сообразуясь с цитатой укажите что предлагает и алтынсарин
Тест с ответами: “Великие казахские просветители”
1. Укажите годы жизни Чокана Валиханова:
а) 1835-1865 +
б) 1802-1847
в) 1830-1865
2. Чокан Валиханов – великий казахский:
а) математик
б) ученый востоковед +
в) физик
3. Чокан Валиханов родился в:
а) Кустанае
б) Астане
в) крепости Кушмурун +
4. В каком году Валиханов поступил учиться в Сибирский кадетский корпус:
а) 1847 +
б) 1846
в) 1848
5. В каком году Валиханов окончил обучение в этом корпусе:
а) 1852
б) 1854
в) 1853 +
6. Чокан Валиханов – великий казахский:
а) астроном
б) географ +
в) химик
7. Чокан Валиханов – великий казахский:
а) поэт
б) музыкант
в) фольклорист +
8. Чокан Валиханов – великий казахский:
а) путешественник +
б) биолог
в) изобретатель
9. Одна из самых известных работ Валиханова:
а) «Очерки Джунглей»
б) «Очерки Манджурии»
в) «Очерки Джунгарии» +
10. Кунанбаев Абай родился в:
а) 1855
б) 1845 +
в) 1850
11. Кунанбаев Абай родился в:
а) урочище Жидебай +
б) ауле Жидебай
в) Жетысу
12. Абай Кунанбаев – великий:
а) собиратель легенд
б) поэт +
в) переводчик
13. Абай Кунанбаев – великий:
а) философ – гуманист +
б) химик
в) физик
14. Изначально поэту дали имя:
а) Заур
б) Аффелай
в) Ибрагим +
15. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые:
а) Востока +
б) Запада
в) Африки
16. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» написаны в:
а) 1880
б) 1889 +
в) 1899
17. Абаем создано около:
а) 270 стихотворений
б) 100 стихотворений
в) 170 стихотворений +
18. Абаем создано около:
а) 76 переводов
б) 56 переводов +
в) 66 переводов
19. Абай Кунанбаев скончался в:
а) 1899
б) 1914
в) 1904 +
20. Алтынсарин Ибрай родился в:
а) 1831
б) 1841 +
в) 1851
21. Алтынсарин Ибрай родился в:
а) ауле Жанбурчи +
б) ауле Жидебай
в) урочище Жидебай
22. В этом году Ибрай Алтынсарин окончил школу:
а) 1867
б) 1857 +
в) 1847
23. Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения:
а) Байрона, Пушкина +
б) Маркса, Энгельса
в) Шекспира, Гете +
24. Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения:
а) Ломоносова
б) Лермонтова +
в) Коперника
25. В 1887 году И. Алтынсарин добился открытия первой женской школы в:
а) Семее
б) Астане
в) Иргизе +
26. «Казахская хрестоматия» в двух частях была написана в:
а) 1889
б) 1879 +
в) 1869
27. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской:
а) детской литературы +
б) литературы
в) философской литературы
28. Умер Алтынсарин 17 июля (29 июля):
а) 1898
б) 1880
в) 1889 +
29. Похоронен недалеко от своего дома на берегу:
а) Тобола +
б) Сырдарьи
в) Ишим
30. Алтынсарину было присвоено звание:
а) генерала
б) статского советника +
в) придворного советника
Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)
Что было главным в Ибрае Алтынсарине, этом замечательном просветителе казахского народа? Он с детства любил учиться, а потом любил учить и искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше. И когда он умирал, хотя прожил он, по нашим понятиям, совсем немного — 48 лет, то мог сказать себе, что прожил жизнь не зря. Им были открыты десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек, что было неслыханно для мусульманского народа. Я предлагаю вам краткую биографию Алтынсарина, а в конце вы сможете найти его стихи, загадки, собранные им.
Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.
Содержание
У него было много друзей среди русских, его уважали и любили казахи. Алтынсарин сделал карьеру, и перед смертью ему был присвоен чин действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но, в то же время, он никогда не стремился к почестям, занимаясь делом, которое любил — народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.
Детство. Школа в Оренбурге
Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Мать Ибрая Айман Шегенкызы происходила из племени Аргын. А его отец Алтынсары — из племени Кыпшак. Он погиб, при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Айман после гибели мужа вышла замуж за его брата. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.
Школа открылась в 1850 году, когда Ибрагиму исполнилось 9 лет. Вот как писал об этой школе очевидец: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде». Колониальная администрация Оренбургского края делала все, чтобы соблюсти национальные обычаи казахов. В этой связи она решила не отлучать детей от кочевого быта, не нежить, а наоборот, закалять их в условиях суровой степной жизни. Для этого были закуплены для детей юрты из лучшей белой кошмы, национальное белье и одежду, библиотеку, физкультурные снаряды, ветеринарные инструменты для ухода за скотом, а также табун дойных кобылиц и коней. Два месяца учащиеся проводили в степи. В школе обучали русскому, арабскому, татарскому и персидским языкам, основам ислама, делопроизводству, арифметике, производству следствий, гимнастике.
Об этой школе художник А. Ф. Чистяков написал статью «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Он же сделал несколько рисунков, где изображены класс, спальня, школьная больница и то, как были одеты мальчики летом, зимой, в классе и в торжественных случаях. Художник пишет о том, какая добротная там мебель, как разумно построено обучение.
Служба в Оренбурге. Русские друзья — В. Григорьев, Н. Ильминский
Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальником его был Василий Васильевич Григорьев — ученый-востоковед (1816-1881). Он начинал свою службы в Петербурге, а в 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где занимал должность начальника пограничной комиссии. Эта комиссия налаживала отношения со среднеазиатскими ханствами, и степными кочевниками. Это как раз В. В. Григорьев занимался созданием школ для кочевников в степных укреплениях.
В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал, что начальник поощрял его увлечение чтением, и т.к. службы была не обременительной: докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз, — все остальное время Ибрай не отрывался от книг.
Он так потом будет вспоминать о Григорьеве: «Находясь под Вашим покровительством и пользуясь нравственным Вашим влиянием, мы, несколько киргизских офицеров, начали свою служебную деятельность. Доброе влияние Ваше глубоко вкоренилось в нас и, идя по указанному Вами направлению, мы стали, впоследствии, не бесполезными, как полагают, людьми для родного нам народа».
По совету Григорьева, все незнакомые слова Алтынсарин выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении. Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения. У Григорьева не было возможности отвечать на все вопросы, но в это время судьба свела Алтынсарина еще с одним очень интересным человеком — Николаем Ивановичем Ильминским, ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссионером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпелив и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.
Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.
Школа в Тургае
В 1860 году было решено открыть 4 маленьких киргизских школы в степи. И 4 выпускника Оренбургской школы отправились туда учителями. Одним из них был Ибрагим Алтынсарин. Он получил назначение в Оренбургское укрепление, ныне город Тургай. Поначалу жизнь казалась невыносимой: школы нет, книг нет, русское население занято склоками, нет образованных людей, к обществу которых он успел привыкнуть. Алтынсарин писал Ильминскому: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».
4 года он ждал открытия школы, занимаясь с отдельными учениками, скучая без общества, без работы. В 1864 году школа открылась. И куда девалась хандра! Его письма полны школьными заботами: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в течение каких-нибудь трех месяцев, выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски».
Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.
Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области
Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.
Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.
«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся». Он заботился о создании библиотеки при каждой школе: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки¸ учительские и ученические, на что я уже собрал 700 рублей. Цель этих библиотек заключается в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но, чтобы грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги».
Когда читаешь об Алтынсарине, думаешь: вот бы сегодня об учителе заботились так, как он в XIX веке! Вот воспоминания о нем учителя Актюбинской русско-казахской школы Арсения Андреевича Мозохина. Он писал, как в 1881 году приехал к месту службы и обнаружил, что в школе нет ни окон, ни мебели, что киргизы не хотят отдавать детей в школу, а ведут к мулле, которые стремится выжить русского учителя, не знающего ни слова по-киргизски. Конечно, у Мозохина опустились руки. И вдруг он получает письмо от инспектора Тургайской области, своего начальника, которого никогда не видел. Письмо его подбодрило, помогли и присланные деньги, а скоро приехал и сам начальник. А следом обоз со школьными принадлежностями. «В каких-нибудь 18 дней инспектор успел приготовить все для школы: тут была хорошая мебель, учебники, учебные пособия. И я не был забыт: для меня были привезены койка, матрац, разная кухонная посуда и другие мелочи хозяйства».
Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.
Удивительно умел Алтынсарин разговаривать с разными людьми. Когда мы читаем его письма к русским адресатам, перед нами встает вполне европейский человек. Но вот перед нами письмо к татарскому учителю, и перед нами уже человек, владеющий всеми хитростями восточной дипломатии. Он умудрился сделать так. Чтобы и муллу не обидеть, и учителя избавить от интриг. Мозхохин пишет о нем так: « Ибрай Алтынсарин был не только начальником для учителей, но отцом, самым задушевным и добрым приятелем. Ему можно было говорить все, все свои ошибки по школьной практике, даже такие, которые нельзя было заметить при ревизии. И на все это всегда давались от всей его доброй души дельные советы для руководства в будущем».
Есть много писем Алтынсарина к Мозохину. В одном из них он упрекает учителя, что обращается к нему «Ваше превосходительство». Алтынсарин не любил чинопочитания. А ведь таких Мозохиных у инспектора было множество. И каждому надо было помочь — советом, а то и материально.
Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему. Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь.
Надо сказать, постепенно вокруг Алтынсарина появляется все больше посвященных казахов. Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины, выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге всячески поддерживали начинания Алтынсарина. Например, А.Сейдалин помог ему открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправил свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Среди его учеников будут замечательные люди: поэт и переводчик Асылкожа Курманбаев. После смерти учителя он переехал Семиречье и стал директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г. Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.
Алтынсарин — писатель, автор учебников и собиратель фольклора
При создании новых школ нужны были не только здания, мебель, кадры, но и новые учебники. В 1879 вышла его «Казахская хрестоматия». Кроме нее Алтынсарин написал «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку». (1879).
Когда листаешь собрание сочинений Алтынсарина, обращаешь внимание на разнообразие его интересов. Тут и этнографические статьи, и стихи, и басни. О нем говорят, как о писателе, но писательство не было для него самоцелью, все его произведения были предназначены для первой «Казахской хрестоматии», он хотел, чтоб дети, начиная учебу, читали о той жизни, которую они хорошо знали. Поэтому в первом разделе хрестоматии собраны коротенькие рассказы из казахского быта.
Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа. Вот некоторые казахские загадки, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:
Белый баран ушел, а черный остался (снег и земля весной)
Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)
Есть один белый дом, но, если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо).
А вот пословицы:
Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.
Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.
А еще он переводил поучительные рассказы из «Азбуки» Л. Толстого: «Визирь Абдул», «Царь и Рубашка», «Наблюдательность»,«Китайская царевна Цилинши», «Три вора», «Праведный судья», «Крестьянин и Стражник», «Петр I и Мужик», «Садовник и сыновья», « Два товарища», «Попала Лисица в колодец», «Злу Добро», «Верное средство разбогатеть».
Находим мы в «Хрестоматии» в переводе Алтынсарин и басни И. Крылова: «Ворона и Лисица», «Пустынник и Медведь», «Колосья», «Стрекоза и Муравей», «Добрая Лисица».
Стихи И. Алтынсарина
Если говорить о стихах Ибрая Алтынсарина, то самым известным из них является «Посвящение»:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след…
Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.
Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.
И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:
Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв…
Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!
Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.
А вот совсем короткое стихотворение, но смысл его тот же: человек может многого добиться только благодаря высоким устремлениям
Впрочем, Алтынсарин может быть и настоящим лириком, он очень поэтично пишет о природе родного края.
Широко известно его стихотворение «Река».
Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
Она ведет все тот же шумный разговор.
Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.
К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.
Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.
Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.
А в стихотворении «Весна» картины пробуждения земли соединяются с пробуждением человеческих чувств.
Особое место в творчестве Алтынсарина занимают этнографические очерки. Среди них — «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Те, кому нужно найти хороший материал по обычаям казахов, найдут в этих статьях много интересного и полезного. Во второй раздел автор думал собрать рассказики из географии, истории, естествознания. Чтоб найти сведения по истории казахских степей, Алтынсарин писал в Казань Ильминскому, прося поискать в тамошних библиотеках нужные ему сведения.Составлено было им и «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку. Краткий очерк русской грамматики».
Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке. В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.
4 thoughts on “Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)”
Спасибо большое! Очень интересно рассказано про великого просветителя казахского народа. Прониклась уважением и симпатией к В. Алтынсарину.
Огромное Вам спасибо! Сын учится во 2м классе. Сегодня на дом задали выучить стихотворение Алтынсарина. Кратенькая заметочка в учебнике о великом человеке вообще ничего не дала ребёнку, какая-то совсем скучная, перегруженная лишними фактами… А ведь в 200 метрах от нашей школы до сих пор стоят здания, где Алтынсарин открывал русско-казахскую школу и школу для девочек. Так интересно можно было рассказать детям о нем, сводить к этим старым зданиям… Благодаря Вашему посту завтра расскажу сыну об Алтынсарине поподробнее и поинтереснее))
Хорошо, когда мама старается, чтобы сыну было интересно учиться. Таких не очень много сейчас. Вы- одна из них.
Спасибо большое от всей души! Очень познавательный и эмоциональный материал! Вы- учитель от Бога! Здоровья и вдохновения желаю Вам на долгие годы!
Общественно-политические взгляды.
«По делу службы я имею частое столкновение с киргизами, из числа коих есть здесь и родные мои,— писал И. Алтынсарин.— Знаю о них очень много и очень многих из них ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз — бедных, беззащитных баранов, без сопротивления отдающихся в жертву волкам; не мое дело, но горько, очень горько мне делается, когда я посмотрю на них»192.
Ибрай Алтынсарин вырос в гуще народа, был свидетелем многих картин безотрадной его жизни и каждый раз убеждался в том, что феодалы не питают жалости к неимущим своим соотечественникам. Поэтому Алтынсарин советует:
А ты, безропотный бедняк, Ты к баю не ходи, Тебя поднимет он на смех, А помощи не жди1.
В «Киргизской хрестоматии» помещены стихи и рассказы, проникнутые демократическими, гуманистическими идеями. В них просветитель стремится привить учащимся чувства уважения ;к трудовому народу, воспитать их в духе справедливости, честности и правдивости.
И. Алтынсарин в отличие от Валиханова жил в период, когда административно-судебная реформа царизма (1868 г.) действовала всюду, обнаруживая воочию свое социально-классовое содержание. В этом отношении показательны стихи в «Киргизской хрестоматии», разоблачающие продажность судов.
Когда стоишь перед судьей, Знай — это не защитник твой, Что скажет правду смело; Лишь взятка сможет все решить, Твой скот поможет завершить Благополучно дело2.
Разоблачая феодалов, баев, биев, Алтынсарин показал их как злейших врагов трудящихся, погрязших в стяжательстве и корыстолюбии.
Казахский просветитель мечтал образовать свой народ, поднять его до уровня русского народа. Его идеалом были экономические и культурные достижения России. В ранний период своей просветительской деятельности Алтынсарин даже полагал, что царское правительство в Казахстане бескорыстно выполняет цивилизаторскую роль. Когда чиновники административного аппарата содействовали открытию школ, он ошибочно полагал, что они тем самым выполняют возложенную на них правительством миссию учить и воспитывать казахский народ, направлять его по пути прогресса.
Но, работая инспектором и постоянно сталкиваясь с представителями колониальной администрации, И. Алтынсарин начал сознавать, как далеки от истины были эти его первоначальные представления. Он все более убеждался в том, что власти не одобряют размаха его просветительской деятельности. Поэтому не только к казахским феодалам, но и к царской администрации Алтынсарин стал относиться критически.
«Я надеялся только ранее, что в случае необходимости меня поддержит само начальство, так как мои личные убеждения и действия совершенно согласуются с видами правительства, но, кажется, не всегда возможно и на это рассчитывать.
Но пусть творится воля божья, я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим родичам насколько хватит моих сил»193,— писал Алтынсарин. Он убедился в том, что царизм не желает просвещения «туземного» народа, считая это дело третьестепенным, а порою и нежелательным.
Как уже отмечалось, при составлении учебной программы Алтынсарин исходил из необходимости получения учащимися общего образования в сочетании с прикладными знаниями.
Однако взаимное недовольство между Алтынсариным и представителями власти постепенно перешло в открытые разногласия. Примечательно, что просветитель навлек на себя гнев губернатора именно тем, что высказался за более широкие знания учащимися русского языка и грамоты. И. Алтынсарин еще пока ясно не представлял себе того, что царское правительство и его администрация на местах выражали интересы эксплуататоров, не заинтересованных в просвещении трудящихся масс, тем более народов национальных окраин. Поэтому русские чиновники, будучи исполнителями воли правящих кругов государства, старались организовать обучение детей казахов русскому языку и грамоте лишь в той мере, в какой это диктовалось интересами колониальной политики.
Постоянно сталкиваясь с трудностями в своей просветительской работе, Алтынсарин понял, что нужно бороться не только с невежеством народа, но и преодолевать сопро- тивление властей, мешавших это делать. Он писал: «Всего хуже вести борьбу не с народным невежеством, а с людьми же образованными, поставленными правительством для содействия общественному благосостоянию»195.
Упорное противодействие широкой организации школьного дела со стороны феодальной знати и мусульманского духовенства, а также со стороны местной администрации порою вызывали у Алтынсарина пессимизм; он начинал терять веру в возможность осуществления своих просветительских идей, сознавать, что один он бессилен одолеть все трудности.
И. Алтынсарин осуждал национальную политику царизма, политику дискриминации нерусских народностей. Ему было больно наблюдать, как русские чиновники, представители официальной власти, считая казахов людьми низшей расы, пренебрежительно относились к ним. Алтынсарин призывал этих людей не унижать казахский народ, не попрекать его отсталостью, невежеством, а помогать ему становиться на путь прогресса. «Истинно пора уже было хоть одному доброму человеку обратить достойное внимание на Орду, всеми почти брошенную доселе и называемую в описаниях только колоторниками, дикарями и проч. и проч.,— писал просветитель.— Положим, что киргиз — дикарь, но нужно же было хоть одному из пишущих умных людей вымолвить доброе словечко о тех мерах, которые могли бы. направить киргиз к правильному понятию общечеловеческой жизни198.
Алтынсарин критически относился к реакционным порядкам, однако он не поднялся до критики общественно-политического строя в целом. Историческая ограниченность мировоззрения Алтынсарина не позволила ему отчетливо осознать того, что социальное неравенство имеет свою материальную основу. Чтобы эту основу уничтожить, необходимо революционное преобразование общества.
Алтынсарин старался быть ближе к народу, чаще бывать в аулах, где он интересовался жизнью и бытом соотечественников. От общения с простыми людьми просветитель чувствовал себя морально и духовно удовлетворенным. Свои демократические убеждения, патриотические чувства, идеи справедливости он старался прививать учащимся, чтобы его питомцы после учебы не использовали полученных знаний во вред собственному народу, чтобы они не стали «безжалостными обидчиками киргизов же», а стремились просветить темные массы, направить их на путь культуры и прогресса.
Опираясь на педагогические идеи К.
В рассказе «Богатство» Алтынсарин показывает, что источник благосостояния — это труд. Умудренный жизнью человек объясняет юноше: «Отец оставил тебе в наследство землю. Если ты будешь обрабатывать ее, осенью посеешь семена, потрудишься вовремя, без потерь уберешь урожай — вот тогда ты соберешь много зерна, будешь богатым, не будешь голодным и голым. Богатство — в земле, в труде»199.
Согласно Алтынсарину, трудиться должны все люди независимо от имущественного положения. Эта мысль проводится автором в рассказе «Жомарт». Конечно, попытка просветителя внушить богатым казахам, что и они должны трудиться, была утопической. Баи потому и были угнетателями народа, что они не занимались производительным трудом, а жили за счет эксплуатации трудящихся. Но, утверждая, что только заработанное своим трудом идет на пользу, Алтынсарин предостерегает соотечественников от соблазна нечестными путями добывать себе средства к жизни, призывает их не поддаваться искушениям, ибо только честный труд может принести человеку достаток.
Алтынсарин убежденно доказывал, что люди от природы равны. Он писал: «Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны. Особо рожденных не было и нет на этой земле, мы с детства между собой равны. Ведь от одного человека все мы произошли. Джигиты, помогайте друг другу. Все равно жизнь быстротечно пройдет»1.
Алтынсарин обращался к состоятельным лицам, бесцельно транжирившим свои богатства, с призывом тратить их на благотворительные дела, на оказание помощи бедным, нищим. В 1880 г. в своей статье в газете «Оренбургский листок» Алтынсарин описывал чрезвычайно тяжелое положение казахских скотоводов Тургайской области в связи с постигшим их в том году стихийным бедствием — джутом.
Но демократические и гуманистические идеи просветителя противоречивы. Объективные условия его времени не позволили ему подняться до осознания классового содержания гуманизма. Он не смог уяснить того, что в антагонистическом обществе гуманизм не может выступать в качестве всеобщего принципа социальной жизни, ибо классовая эксплуатация по природе своей противоположна гуманизму. Естественно, призыв к баям стать добрыми, гуманными не достигал цели.
И. Алтынсарин высказывал свои критические замечания чрезвычайно осторожно, свои недовольства и возмущение действиями властей выражал преимущественно завуалированно, и все же в отдельных случаях позволял себе выступать в обличительном революционном духе. Он ждал наступления правосудия, предупреждал, что настанет время, когда виновников несчастий народных постигнет возмездие.
Знай, сударь, придет час возмездия. И тот, кого ты обидел, доберется до тебя3. 1
И. Алтынсарин. Киргизская хрестоматия, стр. 91. 2
«Оренбургский листок», 1880, № 16. 3
А. С. Ситдыков. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина. Алма-Ата, 1949, стр. 61.
Поведение Алтынсарина, его деятельность вызывали у местных властей сомнения относительно его политической благонадежности. Из переписки Алтынсарина с друзьями совершенно очевидно, что в последние годы его жизни местные власти постоянно преследовали его, всячески травили. Они, как уже отмечалось, искали удобный повод для отстранения Алтынсарина от должности инспектора народных училищ. Характерно, что к этому был причастен сам военный губернатор Тургайской области.
Против Алтынсарина выдвигались различные обвинения, но основное из них в том, что он настраивал население против местной администрации. Побоявшись популярности и влияния просветителя в казахских аулах, военный губернатор области генерал-майор Проценко запретил ему проживать в Кустанае. Алтынсарин выступил с решительным протестом по поводу такого решения: «. быть может, его превосходительство и имеет право поступать так со мной, но существует же и закон, равно ограждающий всех, и малых и великих, от несправедливых обвинений, и равно допускает же возможность существования чести и человеческих достоинств у всех, и малых по значению, людей, каких бы положений и племени они не были»200.
Таким образом, Алтынсарин подчеркивает недопустимость оскорбления человеческой личности независимо от занимаемого положения и национальности, заявляет, что всякий человек имеет право защищаться от беззакония. Здесь отчетливо проявляются его демократические убеждения. Действия официальных властей, интриганов и клеветников, стремившихся очернить Алтынсарина, вызывали возмущение многих людей, близко знавших его. После смерти Алтынсарина эти доносы, кляузы на просветителя его современники вспоминали как позорнейшее явление. «Киргизская степная газета» писала: «Насколько во время партийной борьбы киргизы не стесняются в средствах и всеми правыми и неправыми путями стараются очернить своих достойных представителей, видно из того, что киргизы не задумывались бросить комом грязи и в покойного Алтынсарина, честнейшего и беспристрастнейшего человека, трудившегося большую часть своей жизни для своего народа, не жалея ни личных средств, ни здоровья, за то только, что он во время выборов дал враждующим добрый совет покончить дело миром и избрать известного кандидата. »201.
Итак, источники неопровержимо показывают, что в последние годы жизни Алтынсарин распознал антинародную сущность политики царизма, все чаще обнаруживал свое несогласие с органами власти не только в вопросах просвещения, но и в административных делах. Он стал критически относиться к системе выборов волостных управителей, советовал населению не быть орудием в руках феодальных элементов в их взаимной борьбе за выгодные должности, за «теплые» местечки. Все это свидетельствует об эволюции политических взглядов Алтынсарина в критически-демократическом направлении, об углублении разногласий между ним и официальными властями.
Прогрессивными для своего времени были взгляды Алтынсарина по экономическим вопросам202. Он стоял за совершенствование скотоводческого хозяйства, но считал, что казахи не должны оставаться вечными кочевниками. Наблюдая экономическую и культурную отсталость Казахстана, Алтынсарин видел пути выхода из этого состояния в переходе к оседлому, устойчивому ведению хозяйства. Барымту, междоусобную борьбу между феодалами он, подобно Валиханову, считал величайшим общественным злом, подрывавшим хозяйственную жизнь и благосостояние казахов. Осуждая барымту, межродовую вражду, Алтынсарин в сущности выступал против экономического разобщения казахских аулов, за установление между ними тесных связей на основе развития различных отраслей хозяйства, а также завязывания торговых отношений с пограничными соседями.
В рассказе «Кипчак Сейткул» («Киргизская хрестоматия») Алтынсарин попытался показать, каким должно быть оседлое хозяйство казахов. По сюжету рассказа, казахи, выбрав удобное место, поселились на берегу реки, построили ирригационные сооружения, стали заниматься поливным земледелием, вырастили хорошие урожаи, а из- лишки хлеба выменивали на скот, который содержали в специальных помещениях. Просветитель дает здесь описав ние оседлого хозяйства, сочетающего земледелие со скотоводством. Это хозяйство ведет торговый обмен со среднеазиатскими городами, продает им свой скот и вывозит оттуда промышленные товары.
Экономические воззрения Алтынсарина еще более выпукло выступают в упоминавшейся выше его статье в «Оренбургском листке». В ней казахский просветитель рассматривает опять-таки вопрос о переходе казахов к оседлому образу жизни, отстаивая, как и прежде, необходимость оседания. Но, разбирая вопрос о том, каким путем должен'» осуществляться этот переход, он критиковал появившиеся j в печати рекомендации относительно принудительного перевода казахов на оседлую жизнь.
Считая переход казахов от кочевого хозяйства к оседлости важнейшим социально-экономическим преобразований ем, Алтынсарин, как и Ч. Ч. Валиханов, предлагал подхо/ дить к этому мероприятию с учетом конкретно-исторических условий. Он доказывал, что сначала необходимо изучить, проанализировать условия жизни казахов, определить, приемлемы или неприемлемы предлагаемые преобразования при данном состоянии хозяйственной жизни их населения. «В самом деле,— писал Алтынсарин,— не разумнее ли прежде, нежели решаться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, изучить сначала этот народ и эту жизнь, узнать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, насколько принял он воздействие непосредственных сношений своих с оседлым господствующим народом, в каких условиях окружающей природы этот народ находится»203.
Проекты безотлагательного, даже принудительного перевода казахов на оседлое хозяйство могли быть вызваны благими намерениями отдельных русских интеллигентов, непосредственно наблюдавших хозяйственные потрясения местного населения вследствие периодически повторяющихся стихийных бедствий. Но Алтынсарин предупреждал, что к подобного рода экспериментам надо подходить с большой осторожностью. Попытки искусственно изменить хо- ^ зяйственный строй народов, считает Алтынсарин, могут \ нанести им большой, непоправимый ущерб. По его мнению, /
Алтынсарин отмечал, что казахский народ, добровольно присоединившийся к России, под влиянием последней сам становится на путь прогрессивного развития. Ведя совместную жизнь с русскими поселенцами, казахи в силу объективной потребности все больше перенимают их быт и культуру и постепенно переходят к оседлому Оібразу жизни. «Киргизы и без внешних толчков, по одному только естественному для всех людей побуждению искать себе более лучшего и удобного положения, находятся уже на пути к оседлости»205.
Далее просветитель приводил факты прогрессивных изменений жизни казахов под положительным влиянием России. Он обращал внимание на то, что казахи стали J строить теплые кибитки, землянки, даже «порядочные дома», чего у них не было прежде. Теперь уже местами встре- чаются небольшие деревни, в которых казахи начали заниматься сенокошением, заготовкой кормов. Алтынсарин также отмечал, что теперь часть казахов не кочует постоянно, как раньше, а только по необходимости, лишь в тех случаях, когда больше нет подножного корма для скота. «Укрепляясь таким образом на одном месте,— писал Алтынсарин,— киргизы — эти дикие двуногие козы два-три десятка лет тому назад, стали уже дорожить каждым клочком земли пахотной, тебеневочной или луговой»206.
Внедрение прогрессивных элементов в скотоводство и земледелие, улучшение ухода за скотом, обработка земли и ее рациональное использование, по мнению Алтынсарина, могут происходить более быстрыми темпами только в том случае, если местное население будет учиться у русских переселенцев, перенимать их опыт хозяйственной деятельности. «Ведь на русских поселян мы полагаем всю надежду, как на учителей по части культуры и преобразователей киргизской степи»207.
Однако низкий уровень развития производительных сил края, его почвенно-климатические условия, прогрессирующее с каждым годом истощение водных ресурсов вызывали у Алтынсарина сомнения относительно перспективности земледелия во всех областях Казахстана. Но, по его мнению, там, где нет благоприятных условий для развития земледелия, имеются соответствующие природные возможности для роста скотоводческого хозяйства, «которое при некотором благоустройстве. может достигнуть, как оказы- і вается на деле, богатых размеров, а при увеличении запаса сена в урожайные годы и бережливом отношении с сеном, скотоводство может быть обеспечено в значительной степени от всякого погрома, какой, например, испытывается ныне»208.
Из этих строк как нельзя лучше виден широкий подход Алтынсарина к вопросам экономического развития родного края и страны в целом. Подчеркивая значение дальнейшего развития скотоводства для Казахстана и всей России, Алтынсарин отнюдь не полагал, что для этого потребуется оставить надолго казахских скотоводов кочевниками. Оседание рассматривалось им как закономерное следствие прогрессивного развития любого народа. «Всем изложенным мы вовсе не намерены были намекать на предпочтительность для киргизов того или другого образа жизни,— писал Алтынсарин,— еще менее желали бы мы обречь киргизов на вечную кочевую жизнь, так как каждый народ, развиваясь прогрессивно, непременно должен в конце концов перейти от кочевого быта к оседлости, с которою тесно связано просвещение»1.
Происходящие в казахской жизни перемены вселяли в Алтынсарина уверенность в будущем экономики Казахстана. Его особенно радовало то, что казахи, живущие рядом с русскими крестьянами, стали перенимать у них приемы обработки земли, что многие коренные жители уже «знают земледельческое искусство не хуже русского мужика», множатся примеры дружбы между представителями обоих народов, казахи не чуждаются русских, а наоборот, «охотно сходятся» с ними, что «немало существует уже искренне дружеских отношений между прилинейными киргизами и тамошними русскими жителями».
По убеждению Алтынсарина, между казахским и рус- ким народами существует определенное духовное родство, способствующее их сближению. Оно выражается в «безыскусственности в житейском быту» и «здравом практическом уме». Просветитель утверждал, что и русский, и казахский народы не отравлены религиозным фанатизмом, националистическими предрассудками. У них нет неприязни к другим народам, они не проявляют нетерпимости к чужим обычаям и религиозным верованиям. Такое сходство в характерах обоих народов, по мнению Алтынсарина, явится важным фактором в будущем сближении Казахстана и России.
Казахский просветитель правильно подметил эту общность некоторых черт психического склада русских и казахов. История русской философской мысли имеет солидную материалистическую традицию, идеализм не играл в ней доминирующей роли. И казахский народ в своем большинстве не был развращен религиозным фанатизмом, который всячески старалось насаждать реакционное мусульманское духовенство. Стихийно-материалистическое понимание действительности, так называемый здравый взгляд на вещи, был всегда свойствен массе казахов.
Эти рассуждения Алтынсарина о духовной близости двух народов вытекают из его благородного стремления сделать еще более убедительными, обоснованными свои доводы относительно необходимости приобщения казахов к экономике и культуре России. Конечно, основа сближения обоих народов коренилась не в идейных факторах, не в сходстве их психических особенностей, а в первую очередь в факторах материальных, в территориальной близости Казахстана к России и исторически установившихся между ними экономических связях.
Однако Алтынсарин как мыслитель, не вырвавшийся из рамок идеалистического понимания истории, как просветитель, склонный преувеличивать роль культурных, духовных связей в деле сближения казахского народа с русским, писал: «Не следует ли поэтому искать верного способа к сближению киргизского народа с русским в средствах нравственного влияния, а не внешнего?»1.
Будучи поборником прогрессивного развития Казахстана, сторонником приобщения его к русской культуре, Алтынсарин считал возможным изменение его хозяйственного строя и бытового уклада посредством просвещения, воспитания положительного примера. «Поддержите же киргиза на пути его естественного стремления,— писал просветитель,— оберегайте его благовременными заботами от случайных хозяйственных потрясений, какие испытывает он теперь; развивайте среди киргиз влияние русского образования, действуйте на юный, даровитый и поэтически впечатлительный народ мерами нравственного сближения, и киргизский народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем и даже воином под дорогим для него знаменем России, которым он уже теперь гордится»2.
Эти замечательные слова сказаны Алтынеариным почти за четыре десятилетия до победы Октябрьской революции, когда казахский народ, изнывавший под прессом двойного гнета, не мог себе даже представить зарю будущего освобождения. В лице Алтынсарина мы видим прозорливого мыслителя, который в условиях господства шовинизма и феодально-религиозной реакции сумел увидеть и оценить значение общности интересов народов нашей страны. Выдающийся просветитель в общественной жизни усматривал закономерность прогрессивного развития, неизбежно веду- щего к сближению народов, к взаимному обмену деятельностью, духовными и материальными ценностями, к их благополучию.
Совершенно ясно, что казахскому народу нельзя было надеяться «увидеть свое счастье» в условиях господства царизма и местного феодализма. Для достижения этого счастья необходимо было революционно преобразовать общество на социалистической основе. Но Алтынсарин глубоко верил в лучшее будущее своего народа, которое неразрывно было связано для него с исторической миссией русского народа.