софт шаклы что это
Обсуждали новый «софт-шакл», а в итоге «родили» целый ликбез и теорию их самостоятельного изготовления
Часто комментарии оказываются интереснее самих постов. То же произошло и с постом о «мягких шаклах», где Вячеслав Михайлов не просто высказал свое мнение, но и устроил целое обсуждение самостоятельного изготовления.
Цитирую: Кто в теме, даже не обсуждает достоинства и недостатки софт шакла. Вещь нужная и, главное, безопасная, по сравнению с металлом. Не каждый металлический шакл вы сможете вставить в буксировочную проушину, а уронив его в глубокую лужу можете попрощаться, в то время как софт шакл не тонет. Порвать его… ну, попытайтесь, думаю, будете удивлены. Шакл из 10мм троса 10т. – этого хватает за глаза. Плету сам. Главное научиться плести концевой узел! В основном их два – это «даймонд»(бриллиантовый) и кельтский узел.
Дальше, ответ на вопрос, сколько надо троса и где его купить:
Купить синтетический трос (кевлар) сейчас не проблема. Цена зависит от качества и колеблется от 180р/м до 750р/м. Оптом брать всегда дешевле. Мы собираемся с ребятами, считаем кому сколько нужно (лебедка 20-35м + удлинители 30-50м и 15м на софт шаклы). На один софт шакл уходит 1,3м — 1,5м. На фото красный и зеленый, более качественный и дороже идет у меня на лебедку, серый дешевле идет на удлинители и софт шаклы. Покупаю всегда в одном месте 4x4tur (Андрей Светланыч).
От себя дополню, что можно купить самые разные лебедочные тросы и в интернет-магазине Автовентури или у дилеров по всей стране.
Дальше следует хорошее пояснение про использование «мягких шаклов»:
Трос этот не тянется и очень прочный, использовать его в качестве рывкового нельзя – можно разорвать машину. По своим свойствам он даже лучше металлического, а главное – легче и безопаснее при разрыве – нет эффекта лопнувшей струны, он сразу падает на землю. Вот так выглядят удлинители для лебедки.
И, традиционно, лайфхак:
Ну и с помощью софт шакла можно сделать самый простой блок для увеличения тяги лебёдки. Это, конечно, крайний случай, если основные 1-2 блока вышли из строя или утеряны.
Дальше понеслось обсуждение прочности узлов «мягкого шакла»:
Вячеслав, 10т это для троса без узлов. В этом шакле в лучшем случае останется половина прочности.
Гришка Хммммм, даже не обсуждается с теми, кто не в теме! Узел в софт шакле – это концевой элемент! Ты быстрее проушины вырвешь, чем порвешь такой софт шакл. Люди по свой глупости, незнанию и в попытке сэкономить используют ещё строительные шаклы, вот это страшно! Если концевой узел завязан правильно, то шакл держит. Порвать можно всё, но 10т это выше крыши для авто! Посмотри испытания шаклов, там всё по чесноку. На Ютуб: The Recovery Shackle Destruction Test — Unsealed 4X4.
Вячеслав, ты это расскажи тем, кто с веревками и узлами работает. Альпинисты на тебя с улыбкой посмотрят. Но переубеждать не станут. Одно дело железяки дергать в канаве, а другое дело, когда связка скалолазов в ущелье летит из-за незнания теории. Любой узел ослабляет верёвку. И топить за то, что статика с разрывной нагрузкой 10 т будет иметь те-же характеристики в шакле. Это…
Но ты дальше носа своего ничего не хочешь видеть.
Гришка Хммммм, покажи мне узел, который ослабляет и дает разрыв у этого шакла по узлу. Я не альпинист, простой морской и слава богу гашу заплести и узел завязать могу, и вот не помню случая что бы по узлу разрыв был! А если ваше горе-восходители за своими веревками не следят, и они прелые, то….
В общем, спор там явно не закончен и продолжится. Можете добавить свой опыт или свое мнение. Я для себя уже понял, что надо иметь и тот, и другой шакл. Когда спросят, какой у тебя… у меня все будут =)
А вот, что касается таких людей как Вячеслав, то когда-то, благодаря таким, выживали и наполнялись техническими разъяснениями, опытом и лайфхаками все автомобильные форумы. Теперь наполняем Дзен!
Как выбрать шаклы для буксировки внедорожника
Любой внедорожник застряёт всегда! Какой бы ни была подготовка автомобиля и её владельца. И тогда, в большинстве случаев, на помощь приходит другой внедорожник. Ну, или, в крайнем случае, трактор. Буксировочный трос цепляется к фаркопу тягача, и. А к чему же зацепить трос на застрявшей машине?
К пониманию истины о том что каждый внедорожник имеет свой предел проходимости приходят все джиперы. Кто-то понимает это сразу, а кто-то со временем. В любом случае джипы застряют. И тогда приходится их доставать из разных передряг. Самый популярный метод — это буксировка. С тонкостями этого процесса знакомится каждый, кто решается впервые выехать за пределы асфальтированной дороги.
И вот, когда Ваш внедорожник безнадёжно засел в очередной луже, Вы понимаете что Вам нужна помощь. И когда эта помощь, в лице верного товарища или местного тракториста, накинув буксировочный трос на фаркоп своего транспортного средства, по колено в грязи приближается к вашей машине, у Вас появляется искра надежды на освобождение. И вот здесь, очень часто, как гром среди ясного неба, возникает вопрос. «А шакл есть?»
Для чего нужен шакл?
Опытный джипер уже будет держать это предмет наготове, а у новичка в глазах будет лишь растерянность. «А разве буксировочный трос не комплектуется крюком?» Конечно комплектуется! Только если это трос для легкового автомобиля! Но у нас то настоящий внедорожник! И трос нужен тоже настоящий, и желательно динамический.
Потому что достать вашу машину из грязи получится только мощным рывком. И тросы, способные выдержать такие нагрузки действительно не комплектуются крюками, а имеют обычные петли на своих концах. И если у Вас не 469-й УАЗ с крюками на бампере, то такой трос вы сможете закрепить в буксировочной проушине только с помощью такелажной скобы, или шакла.
Что такое шакл?
Вот вам и размер проблемы. Есть тягач и есть трос который нельзя закрепить на застрявшей машине. А всего то нужно иметь при себе устройство, представляющее из себя металлическую скобу с запорным приспособлением в виде винта. Бывают шаклы с гайками и шплинтами, но для внедорожных дел винт будет удобнее. Гайка и шплинт всегда норовят потеряться, а отыскать их в грязной луже практически нереально. Так стоит ли дальше говорить о необходимости комплектации Вашего внедорожника таким простым, недорогим и эффективным приспособлением?
Как выбрать шакл для буксировки внедорожника?
Форма шакла
По своей форме шаклы бывают D-образные (иногда их называют U-образные или прямые) и омега-образные, по форме напоминающие греческую букву Ω. Для внедорожников мы рекомендуем использовать именно омега-образные шаклы. Благодаря своему строению они значительно удобнее в эксплуатации.
Например, коразащитная стропа проденется значительно быстрее и правильнее в омега образный шакл чем в прямой. Также, в омега образный шакл проходит носик реечного домкрата, что позволяет поднимать внедорожник прямо за шакл. Это значительно удобнее и надёжнее, нежели классический вариант «под низ силового бампера».
Прямой шакл, или D-образный, будет удобен лишь при зацепе за крюк лебёдки, когда выполняется лебежение через блок.
Нагрузка на шакл
Максимальная нагрузка которую может выдержать шакл вычисляется исходя из коэффициента запаса прочности. У качественных изделий он составляет 6:1. То есть, у шакла с WLL 3.25 тонны, максимальная нагрузка составит 19,5 тонн! Это часто сбивает с толку автовладельцев, которые хотят купить шаклы с запасом по прочности, и выбирают например для легковой машины шаклы с WLL 4.75 тонны. Прочность лишней не бывает, но тут есть другая проблема.
Толщина шакла и запорного винта
Толщину шакла обозначают в дюймах, а точнее, в долях дюйма. Самые распространённые размеры 5/8″ и 3/4″. Опять же, маркировка строительная. Автомобильные маркетологи уже давно придумали бы что-то более «продающее», но пока что всё всех устраивает. Главное запомнить что 5/8 это меньше чем 3/4. Если перевести в мм, то шакл 5/8″ будет примерно 16 мм толщиной, а 3/4″ около 19 мм.
Можно предположить что и толщина запорного винта будет соответствовать толщине шакла. Однако, изучив тех характеристики и произведя собственные замеры, мы выяснили что эти значения отличаются. Так, у шаклов ТМ Takelag толщина запорного пальца составляет:
Вероятнее всего это связано со слоем краски на запорном винте, тогда как поверхность самого шакла оцинкованная.
Несколько слов о софт-шаклах
Появление этих изделий вызвано необходимостью обеспечить безопасность при буксировке. Часто во время рывка, от машины отрываются буксировочные проушины, которые вместе с шаклом улетают по непредсказуемой траектории с огромной скоростью. Хорошо если на пути такого снаряда никого и ничего не окажется. Но к несчастью, история помнит очень печальные случаи когда в результате обрыва проушины гибли люди.
Софт шакл немного снимает риск. Но нужно понимать, что буксировочные проушины всё равно металлические, и 100% гарантии безопасности добиться не получится. В остальном, у софт шаклов есть преимущества. Они лёгкие и прочные, легко фиксируются на проушинах и стропах. Правда стоимость этих изделий значительно выше чем у металлических аналогов. Особенно это проявляется у фирменных моделей от ARB или Samson.
Для буксировки легковых автомобилей мы рекомендуем применять 2 тонные шаклы. Их прочность вполне достаточна даже для рывковой буксировки, а толщина запорного винта подойдёт практически к любой проушине.
Для кроссоверов и лёгких внедорожников ( Suzuki Jimny, Нива) вполне подойдут шаклы 3,25 тонны, а для тяжёлых подготовленных вездеходов можно использовать модели 4,75 тонны.
При чём, для владельцев подготовленных внедорожников, мы рекомендуем иметь в запасе все основные модели шаклов. Ведь именно такие машины чаще всего приходят на помощь застрявшим в снегу или грязи менее подготовленным транспортным средствам. И как показывает практика, в комплектацию застрявшего автомобиля почти никогда не входит буксировочный трос и, тем более шаклы.
В заключение
Небольшой ликбез по буксировочным тросам.
Доброго всем времени суток.
На создание данной записи побудил пост: https://pikabu.ru/story/uaz_patriot_i_topovyie_dzhipyi_56883.
В кратце, человек на УАЗ Патриот поехал помогать застрявшим гражданам, одного выдернул, второго почему-то дергал стальным тросом, в итоге поломал ходовую часть автомобиля и трансмиссию (поджег сцепление).
В комментариях многие люди упоминали про динамические тросы, но оказалось что много автолюбителей не знает что это такое.
Итак, начнем с того, что буксировочные тросы можно разделить на две категории: для буксировки и для выдергивания машины, если та где-то застряла.
Когда люди достают такой трос из багажника, я даже не пытаюсь им дергать, сразу говорю чтобы убирали, и достаю свой.
Запомните, все тросы (или почти все), которые так выглядят, или очень похоже (могут различаться цветом стропы, например) предназначены для буксировки автомобиля по обычной дороге. Как правило на этикетках гордо пишут что они рассчитаны на 3 или 5 тонн. Даже если и так то подразумевается статическая нагрузка.
Поэтому, если вы на своем автомобиле собираетесь ехать туда, где можете застрять и есть вероятность, что вас нужно будет выдергивать, приобретите себе динамический трос.
Его особенность заключается в том, что при рывке он немного растягивается, за счет чего гасит рывок, и увеличивает продолжительность тягового усилия (сказано грубо, но суть думаю понятна).
Нет ничего хуже, чем дергать машину стальным тросом, очень легко можно поломать автомобиль: повредить геометрию кузова или оторвать буксировочную петлю.
Не буду рекламировать каких-то производителей, но в гугле легко можно найти себе магазины, которые продают динамические тросы, (как правило, выполнены в виде строп-ленты), а если почитать форумы, то можно подобрать достаточно качественный вариант. Но я пошел по дешевому (для себя) пути.
В комментариях к выше упомянутому посту пользователь @Amar0k попросил рассказать про тот трос, который использую я.
Так как я занимаюсь промышленным альпинизмом, у меня всегда есть старая веревка, на которой уже нельзя работать, связано это как правило с тем, что она в некоторых местах повреждена и с тем, что она от интенсивного использования «задубела», то есть стала жесткой. Но для буксировочного троса такая веревка вполне сгодится.
Я сплел 3 веревки в один канат косичкой, и сделал две петли, методом заплетания свободных концов. Узлов избежал специально, т.к. любые узлы ослабляют веревку (альпинисты поймут).
Выглядит он вот так, общая длина порядка 7 метров.
Вот так выглядит петля.
И запомните, если вы присутствуете при процессе выдергивания чьей-то машины, отойдите на расстояние, большее чем длина буксировочного троса. Если он вдруг лопнет, то с огромной скоростью и силой полетит в сторону одного из автомобилей. Это может нанести очень серьезные травмы стоящему на пути человеку.
Всем удачной зимы, выбирайте правильные тросы, не насилуйте свои автомобили)