соха что это картинка
СОХА́
Том 30. Москва, 2015, стр. 741
Скопировать библиографическую ссылку:
СОХА́, тип пахотного орудия в Вост. Европе и Сибири. Сформировалась в кон. 1-го тыс., упоминается в источниках с 13 в. Восходит к ралу с высоким приложением тягловой силы. Имела рабочую часть в виде широкой вогнутой, как правило раздвоенной снизу, доски (рассоха) с втульчатыми сошниками на концах; поперечную рукоять (рогаль) и две оглобли (обжи), в которые впрягали лошадь (рис., а ). С. с почти вертикально расположенной рассохой (паловая С., черкуша, цапулька) пахала неглубоко и применялась в осн. на недавно освобождённых от леса участках (см. Подсечно-огневое земледелие ) или для вторичной вспашки, запашки семян и т. п. Иногда С. имела короткую, почти горизонтально расположенную рассоху, что сближало её с подошвенным ралом. На старопахотных землях использовалась С. с полицей – лопаткой, крепившейся к одному из сошников, аналогичной отвалу у рала и плуга; полица может быть перекладной, т. е. меняющей направление отвала, либо неподвижной (односторонка), дающей вспашку, близкую к плужной. С 16–17 вв. в Ярославском и Костромском Поволжье, на Вологодчине, по Сухоне и Вятке распространилась С.-косуля с одним асимметричным сошником с отвалом и с резцом, т. е. сев.-рус. разновидность плуга (рис., б ); к кон. 19 в. она получила повсеместное распространение в Вост. Европе. В 19 в. появилась С. с колёсным передком (колесуха). С. вышла из употребления в 1-й пол. 20 в.
Техника обработки земли. Пахотные орудия
Восточнославянское земледелие издавна плужное (пашенное). Основная обработка земли производится пахотным орудием с использованием рабочей силы скота, а теперь обычно трактора. Развитие пахотных орудий представляет большой интерес для этнографа.
Есть обывательское мнение, что русский крестьянин всегда пахал сохой, будто бы везде и всюду одинаковой. Это мнение глубоко ошибочно. Русская соха представляет множество разновидностей, позволяющих проследить ее эволюцию; если же прибавить к этому украинские и белорусские формы пахотных орудий, то разнообразие будет еще больше. Чтобы дать понятие об этом разнообразии, достаточно сказать, что в одной бывш. Вятской губ., по исследованию Д. К. Зеленина, можно было насчитать до 30 видов сохи, и все они имели свои местные названия.
Изучение эволюции пахотных орудий затрудняется тем, что не вполне выяснено их происхождение и не установлена как следует классификация их типов. Классифицируют их по разным принципам: по формально-морфологическим признакам, по функции или по способу действия, наконец, с генетической точки зрения.
По устройству рабочей части пахотные орудия делят на плуги с полозом (подошвой, пятой) и плуги и сохи, не имеющие такового. К первому типу принадлежит большинство западно- и южноевропейских плугов. У них сошник насаживается на горизонтальный «полоз» — нижнюю часть орудия, на которой оно может устойчиво стоять; полоз опирается в землю, и при работе пахарь только направляет плуг. К типу орудий без полоза (неустойчивых) принадлежат все восточно-славянские пахотные орудия—сохи и др. Пахарь при работе налегает на соху руками, чтобы она глубже входила в землю, что невозможно при плуге с полозом. Неустойчивые пахотные орудия — без полоза — делят на одноральные (однолемешные, однозубые) и двуральные (двулемешные, двузубые): к первым принадлежали старинное украинское «рало», русская однозубая «черкуша», белорусская однозубая «сошка» и др.; двуральные же орудия — это различные виды русской и белорусской сохи.
И одноральные и двуральные орудия можно подразделить по форме и расположению сошников на две категории: симметричные и асимметричные плуги и сохи. Первыми можно пахать взад и вперед с одного края поля (способ «бустрофедон»); вторыми — только в одну сторону, поэтому ими пашут кругом поля. Русские сохи бывают и той и другой категории.
Старинное украинское рало
Старинные белорусские «сошки»
Соха с «брылой» (Вятская губ.)
Соха с перекладной полицей (Пермская губ.): а — обжи (оглобли); 6 — рассоха; в — полйца, отвал, присох; е — лемехи (сошники); 3 — перечень, спорник, веретено; е — подвои
Соха «косуля» Костромского типа (Вятская губ.); о — лемех; 6 — отвал; в — плотина; г — рогаль; д — крючки для пристяжки лошади; е — подвои железные; ж — оглобли; a — отрез; и — стужень (грядиль)
Старинные бороны. а — вершалина; б — смык.
По способу движения пахотные орудия подразделяют на орудия с колесным передком — собственно плуги — и без колесного передка — рала, сохи.
Наконец, можно классифицировать пахотные орудия по их происхождению. Одни происходят, как предполагается, от ручной мотыги, другие — от заступа. То и другое относился прежде всего к одноральным орудиям. Что касается русской двузубой сохи, то есть предположение (П. Н. Третьякова), что она восходит генетически не к мотыге и не к заступу, а к бороне, которая на севере была более древним орудием обработки земли (при подсечной системе хозяйства). От бороны произошла многозубая соха (ныне не сохранившаяся). Трехзубая соха употреблялась еще не так давно — на севере до начала XIX в. Впрочем, и украинское рало иногда имело 3—4—5 зубьев. Чем более сокращалось число зубьев (сошников), тем более увеличивалась глубина вспашки. Наиболее обычным типом русской сохи в XIX в. стала двузубая соха.
Известны две основные ее формы: так называемая коловая и перовая соха. Они различаются по форме сошников. Коловая (узколемешная) соха имеет шилообразные, круглого сечения, тупые, но прочные сошники, без отвалов. Этот тип сохи был хорошо приспособлен для обработки каменистых и залесенных почв; при встрече с камнями и корнями такая соха не ломалась, а перескакивала через них. Такие почвы преобладают на нашем северо-западе, в озерном крае и Прибалтике; там и была распространена коловая соха как у русских, так и у других народов. В центральной же полосе России, у южных и средних великорусов, была распространена перовая соха: сошники ее имеют расширения в виде треугольника (в народном языке «перо»), отходящие в полевую сторону, вправо и влево от средней оси. Эти расширения — зачаток отвала. Кроме того, эта соха имеет всегда перекладную «полйцу», небольшую лопато.чку, прикрепляемую к сошнику (правому и левому поочередно) и играющую роль отвала. Такая соха была более приспособлена для легких лесных почв центральной лесной и лесостепной полосы.
«Соха» упоминается в наших письменных памятниках с XIV в. В более ранних текстах говорится о «рале» или «плуге». Можно думать, что настоящая двузубая соха (слово «соха» означает в русском языке вообще нечто раздвоенное, развилку) появилась именно в то время в связи с интенсивной земледельческой колонизацией центральной лесной полосы.
Главные недостатки сохи — это то, что она берет неглубоко и не переворачивает пласта.
В связи с ростом сельскохозяйственной техники уже давно делались попытки усовер шенствовать соху. Возник целый ряд таких усовершенствованных форм: сохи-односторонки, с асимметричным расположением сошников, сохи с «брылой» (Верхнее Поволжье), где край левого сошника приподнят; особенно интересна «косуля», широко распространенная в прошлом в северо-восточных областях Европейской России: в ней остался только один сошник, а другой заменен ножом, укрепленным несколько впереди, лезвием вперед, как делается и на наших современных плугах; этот резец подрезает пласт, прежде чем сошник его поднимет. В Сибири получила распространение «колесуха» — соединение сохи с колесным передком. На Урале с 1860—1870-х годов сделалась очень популярна так называемая «курашимка» — тип плуга с полозом, но местного изобретения.
Таково было развитие самобытных пахотных орудий у русских. У белорусов были сходные формы. У них вплоть до начала коллективизации сохранялась примитивная «сошка», легкая, однозубая или двузубая, с небольшими отвалами по обеим сторонам. Более обычной была «саха», напоминающая русскую коловую соху украинцев, жителей степи с ее тяжелой и мощной черноземной почвой, сложились иные типы орудий. В старину употреблялось примитивное «рало», состоявшее пз длинного дышла и прикрепленного к нему под острым углом ральника; он иногда даже не имел железного лемеха. Но уже с давних времен у украинцев применялся и тяжелый колесный плуг с двумя асимметрично расположенными сошниками, забиравший глубоко, но требовавший большой тягловой силы—до 8 пар волов. Такой плуг был приспособлен для глубокой вспашки. По мнению некоторых археологов, плуг, притом с полозом, появился на территории Украины еще в докиевский период — в VI—VIII вв.
Способы запряжки рабочих животных в плуг и самые виды этнх животных были различны. У русских всегда употреблялась исключительно лошадь, притом только одна, и запряжка была поэтому оглобельная («обжи») с хомутом. У украинцев запрягались волы, одна или несколько пар, и упряжка была дышловая, с ярмом. Такую же упряжку употребляли и белорусы, но запрягали часто быка с коровой, быка с лошадью, а иногда и одно животное, но и в этом случае соха имела не оглобли, а короткое дышло с приделанной к нему спереди рамой с ярмом.
«Крюк» для косьбы хлеба (с. Ясная Поляна)
В настоящее время в колхозах все описанные орудия обработки земли или совсем вышли из употребления и заменены усовершенствованным тракторным плугом, или употребляются на второстепенных работах, при вторичной перепашке земли, рыхлении борозд, пропашке картофеля и т. п. Рабочие животные широко употребляются наряду с тракторной тягой и сейчас.
Когда появилась соха?
Многие знают, что на протяжении нескольких столетий, вплоть до конца ХIХ века, в лесной зоне Российской империи обычная соха оставалась важнейшим земледельческим орудием. Это был универсальный и наиболее оригинальный крестьянский предмет, значительно отличавшийся от рала и плуга. Однако до недавнего времени историки затруднялись ответить, где и когда появился этот пахотный инструмент.
Дело в том, что археологические материалы о сохах весьма скудны. Это, по большей части, железные наконечники (сошники) и железные частицы сошных полиц. До революции при раскопках в Старой Ладоге удалось найти деревянную деталь древней сохи, но сейчас, к сожалению, эта находка утрачена.
Древнейшие из обнаруженных сошников найдены в Старой Ладоге. Относятся они к концу I тысячелетия нашей эры. Так же как и сошники, найденные поблизости от Великого Новгорода.
Историки смогли установить, что на рубеже I-II тысячелетий нашей эры происходит постепенное расширение географии распространения сохи. Так, Х-ХI веками датируются сошники, происходящие из Пскова и Верхнего Поволжья. К ХI-ХII векам относятся сошники из Владимирской области, Беларуси и Латвии. А уже к концу ХII, началу ХIII столетий сохи начинают распространятся в Волжской Болгарии. Таким образом, вполне определённо можно говорить, что соха изначально появилась на северо-западе нашей страны в конце I тысячелетия. А именно — на небольшой территории, условно ограничивающейся Старой Ладогой на севере и Великим Новгородом на юге.
Кажется странным, что в этих лесных местах, где земледелие развивалось медленно, появилось рассматриваемое орудие труда. Однако ничего необычного в этом нет. Соха была чрезвычайно удобной на лесистых участках, совсем недавно перешедших в категорию пахотных земель. Лёгкость и манёвренность русского орудия труда была сразу же оценена по достоинству, особенно там, где попадались крупные корни и пни. На влажных глинистых почвах, которых на северо-западе было предостаточно, соха не очень залипала в борозде. Очень хорошо она вела себя и на каменистых грунтах. Потому что при работе в таких местах шла легко из-за того, что два узких режущих зуба испытывали гораздо меньшее сопротивление, чем один, но широкий.
В пользу распространения сохи говорил тот факт, что металлические сошники не столько подрезали и переворачивали пахотный слой, сколько рыхлили и хорошо перемешивали его. А ведь это способствовало сохранению плодородия почвы. Кроме того, между сошниками оставалась нетронутой узкая полоска земли, и это препятствовало водной и ветровой эрозии. Что также сказывалось на урожайности обрабатываемых земель.
Как уже упоминалось, распространение сохи шло с севера на запад, юг и восток. Применение этого пахотного инструмента чётко связано с районами хвойных и смешанных лесов и их специфическими почвами. Пути внедрения сохи совпадают с направлениями славянской колонизации, которая и шла с северо-запада на юг и восток.
Таким образом, можно вполне уверенно рассматривать соху как классический элемент восточнославянской сельскохозяйственной культуры. И возник этот элемент в специфических условиях северного лесного земледелия. А уж потом распространился и среди других народов Восточной Европы.
Кто такой нардеп Роман Соха, который первый вышел из фракции «Слуга народа»
СМИ называют Романа Соху агентом братьев экс-регионалов Кальцевых. На последних парламентских выборах в «Слуге народа» его презентовали как общественного деятеля, специалиста по управлению финансовой деятельностью и рентабельностью банков и тем самым «новым лицом» в политике. Однако, активисты легко проследили связь новоиспеченного «слуги» со старыми запорожскими «регионалами» (теперь – ОПЗЖ).
Роман Васильевич Соха родился в Запорожье 18 октября 1975 года. Получил дипломы Запорожской государственной инженерной академии и Запорожского национального технического университета по специальности «Финансы». Долгое время занимал руководящие должности в разных финучреждениях. В 2001 году устроился в Swedbank и дослужился там до директора регионального центра. Затем Соха возглавлял запорожское отделение «Укринбанка», руководил рекламным агентством.
В политику пытался попасть с 14-го года. Тогда, на внеочередных парламентских выборах, он был доверенным лицом беспартийного самовыдвиженца Лисенко в Запорожье. А после поражения своего кандидата на добровольных началах стал помощником депутата Сусловой в Раде предыдущего созыва. На президентских выборах 19-го года руководил запорожский офисом «Зе»-команды. И, как ни странно, всего несколько месяцев спустя Соха баллотировался как мажоритарщик по Запорожью на парламентских выборах от «Слуги народа».
Тогда за него проголосовали более 43% избирателей (в то время, как за прямого конкурента Сохи Кальцева – менее 12,5%), что вызывает немало вопросов.
В Верховной Раде последнего созыва Роман Соха вошел во фракцию «Слуга народа» и стал членом комитета по вопросам цифровой трансформации. В частности, в 2019 году руководил подкомитетом электронного управления и электронной демократии.
Удивительно, что на момент избрания Соха был безработным. Также парадоксальным выглядит и то, что сначала он не проголосовал за отставку Разумкова 7 октября 2021 года, а уже 15 ноября вошел в состав межфракционного объединения «Розумна політика», созданного экс-спикером.
Засветился Соха и на страницах «Люстратор. Запорожье». Там его уличили в распиле бюджетных средств, выбитых якобы на приобретение дорожной техники, которая по факту уже была куплена.
Нардеп женат на Ольге Зуевой. С 2007 по 2012 год она руководила отделением в Raiffeisen Bank Aval, а следующие пять лет – компанией Web-Pilotage.in.ua.
Согласно электронной декларации за 2020 год, у нардепа нет никаких доходов, кроме депутатской зарплаты (478 тыс грн) и процентных начислений на банковские вклады (около 5 тыс. грн).
Нет у Сохи и своей недвижимости, а также автотранспорта. Квартиру в Киеве он арендует и ездит на KIA K5 2016 года выпуска (скорее всего – по доверенности). Зато у его жены – две квартиры в Запорожье. Правда, одна из них в залоге у банка, а во второй Ольге принадлежит только четвертая часть.
Ольга Зуева с февраля 2020 года ездит на Nissan Juke 2011 года выпуска. А также жена депутата, очевидно, не работает, потому что в семейный бюджет в прошлом году внесла чуть более тысячи гривен, и это – банковские проценты по вкладам.
Тем не менее, наличными Соха задекларировал 80 тыс. долл. и 300 тыс. грн. Вот такая арифметика.
Соха что это картинка
Автор: Федосова Галина Александровна
Организация: МОУ «Кипчаковская СШ»
Населенный пункт: Рязанская область, с. Кипчаково
Технологическая карта урока № 5
Основы православной культуры
МОУ «Кипчаковская средняя школа»
Федосова Галина Александровна
Соха и топор как чудеса России.
Урок развивающего контроля
Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
Методы и формы обучения
Методы: проблемно-поисковый, самостоятельная работа, взаимооценка.
Формы: фронтальная, групповая.
Технология построения урока
присоединение к ценностям российской цивилизации – труду как основе благополучия человека, общины, доверие к многовековому опыту.
Опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, Интернет
Мотивация к учебной деятельности, осмысление учебных задач.
— Добрый день, ребята. Народная пословица гласит: « Всякий человек на деле познаётся». Предлагаю потрудиться сегодня на уроке на славу, в общем, больше дела, меньше слов.
— Я начала урок с пословиц не случайно. Прочитайте другие пословицы и определите тему урока: « Сохой да бороной деревня стояла. Топор одевает, топор обувает. Каких только чудес не бывает на свете». (Слайд №2)
— Сформулируйте цели урока. (Учитель открывает ту часть доски, на которой написаны тема и цель урока.)
Обучающиеся приветствуют учителя.
Формулируют тему урока.
— Соха и топор как чудеса России.
Формулируют цель урока.
— Обобщить и систематизировать знания по теме «Соха и топор».
Актуализация опорных знаний и умений и пробное учебное действие.
— Внимательно рассмотрите рисунок английского художника-акварелиста Джона Огастеса Аткинсона, который прожил многие годы в России. (Слайд №3)
— Опишите ситуацию, изображенную на рисунке, в своих рабочих листах (не более 2-ух предложений). Напишите, из каких элементов состоит соха.
— Проверим правильность выполнения задания. (Учитель озвучивает ответ, ученики проверяют.)
— На рисунке изображен пашущий крестьянин. Он сильно нажимает на рукояти сохи и черная полоса вытягивается по полю. Соха состоит из рассохи, оглобель и рукоятей.
Отвечают на поставленные вопросы в рабочих листах.
Локализация индивидуальных затруднений.
— Кто не справился с заданием? Как вы думаете, почему?
— Прочитайте свой ответ те, кто считает, что ответил на вопрос верно (не более 2-ух учащихся).
Анализируют самостоятельную работу.
Сравнивают работу с эталоном.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
— Ребята, что нужно сделать, чтобы учебный материал был усвоен всеми?
Предлагают выход из затруднения.
Реализация построенного проекта
— Предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». Разделитесь на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выберите капитанов. Возьмите одну из пословиц в качестве девиза команды (Например, Труд всё побеждает и Терпение и труд все перетрут.)
— Выберите по одному человеку из команды для работы с толковым словарем. (Индивидуальное задание.)
— Итак, уточним, что такое соха и из каких элементов она состоит. Проведем блиц-опрос «Кто больше знает?»
Одна из команд по результатам жеребьевки первой начинает отвечать на вопросы.
— Слайд №4. Вот так соха выглядела.
— Капитан выигравшей команды получает право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
— Молодцы. Продолжим игру. «Вопрос на засыпку». Прослушайте отрывок из былины.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
— О ком идет речь в отрывке из произведения?
— Капитан выигравшей команды получает право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
— Проверим, внимательно ли вы дома прочитали былину «Вольга и Микула Селянинович». Сначала заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля. Кто такой «оратай» и что означает «орать»? (Слайд №5)
— Капитаны команд получают право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
— Прочитайте следующий отрывок из былины в рабочем листе.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
— Команды, вы готовы отвечать? В этой части соревнования отвечает та команда, которая быстрее найдет ответ. Вам дается одна минута на размышление. (Слайд №6,7)
— Кобыла у Микулы Селяниновича была соловая,
а гужики у нее шелковые. Это значит, что лошадь была желтоватой масти со светлыми хвостом и гривой. Гужики – это ременная петля, соединяющая бьющую часть цепа с рукоятью. И были они шелковыми.
— Капитан выигравшей команды получает право начертить в поле (на доске) крестик или нолик.
Делятся на команды (по вариантам).
Индивидуальное задание. Двое учащихся ищут в толковом словаре лексическое значение слов «оратай» и «орать».