соглашение о рекламе объекта недвижимости в чем подвох
Нужно ли риэлтору заключать договор на рекламу с собственником квартиры
Все чаще и чаще представители риэлторских компаний сталкиваются с недобросовестными клиентами. Об одном из таких случаев мы уже писали, сегодня же мы хотим рассказать Вам о примере судебной практики, когда риэлторская компания была привлечена к административному штрафу за размещение рекламы о продаже квартиры без заключения договора с владельцем квартиры.
Учитывая, что размещение информации о продаже объекта недвижимости без заключения соответствующего договора с ее владельцем довольно распространенная практика, по просьбе руководства ГРМО мы решили подробно рассмотреть эту ситуацию с юридической точки зрения, а также предложить механизм защиты риэлторов от недобросовестных клиентов.
Суть дела:
В ноябре 2013 г. сотрудник риэлторской компании обнаружил на одном из сайтов по продаже недвижимости объявление о продаже квартиры, после чего связался по телефону с продавцом. В ходе разговора сотрудником были выяснены условия продажи квартиры. Продавец квартиры сообщил, что продавать квартиру будет через то агентство недвижимости, которое найдет покупателя на его квартиру. После состоявшегося разговора риэлторская компания выставила объявление о продаже вышеуказанной квартиры на другом сайте недвижимости.
Все характеристики объекта недвижимости (этаж, материал дома, площадь квартиры, наличие балкона) сотрудниками компании были взяты из объявления продавца.
В середине ноября в компанию позвонил гражданин, который выразил недовольство размещенным объявлением, и сообщил, что продажей квартиры занимается он, как представитель собственника жилого помещения. В результате риэлторская компания сняла данное объявление с размещения. Еще через некоторое время продавец квартиры обратился в суд с иском к риэлторской компании в связи с нарушением Федерального закона «О рекламе».
Согласно материалам дела, в рекламном объявлении продавца, в качестве такой характеристики объекта недвижимости как цена указано 4 990 000 рублей, при этом в объявлении, размещенном риэлторской компанией на другом сайте, цена объекта недвижимости указана в сумме 4 500 000 рублей.
Следовательно, указанная в рекламе информация о такой характеристике товара, как цена объекта не соответствует действительности, что является нарушением требований п. 2 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе.
Риэлторская компания опубликовала объявление о продаже квартиры без договора с владельцем квартиры о рекламе и последующей продаже квартиры, также она не имела письменного согласия продавца на использование фотографий этой квартиры.
С материалами дела Вы можете познакомиться по ссылке
Комментарий компании «Юридическое бюро»
В данном случае риэлторов привлекли к ответственности во внесудебном порядке (решением антимонопольного органа) за следующие нарушения Закона о рекламе:
Для исключения привлечения к ответственности по указанным выше основаниям риэлторам необходимо было бы подтвердить, что:
При отсутствии подписанного между риэлтором и собственником договора подтвердить указанные выше моменты не получится.
На практике, при судебном обжаловании привлечения к административной ответственности антимонопольным органом, суды приходят к выводу, что в отсутствие договора с собственником размещение рекламы о продаже объекта неправомерно (Постановление 7 Арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013г. по делу №А45-50/2013, приложено к письму).
Обезопасить себя в такой ситуации риэлторская компания может только заключив соответствующий Договор с собственником квартиры, пусть и не эксклюзивный договор, в котором будут указаны условия реализации объекта недвижимости.
Как разместить рекламу на МКД и не попасть под штрафы
Хорошая реклама – дело вкуса. В руках собственников и управляющей организации решить, какого рода рекламные объявления развесят на стены дома. И развесят ли.
Чтобы разместить рекламу на МКД, нужно получить согласие ОСС о передаче общего имущества в пользование и заключить с рекламодателем договор. А чтобы не попасть под штрафы, нужно заранее узнать, за что могут привлечь к административной ответственности в сфере рекламы.
Изучите закон о рекламе и проведите ОСС
Дело в том, что наружная реклама, которую мы привыкли видеть на стенах, крышах и других частях многоквартирных домов – это рекламная конструкция. Термин закреплён в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38‑ФЗ «О рекламе».
В этом же законе вы прочитаете, как устанавливать и использовать рекламную конструкцию. Делать это могут юридические и физические лица, главное, чтобы у них было соответствующее разрешение.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ для размещения рекламной конструкции на МКД нужно получить согласие ОСС, потому что размещение рекламной конструкции – это использование общего имущества в МКД третьими лицами.
Нет решения ОСС о размещении рекламы – можно готовиться к административному штрафу, к тому же надзорные органы могут демонтировать рекламную конструкцию. Такое решение принимается на общем собрании собственников ⅔ голосов от общего количества собственников помещений в МКД.
Обычно собственники не против установки баннера на стену дома, но тем, кто будет высказываться против из-за домыслов, что управляющая организация заберёт деньги себе, нужно объяснить: деньги за размещение рекламной конструкции – дополнительные средства на содержание МКД, а не прибыль УО.
Проверьте, что реклама соответствует требованиям
Реклама бывает достоверной и недостоверной, добросовестной и недобросовестной. Согласно ст. 5 Закона о рекламе недобросовестная и недостоверная реклама – это нарушение закона.
Узнайте, по каким статьям КоАП РФ квалифицируются нарушения
Владельцев рекламных конструкций чаще всего привлекают к административной ответственности, потому что у них нет разрешительных документов от ОМС. Для управляющие организации же забывают получить разрешение ОСС на размещение рекламы.
Отдельная категория для административных дел – реклама на МКД, отнесённых к категории объектов культурного наследия. Незаконное размещение рекламы на таких домах квалифицируется по ст. 7.14.1 КоАП РФ.
Если МКД считается объектом культурного наследия народов РФ, ЮЛ за размещение рекламы на нём грозит административный штраф в размере 500 000–20 000 000 рублей. Если УО не сделала ничего, чтобы защитить дом от рекламодателей, то её могут привлечь к штрафу от 1 000 000 до 60 000 000 рублей.
Для того, чтобы установить рекламную конструкцию необходимо заручиться разрешением органа местного самоуправления. ОМС не важно, сколько сил вы потратили на монтаж рекламы. Он может выдать предписание о демонтаже конструкции даже в период действия разрешения.
ОМС может и аннулировать ранее выданное разрешения на установку рекламной конструкции (ч. 18 ст. 19 Закона о рекламе). Демонтаж осуществляется на деньги владельца рекламной конструкции. Предписание ОМС необходимо выполнить за один месяц со дня его выдачи (постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).
Административными правонарушениями в сфере рекламы по ст. 14.3 КоАП РФ занимается ФАС РФ и её территориальные органы (ст. 23.48 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ст. 14.37 КоАП РФ рассматривают арбитражные суды.
МКД, которые признаны объектами культурного наследия, занимаются органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (ст. 23.57 КоАП РФ).
Всегда помните об ответственности
По ст. 7.21 КоАП РФ за несоблюдение правил пользования жилыми помещениями и порчу жилого дома, жилых помещений или их оборудования УО могут привлечь к штраф в размере 1 000 –1 500 рублей. Или сделать предупреждение.
За установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на её установку и эксплуатацию или её установку с нарушением технического регламента всем, в т.ч. и УО, может грозить административная ответственность по ст. 14.37 КоАП РФ.На граждан может быть наложен административный штраф 1 000– 1 500 рублей. На ДЛ – 3 000–5 000 рублей, на ЮЛ – 500 000– 1 000 000 рублей.
За самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившего существенного вреда гражданам или ЮЛ также несут ответственность все участники акции по развешиванию рекламы. За это правонарушение грозит административная ответственность по ст. 19.1 КоАП РФ. Для граждан – предупреждение или штраф 100–300 рублей, для ДЛ – 300–500 рублей.
Деньги не бывают лишними, тем более для управляющей организации. Поэтому рекомендуем помнить о немаленьких административных штрафах за размещение рекламных конструкций и добросовестно выполнять свои обязанности.
Пять риелторских уловок при продаже квартиры
Я планирую продавать квартиру без риелтора.
Изначально я не хотела так делать. Хотя я юрист и могу сама оформить документы для сделки, всех нюансов я не знаю. Но когда стала расспрашивать коллег и знакомых, их рассказы о риелторах меня смутили. Теперь я настроена все сделать сама и не переплачивать.
Расскажу, к каким уловкам прибегают недобросовестные риелторы и что в идеале должен делать профессиональный риелтор, когда продает квартиру.
Как работает схема. Собственник размещает объявление на «Авито», «Юле» или другой площадке. Почти сразу же ему звонит потенциальный покупатель. Как правило, он уже по телефону заявляет, что квартира ему подходит по всем параметрам и он готов как можно скорее ее посмотреть и купить.
Во время просмотра выясняется, что покупатель — риелтор. Он и рад бы купить квартиру для себя, но она уже совсем ему не нравится. Но зато у него есть приятель, которому эта недвижимость точно подойдет.
У риелтора как будто сразу есть для вас покупатель.
Далее продавца везут в офис или на месте предлагают заключить два договора: об оказании юридических услуг и о задатке от потенциального покупателя. В договорах, как правило, фигурирует одна и та же сумма.
Получается такая схема:
Фактически никакого обмена деньгами не происходит — продавец получает задаток, но тут же тратит его на оплату риелторских услуг. Причем услуги уже оказаны — покупатель как бы найден. Дальше продавец успокаивается, что сделка вот-вот уже произойдет, а риелторы только в этот момент по-настоящему приступают к поискам реального покупателя.
Так продавец становится клиентом риелтора, который обманул его уже на старте работы. А риелтор получает нового клиента и возможность открыто продавать его квартиру.
Что делать. Лучше сразу проконсультироваться с юристом, как себя вести. Юрист, скорее всего, порекомендует ничего не подписывать и привезти тексты соглашений на правовую оценку.
Если риелтор наотрез отказывается отдавать договоры или не дает клиенту времени, чтобы обдумать сделку, это должно настораживать. Такое поведение может говорить о том, что агент хочет что-то скрыть или что какое-то условие договора вам точно не понравится.
Например, в договоре может быть пункт, в котором риелтор не гарантирует, что он действительно продаст вашу квартиру. В договоре из примера ниже этот пункт сформулирован так: «Заказчик осознает, что недостижение цели, скорее всего, не является следствием ненадлежащего исполнения договора исполнителем, так как достижение любого результата невозможно гарантировать со всей определенностью. Исполнитель гарантирует лишь, что услуга будет квалифицированной и своевременной».
Как работает схема. Агент заверяет продавца, что у него есть собственная уникальная база потенциальных покупателей. Чтобы оправдать ваши ожидания, он может привлечь целую толпу — друзей или родственников. Они будут звонить и старательно изображать потенциальных покупателей.
На первый взгляд такая схема кажется бессмысленной: зачем агенту искусственно увеличивать количество показов? Но бывает, что по договору риелтор обязан лишь помогать продавать, а не гарантировать результат в виде продажи квартиры. Поэтому большим количеством звонков он сохраняет репутацию и получает за это деньги как за оказанную услугу.
Что делать. Не доверять риелторам, которые утверждают, что у них есть огромная база покупателей. У хорошего агента наверняка есть контакты потенциальных покупателей, но это все равно для владельца квартиры ничего не гарантирует.
Нормальные агенты регулярно отчитываются клиентам, сколько просмотров объявлений и звонков поступило по их недвижимости, а также сколько просмотров в итоге состоялось. Они могут присылать полноценные текстовые отчеты на электронную почту или рассказывать обо всем в ходе телефонного разговора — как договоритесь.
Конечно, такие отчеты не панацея, показатели в них тоже могут врать. Но честный агент всегда сможет предоставить что-то еще, например скриншоты переписок с потенциальными покупателями.
Еще вы можете попросить риелтора составлять отдельные письменные акты о просмотрах, которые должен заполнять и подписывать потенциальный покупатель. Десять актов, заполненных разными людьми, даже визуально будут выглядеть по-разному — сжульничать здесь уже гораздо сложнее.
Как работает схема. Риелторы составляют объявления так, чтобы обойти нюансы, которые отпугивают покупателей.
Например, люди не слишком любят покупать квартиры на первом этаже. Поэтому в объявлении указывают второй этаж. А когда покупатель хочет посмотреть такую квартиру, риелтор правду об этаже по телефону не говорит. Уже на месте покупателю показывают эту квартиру на первом этаже, раз уж он все равно приехал. Или предлагают посмотреть ее как другой вариант, потому что «ту квартиру на втором этаже уже купили». Такая же ситуация может быть с ценой, площадью, количеством комнат и другими параметрами квартиры.
Задача всех этих уловок — создать большое количество звонков. Это хорошо для риелтора: люди звонят, их номера остаются в базе, позже им можно перезванивать и предлагать другие варианты. Но совершенно бесполезно для конкретного продавца: вряд ли риелтор сможет продать вашу квартиру человеку, который изначально рассматривал для себя жилье с другими характеристиками.
Что делать. Следите за тем, чтобы риелтор размещал достоверную информацию о вашей квартире: проверьте объявление перед публикацией, время от времени просматривайте опубликованный вариант. Договоритесь с агентом, чтобы любые изменения он согласовывал с вами. В конечном итоге цель риелторской работы должна быть не в количестве откликов, а в их качестве.
Как работает схема. Риелторы не помогают бесплатно. За свою работу они просят либо процент от сделки, либо фиксированную сумму.
Бывает, что один риелтор получает деньги за свою работу и от продавца, и от покупателя. Продавец платит деньги риелтору за поиск покупателя, а при подписании договора купли-продажи узнает, что и покупатель заплатил этому же риелтору за поиск подходящей для него квартиры.
Другой пример — скидка от продавца, которую риелтор забирает себе. Работает это так:
Возможна и другая ситуация: риелтор находит покупателя на цену, которая больше первоначальной, а разницу забирает себе. В любом случае решение остается за продавцом, а в тексте договора купли-продажи будет указана именно та цена, на которую согласны обе стороны.
Что делать. С точки зрения ценообразования лучше вообще обходиться без посредников. Но если вам все-таки помогает риелтор, обязательно проговорите с ним и зафиксируйте в договоре все нюансы, связанные с ценой.
Главное в любой ситуации — не поддавайтесь на провокации и письменно указывайте в договоре все важные для вас вопросы.
Фразы, которые можно использовать в тексте соглашения с риелтором
Что обсуждаете | Как прописываете в договоре |
---|---|
За какую сумму вы хотите продать квартиру | «Начальная стоимость объекта определена в размере…» |
Какую стоимость рекомендует риелтор | «Рекомендованная исполнителем стоимость объекта на дату заключения договора составляет…» |
Готовы ли вы сделать скидку | «Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Тогда она может определяться в дополнительном соглашении. Любые изменения стоимости должны согласовываться с заказчиком и подтверждаться его подписью» |
«Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Изменения стоимости возможны без дополнительного согласования с заказчиком, но не более, чем на n% от первоначальной цены»
«Стоимость объекта не может меняться в процессе переговоров»
«Размер вознаграждения агента по настоящему договору не зависит от итоговой стоимости объекта и составляет n тысяч рублей»
«Сумма вознаграждения выплачивается заказчиком агенту в день подписания настоящего договора»
«Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Тогда она может определяться в дополнительном соглашении. Любые изменения стоимости должны согласовываться с заказчиком и подтверждаться его подписью»
«Стоимость объекта может меняться в процессе переговоров. Изменения стоимости возможны без дополнительного согласования с заказчиком, но не более, чем на n% от первоначальной цены»
«Стоимость объекта не может меняться в процессе переговоров»
«Полный размер вознаграждения агента по настоящему договору составляет n% от стоимости объекта»
«Размер вознаграждения агента по настоящему договору не зависит от итоговой стоимости объекта и составляет n тысяч рублей»
«Сумма вознаграждения выплачивается заказчиком агенту в день подписания договора по отчуждению объекта»
«Сумма вознаграждения выплачивается заказчиком агенту в день подписания настоящего договора»
Если человек представляется сотрудником агентства, в договоре все равно должны быть указаны его данные. Он может быть представителем этого агентства или непосредственным исполнителем.
В первом случае в шапке договора написано что-то вроде «агентство „Рога и копыта“ в лице представителя по доверенности Иванова А. А.». У риелтора в этой ситуации должна быть доверенность.
Доверенность может быть напечатана на фирменном бланке организации или на обычной бумаге — это не влияет на ее действительность. Важно, чтобы в ней были указаны:
Во втором случае у агента может не быть доверенности, но его данные все равно заносятся в договор, например, такой формулировкой: «Для выполнения обязательств по договору исполнитель выделяет в качестве непосредственного исполнителя поручения — ФИО и паспортные данные агента».
Если в договоре нет данных агента, найдите телефон агентства в интернете и позвоните туда. Уточните, действительно ли там работает такой человек и имеет ли он право заключать договоры.
Проверить, что организация существует, можно на сайте ФНС
Если уверенности по-прежнему нет, договоритесь о подписании соглашения в офисе компании.
Чтобы избежать неприятностей, не верьте на слово и всегда требуйте документы.
Что делает нормальный риелтор при продаже квартиры
Определять и обосновывать цену объекта. Продажа начинается с анализа рынка. Агент всегда проводит исследование и по специальной методике определяет реальную цену квартиры. Она может не совпадать как с той, за которую клиент мечтает продать свою квартиру, так и с той, за которую потенциальный покупатель готов ее купить. То есть цены, по которым выставлены квартиры на «Авито» и «Циане», — это страна иллюзий собственника.
Заниматься предпродажной подготовкой — это уборка и обезличивание жилья. Риелтор подсказывает продавцу, что именно нужно убрать, а что можно оставить на своих местах. Чтобы покупатель заинтересовался, он должен представить себя в этой квартире, значит, в ней не должно быть фотографий, кубков, медалей и других памятных для продавца вещей.
Для профессионального риелтора это очень важный этап, без которого нельзя переходить к фотографированию и размещению объявлений.
Проводить фотосессию и подготовку 3Д-плана. Хороший риелтор позаботится о том, чтобы фото квартиры были панорамными и объемными, высокого качества и с удачных ракурсов, а план — не скан-копией техпаспорта.
Размещать объявления как на популярных электронных площадках, так и во внутренней риелторской базе, а также запускать рекламу.
Проводить показы. Профессиональный показ — это всегда немного театральная постановка. Агент представляет жилье с точки зрения потребностей покупателя, рассказывает об инфраструктуре, помогает представить возможную перепланировку. Кроме этого, он обязательно объяснит, как использовать материнский капитал или взять ипотеку на покупку этой квартиры.
Помогать продавцу и покупателю после показа. На этом этапе заключается предварительный договор со сроками, формой оплаты и другими условиями будущей сделки. Риелтор объясняет сторонам разницу между авансом и задатком, проводит полную юридическую экспертизу объекта, помогает с оформлением ипотеки, собирает все необходимые справки и т. д.
На этом же этапе агент помогает выбрать форму оплаты. В случае если покупатель планирует взять ипотеку, риелтор помогает выбрать банк и оформить необходимые документы. Иногда по договоренности с риелтором банки даже предлагают более выгодные условия кредитования за то, что агенты приводят им клиентов.
Помогать сторонам при заключении основного договора. Агент готовит текст соглашения, помогает выбрать безопасную схему расчетов, сопровождает клиента на госрегистрацию, поддерживает, помогает решить вопросы, возникающие после переезда. Например, следит, чтобы стороны подписали акт приема-передачи, договорились о том, кто оплачивает коммунальные платежи до перехода права и т. д.
Если риелтор на этапе показов привлекает менеджера по продажам, а для заключения сделки — юриста и при необходимости ипотечного брокера — это хороший маркер профессионального агента. Один человек вряд ли может одинаково хорошо разбираться во всех нюансах продажи на всех ее этапах, а работа в команде гораздо надежнее.
Как выбрать риелтора, которому можно доверять
Вот признаки нормального риелтора.
Не обещает мгновенных продаж, потому что не существует никаких баз клиентов, которые готовы купить ваше жилье прямо сейчас. Каждая сделка индивидуальна, подходящего покупателя найти сложно, а звонки по скрипту «у меня уже есть для вас покупатель» — это вранье.
Расскажет клиенту об условиях своей работы. Профессионал объяснит, что, например, уже работает с несколькими аналогичными квартирами в том же районе, знает особенности и готов помогать вам. Условия его работы не являются секретом.
Покажет шаблон договора, ответит на все вопросы, обязательно даст время подумать и внимательно изучить соглашение. Если риелтор торопит вас, манипулирует тем, что у него нет времени или вы вот-вот потеряете покупателя, раздражается от ваших вопросов — это признак непрофессионала.
Агент не станет работать бесплатно, но хороший показатель — если он не боится называть стоимость своих услуг и четко разъясняет, что именно входит в его работу.
И, конечно, самый надежный способ выбрать риелтора, которому можно доверять, — это рекомендации знакомых.
Семь ловушек, в которые можно попасть при покупке новостройки
С переходом на эскроу-счета вероятность обмана покупателей новостроек снизилась. Даже если застройщик не достроит дом, дольщик сможет вернуть вложенные деньги, которые хранятся в банке до завершения строительства.
Несмотря на это, существуют уловки, на которые идут недобросовестные застройщики, вводя в заблуждение дольщиков. Вместе с юристами рассказываем о них.
1. Заключение предварительного договора
Одна из подобных уловок связана с самим видом договора, который заключается с покупателем новостройки. Федеральный закон о долевом участии (214-ФЗ) защищает права покупателя при подписании им именно договора долевого участия. Но на практике недобросовестный продавец может предложить подписать предварительный договор купли-продажи (ПДКП) с оговоркой, что многоквартирный дом находится на этапе строительства. В этом случае покупатель не приобретает статуса участника долевого строительства и его права не будут защищены данным законом, рассказывает управляющий партнер юридическойя фирмы Howard Russia Евгений Нехаев.
При заключении ПДКП денежные средства поступают сразу в распоряжение застройщика или близких к нему фирм. Если строительная фирма обанкротится, то могут появиться новые обманутые дольщики. Хотя и такой договор можно будет оспорить в суде, на это уйдет время. «Нам удавалось доказать, что намерением покупателя было заключение именно ДДУ, однако это непростой и длительный процесс», — отметил Евгений Нехаев. Поэтому при покупке жилья на стадии строительства нужно обязательно заключать именно ДДУ.
Пример из практики
Денис Хузиахметов, руководитель юридической коллегии «Белая сова»:
— Недавно обратился клиент с просьбой провести правовой анализ предложенного застройщиком к заключению договора, на деле оказавшимся как раз предварительным договором на квартиру, которой еще нет. Дом не то что не сдан в эксплуатацию, он даже не возведен. При этом застройщик — крупная и известная фирма, работающая на рынке Санкт-Петербурга. Пришлось настоятельно отговорить клиента от заключения договора и подыскать застройщика, работающего «в белую».
2. Менять условия в одностороннем порядке
Еще одна возможная уловка — это включение в ДДУ пункта о праве застройщика менять условия в одностороннем порядке. «Застройщик при заключении договора долевого участия в строительстве может вносить оспоримые условия о возможности одностороненнего расторжения договора по своей инициативе, об одностороннем изменении площади квартиры или цены. Все эти условия требуют детального изучения и корректировки», — рассказал глава юридической коллегии «Белая сова».
Наличие таких пунктов даст застройщику право уменьшить площадь квартиры без изменения цены или увеличить цену в случае изменения конъюнктуры рынка. «Такие примеры на практике встречаются все реже. Как правило, они признаются судом недействительными, ухудшающими права потребителя», — добавил юрист.
3. Доплата за метры
Застройщики иногда включают в договор пункт о возможных финансовых взаиморасчетах при приемке квартиры в случае отличия реальной площади квартиры от проектной (оплаченной), говорит адвокат, кандидат юридических наук Анастасия Поликыржа. При сдаче квартиры часто обнаруживаются отклонения проектных площадей от фактических. Если фактическая площадь больше, то дольщик обязан будет доплатить за дополнительные квадратные метры.
В этом случае для проверки предоставленных данных следует провести замеры самостоятельно или пригласить на приемку профильную компанию, что позволит исключить переплату за недостоверные данные, рекомендует ведущий юрист адвокатского бюро «Юрлов и Партнеры» Анастасия Шеверева. Следует помнить, что по закону в площадь квартиры не включаются балкон, лоджия и терраса.
«Для вашей защиты нужно, чтобы застройщик указал конкретные цифры, в пределах которых может колебаться площадь квартиры и при этом не будет изменяться конечная стоимость. Необходимость данного условия в договоре долевого участия в июле 2021 года еще раз подтвердил Верховный Суд РФ», — добавила Анастасия Поликыржа.
4. Дополнительное соглашение
Еще одна популярная уловка связана с подписанием дополнительного соглашения, говорят юристы. Застройщики часто включают условие о том, что если квартира не будет передана дольщику вовремя, то застройщик направит предложение о продлении срока.
Такие просьбы подписать допсоглашение с новой датой передачи объекта недвижимости встречаются нередко. Это связано с тем, что в случае просрочки дольщик вправе требовать неустойку. Если он подписывает допсоглашение, то такое право теряется. Однако дольщики не обязаны подписывать эти предложения, отметила ведущий юрист адвокатского бюро «Юрлов и партнеры».
5. Продажа квартиры с согласия застройщика
Застройщики также могут прописать в договоре невозможность уступки права требования на квартиры без их согласия. Пока дом строится, дольщик по закону может уступить свои права — продать квартиру в недостроенном доме. Но в некоторых договорах прописано, что нужно получить согласие застройщика на такую переуступку прав и согласовать с ним цену, отмечает Анастасия Поликыржа.
«Это хитрость, обычно застройщики начинают подключать своих риелторов, юристов и берут за эти услуги определенную сумму вознаграждения. Например, дольщик может продать квартиру, но заключив договор по поиску, продаже и регистрации квартиры. Это такой способ получить вознаграждение с дольщика за допуслуги», — пояснила адвокат.
6. Определенная подсудность
Еще один пункт, который застройщик может включить в договор, — это рассмотрение дела в случае возникновения спора только в определенному суде. Например, может быть прописано, что дело будет рассматривать только Мещанский районный суд Москвы, добавила адвокат. «Данный пункт договора ущемляет права истца как потребителя на предъявление иска в суд по своему выбору, вследствие чего является недействительным», — отметила Анастасия Поликыржа.
Застройщики также могут навязывать дополнительные услуги. Например, оформление прав собственности, страхование (может составить 10–30% от стоимости квартиры). Это могут быть также услуги управляющей компании застройщика с повышенными тарифами за коммунальные услуги, привела примеры Анастасия Шеверева из «Юрлов и Партнеры».
7. Рекламные обещания
Распространенной хитростью со стороны застройщика нередко становятся обещания, которые даются вне договора — в рекламных буклетах или на словах, отмечает Анастасия Поликыржа. Например, это может быть вид из окна, дом бизнес-класса, бассейн на территории комплекса или благоустроенная территория с детским садом. Но нужно понимать, что не все обещанное в рекламе и на буклетах будет воплощено в жизнь.
«Застройщики зачастую привлекают дольщиков хорошей инфраструктурой и отличным благоустройством, но так как указанные условия не фигурируют в договоре долевого участия, надо быть готовым к тому, что они будут выполнены не в полном объеме. Так, например, к моменту сдачи дома могут быть не построены детские сады и школы, что добавит проблем дольщику», — рассказала Анастасия Шеверева.
Как не попасть на уловки
Чтобы не попасть на подобные уловки, при подписании ДДУ эксперты рекомендуют обратить внимание на следующие моменты.
В первую очередь стоит понимать, что вы покупаете. В ДДУ должно быть четко прописаны все параметры приобретаемой недвижимости, говорит управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Во-первых, формат недвижимости — жилая ли она вообще. Например, некоторые покупают апартаменты, а потом удивляются невозможности прописаться или другим ограничениям. Во-вторых, проверить площадь и стоимость, в том числе стоимость и квадратного метра. В-третьих, изучить расположение и планировку квартиры, состояние помещения и коммуникаций (с отделкой или без). Особенно тщательно нужно изучить все характеристики объекта, если оно сдается с отделкой под ключ.
Второй момент, который нужно проверить, — это указанные в ДДУ сроки ввода дома в эксплуатацию и сроки передачи ключей. Как правило, это две разные даты, что надо учитывать при планировании ремонта и переезда в новую квартиру.
Третий важный пункт, на который нужно обратить внимание, — это обязательства застройщика по устранению строительных дефектов и гарантийные обязательства на объект недвижимости и коммуникации. В случае возникновения проблем собственник может апеллировать к застройщику именно на основании этого пункта, а также характеристик передаваемого объекта, указанных в ДДУ.
Четвертый момент, который нужно изучить, касается обязанностей и самого дольщика, и других условий сделки. Например, здесь может быть прописана необходимость согласования условий переуступки ДДУ с застройщиком. «Если дольщику нужно будет срочно продать квартиру, а застройщик не захочет быстро согласовывать сделку, то вопрос придется решать в суде, что займет время», — отметила Ирина Доброхотова.
В целом надо ориентироваться на содержание самого договора, а не на то, что указано в рекламе. Важно ознакомиться с проектной документацией, в том числе с декларацией, в которой указано финансовое положение застройщика. Наличие декларации можно проверить на сайте Минстроя России.