сопоставьте греческих и римских богов и чему они покровительствуют
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Соответствие римских и греческих богов.
Соответствие римских и греческих богов
бог царства мёртвых
жена Посейдона (Нептуна)
бог солнца и покровитель искусств
персонаж мифов (сын Энея)
титан, эпоним океана и гор
богиня мудрости и справедливой войны
богиня любви и красоты
бог северного ветра
богиня мрака и чародейства
герой мифов, сын Зевса
вестник богов, покровитель путников и торговцев
сын Атланта или Астрея
богиня домашнего очага
бог огня и кузнечного ремесла
богиня полей и плодородия
персонаж мифов основательница Карфагена
бог виноградарства и виноделия
бог западного ветра
богиня-владычица гор, лесов, зверей
божество матери Земли
титанида (дочь Кея и Фебы)
нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна
богини человеческой судьбы
покровительницы наук, поэзии и искусств
герой, главное действующее лицо «Одиссеи»
олицетворение молвы, вестница Зевса
бог лесов, охотников и пастухов, всей природы
богиня плодородия и царства мёртвых
богиня верности клятве
герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора
бог-олицетворение Моря, самый первый водный бог
бог морей и землетрясений
бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов
богиня случая и судьбы
богини красоты и изящества
богиня неистовой войны
богиня утренней зари
Плутон, Орк, Диспатер
Прозерпина, Карне, Фуррин
Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур.
Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в VI—V веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими греческими колониями.
Римский автор III века до н. э. Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критического подхода к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других божеств, стараясь таким образом привлечь на свою сторону как самих богов, так и поклонявшиеся им народы.
греческий и римский политеизм:сравнительная хаактеристика
Гуманитарно-технический факультет
Кафедра истории, права и общественных дисциплин
РЕФЕРАТ
греческий и римский политеизм:сравнительная хаактеристика
Студентки 3 курса группы ЕСС 129 |
Морозихиной Дарьи Андреевны |
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык» |
Научный руководитель: |
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин |
Дарендорф М.В. |
Глава 1. Греческий политеизм……………………. Стр. 4
Глава 2. Римский политеизм………………………. Стр.14
Список используемой литературы….……………………………………………. ……………….Стр.24
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».
Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии.
Глава 1. Греческий политеизм.
Первый является двоюродным братом Зевса, по воле которого он создал людей из земли и воды. Поскольку во время творения люди вышли беззащитными и менее при-применены к жизни, чем животные, Прометей дал людям знание, научил пользоваться огнем, использо-вать ремесла, за что Зевс наказал его, притоку-вавших цепью к скалам Кавказа.
Подвиги Геракла известны как победы смертного человека над природой. Сын Зевса и земной женщины, пе-реможець над различными чудовищами (Немейские ле-вом, лернейской гидрой, керинейською ланью, эре-манфським вепрем, стимфалийськимы птицами, призрак-фонським быком, конями Диомеда и стадами Гериона).
Ему также присущи сверхчеловеческие качества, благодаря которым он вычистил авгиевы конюшни, получил пояс ама-зонок, яблоки, дарующие молодость, и вывел Кербера на поверхность.
Мифологическое толкование природы и человека, деятельность олимпийских богов в религиозных представлениях древних греков свидетельствовали о практичном и Тверь-зий характер обожествления окружающего мира. Древне-греческая религия не уделяет особого внимания мораль-ным проблемам, потусторонней вознаграждения для нее не существует. Пребывание в царстве Аида жалко.
Для древнегреческого религиозного культа является характерный полисный культ. Поскольку все общественные акты сопровождались религиозными церемониями, он был обязательным для всех граждан. Исполнителями культа были как жрецы, так и официальные государственные лица. Вели-кого значение приобрели оракулы. Храмы считались жильем богов в буквальном смысле и поэтому их статуи признавались полными жизни.
В эллинистическую эпоху полисная религия сначала вытесняется различными религиозно-мистическими течениями и философскими учениями, а с появлением христиан-ства религия древних греков окончательно откуда-дается.
Культ и обрядность у греков сохранялись, вероятно, в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли происходить как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.
Даже в древнейшие времена в отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог выполнять любую свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан. Жреческого же обязанности при необходимости могли выполнять или цари главы отдельных родов. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны.
Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благотворительных существ. Жертвы были дарами, в обмен на который боги должны были выполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших или праздников в особые моменты государственной жизни (после победы над врагом, перед народными или собранием началом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами.
Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву богам, что за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, потому что произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов.
Дома у греков также возводились жертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считалось и домашний очаг, потому что его заместителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек прямо обращался к этой богини. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. Похороны также проходили согласно строго установленной церемонии. Покойника умащали мазями и благоухание и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшийся для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Сначала в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытеснили традиции погребения тела в или земли в специальных гробницах.
Глава 2. Римский политеизм.
Римский пантеон имеет много аналогов древнегреческих богов и богинь, но есть и свои собственные божества и низшие духи.
Наиболее известными считались следующие боги:
— создатель всего живого на земле;
— покровитель дорог и путешественников и др.
Януса изображали человеком с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны. Атрибутами Януса были ключи и посох.
Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Но, несмотря на это, четко выделяется триада богов Древнего Рима: Юпитер, Марс и Квирин.
Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.
Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.
После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.
От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.
В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом. Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.
По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве.
В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.
В честь своих богов римляне устраивали праздники. Важнейшими из них были следующие.
Религиозных языческих праздников было множество, каждый праздник обладал своей силой почитания того или иного божества. Это еще раз подтверждает значимость религии в жизни Древних римлян.
Список используемой литературы.
1. Легенды и мифы Древней Греции Н.А. Кун, 2014.
2. Мифы народов мира. Энциклопедия, 2015.
3. Мифы Древней Греции. Ю. Зайцев, 2018.
4. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии, 2016.
Разница между греческими и римскими богами
Греческие боги и римские боги показали огромные различия между собой, когда дело доходит до мифологических историй, связанных с ними, басен и тому подобного. Действительно интересно отметить, что мног
Содержание:
Греческие боги против римских богов
Греческие боги и римские боги показали огромные различия между собой, когда дело доходит до мифологических историй, связанных с ними, басен и тому подобного. Действительно интересно отметить, что многие религиозные обряды римлян были заимствованы у греков. Следовательно, можно сказать, что греческие боги в значительной степени повлияли на римских богов. Однако вы увидите, что после того, как греческие боги проникли в Рим, общее отношение богов изменилось в соответствии с римской культурой. В этой статье мы узнаем больше о греческих богах, а также о римских богах.
Кто такие греческие боги?
Посейдон
Кто такие римские боги?
Марс
Однако отношение к разным богам может быть разным в двух культурах. Например, Афина, как богиня мудрости, очень уважалась греками. Однако римляне не очень уважали Минерву, двойницу Афины. Для них Беллона, богиня войны, была более важной, поскольку римляне были нацией, заинтересованной в войнах. У «Беллоны» нет греческого аналога.
В чем разница между греческими богами и римскими богами?
• Греческие боги и римские боги:
• Имена:
У каждого греческого бога есть римский аналог, и в большинстве случаев у них разные имена.
• Разные боги:
• У всех греческих богов есть римские аналоги.
• Однако есть некоторые римские боги, такие как Беллона, у которых нет греческих аналогов.
Изображения любезно предоставлены:
10 распространённых заблуждений о мифах древних греков и римлян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мифы Древнего Рима и Древней Греции и сегодня пользуются огромной популярностью. Но при этом существует целый ряд шаблонов и стереотипов о мифологии этих двух древних народов. В этом обзоре мы развенчаем распространённые заблуждения о древних богах и мифах с ними связанных.
1. Греческая и римская мифология не отличаются
Общеизвестно, что в пантеон богов в римской мифологии черпает корни из мифологии греков. Так, прообразом римской Венеры является греческая Афродита, а Юпитер в мифологии греков равнозначен Зевсу. И таких примеров множество. Из-за этого есть мнение, что между мифами древней Греции и древнего Рима нет никакой разницы. Но это не так. Например, римляне считали, что достойная жизнь гарантирует высокий статус в загробной жизни, тогда как древние греки загробную жизнь во главу угла не ставили.
2. У древних греков был единый пантеон богов
Как и многие религии, древнегреческая мифология развивалась и изменялась с течением времени. Ученые считают, что мифы и предания начали развиваться около 2000 года до нашей эры, и они, вероятно, пришли из других древних религий, к примеру, критянской. Илиада и Одиссея были написаны Гомером между 800 и 700 г.г. до н.э., а к тому времени, система верований сильно изменилась. Например, в эллинистический империи люди часто почитали основателей своих городов, а живущие рядом с водоемами люди верили в нимф и почитали их. Кроме того, многие из преданий довольно долго передавались в устной форме, поэтому неудивительно, что они изменились с течением времени.
3. Олимпийских богов всего 12
Принято считать, что существовало 12 богов и богинь, которые якобы жили на горе Олимп. Проблема в том, что различные источники, в том числе различные древнегреческие тексты, не всегда упоминают одних и тех же богов. К олимпийцам относятся Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Аид, Афродита, Гефест, Гермес и Гестия либо Дионис, при этом некоторых из них иногда заменяют на Геба, Гелиоса, Селену, Эос, Эроса или Персефону.
5. Зевс — всемогущий бог
Это заблуждение произошло из-за проецирования аспектов современных религий на древние. Много людей считают, что Зевс был некой древней версией их истинного, всемогущего Бога, но это было далеко не так. Судя по описаниям, Зевсу были присущи многие человеческие качества, а также он не мог контролировать все, в том числе других богов и судьбу.
6. Аид — воплощение зла
Принято считать, что Аид был каким-то коварным злодеем. Это заблуждение родилось в связи с тем, что он управлял подземным миром. Эта работа на самом деле была поручена ему Зевсом, а Аид просто добросовестно исполнял ее. Естественно, Аид не был совершенным — к примеру, он похитил Персефону. Но кто не без греха. Аида вовсе не считали злым или кем-то вроде дьявола.
7. Все боги были вымышленными персонажами
На самом деле, в греческой мифологии поэты часто описывали полубогов, которые не имели ни малейшего отношения к божествам. Они часто были реальными людьми, которые считались героями. Именно поэтому их описывали как богов.
8. Пандора открыла ящик, выпустив зло в мир
Выражение «ящик Пандоры» довольно хорошо известно, но в оригинальных мифах нет никакого упоминания насчет открывания коробки. Миф появился в стихотворении под названием «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода, которое было написано около 700 г. до н.э. Также в данном стихотворении Пандора открыла пифос (большой древнегреческий кувшин), выпустив зло в мир. В 16-м веке писатель по имени Эразм Роттердамский перевел эту историю на латынь, заменив пифос на ящик.
9. Древние греки поклонялись Аресу, богу войны
Поскольку одна из самых эпических поэм — «Илиада» повествовала о войне, многие люди посчитали, что бога войны почитали в древнегреческой мифологии. На самом деле, люди старались даже не упоминать Ареса, поскольку тот считался жестоким и у него был трудный характер. Более того, в мифах говорится о том, что Ареса недолюбливали даже его собственные родителеи, Зевс и Гера.
10. О древних мифах давно забыли
Хотя религии, о которых сегодня шла речь, полностью исчезли около 9 века н.э., отсылки на них до сих пор существуют (причем, не только в поп-культуре, хотя есть ряд фильмов о Геракле). Олимпиада изначально была фестивалем в честь Зевса, а некоторые ученые утверждают, что мифология повлияла на христианство. Иисуса часто сравнивают с Дионисом, греческим богом, связанным с вином, ритуалами и плодородием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: