сомнительные согласные что это

Правописание сомнительных согласных в конце слова

Правописание согласных. I. Общие правила правописания согласных

Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый.

Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.

Примечание. Слово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.

Правило § 49 относится также к приставкам, например: входить (влезать), надколоть (надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать (отучить), сделать (суметь), сбросить.

В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п.

Пожелание от русской Православной церкви, пока не принятое правительством РФ:

Факультативное написание: приставка без- перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ может писаться с з, если человек является верующим, и его смущает бес платный, бес полезный, бес денежный и т. д.

Примечание. В глаголах перед -ся сохраняется написание той формы, к которой -ся присоединяется, например: носиться, носится, забыться.

Следует отличать прилагательные на -ц-кий (-ц-кой) от прилагательных на -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской):

2) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на или -т, то пишется соответственно -д-ский (-д-ской) или -т-ский (т-ской),например: шведский (швед), городской (город), советский (совет), марксистский (марксист).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен (географических наименований), оканчивающихся на с предшествующей согласной (кроме )пишется -ц-ский, например: пфальцский (Пфальц), констанцский (Констанца), майнцский (Майнц).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен, оканчивающихся на с предшествующей гласной, а также на -цц-, обычно пишется -ц-кий, причем двойное ц основы сохраняется, например: суэцкий (Суэц), горицкий (Горица), дворжецкий (Дворжец), ниццкий (Ницца), абруццкий (Абруццо).

В группе согласных (например, стн, стл, здн и т.д.) один из согласных может не произноситься. Для правильного написания надо изменить слово или подобрать другое слово с тем же корнем так, чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: честный (честен), костный (кости), но: косный (косен); хлестнуть (хлестать), стлать (стелю), но: слать (посылать); пастбище (пастух), здравствуй (здравый), сердце (сердечный), солнце (солнечный).

Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ, а в каких шч, или жч, или сч, или зч, или стч, или здч, надо уяснить себе состав слова.

Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щётка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать); площе (ср. плоско); погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).

Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.

Пишется шч, жч, сч, зч, стч или здч:

1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд корня, например: перебежчик (ср. перебежать), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);

2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк, если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч, например: резче (резкий), хлёстче (хлёсткий), веснушчатый (веснушки).

Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.

В числительных от 11 до 30 перед ц пишется д, например: одиннадцать, двенадцать, двадцать.

Так же пишутся женские отчества, произведённые от мужских отчеств на -ич, например: Ильинична, Саввична.

В словах, произведённых от основ на -х, перед суффиксом -н- пишется ш, например: золотушный (золотуха), суматошный (суматоха), наушник (ухо).

Примечание. В отдельных случаях пишется сочетание шн: двурушник, городошник.

В род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений мужского и среднего рода в окончании перед гласными пишется буква г (хотя произносится в), например: доброго, синего, его, того, всего, моего.

Источник: Утвержден в 1956 году Академией наук, Министерством высшего образования и Министерством просвещения.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова

Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей. Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых – сомнительные согласные. Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.

Сильная позиция

От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.

сомнительные согласные что это. Смотреть фото сомнительные согласные что это. Смотреть картинку сомнительные согласные что это. Картинка про сомнительные согласные что это. Фото сомнительные согласные что это

Безусловно, сильная позиция для гласного звука – это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением – «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е.

Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость). Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного – в конце слова (угол – уголь), перед гласной (мол — мёл), а также перед твердой согласной (издевка). Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.

Слабая позиция

Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства. Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой. Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке — необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.

Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции — под ударением.

сомнительные согласные что это. Смотреть фото сомнительные согласные что это. Смотреть картинку сомнительные согласные что это. Картинка про сомнительные согласные что это. Фото сомнительные согласные что это

С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодка, пересдача).

Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (листик, всё, сборщик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.

В конце слова

В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию — она наиболее распространена в великом и могучем.

Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове «объектив», [ш] в слове «стриж» – сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.

Проверить правописание таких согласных легко – нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: «объективы», «стрижи».

сомнительные согласные что это. Смотреть фото сомнительные согласные что это. Смотреть картинку сомнительные согласные что это. Картинка про сомнительные согласные что это. Фото сомнительные согласные что это

Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).

Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила

Корень слова – важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.

Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка — смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка — коврига).

Двойная согласная

Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.

Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.

сомнительные согласные что это. Смотреть фото сомнительные согласные что это. Смотреть картинку сомнительные согласные что это. Картинка про сомнительные согласные что это. Фото сомнительные согласные что это

Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: атолл, гиббон, каллиграфия, параллелограмм, теннис и другие.

Мягкий знак: нужен или нет

Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и). Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен – сомнительные согласные. Примеры: снежок, птенчик, гонщик, уздечка.

сомнительные согласные что это. Смотреть фото сомнительные согласные что это. Смотреть картинку сомнительные согласные что это. Картинка про сомнительные согласные что это. Фото сомнительные согласные что это

Особый пункт в этом правиле – числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот, семьсот остается как часть основы в составном слове. Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться – они хорошо учатся). Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).

Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила

Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции. Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте – здравие, дилетантский – дилетант. А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.

Как перестать сомневаться

Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм – это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.

Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре – надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.

сомнительные согласные что это. Смотреть фото сомнительные согласные что это. Смотреть картинку сомнительные согласные что это. Картинка про сомнительные согласные что это. Фото сомнительные согласные что это

И наконец, не стоит отчаиваться — полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.

1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

1.15.1. Звонкие – глухие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка).

Зубрить – зубр ёжк а.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

1.15.2. Непроизносимые согласные

сомнительные согласные что это. Смотреть фото сомнительные согласные что это. Смотреть картинку сомнительные согласные что это. Картинка про сомнительные согласные что это. Фото сомнительные согласные что это

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть), ск лянка (хотя ст екло), пле сн уть (хотя пле ск ать), ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

Источник

Конспект урока русского языка в 5 классе «Сомнительные согласные в корне слова»

«Сомнительные согласные в корне слова»

познакомить со способами проверки правильности написания согласных букв в корне слова;

-формировать умение правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильного написания;

-развивать навык пользования орфографическим словарем и другими способами проверки согласных в корне слова (изменением формы слова и подбором однокоренных слов).

1 Организационный этап

2 Проверка домашнего задания

3 Мотивационный этап.

Чтение текста, записанного на доске или распечатанного для учащихся.

Мороз и солнце! день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись.

Сделайте вывод о том, какие процессы могут происходить с согласными звуками. (С согласными звуками в корне слова происходит то же, что и с гласными. Когда они стоят в конце слова или в неудачном соседстве, мы слышим не то, что пишем.)

-Давайте запишем в тетрадях такую таблицу:

СОГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

Запишите в нее диктуемые слова, распределив в три столбика (по видам орфограмм): дерзкий, известный , искусство, редкий, грибки, опасный, свистну л, шоссе, бассейн, местность.

Сделайте вывод о видах орфограмм (согласных) в корне слова. (В корне слова встречаются три вида орфограмм (согласных): проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.)

Сделайте вывод: каким способом можно проверить написание согласных в корне слова? 1. Изменение формы слова. 2. Подбор однокоренных слов. 3. Использование орфографического словаря.

4 Практическая творческая деятельность

— Для закрепления нашего нового материала выполним упражнение 44. Выпишите слова с непроизносимыми согласными: солнце, сердце, лестница, чувствовать, вестник, здравствуй, устный, праздник, поздний.

Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»

Устный – уста (изменение формы слова), честный – честь (подбор однокоренных слов), но опасный – опасен.

Следующее упражнение 45 От каких слов образовались данные слова? Обозначьте орфограммы и морфемы:

Грустный – грусть, местный – места, прелестный – прелесть, ненастный – ненастье, редкостный – редкость, властный – власть, участливый – участие.

-Сформулируйте правило написания непроизносимых согласных.

-Выполним упражнение 47 (кто-то пишет у доски)

1) праздничный салют, счастливый билет, удивительное чувство

2) прекрасный город, широкая лестница, чудесная квартира

Объяснительный диктант. Графически обозначить орфограмму-согласную. Слова с непроизносимыми согласными подчеркнуть.

Звездное небо, участвовать в эстафете, опасный переход, честный человек, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, тростниковые заросли, просьба отца.

— Сегодня мы также поговорим об удвоенных согласных в корне слова.

-Посмотрите на доску: аллея, трасса, пассажир

-А в этих словах почему пишется удвоенная согласная?

РАССКАЗ, ПОДДЕРЖКА, ОТТЕНОК, ВВОДИТЬ

(разберем по составу, получается одна буква входит в приставку, другая в корень)

Делаем вывод: чтобы правильно написать слово с удвоенной согласной, нужно разобрать по составу или обратиться к словарю.

-Упражнение 48, записать слова, подчеркивая удвоенные согласные.

— Упражнение 50 1) скобка, беседка, приставка, рекорд,

2) участник, чувствовать, лестница 3) сумма, орфограмма, рассказать, оттащить

Выборочно-распределительный диктант. Заполнить таблицу, записывая диктуемые слова по виду орфограмм в 4 столбика.

Кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный.

5 Закрепление изученного материала

Впишите в таблицу название орфограмм (гласных) в корне слова. Заполните правый столбик таблицы, вписав примеры из стихотворения:

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

Впишите в таблицу название орфограмм (согласных) в корне слова. Заполните правый столбик таблицы, вписав примеры из текста.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал странный звук в небе. Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.

Если останется время, можно предложить ученикам еще несколько заданий:

А)Распознавание видов орфограмм. Заполнение таблицы .

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые), согласные в корне (проверяемые и непроверяемые), непроизносимые согласные, И А У после шипящих.

Земля, колосок, пушистый, радостный, чувство, аллея, агентство, орфограмма, трасса, веселые, чижи, роща, березка, изморось, голубка, автобус, баскетбол, футбол.

6 Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Орфограмма».

-Над какой темой мы сегодня работали? Как можно проверить написание сомнительных согласных в корне слова? Чему вы сегодня научились на уроке?

Источник

2. Правописание согласных в корне

§8. Звонкие и глухие согласные

1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазкасмазать, молотьбамолотить, гриб грибы, грибной. Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться).Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться);Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах (морозить).Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать).

2. Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г ж) – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц ч) – набалдашник (без чередования).

Не связано с явлением чередования наличие двух орфографических вариантов с одним и тем же значением, например: галошак алоша, дискутироватьдискуссировать, синтаксическийсинтактический, апокалипсическийапокалиптический.

3. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например:абстракция (хотя абстрагировать).

4. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника), мундштук, ягдташ.

§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) –возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг зж, зд зж пишется не двойное ж, а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

2. Двойное с в корне пишется в словах сс ора, ссуда и однокоренных с ними.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например:главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например:грампластинка, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл пятибалльный, галл галльский, гунн гуннский, компромисс компромиссный, группагруппка, диаграммадиаграммка, программапрограммка, телеграммателеграммка. То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл – кристальный, финн финский, колоннаколонка, тоннапятитонка, финн финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом ), опереттаоперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла – Алка, АннаАнка, Кирилл Кирилка, РиммаРимка, СавваСавка, Филипп Филипка, ЭммаЭмка.

Примечание. О двойных согласных на стыке корня и суффикса см. §39, п. 10. О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. §39, п. 10 и §52. О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. §52, п. 5.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветныйбессердечие, воззваниевосстание, подделать, раззадоритьрассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе сс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

В суффиксе тта пишется два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два с.

§10. Непроизносимые согласные

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц, а также в некоторых словах свствнужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). Ср: агентство, безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, громоздкий, дилетантский, доблестный, захолустный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, ненастный, окрестность, пастбище, поздно, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, сердце, солнце, счастливый, тростник, хлестнуть, чувствовать, целостный, яростный.

Примечание 1. Следует отличать эти слова от слов со схожими по звучанию группами согласных, например: безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Примечание 2. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя ст екло).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *