солипсизм простыми словами что это такое простыми словами
Значение слова «солипсизм»
[От лат. solus — один и ipse — сам]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СОЛИПСИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. solus — только один и ipse — сам] (филос.). Разновидность идеализма — крайний субъективизм и индивидуализм, признающий единственной
реальностью личность познающего человека и рассматривающий всю объективную действительность лишь как продукт индивидуального представления, восприятия, ощущения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
солипси́зм
1. филос. философское учение, признающее несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющее всё остальное существующим лишь в его сознании ◆ Интуитивно убедителен, во всяком случае понятен, может быть солипсизм, помещающий весь мир в моё сознание, но совершенно интуитивно непонятным было бы помещать весь мир и меня самого в сознание другого человека, который столь очевидно является лишь ничтожной частью большого мира. М. М. Бахтин, «Автор и герой в эстетической деятельности», 1920-1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Солипсизм, утверждающий, что ничего, кроме «я», не существует и всё есть лишь мое «я», есть отрицание личности. Н. А. Бердяев, «Проблема человека», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бизнесвумен — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Солипсизм история, характеристики и представители
Проще говоря, для солипсизма реальность, которая окружает «я», не может существовать сама по себе, а скорее, что реальность связана с другими психическими состояниями, которые отделены от этого «я».. Тогда все, что «Я» может воспринимать, является лишь отрешением от самого себя; это включает в себя других людей или организаций вокруг.
Для практических целей можно выделить два типа солипсизма: в первом случае это тот, который проявляет метафизический тезис, который поддерживает предпосылку, что существует только «Я» и его представления; существование всего остального подвергается сомнению.
Во втором случае эксперты говорят о гносеологическом солипсизме, то есть изучающем природу и происхождение знаний, состоящем в том, что невозможно доказать или узнать, что, кроме «я», есть и другие «я» (термин, используемый Питером Хатчинсоном).
Некоторые философы хотели опровергнуть заветы этого философского течения, утверждая, что это усугубленный эгоизм, поскольку в любом случае необходимо признать, что «существуют другие эго» или, по крайней мере, «я должен признать существование других эго».
Для философа и мыслителя Гуссерля солипсизм возможен, поскольку субъект не может утверждать о существовании того, что его окружает. Затем вселенная сводится к себе, и то, что меня окружает, является частью субъективного вымысла. Следовательно, «только от себя я могу иметь точные знания».
история
Этимология и отношения со софистами
Слово «солипсизм» происходит от латинской фразы Ego Solus Ipse, чей самый верный перевод означает «только я существую». По мнению некоторых экспертов, вполне возможно, что история солипсизма восходит к истокам человека, потому что вполне вероятно, что эта идея пересекла менталитет людей с самого начала их саморефлексивной способности.
В свою очередь, считается, что солипсизм является вариантом софистических заповедей, но взят до предела своей философской сущности..
Некоторые считают, что платоновские идеи спасли Запад от солипсизма, потому что Платон утверждал, что существование «Я» было неразрывно связано с существованием другого; для этого философа, который обладает способностью рассуждать, осознает реальное присутствие своего соседа.
Появление в книгах
Что касается первого использования термина, считается, что он был использован впервые в тексте Monarchia solipsorum написанный Клементе Скотти. Эта работа, опубликованная в 1645 году, состояла из короткого эссе, в котором затрагивались некоторые эпистемологические идеи Общества Иисуса.
В знаменитой работе Жизнь это мечта, От писателя Кальдерона де ла Барсы вы можете увидеть определенную солипсистскую идею в монологе главного героя Сегисмундо, который утверждает, что он не может доверять всему, что он воспринимает, потому что все кажется иллюзией.
Некоторые восточные философии также немного подходят к этой позиции, например, буддизм. Однако необходимо, чтобы заинтересованное лицо было осторожным при проведении этого сравнения, поскольку для восточных знаний присутствие «Я» скорее препятствует, поэтому оно должно быть искоренено..
черты
Радикальная осанка
Тесная связь с идеализмом и реализмом
Другая характеристика солипсизма обнаруживается в отношениях, которые поддерживают эту эпистемологическую позицию с другими направлениями человеческой мысли, такими как идеализм и реализм..
Солипсизм связан с идеализмом, потому что в последнем акцент делается на приоритет «идеи» как способа приблизиться или познать мир; эта идея обязательно начинается с предмета, и из этого следует, что вы можете сделать вывод о реальности этих «существующих» вещей.
Важность предмета и «Я» превыше всего
Для солипсистских течений вещь может «быть» только постольку, поскольку ее воспринимает «Я». Другими словами, вещь может существовать только через субъект; без него никакой другой элемент не мог бы быть. Не будучи воспринятым человеком, вещи исчезают.
Отрицание другого
Как философское и метафизическое течение, солипсизм был подвергнут резкой критике многими учеными. Это потому, что эта форма мышления имеет много противоречий в своих помещениях; Кроме того, его радикализм по отношению к фигуре другого раздражает в любой гуманистической позиции.
Можно установить, что в солипсистской доктрине происходит столкновение свобод и воли в момент желания свести или опровергнуть фактичность другого к простым интеллектуальным умозаключениям..
Однако философы-солипсисты защищают себя от этого аргумента, утверждая, что «Я» способно создавать подобные языки наряду с другими языками из-за скуки; таким образом, «я» может создавать культуры, языки и коммуникации, среди других элементов.
представители
Джордж Беркли
По словам экспертов по этому вопросу, одним из главных представителей солипсизма был Джордж Беркли, который вдохновил свои теории на некоторые идеи английской философии и таких авторов, как Бэкон, Локк, Ньютон, Декарт и Малебранш.
Считается, что постулаты Беркли являются результатом сочетания радикальной эмпирической мысли и платонической метафизики, поэтому он использовал эмпирические аргументы для защиты своих метафизических доктрин..
Тем не менее, в последние годы жизни Беркли оставался поглощенным платоническими идеями в полном объеме, оставляя в стороне эмпиризм..
Учение этого философа основано на главной идее отказа от объективного существования как непосредственной, так и материальной реальности, так как это зависит от восприятия человека; следовательно, разум является единственным местом, где истинное существование вещей находится.
Две элементарные трудности
Например, при взгляде на дерево, если наблюдатель закрывает глаза и открывает их снова, он должен был уничтожить это дерево, чтобы создать его снова..
Во втором случае вопрос возникает из-за идентичности воспринимаемого объекта. Другими словами, чтобы сохранить последовательность в дискурсе, Беркли пришлось отстаивать идею, что, когда вы несколько раз открываете и закрываете глаза, вы не наблюдаете одно и то же дерево, а речь идет о множестве деревьев, которые были построены и уничтожены таким образом, непрерывный.
Кристин Лэдд-Франклин
Этот философ утверждал, что солипсизм был совершенно неопровержим, потому что, по мнению автора, все люди находятся во власти «эгоцентрического затруднения».
Это было защищено идеей, что все знания, которые постигает человек, приходят к нему благодаря чувствам, нашему мозгу и способу обработки информации..
По словам Мартина Гарднера, эта форма солипсического мышления похожа на веру в то, что «Я» действует как своего рода Бог, потому что оно способно создавать абсолютно все, что его окружает, и хорошее, и плохое, и то, и другое. боль как радость; все это руководствуется желанием узнать и развлечь себя.
Солипсизм или концепция Бога.
Представь, что твой мозг поместили в камень, или если хочешь прочности, то в алмаз, да вообще без разницы куда. Главное, что твой мозг один. Представь, что он лишен всех потребностей: ему не нужен кислород, не нужна никакая энергия, ни кровь, ни что, совсем. Мозг лишен всех органов чувств: глаза, уши, нос и язык отсутствуют. Твой мозг может жить вечно. Ничего не помешает ему, ничто его не уничтожит. Вечность наедине с самим собой в кромешной темноте. И ничего ты с этим поделать не можешь.
Первое время ты будешь страдать, будешь мысленно лезть на стены, мысленно сдирать с себя кожу, которой нет, да и вообще ничего у тебя нет. Ничего нет, кроме мыслей. Эти самые мысли будет для тебя страшнейшим кошмаром. Ты будешь молить о смерти. Тебя охватит огромное желание, перестать думать, просто испариться, исчезнуть. Заветной мечтой будет – что бы кто-то уже, наконец, разбил этот камень. Но этого не произойдет. Ты обречен на вечные раздумья. Ты в полной безопасности.
В итоге ты начнешь разговаривать сам с собой. Это будет продолжаться долго, или относительно в коротком промежутке времени, не имеет значения. В конце концов, этого будет мало, и появятся новые личности. Именно личности, потому что ты уже не будешь думать за них. Не будешь знать, что они думают, что чувствуют. Ты узнаешь об их мыслях, только спросив у них, если они захотят тебе рассказывать. Они будут даже общаться между собой и порой игнорировать тебя. В конечном итоге ты и совсем забудешь, в каком положении находишься. Забудешь, что все это выдумано тобой. Будешь думать, что все это естественно и так было всегда. Личностей станет сотни, тысячи. Ты потеряешься в этом огромном количестве, даже будешь с большинством незнаком.
Твой мозг уже не нуждается в осознании самого себя, ведь ему не нужно добывать какие-то ресурсы для жизни. Мозг будет выполнять единственную свою задачу – мыслить. За миллионы лет существования, а может времени и не существует совсем, мозг будет продумывать свою реальность. Люди будут строить города, создавать технологии. Параллельно мозг придумает законы физики, атомы, микрочастицы. Разум вообразить вселенную, галактики, пустоту.
Появится свое естество. Уже давно будет забыто прежнее, в прошлом не будет нужды. Каждое существо в этой реальности будет думать по-своему. Из-за своей отдаленности и изолированности они будут придумывать свой язык общения, свою культуру. У каждой народности появится своя религия, свое понимание божества. Из-за этнической предрасположенности, или же из-за территориальных споров будут происходить войны.
Существа будут убивать друг друга. Твоя первоначальная личность потеряется в этом всем, скорей всего она погибнет еще задолго до всего этого. Потому что придуманы законы жизни и смерти, существо не может жить вечно, все когда-либо погибает. Твой мозг придумал это, никто не вправе нарушать этот закон. Возможно, это придумано из-за желания его самого погибнуть.
У мозга неограниченное время, поэтому он может неосознанно продумать все до мелочей. Если что-то пойдет не так, если произойдет какая-то ошибка, он просто уничтожит все и начнет заново. Следующее его творение уже будет исключать прежние ошибки. Он не идеален, но способен на исправление предыдущих оплошностей. Когда преобразована одна планета, мозг продумывает детали других небесных тел. Вполне возможно, что он будет делать это одновременно. Астероиды, метеориты, звезды, черные дыры и космос.
Темный космос, скорей всего он темный, потому что с темнотой у твоего разума ассоциируется пустота. Ведь изначально ты был наедине с самим собой в кромешной темноте. Будут зарождаться новые жизни, будет создаваться что-то новое, все будет расширяться вместе со временем, если время, конечно, существует и не является чьей-то выдумкой. Все находится в движении, и так будет продолжаться вечно. Мозгу ничего не остается, кроме как думать. Первоначального хозяина мозга уже давно не будет существовать, он и не был хозяином, сам мозг изначально себе придумал индивидуальную личность. Так что тебя бы уже не существовало, ты бы не мог наблюдать все это. Существовал бы только твой мозг, он не является тобой. Он лишь орган, который способен продумать бескрайний мир. Ты был лишь набором рефлексов и потребностей, которые ты приобрел, когда рос в определенных условиях.
Значение слова солипсизм
солипсизм в словаре кроссвордиста
солипсизм
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. В философии: крайний субъективизм, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание, собственное «я» и отрицающий существование внешнего мира.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Доведенный до крайних выводов субъективный идеализм.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж. Беркли, имманентной философии, эмпириокритицизма).
В этическом смысле крайний эгоизм, эгоцентризм.
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. solus ≈ один, единственный и ipse ≈ сам), крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. С. находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практической деятельностью. В последовательном виде С. встречается крайне редко, у отдельных мыслителей (например, у французского философа и врача 17 в. К. Брюне).
Википедия
Примеры употребления слова солипсизм в литературе.
Однако, как и в случае с солипсизмом, воистину роковая ошибка интуиционизма открывается не тогда, когда на него нападают, а тогда, когда его всерьез принимают, на его же собственной основе, в качестве объяснения своего собственного, произвольно усеченного мира.
Никакой тяги к взрослой Гале Костандик он не испытывал, поскольку мировоззренческих экспериментов давно уже не ставил, со смешком вспоминалась попытка измерить бедра гороховейской паскудницы, сантиметром опровергнув все выводы солипсизма.
Притом и здесь кафоличностью церковного бытия качествуется и это пустынножительство, которое оттого не становится подлинным солипсизмом, но удерживается в агапическом союзе любви церковной, осуществляемой в молитве.
Однако в свете этого вывода, что мы можем сказать об аргументах, сделавших солипсизм и родственные ему теории на первый взгляд правдоподобными, то есть такими, что невозможно ни доказать их ложность, ни исключить их после проведения эксперимента?
В действительности, каждое научное доказательство принимает ложность не только солипсизма, но и других философских теорий, включая любое количество вариантов солипсизма, которые могли бы противоречить особым частям научного доказательства.
Поскольку солипсизм и многие схожие теории логически совместимы с вашим восприятием любых возможных результатов наблюдений из них логически невозможно вывести ничего, что касалось бы реальности.
Этот аргумент нацелен на то, чтобы показать, что солипсизм невозможно защитить буквально, потому что, соглашаясь с подобной защитой, человек неявно противоречит ей.
Поскольку я вынужден теперь определить эту область как часть себя, солипсизм уже не имеет аргумента против обоснованности такого изучения, которое теперь определяется просто как форма самоанализа.
Чем же солипсизм, если принять его всерьез, отличается от своего разумного соперника реализма?
Кроме того, солипсизм мог бы постулировать существование еще одного класса процессов: невидимых, необъяснимых процессов, которые дают разуму иллюзию жизни во внешней реальности.
Несмотря на то, что солипсизм и родственные ему доктрины логически самосогласованны, их можно полностью опровергнуть, просто воспринимая как серьезные объяснения.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: solipsizm
Задом наперед читается как: мзиспилос
Солипсизм состоит из 9 букв
Совсем один: радикальная философия солипсизма
Что такое солипсизм
Само слово «солипсизм» происходит от слияния двух латинских слов — solus («единственный») и ipse («сам»). Солипсизм обычно определяют как философскую позицию, при которой собственное индивидуальное сознание признается в качестве единственной и несомненной реальности. Проще говоря, существуете только вы сами, а мир вокруг — всего лишь проекция вашего беспокойного ума. Впервые эта философская позиция дала о себе знать в суждениях древнего грека Горгия из Леонтини (483–375 гг. до н. э.), который сформулировал следующие доктрины солипсизма:
Для солипсиста характерно любопытное отношение к прошлому — его просто не существует. Любая картинка или факт, которые наше сознание преподносит нам как воспоминание о чем-то, могут быть всего лишь игрой воображения, которое сочинило, возможно, никогда не происходившие события. Похожее недоразумение происходит и с будущим — ведь нет никаких серьезных оснований предполагать, что оно когда-либо действительно настанет, при том что понятие времени в «выдуманном» мире тоже абсолютно субъективно — такое парадоксальное отношение ко времени еще называют «солипсизмом момента».
Критика солипсизма
Некоторые европейские философы высказывали взгляды, которые перекликались с солипсизмом, однако не были столь радикальными. Например, знаменитый постулат Декарта cogito ergo sum («Я мыслю, а следовательно, существую») по сути близок к солипсическому мировосприятию, поэтому солипсизм часто относят к общему направлению, основанному на декартовском высказывании, — субъективному идеализму (все его апологеты разделяют уверенность в существовании собственного сознания и большие сомнения насчет реальности всего остального).
Правда, Артур Шопенгауэр, другой крупный философ, идеи которого можно отнести к субъективному идеализму, выступал критиком солипсизма, говоря, что «как серьезное убеждение его можно найти только в сумасшедшем доме, и тогда оно требует не столько аргументов, сколько лечения». Согласно теориям Шопенгауэра, мира, который бы существовал отдельно от нашего сознания, не существует. Однако он считал, что есть множество воспринимающих мир людей, которые, познавая окружающий мир и друг друга, создают эту реальность.
В истории философской мысли существовало множество попыток опровергнуть солипсизм с точки зрения логики, однако сделать это не так просто, ведь как можно что-то доказать солипсисту, который будет считать вашу речь забавным фокусом собственного сознания? Недаром в свое время Владимир Ильич Ленин писал, что доводы убежденного солипсиста невозможно опровергнуть «никакими доказательствами, силлогизмами и определениями».
Случаи солипсизма
Исторически задокументированных случаев солипсизма как осознанного выбора (а не следствия психического расстройства) существует совсем немного. Самым известным идейным солипсистом является французский врач и медицинский писатель Клод Брюне, практиковавший в Париже в начале XVIII века. В свое время он опубликовал несколько философских трудов, в которых излагал свое мировоззрение. К сожалению, многие из них в настоящее время утеряны, но из сохранившихся записей можно сделать вывод, что Брюне считал, что в мире существует только он сам — единственное мыслящее существо, причем существование своего физического тела он тоже подвергал сомнению. Он считал, что его разум (единственное, в существовании чего он нисколько не сомневался) создал весь окружающий мир и всех людей, которые перестают существовать, как только он перестает о них думать. Подобное мировоззрение можно отнести к абсолютному проявлению радикального солипсизма. Было бы любопытно узнать, как мсье Брюне удавалось сочетать свою теорию с врачебной практикой и в чем для него состоял смы сл врачевания «фантомных» пациентов, которые были результатом работы его воображения.
Другие не столь радикальные последователи солипсизма порой становились героями курьезных историй. Так, в своей критике этого направления мысли философ Бертран Рассел ссылался на свою знакомую, которая жаловалась, что стала последовательницей солипсизма и никак не может найти других солипсистов. Такая логика попросту абсурдна, ведь отсутствие других солипсистов объясняется отсутствием в мире вообще кого бы то ни было, кроме тебя. Поэтому вступивших на этот путь ждет довольно одинокое путешествие — не станешь же образовывать кружок последователей солипсизма из фантомов собственного сознания.
Солипсизм в современной культуре
В современном мире мы очень часто сталкиваемся с произведениями популярной культуры, основанными на принципах солипсизма, который служит неиссякаемым источником вдохновения для авторов. В русской прозе главным любителем солипсизма, конечно, является Виктор Пелевин: персонажи его романов и рассказов регулярно подвергают сомнению существование окружающего мира, а в некоторых случаях начинают заниматься «деятельным солипсизмом». Так, в известном рассказе «Девятый сон Веры Павловны» интеллигентная уборщица мужских туалетов, подвергнув сомнению реальность окружающего, начинает выступать в качестве демиурга этого мира. Пожелав появления музыки и картин на стенах в грязном туалете, она «вызывает» перестройку в разваливающемся Советском Союзе — туалет превращается в уютный комиссионный магазин, а Вера Павловна абсолютно уверена в том, что изменения в политическом курсе обусловлены исключительно ее собственной волей.
К счастью, у большинства людей не возникает сомнений в реальности этого мира, поэтому солипси зм для нас — не более, чем занятная философская идея, которая может приятно порадовать любителей лихо закрученных сюжетов в кино и литературе.