солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой
День-Деньской
* Эта колыбельная наша, семейная. Можно сказать, что она передаётся по наследству и пережила уже, как минимум, 4 поколения. Скорее всего, автором этого чудесного произведения был наш прямой предок, князь Великопольский (ровесник А.С. Пушкина), т.к. он очень любил писать стихи.
День-деньской. Устало Солнце.
И сказал ему Господь:
«Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт.
Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт».
И взмолилось Солнце брату:
«Брат мой, Месяц золотой,
Ты возьми фонарь и ночью
Обойди весь край земной.
Ты возьми фонарь и ночью
Обойди весь край земной.
Солнце спит, а Месяц бродит,
Сторожит людской покой.
Завтра рано-рано к Солнцу
Постучится брат меньшой.
Завтра рано-рано к Солнцу
Постучится брат меньшой:
«Тук-тук-тук, откройте двери!
Солнце, встань! Грачи летят!
Петухи давно пропели
И к заутрене звонят!
Петухи давно пропели
И к заутрене звонят!»
Солнце встанет, Солнце спросит:
«Что, голубчик, братец мой?
Где тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен, что с тобой?
Где тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен, что с тобой?»
И начнёт рассказ свой Месяц:
Кто и как себя ведёт.
Если ночь была спокойной,
Солнце весело взойдёт.
Если ночь была спокойной,
Солнце весело взойдёт.
Если ж нет, взойдёт в тумане,
Ветер дунет, дождь пойдёт,
В сад гулять не выйдет мама
И дитя не поведёт.
В сад гулять не выйдет мама
И дитя не поведёт.
Солнце встанет солнце спросит что голубчик братец мой
Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. От 0 до 3 лет
Сост. В. Г. Дмитриева
Уважаемые родители и воспитатели!
В этой книге собраны потешки, пестушки, прибаутки, песенки, пословицы, скороговорки и стихи для самых маленьких. Это первые художественные тексты для малышей, начинающих осваивать окружающий мир.
Потешки (от слова «потешать») и пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, холить, заботиться) – это короткие стихотворные приговорки на все случаи жизни. Они помогают успокоить или развеселить ребенка, умыть и покормить его быстро и весело.
Наши предки верили, что пестушки, потешки и колыбельные не только делают ежедневные процедуры легкими и радостными, но и помогают ребенку расти здоровым и сильным.
Потешки, пестушки и пальчиковые игры тренируют ловкость детских ручек, тем самым развивая речь и мышление ребенка. Как правило, они сопровождаются поглаживаниями, похлопываниями, растираниями – необходимым малышу телесным контактом с родным человеком.
Колыбельные песни, которым посвящен один из разделов сборника, помогают ребенку спокойно заснуть, гармонизируют его психологическое состояние после наполненного эмоциями дня. Несложный мотив колыбельной, в ритме покачивающейся люльки, не требует от мамы или бабушки музыкальных способностей и помогает утешить и успокоить ребенка.
Прибаутки нужны, чтобы развеселить и рассмешить малыша. Эти веселые минутки позволяют ребенку увидеть многие вещи с необычной стороны, поднимают настроение. В сюжетах прибауток часто обыгрываются голоса птиц и животных, описываются природные явления и т. п. Поэтому прибаутки важны для развития образного мышления и творческих навыков ребенка.
В сборник включен раздел с русскими народными пословицами и поговорками, подобранными специально для малышей. Используя их в повседневной речи и простыми словами объясняя ребенку смысл этих выражений, вы не только обогатите его словарный запас, разовьете образное мышление, но и начнете знакомить его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд.
Проговаривание скороговорок – не просто способ научиться правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки вносят разнообразие в любую игру.
Загадки – один из самых любимых и детьми, и взрослыми видов стихотворного творчества. В старину загадки предназначались для испытания мудрости, а позднее стали веселой народной забавой, какой остаются и по сей день.
Все стихотворные произведения, посвященные малышам, развивают речевое внимание, тренируют память, способствуют увеличению словарного запаса, развитию музыкальных и творческих способностей.
В сборник также включены рифмовки – стихотворные тексты, специальным образом построенные по законам ритма и рифмы. Большая часть рифмовок напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен угадать, чем он заканчивается, опираясь на смысл рифмовки и подбирая необходимое слово.
Стихотворения русских поэтов можно использовать для чтения вслух, заучивания наизусть, для подготовки к праздникам – и дома, и в детском саду. Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, формирует его как личность.
Сочиненія
Я. П. Полонскій († 1898 г.)
Солнце и Мѣсяцъ. [1841.]
Ночью въ колыбель младенца Мѣсяцъ лучъ свой заронилъ. «Отчего такъ свѣтитъ Мѣсяцъ?» Робко онъ меня спросилъ. Въ день-деньской устало Солнце, И сказалъ ему Господь: «Лягъ, засни! и за тобою Все задремлетъ, все заснетъ». И взмолилось Солнце брату: «Братъ мой, Мѣсяцъ золотой! «Ты зажги фонарь и ночью «Обойди ты край земной! «Кто тамъ молится, кто плачетъ, «Кто мѣшаетъ людямъ спать, — «Все разведай и по-утру «Приходи и дай мнѣ знать!» Солнце спитъ, а Мѣсяцъ ходитъ, Сторожитъ земной покой. Завтра жъ, рано-рано къ брату Постучится братъ меньшой. Стукъ-стукъ-стукъ. Отворятъ двери, «Солнце, встань! Грачи летятъ, «Пѣтухи давно пропѣли, «И къ заутрени звонятъ». Солнце встанетъ, Салице спроситъ: «Что, голубчикъ, братецъ мой? «Какъ тебя Господь Богъ носитъ? «Что ты блѣденъ? Что съ тобой?» И начнетъ разсказъ свой Мѣсяцъ, — Кто и какъ себя ведетъ. Если ночь была спокойна, Солнце весело взойдетъ. Если жъ нѣтъ — взойдетъ въ туманѣ, Вѣтеръ дунетъ, дождь пойдетъ, Въ садъ гулять не выйдетъ няня И дитя не поведетъ. |
Источникъ: Полное собраніе сочиненій Я. П. Полонскаго. Томъ первый. Стихотворенія 1841-1885. — Изданіе Ж. А. Полонской. — СПб.: Типографія Р. Голике, 1885. — С. 1-2.
«Солнце и Месяц» Я. Полонский
Ночью в колыбель младенца
Месяц луч свой заронил.
«Отчего так светит Месяц?» –
Робко он меня спросил.
В день-деньской устало Солнце,
И сказал ему Господь:
«Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт».
И взмолилось Солнце брату:
«Брат мой, Месяц золотой,
Ты зажги фонарь – и ночью
Обойди ты край земной.
Кто там молится, кто плачет,
Кто мешает людям спать,
Всё разведай – и поутру
Приходи и дай мне знать».
Солнце спит, а Месяц ходит,
Сторожит земли покой.
Завтра ж рано-рано к брату
Постучится брат меньшой.
Стук-стук-стук! – отворят двери.
«Солнце, встань – грачи летят,
Петухи давно пропели –
И к заутрене звонят».
Солнце встанет, Солнце спросит:
«Что, голубчик, братец мой,
Как тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен? что с тобой?»
И начнёт рассказ свой Месяц,
Кто и как себя ведёт.
Если ночь была спокойна,
Солнце весело взойдёт.
Если ж нет – взойдёт в тумане,
Ветер дунет, дождь пойдёт,
В сад гулять не выйдет няня:
И дитя не поведёт.
Дата создания: 1841 г.
Анализ стихотворения Полонского «Солнце и Месяц»
Стихотворение «Солнце и Месяц», написанное в 1841 году, относится к раннему периоду творчества поэта. Оно обнаруживает явные параллели с волшебными сказками А. С. Пушкина, произведениями которого автор зачитывался в гимназии. Учеба на юридическом факультете и молодой возраст не стали препятствием к написанию Я. П. Полонским удивительных по красоте и нравственному наполнению стихотворных произведений.
Стилизованное под старину произведение содержит такие выразительные средства:
Лексика высокого стиля – «дитя» – в сочетании с религиозной лексикой – «заутреня», «взмолилось», «молится», «господь», «господь-бог» – придают произведению особую, метафизическую тональность.
Светила-антиподы – дневное и ночное – являются аллегорией разных сторон жизни людей, а их диалог – аллюзией на то, что ни один поступок человека не остается без внимания высших сил и справедливого воздаяния, хотя бы и в виде ненастья.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Стихи
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Яков Петрович Полонский. Стихотворения
ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ (1819–1898)
Яков Петрович Полонский — как бы живая история русской поэзии XIX века. Его творчество захватило своими краями всю классическую русскую поэзию: первые стихотворные опыты гимназиста Полонского заслужили одобрение Жуковского, и вместе с тем имя Полонского еще было живым поэтическим именем, когда начал писать Блок, для которого поэзия Полонского была «одним из основных литературных влияний». Среди поэтов конца века, с их духовным и стилевым разладом, Полонский занимает особое место — в его лирике воплотилось то лучшее, что дал поэзии XIX век: неразложимая цельность и глубина содержания, свобода и естественность выражения, благородство и прямодушие, твердая ясность идеала.
Хотя Полонский писал и поэмы, и рассказы, и воспоминания (особенно замечательны — о Тургеневе, с их подкупающим сочетанием простодушия и проницательности), все же он, конечно, прежде всего — лирический поэт, обладающий в наивысшей степени тем, что Белинский в статье о нем назвал «чистым элементом поэзии». Пожалуй, ни о ком другом этого нельзя сказать с такой определенностью, как о Полонском: никакая другая жизненная роль «не подходила» ему, кроме роли поэта.
В каком-то смысле Полонский был центром, точкой пересечения множества литературных, общественных, личных отношений своего времени. Место это принадлежит ему не по размаху и мощи поэтического гения, не по резкости и оригинальности общественной позиции, но по особой, одному Полонскому в такой мере свойственной поэтической отзывчивости, живого и как бы неизбежного отклика на все совершающееся вокруг него. Органическое, «стихийно певческое» начало в сочетании с постоянной готовностью души к отклику и создают в первую очередь своеобразие поэтической личности Полонского.
«Читая произведения Полонского, чувствуешь себя во всевозможных сферах русской жизни, которая ему близка, которую он не только внимательно наблюдает, но в которой он сам — непрестанный участник», — отмечал рецензент Поливанов, представлявший сборник стихотворений Полонского на соискание Пушкинской премии. Вот это, может быть, ключевое определение как личности, так и поэтического стиля Полонского — не суровый обличитель и судья, не надмирный жрец и не пророк, но свидетель и соучастник человеческого земного существования. Ключевое оно и потому, что объясняет и достоинства и недостатки его поэзии: мгновенный отзыв непосредственного участника, не выключающего себя из жизненной ситуации, мог оставить в стихах и живой трепет жизни, и многословную, вялую описательность.
Кто бы из современников ни отзывался о Полонском, — идет ли речь о его личности или о стихах, — неизменно возникает чрезвычайно обаятельный человеческий облик. В мнениях о нем царит полное единодушие. Некрасов писал, что произведения Полонского «постоянно запечатлены колоритом симпатичной и благородной личности». Д. Григорович свидетельствовал: «Я еще в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что есть зло на свете». А. Голенищев-Кутузов: «Весь он, так сказать, насквозь был проникнут бесконечным добродушием, благожелательностью и юношеской, почти наивной доверчивостью ко всем и всему, что его окружало». Е. А. Штакеншнейдер[1]: «Полонский — редкой души человек, думаю, что второго такого доброго, чистого, честного и нет».
Очевидно, благодаря этим свойствам своей личности Полонский в течение своей жизни был в дружеских отношениях — от самой тесной дружбы до искренней приязни — со всеми величайшими поэтами и прозаиками своего времени: Тютчевым, Фетом, Достоевским, Толстым, Тургеневым.
О редкостной доброжелательности и мягкости Полонского можно судить и по собственным его письмам, воспоминаниям и дневникам. Если ему, например, надо высказать замечания по поводу стихов начинающих поэтов, то при совершенной непоколебимости и твердости суждений он не забывает тут же, как бы вскользь, добавить, что вот у него те же самые недостатки и на них ему неоднократно указывал Фет, да и он Фету не спускал подобных же погрешностей.
И сами стихи и его письма убедительно свидетельствуют о совершенной открытости его — как человека и как поэта. Поэтому когда мы находим в них отчаянные или шутливые жалобы на преследующую его судьбу, то сама их простодушная искренность как бы служит залогом того, что эти обиды исчерпывают «теневую» сторону его натуры, — все остальное в нем принадлежит свету.
А главное — жалобы его так оправданны! Жизнь Полонского была полна и душевных, и физических мучений, и самой элементарной борьбы за существование.
В юности, когда он девятнадцатилетним наивным провинциалом приехал из своей Рязани в Москву и поступил в Московский университет, только наличие знатной бабушки (Е. Б. Воронцовой) спасало его от полной нищеты. Он считал себя «богачом», если «у него в жилетном кармане заводился двугривенный». Тратил он его в кондитерской, где можно было за чашкой кофе прочитывать лучшие газеты и журналы, и в них, в числе прочих, пламенные, увлекавшие его воображение статьи Белинского. После смерти бабушки начались скитания по меблированным комнатам и грошовые уроки. Вскоре он поступает учителем грамматики в семью князя Мещерского, а позднее, уже в 50-е годы, становится гувернером в доме Смирновой-Россет. По письмам его видно, как мучительно давались ему годы гувернерства и репетиторства. Но испытания в этом роде были в его жизни далеко не последними. Гораздо позднее, будучи уже очень немолодым и больным человеком, он вынужден был, чтобы обеспечить семью, принять место воспитателя сына миллионера С. С. Полякова — одного из столпов послереформенного промышленного хищничества. «На этот новый шаг в своей жизни я смотрю, как на выгодное для себя несчастье», — писал он Тургеневу.
Первый сборник стихов Полонского («Гаммы», 1844 год) признания не получил, хотя в нем и были такие шедевры, как «Зимний путь», «Дорога», «Пришли и стали тени ночи…».
Полонский едет служить в Одессу, потом на Кавказ. В его поэзии появился большой цикл кавказских стихов; в них воплотилась тенденция, общая для всего творчества Полонского: он очень внимателен к открывающейся перед ним новой действительности, стремится всецело и беспристрастно войти в нее, не впадая ни в натуралистическую стилизацию, ни в романтический штамп. Об этом говорят и его добросовестные примечания, характеризующие незнакомые русскому читателю детали быта. Не всегда удается ему справиться с увлечением чуждым экзотическим бытом: он преодолевает его с помощью прозаически описательной интонации, создавая своего рода прозаизированную экзотику.
1850-е годы приносят Полонскому некоторый успех. На его сборник 1855 года с похвалой отозвался Некрасов. Полонский становится постоянным сотрудником «Современника». Успех этот был недолгим, его сменила полоса невнимания и непризнания.
1860-е годы, которые были, как известно, годами размежевания творческих и гражданских позиций, Полонский переживает мучительнее, чем другие. Он не мог уйти ни в резкость «отрицательного» направления, ни в отрешенную надмирность «чистой» поэзии. Позиция «между партиями» ставила поэта в трудное положение. По всему складу своей личности он и не мог быть «над схваткой». Беды общественные Полонский всегда ощущал как личные: «До такой степени тяжело отзывается на всем существе моем этот страшный мертвенный застой русского общества… это умственное и нравственное разложение всего нашего литературного общества, что я — я иногда боюсь с ума сойти». Порою он буквально мечется между лагерями. Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» несправедливо жесткую и обидную рецензию на очередной сборник стихов Полонского; Тургенев публикует в «Санкт-Петербургских ведомостях» статью, которая содержит высокую оценку лирики Полонского, но оказывает тому поистине медвежью услугу, противопоставляя его Некрасову, и Полонский вынужден объясняться с Некрасовым.