквально. А именно, если помножить 40 на 40, то ответ этого несложного примера укажет на точное количество церквей, располагавшихся до революции в черте Москвы. Андрей Кормухин, руководитель организации с одноименным названием, тоже так считает. Об этом сообщает православный журнал «Фома». Получается, что тогда в столице было 1600 храмов?
Данную версию опровергает иеромонах Иов (Гумеров). На сайте «Православие.ру» священник пишет, что в то время церквей в Москве было около 800. По словам иеромонаха, если взять за основу не количество самих храмов, а только престолов, коих в различных церквях было разное число, то итог также не будет соответствовать 1600-ам, а станет на 20 единиц больше. Таким образом выражение «сорок сороков», по мнению Иова, не находит подтверждения того, что его надо понимать буквально. Оно, скорее, обозначает просто множество храмовых зданий.
Русская пословица гласит: «Продли Бог веку на сорок сороков». В обиходе это выражение используется редко и считается устаревшим фразеологизмом. Но благодаря созданию одноименной общественной организации, которая существует уже на протяжении пяти лет, это выражение получило вторую жизнь.
Что значит фразеологизм Сорок сороков
Современные исследователи вкладывают разный смысл в это словосочетание. Одни из них считают, что это число, имеющее неопределенно большое значение, подобно словосочетанию «тьма тьмущая». Другие склонны понимать буквально «40 раз по 40», то есть число 1600. Третьи предполагают, что это нестандартная, неизвестно откуда появившаяся система счета сороками.
Некоторые исследователи склонны считать, что слово «сорок» обозначает церковную административно-территориальную единицу — «старо́ство», «церковное благочиние». Такое деление было учреждено указом Стоглавого собора Русской Православной Церкви в 1551 году.
Согласно ему, было образовано семь московских благочиний, которые образно назывались сорока́ми:
Каждый сорок имел главную церковь (приход), руководил которой поповский староста. В одно благочиние входило не менее сорока приходов. Другими словами, это выражение употребляли для обозначения количества храмов в Москве, несмотря на то, что такого количества церквей в Москве не было за всю ее историю, даже если считать не только храмы, но и престолы храмов.
Общественная православная организация не случайно выбрала себе такое название. По словам одного из создателей Движения, «изначальное значение этого словосочетания — множество, множество воинства Христова». Хотя большинство ассоциирует это название с количеством московских храмов.
Движение Сорок сороков
Для увеличения количества церквей в 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Программа «200 храмов» была задумана для обеспечения густонаселенных районов столицы храмами в шаговой доступности. Датой начала программы считается 29 апреля 2011 года.
Через два года родилось общественное православное движение «Сорок сороков», как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви (РПЦ) 2012 года, а также на скандал с «Pussy Riot». В этот момент движение видело себя, прежде всего, защитниками нового храмового строительства в рамках программы «200 храмов».
Цели и задачи
Движение «Сорок сороков» (ДСС) объединяет лиц православного вероисповедания с активной гражданской позицией.
Цели, которые определили создатели движения, предельно просты:
Движение также направляет свою деятельность для привлечения пассионарной православной молодежи.
Основные задачи, которые ставит перед собой ДСС:
На сегодняшний день Движение выросло и реализует большое количество направлений и проектов.
Идеология организации
Лидеры движения убеждены, что на фоне идеологического, экономического и демографического краха происходит распад территории страны и унизительное положение на международной арене. Времена атеизма прошли, но кризис сознания сохраняется: православие до сих пор считается чем-то периферийным для жизни страны.
Православные христиане России — очень большая социальная группа, готовая отстаивать свое видение модели будущего (цивилизацию Бога), которая основана на духовно-нравственных ценностях. Основатели ДСС уверены, что Россия может существовать только как православная страна, ибо только п равославие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и конфессии.
Идеологи организации «Сорок сороков» считают, что глубинной причиной национальных бедствий является разрыв союза с Богом, который был заключен нашим народом тысячелетие назад. Восстановление этого союза, возвращение Его заповедей в публичную жизнь позволит не только остановить самоуничтожение внутри страны, но также предложить всему миру проект будущего, в основе которого лежит идеал Богочеловека, который нам явил Христос.
Мировым сообществом Россия воспринимается как последний оплот традиционных консервативных ценностей, в основе которых лежат евангельские заповеди. Поэтому все христиане нашей страны должны стоять на защите православных ценностей и стремиться сохранить Россию такой, какой оставили ее наши предки, с ее тысячелетней историей и культурой.
История сообщества
«40 сороков» — это общественное движение, состоящее из православных христиан, но открытое для всех, кто стремится защищать Отечество и традиционные духовно-нравственные ценности. Оно объединяет людей разных профессий, социального статуса, которые объединились вокруг Нового Завета и стремятся быть православными не только на словах, но и на деле, беря пример с выдающихся героев нашей истории. Широкую известность движению принесли события в московском парке Торфянка и протесты против фильма «Матильда».
Организация и создание
Инициаторами создания движения выступили композитор Андрей Кормухин и боксер Владимир Носов.
Движение сперва называлось «Молот», но получило новое имя, когда его создатели нащупали свою «нишу» — охрану строительства церквей по программе «200 храмов».
По словам одного из инициаторов создания ДСС, Андрея Кормухина, «пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры. Люди пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях».
Кормухин утверждает, что деятельность ДСС стала их собственной инициативой. Охранять стройплощадки их просили отдельные настоятели храмов, однако в итоге силовую поддержку одобрили и в РПЦ.
По словам Кормухина, вступить в движение довольно сложно:
Принимают новых членов в движение коллегиально. Участники движения обязаны носить футболки определенных цветов и со специальными нашивками.
На сегодняшний день нет точной статистики вступивших в ряды ДСС. Андрей Кормухин утверждает, что в организации насчитывается несколько тысяч сторонников, а подписчиков «ВКонтакте» — более 22 тысяч человек.
Дальнейшая судьба
Уже через год после создания, летом 2014 года, выяснилась «востребованность» молодой организации, которая ощутила на себе массовый приток новых членов, состоящий в основном из верующих спортсменов.
До определенного момента основу движения составляли братья. Но время шло, и задачи, требующие в первую очередь мужского участия, стали чередоваться с задачами, которые больше подходят женщинам. Вскоре было принято решение открыть сестринское крыло организации.
Сестричество занимается следующими направлениями:
За пять лет существования ДСС при их непосредственном участии построены или находятся в стадии строительства 15 храмов города Москвы.
В феврале 2014-го активисты организовали «патриарший антимайдан» — акцию возле Храма Христа Спасителя в честь пятилетия интронизации Патриарха Кирилла (около четырех тысяч человек, взявшись за руки, ходили вокруг храма).
В ноябре 2014 года Патриарх Кирилл на встрече с православной молодежью назвал добровольцев, которые его окружают, «своей гвардией».
В феврале 2015-го Патриарх Кирилл лично поздравил Андрея Кормухина с днем рождения и попросил «крепить и умножать ряды движения».
В мае 2015 года сторонники движения напали на московский гей-парад.
В июне 2015-го сорвали пикет на Воробьевых горах против установки там памятника князю Владимиру.
В конце июня 2015 года бойцов «40 сороков» пригласили охранять строительные материалы для храма, возводящегося в столичном парке Торфянка. Однако к тому времени в парке уже начались протесты. Против строительства церкви выступили местные жители, которых поддержали оппозиционные партии. Именно во время событий в парке Торфянка стало ясно, что в движении состоит много футбольных фанатов. В руководстве пояснили, что в организации есть разные люди — «и футбольные фанаты, и нацисты, но мы этих проблемных ребят выдергиваем и через православие делаем другими людьми».
Обращение осталось без ответа.
В сентябре 2017 года православное общественное движение организовало всероссийскую акцию «Остановим Матильду!» в форме пикетов, крестных ходов и молебнов царственным страстотерпцам, в которой приняли участие около тысячи человек по всей России. По мнению участников акции, фильм «Матильда» должен быть запрещен, так как он угрожает национальной безопасности, разрушают семью и фальсифицируют историю.
В ноябре 2017 года у входа в Госдуму РФ прошла антиабортная акция «Остановите мясорубку!», которая закончилась задержанием лидера движения Андрея Кормухина.
Современное положение
Деятельность ДСС сопровождается противоречивыми отзывами, включая резко отрицательные. Критики утверждают, что имели место неоднократные случаи насильственных действий со стороны членов движения.
По словам критиков, ДСС — типичная неофашистская организация, прикрывающая свастику иконами и хоругвями. Сюда стекаются бывшие и нынешние футбольные фанаты, ультраправые скинхеды и прочая подобная публика. «Этакая армия опричников господина Гундяева, готовых за „дело Христово“ раскроить кому-нибудь череп». Его члены отнюдь не случайно сокращают пышное наименование организации до СС и носят футболки цветов флага нацистской Германии. Их основное занятие — охрана мероприятий с участием Патриарха, прокладывание ему пути через толпу. По особому распоряжению — «охрана» стройплощадок, запугивание активистов протеста.
На сегодняшний день ДСС открыло отделения в регионах, охватив кроме Москвы и Подмосковья такие крупные города России, как:
Кроме того, имеются отделения движения в Сербии, Черногории, Приднестровье, Австрии.
Деятельность Движения была отмечена грамотами Правительства Москвы, Русской Православной Церкви и личным вниманием Патриарха Кирилла. ДСС внесло большой вклад в молодежное служение Церкви и в создание примера здорового, спортивного образа жизни для молодежи.
Видео о критике движения
Из данного видео вы узнаете о критике в сторону движения.
Общественно-политическая деятельность
Культурная и спортивная сферы
Движение регулярно организует и проводит мероприятия для повышения культурно-образовательного уровня, а также для пропаганды здорового образа жизни.
Традиционные мероприятия, проводимые ДСС:
Гуманитарная помощь
Осуществляется по следующим направлениям:
Помощь паломникам
Молодежный отдел Московской городской епархии неоднократно выражал благодарность Движению за сопровождение верующих, прибывающих на поклонение православным святыням.
ДСС оказывала помощь паломникам во время пребывания:
Участники движения сопровождали Дары волхвов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Киеве (поездка в Киев была в разгар Евромайдана).
Организация мероприятий
Каждый понедельник в трапезной Высоко-Петровского монастыря проводятся Сороченские чаепития, где встречаются братья и сестры, участники и сторонники движения. На этих встречах каждый желающий может познакомиться с участниками ДСС. Здесь обсуждаются новые проекты движения, происходит непринужденное общение между братьями и сестрам во Христе, отмечаются дни рождения или поминаются близкие.
Другие виды деятельности
Движение проводит и другие акции и флешмобы:
Лидеры движения
Андрей Кормухин
Андрей Борисович Кормухин родился в 1970 году. Родной брат певицы Ольги Кормухиной. Композитор в молодости занимался водным поло и боксом. Отец девятерых детей, кавалер медали «Родительской славы», бывший лидер движения «Многодетная Россия». Занимается бизнесом. Н а него зарегистрировано две коммерческие фирмы — «Гривен» и «Аногри». Первая занимается фактически всем — от продажи мотоциклов и кормов для животных до инженерных работ, а основной род деятельности второй — озеленение и облагораживание территорий.
Является координатором ДСС. По мнению Кормухина, «Россия не может существовать вне Православия, в ином же случае она либо просто погибнет, либо распадется на части». Рассматривает неоязычество как деструктивную технологию, запущенную для подрыва «русского мира» изнутри. Полагает невозможным ставить Родину выше Бога.
Владимир Носов
Владимир Александрович Носов родился в 1981 году. Мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион России по боксу, победитель первенства Европы. С 2004 года активно занялся тренерской работой, с 2011 года работает тренером в клубе «Торпедо».
Является координатором православного ДСС, цель которого — создание примера здорового, спортивного образа жизни для молодежи. Соорганизатор ежегодного фестиваля «Православие и Спорт» и других массово-оздоровительных мероприятий ДСС. Считает, что «православие — очень мужская религия, вера сильных людей. В первую очередь, конечно, духовно сильных. Важно не просто быть сильным, а в правильном направлении эту силу использовать».
Православная деятельность организации взбудоражила сравнительно спокойную жизнь россиян. Многие молодые люди усиленно вступают в ряды ДСС, где получают или развивают навыки разных видов борьбы. Деятельность движения, основные проекты, интервью и мнения лидеров ДСС освещаются телеканалами Спас и Царьград, а также радиостанцией Радонеж.
Видео о движении «Сорок сороков»
Из представленного видео вы узнаете больше об идеях и целях движения.
Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”»
Беседа с координатором движения «Сорок сороков»
1 июня исполнилось два года общественному движению «Сорок сороков». За это время оно объединило более 10 тысяч человек и стало без преувеличения одним из самых влиятельных в православной среде. Что позволило движению получить такое широкое признание, какие цели оно перед собой ставит – об этом и многом другом рассказал координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин:
Выйти за ограду
– Движение появилось в 2013 году, а это говорит о том, что оно, видимо, родилось как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви 2012 года?
– Да, именно так. Когда начались информационные атаки на Патриарха, произошел скандал с «Pussy Riot», стало понятно, что пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры.
Кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели
Вы помните, какие были скандалы, когда был представлен проект курса православной культуры в образовательных учреждениях? Все средства массовой информации тогда разразились фразочками: «Церковь опять лезет в воспитательную область!». Но ведь на самом деле никто этот курс не навязывал. Просто хотели донести, что наша страна имеет православный фундамент, православную историю всех побед, а теперь мы всё это теряем. Даже в Великой Отечественной войне мы победили, потому что проснулся национальный дух. Когда мы осознали, что мы воюем не с немцами, не с фашистской коалицией, а со злом, тогда эта великая Победа и стала возможна. Сейчас уже раскрываются исторические факты, как во время войны Сталин обращался к людям не «товарищи», а «братья и сестры», как открывались храмы. Просто стало понятно, что химерой нельзя победить. Эта химера в итоге в 1990-м году и рухнула, когда опять, отказавшись от Православия, пыталась загнать людей в коммунистический проект. Времена атеистической власти давно прошли, но кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели. Почему мы должны постоянно оправдываться за свое мировоззрение, за свою активность? «Сорок сороков» – наша попытка преодолеть этот кризис. Мы решили стоять на защите православных ценностей и будем стремиться сохранить Россию такой, какой нам оставили ее наши православные предки, – с ее тысячелетней историей и культурой.
Как складывался пазл
– Расскажите, с чего движение начало свою деятельность.
– В 2013 году, на заре нашего развития, мы видели себя, прежде всего, защитниками строительства новых церквей, возводимых по программе «200 храмов». Со многими ребятами, которые стояли у истоков движения, мы познакомились как раз на мероприятиях, связанных с защитой строительных площадок. Была ведь жуткая атака на эту программу, причем она была спланирована и очень хорошо финансировалась. Когда мы увидели единомышленников, поняли, что нужно действовать. Поначалу хотели делать это точечно – выбрать какой-нибудь один храм и защищать его строительство. В итоге на сегодняшний день мы помогли в той или иной степени 15 православным общинам Москвы обрести свои храмы. И эта деятельность продолжается.
– Движение «Сорок сороков», можно сказать, ворвалось в информационное пространство и православный мир. Всего за два года в него вступили уже 10 тысяч человек…
– Мы не связываем это с какими-то нашими талантами или организаторскими способностями. В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки. Когда у нас всё рушилось, когда казалось, что невозможно что-либо сделать, вдруг пазл, который был, казалось, разобран, в определенный момент складывался, и всё получалось. И, к нашей радости, люди разводили руками и говорили: «Да, молодцы, ребята». Но мы понимали, что это не мы молодцы. И, опять же, я думаю, по воле Божией были правильно сформулировали вызовы, и мы стали понятны.
Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами
Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях. Скажу откровенно: мы не рассчитывали на такой поток людей и немного растерялись. Почувствовали на себе, что такое «болезнь роста». Но потом поняли, что делать, и стали формировать структуру, систему управления и координации. В итоге этих преобразований мы превратились из братства в движение.
Православный код
– Вы защищаете строительство новых храмов, проводите Сорочинские встречи с известными православными людьми, духовенством, оказываете помощь в обеспечении порядка во время патриарших богослужений, собираете гуманитарную помощь жителям Донбасса в рамках программы «От храма к храму! От души к душе!», сопровождаете верующих, прибывающих на поклонение православным святыням, проводите спортивные праздники и многое другое. Но какие результаты работы движения вы считаете наиболее значимыми?
– Если бы мы говорили с вами год назад, то я бы сказал, что это поддержка строительства новых храмов в Москве и формирование в православной среде активного крыла, которое готово постоять за веру и за Отечество. Сейчас же я вижу всё более широко.
У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети
У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети. Россия должна осознать себя православной державой, в которой Православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и многие конфессии. Ведь нет вражды между людьми разной веры, которые испокон веков населяли нашу страну. Именно Православие позволило сохранить это всё. Мы ведь не вырезали ни одного народа, как было в некоторых якобы христианских странах, и не позволили себе никакой культурной экспансии на территории, которые придерживались своей культуры. Мы просто предлагали. Если взять наши северные земли, то туда шли сначала не воины, а священники и миссионеры. Возьмем даже Кавказ. Он всегда был преимущественно исповедующим ислам. Да, мы с ними повоевали, однако мы воевали не за веру. Просто нам в определенный момент надоело то, что людей забирали в рабство, грабили обозы. Нужно было эти территории поставить в культурные рамки. В принципе и сейчас ничего не изменилось. Посмотрите, что сделал Владимир Владимирович в начале 2000-х в Чечне. Спросите их: им лучше было жить «под Басаевым» в то время или «под Кадыровым» сегодня?
– Есть такое исследование, которое проводится почти ежегодно, – «Индекс счастья российских городов», – и, как это ни странно, почти всегда первое место в рейтинге занимает Грозный…
– Ничего странного. Они счастливые, потому что у них ориентиры правильно расставлены. Мы же, имея православный культурный код, всё пытаемся от него отречься. Это то же самое, как у человека в вакууме отобрать противогаз и сказать: «Дыши».
Синергии нет
– Как вы в целом оцениваете уровень общественной активности православных людей?
– Он разный. Вообще у нас только начинает формироваться православное поле. До сегодняшнего дня было несколько институтов, структур, которые являлись православными, но они работали в разных плоскостях, с разной аудиторией. Причиной такой разобщенности стали события XX века, когда Церковь по объективным причинам несколько атомизировалась. Было очень мало приходов, но каждый из них для его прихожан был отдельным, закрытым миром. В результате сегодня у нас есть понятие прихода, настоятеля, духовника, но нет понятия православного мира, соборности. По крайней мере не было до последнего времени. Для каждого православного христианина интересы своего прихода и духовника выше интересов всего православного мира. Мало того, было даже какое-то соперничество: «каждый кулик свое болото хвалил». Это связано с тем, что просто не было тех вызовов, которые бы касались каждого отдельного прихода. Но сейчас появилась угроза в целом Православию как цивилизационному коду. И вот теперь мы вспомнили, что спасаться нужно «бандой», и наконец стали потихоньку объединяться вне зависимости от того, кто наш духовник и в каком мы приходе.
– Что является двигателем процесса объединения православных?
– Основной движущей силой сейчас является патриарх Кирилл. Он хорошо чувствует время. Отсюда его некоторая критика в сторону миссионеров, образовательных институтов, которые должны быть катализаторами этого процесса. Все православные организации должны объединиться. Есть такое модное слово «синергия». Так вот, сейчас православной синергии нет. А ведь только она может нас опять сделать цивилизационным проектом – хотя мы им и являемся, но пока этого не осознаем. Россия не может существовать вне Православия. Она либо просто погибнет, либо это будут какие-то разрозненные государства, республики, или же она станет исламским проектом, а может, и колонией Америки. У нас от 75 до 80% говорят, что они православные, ассоциируют себя с ними. При этом воцерковленными являются только 5%. Когда мы преодолеем порог в 20–30% воцерковленных, тогда начнется этот момент синергии, сейчас же по одиночке нас очень легко «щелкать».
Из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных
Еще важно понимать, что по-другому мы просто не выживем как цивилизация. Все политологические теории сегодня говорят о том, что народы могут выжить только при условии, если они осуществляют цивилизационный проект, количество людей в котором не менее 300 млн. Америка может называться отдельной цивилизацией, Китай может называться отдельной цивилизацией, даже Евросоюз может быть отдельной цивилизацией. Мы же со 145 млн. человек, даже если посчитаем Казахстан с их 14 млн. и Белоруссию с 9 млн. человек, не можем на это рассчитывать. Дай Бог, если 200 млн. наберем. Какой цивилизационный код позволил бы нам включить механизмы выживания в глобальном смысле? Только Православие. Только оно может дать нам крепкие многодетные семьи, а не на 100 браков 80 разводов. Только оно может дать нам настоящих патриотов. Был не так давно опрос среди российской молодежи разных конфессий на тему миграции. Результат примерно следующий: из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных. Всё объясняется просто: как можно уехать из Богом данной страны?
Спасение в смирении?
– Некоторые считают, что активно проявлять себя в общественной жизни не совсем приемлемо для верующего человека, так как зачастую во главе угла у верующих смирение…
– Ну, во-первых, нужно вспомнить историю Православия, во-вторых, историю России и, в-третьих, историю Русской Православной Церкви. Мы все знаем пресловутый спор между сторонниками позиций Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, живших в одно время. Один призывал к спасению через аскезу, а другой утверждал, что православный человек в равной степени должен быть как молитвенником, так и государственником. В этой связи можно вспомнить и извечный спор между православными патриотами и уранополитами, которые говорят, что мы все братья во всем мире. Да, мы все братья, но у нас есть родина – Россия. Дай Бог, чтобы именно такие споры были у нас.
Что же касается смирения, то отвечу вопросом на вопрос. Могло ли появиться государство, которое занимает 1/6 часть суши, если бы все жители этого государства просто смиренно молились всё это время? Есть вызовы духовные, когда каждый человек индивидуально спасает свою душу, а есть вызовы общественные, когда нападают на твое государство, на твоих близких, на твою семью.
К обидам государства, семьи, веры, близких, слабых воин Христов должен быть непримиримым
Мне понравилось в этой связи высказывание протоиерея Андрея Ткачева, озвученное им на наших Сорочинских встречах. Смысл его сводится к следующему: ударили тебя по левой щеке – подставь правую и получишь благодать; ударили при тебе слабого – сломай челюсть обидчику, и будет еще большая благодать. Человек относительно своих грехов должен быть смиренным, но относительно обиды государства, семьи, веры, близких, слабых он должен быть непримиримым воином Христовым.
– К слову о воинах. Сегодня многие стремятся воспитывать детей патриотами, чтобы они служили и Богу, и Отечеству. Но что такое патриотизм?
Патриотизм и молодежь
– Во многих городах России сегодня создаются клубы, дружины, братства и иные молодежные структуры, которые называются военно-патриотическими и православно-патриотическими. В чем их особенности и отличия друг от друга? Что бы вы, как многодетный отец, посоветовали родителям учитывать и знать при выборе такого клуба?
– Что выбрать, зависит от позиции родителей. Мне, например, военно-патриотическое название ближе, потому что военный компонент для детей имеет значение. Они приходят туда для того, чтобы научиться быть воинами. Однако, учитывая то, что мы страна, где большая часть населения считает себя православными, эти военно-патриотические клубы априори должны быть православными. В клубах обязательно должен быть батюшка, который прочитает молитву, наставит ребят, расскажет о святых воинах: Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Георгии Победоносце, Дмитрии Солунском, о сорока севастийских мучениках. После этого дети начнут правильно воспринимать воинский подвиг. Нужно им донести, что воин – это не тот, кто идет людей убивать, а тот, кто идет защищать свою родину, свой народ, свою веру и свою семью.
Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми. И в ГУЛАГе, и на войне, и даже в несчастье
В воспитании молодежи очень важны также правильные ценностные ориентиры. Совсем недавно я выступал с лекцией для молодежи на форуме «Духовное единство», который проходил в Туле. Я задал ребятам два банальных вопроса: кто из вас хочет быть счастливым, и что значит «быть счастливым»? Конечно, ответы были ожидаемыми: каждый хочет быть счастливым, и понятие о счастье у всех примерно одинаковое: материальный достаток, счастливая семья, профессиональная самореализация. «А если дом сгорит, жена уйдет и работы нет? – спросил я. – Человек станет несчастным?» Но ведь любой человек стремится к счастью. Как же быть? Нужно ставить перед собой цель, которую нельзя достичь достаточно долго. Если же ставить себе легко выполнимые цели, то после того, как ты ее достигнешь, возникает опустошение, и не каждый психологически может с ним справиться. Счастье не в «мерседесах», дачах, виллах и островах. Ведь как только ты покупаешь себе, например, 50-метровую яхту, ты начинаешь думать о 100-метровой. А мы, православные люди, априори счастливые. Каждый православный человек ставит перед собой цель спасти свою душу. И он всю свою жизнь выстраивает согласно этой цели. Потому мы и в ГУЛАГе счастливые, и на войне счастливые, и даже в несчастье счастливые. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми.
– Не так давно патриарх Кирилл призвал духовенство активнее использовать социальные сети в донесении слова Божия. При этом он показал пример, открыв свою официальную страницу в «Елицах», а также в светских социальных сетях. Как вы считаете, что это даст Церкви?
– То, что Святейший появился в соцсетях, несомненно, правильный ход. И то, что пошли бот-атаки, которые мы наблюдаем во «ВКонтакте», – тоже неминуемо. Однако закрыть возможность комментирования, как многие предлагают, не совсем правильно. Закрытая для комментариев страница не представляет интереса. И для Святейшего это важно тем, что он должен видеть реальную народную реакцию на публикации, связанные с его деятельностью. Поэтому, конечно, тот факт, что в «Елицах» патриаршая страница не закрыта и при этом там нет всего того негатива, который есть во «ВКонтакте», делает ее более удобной и безопасной для интернет-пользователей. А то, что к ней «прикреплены» и страницы архиереев, позволит людям в регионах быть в курсе дел и на местах, и в целом в стране. Насколько я знаю, такого функционала в других соцсетях нет. Кроме того, я вижу большие перспективы в православной соцсети именно по работе с молодежью, и я думаю, что в скором времени мы на практике оценим все эти возможности.
– Андрей, в последнее время появилась еще одна серьезная проблема. Сейчас идет соперничество Православия с язычеством за молодежь. Это уже приобрело характер некоего соревнования за то, «кто круче». Даже всем известный боксер Александр Поветкин, будучи человеком крещёным, стал адептом неоязычества. На ваш взгляд, почему это происходит, каковы угрозы увлечения неоязычеством? Как молодым людям, еще не пришедшим к Богу, вовремя распознать неоязычество и не пойти по неверному пути?
Неоязычество – это технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри
Технология эта не новая: когда нельзя разорвать извне, нужно сделать это изнутри. А дальше всё просто: нашли определенные силы, в лице того же Поветкина, и запустили массированную информационную атаку. Им удалось найти близкий понятийный аппарат для молодежи. Причем их целевая аудитория – это футбольные фанаты, молодежь, увлекающаяся спортом, компьютерами, гаджетами и в большинстве своем не читающая книг. Развитие клипового мышления привело к тому, что определенная часть молодежи просто перестала думать. И вот для них вбрасываются понятные и простые посылы плакатного характера, типа «Мой бог меня рабом не называл».
Каждый человек ищет Бога, тем более русский человек, который имеет такой бэкграунд – 1000-летнюю историю Православия. И в то же время каждый хочет остаться самостоятельным в принятии решений. Язычество в этом плане очень удобно. Можно грешить, не стремиться избавиться от своего греха и при этом оставаться верующим человеком. Поэтому, опять же, не сможет вот этот паренек в очках, которому батюшка поручил руководить молодежным отделом, пойти в качалку и сказать: ваши боги – это просто истуканы, вырубленные в лесу плотником дядей Васей, а история христианства на Руси – это цивилизация, равной которой практически нет.
– Андрей, хотелось бы затронуть и такую важную проблему для молодежи, как создание семьи. Вы уже озвучили эти страшные данные: на 100 браков 80 разводов. Как вы пришли к созданию большой семьи? Что бы вы посоветовали молодежи?
– Еще будучи ребенком, я заявлял родителям, что когда вырасту, то у меня будет трое детей, потому что русских должно быть много. Я не ставил себе цель иметь много детей, просто жить православной жизнью по-другому нельзя. Сколько Бог послал, как говорится. Молодым людям я посоветую быть счастливыми. Есть счастье большое – быть православным человеком, а есть счастье маленькое – семейное. Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. При этом один ребенок – это одно счастье, два ребенка – два счастья, а девять детей… Одним словом, я очень счастливый человек!