солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

День-Деньской

* Эта колыбельная наша, семейная. Можно сказать, что она передаётся по наследству и пережила уже, как минимум, 4 поколения. Скорее всего, автором этого чудесного произведения был наш прямой предок, князь Великопольский (ровесник А.С. Пушкина), т.к. он очень любил писать стихи.

День-деньской. Устало Солнце.
И сказал ему Господь:
«Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт.
Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт».

И взмолилось Солнце брату:
«Брат мой, Месяц золотой,
Ты возьми фонарь и ночью
Обойди весь край земной.
Ты возьми фонарь и ночью
Обойди весь край земной.

Солнце спит, а Месяц бродит,
Сторожит людской покой.
Завтра рано-рано к Солнцу
Постучится брат меньшой.
Завтра рано-рано к Солнцу
Постучится брат меньшой:

«Тук-тук-тук, откройте двери!
Солнце, встань! Грачи летят!
Петухи давно пропели
И к заутрене звонят!
Петухи давно пропели
И к заутрене звонят!»

Солнце встанет, Солнце спросит:
«Что, голубчик, братец мой?
Где тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен, что с тобой?
Где тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен, что с тобой?»

И начнёт рассказ свой Месяц:
Кто и как себя ведёт.
Если ночь была спокойной,
Солнце весело взойдёт.
Если ночь была спокойной,
Солнце весело взойдёт.

Если ж нет, взойдёт в тумане,
Ветер дунет, дождь пойдёт,
В сад гулять не выйдет мама
И дитя не поведёт.
В сад гулять не выйдет мама
И дитя не поведёт.

Источник

Солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. От 0 до 3 лет

Сост. В. Г. Дмитриева

Уважаемые родители и воспитатели!

В этой книге собраны потешки, пестушки, прибаутки, песенки, пословицы, скороговорки и стихи для самых маленьких. Это первые художественные тексты для малышей, начинающих осваивать окружающий мир.

Потешки (от слова «потешать») и пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, холить, заботиться) – это короткие стихотворные приговорки на все случаи жизни. Они помогают успокоить или развеселить ребенка, умыть и покормить его быстро и весело.

Наши предки верили, что пестушки, потешки и колыбельные не только делают ежедневные процедуры легкими и радостными, но и помогают ребенку расти здоровым и сильным.

Потешки, пестушки и пальчиковые игры тренируют ловкость детских ручек, тем самым развивая речь и мышление ребенка. Как правило, они сопровождаются поглаживаниями, похлопываниями, растираниями – необходимым малышу телесным контактом с родным человеком.

Колыбельные песни, которым посвящен один из разделов сборника, помогают ребенку спокойно заснуть, гармонизируют его психологическое состояние после наполненного эмоциями дня. Несложный мотив колыбельной, в ритме покачивающейся люльки, не требует от мамы или бабушки музыкальных способностей и помогает утешить и успокоить ребенка.

Прибаутки нужны, чтобы развеселить и рассмешить малыша. Эти веселые минутки позволяют ребенку увидеть многие вещи с необычной стороны, поднимают настроение. В сюжетах прибауток часто обыгрываются голоса птиц и животных, описываются природные явления и т. п. Поэтому прибаутки важны для развития образного мышления и творческих навыков ребенка.

В сборник включен раздел с русскими народными пословицами и поговорками, подобранными специально для малышей. Используя их в повседневной речи и простыми словами объясняя ребенку смысл этих выражений, вы не только обогатите его словарный запас, разовьете образное мышление, но и начнете знакомить его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд.

Проговаривание скороговорок – не просто способ научиться правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки вносят разнообразие в любую игру.

Загадки – один из самых любимых и детьми, и взрослыми видов стихотворного творчества. В старину загадки предназначались для испытания мудрости, а позднее стали веселой народной забавой, какой остаются и по сей день.

Все стихотворные произведения, посвященные малышам, развивают речевое внимание, тренируют память, способствуют увеличению словарного запаса, развитию музыкальных и творческих способностей.

В сборник также включены рифмовки – стихотворные тексты, специальным образом построенные по законам ритма и рифмы. Большая часть рифмовок напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен угадать, чем он заканчивается, опираясь на смысл рифмовки и подбирая необходимое слово.

Стихотворения русских поэтов можно использовать для чтения вслух, заучивания наизусть, для подготовки к праздникам – и дома, и в детском саду. Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, формирует его как личность.

Источник

Сочиненія

Я. П. Полонскій († 1898 г.)
Солнце и Мѣсяцъ. [1841.]

солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть картинку солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Картинка про солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

Ночью въ колыбель младенца
Мѣсяцъ лучъ свой заронилъ.
«Отчего такъ свѣтитъ Мѣсяцъ?»
Робко онъ меня спросилъ.
Въ день-деньской устало Солнце,
И сказалъ ему Господь:
«Лягъ, засни! и за тобою
Все задремлетъ, все заснетъ».
И взмолилось Солнце брату:
«Братъ мой, Мѣсяцъ золотой!
«Ты зажги фонарь и ночью
«Обойди ты край земной!
«Кто тамъ молится, кто плачетъ,
«Кто мѣшаетъ людямъ спать, —
«Все разведай и по-утру
«Приходи и дай мнѣ знать!»
Солнце спитъ, а Мѣсяцъ ходитъ,
Сторожитъ земной покой.
Завтра жъ, рано-рано къ брату
Постучится братъ меньшой.
Стукъ-стукъ-стукъ. Отворятъ двери,
«Солнце, встань! Грачи летятъ,
«Пѣтухи давно пропѣли,
«И къ заутрени звонятъ».
Солнце встанетъ, Салице спроситъ:
«Что, голубчикъ, братецъ мой?
«Какъ тебя Господь Богъ носитъ?
«Что ты блѣденъ? Что съ тобой?»
И начнетъ разсказъ свой Мѣсяцъ, —
Кто и какъ себя ведетъ.
Если ночь была спокойна,
Солнце весело взойдетъ.
Если жъ нѣтъ — взойдетъ въ туманѣ,
Вѣтеръ дунетъ, дождь пойдетъ,
Въ садъ гулять не выйдетъ няня
И дитя не поведетъ.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Я. П. Полонскаго. Томъ первый. Стихотворенія 1841-1885. — Изданіе Ж. А. Полонской. — СПб.: Типографія Р. Голике, 1885. — С. 1-2.

Источник

«Солнце и Месяц» Я. Полонский

Ночью в колыбель младенца
Месяц луч свой заронил.
«Отчего так светит Месяц?» –
Робко он меня спросил.
В день-деньской устало Солнце,
И сказал ему Господь:
«Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт».
И взмолилось Солнце брату:
«Брат мой, Месяц золотой,
Ты зажги фонарь – и ночью
Обойди ты край земной.
Кто там молится, кто плачет,
Кто мешает людям спать,
Всё разведай – и поутру
Приходи и дай мне знать».
Солнце спит, а Месяц ходит,
Сторожит земли покой.
Завтра ж рано-рано к брату
Постучится брат меньшой.
Стук-стук-стук! – отворят двери.
«Солнце, встань – грачи летят,
Петухи давно пропели –
И к заутрене звонят».
Солнце встанет, Солнце спросит:
«Что, голубчик, братец мой,
Как тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен? что с тобой?»
И начнёт рассказ свой Месяц,
Кто и как себя ведёт.
Если ночь была спокойна,
Солнце весело взойдёт.
Если ж нет – взойдёт в тумане,
Ветер дунет, дождь пойдёт,
В сад гулять не выйдет няня:
И дитя не поведёт.

Дата создания: 1841 г.

Анализ стихотворения Полонского «Солнце и Месяц»

Стихотворение «Солнце и Месяц», написанное в 1841 году, относится к раннему периоду творчества поэта. Оно обнаруживает явные параллели с волшебными сказками А. С. Пушкина, произведениями которого автор зачитывался в гимназии. Учеба на юридическом факультете и молодой возраст не стали препятствием к написанию Я. П. Полонским удивительных по красоте и нравственному наполнению стихотворных произведений.

Стилизованное под старину произведение содержит такие выразительные средства:

Лексика высокого стиля – «дитя» – в сочетании с религиозной лексикой – «заутреня», «взмолилось», «молится», «господь», «господь-бог» – придают произведению особую, метафизическую тональность.

Светила-антиподы – дневное и ночное – являются аллегорией разных сторон жизни людей, а их диалог – аллюзией на то, что ни один поступок человека не остается без внимания высших сил и справедливого воздаяния, хотя бы и в виде ненастья.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Стихи

НАСТРОЙКИ.

солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть картинку солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Картинка про солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть картинку солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Картинка про солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть картинку солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Картинка про солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть картинку солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Картинка про солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть картинку солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Картинка про солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

Яков Петрович Полонский. Стихотворения

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ (1819–1898)

солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Смотреть картинку солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Картинка про солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой. Фото солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой

Яков Петрович Полонский — как бы живая история русской поэзии XIX века. Его творчество захватило своими краями всю классическую русскую поэзию: первые стихотворные опыты гимназиста Полонского заслужили одобрение Жуковского, и вместе с тем имя Полонского еще было живым поэтическим именем, когда начал писать Блок, для которого поэзия Полонского была «одним из основных литературных влияний». Среди поэтов конца века, с их духовным и стилевым разладом, Полонский занимает особое место — в его лирике воплотилось то лучшее, что дал поэзии XIX век: неразложимая цельность и глубина содержания, свобода и естественность выражения, благородство и прямодушие, твердая ясность идеала.

Хотя Полонский писал и поэмы, и рассказы, и воспоминания (особенно замечательны — о Тургеневе, с их подкупающим сочетанием простодушия и проницательности), все же он, конечно, прежде всего — лирический поэт, обладающий в наивысшей степени тем, что Белинский в статье о нем назвал «чистым элементом поэзии». Пожалуй, ни о ком другом этого нельзя сказать с такой определенностью, как о Полонском: никакая другая жизненная роль «не подходила» ему, кроме роли поэта.

В каком-то смысле Полонский был центром, точкой пересечения множества литературных, общественных, личных отношений своего времени. Место это принадлежит ему не по размаху и мощи поэтического гения, не по резкости и оригинальности общественной позиции, но по особой, одному Полонскому в такой мере свойственной поэтической отзывчивости, живого и как бы неизбежного отклика на все совершающееся вокруг него. Органическое, «стихийно певческое» начало в сочетании с постоянной готовностью души к отклику и создают в первую очередь своеобразие поэтической личности Полонского.

«Читая произведения Полонского, чувствуешь себя во всевозможных сферах русской жизни, которая ему близка, которую он не только внимательно наблюдает, но в которой он сам — непрестанный участник», — отмечал рецензент Поливанов, представлявший сборник стихотворений Полонского на соискание Пушкинской премии. Вот это, может быть, ключевое определение как личности, так и поэтического стиля Полонского — не суровый обличитель и судья, не надмирный жрец и не пророк, но свидетель и соучастник человеческого земного существования. Ключевое оно и потому, что объясняет и достоинства и недостатки его поэзии: мгновенный отзыв непосредственного участника, не выключающего себя из жизненной ситуации, мог оставить в стихах и живой трепет жизни, и многословную, вялую описательность.

Кто бы из современников ни отзывался о Полонском, — идет ли речь о его личности или о стихах, — неизменно возникает чрезвычайно обаятельный человеческий облик. В мнениях о нем царит полное единодушие. Некрасов писал, что произведения Полонского «постоянно запечатлены колоритом симпатичной и благородной личности». Д. Григорович свидетельствовал: «Я еще в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что есть зло на свете». А. Голенищев-Кутузов: «Весь он, так сказать, насквозь был проникнут бесконечным добродушием, благожелательностью и юношеской, почти наивной доверчивостью ко всем и всему, что его окружало». Е. А. Штакеншнейдер[1]: «Полонский — редкой души человек, думаю, что второго такого доброго, чистого, честного и нет».

Очевидно, благодаря этим свойствам своей личности Полонский в течение своей жизни был в дружеских отношениях — от самой тесной дружбы до искренней приязни — со всеми величайшими поэтами и прозаиками своего времени: Тютчевым, Фетом, Достоевским, Толстым, Тургеневым.

О редкостной доброжелательности и мягкости Полонского можно судить и по собственным его письмам, воспоминаниям и дневникам. Если ему, например, надо высказать замечания по поводу стихов начинающих поэтов, то при совершенной непоколебимости и твердости суждений он не забывает тут же, как бы вскользь, добавить, что вот у него те же самые недостатки и на них ему неоднократно указывал Фет, да и он Фету не спускал подобных же погрешностей.

И сами стихи и его письма убедительно свидетельствуют о совершенной открытости его — как человека и как поэта. Поэтому когда мы находим в них отчаянные или шутливые жалобы на преследующую его судьбу, то сама их простодушная искренность как бы служит залогом того, что эти обиды исчерпывают «теневую» сторону его натуры, — все остальное в нем принадлежит свету.

А главное — жалобы его так оправданны! Жизнь Полонского была полна и душевных, и физических мучений, и самой элементарной борьбы за существование.

В юности, когда он девятнадцатилетним наивным провинциалом приехал из своей Рязани в Москву и поступил в Московский университет, только наличие знатной бабушки (Е. Б. Воронцовой) спасало его от полной нищеты. Он считал себя «богачом», если «у него в жилетном кармане заводился двугривенный». Тратил он его в кондитерской, где можно было за чашкой кофе прочитывать лучшие газеты и журналы, и в них, в числе прочих, пламенные, увлекавшие его воображение статьи Белинского. После смерти бабушки начались скитания по меблированным комнатам и грошовые уроки. Вскоре он поступает учителем грамматики в семью князя Мещерского, а позднее, уже в 50-е годы, становится гувернером в доме Смирновой-Россет. По письмам его видно, как мучительно давались ему годы гувернерства и репетиторства. Но испытания в этом роде были в его жизни далеко не последними. Гораздо позднее, будучи уже очень немолодым и больным человеком, он вынужден был, чтобы обеспечить семью, принять место воспитателя сына миллионера С. С. Полякова — одного из столпов послереформенного промышленного хищничества. «На этот новый шаг в своей жизни я смотрю, как на выгодное для себя несчастье», — писал он Тургеневу.

Первый сборник стихов Полонского («Гаммы», 1844 год) признания не получил, хотя в нем и были такие шедевры, как «Зимний путь», «Дорога», «Пришли и стали тени ночи…».

Полонский едет служить в Одессу, потом на Кавказ. В его поэзии появился большой цикл кавказских стихов; в них воплотилась тенденция, общая для всего творчества Полонского: он очень внимателен к открывающейся перед ним новой действительности, стремится всецело и беспристрастно войти в нее, не впадая ни в натуралистическую стилизацию, ни в романтический штамп. Об этом говорят и его добросовестные примечания, характеризующие незнакомые русскому читателю детали быта. Не всегда удается ему справиться с увлечением чуждым экзотическим бытом: он преодолевает его с помощью прозаически описательной интонации, создавая своего рода прозаизированную экзотику.

1850-е годы приносят Полонскому некоторый успех. На его сборник 1855 года с похвалой отозвался Некрасов. Полонский становится постоянным сотрудником «Современника». Успех этот был недолгим, его сменила полоса невнимания и непризнания.

1860-е годы, которые были, как известно, годами размежевания творческих и гражданских позиций, Полонский переживает мучительнее, чем другие. Он не мог уйти ни в резкость «отрицательного» направления, ни в отрешенную надмирность «чистой» поэзии. Позиция «между партиями» ставила поэта в трудное положение. По всему складу своей личности он и не мог быть «над схваткой». Беды общественные Полонский всегда ощущал как личные: «До такой степени тяжело отзывается на всем существе моем этот страшный мертвенный застой русского общества… это умственное и нравственное разложение всего нашего литературного общества, что я — я иногда боюсь с ума сойти». Порою он буквально мечется между лагерями. Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» несправедливо жесткую и обидную рецензию на очередной сборник стихов Полонского; Тургенев публикует в «Санкт-Петербургских ведомостях» статью, которая содержит высокую оценку лирики Полонского, но оказывает тому поистине медвежью услугу, противопоставляя его Некрасову, и Полонский вынужден объясняться с Некрасовым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *