соембо символ бурятии что означает
Золотое соембо Бурятии
В левом верхнем углу синей части полотнища флага на расстоянии одной четверти длины флага от древка изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии (соембо), представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу серп луны, над ним круг солнца, а над ним изображение очага из трех языков пламени.
Отношение ширины флага и его длины 1:2».
Постепенно формировался и новый, бурятский язык, во многом отличающийся от монгольского (халкасского) и от тюркского. Если до того этноним «бурят» относился лишь к отдельным племенам, то в дальнейшем начал применяться ко всем монголоязычным племенам Прибайкалья, стал их общим наименованием.
Когда в XVI-XVII веках произошло присоединение Сибири к России, русские встретились с племенами, уже составлявшими бурятскую народность, представленную несколькими группами. Крупнейшими среди них были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Хотя эти племена достигли достаточно высокой степени консолидации, в политическом отношении они еще не представляли целостности.
Русские называли бурят «братскими мужиками» и просто «братами».
Вхождение в состав Российского государства способствовало и дальнейшему объединению бурятского этноса. Процесс этот в основном завершился в конце XVII-XVIII веков. В это же время в состав бурят вошли ассимилированные роды эвенков, а также новые родоплеменные группы собственно монгольского происхождения. Последние составили основу так называемых селенгинских бурят.
Огонь означает не только тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он считался и символом чистоты, и хранителем дома. Ему приносили жертвы. С помощью огня шаманы сцеляли больных, изгоняя из них злых духов. Буряты всегда относились к огню с большим почтением.
Солнце тоже относится к числу наиболее древних символов, и его изображение получило широкое распространение среди народов мира. С ним связаны представления как об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия.
Монгольские, тюркские и палеозиатские народы считали луну главным светилом, называли отец-Луна, на основании фаз, циклов движения луны строилась система восточного летоисчисления, создан был календарь. Вот почему этот знак в соембо располагается вначале (учитывая, как дано описание символа в Законе о нем).
Через два с половиной года после утверждения Государственного флага у республики появился и новый Государственный герб, который сменил прежний, советский, принятый 11 августа 1937 года на VII съезде Советов Бурят-Монгольской АССР.
Только в советское время у бурят появились условия для национально-государственного образования. В феврале 1918 года советская власть была установлена на территории Бурятии, но летом того же года она была свергнута по всей Сибири. 2 марта 1920 года части Красной Армии при поддержке партизан заняли Верхнеудинск (в 1934 году переименован в Улан-Удэ, что означает Красная Уда — город стоит в устье реки Уды).
После разгрома интервентов и отступления белогвардейцев осенью 1922 года Народное собрание провозгласило на всем Дальнем Востоке советскую власть и обратилось во ВЦИК с просьбой о присоединении ДВР к РСФСР. ВЦИК принял декрет, по которому вся территория ДВР вошла как составная часть в РСФСР. В результате к концу 1922 года на территории РСФСР стало две автономные Бурятские области.
30 мая 1923 года Президиум ВЦИК принял следующее постановление: «Объединить в одну Бурят-Монгольскую Автономную Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске». Главным принципом формирования территории единой Бурятии был административно-территориальный. В соответствии с ним в бурятские аймаки входило русское население, вкрапленное в бурятские улусы, и, наоборот, исключались некоторые улусы, оторванные от компактного проживания бурят. 7 июля 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР переименована в Бурятскую АССР.
Наука и Жизнь, 1, 1996, стр. 53-57.
Соёмбо на бурятском флаге как указатель пути
Перевернуть флаг
Народный депутат Украины от «Блока Петра Порошенко» Евгений Рыбчинский предложил перевернуть украинский флаг и тем изменить негативный ход истории, пишет «МК в Бурятии». Нынешний украинский флаг выглядит как блакитно-жовтый (сине-желтый, причем синий цвет — вверху), но так было не всегда. В далеком 1917 году цвета флага были расположены наоборот, жовтый над блакитным. Перевернул украинский флаг гетман Скоропадский, и с той поры украинский народ, по мнению народного депутата, преследуют неудачи.
Перевернутый флаг по мнению некоторых украинцев стал причиной многих катаклизмов
По понятиям востока, синий над желтым есть худшее из возможных комбинаций, обозначает нерешительность, деградацию, печаль, а вот желтое над синим, наоборот, символизирует расцвет, развитие и рай. Майданы, в конце концов, довели Украину до войны, однако весь ужас заключается в том, что, случайно взглянув на развевающийся над площадью Советов флаг Бурятии, мы обнаружим практически то же самое и там.
Доподлинно неизвестно, как отреагировал на предсказание художницы тогдашний заместитель министра экономики Украины, а позднее премьер-министр Украины Юрий Ехануров, стоявший у истоков украинской приватизации и фонда государственного имущества Украины. Неизвестно, где есть сейчас Юрий Ехануров, закончивший в свое время школу в селе Буй Бичурского района Бурятии, и как на нем отразилась война на Украине. Возможно, ему было бы что сказать своим землякам по этому поводу, ибо бурятский флаг, хоть и трехцветный, но голубая волна на нем тоже расположена выше желтой.
Причем, если на Украине блакитный и жовтый занимают равные пропорции, то в Бурятии голубая полоска аж в два раза больше желтой (между ними вклинилась еще и белая полоса), а значит, и последствия могут быть на порядок круче. После того, что произошло на Украине, вчерашние толкования школьных учителей про мирное небо (синий) и золотую пшеницу (желтый) на нашем флаге отчего-то такими уже не кажутся. После репортажей из телевизора, денно и нощно показывающих нам ужасы войны, куда больше верится в то, что синий над желтым означает «вода заливает солнце», а синий — это непременно цвет депрессии, неуверенности и печали.
А может стоит взять на вооружение цвета монгольского или российского флагов?
Как иначе объяснить, почему в Бурятии стали происходить события, которые до того здесь невозможно было и представить? Как рядовые выборы ректора БГУ вдруг переросли в митинги и демонстрации, приправленные откровенно политическими лозунгами, никакого отношения к учебному заведению дотоле не имеющие?
Как депутат Госдумы Вячеслав Мархаев, взобравшись на высокую трибуну, додумался заявить о том, что самое главное качество будущего ректора в Бурятии — это то, что он бурят, а не крупный ученый, управленец, красавец-мужчина или выдающийся общественный деятель? Кто еще вчера мог подумать, что спикер Гершевич, другой красавец-мужчина, до последнего демонстрировавший всю силу и мощь своих мускулов, согласится уйти в добровольную отставку и даже сам назначить ее день и час?
Всем понятно, что в Бурятии надо что-то срочно предпринимать, и чем скорее, тем лучше. Когда все попытки, начиная от «умного правительства» и заканчивая институтом проектных менеджеров, перепробованы, не пора ли просто перевернуть флаг вверх ногами, сделать этот жовтый над блакитным и просто посмотреть, что будет. Хуже не будет уж точно.
Недосказанная символика
Соёмбо, расположенное на государственном флаге Бурятии, представляет собой только часть соембо монгольского мира, в чем некоторые историки видят ошибку. Сегодня мы приводим два мнения на этот счет.
Батор Егоров, кандидат исторических наук:
— Я косвенным образом был свидетелем создания флага Бурятии в 1992 году, поскольку мой научный руководитель доктор исторических наук В.Н.Абаев входил в творческую группу, готовившую новую символику для республики. Мы долго разговаривали на эти темы. Ничего не могу сказать в отношении цветов, я не специалист по геральдике, но в отношении знака соембо, расположенном в левом верхнем углу флага, мнение у меня есть. Соембо — это старинная идеограмма, закодированная программа всего монгольского народа, которая берет свое начало еще со времен гуннов.
В Монголии соембо вошло в государственную символику с 17-го века и включает в себя три языка пламени, венчающие эмблему, — символ процветания народа в прошлом, настоящем и будущем, ибо огонь у монголов издревле означает продолжение семьи, рода. Под огнем изображены солнце и месяц — древние тотемы монголов, о которых в старинных преданиях говорится: «Мы народ, чей отец — молодой месяц, чья мать — золотое солнце».
Два треугольника вверху и внизу обозначают наконечник копья или стрелы, обращенные острием к земле, символизируют победу и готовность народа отстаивать свою свободу и независимость. Прямоугольник является символом прямоты, честности и благородства. Две геометрические фигуры в верхней и нижней части соембо говорят: «Пусть каждый — и низы, и верхи — будет честен и прямодушен в служении родине».
В центре соембо находится древний знак, изображающий двух рыб, бесконечно вращающихся по замкнутому кругу, как символ бдительности, разума и мудрости. Две вертикальные полосы по бокам эмблемы обозначают дружбу и стойкость, и смысл их таков: «Пусть весь народ будет дружен, сплочен, и тогда он будет подобен нерушимой каменной крепости».
На бурятском же флаге вынесены только три элемента монгольского соембо — языки пламени, солнце и месяц. Эти же три элемента соембо изображены на флаге Внутренней Монголии, на флаге бывшего Агинского автономного округа, что вызывает огромное недоумение в монгольском мире. Может, на уровне правительства Монголии этот вопрос и не поднимается, но все, кто имеет контакт с монголами, знают: «половинчатое» соембо на бурятском флаге вызывает у них откровенное неприятие.
Также следует отметить, что каждый монгол, от мала до велика, знает наизусть значение всех элементов символа соембо. Это не просто значок, он передает дух народа, что внушает только уважение к государственной символике. Считаю, что на бурятском флаге и гербе следовало изобразить полную символику соембо, либо не изображать его совсем.
Эрдэм Дагбаев, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии БГУ, вице-президент Всебурятской ассоциации развития культуры:
— Размышления украинского политика очень интересно и полезно для нас, позволяет перекинуть мостик и к символике нашего флага, поскольку очевидно, что в Бурятии мы видим те же самые цвета. Причем полезно оно не с точки зрения: давайте все менять, а с точки зрения понимания, почему у нас так, а не иначе. Даже если в результате таких дискуссий жители Бурятии лишний раз просто поднимут голову вверх и посмотрят на флаг, который десятилетиями развевается над их головами, в конце концов, запомнят порядок расположения цветов на нем, — уже великое дело.
Флаг Бурятии был утвержден в 1992 году как символ новой государственности, авторы объясняли свой выбор цветов так. В бурятском мифологическом пантеоне, где боги и духи делятся на добрых и злых, ведущее место в ряду покровительствующих людям добрых сил занимают Хухэ Мунхэ Тэнгри («Синее Вечное небо») и Улгэн Дэлхээ Эхэ («Необъятная Мать-Земля»). Вечное синее небо — это и есть верхняя синяя полоса, потому оно и наверху, над желтым. Тогда законодатели видели эти символы так, и, наверное, были правы.
У бурят никогда не было своего государства, чтобы говорить о многовековых традициях и их преемственности, соответственно, не было и символических государственных цветов. Мы выбрали эти цвета (синий, белый, желтый) исходя из особенностей развития своего народа. Если в Китае желтый цвет считается императорским цветом, до определенного времени только император мог ходить в одеждах такого цвета, то для нас это цвет буддизма. На нашем флаге этот цвет обозначает именно это, хотя это тоже спорный вопрос, поскольку Бурятия не всегда была буддийской.
Особенности нашей истории таковы, что мы никогда не жили, как монголы, в своем отдельном государстве, не решали тех вопросов, которые решали они (вечная борьба с Китаем и тому подобное), потому и сугубо монгольское соембо не может нести для нас всех тех значений, которые они имеют для представителя Монгольского государства. В их глазах мы люди не самостоятельные, и это вполне объяснимо. Ведь даже полосы на бурятском флаге расположены в соответствии с европейскими канонами, а не азиатскими, то есть на бурятском флаге они располагаются горизонтально, а на монгольском вертикально.
Понятно и почему даже по прошествии двадцати лет «возвращения к истокам» мы лучше знаем, что такое Кремль и Красная площадь, чем значение цветов на флаге Бурятии, не говоря уже о половинчатом соембо в левом верхнем углу. Эти три элемента соембо — языки пламени, солнце и месяц — являются нашей общей монголоязычной символикой, потому и были перенесены на наш флаг, а все остальные элементы в монгольском соембо отражают историческую ситуацию в Монгольском государстве 17-го века.
Этот момент хорошо вписывается в дискуссию в среде этнических бурят на тему, в каком контексте должна развиваться Бурятия. Либо следует сближаться с монголами, поскольку мы одной крови и так далее, либо буряты не монголы, как украинцы сегодня говорят, что они не русские.
Мне ближе позиция, что при наличии общих корней мы все же сформировались, выросли, обрели самостийность в составе Российского государства. Поэтому у нас очень много нюансов, которые отличают нас от остального монгольского мира. Эти нюансы надо знать и уметь их объяснять, и не бояться говорить на эти темы, которые сами по себе чрезвычайно интересны.
Что означает герб Бурятии? Гербы районов Бурятии
Бурятия – республика в Восточной Сибири. Регион известен богатой культурой и уникальной природой. Все это нашло отражение в местной символике. Как выглядят гербы ее районов? Что означает герб Бурятии? В этой статье мы поговорим об особенностях геральдики республики.
Немного о Бурятии
Республика находится на юге Восточно-Сибирского региона и граничит с Монголией. Внутри России ее окружают Иркутская область, Забайкальский край и Республика Тыва. Бурятия протянулась вдоль всего восточного берега озера Байкал.
На территории 351 334 км² проживает около миллиона человек. В регионе соединились восточные и европейские традиции, православие и буддизм. Коренное население республики – монгольский народ, буряты. Сейчас они составляют примерно 300 тысяч человек.
Описание герба Бурятии
Государственный символ республики был принят в 1995 году. Щит герба Бурятии имеет традиционную форму. Внутри него изображается сине-бело-желтый круг, повторяющий цвета национального флага.
Вся основная композиция размещается в пределах этого круга. Внутри него на белом фоне изображены зеленые горы и сине-белые волны Байкала. Внизу круг на гербе Бурятии обрамляет голубая лента «хадак». В буддизме она считается символом гостеприимства и почтения, а также благих пожеланий.
В верхней части круга, выходя за его пределы, находится комплексный символ «соембо». На гербе Бурятии он изображен в виде очага, желтого круга (солнца) под ним и перевернутого полумесяца, но в буддистской традиции может содержать и другие элементы. «Соембо» был очень популярен в средневековой Монголии. Луна и солнце в нем символизируют женское и мужское божество, означая свет и вечность. Пламя – это процветание народа, символ возрождения и продолжения рода.
Гербы районов
В Бурятии 287 муниципальных образований. Все они делятся на 21 район и два города республиканского значения – Северобайкальск и Улан-Удэ. Последний является административным центром региона.
На гербах районов Республики Бурятии отразились главные особенности регионов. Они практически не затрагивают истории края, показывая в основном уникальность его культуры и природы. Так, на многих официальных символах можно увидеть типичных для Бурятии животных, изображение местных ландшафтов и монгольских орнаментов. В отдельных регионах отображается также их главная экономическая деятельность. Давайте рассмотрим некоторые гербы более подробно.
Улан-Удэ
Столица республики ранее называлась Верхнеудинском. В XVIII веке она была популярным торговым центром, в котором часто проводились ярмарки. Сейчас об этом свидетельствует серебряный жезл Меркурия, скрещенный на городском гербе с рогом изобилия.
Геральдический щит увенчан золотой короной с четырьмя зубцами в виде башен, украшенной традиционным монгольским орнаментом. Пятым, центральным зубцом выступает знак «соембо», такой же, как и на гербе Бурятии. Под щитом находится голубая лента Ордена Трудового Знамени, которым был награжден Улан-Удэ.
Хоринский район
На гербе района изображены два больших сквозных квадрата с закругленными углами. Они переплетены между собой, образуя восьмиконечную фигуру. Один квадрат окаймлен желтой и голубой полосами, другой – полосами красного и голубого цвета. Фон герба серебряный и вместе с лентами он дает отсылку к цветам флага Бурятии и России.
Внутри квадратов находится лазоревый круг, обрамленный одиннадцатью шатроподобными зубцами и увенчанный знаком «соембо». Внутри находится белая лебедь – мифическая защитница хоринцев. Она была небесной девушкой-птицей, на которой женился предводитель раннемонгольского племени, основав 11 местных родов.
Закаменский район
Герб Бурятии
Символика Республики Бурятия, которая существует с 1923 г. как республика СССР, отражает традиции и культуру бурятского народа. Современный герб республики создан как геральдическая эмблема, отражающая национальную самобытность бурят, их верования, обычаи и своеобразие забайкальской природы. Герб был принят руководством республики в 1995 г., позже в него были внесены некоторые требуемые изменения.
Изображение
Современный герб Республики Бурятия с 2000 г. выглядит так:
История создания
В советское время Бурятская АССР имела свой герб практически идентичный гербу Советского Союза. Различия этих двух символов заключались лишь в надписях: на бурятском гербе 1937 г. значилось название и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» по-бурятски и по-русски. После 1978 г. использовался тот же символ, только надписи были незначительно изменены, и вверху эмблемы возникла советская красная звезда.
После перестройки гербовые республиканские символы России были повсеместно изменены.
Изначально в 1995 г. при создании герба Бурятии его автор, художник А.А. Хорёнов, предложил в качестве формы эмблемы трехцветный круг. Его цвета соответствовали цветам государственного флага Бурятии. Вверху эмблемы размещалось соёмбо золотого цвета, в середине – волны Байкала и горные вершины, внизу – лента хадак. На центральную часть ленты была помещена надпись – наименование республики на бурятском и русском языках.
Впоследствии герб приобрел современный вид. Изменения, внесенные в эмблему Бурятии в 1999 г., признаны были привести герб в соответствие гербоведческим нормам.
Данные изменения коснулись:
В результате герб республики был занесен в геральдический регистр в 2000 г. под номером 989, хотя и остались некоторые геральдические погрешности, например, реалистичное изображение элементов на гербовых символах недопустимо, но прекрасные горы, правдоподобно изображенные на гербе, были здесь оставлены как есть.
Символика герба
Форма круга, выбранная для герба, символизирует земной шар, солнце, а также является здесь воплощением подковы как символа счастья.
Герб Бурятии включает в себя также ряд национальных бурятских символов: соёмбо, волны и горы, хадак. Рассмотрим значение этих фигур на гербе Республики Бурятия подробно.
Частично воспроизведенный на гербе монгольский символ соёмбо
На бурятский герб древний символ – золотое соёмбо – попал в неполной версии. Лишь его верхняя часть, состоящая из символов огня, солнца и луны, расположенных сверху вниз, присутствует в верхней части бурятской эмблемы:
Верхние символы соёмбо трактуют происхождение монголов, смысл и цель их существования. В целом же соёмбо у монголов и у бурятов является символом вечной жизни.
Природные элементы – байкальские волны и горы
Байкал – главная природная достопримечательность Бурятии, она воплощена в гербовой символике республики в виде волн одинаковой ширины белого цвета на фоне синей воды. Горы как природный элемент бурятских пейзажей представлены здесь в реалистичном виде: горные вершины окрашены в темно-зеленые и светло-зеленые тона.
Изображение природы на гербе нетипично и придает особое своеобразие гербу Бурятии.
Бурятская ритуальная лента хадак
Лента на гербе Бурятии не является декоративным элементом. Это ритуальная бурятская лента, которая используется в различных бурятских торжествах, в частности, на свадьбах. В Бурятии эта лента ассоциируется с гостеприимством, почтением, радушием, являясь символом бескорыстия, чистоты, дружбы, мира, сострадания, знаком огромного уважения к человеку.
Хадак в Бурятии – ценный подарок, преподносимый в честь знаменательного события (свадьбы, рождения детей и др.) с пожеланием удачи. Он издавна использовался бурятами в обрядах, наделяясь при этом силой оберега.
Гербовые символы имеют прямую ассоциацию с бурятской республикой и ее народом, отражая национальное своеобразие коренного народа Сибири, а природные объекты добавляют эмблеме образности и выразительности.
Цветовая палитра герба
Цветовая гамма герба хоть и использует геральдические цвета, но стоит отметить, что они достаточно редко встречаются в гербовой символике. Цветовая палитра герба включает такие цвета:
Вся цветовая гамма герба спокойная и умиротворяющая из-за преобладания в ней холодных (синий, голубой), нейтральных (белый, серый) и переходных цветов (зеленый). Теплые оттенки, такие как красный, желтый, либо отсутствуют совсем, либо присутствуют в незначительной степени. За счет редких цветов, использующихся в геральдике и присутствующих в данной эмблеме, герб бурятов смотрится очень стильно.
Герб Бурятии, сочетая в себе национальный колорит, исторические и культурные символы бурятов, а также некоторые несовершенства, противоречащие геральдическим нормам, являет собой гербовой образец неповторимости, оригинальности и уникальности.
Символ Соёмбо
В алфавите Соёмбо две вариации символа Соёмбо используются для обозначения начала и конца текста. Считается возможным, что сам символ может предшествовать сценарию. [ необходима цитата ]
Содержание
Символизм [ править ]
Соёмбо состоит из десяти элементов в виде столбцов из абстрактных и геометрических символов и узоров. Это огонь, солнце, луна, два треугольника, два горизонтальных прямоугольника, тайцзиту ( инь и ян ) и два вертикальных прямоугольника. Элементы символа имеют следующее значение (сверху):
Использует [ редактировать ]
Символ Соёмбо появился на государственном флаге Монголии с момента обретения ею независимости в 1911 году (кроме периода 1940-1945 годов). Он служил гербом Монголии с 1911 по 1940 год и был снова включен в дизайн в 1992 году. Транспортные средства Вооруженных сил Монголии имеют этот символ в качестве маркировки.
Флаг и герб Бурятии, а также флаг Агинского Бурятского округа в России и Народной партии Внутренней Монголии отображают верхние элементы (Пламя, Солнце и Луна).
Юникод [ править ]
Soyombo доступен в Unicode как U + 11A9E, 𑪞, Soyombo Head Mark с луной, солнцем и тройным пламенем. Есть альтернативные формы Соёмбо в U + 11A9F, 𑪟, Соёмбо Головной Знак с Луной, Солнцем и Пламенем и U + 11AA0, 𑪠, Головной Знак Соёмбо с Луной и Солнцем. Блок Soyombo был добавлен в Unicode в июне 2017 года с версией 10.0.