соловьев эйр что это
«Черная Вдова»: Феминизм, идентичность и Россия в новом фильме Marvel Каким получился первый и последний сольный выход героини Скарлетт Йоханссон
Как это происходило, мы не увидим. Следующая сцена переносит нас в настоящее время (по хронологии вселенной — после событий «Первый мститель: Противостояние»). Старшая Наташа (Скарлетт Йоханссон) теперь в «Мстителях», и за ней опять охотятся в Америке. Младшая Елена (Флоренс Пью) работает элитным киллером на русских, но волей случая обретает независимость. Далее предстоит непростое воссоединение «сестер» с «родителями» (Рэйчел Вайс, Дэвид Харбор) и финальная битва с русским злодеем, который продолжает превращать девочек в марионеток и киллеров, подавляя их сознание.
«Черная Вдова»
Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью, Дэвид Харбор, Рэйчел Вайс
Эрик Пирсон, Жаклин Шеффер, Нед Бенсон
Наташа Романофф ждала своего собственного фильма очень долго: разработка «Черной Вдовы» началась в 2004 году, еще до первого «Железного человека», а премьеру переносили несколько раз из-за пандемии. К моменту выхода картины на экраны героиня уже успела умереть в предыдущем фильме Marvel. Возрождать ее, к счастью, не стали: «Вдова» стала большим флешбэком. Вряд ли это последнее появление Йоханссон в роли: впереди по крайней мере новый «Доктор Стрэндж» с параллельными вселенными, в которых, к счастью для продюсеров, живым может оказаться любой нужный персонаж.
Но основная история Наташи закончена, и куда это все пойдет дальше — видно по самому фильму. Для тех, кто не понял, есть сцена после титров: в них Marvel традиционно анонсирует продолжение историй. Здесь в такой сцене Елена, героиня Флоренс Пью, приходит на могилу сестры и получает новое задание. Если Наташа мертва, а франшизу продолжать надо, приходится срочно вводить нового героя — и, к сожалению для Наташи, это уже получается не ее персональный фильм.
«Черная Вдова» расстраивает не карикатурным злодеем, который буквально управляет миром из летающей крепости, и не предсказуемой драматургией — в конце концов, есть законы жанра, странно было бы требовать от супергеройского кино чего-то другого. Расстраивает то, что в этом фильме в отличие от многих проектов Marvel многое могло бы быть лучше. Все проблемы идентичности, семьи и феминизма, обозначенные в начале, либо забываются, либо решаются как-то сами собой.
Феминистская оптика и в производстве, и в сюжете здесь заявлена максимально: режиссер — женщина, первые четыре имени в начальных титрах — женщины, главные героини — женщины, дерутся они в основном тоже с женщинами, но главный злодей, конечно, мужчина. И цель героинь — освободить таких же «черных вдов», как они. Впрочем, это и открывает пространство для критики: по сюжету все, что нужно для эмансипации женщины, — снять чары злого русского с помощью волшебной пыли из пробирки. Отчасти вместо феминизма здесь появляется клишированная эксплуатация повестки.
Первая сцена фильма крайне похожа на сериал «Американцы» про семью русских шпионов в США. Но там шпионаж служил внешним фоном для глубинного исследования семьи, здесь же любой разговор на тему обречен быть прерванным очередной шуткой. Семья тут, кстати, на удивление русская, и в этом больше феминизма, чем в сюжете: отец — обрюзгший, тоскующий по временам былой славы зэк, мать — гениальная ученая.
Россия в целом показана максимально нейтрально, хоть и карикатурно: важно, что секретная программа СССР и главный злодей теперь никак не связаны с государством. Мирового господства желает русский, но не русские. Использование героями языка происходит по-голливудски неловко. В первый день проката зрители в зале больше всего смеялись в двух моментах: при появлении потрепанного временем Ми-8 с надписью «Соловьев Эйр», и на реплике Йоханссон «извини, моя маленькая сестра» на русском. Из-за акцента трагическая речь героини превратилась в предельно комическую.
Все самое интересное в Marvel сейчас происходит на телевидении — к примеру, сериал «Ванда/Вижн» неожиданно стал одной из самых новаторских и оригинальных премьер года. На большом экране возможностей для риска у студии значительно меньше — и феминизм, идентичность и принятие прошлого тут представлены скорее как приметы времени, а не темы для исследования персонажа. «Черная вдова» получилась далеко не самым плохим фильмом Marvel, и должна понравиться всем фанатам кинематографической вселенной. Но зачем это смотреть всем остальным — совершенно неясно.
«Черная Вдова»: Россия, водка и «Мстители»
Главные герои фильма «Черная Вдова».
Новую главу во вселенной супергероев решили открыть флешбэком — показать историю жизни одного из «Мстителей» — Наташи Романофф, Чёрной Вдовы. Сольник русской девушки-спецагента получился неоднозначным. Это снова качественный фильм Marvel, но не о супергероях, а о секретных агентах: меньше сверхспособностей, больше драмы, боевика и, к сожалению, «клюквы».
Кто такая Наташа Романофф?
«Черная Вдова» — это уже 24-й фильм о супергероях Marvel. Но вам не обязательно смотреть предыдущие 23. Биографию Наташи можно вообще не знать, всё понятно. Но для любопытствующих расскажем. Наташа (Скарлетт Йоханссон) — русский спецагент-киллер, успевший поработать в КГБ и вымышленном американском агентстве «Щ.И.Т.». Впоследствии она примкнула к Мстителям и сражалась с многочисленными злодеями, угрожающими Земле.
Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон).
В последний раз она появлялась в фильме «Мстители: Финал» (2019), который запомнился зрителям эпичной битвой и спасением половины галактики. Фильм действительно стал для Наташи финалом. Поэтому в сольнике нам показывают её прошлое. Сначала счастливое, но недолгое детство с младшей сестрёнкой и родителями, затем чудо монтажа — и вот она уже состоявшийся спецагент, знакома с Мстителями и подалась в бега (события происходят после фильма «Первый мститель: Противостояние» (2016). Почему в бега? Потому что в том фильме помогла Роджерсу и Барнсу бежать, плюс там фигурирует нарушение Заковианского договора. Не спрашивайте.
Так о чем «Черная Вдова»?
До финального сражения с Таносом ещё далеко, Романофф в бегах. Она пытается выяснить всё о «Красной комнате» — загадочном проекте, где Наташу, когда она была еще ребенком, превратили в крутого спецагента-киллера — и заодно найти сестру.
Черная Вдова не одна такая.
Сестра находит ее сама, а впоследствии находятся и родители. Их семья — это отдельный разговор, но не будем огорчать вас спойлерами. Стоит отметить, что сестра Елена (Флоренс Пью) тут является второй главной героиней (если не первой), и сразу понимаешь, что ради нее все и затевалось. Она продолжит дело Наташи в последующих фильмах или сериалах. Особенно это подтверждает сцена после титров.
Наташа с отцом и сестрой.
Радует, что Наташа — больше человек, чем непобедимый герой. Ей тяжело, она чувствует боль. Это хорошо контрастирует с недавним сериалом «Сокол и Зимний солдат» в той же вселенной. Там устаешь от драк суперсолдат, которые очень сильны, но друг друга одолеть не могут. В «Чёрной Вдове» Наташе действительно приходится несладко, ведь сверхспособностей у неё нет, она просто хорошо тренированный солдат.
Хотя после падения с большой высоты с параллельным расстрелом врагов и подхватом парашюта думаешь: может, способности все же есть?
Много внимания уделяется ее родителям, особенно отцу — Красному Стражу, которого сыграл известный по «Очень странным делам» Дэвид Харбор. Играет он хорошо, но создатели слишком уж увлеклись «клюквой», сделав человека — пародию на пародию, который мнит себя русским супергероем, пьет водку «Tovaritch!» и бесконечно ноет.
Кстати, в голосе дубляжа Красного Стража безошибочно узнается Сергей Чихачёв, которого мы знаем по громкому проекту «Русская кибердеревня» (его же голосом говорит Кровавый Барон в игре «Ведьмак 3: Дикая Охота»). Голос подходит персонажу, но вот за самого Стража становится банально стыдно.
Красный Страж и русский семейный обед с водкой «Tovaritch!».
Иногда «клюква» даже забавляет. Например, вертолёт Ми-8 с надписью «Соловьев эйр» (можете увидеть его на заглавном коллаже).
Кстати, сцена с этим вертолетом над заснеженной тюрьмой — одна из самых интересных в фильме.
Радует, что в американских фильмах научились писать по-русски, это уже не Лштшфум Ащьф в «Идентификации Борна».
Да, в фильме 2002 года «Идентификация Борна» было и такое. Создатели этого шедевра просто переключили раскладку клавиатуры на русский.
Смотреть?
Наташа и Елена, её сестра и преемница.
Для всех, кто хочет посмотреть настоящее продолжение супергеройской вселенной, можем порекомендовать новые мини-сериалы Disney и Marvel.
Да, сериалы выходят на стриминговом сервисе Disney+, который официально пока недоступен в России. но когда это останавливало русских спецагентов? На здоровье, Tovaritch!
Фильм «Черная вдова» не обошелся без «клюквы» про Россию
Судьба Натальи Романофф в новом фильме Marvel
Судьба Натальи Романофф в фильмах Marvel всегда была покрыта неким мраком. Из фильмов мы практически ничего не знаем о прошлом Вдовы до ее внедрения в «Stark Industries». Рыжая красавица всегда оставалась достаточно странным персонажем. Девушка, не наделенная сверхспособностями, сражается плечом к плечу с богами, изобретателями и суперлюдьми. И вот наконец-то ширма приоткрылась и мы узнаем о жизни Черной вдовы в исполнении Скарлетт Йоханссон вне объединения мстителей.
Кадр из фильма «Черная Вдова», kinopoisk.ru.
Сюжет фильма «Черная вдова» захватывает период времени, проходящий между фильмами «Первый Мститель: Противостояние» и «Мстители: Война бесконечности». Вдова оказывается в бегах за нарушение Заковианского договора и вынуждена скрываться. Девушка убеждена, что нет смысла дальше продолжать свою «карьеру». Мстители переживают тяжелые времена, и Наташа думает, что для нее все закончено. Девушка хочет просто скрыться в трейлере подальше от города. Однако ее планом не суждено сбыться, ведь в ее жизни появляется маленький отголосок прошлого, о котором наш зритель еще не знает.
Перед нами на первый взгляд обычная семья: мать, отец, две дочери. Но вдруг в один день все меняется и становится далеко не тем, чем казалось изначально. Родители оказываются специальными агентами. Девочки, взятые из родных семей, теперь, находясь под пристальным наблюдением, будут ежедневно подвергаться тяжелым тренировкам и испытаниям в «Красной комнате».
Уже пару лет назад Наташа уничтожила эту организацию, устранив главного босса. Так ей тогда казалось. На самом же деле антагонист скрылся и продолжал свою деятельность в тени. Оказывается, организация настолько разрослась, что сотни подготовленных вдов вершат «правосудие» по всему миру. Именно с их помощью Дрейков может устраивать войны, свергать режимы и рушить экономические рынки стран.
Кадр из фильма «Черная Вдова», kinopoisk.ru.
Ситуация тяжелая, одной героине не справиться, тогда и появляется ее названая семья. Семья, которую роднят не гены, а общие цели и воспоминания. В фильме ярко выражена эта тема, именно семью так желает обрести героиня. Как становится ясно, настоящих родственников Вдова никогда не знала, но есть, так сказать, «названая» семья, которая притворялась ей на протяжении трех лет. Именно эти люди могут помочь героине окончательно победить бездушного генерала Дрейкова. Но станут ли они рисковать ради этого? Тема семьи проходит красной нитью через весь фильм. Лишь в конце героиня осознает, что у нее целых две семьи, которые поддержат ее и которых в тяжелые времена обязана поддержать она.
Интересно рассмотреть кино с политической стороны. Американский фильм, повествующий о российский спецагентах. С одной стороны, это выглядит достаточно комично, но с другой – нелепо и неправдоподобно. Надпись «Соловьев эйр» на самолете или бутылка водки за обедом.
Особое внимание можно обратить на образ Алексея Шестякова в исполнении Дэвида Харбора. Персонаж является стереотипным собирательным образом. Бестолковый, огромный бородатый мужчина, пьющий водку за обедом и рассказывающий про рыбалку. Мнит себя главным соперником Капитана Америки, «Красным Стражем», но при этом не может даже влезть в штаны. Но, несмотря на это, персонаж не вызывает негативных ассоциаций, скорее, над ним можно по-доброму посмеяться. Да и не вызывает вопросов тот факт, что такой человек стоит в числе победителей.
Как стало известно в 2019 году, в процессе выполнения миссии в фильме «Мстители: Финал» Наташа Романофф умирает. Девушка приносит себя в жертву, чтобы остановить Таноса. То есть изначально выпущенный фильм был о героине, которой уже нет. По традиции Marvel не забывает вставлять сцены после титров. И в этот раз сцена была посвящена событиям после гибели героини.
Елена Белова на могиле сводной сестры получает задание устранить Бартона, который, по словам графини Валентины Аллегра де Фонтейн, виновен в смерти Наташи. Этот фрагмент дает нам надежду увидеть Елену в следующих фильмах Marvel, возможно, это намек на то, что девушка займет место Черной вдовы.
«Черная вдова» — рецензия Disgusting Men
Андрей Загудаев рассказывает, как прошло запоздалое прощание с одним из ключевых супергероев Marvel в исполнении Скарлетт Йоханссон.
1995 год. В одном из пригородов Огайо живет образцовая на первый взгляд семья — папа, мама, две маленькие дочки. В один из вечеров отец возвращается с работы и говорит, что им срочно нужно уехать из дома. Семья спешно отправляется на местный полузаброшенный аэропорт, а оттуда, под свист пуль и полицейских мигалок, улетает на небольшом самолете на Кубу. Там мы узнаем, что семья — не совсем настоящая. Папа — знаменитый советский супергерой Красный Страж, мама — агент российского правительства Мелина Востакова, а дочки — Наташа и Лена — впоследствии станут известны как Черные Вдовы. За три года под прикрытием они пытались выкрасть у американцев какие-то секретные данные по управлению человеческим разумом. Несмотря на удачное выполнение задания, Страж в итоге отправляется в тюрьму на севере СССР, а мама и девочки — на службу к генералу Дрейкову, высокопоставленному лицу вооруженных сил Советского Союза, который курирует программу воспитания наемниц, управляя их силой воли при помощи некоего вещества.
20 лет спустя мы переносимся в финал фильма «Первый мститель: Противостояние». Наташа в знаменитой драке в аэропорту между двумя командами «Мстителей» позволяет Баки и Капитану Америке сбежать, отчего ей самой приходится уйти в подполье. Девушка прячется от ООН и Тони Старка в норвежском лесу, где питается полуфабрикатами и смотрит старые фильмы про Джеймса Бонда.
Спокойная жизнь вне Мстителей заканчивается почти сразу, когда на главную героиню нападает безмолвный бронированный гигант в экзоскелете. Как мы понимаем почти сразу, он охотится за сывороткой-антидотом, помогающей освободиться от контроля Дрейкова, которая по неслучайному стечению обстоятельств оказывается в багажнике наташиной «Нивы».
©MARVEL
Вместе с финальными «Мстителями» фильм про Вдову должен был завершать третью фазу киновселенной Marvel.
Но долгая подготовка к съемкам, переписанный несколько раз сценарий и пандемия внесли свои коррективы, и «Вдова» выходит только сейчас, уже в четвертой фазе — «Дисней» начал ее сериалами «Ванда Вижен», «Сокол и Зимний Солдат» и «Локи». Традиционная для Marvel сцена после титров во «Вдове» крепко связана именно с ними и как бы намекает: если вы хотите быть в курсе происходящего с супергероикой Marvel, сериалы теперь тоже обязательны к просмотру.
Скорректированная окружающим миром дата выхода «Черной вдовы», кажется, пошла фильму только на пользу. Перед нами классический марвеловский сольник, но если раньше такие фильмы выходили в начале жизни супергероя во вселенной, то «Вдова» — эпитафия по ушедшему персонажу. Это привносит в легкомысленный летний блокбастер горечь неизбежной утраты и дополнительную глубину. И несмотря на весь юмор и шумные перестрелки, «Черная вдова» — это фильм-прощание с одним из самых важных персонажей марвеловской вселенной, с очень точной и понятной визуальной метафорой смерти.
©MARVEL
Если немного отвлечься от трагической судьбы Наташи, то перед нами оказывается типичный, причем не лучший, марвеловский блокбастер про отдельного «мстителя».
Кажется, что подобные фильмы Кевин Файги и его подопечные могут снимать с закрытыми глазами, но отсюда и проблемы. 15 лет назад, когда марвеловская вселенная только запускалась, к каждому новому фильму в Marvel придумывали какой-то собственный стиль или интонацию (шекспировский «Тор», патриотизм и история США в «Первом мстителе», едкий капитализм в «Железном человеке»). Сейчас, когда все темы в супергеройском кино обсосаны по несколько раз, выкручиваться сложнее. Фильм про Наташу Романову построен по лекалам студии и почти лишен собственного шарма — кроме «злой России» где-то на фоне, но и она уже мелькала в некоторых предыдущих картинах.
«Черная вдова» развивается по понятному сценарию: сначала нам рассказывают о ключевом моменте в жизни Наташи, который влияет сильнее всего на её характер. В данном случае — это фальшивое детство, за которым следует унизительное, длинное и невыносимое обучение под крылом Дрейкова и превращение в наемную убийцу. Мы понимаем, почему в зрелом возрасте Наташа становится киллером-одиночкой с тотальным недоверием ко всем окружающим. И главная тема «Черной вдовы», помимо политических интриг и глобальных террористических угроз — это возвращение в жизнь надломленного человека веры в хорошее.
Наташа постепенно исцеляется благодаря семье. Все еще фальшивой — но семью, как известно, не выбирают. В отличие от «Форсажа», еще одного сезонного блокбастера, сотканного вокруг идей о семейных ценностях (о да!), во «Вдове» они проговариваются с большим сарказмом и юмором — да еще и за столом под водку. В этих задушевных беседах в фильме солирует Дэвид Харбор в роли заплывшего жиром Стража, который мечтает надрать зад Капитану Америке, и Флоренс Пью (младшая сестра, Елена), очевидно весь фильм примеряющая роль новой главной Черной вдовы в марвеловской вселенной после ухода Скарлетт Йоханссон. На обоих тут есть примерно пять-шесть совершенно уморительных сцен, которые затмевают все остальное.
При этом «Черная вдова», в отличие от некоторых марвеловских сольников, совершенно не скучная.
Авторы картины залезают в детство главной героини ровно настолько, насколько нужно. Все её «бега» в Норвегии скукоживаются до единственного вечера, а затем фильм быстро превращается в классический голливудский фильм-аттракцион, состоящий из погонь, драк и перестрелок. А когда периодически сюжет начинает слегка буксовать, на первый план выходят те же Харбор с Пью, и снова становится весело.
Но несмотря на труд тысяч людей, работавших над «Черной вдовой», невозможно отделаться от ощущения, что это один из самых необязательных и проходных фильмов во всей вселенной Marvel. Да, в нем рассказывается история важной героини супергеройского цикла, которая давно заслужила отдельный фильм. Если говорить о супергероях Marvel как об актерах, то отпускать Скарлетт Йоханссон без сольной картины было бы как минимум странно. Образ «злой» России здесь выступает как отдельное действующее лицо, очень много на себя берут Пью, Харбор и — неожиданно — Рэйчел Вайс. Но во всех случаях авторы будто не дожимают темы. Удивительных подробностей о жизни Вдовы не так много, других актеров мы еще не раз увидим в марвеловском капустнике, поэтому их лучшие шутки и выходы очевидно впереди. А Россия так и остается лишь клюквенным фоном для приключений главных героев. Кроме уже упомянутой водки, салата оливье и вертолета с надписью «Соловьев Эйр», и запомнить нечего. Но надеемся, что это только начало, и команда Кевина Файги рано или поздно полноценно нанесет Россию на карту марвеловской киновселенной.
Несмотря на всю нескладность и необязательность, от «Черной вдовы» легко получить зрительскую дозу удовольствия.
Marvel уже давно не опускается ниже собственного стандарта качества, а «Вдова» — очередной пример этой слаженной коллективной работы студии. И как бы это не звучало, на руку сыграла даже пандемия. Вынужденная коронавирусная пауза в кинотеатральном календаре дала шанс зрителям немного соскучиться по большому кино и шумным супергеройским блокбастерам в частности. Поэтому «Черная вдова» выходит для себя в идеальное время — в классическом кинотеатральном календаре она могла бы затеряться.